Духи земли воды воздуха

Молитва ундинам и призывание Элелогапа

Элелогап (Elelogap) — это один из духов, о которых идет речь в «Истинном гримуаре» и в «Соломоновом ключе» версии Армаделя. Первая часть имени этого духа происходит от древних корней со значениями «возвышенный, величавый, высокий, достохвальный». Ее можно различить в греческом слове — «ура! да здравствует!..

», от которого происходит один из эпитетов Диониса — Элелей (бог воинских кличей ликования). Эквивалентный древнееврейский корень обнаруживается в возгласе «аллилуйя» — «восхваляйте Господа». Его же мы находим и в слове «Гелель» — древнееврейском названии Венеры как Утренней звезды, Денницы, то есть Люцифера.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Важная роль в нескольких гримуарах отводится духу по имени «Гаап» (Gaap, иногда его называют «Гап», «Гоап» или даже «Тап»). В одних классификациях Гаап входит в число королей стихий, в других описывается как «вожатай [или предводитель] четырех верховных королей, могучий, как сам Билет». Что касается Билета, то в этих источниках он именуется первым и величайшим королем над 72 князьями демонов, но в «Заклятой книге мага Гонория» оказывается также первым министром короля Воды.

72 князя подчинялись четырем королям стихий, не включавшимся в их число. Поэтому Билета можно считать дополнительным королем Воды, а Гаапа — духом той же стихии, равным ему по силе. Несмотря на то, что сведения об этих королях, дающиеся в поздних гримуарах, чрезвычайно сложны и запутанны, нам известно вполне достаточно, чтобы отождествить с королем Воды именно Гаапа.

Весьма вероятно также, что он происходит от египетского бога Хапи — владыки Нила. Хапи пользовался огромной популярностью среди древних египтян всех сословий; ему поклонялись по всей стране. Сам Нил мыслился как образ небесных вод или мирового океана: в нем пребывает все сущее, он дает опору всей вселенной.

Духи земли воды воздуха

А имя Хапи созвучно египетскому слову «кеб», которое означает «прохладная, освежающая вода», а также используется как эпитет мага, возвратившего себе молодость. На этих основаниях имя «Элелогап» можно перевести как «Высшие Воды», «Хвала королю Вод», «Хвала прохладной, освежающей воде» или, быть может, совсем просто — как «Святая Вода».

Хапи всегда изображался как мужчина с женской грудью, символизирующей силы плодородия и источник пищи. В Нижнем Египте этого бога почитали под именем Хап-Ресет, в Верхнем — Хап-Мехт. Не исключено, что андрогинный образ Бафомета был отчасти вдохновлен верхнеегипетским Хапи. Изображение этого божества присутствует также в великолепном зодиаке из храма в Дендере эпохи Птолемеев: здесь Хапи, несущий два сосуда с водой, олицетворяет зодиакальный знак Водолея.

К происхождению и значению имени «Элелогап» мы еще вернемся в этой работе позднее. Здесь же отметим, что при правильном понимании Элелогап оказывается одним из важнейших и самых трудных для взаимодействия духов «Истинного Гримуара». Его обычно упускают из виду те, кто интересуется духами не слишком глубоко или излишне привязывается к ярким образам (и в результате обычно начинают с Клаунеха, дарующего богатство, или пытаются вызвать Люцифуга Рофокаля с помощью «Великого гримуара»).

Результаты подобного подхода, как правило, плачевны, и это не удивительно, учитывая, что Элелогап, по лаконичной формулировке из «Истинного гримуара», «управляет всеми делами, связанными с водой».Несмотря на то, что Элелогапу в «Истинном гримуаре» уделяется, на первый взгляд, не так уж много внимания, указанное там же место этого духа в иерархии намекает, что одного взгляда недостаточно.

При том, что так называемые подчиненные духи находятся под властью одного из двух заместителей духа начальствующего, Элелогап оказывается единственным подчиненным двух заместителей одновременно, которые, в свою очередь, подчиняются двум разным Начальникам. Это Аглиарепт (Agliarept), заместитель Люцифера, и Тарихималь (Tarihimal), или Тархимах (Tarchimache), заместитель Бельзебута (Belzebuth).

Одна традиционная классификация духов, сложившаяся еще в древности, а затем переработанная в Средние века, очень удобно накладывается на иерархию духов, представленную в «Истинном гримуаре». Это классификация по стихиям. Самая известная ее разновидность представлена в позднесредневековых источниках — у Агриппы и некоторых других авторов.

С их точки зрения, стихийные духи, или элементали, — это сущности относительно низкого порядка, обитающие в подлунной сфере. Духи Огня в данной системе называются саламандрами, духи Воздуха — сильфами, духи Воды — ундинами, а духи Земли — гномами. В более древние времена классификация элементалей во многом отличалась от этой поздней версии и, среди прочего, включала некоторые сущности, которые можно классифицировать как ангелов или богов.

Например, считалось, что духи Огня созданы из огня звездных сфер, в которых они по большей части и обитают. Точно так же и другим духам стихий приписывалась несколько более природа, и этот высокий статус отчасти сохранялся за ними в магии и фольклоре всегда, несмотря ни на какие модные в тот или иной период классификации.

Как вы уже, наверное, догадались, Элелогап — не саламандра, а ундина, и притом чрезвычайно важная и могущественная. Практикующему магу союз с подобным Правителем способен принести бесчисленные выгоды, и отношения между ними могут оказаться весьма значимыми и устойчивыми. Такой союз облегчит работу со многими разновидностями магии и ритуальной работы, не говоря уже об алхимии, а также будет полезен во многих «бытовых» магических операциях, начиная от ритуальных омовений и заканчивая изготовлением чернил.

Элелогап участвует в любой магической работе, так или иначе связанной с водой. И если вам удастся наладить с ним сотрудничество, то Элелогап будет усердно помогать вам при всяком использовании воды в ритуально-магических целях. Конкретные принципы работы с этим духом зависят от многих особенностей вашей личной жизни и магической деятельности.

Всякая работа с духами — это, как и любые отношения, постоянный процесс, требующий внимания и усилий, а поскольку вода занимает важное место во многих магических операциях, работать с Элелогапом вам придется регулярно. В этом плане он — один из лучших духов, у которых можно учиться принципам взаимоотношений с духами вообще, в качестве побочного эффекта приобретая и новые навыки в общении и отношениях с людьми.

Это связано с тем, что в астрологии стихия Воды соотносится с эмоциональной сферой. Таким образом, взаимодействие с Элелогапом не только повысит эффективность вашей «повседневной» магической работы, но и окажет положительное влияние на вашу эмоциональную жизнь.Простейший способ войти в контакт с Элелогапом — пить воду.

Кстати сказать, многие люди на Западе пьют слишком мало воды, что отрицательно сказывается на их здоровье; и мало кто отдает себе в этом отчет. Поэтому не удивляйтесь, если работа с Элелогапом не только подействует на ваши эмоции, но и улучшит физическое состояние. Это совершенно естественно: ведь вода — одна из основ жизни.

Кроме того, вода входит в состав простейших лекарственных средств — травяных чаев, настоев и отваров. С точки зрения работы с духами, в изготовлении таких лекарств участвует, наряду с Элелогапом, дух целебных растений Херамаэль (Heramael). Сотрудничество с двумя этими духами — исключительно мощное сочетание, благодаря которому вся ваша магическая работа может двинуться вперед семимильными шагами. Но пока что сосредоточимся на одном Элелогапе.

Методы

Как уже было сказано, питье чистой воды — огромное подспорье в работе с Элелогапом. К этому можно подходить по-разному — и совсем просто, и сложными путями. Выбор зависит от вас: действуйте так, как вы считаете более уместным. В простейшем варианте просите духа насытить живительной силой воду, которую вы собираетесь выпить, и выражайте свое желание лучше узнать его, поглощая эту воду.

Более сложные способы требуют ритуальной подготовки воды и сосуда, а также питья или иного использования воды в ритуале призывания Элелогапа. Если вы обнаружите, что в ходе работы с Элелогапом ваша потребность в воде возросла, то, вероятно, дух вас услышал и отвечает. Может быть, он решил помочь вам поправить здоровье, а может, просто дает вам знать, что вы не остались без внимания.

Всякий раз, когда вы так или иначе используете воду в любой магической работе, просите Элелогапа о помощи — либо просто обращаясь к нему, либо читая заклинание. Зачастую достаточно лишь уточнить, какого именно рода помощь вам требуется: «в этом труде очищения», «в очищении этих сосудов магического искусства» и т.п.

Обращаться к духу следует достаточно мягко и не слишком формально. Говорите внятно и искренне, как с человеком, которому вы доверяете.Еще одна очевидная составляющая работы с Элелогапом — соблюдение чистоты, как в ритуальной работе, так и в повседневной жизни. В гримуарной и других традициях часто упоминаются ритуальные омовения.

В некоторых системах, например, в магии вуду, также омовению подлежит не только тело мага, но и различные ритуальные предметы, жилища, рабочие места, порог дома и т.п. У тех, кто успешно практикует магию в подобных традициях, в доме обычно очень чисто — в самом позитивном и духовном смысле этого слова.

Работа с Элелогапом помогает понять, почему это так важно. Помощь этого духа может пробудить в вас сильное желание поддерживать чистоту и порядок. Возможно, вы и без того следите за чистотой и уделяете водным процедурам вполне достаточно времени. Но не удивляйтесь, если от работы с Элелогапом потребность что-нибудь мыть или чистить усилится, а ванны и влажная уборка в доме начнут приносить вам больше радости.

Но для начала одним из самых эффективных способов призвать этого духа в свою жизнь и магическую работу станут ритуальные омовения, подготовка к которым будет включать в себя обращение к Элелогапу. Подобные процедуры можно проводить как независимо от другой магической работы, так и в качестве подготовки к магическим операциям любого рода.

Один и важных и действенных приемов для поддержания отношений с этим духом — сбор воды для магического использования. Для примера начнем с дождевой воды. Собирать дождевую воду можно и регулярно, и от случая к случаю — в зависимости от того, где вы живете. Чем реже идут дожди в вашей местности, тем выше значимость этой задачи и магическая ценность собранной воды.

От этих же факторов зависит и выбор орудий для данной практики. Какие бы орудия вы ни избрали, помните, что они предназначены исключительно для магического применения и использоваться в быту не должны. Желательно, чтобы они были новыми и приобретенными специально для этой цели. Кроме того, очистите и освятите их, прежде чем начнете ими пользоваться.

При этом следует либо посвятить их Элелогапу, либо воззвать к этому духу с просьбой о помощи.Один из возможных подходов заключается в том, чтобы собрать коллекцию освященных чаш разного размера и всегда держать их наготове на случай дождя. Кроме чаш, вам понадобится ситечко и лоскут чистого муслина или другой ткани для процеживания воды, а также отдельная чаша, в которую вы будете переливать воду во время процеживания.

И, наконец, потребуются сосуды для хранения воды, по возможности достаточно большие. Плотно закупоривающиеся емкости с кранами удобны, но желательно обзавестись по меньшей мере одним сосудом с широким горлом и легко снимающейся крышкой. Так вам будет удобнее, например, добавлять в воду травы или пользоваться черпаком (еще одним «водным» орудием, упомянутым в «Истинном гримуаре»).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Вдобавок, работая с таким сосудом, вы сможете смотреть на воду, и это привнесет в ваши отношения с духом воды более личные ноты и определенную эстетическую окраску. Дойдя до этого места, особо нервные читатели могут спросить: «Что же, работа с Элелогапом превратит меня в гиперэмоционального психа, помешанного на чистоте?

» Конечно, нет! Мы говорим здесь только о том, что обычно упускают из виду авторы так называемых учебников по заклинанию духов. Они сообщают вам, как войти в контакт с духами, но не объясняют, как добиться того, чтобы духи, со своей стороны, могли войти в контакт с вами.Тесное сотрудничество с Элелогапом в целом весьма благотворно, однако не стоит недооценивать могущество этого духа.

Его сила, подобно самой воде, станет «просачиваться» во многие области вашей магической работы и обыденной жизни. И столь масштабная помощь потребует от вас признания и благодарности, поскольку будет приносить много радости и удовольствия. Отчасти эта благодарность должна выражаться в заботе о чистоте и сохранности магического оборудования, служащего для работы с духом.

Такая забота будет приятна духу, который, естественным образом, привязан к этим орудиям и радуется, когда вы уделяете им внимание. Возможны и другие приношения, а  какие именно — станет ясно в ходе непосредственной работы с духом. В моей собственной практике жертвы Элелогапу никогда не носили даже мало-мальски зловещего характера (и уж, разумеется, никто от меня не требовал расплатиться за помощь своей бессмертной душой!).

Все дело в том, что личные отношения с духами могут принимать самые разнообразные формы. И, как правило, когда дух просит что-нибудь для него сделать, вам предоставляется возможность многому научиться в этой ситуации. Все это — часть внутренней «химии» отношений, поэтому подобные просьбы со стороны духа обычно следует только приветствовать.

Впрочем, не забывайте, что сила воды не всегда благотворна: она не только дарует, но и отнимает жизнь. В традиционной астрологии стихией Воды управляет Марс, правитель Скорпиона, — планета, названная в честь бога войны. В свете этого не удивительно, что некоторые стороны работы с водой могут оказаться отнюдь не настолько благодатными, как вышеописанные, а то и вовсе опасными. Не случайно Элелогап подчинен двум правителям, что свидетельствует о сложности его природы и разнообразии его возможностей и сил.

Молитва ундинам и призывание Элелогапа

Методы

Молитва ундинам

О, Грозный Царь Морей, держащий Ключи от Хлябей Небесных и заточающий Воды подземные в пещерах и недрах Земли! О, Царь Потопа и Весенних Дождей! Ты отмыкаешь источники рек и ручьев; Ты обращаешь влагу — кровь, струящуюся по жилам земли, — в сок, струящийся по жилам растений. Мы преклоняемся пред Тобой и призываем Тебя.

Духи земли воды воздуха

Говори же с нами в Своих творениях, переменчивых и подвижных! Говори с нами в великих бурях и штормах, — и мы с трепетом склонимся перед Тобой. Говори с нами в лепете прозрачных вод, — и мы возжаждем Твоей любви. О, Безбрежность! Все реки Сущего жаждут раствориться в Тебе — и в Тебе обновляются вечно!

Призывание Элелогапа(Совершать после очищения, принеся в жертву чистую воду и воскурив ладаном и миррой)

Магические операции с использованием воды

небесное происхождение усиливает от природы присущие воде защитные и животворные свойства. Дождевая вода насыщена атмосферным электричеством, благодаря которому она и скапливается в облаках и одним из основных источником которого является Солнце. На ее целебные свойства указывает то, что в ней содержится на 30% больше кислорода, и на 100% больше азота, чем в обычной воде из-под крана.

Этим объясняются идущие с древних времен ассоциации между дождевой водой и Светом, а также «эфирными», легкими стихиями Воздуха и Огня. Чрезвычайно важно и то, что дождь действует как посредник между верхними областями Огня и Воздуха и нижним царством стихии Земли. Древнегреческий врач Гиппократ называл дождевую воду «солнечной» и настоятельно советовал применять ее как наружно, так и внутренне, вкупе с фруктовыми соками, которые тоже содержат много воды, насыщенной кислородом и заряженной солнцем.

Стакан чистой дождевой воды — одно из лучших подношений многим духам, связанным с магической работой любого характера. Подношения — это форма общения, а в любых попытках общения с духами через воду помощь Элелогапа неоценима. Поэтому жертвовать дождевую воду можно духам не только водной и даже не только небесной природы.

На самом деле в этом нет ничего удивительного, потому что природа духов сложна, как и природа всякой магической работы. В свое время маг поймет, что существуют очень веские причины, по которым небесную воду нередко приносят в дар духам более темным. И разобраться в этих непростых материях как нельзя лучше помогает работа с Элелогапом.

Родниковая вода

Другие разновидности воды тоже очень важны в различных отношениях. Некоторые ассоциации, связанные с родниковой водой, в чем-то даже тоньше и глубже соответствий воды дождевой. В магических папирусах и гримуарах, равно как и в фольклоре и мифологии, родниковая вода зачастую связывается с подземным миром, и эта ассоциация неизменно оправдывается в ритуальной работе с духами предков.

Во многих традициях высшие из духов предков нередко приобретают статус божеств, а многие духи и боги в некоторых своих ипостасях принадлежат подземному миру, хотя иногда с течением времени эта связь забывается. Ввиду этого, а также и по другим причинам ассоциации между родниковой водой и подземным миром широко распространены в магии, религии и фольклоре, причем далеко не только на Западе.

Кроме того, вода может символизировать врата между мирами, и родниковая вода нередко проявляется именно в этом качестве. Обычно она очень чистая (если только этому не препятствует современная экологическая обстановка) и может содержать полезные для здоровья минералы. С Жизнью и Землей она связана не в меньшей степени, чем с Подземным миром.

Речная вода

В традиции магических папирусов речная вода связывается с такими великими и могущественными божествами, как Осирис и Серапис: будучи владыками подземного мира, они, тем не менее, милостивы и благосклонны к людям. В греко-римской мифологии упоминаются четыре великих реки подземного мира. Одна из них — Флегетон, огненная река.

Другая — Коцит, нечистая река слёз, от названия которой происходит эпитет одной из Фурий, Алекто, — Cocytia virgo1. Третья — знаменитая Стикс, которая ассоциируется с такими божествами и обитателями преисподней, как Аид, Харон и Кербер, и водами которой клянутся олимпийские боги, когда желают дать нерушимый обет.

Не менее известна и четвертая река, Ахерон, земной двойник которой протекал неподалеку от земного двойника Коцита. В Египте, неподалеку от Мемфиса, было озеро со схожим названием — Ахерусия. Через него перевозили к месту погребения тела умерших; считается, что именно к этому обычаю восходит древнегреческий образ Харона — лодочника, перевозящего души в загробный мир.

Морская вода

Жрец, совершающий действо Огня, да омоется преждечистою, звучной водой многошумного моря.— «Халдейские оракулы», §193

Наиболее подходящей для работы с богами стихии Земли, то есть всего земного и природного мира, авторы магических папирусов считали морскую воду. Среди традиционных указаний, касающихся работы с Элелогапом, обнаруживаются инструкции по изготовлению искусственной морской воды, предназначенные для магов, живущих в таких местах, где нет доступа к морю.

Для этого воду следует просолить, или «промариновать», что в буквальном переводе и означает «уподобить морю». Морская вода использовалась в погодной магии, для вызывания дождя или снега — несмотря на то, что сами по себе эти осадки несоленые. За этой практикой стоит ассоциативная связь морской воды со стихией Земли и земной природой в целом, восходящая к более древним источникам.

Божества, олицетворяющие первозданный Океан, были древнейшими богами как в египетской, так и в греческой мифологии. Важно также иметь в виду, что в греческих мифах морские божества предстают как родители речных богов и низших духов воды. Кроме того, значительная доля дождевой воды происходит из моря, с поверхности которого она испаряется, а затем конденсируется в дождевых облаках.

Таким образом, за всеми этими представлениями стоит некий синтез научного знания и симпатической магии. Впрочем, морская вода — отнюдь не единственная разновидность воды, находящая применении в магии погоды. Для вызывания дождя нередко использовалась вода из ручьев, колодцев и рек.В Древнем Египте символика морской воды заключала в себе и другой важный оттенок.

Если с Нилом ассоциировался Осирис, то его соперник и убийца Сет связывался с морем. Как пишет Плутарх, «…утверждение пифагорейцев о том, что море — это слеза Крона, намекает на его нечистую и чуждую нам природу. {amp}lt;…{amp}gt; Самые мудрые из жрецов не только Нил называют Осирисом, а море — Тифоном, но вообще дают имя Осириса всякому влажному началу и энергии, считая их причиной рождения и субстанцией семени.

Тифоном же они именуют все сухое, огненное, отдающее воду и вообще враждебное влаге»2.Еще одна сторона работы с морской водой в древних источниках основана на ассоциации между морем и богиней Венерой, или Афродитой. Но в этом случае собирают не столько саму воду, сколько морскую пену, которую затем используют вместе с другими ингредиентами в магических операциях, подразумевающих обращение к этой богине.

Внимательный читатель наверняка помнит, что во многие разновидности «Святой Воды» входит соль. И, напротив, в некоторых операциях соли следует избегать — как, например, при работе с духами умерших и подземными духами, обитателями преисподней. В этих случаях соль используется лишь для предварительного очищения пергамента и, при необходимости, для экзорцизма. Если же вы хотите установить дружеские отношения с подобными духами, они никогда не должны сталкиваться с солью в вашем присутствии.

Разновидности воды, находящие применение в магических обрядах и в дивинации, исключительно многообразны. Помимо вышеперечисленных типов, в источниках упоминаются вода, собранная на месте кораблекрушения, роса, собранная с растений, колодезная вода, грязная вода с улицы и т.д. И все эти разновидности имеют свое символическое значение, в одних случаях таинственное и скрытое, в других — простое и ясное.

О стихийных духах Воды

Существуют некие стихийные духи воды, которые именуются у Орфея нереидами; они обитают в водных парах высоко над землей, во  влажном облачном воздухе, и тела их подчас открываются (как говорил Зороастр) зоркому взгляду, в особенности в Персии и Африке.— «Халдейские оракулы», §77

«Выслушайте же меня до конца: да будет вам ведомо, что моря и реки населены точно так же, как и воздух; древние Мудрецы именовали сих насельников ундинами или нимфами. У них мало мужчин и преизбыток женщин, их красота неописуема, дщери человеческие не могут идти с ними ни в какое сравнение».— Монфокон де Виллар. «Граф де Габалис, или Разговоры о тайных науках»3

В испанском фольклоре есть духи, именуемые водяными девами. Водяная дева невелика ростом у нее мерцающее тело желто-соломенного цвета и длинные, струящиеся золотые волосы, а во лбу сияет звезда. На правой руке она носит белое кольцо, а на левом запястье — золотой с черными полосами обруч. Там, где она пройдет, расцветают желтые цветы;

если найти такой цветок и унести его с собой, он станет талисманом на счастье. Испанская водяная дева — образец ундины в ее благосклонной ипостаси, и духи такого рода принадлежат к свите Элелогапа.Ундины, с которыми имеют дело современные оккультисты, практически тождественны водяным нимфам из античных поверий.

Выделялось два основных класса нимф: одни обитали на суше, другие — в воде (впрочем, эта классификация во многом условна). Водяные нимфы были известны под различными собирательными наименованиями и обитали в морях, реках, ручьях, озерах, прудах и источниках. В древности они почитались как богини, хотя и уступали по статусу олимпийским и прочим высшим божествам.

В их честь возводили святилища (так называемые нимфеи), украшенные статуями и состоявшие из алтаря и открытого водоема или водопада, несшего блаженную прохладу в жаркие дни. В жертву нимфам приносили молоко, мед и масло, а иногда также коз. Изображались они обычно в виде прекрасных дев, окутанных покрывалом ниже пояса и держащих в руках сосуд, из которого изливалась вода, или же листья, травы и морские раковины.

Считалось, что увидеть нимфу полностью обнаженной очень опасно: человек рисковал сойти с ума от этого зрелища. Обитали нимфы, по преданию, в море, в горах и на скалах, в лесах и пещерах, а также в гротах, украшенных ветвями вечнозеленых растений и прекрасными фресками. Отдельных храмов, посвященных нимфам, существовало немного, но зачастую святилища их обустраивали в природных пещерах близ источника или ручья.

Важнейший подкласс нимф составляли нереиды, В теории к ним причислялись морские нимфы Средиземноморья и, главным образом, Эгейского моря. Нимфы пресных вод именовались наядами, а нимфы Атлантического океана — океанидами. Однако на практике нереидами называли не только средиземноморских, но и многих других нимф, обитавших как в пресных, так и в соленых водоемах.

Отцом их считался морской бог Нерей, изображавшийся в виде старца с длинной влажной бородой и волосами цвета лазурного неба, отраженного в водах Эгейского моря. На некоторых изображениях борода его состоит из водорослей. Нерей был могущественным прорицателем, и к нему нередко обращались за оракулами, хотя подчас он менял обличья, чтобы ускользнуть от чересчур рьяных охотников за ответами.

Орфический гимн Нерею(фимиам смирной)

Считалось, что у Нерея было всего пятьдесят дочерей; но античные авторы называют многих из них по именам, и при внимательном изучении классических источников обнаруживается, что общее число этих имен — гораздо больше пятидесяти. Многие нереиды фигурируют в мифах как самостоятельные персонажи, исполняя различные роли и функции.

Культ их, по всей очевидности, возник значительно раньше официальной религии олимпийских богов. В «Халдейских оракулах» и других подобных текстах название «нереиды» используется как собирательное для водяных духов в целом, что, по-видимому, объясняется частотой их упоминания в античных источниках.

Ранние христиане считали нимф демонами, и любопытно, насколько каталоги их имен схожи с перечислениями демонических имен в позднейших гримуарах. Но еще более занятно, что сатиры, мужские духи, имеющие гораздо больше общего с «бесами» в представлении христиан, очень редко фигурируют под собственными именами.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Сао, Плото, Амфитрита (богиня моря, прежде всего Средиземного), Прото, Галатея, Фоя, Евкранта, Евдора, Галена, Главка, Фетида (мать героя Ахилла), Спейо, Кимофоя, Мелита, Галия, Агава, Евлимена, Эрато (это же имя носила муза эротической и любовной поэзии, исполняемой под звуки лиры), Пасифея, Дото, Евника, Несея, Динамина, Феруса, Протомедея, Актея, Панопейя, Дорида (тезка своей матери, супруги Нерея), Киматолега, Гиппофоя, Кимо, Эиона, Гиппоноя, Кимодока, Несо, Евпомпа, Проноя, Фемисто, Главконома, Галимеда, Понтопорея, Евагора, Леагора, Пулиноя, Лаомедея, Лиспанасса, Автоноя, Мениппа, Еварна, Псамафа и Немертея5.

Гомер перечисляет по именам более тридцати нереид, среди которых у Гесиода отсутствуют следующие: Фалия, Лимнория, Иера, Амфифоя, Дексамена, Амфинома, Каллианира, Апсевда, Каллианасса, Климена, Ианира, Ианасса, Мера, Орифия, Амафея6.У Аполлодора в числе сорока пяти нереид упоминаются также Главконома, Понтомедуса, Плексавра, Калипсо (нимфа, приютившая Одиссея у себя на острове и сулившая ему бессмертие, если тот согласится остаться с нею;

другие авторы называют ее дочерью Океана), Кранто, Неомерида, Деянира, Полиноя, Мелита, Диона (это же имя, согласно Гомеру, носила мать Афродиты, а иногда Дионой называют саму Афродиту), Несайя, Деро, Эвмолпа, Иона и Кето7. Гигин прибавляет следующие имена: Дримо, Ксанто, Лигея, Филлодока, Кидиппа, Ликориада, Клейо, Бероя, Эфира, Опис, Асия (супруга Иапета, родившая от него сыновей-титанов Прометея, Эпиметея, Атланта и Менетия;

в ее честь была названа Азия — в представлениях древних греков одна из трех частей света наряду с Европой и Африкой), Дейопея, Аретуса, Климена, Кренеида, Эвридика (жена Орфея, которую он пытался вызволить из подземного мира) и Левкотоя8. Согласно мифам, нереиды являлись людям в облике прекрасных дев или полудев-полурыб, наподобие русалок или гаитянской Сирены — морской лоа.

Орфический гимн нереидам(воскурение благовонными ароматами)

Другой подкласс нимф составляли океаниды — дочери Океана (еще более могущественного и древнего морского бога, порожденного самими Ураном и Геей, Небом и Землей) и Тетис, величайшей из всех морских богинь. Океанид насчитывали более трех тысяч, но Аполлодор называет всего семь имен, хотя и весьма знаменитых: Асия (см.

выше), Стикс (главная река подземного мира), Электра, Дорида, Эвринома, Амфитрита и Метида10. Гесиод говорит лишь о старших океанидах, перечисляя сорок одно имя. Он повторяет перечень Аполлодора (за исключением Амфитриты) и добавляет к нему следующие имена: Пейто, Адмета, Примно, Ианфа, Родеия, Гиппо, Каллироя, Урания (то же имя носит муза астрономии), Климена, Идийя, Пасифоя, Клития, Зейксо, Галаксавра, Плексавра, Персеида, Плуто, Фоя, Полидора, Мелобозис, Диона (см.

выше), Керкеида, Акаста, Ксанфа, Ианира, Телесто, Европа (давшая имя еще одной части света), Менесфо, Петрея, Евдора, Калипсо (см. выше), Тиха, Окироя, Хрисеида и Амфиро11.Сам Океан был одним из важнейших божеств античности. Согласно Гомеру, он породил всех богов, и все боги часто навещают своего праотца.

Вспоминается египетский Нун, бог водной бездны, который также почитался как отец всего сущего. Зосима, герметист и алхимик конца III — начала IV вв. н.э., посвятил Океану один из своих трактатов, где назвал его «Истоком и Семенем всех богов». Подобные представления о первородстве воды могут лежать в основе иерархии стихийных духов, использованной в «Заклятой книге»: духи воды занимают в ней первое место.

Орфический гимн Океану(воскурения ароматами)

Примечательно, что Зосима писал также о магических книгах, которые приписывались Соломону и Моисею. Эти тексты относятся к тому же периоду, что и магические папирусы, и тесно связаны с ними, а «Восьмая книга Моисея» даже включается в их число. В трактатах, описанных у Зосимы, фигурируют, в частности, семь гидрий (бронзовых сосудов для воды), служащих для связывания сорока девяти духов.

Эта деталь напоминает о гораздо более позднем предании, изложенном в «Гоэтии», но  имеет под собой более прочные астрологические основания. Те же Соломоновы книги — прямые предшественники гримуаров — описываются и в гностических текстах. В одном из гностических трактатов, «О происхождении мира», упоминаются те же самые сосуды и духи.

А в близком ему по содержанию трактате «Сущность архонтов» действует великий ангел Хелелет, или Элелет, имя которого происходит от того же корня, что и «Элелогап». Элелет — важный персонаж целого ряда гностических текстов, особенно сифианских; это один из Четырех Светов, обитающих пред лицом незримого Бога (Элелет, Хармозель, Ороиаэль, или Уриэль, и Давит, или Давитаэль).

Возможная связь этих Светов с четырьмя королями стихий из позднейших гримуаров подчеркивается тем обстоятельством, что Элелет чаще всего фигурирует в эпизодах гностической мифологии, перекликающихся с магическими текстами того же периода.Возвращаясь к Океану, упомянем, что, помимо океанид, он породил с Тетис еще и множество речных богов, в частности Ахелоя, Алфея, Пенея и Стримона.

Он ассоциировался, прежде всего, с Атлантическим океаном и считался отцом речных божеств и водяных нимф всей Земли. Его супруга, Тетис, была не менее, а, быть может, и более значимым божеством; ее называют матерью важнейших рек мира, к которым причислялись Нил, Меандр, Симоис, Пеней, Эвен и Скамандр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector