Молитва за еврейский народ

Еврейские молитвы

Войти через uID

Все известные мне христиане из церкви, где я духовно рос, перед едой молились словами: «Господи, благослови и освяти эту пищу…». Так молился и я, пока не встретил в жизни человека, который показал мне в Библии тексты, которые убедили меня пересмотреть подобную практику. Речь не в том, что одни привыкли молиться так, а другие — иначе.

В Ветхом Завете Бог дал Израилю такое повеление: “И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.” (Втор.8:10) Здесь сказано “когда будеш есть… благословляй Господа за добрую землю, которую Он дал тебе”. Писание призывает Израиль благословлять Бога за блага, которые им даны, включая пищу.

Евреи с тех пор и доныне молятся молитвой, которую они называют «благословение на хлеб», но что интересно, благословляется в ней не хлеб, а как и написано во Второзаконии – благословляется Сам Бог: “БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, НАШ БОГ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАЩИВАЮЩИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!” (на иврите это звучит так: БАРУХ АТА, АШЕМ ЭЛО-КЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ!)

Это очевидно для каждого еврея – благословлять перед приемом пищи следует Бога, Даятеля пищи. Вот почему у евреев есть такая молитва и для пищи и есть и подобная для пития. Вот мысли известного шотландского богослова и толкователя Уильяма Баркли по этому поводу: “Когда иудей кушал фрукты, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды на дереве».

Когда иудей пил вино, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды вина». Когда он ел овощи, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь Вселенной, создающий плоды земли». Когда он ел хлеб, иудей говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, рождающий хлеб из земли».” Таким образом, каждый прием пищи в еврейской семье сопровождается за столом прославлением Бога и благодарностью Ему.

На страницах Нового Завета, мы неоднократно видим, как Христос молился за пищу: “И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.” (Матф.14:19) “Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.” (Мар.6:41)

Некоторые ошибочно полагают, что слово «благословил» в этих текстах относится к хлебу, но это не так, потому что евреи никогда не благословляли хлеб, но благословляли Бога, благодарили Его. Вот подтверждение этому аргументу. Читаем текст о последней вечере: “И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите;

Предлагаем ознакомиться:  Молитва на святую воду от болезней ребенка степана

сие есть Тело Мое.” (Мар.14:22) Здесь мы встречаем оборот «взяв хлеб, благословил» (заметим, что здесь не сказано, что Иисус благословил именно хлеб). Вот как апостол Павел перефразировал это: “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеби, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое;

сие творите в Мое воспоминание.” (1Кор.11:23,24) Для Павла, как для еврея, было очевидно, что когда Иисус «благословил хлеб» Он воздал Богу благодарность за хлеб, поэтому Павел так и написал «взял хлеб и, возблагодарив…». Очевидно, что тут слово «возблагодарил» относится не к хлебу, а к Богу. Как и слово «благословил» в контексте молитвы за пищу в Библии всегда относится к Богу.

Так откуда же пошла практика просить благословения на хлеб? Возможно, из-за поверхностного понимания этих двух отрывков — 1Тим.4:3-5 и Лук.9:16. Начинается отрывок словами о лжеучителях, и продолжается мыслью о молитве за пищу: “… запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою”. (1Тим.4:3-5) Здесь дважды сказано, что молитва за пищу – это молитва благодарения. И пища «освящается словом Божьим и молитвою». Правильно, а какой молитвой?

Не молитвой прошения, друзья, а молитвой благодарения. Этот текст не дает нам никакого основания просить Бога, пославшего нам пищу, еще и теперь благословить и освятить эту пищу, но призывает нас благодарить Творца за еду. Здесь также сказано, что пища «освящается словом Божьим и молитвою» уже как факт нашей молитвы благодарности. Ни о каком прошении нет и речи.

А как же этот текст, где сказано, что Иисус благословил именно хлеба? “Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.” (Лук.9:16) Так и есть, Иисус «благословил хлеб», но теперь, из общего контекста Библии мы знаем, что это означает – Он воздал Богу благодарность за хлебы, и тем самым «благословил их» (1Тим. 4:3-5).

Никто из христиан, которые молятся словами «благослови пищу» не ответили, мне как именно Бог ответит на эту их молитву-прошение. Должен ли Он как-то изменить свойства пищи? Избавить ее от вредных веществ? Ответ прост: Он просто не просил нас молиться о пище таким образом. Будет ли грехом то, если я продолжу в своей молитве за столом просить Бога благословить пищу, ведь я всегда так молился раньше? Перечитайте тексты, исследуйте эту тему самостоятельно и ответьте себе на этот вопрос сами.

Вопрос глубже, чем кажется. Понимаете, есть более глубокая причина, почему меня затронула эта тема. Центром молитвы «благослови пищу» является человек. В своей сущности это молитва «о себе», в сердце которой мысль о собственном благополучии и безопасности. Это больше напоминает мне языческую молитву.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва николай угодник перед иконой

Заметьте, я не говорю, что просить Бога о Его благословении — неверно (ведь Бог позволяет нам просить Его благословения, например Числ 6:22-27, но я говорю о том, КТО стоит в центре просьбы об освящении пищи и о том, с каким сердцем совершается эта просьба. Очевидно, что ежедневная практика подобной молитвы лишь поощряет потребительское отношение к Богу.

Молитва за еврейский народ

В центре молитвы «благословен Бог» – находится Творец. Такие молитвы превозносят и возвеличивают Даятеля и упражняют наше сердце в благодарности Творцу, в поклонении Ему. Вопрос: в какой атмосфере будут расти наши дети? Ведь прием пищи происходит несколько раз в день, и то, что они слышат за столом, как ничто другое, формирует их отношение к Богу!

Подумайте, проповедь в Церкви мы слышим в двадцать раз реже, чем молитву за столом. Сложно возразить и сказать, что эти вещи не взаимосвязаны. «Потребительство» в современном христианстве формируется несколькими факторами, и молитва за пищу, капля за каплей изо-дня в день – также один из этих факторов.

После изучения этой темы за нашим столом звучит такая молитва: «Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты даешь нам эту пищу. Прославляем Тебя за Твою доброту и щедрость. Аминь». Теперь каждый завтрак, обед и ужин – это наше семейное поклонение Богу и прославление Его. Вопрос не в том, кто как привык, вопрос в том – кто в центре нашей молитвы?

Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва о выздоровлении новорожденному

После еды

Если, как говорилось в приведенной выше цитате из Мишны, трое ели за одним столом, то есть еще один закон, относящийся к ним. Если три (или более) человека ели вместе – одновременно и в одном месте, -они обязаны совершить т. н. «зимун». Намек на «зимун» есть в начале последней песни Моше-рабейну (Дварим, гл.

32): «Когда назову имя Г-спода – воздайте хвалу Б-гу нашему!» То есть один призывает воздать хвалу Вс-вышнему других – по крайней мере двоих. В соответствии с этим тот, кого почтили быть ведущим в чтении «Биркат гамазон», обращается к сотрапезникам: «Господа, произнесем благословение!» – а те отвечают: «Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!

» (Вот это обращение и называется на иврите зимун – «приглашение».) Ведущий повторяет их слова и продолжает: «С разрешения (здесь называют имя раввина – если он присутствует среди сотрапезников, или когена, или хозяина дома – если не он сам совершает «зимун») наставников, учителей и господ моих – благословим Того, Кому принадлежит пиша, которую мы ели!

» Если за столом сидит не меньше десяти человек – то есть «миньян», – следует сказать: «Благословим Б-га нашего, Которому принадлежит пища, которую мы ели!», а ответить – «Благословен Б-г наш, Которому принадлежит пиша, которую мы ели, и благодаря доброте Которого мы живем!» Ведущий тоже повторяет эти слова и принимается за чтение «Биркат гамазон».

Женщины, евшие за одним столом, тоже могут совершить «зимун» для себя – потому что они тоже обязаны читать «Биркат гамазон»: ведь эта заповедь не связана с каким-то определенным временем и ее исполняют каждый раз, когда едят хлеб. Однако для совершения «Зимуна» женщины к мужчинам не присоединяются.

Есть обычай, придающий чтению «Биркат гамазон» особую красоту и торжественность: читать эту молитву, держа в руке бокал вина. Обычно так поступают в субботу и в праздники, на трапезе в честь обрезания или бракосочетания. Делается это в таком порядке: наливают бокал вина, дают его ведущему, и тот держит его в правой руке все время, пока читает «Биркат гамазон».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector