Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

Что значит церковный канон

Это слово в переводе с греческого означает «правило» и определяет два понятия.

Первое из них связано с совокупностью установленных в православии норм и законов, которые не подлежат пересмотру и внесению изменений.

Еще слово канон означает песнопение в церкви для прославления праздника или святого. Это музыкальная форма, основанная на повторении одной и той же мелодии разными голосами хора, вступающими последовательно один за другим.

Что такое канон и как он устроен

Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых — ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Запев Исусу: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

Запев Ангелу: «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Как правильно читать каноны дома

Хвалебные песни (покаянные и молебные), будучи утвержденными в уставе церкви, произносятся ежедневно утром и вечером.

Верующий человек может молиться дома в разные периоды времени.

Христианин, готовящийся к Причастию, должен с особым усердием читать:

  1. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Чтение продолжается в вечернее время перед причащением, затем с утра в день Причастия. Его задача — настроить человека на волну покаяния как внутреннего состояния души, смягчить ее и помочь открыться перед Творцом. Непосредственно перед совершением таинства следует соблюдать трехдневный пост.
  2. Каноны Царице Небесной, их читают каждый день перед Святым Причастием. Молитвенное обращение к Богородице станет первой поддержкой в пору скорбей и уныния, когда «плачет» душа.
  3. Песнопение Ангелу Хранителю, смысл которого — в покаянии и обращении к Божьему ангелу с просьбой наставить на верную жизненную стезю, помочь избавиться от лености, жестокосердия и неразумения.

Канон — шедевр, созданный Андреем Критским, относится к покаянным молитвам, которые в течение двенадцати веков провозглашаются в Великий пост каждый вечер на богослужении. Делится он на четыре части, которые поочередно читаются в течение первых четырех дней поста. Песнопение это — зов покаяться и, приняв Божье благословение, измениться.

В случае болезни родных или близких к Богу обращаются с просьбой послать выздоровление, читая канон за болящего.

Произведения этого церковного жанра помогают христианину задуматься, правильно ли он живет, разобраться в своих недостатках, принять решение поменять что-то в себе с помощью Спасителя.

Если они читаются дома, и заодно с ними произносятся заутрени и вечерни, то этого достаточно, чтобы не дополнять их другими молитвами.

Наиболее часто дома следует читать входящие в состав молитвослова воспевания — каноны: покаянный, обращенный к Господу Иисусу Христу, молебный — к Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Православные каноны по дням недели

1-2) канон Исусу канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» канон Ангелу Хранителю малый.

1-2) канон Исусу канон Богородице Одигитрии;

1-2) канон Исусу канон Благовещению Богородицы;

Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.

В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  •  «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):

  • 3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
  • 3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» (на первой стихере поклон в пояс) по дню:

Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…» (или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)

  • Слава
  • 4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
  • И ныне
  • 4-я стихера Богородице по дню:

Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…» (или другую л. 49 «Иже радость…»)

Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

Канон Богородице Акафисту: на ряду

Канон Богородице Одигитрии: л. 49 обор.

Канон Благовещению Богородицы: л. 39

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице — запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

Схема чтения песни в каноне Исусу:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Богородице → тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; Слава → тропарь; И ныне → тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
  • Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
  • Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
  • Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
  • Слава, И ныне
  • Богородичен по дню:

Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»

Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»

Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»

Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» → Слава, И ныне → л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
  • Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
  • Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни — после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:

  • Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
  • Молитва Богородице:

    Если канон Акафисту, то ничего не читаем
    Если канон Одигитрии, то смотрим л. 56 «Пресвятая Госпоже Владычице…»
    Если канон Благовещению, то смотрим л. 46 обор. «К Тебе Пречистей…»

Канон малый: наряду

Канон великий: л. 68 обор.

Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю — запевом и тропарем песни.

Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь)

Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:

  • 4 тропаря (запев Ангелу → тропарь; запев Ангелу → тропарь; Слава → тропарь; И ныне -→ тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей

* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.

* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.

* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: наряду «Явися мне милосерд…»

В каноне великом: «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)

  • Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
  • Слава, И ныне
  • Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

По 9-й песни:

  • Молитва Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: «Ангеле Христов Святыи…»

В каноне великом: «Святыи Ангеле предстояи…»

(перед молитвой: запев Ангелу поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной)
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари и кондаки, кои каноны читались в данный день):

Тропари (два) Исусу

Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии — два тропаря

Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)

Кондак Исусу

Кондак Ангелу Хранителю (по дню)

И ныне

Кондак Богородице (по дню)

  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (поклон поясной)
  • Слава (поклон поясной)
  • И ныне (поклон поясной)
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)
  • Отпуст:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Каждый день седмицы (недели) соотносится с определенными событиями в истории церкви.

В состав церковных служб во храме и дома включены дневные моления:

  • в воскресный день славится Воскресение Господа;
  • в понедельник произносится хвала Божьим помощникам, Ангелам;
  • по вторникам читается канон в честь Иоанна Крестителя;
  • службы по средам и пятницам связаны с воспоминанием о грехе, содеянном Иудой, в эти дни соблюдается пост, в храмах звучит хвалебная песнь Животворящему Господню Кресту;
  • четверг по церковному уставу назначен как день славословия апостолов и Святителя Николая;
  • Суббота — день хвалы Царицы Небесной и воспоминаний о праведниках и упокоившихся, уверовавших в Божью истину;

Читать хвалебные песни следует в вечерний час предыдущего дня.

Их можно найти в сборнике канонов, называемом Каноником.

Всегда есть возможность изменить себя. Ведь подвиги святых отцов, отображенные в церковных песнях — молитвах, служат наставлением для верующих.

Своим примером они показывают, как жить праведно, как поступать в семье, чтобы никого не огорчать и не обижать. Дают силу, руководят волею и учат каждого человека верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Главные отличия между каноном и акафистом

Молитвы — общение души с Богом, происходящее на высшем духовном уровне.

Умиление и печаль, нужда и благодарность человека — все известно Господу посредством молитвы.

Одним из способов обращения к Царю Небесному, Божьей Матери и святым являются каноны и акафисты.

Непосвященные в тонкости церковной терминологии часто путают эти два вида песнопений.

Между ними есть и сходство, и отличия, состоящие в:

  • сути  (смысле) произведений: акафист — благодарение Господу и святым, канон же — жанр покаяния и просьбы;
  • композиции молитвословий, различном количестве строф, способов их чередования и повтора;
  • уровне восприятия: благодаря простому построению предложений и несложной лексике акафист воспринимается легче, чем канон;
  • авторстве, хвалебные песни были созданы священниками высшего сословия, акафисты писались мирянами;
  • наличии ектении (возгласа, призыва к молитве) во время чтения канона, чего нет в акафисте;
  • количестве чтений: несколько канонов могут читаться одновременно, что не характерно для исполнения акафистов;
  • возможности выбора песнопения: каноны обязательны, так как включены в состав молебнов по уставу церкви; акафисты на богослужениях не звучат, прихожане могут их выбирать и заказывать самостоятельно;
  • включении песнопений в богослужения периода Великого поста, так как акафисты читать в этот период не разрешено (за исключением двух — Божией матери и Страстям Христовым).

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.

2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).

3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста, когда читается канон, каноны по дням недели

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены зелёным цветом):

  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  •  «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 метания)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»
  • Достойно есть (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (метание)
  • Слава (метание)
  • И ныне (метание)
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание)
  • Отпуст
  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Указанные изменения действуют во все дни недели, кроме субботы, воскресенья и праздников, когда полагаются обыкновенные, поясные, поклоны. Это предельно общее правило, которое имеет свои особенности и исключения. Устав о поклонах на каждый день Вы можете найти в церковном календаре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector