Бросить курить в великий пост

Как я бросил курить  (опыт борьбы с грехами табакокурения православного мирянина)

Отцы Церкви и подвижники благочестия о куренииМолитва преподобному Амвросию Оптинскому о избавлении от страсти табакокурения

Москва 2004Благословение Душепопечительского Центра во имя святого праведного Иоанна КронштадтскогоДуховник и руководитель Центра — иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук,профессор

Текст, составление — Алексей Кулаев, все права защищены, 2004 

«Господи, я не хочу и не могу бросить курить, но я все равно буду приходить к Тебе и просить, чтобы это произошло. Ты, Господи, уж сам, пожалуйста, разберись с этой ситуацией». Поделившись такой своеобразной молитвой, она заронила во мне зернышко веры в то, что и со мной может произойти то же самое. Но мне понадобилось еще целых четыре года для воцерковления до такой степени, чтобы начать бороться серьезно.

Время поста

Бросить курить в великий пост

Существует огромное количество определений этого церковного понятия.

Если говорить обобщенно, то пост – это период, когда человек должен переосмыслить свои принципы поведения в обществе и совершенные им поступки, в результате чего жизнь должна измениться, причем в лучшую сторону. Естественно, следует воздержаться от грехов, которые человек совершает наиболее часто: он практически каждый день сквернословит, завидует, злится на окружающих и прочее.

Предисловие

Причиной появления этой небольшой книжки послужило то, что иногда приходиться рассказывать, желающим бросить курить, одно и то же. А это достаточно скучное занятие. Кроме того, в разговоре всего не упомнишь и можешь пропустить что-нибудь важное. Поэтому, если данный труд поможет кому-нибудь избавиться от этого рабства (которое с годами гнетет все сильнее) и к человеку вернется забытая радость бытия «эпохи некурения», то станет понятно, почему я поделился своим опытом.

Итак, начнем.

Позади у вас несколько попыток бросить курить «сразу», может быть еще какое-нибудь «кодирование», разные никотиновые пластыри и т.д. Поэтому пора остановиться и всерьез призадуматься, что война предстоит тяжелая и длительная. Но за то велика и награда , т.е. возвращение здоровья телесного и духовного, ощущение свежести, повышение, как говорят, «общего тонуса», работоспособности, творческих сил и многое другое.

В моем случае это еще исчезновение головных и сердечных болей. А мои друзья сказали мне, что я стал более доброжелателен. На мой взгляд, к бросившему курить, просто возвращаются утраченные качества.Ради этого стоит побороться.Просыпаясь утром, без дурного запаха изо рта, с полностью восстановленными за ночь силами, с благодарностью в сердце появляется мысль: «Слава Тебе, Господи!»

Вредные привычки

Возвращаясь к вопросу о том, можно ли в пост курить, необходимо отметить, что никотиновая зависимость и употребление алкогольных напитков церковью приравниваются к греху, следовательно, верующим от них следует отказаться. Вместе с тем необходимо оговориться, что в определенные дни поста в небольших количествах алкоголь все же допустим.

Безусловно, многие люди, получив ответ на вопрос: «Можно ли в пост курить?», сделают вывод о том, что говение — не для них, поскольку они и дня не могут прожить без сигареты. Что ж, это их право, однако в этом случае курильщики упускают еще одну возможность избавиться от никотиновой зависимости, которая предоставляется церковными канонами. Вместе с тем многие воспринимают вышеуказанную пагубную привычку как «меньшее зло», хотя всем известно, какой серьезный ущерб здоровью она наносит.

После рассмотрения вопроса о том, можно ли в пост курить, возникает другой: «Следует ли признавать процесс воздержания правильным, если человек не может побороть в себе никотиновую зависимость?» Так или иначе, но курение – это греховный поступок, и его нельзя рассматривать в качестве причины того, чтобы не постится. Здесь все зависит от самого человека и от того, насколько он готов мобилизовать свои внутренние ресурсы, чтобы отказаться от табака.

Бытует мнение, что дым, который выпускает из легких курильщик, ставит некий заслон между человеком и Богом, что препятствует проникновению благодати Создателя.

Избавиться от пагубной привычки поможет ежедневная молитва. Такое обращение к Богу призывает совесть принимать жесткие меры в отношении себя. Если уж совсем невмоготу бросить курить, тогда церковь рекомендует воздержаться от табака хотя бы 2 раза в неделю: среду и пятницу.

Достаточно интересным является вопрос о том, можно ли «баловаться табаком» мусульманам во время поста. Необходимо отметить, что, как и провославным верующим, исламистам во время Рамадана также предоставляется возможность убить в себе тягу к курению. Однако необходимо сделать оговорку о том, что мусульмане могут подымить сигаретой после заката, что не будет рассматриваться как нарушение в воздержании.

ШАГ № 2 Куда же бедному курильщику податься?

В 1995 году, в середине апреля, собрались мы с моим другом Антоном и ранним утром поехали в славный город Серпухов, в Высоцкий мужской монастырь, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». К тому времени Антон (стаж курильщика 6 лет) курить уже бросил. Он уже раз в пятый направлялся в этот монастырь, а я впервые.

И, вообще, впервые ехал к чудотворной иконе. Светлое утро с ярким, забытым за зиму солнцем, дыхание старины и благоговение, которое испытываешь уже на подходе к этому монастырю, при виде только его стен, все располагало к молитве. То, не поддающееся никакому определению, ощущение святости, охватывающее человека при нахождении вблизи чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, дивная монастырская служба, неизъяснимая неподдельная уверенность, что там, в алтаре действительно присутствует Сам Господь, вселило тогда в меня ожидание будущих перемен.

После Литургии, по Воскресеньям, перед иконой служится молебен о здравии и потом всем желающим раздается святая вода. Запасшиеся большим количеством емкостей все православные одновременно жаждут их наполнить и поэтому благоразумней немного подождать в сторонке. Поскольку вода постоянно подается в чаны через шланг, то ее все равно хватит всем.

В монастыре уже тогда было собрано два мешка с письмами от тысяч благодарных паломников, получивших исцеления от этих, увы самых распространенных недугов, после усердных молитв у святого образа. Известны случаи, когда длительные поминовения о здравии приносили удивительные результаты. Маловеры и атеисты, хулители и ругатели христианства, становились верующими и навсегда расставались с губительными страстями по молитвам своих близких и иноков монастыря.

Святую воду, привезенную из Серпухова, я старался пить каждое утро в течение всего времени, как бросал курить. Ожидаемого мной моментального чуда не произошло и бросить курить сразу не получилось. Но за то вскоре появилась неприязнь к крепким напиткам, с которыми у меня иногда были проблемы, и с тех пор ничего крепче «Кагора» я не употребляю.

В воскресенье, около 7 часов, электричкой с Курского вокзала до станции «Серпухов» (время в пути 1ч 50мин). Сразу за зданием вокзала на площади остановка автобуса №5 (10-15 мин).

Алкоголь

Огромное количество православных людей беспокоит вопрос о том, можно ли пить в пост спиртное.

Необходимо отметить, что Священное писание не упоминает о ком-то, кто бы в период воздержания пил вино или крепкие спиртные напитки. Напротив, в Библии приводятся примеры, когда православные во время поста не притрагивались не только к еде, но и к воде.

Тем не менее церковный устав дозволяет пить вино в небольшом количестве и в строго определенные дни — субботу и воскресенье. Причем данное правило распространяется на все четыре поста: Рождественский, Успенский, Петров и Великий. Помимо этого, те, кого интересует вопрос: «Можно ли пить в пост?», должны знать, что к употреблению допускаются только красные сорта напитка и в строго дозированном количестве. Конечно же, точного объема вам никто не скажет, но, чтобы не потерять ясность мысли, священнослужители советуют ограничиться одним бокалом.

Примечателен тот факт, что традицию пить вино в период воздержания Россия переняла у Византии и Сирии, где вышеуказанный спиртной напиток разбавляли водой из расчета 1:3. Вино тем самым восполняло дефицит воды, которая была жизненно необходима. Также оно использовалось как лечебное средство, поскольку альтернативных лекарств в то время не было.

В настоящее время определенная часть священнослужителей считает вышеописанную традицию неправильной, настаивая на запрете пить спиртное во время поста.

В любом случае нужно в первую очередь помнить о том, какой смысл несет в себе пост. Важно развиваться в духовном отношении, размышлять над своими греховными поступками, бороться «в себе» с лицемерием, завистью, гневом, тщеславием. Естественно, один или два бокала красного напитка не будут препятствовать их искоренению.

ШАГ № 3 Первая норма. Скорость бега в сторону смерти падает.

После поездки в Серпухов у меня состоялся очередной разговор с моим духовником о курении, и, довольно неожиданно для меня, батюшка дал мне послушание — курить не более 10 сигарет в день. Имея привычку курить не менее пачки, а иногда и полторы, 10 сигарет в день казались какой-то нереальной цифрой. Но делать нечего, и для начала я отказался от первой сигареты.

Это была ритуальная утренняя сигарета по дороге на работу от подъезда до автобусной остановки. Через некоторое время удалось исключить и вторую утреннюю сигарету по дороге от метро до места работы. Но далее начались проблемы, иногда мне удавалось не превышать нормы, но чаще выходило наоборот. Только через три месяца удалось зафиксировать успех на этой цифре в 10 сигарет в день.

Что пить в период поста

Во время говения православным запрещается пить кофе, поскольку по способу приготовления он расценивается как отвар, а это противоречит основному принципу сухоядения. В период поста помимо воды можно пить чай, который является настоем, что вполне допустимо. В определенный временной отрезок табу распространяется на компоты и соки из фруктов.

Правила строгого поста разрешают и даже приветствуют употребление киселей, морсов, лимонада и кваса. Сегодня можно с легкостью найти целый арсенал рецептов по приготовлению данных напитков, и каждый день поста вы сможете наслаждаться новыми кулинарными шедеврами. Особенно популярен и востребован в нашей стране рецепт морса из клюквы – этот напиток не только постный и вкусный, но и полезный для здоровья. Следует также учесть, что в пост нужно употреблять только натуральные напитки.

Безусловно, многочисленные фруктовые коктейли, кисели и лимонады могут быть настолько вкусны, что и после окончания поста отказаться от них будет очень сложно. В любом случае свежевыжатые фрэши в период говения не дадут вам потерять бодрость и обогатят организм витаминами, которые он не получает в связи с ограничениями в рационе питания.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

В самом начале «бросания» мне крупно повезло. По радио «Радонеж» один всеми уважаемый священник прочитал молитву преподобному Амвросию Оптинскому «об избавлении от страсти табакокурения», а я как раз записывал эту передачу на магнитофон. Привожу ее полностью в конце моего повествования.Ежедневно я стал читать ее по несколько раз в день, особенно, когда очень хотелось покурить, а по графику было еще рано.

О избавлении от страсти табакокурения

Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, уцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Тропарь, глас 5

Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим. 

Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Особенности строгого поста

Очень важно помнить о том, что пост следует соблюдать только тем людям, которым воздержание в еде не причиняет вреда. Если вы страдаете расстройствами желудочно-кишечного тракта или у вас нарушен обмен веществ, то говеть нельзя ни в коем случае. Сегодня даже в монастырях далеко не всегда пост подразумевает принцип сухоядения.

Конечно же, все православные ограничивают себя в еде, когда наступает время Великого поста.

Однако следует еще раз подчеркнуть: если у вас имеются проблемы со здоровьем, вы не должны четко следовать всем правилам, которые касаются ограничений в пище. Гораздо важнее переосмыслить свое поведение, вспомнить негативные поступки, совершенные по отношению к своим друзьям и близким.

Так или иначе, но не стоит забывать о том, что существует строгий пост, когда человек может питаться только хлебом и пить воду. Такое воздержание, в частности, приходится на первую неделю Великого поста. В Чистый понедельник православные ничего не едят, молясь в искуплении собственных грехов.

Строгий пост приходится также на последнюю неделю Великого поста – этот период называется Страстной седмицей. В первый, второй и третий дни последней недели можно употреблять в пищу только сырые овощи и фрукты. В Великий Четверг допускается в небольшом количестве красное вино, а пищу можно сдабривать постным маслом.

ШАГ №6 График (на стенку или на шкафчик)

Когда я перестал выходить за пределы «горячей десятки», то следующим послушанием от моего батюшки был переход к норме в 5 сигарет в день. Но поскольку я знал, что сил у меня на такой подвиг никаких нет, то попросил благословить хотя бы на 7 сигарет. И после этого продолжил борьбу. Еще 2 месяца ушло на привыкание к этой норме.

И еще два обязательных условия, которые необходимо соблюсти, чтобы не было самообмана.

  1. Если вы в силу каких-то обстоятельств выкурили сигарету вне графика, допустим в 13.00 вместо 14.00 -ти, то следующая сигарета должна быть выкурена точно по вашему графику.
  2. Недопустимо разбивать сигарету на две части (т.е. выкурить сначала полсигареты, а через полчаса докурить окурок). Если выкурено полсигареты и она выброшена, то надо считать что выкурена целая.

Я заметил также, что если последнюю сигарету выкуривать хотя бы за полчаса до вечернего правила, то утром курить хочется меньше, чем если покурить накануне перед самым сном, т.е. после вечерних молитв. Не следует думать, что вы должны выкурить за день точную свою норму. Конечно, можно и меньше, если получится. Чем чаще вам удастся это сделать, тем быстрее вы бросите курить.

Поститься или нет

Конечно же, соблюдение поста – дело сугубо добровольное. Кого-то приучают к говению с детских лет, кто-то приходит к этому осознанно в зрелом возрасте, а некоторые начинают понимать истинный смысл поста в старости.

Очень часто бывает и так, что в результате стечения определенных жизненных обстоятельств человек не может ни на кого рассчитывать, и он уповает только на помощь Всевышнего. Каким же бывает наше удивление, когда она неожиданно приходит, и после этого у нас появляется вера, которая дает нам силы на соблюдение поста.

ШАГ №8 Пара слов о наглости

Обязательно нужно пересмотреть ваше отношение к окружающим, некурящим людям. Если мы хотим, чтобы Господь был к нам милостив, то, естественно, и мы должны быть милостивы, а именно стараться не создавать для некурящих дискомфорт, т.е. не следует заставлять их дышать табачным дымом.

Бросить курить в великий пост

Когда на остановке, в «час пик», в толпе, ждущей автобус, здоровенный мужик, вместо того, чтобы отойти метра на три в сторону, закуривает (а окружающие люди молча это переносят), то вызывает сомнение, что данный индивидуум обладает какими-то более сильными качествами, чем (увы) эгоизм и наглость. Но зачастую, люди некурящие часто сами виноваты своим молчанием.

Желающие бросить курить должны знать (и это тоже мой собственный опыт), что не будет Божьей помощи, если с пренебрежением относиться к окружающим некурящим людям, особенно женщинам и детям.

ШАГ № 9 Помощь святых угодников Божиих растет

На закате своей эры курения, когда удалось перейти на три сигареты в день, я впервые попал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Как любой нормальный православный, с благоговением переступив порог святой обители и, не спрашивая никого, положился на слова моего друга Антона, что «далее сам преподобный отче Сергие к себе доведет». Так и произошло.

Я почему-то сразу пошел в Троицкий храм, где стоит рака с мощами преподобного. Только помолившись и приложившись к мощам, понимаешь, какую помощь оказывают нам святые. Стоя потом у раки, наблюдая за длинной вереницей православных, стекающих сюда со всех сторон света, я корил себя: «Почему, почему я поленился приехать сюда раньше?

Не отказал и мне преподобный Сергий. После обращения к нему за помощью, сразу легко перешел на 1 сигарету в день. С момента «бросания» прошел год. И тут я понял, что предстоит едва ли не самый трудный этап в моей жизни, когда предстоит бросить курить «совсем».Вечером я ждал этого часа, когда после ужина наконец-то возьму свою заветную сигаретку и покурю всласть.

Но одновременно сам себя и ненавидел. Вспоминал, как Господь помогал мне, когда сводило скулы от желания закурить, а время по графику еще не наступило. В такие моменты надо было всего-навсего потерпеть 5 минуту и просить Господа о милости к себе. Желание закурить испарялось на какое-то время. Я вспоминал молебны у иконы «Неупиваемая чаша», в Иверской часовне, у чудотворной иконы св.

мученика Трифона в храме Знамения у метро Рижская и, все равно, как проклятый, закуривал эту единственную за день сигарету. Мне было стыдно.(Для тех кто не знает Мученику Трифону молятся об избавлении от злых духов. Молебен проводится ежедневно в 10 часов. Приезжая в разных неприятных ситуациях к св. Трифону, я никогда не уезжал от него не утешенным).

ШАГ №10 И последний

О чень важна обстановка (имеется в виду не мебель), в которой находится, так сказать, «бросающий». На мой взгляд противопоказано находиться рядом с курящим человеком, даже если вы в этот момент сами курите, или находиться в накуренном помещении.Через месяц, когда удалось перейти на 1 сигарету в день, стал я думать, как мне двигаться дальше. Попробовал заставить себя курить через день. Сначала не выходило, но потом получилось. Так прошел еще месяц.

За две недели до Масленицы, пытаясь ускорить развязку, попросил у своего духовника отца Алексея благословение бросить курить совсем. Он благословил. Шесть дней я терпел, как мог, но при наступлении седьмого дня не удержался и выкурил целую сигарету. Потом, попереживав, стал жить дальше, не куря. Прошло еще шесть довольно спокойных дней, курить почти не хотелось, но в конце седьмого дня опять произошло то же самое.

Наступил Великий Пост. Во всех православных храмах прошли вечерние богослужения с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. Заключительную часть канона я и отметил последней выкуренной сигаретой. На второй седмице Великого Поста я заподозрил, что бросил курить милостью Божией навсегда. Но только через полгода мог с уверенностью сказать, что курить не тянет совсем.

До следующего Великого Поста из меня активно выходила смола из легких, по утрам слюна была коричневого цвета. Постепенно я начал различать запахи, их появилось очень много, давно забытых. Особенно неприятным оказался запах из моего рта, который раньше как-то не замечал. Но и он со временем стал другим. Постепенно возвращались физические силы. Захотелось по утрам бегать, как в пионерско-спортивном детстве.

Можно ли в пост курить

Начиная с 200-300 метров, через год я бегал от Днепропетровской улицы, из Чертаново, через лес в Ясенево, до улицы Рокотова и обратно. После бега — турники, брусья, потом домой и контрастный душ.Появилось необычное спокойствие и душевный мир. До этого думалось, что курение «хорошо успокаивает нервы». Оказалось, что привычка к молитве, здоровый образ жизни и некурение успокаивают гораздо лучше.Началась новая жизнь.

Конец и Богу Слава !

Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Как я бросил курить  (опыт борьбы с грехами табакокурения православного мирянина)

КУРЕНИЕ1. Как смотреть на негоКурение — дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить их некурящим.Крепко неприлично, но приличие и неприличие, то же что люди, — изменяются.

Потерпите дурную привычку, но в грех ее не возводите.Помолиться, чтобы дочь ваша отвыкла,- хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно. (Вып. 8, пис. 1230, стр. 12)2. Вред от негоДобре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение.

Но совета на это никакого нет и не бывает, кроме — решиться покрепче. Иного способа нет.Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере, наша и общая совесть считает это таким.

Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. Вот вам враг и подсолил. Верно, вы хорошо поговели. Враг надоумил вас положить решение, а потом сбил к нарушению данного слова. Вот и вся история!

Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

«Пишете, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человек — возможно при помощи Божией: только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела; так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью.

Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе, или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска;

Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения.

Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Однажды посетил Старца отец, у которого была очень больна дочь, и просил его молитв. Отец Паисий сказал: «Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере оставь курение, сделай хоть это себе понуждение». И тот с готовностью оставил сигареты и зажигалку прямо на стасидии в церкви у Старца.Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

«Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм приличия и благовоспитанности, то пусть послушают хотя бы современных этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения, справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и благовоспитанность? Видел ли кто-нибудь разумное живое существо, которое курило бы трубку, наполненную дымящейся и дурно пахнущей травой, и испускало бы целые облака зловонного табачного дыма, как если бы это была горящая печь? В таком виде человек уподобляется дракону, а этот мифический зверь аллегорически изображает диавола » (…).

Курение — страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное можно сказать, что курение — некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости.

Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы — курение благовонного фимиама, весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана — употреблению зловонного диавольского зелья».«При службах Божиих воскуривают же ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? Первое приятно Богу, а второе должно быть приятно врагу Божию — диаволу».Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

«Вместо благоухания кадила в храмах мир изобрел свое благоухание табачное, и усердно окуривает себя им с жадностью, почти ест и глотает его, и дышит им, и коптит им свои внутренности и жилища свои, производит отвращение к благ 

Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, — и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.

О как тщательно диавол и мир засевает своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия. Вместо Слова Божия усердно сеется слово мирское, вместо ладана — табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа.Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

…Однажды среди присутствовавших был человек, который сознался, что не исполнил старческое приказание. Он не бросил курение, как приказал ему Старец. Отец Лев грозно приказал вывести этого человека из келии. 

В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету.

Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и, вообще, в ходе жизни…». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

«Бросьте свою дымную привычку! Не легко вам будет, но не надейтесь на себя: призовите Бога в помощь и для Бога разом — непременно сразу — отсеките зло!» 

«Оставил ли А. свою дымную привычку? А если хотя скрытно будет следовать ей, не хорошо будет. Желаю, чтобы он одержал победу над негодною травою и дымом» 

«Позволительно ли служителю алтаря христианского приносить к нему смрад по неестественной прихоти употребленной ядовитой травы, и не должен ли готовящийся к сему служению предварительно остеречься, чтобы не оставить в себе привычки, несообразной с достоинством служения?».

Из писем к молодежиНизость и пошлость мотивов у начинающих курить — быть как все, боязнь насмешек, желание придать себе веса. Одновременно — психология труса и жулика. Отсюда отчуждение от семьи и друзей. Эстетически — это пошлость, особенно невыносимая у девиц. Психологически — курение открывает дверь всему запрещенному, порочному.

Курение и всякий наркоз затмевают наше чувство чистоты, целомудрия. Первая папироса — первое падение, потеря чистоты. Не ложное пуританство, а непосредственное чувство и глубокое убеждение в этом побуждают меня это тебе сказать. Спроси всякого курящего — несомненно, начало курения было для него в каком-то смысле падением».

 «Пристрастие к одному повлечет за собой пристрастие к другому: от курения табака молодой человек переходит к вину; от одной рюмки вина — к пьянству; от вина — к картам и другим страстным играм; отсюда — к праздности, к воровству, к разбою; а отсюда дорога к тюрьме. 

Мы, приближающиеся к новому столетию, ужели стоим уже на наклонной плоскости, чтобы катиться по ней вниз невозвратно? Мы, дети девятнадцатого века, ужели зашли так далеко в пренебрежении к старым добрым и святым обычаям, что и двадцатый век не даст нам или потомкам нашим возврата к этим добрым обычаям?

***В Святоотеческом предании повествуется о подвижнике благочестия, подвизавшимся во времена царя Алексея Михайловича. Схимнику этому было как-то видение нечистого духа, сказавшего, что скоро ему (нечистому) люди будут ртами кадить. Подвижник записал: «что ли люди будут в рот уголья класть?» То же свидетельствуют бесы и сейчас: «У курильщиков не только дым мой, но и огонь» — Из записей иеромонаха Пантелеймона.Наверх{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Апокалипсис мелкого греха

Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. (Откр. 2,4.)

«для курящих». «Курят» — мелко-спокойно грешат все: старые и малые, больные и здоровые, ученые и простые… Преступнику перед казнью позволяют выкурить папиросу. Словно воздуху мало в земной атмосфере, или слишком пресный он, — надо создать себе какой то дымный, ядовитый воздух и дышать, дышать этим ядом, упиваться этим дымом.

И вот все упиваются. До того, что «некурящий» — явление почти такое же редкое, как и «никогда не лгущий», или «ни над кем не возносящийся»… Табачный рынок — один из самых значительных в мировой торговле, и ежегодно миллионы людей трудятся для доставления возможности другим миллионам и миллионам — вдыхать едкий дым, овевать его наркозом свою голову и весь организм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector