Икона алтарница в чем помогает

Описание

Икона представляет собой триптих. Его центральная часть размером 112,5 х 81,5 см, боковые створки — 98,5 х 40 см. На центральной доске изображена обращенная вправо Богородица с восседающим на её руках Богомладенцем. Царственные золотые одеяния Младенеца-Еммануила необычны по форме — исследование византийской иконографии позволяет догадываться, что такие одеяния призваны создать образ погребальной плащаницы.

Грудь Христа опоясана красным шарфом, по всей видимости, указывающим на священническое служение. Эту идею акцентируют и полосы на одеянии от плеч до подола, напоминающие о лентах-источниках архиерейской мантии. Таким образом воплотившийся младенец представлен как Царь, Жертва и Архиерей. Латинская надпись слева от лика Богоматери гласит «СОNDIТОR ЕSТ МUNDI QVЕМ VIRGО СОNTINENT ULNIS» («Создатель мира, которого Дева держит на своих руках»).

На боковых створках изображено 12 сцен, которые читаются слева направо и сверху вниз сразу на двух створках. На них изображены основные события детства и юности Богоматери до Благовещения. На створках изображены: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма», «Молитва Иоакима в пустыне», «Молитва Анны в саду», «Встреча Иоакима и Анны у городских ворот», «Рождество Богоматери», «Ласкание Марии», «Введение во храм».

Сложность с прочтением возникает в нижнем ряду, где вначале изображено сравнительно редкое «Благовещение у источника». Затем следуют две загадочные, без ясных иконографических аналогий, сцены, представляющие Марию и Иосифа перед первосвященником. Возможно, иконописец, не имевший перед глазами образцов, так изобразил испытание водою обличения, подтвердившее целомудрие Марии и ее обручника Иосифа.

Синайская икона Божией Матери Алтарницы. Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.

Цикл замыкает традиционное «Благовещение» в нижнем углу правой створки. Дважды повторенное «Благовещение», расположенное по краям двух крыльев, создает своеобразную символическую рамку для всего цикла, акцентируя его главный смысл — рассказ о предыстории Воплощения. Богородичные сцены как бы комментируют основную идею центрального образа Богоматери с Богомладенцем.

Знаменательно, что по замыслу триптих значительную часть времени должен был оставаться закрытым и открываться лишь в определенные моменты литургии и конкретные дни церковных празднований, являя образ Воплощения во всей его полноте и торжественности. На внешних сторонах створок были изображены процветшие кресты, написанные серой краской по красному фону.

Около одного надпись «IC XC». На другой створке по сторонам креста два текста: «IC XC NIKA» («Иисус Христос побеждай») и криптограмма «ФХФП», расшифровывающаяся в переводе с греческого как «Свет Христов просвещает всех» — возглас из Литургии преждеосвященных даров. В форме графического символа и надписи, рисунок на закрытых створках передавал ту же идею Воплощения и Жертвы, что и образ Богоматери и сцены житийного цикла.

Символическую взаимозависимость разных иконных программ триптиха подчеркивают образы архангелов над центральной аркой, которые видны и при открытых, и при закрытых створках. Они склоняются с покровенными руками, как бы готовясь принять причастие, и тем самым ясно обозначают литургический контекст, в котором должны были восприниматься все изображения триптиха.

Живописные особенности иконы относят её к провинциальному варианту позднекомниновского стиля.

Чудотворные святые лики

Богородица — это покровительница Святой Горы Афон, поэтому неслучайно, что она не раз являлась там и оставалась в монастыре в виде своих образов.

Правая створка Синайской иконы Божией Матери Алтарницы. Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.

В каждом храме Афонской горы есть знаменитые иконы Афона, посвященные Богородице, которые известны во всем православном мире. С них делают списки и разносят по всем приходам и монастырям мира.

Вот наиболее знаменитые иконы Афона.

  • Иверская икона Богоматери.
Чудотворная Иверская икона Божией Матери на святой горе Афон

Её история относится ко временам, когда на образы открылось гонения и при изъятии Иверской иконы один из воинов ударил ее копьем и тотчас из иконы полилась кровь. Вдова, владеющая образом, спасая Богородицу, опустила икону в море и через двести лет она прибилась к афонскому берегу именно в том месте, где находился Иверский монастырь. С тех пор Иверская икона Богоматери прославилась множеством чудес, а ее списки распространились по всему православному миру.

  • Икона Богородицы «Троеручица».
Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручица»

Эта иконы с Афона наиболее прославилась в мире. Её история также связана с периодом иконоборчества и стойкостью в вере исповедников и мучеников за образ. «Троеручица» принадлежала святому Иоанну Дамаскину, известному защитнику икон. Ему была отрублена кисть руки за его верность. Он обратился к образу Богородицы, прося чуда, и оно свершилось — рука приросла к своему прежнему месту.

  • Икона Божией Матери «Ктиторисса».
Икона Божией Матери «Алтарница» или «Виматарисса», «Ктиторисса»

С этим образом связана история сына императора Феодосия по имени Аркадий. Во время кораблекрушения он чудом избежал смерти и был выброшен на берег Афонского полуострова, где и нашел под кустом эту икону, которая получила впоследствии название «Ктиторисса». Недалеко от места ее обретения был вскоре основан знаменитый греческий монастырь на Афоне, который называется Ватопед.

  • Образ Богородицы «Геронтисса» находится в монастыре Пантократор.
Чудотворная икона Божьей Матери «Старица» или «Геронтисса»

Первые чудеса от нее относятся к XIV веку. Именно в это время настоятель монастыря сильно разболелся и, чувствуя приближение смерти, попросил монаха-священника отслужить литургию. Но тот медлил до тех пор, пока не услышал голос из алтаря, где находилась икона, повелевающий ему сделать, то о чем его просят. После службы и причастия старец-игумен мирно отошел ко Господу. С тех пор немало чудес было явлено по молитвам перед этим образом.

  • Среди икон святой горы Афон особым почитанием пользуется образ Богородицы «Достойно есть».
Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» (Милующая)

В X веке икона находилась в келии одного старца, проживающего вместе со своим учеником. Эта келия находилась недалеко от столицы Афона Кареи. Однажды, когда старец удалился в город, ученик молился перед иконой. К нему зашел незнакомый монах и, услышав как ученик произносит слова величания «Честнейшую херувим», сказал, что начинать надо с «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу», а чтобы ученик запомнил песнопение, начертал сами слова на камне.

После этого неизвестный открыл свое имя, назвавшись архангелом Гавриилом, и внезапно исчез. Песнопение стало общеупотребимым в Православной Церкви, а икона перенесена в собор Кареи, откуда каждый год совершается крестный ход к келии «Достойно есть».

История

Икона датируется началом XIII века. Синайская икона некоторое время находилась в руках латинян, а, возможно, для них и была написана — это следует из латинской надписи на фоне слева от лика Богоматери, которая, видимо, принадлежит к первоначальному слою.

Лик и одежды Богоматери на иконе были в поствизантийское время основательно прописаны критским мастером, находившимся под заметным влиянием западной живописи.

«

Она (икона Богоматери) некогда провещала слово утешения иноку-эклесиарху. О божественный Промысел! Он замыслил отправиться с великим радением в Божий град Иерусалим, чтобы благоговейно поклониться чтимым местам. Она же ему рекла: ‘Чадо, не утруждайся: достаточно для тебя оставаться здесь на служении обители, как в тихом пристанище́

Со временем образ был помещен в алтаре, откуда икона и получила название «Алтарницы» («Бематариссы»).

К началу XXI века икона пребывала в алтаре главной монастырской базилики, на ступенях древнего сопрестолия слева от Горнего места. Явлалась единственной иконой на Синае, которая почиталась монахами как чудотворная.

В чем помогают

Чудотворные иконы Афона многочисленны, а случаев помощи Богородицы людям не подлежат исчислению. Но замечено, что какие-то образы помогают в определенных ситуациях:

  • образ «Геронтиссы» покровительствует старикам в их немощах и болезнях, само название с греческого так и переводится «старица»;
  • перед иконой Богородицы «Всецарица» молятся раковые больные и нередко получают помощь;
  • Иверская икона Божией Матери помогает в различных тяжелых болезнях.

Когда мы говорим о том, в чем помощь Богородицы для нас, то должны понимать, что она как Матерь Бога, ближайшая ходатайница перед Ним за всякого, кто к ней обращается за помощью. Поэтому неслучайно существует такое большое количество ее иконописных образов.

Чудотворные Богородичные иконы Афона

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector