Молитва евреев перед едой

Первое благословение

В этом благословении воздается хвала Всевышнему за то, что изо дня в день Он питает все живые существа, наполняющие наш мир. Рассказывается в Талмуде, что это благословение установил Моше Рабейну после того как, во время странствий евреев по пустыне, с Небес начал выпадать ман.

Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам hазан эт аолам куло бэтуво бэхэн бэхэсэд увэрахамим. hy нотэн лэхэм лехоль басар ки лэолам хасдо. Увэтуво hагадоль иману тамид ло хасар лану вэаль йехсар лану мазон лэолам ваэд. Баавур шмо hагадоль ки hу эль зан умэфарнэс лаколь умэтив лаколь умэхин мазон лэхоль брийотав ашэр бара. Каамур потэах эт яадэха умасбиа лэхоль хай рацон. Барух ата Адо-най hазан эт hаколь.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, владыка вселенной, питающий весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию. Он посылает пищу всему живому, ибо милость Его вечна. По великой доброте Его к нам мы никогда не испытывали недостатка в пище, и пусть не будет у нас недостатка в пище во веки веков — ради великого имени Его.

Еврейские молитвы

Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.

0 Dislike Created using Figma

1. В библейском иудаизме не было обязательных регулярных молитв. Если кто-либо из героев Писания желал обратиться к Богу, он делал это в любое время своими словами. Лишь в эпоху Второго Храма мудрецы ввели ежедневные молитвы с более или менее стандартным текстом.

Б-г, всесильный Б-г господина моего Авраама! Доставь мне случай сегодня и сделай милость с господином моим, Авраамом!

Вот я стою у источника вод, и дочери людей города выходят черпать воду;

Пусть же, девица, которая, если скажу ей: наклони кувшин твой, и я напьюсь, скажет: пей, и я верблюдов твоих напою, ее-то и определил ты для раба твоего, Ицхака, и так я узнаю, что ты сделал милость с моим господином.

3. Почти все еврейские молитвы написаны на иврите. Однако мудрецы постановили некоторые важные молитвы (например, кадиш, поминальная молитва) читать на арамейском, разговорном языке того времени, дабы их могли понять даже неграмотные простолюдины. Правда, с течением времени евреи, за исключением талмудистов и лингвистов, напрочь забыли арамейский. Но менять древний обычай никто не посмел.

4. Главной еврейской молитвой нередко называют «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), что не совсем верно, поскольку формально Шма — не молитва, а credo, декларация иудейской веры («Господь — Б-г твой, Господь — един»). Чтобы окончательно убедиться в этом, можно заглянуть в Сефер мицвот («Книгу заповедей») Рамбама, где обязанности молиться и читать Шма перечислены как разные заповеди.

5. Но раз уж «Слушай, Израиль» считается молитвой, скажем несколько слов о законах чтения Шма. Последователи Шамая полагали, что читать Шма следует вечером непременно сидя, утром же — непременно стоя. Однако большинство мудрецов разрешили произносить эту молитву в любом положении: хоть сидя, хоть стоя, хоть прогуливаясь. Более того, строители могут читать Шма прямо на строительных лесах, а путешественники — не слезая со спины осла.

6. В Талмуде обсуждается вопрос, что делать тому, кого время читать Шма застало в микве, то есть без одежды. Посовещавшись, мудрецы решили — большой беды в этом нет: вода в микве обычно настолько грязная, что нижнюю часть тела все равно не видно, а потому человек может считаться как бы одетым.

7. Главная еврейская молитва, которую читают трижды в день, —Амида, или Шмоне эсре («восемнадцать»). Вторым названием молитва обязана тому, что изначально состояла из восемнадцати благословений. Правда, начиная со II века н.э. благословений стало больше, поскольку мудрецы добавили еще одно — против доносчиков и еретиков («Благословен Господь сокрушающий врагов и смиряющий злоумышленников»). Однако старое название к тому времени настолько прижилось, что его не стали менять из-за такой мелочи.

8. Для произнесения некоторых молитв необходим миньян — кворум из десяти евреев старше 13 лет. В галахической литературе ведутся бесконечные споры о том, кто может и кто не может быть членом этого кворума. Например, включать ли в миньян еврея, спящего беспробудным сном (по мнению некоторых мудрецов, можно, хотя лучше все-таки попытаться его разбудить).

9. Еврея, выпившего лишку, нельзя включать в миньян, а сама его молитва считается «нечестием». Исключение делается, как ни странно, для запойного пьяницы, привычного к обильным возлияниям: сколько бы он ни выпил, если товарищи готовы подтвердить, что «он все понимает», его засчитывают в миньян.

10. И наконец, еще один сомнительный кандидат в члены миньяна. В конце XVII века известному раввину Цви-Гиршу Ашкенази задали вопрос, можно ли включать в миньян голема, рукотворного гомункула. Подумав, р. Ашкенази ответил отрицательно: как известно из многочисленных легенд, создатели с легкостью уничтожали сотворенных ими големов, а значит, считать их живыми разумными существами никак нельзя.

11. Начиная с эпохи Второго Храма, евреи молились за здоровье и благополучие нееврейских властителей. В свою очередь, нееврейские власти нередко проявляли повышенный интерес к еврейскому богослужению. В частности, им не нравилась молитва «Коль нидрей» («Все обеты»), в которой евреи накануне Судного дня отказываются от обетов, зароков и клятв, данных в течение года.

Поэтому в Российской империи во всех молитвенниках «Коль нидрей» печаталась с обязательным разъяснением, что речь идет исключительно о религиозных обетах, и «сохранит Б-г каждого помыслить, будто мы разрешаем нарушать клятвы и присяги, даваемые правительству или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица».

12. Раз уж речь зашла о литургии Грозных дней, вспомним такой забавный казус. В сефардских общинах в конце ночной службы Рош а-Шана взывают к «великому и святому Имени Диакарноса» (ha-shem ha-gadol veha-qadosh diaqarnosa). Что же значит это странное слово? Буквально — «мясной день» (día carnoso), но вероятнее — «дородная богиня» (dea carnosa), что с натяжкой можно объяснить саббатианско-франкистским новаторством в области божественного гендера.

13. Если в «Коль нидрей» властям не нравился текст, то в молитве «Алейну лешабеах» («На нас возложено восхвалять») им не нравился обычай плевать при произнесении слов «они молятся божествам, которые не спасают». В Пруссии, например, в синагоги даже посылали особых чиновников или солдат, следивших за тем, чтобы евреи не выражали свои религиозные антипатии столь неэстетичным и оскорбительным для окружающих образом.

14. Вернемся в наши Палестины. В XVI веке величайший галахист р. Йосеф Каро (автор кодекса «Шулхан арух») категорически запретил евреям читать стихи еврейского поэта Иммануэля Римского, прославившегося едкими пародиями на религиозные тексты. Спорить с таким авторитетом никто не посмел. И тем не менее, во многих синагогах по субботам с удовольствием поют гимн «Игдаль» («Возвеличится »), в поэтической форме излагающий «символ веры» Маймонида и написанный не кем иным, как Иммануэлем Римским. Впрочем, многие правоверные богомольцы об этом, судя по всему, даже не подозревают.

15. После создания государства Израиль у евреев тоже появилась молитва «Отче наш, иже еси на небесех». Это патриотическая молитва, начинающаяся словами: «Отец наш небесный, Крепость Израиля и его Избавитель, благослови государство Израиль — начало роста избавления нашего». Правда, большинство ультраортодоксов эту молитву не читают, но не из-за христианских ассоциаций, а в силу своего антисионизма.

16. Что же до евангельской молитвы «Отче наш», то ее можно назвать ценнейшим источником по истории еврейского литургического творчества: практически к каждой ее строчке можно найти параллель в традиционных еврейских молитвах. К примеру, «да святится Имя твое» — не что иное, как начало кадиша: «Да возвысится и освятится великое Имя Его».

17. После Шестидневной войны, когда весь Иерусалим впервые за много веков оказался в руках евреев, кое-кто предложил внести изменения в молитвы траурного дня 9 ава, когда евреи оплакивают разрушенный Храм. Однако раввины воспротивились, и религиозные евреи по сей день свидетельствуют перед Богом и людьми, что «пребывает столица в трауре по детям своим, дворцы ее разрушены, обезлюдела она, лишилась жителей».

«Сказал первосвященник рабби Ишмаэль бен Элиша: «Однажды в Судный день зашел я в Святая Святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: Бог Воинств сидит на престоле, высоком и вознесенном. И сказал Он мне: “Ишмаэль, сын мой, благослови меня”. Сказал я ему: “Да будет воля Твоя, чтобы милость Твоя пересилила гнев Твой, и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и отнесись к детям Своим не по всей строгости закона”»

Второе благословение

Во втором благословении восхваляется Земля Израиля, данная нам в надел Всевышним. Согласно традиции, это благословение установил Йеошуа бин Нун после завоевания Земли.

Нодэ лэха Адо-най Эло-hэйну аль шеhинхальта лаавотэйну эрэц хэмда това урхава вэаль шэhоцетану Адо-най Эло-hэйну мээрэц мицраим уфдитану мибэйт авадим вэаль бритха шэхатамта бивсарэйну вэаль торатха шэлимадтану вэаль хукэха шэhодатану вэаль хаим хэн вахэсэд шэхонантану вэаль ахилат мазон шаата зан умэфарнэс отану тамид бэхоль йом увэхоль эт увэхоль шаа.

Благодарим Тебя, Господь, Бог наш, за то, что дал Ты в наследственный удел отцам нашим землю прекрасную, добрую и обширную, и за то, что вывел нас, Господь, Бог наш, из земли египетской и освободил нас из дома рабства; и за знак союза с Тобой, который запечатлел Ты на плоти нашей; и за Тору Твою, которую преподал Ты нам;

Вэаль haнисим вэаль hапуркан вэаль hагвурот вэаль hатшуот вэаль hанифлаот шеасита лаавотэйну байамим hаhэм бизман hазэ.

Бимэй Матитьяhу бэн Йоханан Коhэн гадоль хашмонаи уванав кшэамда малхут яван hарэшаа аль амха Исраэль лэhашкихам торатэха улэhавирам мэхукэй рцонэха вэата бэрахамэха hарабим амадта лаhэм бээт царатам равта эт ривам данта эт динам накамта эт никматам масарта гиборим бэяд халашим вэрабим бэяд мэатим утмэим бэяд тэhорим урэшаим бэяд цадиким вэзэдим бэяд оскэй торатэха.

И за знамения, и за избавление, и за могущество Твое, и за спасение, и за чудеса, которые Ты явил отцам нашим в те времена, в эти же дни.

В дни Матитьяу, сына Йоханана Хашмоная, Первосвященника, и его сыновей, когда наступило злодейское царство Яван против народа Твоего, Сыновей Израиля, чтобы заставить их забыть Твою Тору и нарушить законы, установленные волей Твоей; но Ты, по великой милости Своей, стоял за них, сынов Израиля, когда они были в беде, заступался за них, был судьей в их споре с врагами, мстил за них;

отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников, и злоумышленников в руки тех, кто изучает Тору Твою. И прославил Ты имя Свое, великое и святое, в мире Твоем, и народу Своему, Израилю, даровал великое спасение и избавление в этот самый день.

Вэаль hанисим вэаль апуркан вэаль hагвурот вэаль hатшуот вэаль hанифлаот шеасита лаавотэйну байамим hаhэм бизман hазэ.

Бимэй Мордэхай вэЭстэр бэшушан hабира кшэамда алэйhэм haман hараша бикэш лэhашмид лаhарог улэабэд эт коль hайэhудим минаар вэад закэн таф вэнашим бэйом эхад бишлоша асар лэходэш шнэм асар hу ходэш адар ушлалам лавоз. Вэата бэрахамэха hарабим hэфарта эт ацато вэкилькальта эт махашавто вэhашевота ло гмуло бэрошо. Вэталу ото вээт банав аль hаэц.

Вэаль hаколь Адо-най Эло-hэйну анахну модим лах умэвархим отах итбарах шимха бэфи коль хай тамид лэолам ваэд. Какатув вэахальта вэсавата увэрахта эт Адо-най Эло-hэха аль hаарэц hатова ашэр натан лах. Барух ата Адо-най аль hаарэц вэаль амазон.

В дни Мордехая и Эстер, в столичном городе Шушан, когда выступил против них злодей hаман, который хотел уничтожить, убить и истребить всех иудеев, молодых и старых, младенцев и женщин, в один день, тридадцатый день двенадцатого месяца, месяца Адара, — а имущество их разграбить, — Ты, по великой милости Своей, разрушил его козни, и расстроил его замыслы, и обратил их против него самого, и повесили его вместе с сыновьями на виселице.

И за все это, Господь, Бог наш, мы благодарим и благословяляем Тебя. Да будет благословляемо имя Твое устами всего живого — всегда, во веки веков, как написано: «Будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе». Благословен, Ты, Господь, за то, что дал нам землю и пищу!

Третье благословение

Этот раздел, начинающийся словами «Смилуйся, Господь, Бог наш», установлен царями Давидом и Шломо. Здесь Давид просит Бога смилостивиться над еврейским народом, Иерусалимом и царством Давида. А царь Шломо, построивший Святой Иерусалимский Храм, добавил к этому благословению слова «над великим и святым Храмом, который наречен именем Твоим».

Рахэм Адо-най Эло-hэйну аль Исраэль амэха вэаль Йерушалаим ирэха вэаль Цийон мишкан кводэха вэаль малхут бэйт Давид мэшихэха вэаль hабаит hагадоль вэhакадош шэникра шимха алав. Эло-hэйну авину рээйну (в Субботу и в йом тов вместо «рээйну» говорят «роэйну») зонэйну парнэсэйну вэхалькэлэйну вэhарвихэйну вэhарвах лану Адо-най Эло-hэйну мэhэра миколь царотэйну.

Смилуйся, Господь, Бог наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим, и над Сионом, где обитает слава Твоя, и над царским домом Давида, помазанника Твоего, и над великим и святым Храмом, который наречен именем твоим. Бог наш, отец наш! Веди нас (в субботу и в йом тов вместо «веди нас» говорят «пастырь наш»), питай нас, насыщай нас, обеспечивай нас всем необходимым, пошли нам изобилие и вызволи нас поскорее, Господь, Бог наш, из всех наших бед.

Рцэ вэhахалицэну Адо-най Эло-hэйну бэмицвотэха увэмицват йом hашвии hашабат hагадоль вэhакадош hазэ ки йом зэ гадоль вэкадош hу лэфанэха лишбот бо вэлануах бо бэаhава кэмицват рэцонэха увирцонха hаниах лану Адо-най Эло-hэйну шело тэhэ цара вэягон ваанаха бэйом мнухатэйну. Вэhарэйну Адо-най Эло-hэйну бэнэхамат цийон ирэха увэвинъян Йерушалаим ир кодшэха ки ата hу бааль hайешуот увааль hанэхамот.

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш, укрепить нас в исполнении всех заповедей Твоих и в исполнении этой заповеди 0 закона о седьмом дне, дне великом и святом, — субботе; ибо день этот велик и свят для Тебя Самого, и нам подобает проводить его в покое и отдыхе, выполняя из любви к Тебе эту заповедь, установленную по воле Твоей.

Эло-hэйну вэло-hэй авотэйну. Яалэ вэяво вэягиа вэйэраэ вэйэрацэ вэишама вэипакэд вэизахэр зихронэйну уфикдонэйну вэзихрон авотэйну. Вэзихрон Машиах бэн Давид авдэха. Вэзихрон Йерушалаим ир кодшэха. Вэзихрон коль амха бэйт Исраэль лэфанэха. Лифлэта лэтова лэхэн улэхэсэд улэрахамим. Лэхаим товим улэшалом бэйом(в Рош Ходеш): Рош Ходеш hазэ(в Пэсах) Хаг haмацот hазэ(в Шавуот) Хаг haшавуот hазэ(в Суккот) Хаг haсуккот hазэ(в Шмини Ацерет) Шмини Ацэрэт hахаг hазэ(в Рош Ашана) hазикарон hазэЗохрэйну Адо-най Эло-hэйну бо лэтова уфокдэйну во ливраха вэhошиэйну во лэхаим товим. Увидвар йешуа вэрахамим хус вэхонэйну. Вэрахэм алэйну вэhошиэйну. Ки элэха эйнэйну. Ки Эль мэлэх ханун вэрахум ата.

Увнэ Йерушалаим ир hакодэш бимhэра вэямэйну. Барух ата Адо-най бонэ вэрахамав Йерушалаим. Амэн.

Бог наш и Бог отцов наших! Да поднимется, и придет к Тебе, и достигнет Твоего слуха, и будет замечена, и благосклонно принята, и услышана Тобою молитва наша, и да будут возобновлены и восстановлены Тобою память о нас и внимание к нам; и память об отцах наших, и память о Машихахе, потомке Давида, раба Твоего, и память об Иерусалиме, святом городе Твоем, и память обо всем Твоем народе, доме Израиля, — для спасения нашего, во благо нам, для любви и милости, и для милосердия к нам, и для благополучной жизни нашей и мира для нас — в этот день…

(в Рош Ходеш): Рош Ходеш(в Пэсах) Праздника мацот(в Шавуот) Праздника Шавуот(в Суккот) Праздника Суккот(в Шмини Ацерет) Праздника Шмини Ацерет(В Рош Ашана) памятиВспомни нас, Господь, Бог наш, к добру в этот день; и отнесись к нам в этот день с вниманием, благословляя нас; и спаси нас в этот день для благополучной жизни;

и по обещанию Своему спасти и помиловать нас, пожалей нас и смилуйся над нами; и будь снисходителен к нам, и спаси нас — ведь на Тебя устремлены наши взоры, потому что Ты, Бог, — владыка милосердный и милующий.И восстанови Иерусалим, святой город, в скором времени, в наши дни. Благословен Ты, Господь, восстанавливающий по милости Своей Иерусалим!

Еврейские молитвы

Войти через uID

Все известные мне христиане из церкви, где я духовно рос, перед едой молились словами: «Господи, благослови и освяти эту пищу…». Так молился и я, пока не встретил в жизни человека, который показал мне в Библии тексты, которые убедили меня пересмотреть подобную практику. Речь не в том, что одни привыкли молиться так, а другие — иначе.

В Ветхом Завете Бог дал Израилю такое повеление: “И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.” (Втор.8:10) Здесь сказано “когда будеш есть… благословляй Господа за добрую землю, которую Он дал тебе”. Писание призывает Израиль благословлять Бога за блага, которые им даны, включая пищу.

Евреи с тех пор и доныне молятся молитвой, которую они называют «благословение на хлеб», но что интересно, благословляется в ней не хлеб, а как и написано во Второзаконии – благословляется Сам Бог: “БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, НАШ БОГ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!” (на иврите это звучит так: БАРУХ АТА, АШЕМ ЭЛО-КЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ!)

Это очевидно для каждого еврея – благословлять перед приемом пищи следует Бога, Даятеля пищи. Вот почему у евреев есть такая молитва и для пищи и есть и подобная для пития. Вот мысли известного шотландского богослова и толкователя Уильяма Баркли по этому поводу: “Когда иудей кушал фрукты, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды на дереве».

Когда иудей пил вино, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды вина». Когда он ел овощи, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь Вселенной, создающий плоды земли». Когда он ел хлеб, иудей говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, рождающий хлеб из земли».” Таким образом, каждый прием пищи в еврейской семье сопровождается за столом прославлением Бога и благодарностью Ему.

На страницах Нового Завета, мы неоднократно видим, как Христос молился за пищу: “И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.” (Матф.14:19) “Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.” (Мар.6:41)

Некоторые ошибочно полагают, что слово «благословил» в этих текстах относится к хлебу, но это не так, потому что евреи никогда не благословляли хлеб, но благословляли Бога, благодарили Его. Вот подтверждение этому аргументу. Читаем текст о последней вечере: “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите;

сие есть Тело Мое.” (Мар.14:22) Здесь мы встречаем оборот «взяв хлеб, благословил» (заметим, что здесь не сказано, что Иисус благословил именно хлеб). Вот как апостол Павел перефразировал это: “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеби, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое;

сие творите в Мое воспоминание.” (1Кор.11:23,24) Для Павла, как для еврея, было очевидно, что когда Иисус «благословил хлеб» Он воздал Богу благодарность за хлеб, поэтому Павел так и написал «взял хлеб и, возблагодарив…». Очевидно, что тут слово «возблагодарил» относится не к хлебу, а к Богу. Как и слово «благословил» в контексте молитвы за пищу в Библии всегда относится к Богу.

Так откуда же пошла практика просить благословения на хлеб? Возможно, из-за поверхностного понимания этих двух отрывков — 1Тим.4:3-5 и Лук.9:16. Начинается отрывок словами о лжеучителях, и продолжается мыслью о молитве за пищу: “… запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою”. (1Тим.4:3-5) Здесь дважды сказано, что молитва за пищу – это молитва благодарения. И пища «освящается словом Божьим и молитвою». Правильно, а какой молитвой?

Не молитвой прошения, друзья, а молитвой благодарения. Этот текст не дает нам никакого основания просить Бога, пославшего нам пищу, еще и теперь благословить и освятить эту пищу, но призывает нас благодарить Творца за еду. Здесь также сказано, что пища «освящается словом Божьим и молитвою» уже как факт нашей молитвы благодарности. Ни о каком прошении нет и речи.

А как же этот текст, где сказано, что Иисус благословил именно хлеба? “Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.” (Лук.9:16) Так и есть, Иисус «благословил хлеб», но теперь, из общего контекста Библии мы знаем, что это означает – Он воздал Богу благодарность за хлебы, и тем самым «благословил их» (1Тим. 4:3-5).

Никто из христиан, которые молятся словами «благослови пищу» не ответили, мне как именно Бог ответит на эту их молитву-прошение. Должен ли Он как-то изменить свойства пищи? Избавить ее от вредных веществ? Ответ прост: Он просто не просил нас молиться о пище таким образом. Будет ли грехом то, если я продолжу в своей молитве за столом просить Бога благословить пищу, ведь я всегда так молился раньше? Перечитайте тексты, исследуйте эту тему самостоятельно и ответьте себе на этот вопрос сами.

Вопрос глубже, чем кажется. Понимаете, есть более глубокая причина, почему меня затронула эта тема. Центром молитвы «благослови пищу» является человек. В своей сущности это молитва «о себе», в сердце которой мысль о собственном благополучии и безопасности. Это больше напоминает мне языческую молитву.

Заметьте, я не говорю, что просить Бога о Его благословении — неверно (ведь Бог позволяет нам просить Его благословения, например Числ 6:22-27, но я говорю о том, КТО стоит в центре просьбы об освящении пищи и о том, с каким сердцем совершается эта просьба. Очевидно, что ежедневная практика подобной молитвы лишь поощряет потребительское отношение к Богу.

В центре молитвы «благословен Бог» – находится Творец. Такие молитвы превозносят и возвеличивают Даятеля и упражняют наше сердце в благодарности Творцу, в поклонении Ему. Вопрос: в какой атмосфере будут расти наши дети? Ведь прием пищи происходит несколько раз в день, и то, что они слышат за столом, как ничто другое, формирует их отношение к Богу!

Подумайте, проповедь в Церкви мы слышим в двадцать раз реже, чем молитву за столом. Сложно возразить и сказать, что эти вещи не взаимосвязаны. «Потребительство» в современном христианстве формируется несколькими факторами, и молитва за пищу, капля за каплей изо-дня в день – также один из этих факторов.

После изучения этой темы за нашим столом звучит такая молитва: «Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты даешь нам эту пищу. Прославляем Тебя за Твою доброту и щедрость. Аминь». Теперь каждый завтрак, обед и ужин – это наше семейное поклонение Богу и прославление Его. Вопрос не в том, кто как привык, вопрос в том – кто в центре нашей молитвы?

Четвертое благословение

Это благословение установили мудрецы Явнэ после восстания Бар-Кохбы и смерти римского императора Адриана, когда римские власти отменили постановление об истреблении евреев и разрешили похоронить покибших во время восстания по еврейскому закону.

Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам hаэль авину малкэйну адирэйну борэйну гоалэйну йоцрэйну кдошэйну кдош Яаков роэйну роэ Исраэль hамэлэх hатов вэhамэтив лаколь бэхоль йом вайом hу hэтив лану. hу мэтив лану. hу йэйтив лану. hу гмалану. hу гомлэйну. hу игмэлэйну лаад лэхэн улэхэсэд улэрахамим улэрэвах hацала вэhацлаха браха вишуа нэхама парнаса вэхалькала вэрахамим вэхаим вэшалом вэхоль тов умиколь тув лэолам аль йехасрэну.

hарахаман hу имлох алэйну лэолам ваэд. hарахаман hу итбарах башамаим уваарэц. hарахаман hу иштабах лэдор дорим вэитпаар бану лаад улэнэцах нэцахим вэитhадар бану лаад улэольмэй оламим. hарахаман hу йефарнэсэйну бэхавод. hарахаман hу ишбор оль галут мэаль цаварэйну вэhу йолихэйну комэмиют лэарцэну. hарахаман hу ишлах лану браха мэруба бабаит hазэ вэаль шульхан зэ шэахальну алав.

hарахаман hу ишлах лану эт Элияhу hанави захур латов вивасэр лану бэсорот товот йешуот вэнэхамот. hарахаман hу йеварэх эт ави мори бааль hабаит hазэ вээт ими морати баалат hабаит hазэ. Отам вээт бейтам вээт зарам вээт коль ашэр лаhэм. Отану вээт коль ашэр лану кмо шебэрах эт авотэйну Авраhам Ицхак вэЯаков баколь миколь коль кэн йеварэх отану кулану яхад бивраха шлэма вэномар амэн.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, владыка вселенной, милостивый Бог, отец наш, владыка наш всемогущий, творец наш, избавитель наш, создатель наш, святыня наша, святыня Яакова, пастырь наш, пастырь Израиля, владыка добрый и творящий изо дня в день добро каждому! Он делал нам добро, он делает нам добро и Он будет делать нам добро;

Он ниспосылал, ниспосылает и будет вечно ниспосылать нам благосклонность, любовь и милосердие, достаток, спасение и успех, благословение и избавление, утешение, заработок и пропитание, милость, здоровье, покой и все блага; и да не лишит нас Он всех благ Своих вовеки! Он, милосердный, да будет царствовать над нами во веки веков!

Он, милосердный, да будет благословляем на небесах и на земле! Он, милосердный, да будет восхваляем из поколения в поколение, и да будет прославляем нами всегда, во веки вечные, и да будет превозносим нами всегда, во веки веков! Он, милосердный, да пошлет нам все необходимое для достойного существования!

Он, милосердный, да разобьет ярмо изгнания, лежащее на нашей шее, и поведет нас, распрямившихся, в страну нашу! Он, милосердный, да пошлет щедрое благословение этому дому, и пусть пребывает оно над столом этим, за которым мы ели! Он, милосредный, да пошлет нам пророка Элияhу, вспомним его добром, который принесет нам хорошие вести — о близком спасении и утешении!

Он, милосердный, да благословит моего отца — наставника моего, хозяина этого дома, и мою мать — наставницу мою, хозяйку дома этого, их самих, и домочадцев их, и детей их, и все, что им принадлежит, нас и все, что принадлежит нам. Так же, как благословил Он наших отцов, Авраhама, Ицхака и Яакова — «во всем», «от всего», «всем», — да благословит Он и всех нас щедрым благословением, и скажем: Амен!

Пятое благословение

Мимаром йеламду алав вэалэйну зэхут шетэhэ лэмишмэрэт шалом вэниса враха мээт Адо-най уцдака мээло-hэй иш’эну вэнимца hэн вэсэхэль тов бээйнэй Эло-hим вэадам!

В небесах пусть ходатайствуют за него, хозяина дома, и за нас, чтобы удостоились мы прочного мира. И получим мы благословение от Господа, милость от Бога, избавителя нашего, и обретем мы в глазах Бога и людей благосклонность и благоволение.

hарахаман hу янхилэйну лэйом шэкуло Шабат умнуха лэхайей hаоламим.В Рош Ходеш: hарахаман hу йехадэш алэйну эт hаходэш hазэ лэтова вэливраха.В йом тов: hарахаман hу йанхилэйну лэйом шэкуло тов.В Суккот: hарахаман hу йаким лану эт суккат Давид hанофэлэт.В Рош Ашана: hарахаман hу йехадэш алэйну эт hашана hазот лэтова вэливраха.

Он, милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя и отдохновения, чтобы мы жили вечно.В Рош Ходеш: Он, милосердный, обновит для нас этот месяц, послав нам добро и благословение.В йом тов: Он, милосердный, даст нам в наследие день, который весь будет полон блаженства.В Суккот: Он, милосердный, восстановит для нас рухнувший шатер Давида.В Рош Ашана: Он, милоседрный, обновит для нас этот год, послав нам добро и благословение.

hарахаман hу йезакэйну лимот hамашиах улэхайэ hаолам hаба. Магдиль (в Субботу, йом тов, холь hамоэд и в Рош-ходеш вместо «магдиль» говорят «мигдоль») йешуот малко вэосэ хэсэд лимшихо лэдавид улэзаро ад олам. Осе шалом бимромав hу йаасэ шалом алэйну вэаль коль Исраэль вэимру амэн.

Он, милосердный, да удостоит нас счастья дождаться времен Машиаха и жить в мире Грядущем. Дарует Он великое спасение царю, избранному Им (в Субботу, йом тов, холь hамоэд и в Рош-ходеш вместо последних слов говорят: «Он — великий спаситель царя, избранного им») и явит милость помазаннику Своему, Давиду, и потомству Его навеки. Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: Амен!

Иру эт Адо-най кдошав ки эйн махсор лирэав. Кфирим рашу вэраэву вэдоршэй Адо-най ло яхсэру холь тов. hоду лаАдо-най ки тов ки лэолам хасдо. Потэах эт ядэха умасбиа лэхоль хай рацон. Барух hагэвэр ашэр ивтах баАдо-най вэhая Адо-най мивтахо.

Бойтесь Господа, святые праведники Его! Ведь не испытывают нужды те, кто боится его. Люди сильные, словно молодые львы, впадают в нищету и голодают, но у тех, кто стремится к Господу, нет недостатка ни в каких благах. Благодарите Господа, ибо Он добр, ибо вечна милость Его! Раскрываешь Ты ладонь Свою и щедро насыщаешь все живое. Благословен человек, полагающийся на Господа, — Господь будет ему опорой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector