Молитва 40 дней у мусульман

9. Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.

При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Траур в Исламе, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), соблюдается 3 дня.

Проведение благочестивых собраний для чтения мавлида за душу покойного, поминание Всевышнего (зикр), мольбы и т. п. является дозволенным и поощряемым в Шариате действом. В частности, если их провести в высокочтимые дни и месяцы, за это можно удостоиться большего вознаграждения. Однако намерение отметить именно 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции именно с указанным намерением порицается Шариатом.

https://www.youtube.com/watch?v=hYj8no3dlh4

Если время проведения благочестивого маджлиса совпало с этими днями (например, с 40-м днём), то у устраивающего это собрание никак не должно быть намерения совершать это, возвеличивая и отмечая именно этот (40-й) день.

Особенно не соответствуют Шариату, как это принято в настоящее время в некоторых сёлах, собрания, так называемые сороковины (40-й день), на которые приглашаются из городов и сёл все родственники, и которые требуют, соответственно, чрезмерных расходов. Говорят, что в некоторых сёлах, отмечая этот день, даже пьют водку.

Да убережёт нас Всевышний от подобных маджлисов!

Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на угощение и дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, на благоустройство мечети и медресе, то и покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.

Дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости. Наследство, которое осталось им после смерти отца, является их собственностью и расходуется по усмотрению попечителя исключительно на содержание этих детей (попечитель назначается отцом детей или судьей (кадием)).

Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия [1]. Поэтому, в частности при проведении поминок, запрещается расходовать деньги сирот для угощения гостей. Однако мать детей и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

Смысл: «Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте ваше дурное на хорошее сирот. Не используйте имущество сирот не в соответствии с Шариатом в дополнение к вашему, ибо, поистине, это большой грех» (сура «Ан-Ниса», аят 2).

смысл: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (сура «Ан-Ниса», аят 10).

Если умерший завещал, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства и если эти расходы на желательные деяния делаются из этой части имущества, то это другое дело. Из имущества человека, который умер, оставив несовершеннолетних детей и не составив завещания, дозволяется делать расходы только на его похороны и на возмещение его долгов перед Всевышним и людьми, а тратить его на желательные (сунна) цели, такие, как милостыня и т. п., является запретным (харам).

Если все без исключения наследники уже совершеннолетние, и дают согласие, то из оставшегося после смерти человека имущества дозволяется делать расходы на благие желательные цели, такие, как подаяние и т. п.

Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае, если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продаётся что-либо из наследства.

Если на покойном остались невозмещёнными намаз и пост, несовершённый хадж (при наличии возможности), невыплаченный закят или долги, то пока хоть часть из указанного остаётся неисполненной, нельзя из наследства расходовать средства на желательные цели. Поэтому его душеприказчик и наследники в первую очередь должны обратить внимание на возмещение указанных деяний.

Если сами они не знают, как это делается, то пусть отправляются к учёным-богословам, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Затем, отложив из его наследства средства, которых достаточно для возмещения этих долгов, из оставшейся части выделяются средства, указанные в его завещании, т. е. не более 1/3 части.

Завещание выполняется при условии, что умерший завещал раздать, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства. Остальные 2/3 части наследства распределяются между теми, кто имеет право получить свою долю из этого наследства, которая указана в Шариате (в книгах о наследстве (мирас)).

Однако до тех пор, пока не возместятся долги покойного, нельзя даже завещанные средства направить на соответствующие цели (на исполнение его завещания).

Некоторые люди завещают, чтобы после их смерти отдали что-либо из имущества одному из наследников. Этого нельзя делать (если остальные наследники с этим несогласны), ибо в хадисе сказано, что завещание не предназначено для наследников. Для наследников есть определённая самим Кораном и хадисами часть имущества покойного.

Оставшаяся после этих процедур часть имущества является собственностью наследников, и поэтому её необходимо соответствующим образом распределить или если все наследники являются совершеннолетними и умственно полноценными, то каждый из них из своей доли по возможности может направить средства на совершение благих, рекомендуемых деяний за душу усопшего.

От средств, потраченных на украшение таким образом могил, нет никакой пользы ни для покойного, ни для живых, кроме случая со средствами, израсходованными на благоустройство могил святых людей, шейхов, учёных-богословов, за что предусмотрено благое воздаяние, ибо это является возрождением их дорогих святынь (зияратов).

Так пишет имам ан-Навави.

У нас в республике (в Дагестане) в некоторых сёлах даже мужчины громко рыдают. В Шариате не порицается проливание слёз из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако если плач, крики и рыдания слышны даже снаружи дома, то это является запретным.

Платить таким плакальщицам, кормить их и употреблять средства, которые они получили за оплакивание, является запрещённым по Шариату. Мы раньше упоминали и о хадисах, повествующих о наказании, предназначенном подобным плакальщицам.

Необходимо извлекать пользу от таких собраний, превратив их в благочестивые маджлисы, молясь и читая что-либо из Корана за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.

Для родственников желательно посмотреть на умершего. А для чужих, не являющихся махрамами для покойного, открыть лицо умершего и стоять над ним вместе является запретным. Также запрещается стоять над покойной женщиной мужчинам, не являющимся для неё махрамами, так же, как запрещено и толпиться над покойным мужчиной женщинам, не являющимся для него махрамами.

В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) повелел быстро готовить умершего и хоронить».

Это уподобление неверующим. Спиртное, которое и так Шариат запретил, нельзя даже близко подпускать к кладбищу.

Это недостойный обычай, который может только утомлять, но никак не польза ни для покойного, ни для живых. Напротив, необходимо проявлять сочувствие и милосердие к родным и близким покойного, и именно их в эти дни не следует беспокоить, они нуждаются в покое. Поэтому всему джамаату таких населенных пунктов необходимо отказаться от подобного обычая.

Хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Муслимом, гласит: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».

При возникновении крайней необходимости, т. е. если нет другого пути, то не запрещено ходить через могилы.

В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Упоминайте только хорошие деяния усопших».

Посещение могил пророков или святых людей для благословения является благим делом (сунной).

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нам разрешено молиться на любом чистом участке земли». Хадис передал имам Муслим.

Примечание. Некоторые люди, когда у них умирает кто-либо, собирают множество своих родных, близких, друзей, знакомых и незнакомых, однако среди них бывает очень мало таких, кто совершает погребальный намаз по усопшему.

Для покойного нет более дорогого и высокочтимого дара от нас, чем совершение заупокойной молитвы. Человеку, который хотя бы немного беспокоится и скорбит по покойному, следует в первую очередь совершить заупокойный намаз, и тому, кто ещё не умеет совершать его, необходимо обучиться ему.

Также все мусульмане села ходят на могилу умершего утром и в предвечернее время, однако если услышат призыв на намаз, в мечеть мало кто отправляется. Это также свидетельствует о том, что большинство людей ходит на соболезнование и на могилу покойного не ради Всевышнего, а ради людей.

Посещение кладбища, чтение там Корана и т. д. являются желательными деяниями, однако посещение мечети для совершения коллективного намаза является в тысячи раз более важным и высокочтимым действом.

Да поможет нам Аллах провести похоронные обряды так, как указано в Шариате, дабы они принесли пользу и живым, и покойным! Амин.

[1]Согласно Шариату, совершеннолетие наступает с половой зрелостью или если половая зрелость не наступила ранее, с 15 лет по лунному календарю (примерно 14,5 лет по солнечному григорианскому календарю).

По книге «Сущность смерти и похоронный обряд». СКУЦИОН. Махачкала 2009

Хатем у мусульман

Молитва 40 дней у мусульман

4 Февраля 2016

    • Межлисы 3, 7 и 40 дней как исламская традиция татарского народа
  • 40 дней после смерти — поминание усопших в разных религиях
    • Тайна числа “40” в Исламе
  • Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда
  • Молитва об усопшем до 40 дней у мусульман
  • Что значит 51 день после смерти у мусульман
    • Тайна числа “40” в Исламе
  • Значение поминок у мусульман

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику, а также всей его семье и сподвижникам.

В последние годы в среде мусульман Татарстана идут жаркие непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить межлисы на 3, 7 и 40 день после смерти покойного. И поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.

В связи с этим предлагаю вместе с читателями сайта провести анализ этого обычая. Хочу начать с доводов противников этой традиции.

Что касается Корана или сунны то в них нет четких и ясных доказательств (кат и ад-диляля) в пользу запрещенности этих межлисов. Ни Коран, ни хадисы не диктуют: “О верующие, остерегайтесь” или “Будьте далеки от подобного деяния”. В связи с этим, выводить хукм харам мы не в праве, осознанное выведение такого хукма может ввести его автора в неверие.

По этой причине противники этих межлисов используют довольно примитивный довод. Они приводят хадисы Пророка (с.а.с.), основной смысл которых: “Каждое нововведение в Аду (огне)”. Но при этом забывают хадис, в котором Пророк (с.а.с.) упоминает два вида сунны: “Кто оставил в Исламе добрую сунну» и «Кто оставил в Исламе плохую сунну“.

Как известно, слово “сунна” в арабском языке несет смысл — путь, дорога, традиция. Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаю провести ее объективный анализ.

Обычно на этих межлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей.

Молитва 40 дней у мусульман

Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин — это фарз. Коран по этому поводу сообщает: “А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, — уготовано им проклятие и наихудшая обитель” 13:25.

Естественно, при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какой же хукм в исламе имеет приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: “Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему” 4:86.

Конечно же все, кто приходит, высказывает соболезнование семье усопшего. Согласно шариату это действие является сунной Пророка (с.а.с.).

По этому поводу есть многочисленные хадисы, в частности в одном из них, приведенном в сборнике ан-Наса’и, рассказывается о человеке, который посещал уроки Пророка (с.а.с.) со своим маленьким сыном. Когда сын умер, этот сподвижник не пришел на урок и Пророк (с.

а.с.) спросил о нем. Узнав о смерти его сына, Пророк (с.а.с.) отправился к нему, чтобы высказать свои соболезнования.

Во время межлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: “Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием” 16:125, и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).

Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: “Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)”.

Аллах в Коране сказал: “Ваш Господь повелел: “Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу” 40:60. В зависимости от ситуации, эта мольба может быть желательной (если человек просит о чем-либо хорошем), добровольной (если он просит о чем-либо разрешенном) или обязательной (если он просит о чем-либо обязательном).

Молитва 40 дней у мусульман

Ее хукм в основном сунна и Пророк (с.а.с.) побуждая к ней сказал: “Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика”. Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.

Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: “О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски”.

Теперь, если мы сделаем обзор всех хукмов перечисленных элементов межлисов, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунны до фарза. Однако предлагаю не спешить с окончательным выводом и поразмышлять о функции, этих межлисов.

С моей личной точки зрения, при правильном подходе межлисы 3, 7 и 40 дней выполняют функцию сходную с функцией СМИ или каких-либо важных общественных собраний.

Как известно, в мекканский период призыва Пророк (с.а.с.), чтобы довести Ислам до большего числа людей, использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами Пророк (с.а.с.) использовал большое скопление народа.

В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и интернет и мобильная связь, и пр.

Но вместе с ними упомянутые межлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва.

И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти межлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.

В связи с этим хочу подвести следующий итог: межлисы 3, 7 и 40 дней представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы ими воспользуемся. Точно также как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или убить человека, точно также этими межлисами мы можем довести Ислам до людей или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама.

Вспомните хадис: “Все дела по намерениям”. Если имама на межлисе интересует только пища и садака и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно, и может быть классифицировано как бида.

Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает межлисы, чтобы призывать людей к Аллаху, если он, мудро подбирая необходимые аяты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, делает красивое дуа и благодаря его действиям люди тянутся к вере, то такой межлис может достигнуть и степени фарза.

Надеюсь, что подобная позиция позволит примирить обе спорящие стороны и что правильное использование межлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.

Рамиль (Абдулла) АДЫГАМОВ,

Адыгамов Рамиль Камилович, кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан.

В 1993 году закончил Алматинский технологический техникум легкой промышленности и бытового обслуживания.

С 1994 по 1999 гг. обучался в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия», по квалификации имам-хатыйб, преподаватель арабского языка. Специальность: арабский язык и шариат.

1999-2001 – обучение в Татарско-американском региональном институте, на факультете лингвистики. Специальность: лингвистика арабского языка.

9 июня 2006 года – защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тема диссертации «Роль Абдрахима Утыз-Имяни в изучении социокультурных и религиозных традиций татарского общества с конца XVIII– первой трети XIX вв».

С 2004 года научный сотрудник Института истории при АН Республики Татарстан, отдел истории общественной мысли и исламоведения.

С 2006 года – декан факультета исламских наук исторического факультета.

С 2010 года – член Совета улемов Республики Татарстан.

С 2011 года имам-хатыйб казанской мечети «Энилер».

Адыгамов Р.К. Исламское вероучение – Казань: 2001 – 74 с.

Адыгамов Р.К. Основы исламского права – Казань: 2003 – 123 с.

Утыз-Имяни Г. Избранное / Утыз-Имяни Г. Сост. автор введ., перев. с араб. Р. Адыгамов – Казань: 2007 – 320 с.

Знание языков: татарский, казахский, русский, английский, арабский

Количество показов:42056

Возврат к списку

Как мы знаем, в исламе число цифра «7» имеет особое значение: например сура «аль-Фатиха» состоящая из семи аятов, сотворение мира за семь дней, семь слоев небес и тд. Однако и число «40» мы могли бы отнести к разряду знаменательных и знаковых чисел.

Так называемое «тесто», из которого был создан первый человек и первый Пророк на земле Адам (мир ему) замешивалось сорок дней, Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было сорок, когда были ниспосланные первые аяты Священного Корана, сорок недель длиться беременность женщины, и еще сорок дней проходит до ее очищения после родов.

Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев.

Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен.

Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой.

Воистину, я – один из мусульман» (сура аль-Ахкаф, аят 15).

Действительно сорокалетний возраст человека – это середина пройденного пути жизни. И не важно, сколько ему еще суждено прожить в этом мире, ведь середина жизни, это когда молодость осталась где-то там позади, а впереди ждет расцвет и благоухание нашего потомства. Сам же он находится ровно посередине на этом отрезке.

Человек в сорок – это зрелый умом, состоявшийся в жизни, окрепший материально, вооруженный богатым жизненным опытом индивидуум. Многие ученые и люди творчества начинают писать свои самые яркие труды и произведения именно в этом возрасте.

4. Отправление женщин без сопровождения близких родственников-мужчин (сын, муж, отец и т. д.) в другие сёла и города для выражения соболезнования близким, знакомым, родственникам умерших.

Немало женщин, которые даже в течение нескольких лет носят траурную чёрную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Для вас будет лучше, если будете следовать указанному Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама.

Значение поминок у мусульман

Ритуальные обеды после похорон у христиан так же, как и поминки у мусульман, организуются для того, чтобы вспомнить недавно ушедшего человека. Душа умершего родственника продолжает пребывать среди членов его семьи. Поминальные трапезы позволяет установить своеобразный контакт между двумя мирами.

Сходства и различия

Ритуальные трапезы в честь покойного у христиан давно утратили свою суть. В наши дни родственники собираются за столом не для того, чтобы вспомнить усопшего и помолиться за него.

Помины стали поводом вкусно поесть и показать свою платежеспособность. Родственники покойного стараются арендовать самый дорогой ресторан.

Людей, которые устраивают скромные трапезы у себя дома, упрекают в скупости и неуважении к умершему родственнику.

Мусульманские поминки отличаются большей скромностью. Приготовление еды не считается обязательным. Приходить в дом умершего только ради пищи недопустимо. Скорбящие родственники должны как можно больше времени уделять молитвам за усопшего, а не общению с гостями.

Никаких специальных поминальных блюд, как у христиан, у мусульман не существует. Готовят обычно ту еду, которая принята в данной местности или стране. На многих мусульманских поминах можно увидеть вареный картофель, мясо и суп с лапшой. Часто на столе присутствуют сладости, которые принято раздавать знакомым.

Сладости символизируют жизнь в раю, ожидающую мусульманина. Алкоголь на поминальном столе запрещен (харам).

Первый обед

Хоронить умершего в исламе полагается в день его смерти. Душа усопшего не найдет покоя и не сможет покинуть этот мир до тех пор, пока тело не будет предано земле. Кремация категорически запрещена, поскольку напоминает о пламени ада.

Первые помины проходят в день похорон. Этот ритуал особенно важен. Душа умершего все еще пребывает на земле. Усопший будет страдать, если родственники не проявят к нему должного почтения и не вспомнят о нем.

За поминальным столом практически не разговаривают. Выражением скорби должно стать молчание. Произносить речи о покойном не принято.

Присутствующие должны внимательно слушать муллу, который читает молитвы за умершего.

Тяжелая утрата не может быть поводом для эмоциональных истерик. Именно поэтому до недавнего времени женщинам было запрещено участвовать в трапезе. Сегодня помянуть усопшего могут представители обоих полов.

При этом мужчины и женщины должны сидеть отдельно друг от друга, например, по разные стороны стола или за разными столами. Желательно, чтобы мужчины и женщины даже находились в разных комнатах.

Дети на поминки не допускаются.

За столом раздают хаер (подаяние). В качестве хаера используются мыло, платки, чай или деньги (фиксированной суммы нет). После каждого подаяния мулла читает молитву. Одежда на присутствующих должна быть исключительно светлых тонов. Надевать черное недопустимо.

Не полагается задерживаться в доме умершего после обеда.

Блюда, к которым не прикасались, нужно разделить между собравшимися.

Существуют у мусульман и другие важные поминальные дни. На седьмой и сороковой дни родным тоже следует организовать обеды. Отмечается и год после ухода человека.

На седьмой день приглашают муллу для чтения молитв. Эти помины принято проводить в кругу только самых близких родственников. Таким же образом отмечают и 40 дней.

Знакомые умершего в поминальные дни могут читать молитвы за того, кто был им дорог. Желательно раздавать милостыню в память о человеке. Подаяние следует раздавать нуждающимся единоверцам, которых можно найти возле мечети.

Начиная со вторых помин разрешается посещать захоронение.

Исламский закон един для всех, кто считает себя мусульманином. Однако из-за того, что отдельные группы последователей Мухаммеда находятся друг от друга на дальнем расстоянии, в них неизбежно возникает традиция, характерная только для данного общества.

Нередко на поминальном столе можно увидеть лишний прибор. Рядом будет находиться пустой стул. Прибор и стул ставят для души умершего, которая, согласно поверьям, присутствует среди живых.

Подобные традиции являются скорее пережитком язычества, чем частью исламской культуры.

Расхождения существуют и в днях, предназначенных для поминания усопшего. У некоторых групп мусульман есть дополнительные дни: 3, 36, 51 и т. д. Год отмечается практически всеми мусульманами. Смысл, который вкладывают в ритуальные обеды, тоже отличается в зависимости от национальности верующих.

В некоторых мусульманских сообществах помины устраивают для того, чтобы умерший был прощен и не попал в ад. На таких церемониях много молятся, после чего раздают милостыню. Но существуют группы верующих, вкладывающие в обряд совсем иной смысл. Поминальный обед должен расположить душу усопшего к живым. Если задобрить мертвого родственника, он обязательно будет помогать.

Такое понимание помин могло прийти из языческого прошлого.Татары относятся к этническим мусульманам. После похорон умершего они стараются соблюдать все, что предписывает ислам. Однако у и татар есть собственные обычаи. Как и мусульмане других национальностей, они вспоминают покойных в положенные для этого дни, среди которых наиболее важным считают год.

Верующие уверены в том, что только через 12 месяцев после смерти человека его душа окончательно покидает этот мир.

В некоторых отдаленных татарских поселках существуют свои специфические обычаи. От ткани, из которой шили саван, полагается оставлять кусочек материи значительных размеров. Сохранить нужно и небольшое блюдечко с солью.

Все эти ритуальные атрибуты прячут в укромном месте, чтобы доставать во время поминальных дней. Материю расстилают на полу в качестве скатерти, на которой расставляют угощения. В середину ставят блюдце.

Хранить эти вещи в доме следует до годичных поминок, затем их передают мулле или человеку, который все это время его заменял. К этим вещам прилагается небольшое количество муки.

Если умерший был старым человеком, скатерть разрывают на отдельные полоски и раздают присутствующим с пожеланием прожить столько же лет, сколько прожил усопший. Ткань привязывают к руке маленького ребенка, чтобы подарить ему долголетие.

Материю носят в виде повязки до тех пор, пока она не истлеет и не спадет сама.

У татар-юртовцев принято в течение первых трех дней кормить нищих. На третий день собирается узкий круг родственников (не более 10 человек). Обязательным ритуальным блюдом этого дня становится бульон (шурпа) с пельменями.

На седьмой день на обед допускаются не только близкие родственники. На церемонию имеют право приходить и те, кто принимал участие в похоронах: обмывальщики и люди, задействованные в рытье могил.

Приходящим на помины раздают различные вещи или деньги.

Только в этот день хозяйка дома может сменить одежду, которую носила 7 дней после смерти родственника.

Поминки у татар проходят каждую пятницу в течение года. Пятница — священный день для всех мусульман. Накануне жарят специальные ритуальные пышки с картофельной или мясной начинкой. Запах от этого угощения должен распространяться по всему дому. Поверье гласит, что это поможет душе умершего успокоиться.

Родственник будет знать, что о нем помнят. Для чтения молитв по усопшему приглашают муллу, которого может заменить пожилая женщина. После того как приглашенный выполнит свою работу, его необходимо напоить чаем и накормить пышками.

Заменить муллу допускается и хозяйке дома, если она хорошо знает Коран и может цитировать нужные суры наизусть.

Среди поминальных дней важным считается не только год. На 51 день усопший сильно мучается. Согласно древней легенде, умерший должен пройти неприятное испытание: кости его тела начинают отделяться друг от друга. Над могилой усопшего можно услышать тяжелые стоны. Для облегчения мук родственники должны читать по умершему специальные молитвы. Традиции этого дня:

  1. Прийти на поминальный обед могут только приглашенные. Застолье должно быть пышным.
  2. Женщинам и мужчинам накрывают отдельно. Лучше всего разместить их в разных комнатах.
  3. Татарский обычай требует, чтобы молитвы за мужчину читал мужчина, а за женщину — женщина.
  4. Этот день могут посвятить поминанию не только человека, который умер недавно, но и всех усопших родственников в семье. Покойных обычно упоминают после чтения Корана.
  5. Читать молитвы полагается не менее получаса.
  6. На поминках раздаются небольшие суммы в память об умершем.
  7. Посуда на столе должна быть новой.
  8. Использовать ножи и вилки запрещено.
  9. Среди приглашенных должны быть люди преклонного возраста, даже если они не были близкими для умершего.
  10. Обязательное блюдо — суп из баранины или говядины с лапшой.
  11. Остатки угощений следует раздать присутствующим.

Поминки, организуемые через год после смерти, имеют свои традиции. Относиться к ним следует не менее ответственно. В этот день приглашают всех родственников (независимо от степени родства), соседей и знакомых. Несмотря на присутствие огромного количества людей, поминки проводятся очень скромно. Они символизируют окончание траура в семье.

В течение года в доме покойного любые увеселительные мероприятия, свадьбы и т. п. строго запрещены.

Поминки в исламе — это благое деяние, обязательное для родных усопшего. Как и у христиан, у мусульман принято помнить о дорогом человеке не только в определенные дни. Молиться за умерших родных нужно при первой удобной возможности.

1. Проведение собраний с целью отметить 40 дней после смерти человека.

Отпускание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отпускание, связанное это именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы народ видел это.

  • Уроки: Этика посещения усопших (видео)
  • Уроки: Абидов М. — Подготовка к смерти. Этикет посещения больного. Часть 1 (видео)
  • Уроки: Абидов М. — Этикет посещения больного (Часть 2). Последние секунды жизни. Траур (видео)
  • Уроки: Абидов М. — Похоронные обряды. Соболезнование. Посещение кладбищ. Искоренение адатов (обычаи) (видео)
  • Скорбные дни: поминки

    ladysunriseНачало здесь .

    Итак, на что я обратила внимание, – никаких цветов и венков на кладбище. Никакого целования в лоб умершего перед тем, как придать его земле.

    В конце все присутствующие подходили к самым близким членам семьи, обнимая, выражая сочувствия и поддержку. Стандартная фраза в этом случае – «Başınız sağ olsun!» – дословно «Пусть ваши головы будут живы (невредимы, здоровы)».

    Слово «соболезнование» так и будет по-турецки: başsağlığı dileme (дословно «пожелание здоровья голове»).

    Обратите внимание, какие интересные нюансы языка. Турки в это скорбное время желают ЗДОРОВЬЯ, а русские – буквально ПЕРЕЖИВАЮТ «БОЛЕЗНЬ» с родственниками умершего – СО болезнуют.

    Покойному же вместо «Царствие ей/ему небесное!» турки говорят: «Rahmet eylesin» – «Пусть ей/ему будет милость» – видимо, господняя.

    «Согласно шариату чрезмерное проявление горя является выражением недовольства волей Аллаха, ибо терпение (сабр) — высшая добродетель ислама. Нормами шариата предписано заменять плач заупокойной молитвой и вместо бурного горя из-за смерти близкого выражать смиренную печаль.

    Шариат также строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки этим запретам во многих мусульманских странах профессиональные плакальщики существуют».И.В.

    Стасевич «Участие Женщин в погребальной церемонии у тюркоязыччных кочевников Центральной Азии: исключения или нормы поведения мусульманки?»

    Поэтому я была озадачена, когда, набрав в поисковиках слово «плакальщица», обнаружила сразу после определения слова упоминание о том, что «Нечто подобное до сих пор встречается в Турции и Персии и среди других Восточных народов». Упс! Противоречие? Рыдать-убиваться вроде как по религии мусульманам нельзя, но плакальщицы и тут есть.

    И действительно, как я поняла, это противоречие существует в реальной жизни. С одной стороны, запрет на чрезмерное выражение горя в исламе действительно есть.

    “Недопустимо, чтобы человек во время чьей-либо смерти расцарапывал свое лицо и тело и наносил себе удары (положение 634).Недопустимо рвать воротник в случае чьей-либо смерти, кроме как в случае смерти отца и матери (положение 635).

    Если мужчина во время смерти жены или сына разорвал на себе одежду или воротник, или если женщина, скорбя по умершему, все-таки расцарапала свое лицо до крови или рвала на себе волосы, то необходимо накормить или одеть 10 нищих.

    Если же это сделать невозможно, то нужно три дня соблюдать пост (положение 636).

    Обязательную предосторожность необходимо соблюсти в том, чтобы негромко плакать по покойному (положение 637)”.

    «Сразу после смерти сдерживаемые до того момента чувства выливаются в бурно выражаемые страшные и громкие причитания, в безысходный плач. Причем если умер муж, глава семейства, то овдовевшая жена плачет и кричит больше всех, так как уже стало нормой и даже обычаем, что жена умершего доводит себя до истерики – бьет себя в грудь и по голове, плачет навзрыд и в конце концов падает в обморок.

    «Те из них, для которых умерший был очень близким человеком, не застегивают свою одежду, разрывают воротники либо оставляют их открытыми; головы посыпают соломой или мажут их глиной; в течение нескольки дней не бреются, не расчесываются, не ходят в баню».

    В общем, парадокс: плакать громко нельзя, но нужно.

    Как пишет А.А. Хисматулин, «единственным объяснением этим осуждениям и запретам (на бурное проявление горя) является домусульманское представление о том, что сильное оплакивание может оказать вред душе умершего, так как из слез оплакивающих якобы образуется пруд, через который душа умершего не может перейти».

    Так проходят похороны. Поминки же организуют на 3й день. Дальше турки почитают 7й, а не 9й, как у нас, день, потом – 40й (краем уха, я слышала, что они тоже считают, что душа все это время еще бродит по земле) и годовщину.

    «Особенно важное значение юртовцами придается поминкам, устраиваемым на сороковой и пятьдесят первый (илле бер) день после смерти человека.

    По свидетельствам наших информантов, 51-й (поминальный) день является самым мучительным днем для умершего человека, поскольку в этот день у него происходит «отделение друг от друга всех костей…».

    Старики считают, что в этот день на кладбище раздаются громкие стоны покойников. Для облегчения мук умерших родственники должны прочесть три-четыре (конкретные) молитвы».

    Как поминают усопшего по мусульманской религиозной традиции?

    Канонически в мусульманском вероучении не закреплено положение o проведении поминок по умершему мусульманину в определенный день, например, девятый или сороковой после смерти покойного, в годовщину смерти. И поминки во Владимире, в последнее время проводящиеся мусульманами в седьмой или сороковой день после кончины усопшего, не относятся к их обязательным с точки зрения религии действиям.

    Но угощать людей и принимать в доме родственников в любом случае в мусульманстве приветствуется.

    В какой день поминать усопшего мусульманина?

    В исламе нет канонической значимости в том, на какой по счету день собираться, чтобы поминать усопшего. На собрании важно именно вспоминать покойного благой молитвой вместе с его родными и делать от его имени что-то хорошее, например, устраивать угощение или раздавать милостыню.

    Можно кормить сирот или нищих от имени покойного таким образом, чтобы никто не знал имени благотворителя.

    Мусульманское вероучение приветствует как щедрость, так и умеренность. Трапеза не должна превращаться в демонстрацию щедрости, для проведения которой влезают в долги.

    Важно, чтобы поминальное собрание отвечало образу жизни семьи покойного и проводилось с искренним намерением вспомнить умершего и угостить людей от его имени.

    Как говорит одно из изречений пророка Мухаммада, «дела по намерениям», а благое дело вознаграждаемо.

    8 качеств благодеяния в мусульманском поминальном собрании

    Среди мусульман распространены различные мнения относительно поминок. Кто-то говорит, что это благое дело, а кто-то — что нововведение, которое «в огне».

    Но в Коране или сунне — преданиях o жизни пророка Мухаммада — нет ясных доказательств запрета подобных собраний. Если проанализировать обычай поминать усопшего мусульманина, можно выделить хотя бы восемь его качеств, которые свойственны благим делам.

    Вот они.

    Поскольку эти восемь качеств присущи поминальным собраниям, в последнее время проводимым мусульманами в 3, 7, 40 дни после кончины усопшего, то можно говорить o том, что такие собрания подобны благодеянию. При разумном к ним подходе они также служат средством оповещения верующих o том, что считается для них богоугодным.

    А Всевышний знает лучше.

    Если Вы хотите провести поминки во Владимире , обращайтесь к нам! Мы поможем организовать поминальную трапезу, учитывая все Ваши пожелания и вкусовые предпочтения приглашенных на поминальное собрание.

    Заказывайте у нас блюда прямо сейчас!

    • Звоните: 7 (4922) 53-28-19.
    • Приходите к нам на по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, д. 3-Б.

    и продвижение

    1. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, они уже пришли к тому, что заслужили»[1].

    2. «Не ругайте, не оскорбляйте умерших, тем самым нанося боль живым [потомкам, родственникам покойного, друзьям]»[2].

    https://www.youtube.com/watch?v=ZJs7PDmb88k

    3. «Не вспоминайте о ваших покойных, кроме как благом»[3].

    4. «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)»[4].

    Если человек был настолько плохим, что есть польза упреком, предостережением для живых и в назидание упомянуть об этом, некоторые ученые допускают подобное, но только до момента погребения[5]. После погребения тела лучше говорить благое либо молчать[6].

    Это должно стать неотъемлемой чертой верующего, осознающего себя и свои поступки пред Господом миров и не выискивающего недостатки других, а тем более уже покинувших мирскую обитель, на что у него (верующего) не должно быть ни времени, ни желания.

    Со своими бы ошибками, промахами и недоработками разобраться. Неизвестно, что ожидает нас, когда сами займем его место, когда будем держать ответ, расплачиваясь валютой благих дел за то, что бездумно наговорил наш язык.

    Я слышал, что шахиды не умирают, что они после смерти помогают людям. Но ведь известно: кроме Бога никто не может помочь.

    Тогда как шахиды помогают?

    Дастан.

    Они не помогают.

    Кстати, учитывая реалии последних сорока лет, следует отметить, что произошла серьезная подмена понятий. Сегодняшние «шахиды» (участники вооруженных групп и бандформирований, устанавливающие «законы Аллаха» в горячих точках мира и провоцирующие новые военные конфликты заодно с представителями высшего эшелона власти или крупного бизнеса) — это всего-навсего убийцы и самоубийцы.

    Мы живем в ту эпоху, когда силами отдельных политиков, некоторых СМИ и представителей спецслужб бандитов, террористов стали называть моджахедами, совершающими джихад «ради Аллаха», а подрывающих себя и других — шахидами-смертниками.

    Святое (защиту Родины и высоких идеалов) смешали с очевидным злом.

    Если говорить о шахиде в истинном понимании этого слова, то это человек, самоотверженно защищающий свою Родину и свои ценности на поле битвы, противостоя агрессии и захвату территории враждебными государствами или группировками. Он готов во имя Аллаха (Бога, Господа) пожертвовать своей жизнью ради мира и благополучия других людей.

    О таких людях в Коране сказано: «Если кто-то умер на пути Всевышнего [например, с именем Творца в сердце и на устах, защищая свою Родину, или мученической, насильственной смертью, являясь при этом верующим], то не говорите о них, что они умерли.

    Они живы, но вы этого не чувствуете» (Св. Коран, 2:154).

    Самоубийство же, согласно канонам религии, — это прямая дорога в Ад, как и любой самосуд. Русско-татарский словарь советских времен, например, дает слову «шахид» следующее определение: «Мученик за веру; убитый на войне за священное дело (за Родину)».

    То есть это человек, ушедший из жизни ради высокого, а вовсе не кипя местью, и, уж конечно, не ради корыстной наживы. В мусульманской правовой доктрине и этике понятие «месть» вообще отсутствует.

    Можно ли дома ставить в рамки фотографии умерших родственников?

    Фотографии лучше всего хранить в альбоме, так как нахождение их на видном месте, по мнению некоторых ученых, препятствует присутствию в доме ангелов проявления милости Всевышнего.

    — «Ангелы [проявления милости Творца][7] не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»[8], «тасавир»[9];

    — «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура[10]»[11]»;

    — «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир[12]»[13]»;

    — «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура[14]»[15]».

    При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления Божьей милости) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения[16], не препятствуют присутствию ангелов»[17].

    Более категорично мнение имама ан-Навави, который считал, что упомянутое в хадисе касается любых форм изображения живого[18].

    Одной из главных предполагаемых причин относительно непроникновения ангелов в помещение является то, что раньше (как порой и сейчас) на художественные изображения живого или их монументы, статуи некоторые люди молились, забывая о том, Кому истинно должно молиться и у Кого истинно нужно просить[19].

    В этом году умер дедушка. У нас человека хоронят на следующий день после смерти, то есть ночь проводят рядом с умершим, читают Коран.

    У далеко живущих родственников есть время, чтобы приехать на похороны.

    Три дня нельзя есть в доме, где умер человек (нужно это делать у соседей), три дня нельзя шить, вязать и т. п. Должен гореть свет в доме 3 или 40 дней. Ногти нельзя стричь 3 дня.

    Если бабочка летает рядом — это душа умершего.

    Зеркала нужно держать закрытыми.

    Расскажите, пожалуйста, как на самом деле должны проводиться байрамы мужские и женские, что читать, какие ду‘а, в какой последовательности? Насколько правильно проводить байрамы на 3-й, 7-й и 40-й день, а также на 51-й со дня смерти?

    Есть ли специальные блюда, которые должны стоять на столе?

    Что означает, если снится умерший человек, если он зовет к себе, обнимает, успокаивает, говорит, что ему хорошо? Йолдыз.

    1) Чем раньше похоронить, тем лучше; 2) «три дня нельзя есть в доме» — об этом говорится в теме «Трапеза в доме покойного»; 3) «три дня нельзя шить, вязать» — чья-то выдумка; 4) свет в доме должен гореть по необходимости, и это никак не связано со смертью человека; 5) «ногти нельзя стричь три дня» — выдумка;

    6) бабочки — это Божьи творения, а не души умерших; 7) закрытие зеркал — суеверие; 8) поминальные застолья по случаю смерти близкого можете проводить на свое усмотрение, учитывая ваши национальные традиции и не совершая явно запретного, например, распитие алкоголя; 9) привязывать поминки к датам нет канонической необходимости, об этом говорится в теме «Благие дела, совершаемые от имени умершего»; 10) специальных блюд нет, следуйте национальной традиции либо своим предпочтениям в еде.

    Что касается снов, то трактуйте их в лучшую сторону. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь.

    Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], пока опустит ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону] »[20].

    Отпустите умершего сердцем и разумом. Его душа будет пребывать в загробном мире, ожидая Конца Света и Судного Дня, а вам еще предстоит достойно и с пользой прожить земную жизнь.

    Когда кто-то умирает, все зеркала в доме покойного обязательно накрывают тканью, иначе душа усопшего, отразившись в зеркале, может напугать родственников. Говорят даже, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.

    Но ведь это невозможно?

    Я в приметы не верю и потому хочу узнать, действительно ли так важно в доме, где умер человек, тканями накрывать зеркала и от сквозняка закрывать окна? Правда ли, что после смерти душа может приходить в то место, где покинула тело? И.

    12. Посещая кладбища в высокочтимые дни, посещение их мужчинами и женщинами совместно.

    Однако если женщины отправляются на кладбища со своими близкими родственниками (махрам), дабы посетить могилы родных и близких, шейхов, праведников, учёных-богословов, и если они одеты согласно требованиям Шариата, то в этом не будет ничего предосудительного.

    Женщинам, особенно молодым, в одеяниях, выявляющих их прелести, очень порицаемо отправляться на кладбище.

    Сказано, что жителей такого населённого пункта непременно настигает какое-либо несчастье.

    В хадисе говорится: «Всё, что приносит мучение, вред и тяготы живому человеку, приносит их и покойному». Поэтому, дорогие братья и сёстры, необходимо держать кладбище на подобающем уровне чистоты и относиться к этому со всей серьёзностью.

    Шейх Ислама и крупный имам Давуд аль-Аший прислал письмо джамаату одного из селений Дагестана, в котором написано: «До нас дошло, что ваше кладбище заброшено и загрязнено, что там водится скот. Вы обязаны, даже заплатив соответствующие средства, сделать так, чтобы животные не обитали там, очистить кладбище от нечистот, исходя из своих возможностей.

    Большинство несчастий настигает людей из-за того, что они причиняют покойным мучение, вред. Наступать на могилы, топтать их людям или животным запрещено Кораном и хадисами.

    В большинстве случаев причиной того, что людей и животных настигает чума, является неуважительное отношение к покойным, причинение им мук. И мольбу покойных Аллах принимает, потому бойтесь Всевышнего, о обладатели разума, дабы обрести счастье. И да снизойдёт приветствие Аллаха на тех, кто следует прямым путём!» («Фатави аль-Чухи», с. 64).

    Немало у нас в республике населёенных пунктов, жители которых не препятствуют животным ходить и топтать кладбище и осквернять его. Им тоже необходимо хорошо поразмыслить над содержанием указанного письма.

    Трава или дерево, растущие на могиле, пока они зелёные и невысохшие, нежелательно косить или рубить, а ибн Хаджар пишет, что это даже запретно.

    Пока подобные растения или дерево зелёные, они совершают славословие (тасбих) Всевышнему, туда нисходят ангелы, и то, что растёт на могиле, является собственностью обитателя данной могилы, и поэтому нельзя совершать что-либо, приносящее ему вред. Однако косить или рубить их можно после того, как они высохнут.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Твоя молитва
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector