Вечерние молитвы: читать вечернее правило молитвы || Азбука веры вечерняя молитва

Молитва мы́таря

Боже, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

См. Лк.18:13: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Мытарь – сборщик податей и пошлин в Палестине. «Грешник», «язычник» и «мытарь» были синонимами у евреев того времени (см. Мф.5:46; Лк.5:30). Тем не менее многие из мытарей уверовали во Христа.

Тексты вечерних молитв

Ещё несколько столетий назад не было принято читать вечернюю молитву всем верующим, лишь священнослужители следовали этому правилу.

Нет строгих ограничений и наставлений для обращения к Господу. Православную вечернюю молитву можно читать, как вслух, так и про себя. Не обязательно даже наличие в доме иконы, но это поможет сосредоточиться на словах и просьбе.

В молитвослове прописаны молитвы на русском языке с ударением, которые считаются универсальными, их произносят и утром, и вечером. Такие молитвы следует знать всем, ведь они не только приносят умиротворение, но и дисциплинируют.

Молитва 6-я

Вечерние молитвы: читать вечернее правило молитвы || Азбука веры вечерняя молитва

(24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

Кондак Богородице

Молитва шестая, того же святого

Царю́[1] Небе́сный, Уте́шителю[2], Ду́ше и́стины[3], И́же везде́ сый и вся исполня́яй[4], Сокро́вище благи́х[5] и жи́зни Пода́телю[6], прииди́ и всели́ся в ны[7], и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же[8], ду́ши на́ша.(2)

Молитва Святому Духу – это стихира праздника Пятидесятницы. С периода от Пасхи до Пятидесятницы не читается. По слову апостола Павла, мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим.8:26)

[1] Царю, Утешителю, Душе (Дух), Подателю, Блаже (Благой) – формы звательного падежа.

[2] Утешителю – означает призываемый на помощь, Покровитель, Заступник. Греческий глагол утешать имеет также значения: успокаивать, умиротворять, утешать в скорби, а также убеждать, наставлять к добродетельной жизни.

[3] См. Ин.15:26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

[4] Иже везде сый и вся исполняяй – пребывающий везде, как Бог, и все (весь мир, все бытие) наполняющий.

[5] Сокровище благих — Источник, Сокровищница всего благого, доброго. См. Лк.6:45 (по церк.-слав.): Благий человек из благого сокровища сердца своего износит благое…

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23).

[6] Жизни Подателю – букв. значение греч. слова хориго́с (податель) – тот, кто за свой счет поставлял (в Афинах) хор для празднеств (что было одной из самых расходных общественных повинностей, а потому вменялось в обязанность лишь самым богатым гражданам города). Позднее это слово стало означать вообще помощник, тот, кто доставляет что-либо или снабжает чем-либо: провиантом, жизненными припасами, принимая на себя все расходы.

Сравните в Новом Завете (подчеркнуты слова с этим корнем):Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2Кор.9:10); говорит ли кто, говори как слова Божии; Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. (1Пет.4:11).

[7] В ны – в нас.

Азбука веры вечерняя молитва

[8] Блаже – Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк.10:18).

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша[1], и́мене Твоего́ ра́ди.

[1] Посети и исцели немощи наша – приди (к нам) и уврачуй наши духовные немощи, бессилие, слабость.

Го́споди, поми́луй. (Трижды[1]). Сла́ва, и ны́не.(3)

[1] Трижды – по числу Лиц Святой Троицы.

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости[1] и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́[2] со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно[3] и в неча́янии лежа́щаго[4] воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати[5] и славосло́вити держа́ву[6] Твою́.

И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя[7], отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м[8], и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем[9], и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[1] Я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости – ибо по Твоей великой милости, потому что ты благ (ср. Мк.10:18).

[2] Ниже́ погуби́л мя еси́ – и не погубил (лишил жизни) меня.

[3] Человеколю́бствовал еси́ обы́чно — явил обычное, постоянное (Твое) человеколюбие.

[4]В неча́янии лежа́щаго – без сознания лежащего.

[5] Во е́же у́треневати – чтобы, встав рано, вознести (Тебе) утреннюю молитву.

[6] Державу — власть (также – силу, могущество, господство).

[7] О́чи мы́сленныя – мысли, ум.

[8] Поуча́тися словесе́м Твои́м – при чтении Священного Писания и в молитве размышлять над словом Божиим и учиться понимать волю Его.

[9] Пе́ти Тя во испове́дании серде́чнем – прославлять, воспевать Тебя (с) благодарным сердцем.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон) Прииди́те, поклони́мся и припаде́м[1] Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

[1] Ср. Пс.94:6-7: Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити (пастбища) Его, и овцы руки Его (послушные руке Его).

Припадем – букв. припадем к стопам.

От сна воста́в, полу́нощную песнь[1] приношу́ Ти, Спа́се, и припа́дая вопию́ Ти[2]: не даждь ми усну́ти во грехо́вней сме́рти[3], но уще́дри мя[4], распны́йся во́лею[5], и лежа́щаго мя в ле́ности[6] ускори́в возста́ви[7], и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощне́м[8] возсия́й ми день безгре́шен[9], Христе́ Бо́же, и спаси́ мя.

[1] Полунощную песнь – ср. Пс.118:62: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои. Или отрывок из притчи о 10 девах (Мф.25:6): В полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

[2] Припадая вопию Ти – припадая (букв. к стопам Твоим), восклицаю.

[3] Не даждь ми уснути во греховной смерти — ночь является образом греховной смерти (тьма ночи – тьма смерти, греха). Середина ночи (полночь – самый темный ее час) символизирует сгущенность тьмы греховной. Так как пробуждение от сна есть образ восстания от смерти телесной, то мы просим Господа о восстании от смерти греховной.

[4] Но ущедри мя — но умилосердись надо мной (смилуйся надо мной).

[5] Распныйся волею – (Ты,) принявший распятие по Своей воле.

[6] В лености— в беспечности (о своем спасении).

[7] Ускорив возстави – поспеши поднять, восставить.

[8] По сне нощнем – после ночного сна (расширительно: после греховного помрачения).

[9] Возсияй ми день безгрешен – ниспошли мне день светлый, безгрешный (расширительно; жизнь безгрешную).

К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю[1], и на дела́ Твоя́ подвиза́юся милосе́рдием Твои́м[2], и молю́ся Тебе́: помози́ ми[3] на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи[4], и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи[5] и диа́вольскаго поспеше́ния[6], и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное.

[1] Прибегаю – спешу обратиться (с молитвой).

[2] На дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим – в надежде на милосердную Твою помощь устремляюсь, поспешаю на совершение дел во имя Твое, дел, Тебе угодных. Ср. Ин.15:5: Без Меня не можете делать ничего.

[3] Помози ми – помоги мне.

[4] На всякое время, во всякой вещи – всегда и во всем.

[5] От всякия мирския злыя вещи – от всякого зла этого мира; вообще мирским именуется все, относящееся к страстям мира сего. Ср. Тит.2:11-13: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1Ин.

[6] Диавольскаго поспешения – церк.-слав. слово поспешение означает собственно действие, в данном случае – настойчивое стремление диавола действовать на нас через наши страсти (через мирское). Ср. Рим.7:5: Когда мы жили во плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Ср.

[7] Ты бо еси мой Сотворитель – ибо Ты – мой Творец.

[8] Промысленник и Податель – Премудрый Попечитель и Источник (всякого блага).

[9] О Тебе – на Тебя.

Го́споди, И́же мно́гою Твое́ю бла́гостию[1] и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее[2] вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна[3]; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Тво́рче[4], сподо́би мя и́стинным Твои́м све́том и просвеще́нным се́рдцем твори́ти во́лю Твою́[5], ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва живые помощи отче наш богородица

[1] Господи, Иже многою Твоею благостию – Господи, Ты, по многой Твоей благости.

[2] Мимошедшее – прошедшее.

[3] Без напасти прейти от всякаго зла противна – провести без искушений от всякого противостоящего (мне) зла.

[4] Всяческих Творче – Творец (Создатель) всего.

[5] Сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою – удостой меня озарения (озари, просвети меня) истинным Твоим светом (ср. Ин.1:9: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир) и просвети светом Твоим (удостой просвещения) сердце мое, чтобы я творил волю Твою.

Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти[1], в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй[2], сердца́ же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый[3], Безнача́льный[4] и Присносу́щный[5] Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние[6]; Сам, Безсме́ртный Царю́, приими́ моле́ния на́ша, я́же[7] в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще[8], от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м[9], и оста́ви[10] нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением[11], или неве́дением согреше́нная на́ми;

и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́руй нам бо́дренным се́рдцем[12] и тре́звенною мы́слию[13] всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́[14], ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне[15] Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, в о́ньже[16] со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо[17] отда́ти по дело́м его;

да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем[18], иде́же пра́зднующих[19] глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную[20]. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая[21], и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице

[1] Облагодати – наполни благодатью.

[2] Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей – научи меня прямо, правильно идти по пути Христовых заповедей, поступать по заповедям Христа.

[3] Бдети к песни укрепи – даруй силы (бодрствовать) для молитвенного пения.

[4] Пленицами грехопадений – узами (цепями) моих грехов.

[5] Разреши – освободи.

[6] Борющих враг – от нападающих (на меня) врагов.

[7] Умерщвле́на мя страстьми – меня, (душой, совестью) омертвевшего от страстей.

[8] Я́же Свет невече́рний ро́ждшая – (Ты,) родившая Свет Незаходящий (Немеркнущий).

[9] Ослепшую – не способную видеть истину.

[10] Владычня палато — Чертог, храм Владыки.

[11] Дом Духа Божественна мене сотвори – соделай (и) меня домом Духа Божия. Ср. 1Кор.3:16: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1Кор.6:19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?

[12] Врача – Христа – Врача душ. См. Мк.2:16-17: Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. См. также Мф.9:11-12; Лк.5:30-31.

[13] Волнующася – колеблемого (сотрясаемого).

[14] Вечнующаго – вечного.

[15] Червия же злаго, и тартара – от злого (адского) червя (змия), и от бездны ада. См. Мк.9:43-48.

[16] Да мя не яви́ши бесо́м ра́дование, и́же мно́гим грехо́м пови́нника – не допусти, чтобы я, виновный во многих грехах, стал радостью бесам.

[17] Обетша́вшаго нечу́вственными, Пренепоро́чная, согреше́нии – ослабевшего и одряхлевшего от бесчуственных грехов (т.е. грехов неощущаемых, к котороым я уже потерял чувствительность), о, Пренепорочная.

[18] Странна муки всякия покажи мя – отдали (отстрани) меня от всех мучений.

[19] Умоли – … о моем спасении.

[20] Небе́сная ми улучи́ти весе́лия, со все́ми святы́ми, сподо́би— сподоби меня достичь небесного веселия со всеми святыми.

[21] Непотребнаго – негодного, бесполезного.

[22] Струю давай мне слезам – даруй мне потоки слез.

[23] Благоутробному – милосердному, сострадательному.

[24] Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори – находящаяся превыше Ангелов, возвысь (вознеси) меня над страстями, сотвори меня выше смешения, слияния со всем мирским (со страстями), букв. возвысь меня над суетой, смятением, возмущением и беспорядочностью мира сего.

[25] Сене небесная – Сень (Палата), вмещающая Бога, живущего на небесах.

[26] Духовную благодать во мне направи – устрой, управь действие во мне духовной благодати.

[27] Воздею – поднимаю, обращаю (к Тебе в молитве).

[28] Душетленных мя пакостей избави – избавь меня от зла, растлевающего мою душу.

[29] Прилежно – усиленно.

[1] Отжени от мене – отгони, удали от меня.

[2] Смиреннаго и окаяннаго – удрученнаго, изможденнаго, бедного, жалкого, достойного сожаления.

[3] Забвение -забывчивость, невнимательность ( в деле спасения).

[4] Нерадение – отсутствие старания, усилия; небрежение.

[5] Скверная – нечистые.

[6] Лукавая – злые, завистливые.

[7] Нищ – здесь: нищий добродетелями, их не имеющий.

[8] Лютых воспоминаний и предприятий – жестоких, пагубных мыслей (образов) и замыслов, намерений.

[9] Яко благословенна еси от всех родов – ибо Тебя благословляют (прославляют) все народы, все поколения.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах – см. Лк.1:28 – слова Архангела Деве Марии.

Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – см. Лк.1:42 – слова праведной Елизаветы.

[1] Радуйся – обычная форма распространенного на Востоке приветствия.

[2] Благодатная — исполненная благодати Божией; букв. облагодатствованная.

[3] В женах – среди женщин.

[4] Яко Спаса родила еси – ибо Ты родила Спасителя.

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Воста́вше от сна, припа́даем Ти[2], Бла́же, и а́нгельскую песнь вопие́м[3] Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею[4] поми́луй нас.

[1] Тропари Троичные – тропари, обращенные ко Пресвятой Троице.

[2] Припадаем Ти — припадаем к Тебе (букв. к Твоим стопам).

[3] Ангельскую песнь вопием – воспеваем песнь, которой Ангелы славят Бога. Пророк Исаия повествует о Серафимах, стоящих вокруг Престола Господня и взывающих друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:2-3). (Господь Саваоф – Господь Небесных (Ангельских) сил, воинств).

[4] Богородицею – по молитвам Богородицы.

Сла́ва: От одра́ и сна воздви́гл мя еси́[1], Го́споди, ум мой просвети́ и се́рдце, и устне́ мои́ отве́рзи, во е́же пе́ти Тя[2], Свята́я Тро́ице: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

[1] Воздви́гл мя еси́ – поднял меня.

[2] Во е́же пе́ти Тя – чтобы воспевать Тебя.

И ны́не: Внеза́пно Судия́ прии́дет[1], и коего́ждо дея́ния обнажа́тся[2], но стра́хом зове́м (4) в полу́нощи[3]: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

[1] Внеза́пно Судия́ прии́дет – внезапно придет Господь судить каждого из нас (наша смерть), и все человечество (Страшный Суд). См. Мк.13:36 и др.

[2] Коего́ждо дея́ния обнажа́тся – дела каждого (человека) откроются (См. 1Кор.3:13).

[3]Но стра́хом зове́м в полу́нощи – но со страхом, в страхе зовем в ночи греховной.

Полночь – время полуночных молитв. Кроме того, полночь здесь употребляется, возможно, и как образ внезапности пришествия Судии (см. притчу о 10 девах (Мф.25:1-13), где жених приходит также в полночь, а также Песн.5:2-7).

Го́споди, поми́луй (12 раз).

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́[1], и благослови́ достоя́ние Твое́[2], побе́ды на сопроти́вныя[3] да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство[4].

[1] Люди Твоя – людей Твоих, народ Твой.

[2] Достояние Твое – букв. – наследие Твое (т.е. верующих).

[3] На сопротивныя – над врагами, противниками.

[4] Твое сохраняя Крестом Твоим жительство – силой Твоего Креста сохраняя Твой народ (здесь жительство в значении жителей), Твоих людей (т.е. христиан).

Псалом 50[1]

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости[2] Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че[3] омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну[4]. Тебе́ Еди́ному[5] согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х[6], и победи́ши внегда́ суди́ти Ти[7].

Се бо[8], в беззако́ниих[9] зача́т есмь, и во гресе́х роди́[10] мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́[11]; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси[12]́. Окропи́ши мя иссо́пом[13], и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си[14] ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя[15].

Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди[16] во мне, Бо́же, и дух прав[17] обнови́ во утро́бе мое́й[18]. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь[19] ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним[20] утверди́ мя.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва что вернуть украденное

Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й[21], Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́[22]; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й[23]. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́[24]. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо[25]: всесожже́ния не благоволи́ши[26].

[1] 50-й псалом представляет собой покаянную молитву царя Давида, написанную после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в содеянных преступлениях: подстроенной им смерти в бою воина Урия и прелюбодеянии с его женой Вирсавией.

По глубине покаяния и по силе выраженного в нем смирения 50-й псалом превосходит, быть может, все остальные. Он входит в состав малого повечерия, полунощницы, третьего часа, утренних молитв, последования ко святому Причащению и др.

[2] По велицей милости – по беспредельной милости, т.к. и грехи мои беспредельны.

[3] Наипаче – особенно, преимущественно, многократно.

[4] Выну – всегда, постоянно.

[5] Тебе единому – Тебе Одному, именно Тебе.

[6] Я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х — так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем.

[7] Победи́ши внегда́ суди́ти Ти — победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).

[8] Се бо – ибо вот (вводные слова, обычно не переводятся).

[9] В беззакониих – по святоотеческому толкованию под беззакониями здесь разумеется унаследованная от прародителей тленная (т.е. подверженная смерти) природа, с которой сопряжено множество грехов, беззаконий. О том же говорится и дальше.

[10] Во гресех роди – в грехах родила. Роди – букв. страстно возжелала (и в евр. оригинале, и в греч. переводе).

[11] Истину возлюбил еси – (Ты) любишь истину.

[12] Безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси – неизреченные тайны Промысла Твоего открываешь мне.

[13] Окропиши мя иссопом – окропи меня иссопом. Иссоп – душистый полукустарник с розовыми, белыми или голубыми цветами. Прутики его, связанные в пучок, использовались для окропления. Ими кропили прокаженных для очищения их болезни. Давид говорит об окроплении своей души.

[14] Слуху моему даси – букв. сделай так, чтобя я услышал, возгласи во мне (радость о моем помиловании).

[15] Возрадуются кости смиренныя – здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).

[16] Сердце чисто созижди – очисти сердце мое, (падшую) мою душу восстанови в первоначальной красоте.

[17] Дух прав – дух правильный, справедливый, правдивый, верный. Ср. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них (Иез.11:19).

[18] Обнови во утробе моей – возобнови внутри меня, во мне.

[19] Воздаждь — верни, дай.

[20] Владычним – владычествующим, способным предводительствовать мною, вести меня.

[21] От кровей — возможно, речь идет о пролитой крови Урии, а также о Божией каре по ветхозаветному закону за неправедно пролитую кровь. Так Ною Бог говорит (Быт.9:6): Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

[22] Боже спасения моего – Боже, Спаситель мой.

[23] Возрадуется язык мой правде Твоей – да в радости поведает язык мой о правде и милости Твоей.

[24] Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́ — Господи, открой уста мои, и уста мои будут прославлять Тебя.

[25] Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо – если бы Тебе угодны были жертвы (бессловесных животных) которые законом повелевалось приносить), то я, конечно, принес бы их (Тебе).

[26] Всесожже́ния не благоволи́ши – (но Ты) таких жертв не принимаешь или они стали уже не так благоугодны Тебе (хотя всесожжения) считались выше других жертвоприношений.

[27] Се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т – от души сокрушенной и смиренной Бог не отвращается.

[28] Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на – благотвори Господи, по благоволению Твоему, Сиону. Здесь Давид, пророчествуя, просит о возобновлении Иерусалима после Вавилонского плена.

[29] Да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския – да будут построены стены Иерусалима, разрушенные вавилонянами.

[30] Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая – тогда Ты примешь правильную жертву, которую иудеям можно было приносить только в Иерусалимском храме. Возношение — приносимая в жертву часть животного, всесожигаемая – все тело.

[31]Тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы — тогда иудеи принесут жертву всесожжения. В ветхозаветном храме было два алтаря: для жертвоприношений (жертвенник) и алтарь кадильный (Лк.1:11). Здесь имеется в виду жертвенник.

По толкованию свв. отцов последние строки псалма – это пророчество о Жертве Христовой, Христианской Церкви и Евхаристии.

Символ веры[1]

Ве́рую во еди́наго[2] Бо́га Отца́, Вседержи́теля[3], Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым[4].

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго[5], И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век[6]; Све́та от Све́та[7], Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна[8], единосу́щна Отцу́[9], И́мже вся бы́ша[10].

Нас ра́ди челове́к[11] и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с[12] и воплоти́вшагося[13] от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы[14] и вочелове́чшася[15].

Распя́таго же за ны[16] при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша[17], и погребе́нна.

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием[18].

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́[19].

И па́ки гряду́щаго[20] со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́[21].

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго[22], И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки[23].

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

Испове́дую еди́но креще́ние[24] во оставле́ние грехо́в.

Ча́ю[25] воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка[26]. Ами́нь.

[1] Символ веры является кратким изложением основных догматов Православной веры. Принят на Никейском соборе 325 года (I часть) и дополнен на Константинопольском (Цареградском) Соборе 381 года. Имеет охранительную функцию в защите от еретических учений.

[2] Единаго – одного единственного; ср. Ин.17:3: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

[3 ]Вседержителя – все творение содержащего в Своей власти; ср. Откр.1:8: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

[4] Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым – см. Кол.1:16: Ибо Им (Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое…

[5] Единороднаго – ср. Ин.3:16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

[6] Прежде всех век – прежде всего творения, т.е. Сын так же вечен, как Бог Отец.

[7] Света от Света – ср. 1Ин.1:5: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

[8] Рожденна, несотворенна – ср. Евр.5:5: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; а также 1 Ин.5:1: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего (т.е. Бога Отца, Первое Лицо Пресвятой Троицы), любит и Рожденного (т.е. Иисуса Христа, Бога Сына, Второе Лицо Пресвятой Троицы) от Него.

[9] Единосущна Отцу – одной природы (сущности с Отцом). Ср. Ин.10:30: Я и Отец – одно; Ин.14:11: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.

[10] Имже вся быша – Им (т.е. Словом Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы) сотворено все; ср. Ин.1:3: Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть.

[11] Нас ради человек – ради нас, людей, для спасения всех вообще и каждого в отдельности.

[12] Сшедшего с небес — см. Ин.3:13: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; Ин.6:38: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

[13] Воплотившагося – см. Ин.1:14: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.

[14] От Духа Свята и Марии Девы – см. Лк.1:30-31, 35: И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

[15] Вочеловечшася — т.е. сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую, не перестав при этом быть Богом. См. Флп.2:6-7: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.

[16] Распятого же за ны – распятого за нас.

Предлагаем ознакомиться:  Сильная молитва Николаю Чудотворцу в дорогу на автомобиле и другом транспорте

[17] Страдавша – страдавшего на кресте как Человек. Божественная природа Его оставалась при этом непричастной к страданиям, бесстрастной.

[18] По Писанием – ср. 1Кор.15:3-4: Я (т.е. ап. Павел) первоначально преподал вам… что Христос… воскрес в третий день по Писанию (букв. в греч. по Писаниям). Речь идет о предсказаниях из Священного Писания Ветхого Завета. Вот некоторые из них: Пс.15:10: Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ион.

[19] Седяща одесную Отца – ср. Мф.26:64: …отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Пс.109:1: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Вообще, сидение одесную (т.е. справа)царского престола означает равенство чести и, следовательно, царской власти. Таким образом, о Сыне говорится, что Он равночестен и равен Отцу.

[20] Паки грядущаго – намеревающегося прийти вновь. Ср. Мф.16:27: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его; Деян.1:10-11: И когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся о вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

[21] Егоже Царствию не будет конца – Его Царство, т.е. Царство Небесное, будет вечным.

[22] Иже от Отца исходящаго – Который (Дух Святой) исходит от Бога Отца; см. Ин.15:26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

[23] Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки – (и верую в Духа Святого) Которому поклоняемся и Которого прославляем наравне с Отцом и Сыном (как Бога, как Третье Лицо Пресвятой Троицы), и Который (ранее, в Ветхом Завете) говорил через пророков. Ср. Мф.28:19: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; 1Ин.

[24] Едино крещение – одно единственное крещение; ср. Еф.4:5: один Господь, одна вера, одно крещение.

[25] Чаю – ожидаю, надеюсь.

[26] Жизни будущаго века – будущей жизни (вечной), Царствия Небесного; ср. 1Ин.5:11: …Бог даровал нам жизнь вечную, и ся жизнь в Сыне Его.

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю[1]; но изба́ви мя от лука́ваго[2], и да бу́дет во мне во́ля Твоя́[3], да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная[4] и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в Ами́нь.

[1] Я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю – ибо я никогда не сделал ничего благого, доброго перед Тобой.

[2] От лукаваго – от диавола, от всякого зла.

[3] Да будет во мне воля Твоя – см. молитву «Отче наш» (Мф.6:10, 11:2).

[4] Да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя недосто́йная – да открою мои недостойные (хвалить Тебя) уста, не подвергаясь за это осуждению (ибо: Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф.7:21).

Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу

Многоми́лостиве и Всеми́лостиве[1] Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́, мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́[2], я́ко да спасе́ши[3] всех. И па́ки[4], Спа́се, спаси́ мя по благодати, молю́ Тя; а́ще бо[5] от дел спасе́ши мя, несть се благода́ть, и дар, но долг па́че[6]. Ей[7], мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости!

Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́[8], о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую[9], спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя[10]. Но та ве́ра моя́ да довле́ет[11] вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника[12] сла́вы Твоея́ ве́чныя.

Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве[13], е́же отто́ргнути мя[14] от Твоея́ руки́ и огра́ды[15]; но или́ хощу́, спаси́ мя, или́ не хощу́, Христе́ Спа́се мой, предвари́ ско́ро, ско́ро погибо́х[16]: Ты бо еси́ Бог мой от чре́ва ма́тере моея́. Сподо́би мя, Го́споди, ны́не возлюби́ти Тя, я́коже[17] возлюби́х иногда́[18] той са́мый грех;

[1] Многомилостиве и Всемилостиве – (Ты), исполненный многой и совершенной милости.

[2] Сшел и воплотился еси – сошел (с Небес) и воспринял плоть человеческую. (См. пояснения 12 и 13 к Символу веры).

[3] Яко да спасеши – чтобы спасти.

[4] Паки – снова (вновь).

[5] Аще бо – ибо если.

[6] Несть се благодать и дар, но долг паче – (то) это не благодать и дар, но более долг (т.е. то, что должным образом причитается как награда за дела).

[7] Ей – да, истинно.

[8] Веруяй бо в Мя, рекл еси — ибо верующий в Меня, – сказал Ты (Христе) (см. Ин.6:47: Верующий в Меня имеет жизнь вечную).

[9] А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую – итак, если вера в Тебя спасает отчаявшихся (потерявших всякую надежду), то вот, я верую (и прошу).

[10] Не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя – ибо не найдешь никаких дел, оправдывающих меня.

[11] Да довлеет – да будет (ее, т.е. веры) достаточно.

[12] Та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника – но да даст она ответ (за меня), да оправдает меня, да соделает меня участником.

[13] Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве – итак, да не завладеет мною сатана и не будет (этим) хвалиться, о, Слово (Божие).

[14] Еже отторгнути мя – что я отторгнут.

[15] Ограды – защиты (ограждения).

[16] Или́ не хощу́… предвари́ ско́ро, ско́ро погибо́х – но если и не хочу, то поспеши и опереди меня, иначе я вскоре погибну.

[17] Якоже – так же, как.

[18] Иногда — некогда, однажды.

[19] Тощно – прилежно, с усердием.

[20] Льстивому — лживому, коварному.

[21] Наипаче же – но особенно (но более всего).

[22] Живота – жизни.

Молитва девятая, к Ангелу хранителю

Святы́й А́нгеле, предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни[1], не оста́ви мене́ гре́шнаго, ниже́ отступи́ от мене́[2] за невоздержа́ние мое́. Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́[3]; укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния[4].

Ей[5], святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и те́ла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х[6] во вся дни живота́ моего, и а́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя[7] в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искуше́ния проти́внаго[8], да ни в ко́ем гресе́ прогне́ваю Бо́га[9], и моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м[10], и досто́йна пока́жет мя раба́ Своея́ бла́гости. Ами́нь.

[1] Предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни – поставленный для охраны, оберегающий бедную, жалкую, исполненную борьбы мою душу и несчастную (подверженную бедствиям и страстям) мою жизнь.

[2] Ниже отступи от мене – и не отступай, не отходи (не удаляйся, не отказывайся) от меня.

[3] Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́ – не дай возможности (не попусти) злому и коварному демону завладеть мной (подчинить себе) через угнетение, порабощение моего смертного тела (через мои страсти телесные).

[4] Укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния – укрепи (букв. крепко возьми)мою несчастную, опустившуюся, слабую, безвольную руку (под рукой обычно понимают волю) и выведи меня на путь спасения.

[5] Ей – да, истинно.

[6] Вся мне прости, еликими тя оскорбих – прости мне все, чем я оскорбил тебя.

[7] А́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя – если в чем-либо согрешил в эту прошедшую ночь, защити, огради меня.

[8] От всякаго искушения противнаго – от всякаго вражеского (т.е. диавольского) искушения.

[9] Да ни в коем гресе прогневаю Бога – чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога.

[10] Да утвердит мя в страсе Своем – и да укрепит Он во мне страх (огорчить) Его. Ср. Притч.1:7: Начало мудрости – страх Господень.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector