Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Боже, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Слава:(Поклон.)И ныне:(Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.)(Поклон.) Благослови.

Иерей: Христе Боже, благословиястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благословиястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков.]

И мы: Аминь.

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас.

Иерей: С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Мы: Аминь.

(В отсутствие иерея: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго. (Поклон.)

Как молиться после еды?

Если открыть браузер, ввести запрос об этом, то результаты окажутся очень неожиданными. Иные считают, что молитва перед обедом, завтраком и ужином — обычная блажь и показуха. Они не помогают человеку, зачем же тратить время на всякую ерунду?

Люди, которые так говорят, глубоко заблуждаются. Пищу дает Господь, без него человечество не способно насытиться. Взять в пример хлеб, чтобы он вырос, необходим как дождь, так и тепло. А земледельцу, кормящемуся со своего огорода, нужны еще и силы, чтобы ухаживать за ним. Кто, как не Господь, посылает все необходимое для человеческого труда?

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

Когда мы читаем молитвы перед вкушением пищи и после трапезы, то благодарим Бога за милосердие по отношению к нам и дарование пищи.

Стол накрыт, кухню заполнили вкусные запахи, скорее бы уже сесть за стол. А помолиться не забыли? Не знаете, как это? Все исправимо, сейчас расскажем.

Про иконы на кухне написано выше. Прежде чем приступить к трапезе, сделаем вот что:

  • Поворачиваемся лицом к образам.
  • Начинаем читать молитву «Отче Наш».
  • По завершении чтения накладываем на себя крестное знамение.
  • Читаем молитву «Богородице Дево, радуйся».
  • Единожды осеняем себя крестным знамением.
  • Далее следует короткая молитва «Слава Отцу и Сыну».
  • И снова крестное знамение.
  • Еще одна краткая молитва, заканчивающаяся словом «Аминь».
  • Перекрестить еду, сесть за трапезу.

Порядок действий такой же, как написано в подразделе выше. Только тексты молитв иные, они представлены в статье.

Длительность благодарственных молитв после еды меньше, чем перед.

Глубоко уверовавший христианин никогда не примется за еду или покинет застолье, пропустив обряд обращения к Господу. Ее суть – благодарность за жертву любви ангелов, которой и является пища. Вкушаемое – дар Создателя, доказательство того, что ангелы и природа находятся в услужении человека согласно Божьей воле.

Еще одна цель молитвы до и после вкушения пищи – пресечь возможное чревоугодие. Верующие приступая к еде должны стать участниками трапезы, а не просто поглотить поданные блюда.  Молитва перед приемом пищи  освящает приготовленные блюда и в то же время помогает не забыть, что не хлебом единым сыт человек.

Дарованные продукты не должны стать объектом чревоугодия. Согласно священным текстам, их использование должно преследовать целью только насыщение.  Помолившись, человек не съест больше, чем ему необходимо. Со временем ему удастся добиться умеренности во всем и научиться жить праведно.

Только принявших веру и маленький детей молитва учит обращаться к Господу перед трапезой и тем, как начинать какое-либо дело. Со временем им будет проще переносить пост, запоминать и произносить более серьезные молитвы.

Любое употребленное блюдо может принести как вред, так и пользу. Встречаются случаи отравления, интоксикации и иные заболевания. Молясь, христиане и иудеи обращаются с просьбой к Богу о его покровительстве и милости, а также, чтобы еда питала не только плоть, но и дух.

Искренняя молитва,  спокойно и вдумчиво произнесенная с честными намерениями всегда достигает Создателя. Собравшиеся для совместного обеда или ужина благословлены благодаря воспеванию Бога. Это делает любую еду, даже самую простую или постную, намного приятнее на вкус.

Большинство христиан  прежде чем приступить к трапезе говорят: «Господи, освяти и благослови эту пищу…», однако такой подход нельзя назвать правильным, исходя сказанного в Библии. Такой подход противоречит смыслу Библии.

Молитва «Благослови пищу…» направляет внимание христианина на самого себя, но не на Творца. Произносящий ее просит о своем счастье и достатке, тогда как в момент молитвы вся любовь в сердце обязана быть направлена на Бога. Такая формулировка способствует формированию неверного отношения к Создателю (верующие помнят  о Боге в случае необходимости и обращаются исключительно с просьбами), а это в корне неверно, если следовать библейским текстам.

Ветхий Завет содержит  следующее изречение Создателя, переданное евреям: «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую он дал тебе» (Втор 8:10)

Священное писание призывает верующих благодарить Всевышнего за все блага, которые у него есть, включая еду. Иными словами, целью молитв, прочитанных перед трапезой должно быть исключительно превознесение и возвеличивание Творца, они становятся ежедневным упражнением в благодарности к Богу, а также в поклонении ему.

Также следует поступать и праведным Христианам – возносить только Бога, давшего нам дом, тепло и пищу.

Как молиться правильно в Библии не описано, ведь речь идет о личной связи каждого. Однако, опираясь на священные тексты, можно выделить несколько советов:

  • благодарить Бога за еду на столе;
  • отправлять благословение приготовившему трапезу;
  • обязательно скажите «спасибо» хозяевам дома.

Каждому присущ собственный способ вознесения молитв. Лучше всего это делать:

  • проговаривая вслух или припевая;
  • шепотом вслед за читающим вслух главой семьи;
  • сидя, положив локти на стол;
  • стоя;
  • держась за руки с тем, с кем разделяете трапезу;
  • полностью сомкнув (немного опустив) веки;
  • троекратно перекрестив весь стол или только свое блюдо после прочтения.

Когда вы находитесь в публичном месте и помолиться как следует возможности нет, можно проговорить слова про себя и перекреститься. Любой прием пищи, даже перекус, должен сопровождаться молитвой или хотя бы крестным знамением.

К молитве стоит также приучать детей с раннего возраста, так они быстро привыкнут регулярно ходить в храм и им будет проще перенести пост.

Многие священники считают, что увеличение количества недугов вызвано утратой традиции благодарить Бога за еду. Мало кто осознает, что принимаясь за пищу  с обидой в сердце и негативными мыслями и скрытой злостью в душе, они передают негатив пище и сидящим с ними за столом.

Такое поведение и настроение постоянно может привести к болезням. Блюда на столе впитывают в себя отрицательную энергию и не делают человека здоровее. Совсем наоборот действует молитва перед обедом, делая человека радостнее и счастливее.

Вред от еды

Прочитав данный подзаголовок, вы удивленно подняли брови вверх? Вы подумали, что мы сошли с ума, говоря о вреде обычной еды, попадающей на наши столы?

Подождите удивляться, давайте продолжим нашу мысль вместе. Вот смотрите, как раньше было: трудились крестьяне в полях и огородах с молитвой на устах. Сеяли и читали молитву, пахали с ней же, урожай собирали и Бога благодарили за него.

Что мы сейчас видим? В наше время на хлебозаводах, например, такое творится. Какая там молитва может быть? Антисанитарные условия, матерящиеся сотрудники, не стесняющиеся курить рядом с чанами теста. Легко догадаться, что за хлеб получится на таком производстве. Пропитанный сигаретным смрадом и грязными словечками.

Потом этот хлеб попадет кому-то на стол, человек его съест и начнет мучиться от боли в желудке. Только вдумайтесь, сейчас у каждого второго проблемы с желудочно-кишечным трактом. Гастрит и язва стали постоянными гостями современных людей, забывших, что такое молитва перед обедом или ужином.

Преподобный Серафим Вырицкий говорил, что пищу необходимо окроплять святой водой. Сейчас во многих православных семьях и общинах именно так поступают, миряне, в свою очередь, ничего подобного не слышали.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят ecu, всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

Все: Аминь.

Творим отпуст: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

И мы: Аминь.

Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от юности нашея, даяй пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наша, да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое, во Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже Тебе слава подобает, держава, честь и поклонение, со Святым Духом во веки. Аминь.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю, яко дал еси нам брашна в веселие: исполни нас и Духа Святаго, да обрящемся пред Тобою благоугодни и непостыдни, егда воздаси комуждо по делом его.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников — Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, всех святых, в той просиявших. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу во время глада препитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель буди.

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

К Заступнице страны нашей Приснодеве Богородице притецем, и к первописанной иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: о Мати Божия, спаси землю Русскую, исцели сокрушение ея, и верных людей утеши.

Избави от бед и скорбей рабов Твоих, питающих нас, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Питателю нашему и всем милостивым помилование обещавшему.

Иерей произносит ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй.

Все: Господи, помилуй. (Трижды.)

Иерей: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов… (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи… далее продолжение общее) всех любящих, милующих и питающих нас, благодеющих и служащих нам, заповедавших и о них же заповедано нам молитися, и всех сродников их, о еже воздати им за любовь к нам, помянути их веру в силу молитвы братии и священников Твоих, и по вере их исполните вся прошения их, излити на них блага духовная и телесная, благословити успехом труды и начинания их, и сохранити их от всяких скорбей (наипаче же да не будет им скорби за сие дело любви, нам совершаемое), молимся Тебе, Милосерде Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе, и помилуй.

Иерей: Яко милостив…

Все: Аминь.

Иерей: Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

Все: Аминь.

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

С молитвой еда слаще

Те, кому довелось совершить паломничество в то или иное святое место, побывав там на трапезе, точно знают вкус еды, при приготовлении которой молятся. Она далека от изысков, но насколько же вкусна, словами не передать.

Давайте обратимся к известной христианской притче, рассказывающей о силе молитвы перед обедом или другой трапезой.

Жил один отшельник неподалеку от Константинополя. Его почитали за подвижника, народ периодически шел за советом. Однажды в скромную обитель наведался сам император, одетый в самый простой наряд. Представитель «голубой» крови проголодался, пока беседовал со старцем, увидел корзину с черствым хлебом и намекнул на то, что не против немного перекусить.

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

Монах дал императору хлеба и свежей воды, когда тот доел нехитрое угощение, то открылся старцу. Император был удивлен, настолько вкусной пищи он никогда не ел, хотя привык питаться роскошными деликатесами. На это монах отвечал, что его пища простая, но принимает он ее с молитвой и благодарением Господа.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ (В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, яко даровал еси нам, поприще поста святых апостолов прешедшим, достигнути праздника славных Первоверховников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

Какие молитвы читают перед поминальным обедом? Вопрос странный, ибо они всегда одинаковы. Они называются молитвами перед вкушением пищи. Ниже читатели найдут необходимые тексты, пока стоит поговорить о правильном поведении за столом.

Среди православных принято желать друг другу ангела за трапезой. Когда человек, помолившись, садится за стол и с благоговением начинает вкушать пищу, ангелы присутствуют рядом с ним. Вот почему недопустимо во время трапезы громко разговаривать, обсуждать непотребные темы и перемывать косточки ближним. Шутки и взрывы хохота лучше отложить на потом и позабыть о них.

Поели, поблагодарили Бога за дарованную пищу, занялись своими делами. Устраивать из трапезы бесконечное застолье недопустимо.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

И благословение как пред завтраком: Христе Боже, благослови… Молитвами святых отец…

Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С нами Бог… или Молитвами святых отец… И три покаянные молитвы с поклонами.

Как благодарить?

Перед едой мы читаем молитву «Отче Наш, иже еси на Небеси (Небесех) «. Благодарственные молитвы, читаемые после трапезы, иные. Если в представленной молитве мы просим о послании хлеба насущного ежедневно, то потом благодарим за него.

После того как трапеза окончена, не спешите убирать посуду или бежать по своим делам. Встаньте перед иконами, помолитесь неспешно, а потом приступайте к уборке или отправляйтесь, куда необходимо.

Кстати об иконах, на кухне они должны присутствовать. Чаще всего над столом или в красном углу на полочку ставят икону Спасителя, образ Богородицы «Спорительница хлебов». Если нет данной иконы, можно повесить или поставить любую другую, главное — присутствие Божьей Матери, а не тот или иной Ее образ.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

И благословение как пред завтраком: Христе Боже, благослови… или Молитвами святых отец…

Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

Честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С нами Бог… или Молитвами святых отец…

МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙ ПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Как выше написано, очень хорошо освятить трапезу крещенской водой. В православных семьях, а также среди монашествующих до сих окропляют еду. Среди современных мирских семей подобные вещи не распространены, люди забывают помолиться перед трапезой, о каком окроплении может идти речь?

Вот и молитвы прочитаны, скорее бы приступить к еде. Потерпите самую малость, последнюю краткую молитву перед едой прочитайте, перекрестите стол с яствами, садитесь и вкушайте.

Произнеся последнее слово, трижды осеняют крестным знамением пищу.

Господи Иисусе Христе Боже наш, по великой скорби Креста и страданий Твоих радости безмерной тридневным воскресением всех исполнивый! Благодарим Тя, яко сподобил еси ныне и нас, поприще поста совершивших, достигнути святых сих дней и радости светлаго Твоего воскресения причастниками быти. Благодарим Тя, яко по милосердию Твоему и неизреченному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас и трапезою праздничною в подкрепление и услаждение немощной плоти.

Темже молим Тя, благослови сей пасхальный хлеб, млеко огустевшее, яица и прочия пасхальныя снеди, наипаче сии, от нихже, повинующеся Уставу Церкви, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут они вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость, да всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, Воскресшаго, питающаго и утешающаго нас, купно же с Тобою и Безначальнаго Твоего Отца и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

Господи Иисусе Христе Боже наш, по великой скорби Креста и страданий Твоих, радости безмерной тридневным воскресением вся исполнивый! Благодарим Тя, яко сподобил еси и нас, поприще поста совершивших, достигнути святых сих дней и радости светлаго Твоего воскресения причастниками быти. Молим Тя: благослови и освяти хлебы сии, ихже рабы Твои по скудости своей вместо пасхальных снедей уготоваша и пред Твое Святое Лице принесоша.

Да будут они вкушающим их верным в сладость и утешение, и скудость трапезы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разсеяны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изобилующие, и в скудости сущие славят Тя, Воскресшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, купно же с Тобою и Безначальнаго Твоего Отца и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися.

Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость.

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш… и следует благословение трапезы.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды).

Слава, и ныне. Аминь.

И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего(рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего(рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего(рабы Твоея) упокой.

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его(ея).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего(усопшей рабы Твоея)имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини(поклон), и душам нашим полезное сотвори(поклон).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее;

/ к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.

Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сиееже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.

Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

Все: Вечная память (трижды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

Благодарственные молитвы после трапезы

Выше рассказано, зачем читают молитвы перед обедом, ужином или завтраком, равно как и о том, почему принято благодарить Господа за дарование пищи.

Молитвы не займут много времени, если читать сосредоточенно и со вниманием, на них уйдет 5-7 минут. Поблагодарили — и можно идти по своим делам.

Ее можно назвать двойной, ибо люди не только благодарят Отца Небесного за послание пищи (земных благ), но и просят о даровании Небесного Царства после того, как душа разлучится с телом.

Интересные факты о трапезе

Какие молитвы перед обедом и иными видами трапезы читают, разобрано в статье. По сути, наш материал подходит к концу, хотелось бы рассказать об интересных моментах, касающихся трапезы:

  • В царской России жил благочестивый народ. Крестьяне были безграмотными, в массе своей, но Бога почитали и боялись. Без молитвенного воздыхания за стол не садились, а если кто-то из детей или взрослых вел себя неподобающе во время еды, он тут же получал ложкой по лбу от самого старшего мужчины в семье. Это делалось потому, что малообразованные люди верили, что не только ангелы садятся с ними за стол, но и всякие «лукашки-окаяшки». Человек начинает плохо себя вести за столом, еда достается врагам рода человеческого. Вроде едок получил такое же количество пищи как и остальные, но сытости нет. Вот и вразумлял такого баловня отец или дед, дабы не подкармливал нечистых.
  • В монастырях и благочестивых семьях сохранился обычай чтения во время трапезы. Чтобы болтовни за столом не было, быстро поели, не рассиживаясь, и пошли по своим делам.

ЕПИСКОП АФАНАСИЙ — СТАРЕЦ И ПОСЛУШНИК

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (2 июля 1887— 28 октября 1962) — архиерей тихоновского поставления, в судьбе которого отразилась вся трагическая послереволюционная судьба Русской Православной Церкви. По воспоминаниям современников, “старец-епископ был один из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них неоскудевающего мужества и неугасимого тепла.

А поклониться можно было бы, даже если знать только одни чисто внешние факты его жизни”. [1] Сам Владыка писал в конце 50-х годов, на склоне своей жизни, что он провел “на епархиальном служении 33 месяца, на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 [месяца]”.

Гимнографическое наследие самого епископа Афанасия еще ждет своих исследователей. Но и не зная имени молитвенника о земле Русской, прихожане часто всем храмом, соборно поют стихиры на стиховне из службы “Всем Святым, в земле Российской просиявшим”: “Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение”.

1. Должен быть издан полный месяцеслов с полным указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и всех памятей святых, как вселенских, так и местно чтимых, с тропарями и кондаками, с краткими сведениями о святых иконах и из житий святых, с указанием места их почитания. Означенный месяцеслов должен быть разослан во все храмы.

2. Имена святых, почитаемых всею Русскою Церковью, вносятся в месяцеслов при всех богослужебных книгах, где этот месяцеслов печатается.

3. Должны быть собраны все имеющиеся службы русским святым, и в честь икон Божией Матери, исправлены, пополнены синаксарями и впредь печатаемы — в минеях месячных; службы в честь св. икон и святых, местно чтимых, должны быть помещены в минеях дополнительных.

4. Должны быть изданы полные лицевые святцы с изображениями как вселенских, так и всех русских святых и с изображениями икон Богоматери. [4]

Собиранию материалов во исполнение этого Соборного определения — служб празднеств в честь икон Божией Матери и местночтимых святых, житийных справок и сведений о почитании иконописных изображений — Владыка Афанасий посвятил всю жизнь. Обширная переписка отражает величие проделанной работы. Результатом было появление (уже после кончины Владыки) полных богослужебных Миней в 1970-1980 годах, подготовленных к печати и изданных к юбилею 1000-летия Крещения Руси Издательством Московской Патриархии.

Молитвы перед обедом и после. Православная молитва перед едой

О другом своем “делании” епископ Афанасий писал: “…Священный Собор 1917-1918 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом Алексием, который резолюциею от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную Комиссию”. [5]

Интересно обратиться к истории вопроса исправления богослужебных книг. Еще Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал по этому поводу: “Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения.

Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений непонятны совсем. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Вследствие сего, новый перевод церковных книг богослужебных неотложно необходим…

Необходим упрощенный и уясненный перевод богослужебных книг… Необходим новый славянский (курсив мой — А. И.) перевод” (Собрание писем. Вып. II, Письмо 289.). Остроумно и прозорливо высказывался по этому вопросу Патриарх Московский и всея Руси, святитель Тихон: “Для русской Церкви важно иметь новый славянский перевод богослужебных книг (теперешний устарел и во многих местах неправильный), чем можно будет предупредить требование иных служить на русском обиходном языке”.

В предсоборной дискуссии начала века большинство архиереев единодушно высказывались за исправление богослужебных текстов, в которых греческая грамматика и словопроизводство порой скрывают, а часто и искажают смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Но также говорилось об уроках, которые надо извлечь из церковно-книжного исправления в XVI и XVII веках, когда хорошо организованное дело, порученное целому штату справщиков, кроме пользы привело еще и к печальным событиям времен патриарха Никона.

В дискуссиях как обязательное звучало требование перевода текстов на славянский язык — язык общий для всех славянских племен в родной православной вере. (Кстати, в этих дебатах были пожелания и для издателей: необходимо выпускать маленькие богослужебные книжки для раздачи в храме народу, чтобы каждый мирянин успешнее изучал язык и строй службы. Не только “читал и воспевал” сам, но и сделал невозможным небрежное совершение богослужения…)

Владыка Афанасий и этот труд — труд справщика — сделал послушанием всей жизни. Сразу по возвращении из ссылки в 1955 году он пишет к ректору Московской Духовной академии архимандриту Сергию Голубцову: “С давних пор я начал марать мои минеи и другие богослужебные книги, исправляя старый славянский текст.

Исправление богослужебных книг я считаю неотложным делом… И все мои запачканные книги я хотел бы отдать… в родную академию, — разумеется после смерти”. [6] Владыка понимал свою работу как начало и, завещая материалы в академию, предполагал, что она поможет приступить к решению большой научно-практической задачи, насущность которой ясно осознавалась еще в начале столетия.

В архиве владыки Афанасия сохранилась тетрадь молитв и молитвенных чинов для обиходного употребления. Несколько страниц в ней занимают сокращенные записи “Молитвословий за трапезой”, которые представляют собой не только замечательное историческое свидетельство нашего времени, научную и богословскую разработку небольшой, но важной темы, но еще и драгоценную крупицу молитвенного опыта старца-исповедника.

И. Я. Авдиев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector