Молитва благодарности Господу Богу – благодарственная молитва Всевышнему за все

Содержание
  1. Отче наш^
  2. Благодарственные молитвы на каждый день
  3. Как научиться молиться своими словами?
  4. Благодарственная молитва Ангелу-хранителю
  5. Благодарственная молитва Святой Троице
  6. Благодарственные молитвы перед иконой Богородицы «Всецарица»
  7. Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу
  8. Благодарственная молитва Матроне Московской
  9. Благодарственная молитва по окончании дела
  10. Благодарение в день рождения
  11. Иже еси на небесех^
  12. Благодарственная молитва Ангелу-хранителю
  13. Да приидет Царствие Твое^
  14. Благодарственная молитва Святой Троице
  15. Благодарственные молитвы перед иконой Богородицы «Всецарица»
  16. Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу
  17. Благодарственная молитва Матроне Московской
  18. Благодарственная молитва по окончании дела
  19. Благодарение в день рождения
  20. Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу
  21. Хлеб наш насущный даждь нам днесь^
  22. Благодарственная молитва Матроне Московской
  23. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим^
  24. Но избави нас от лукавого^
  25. Заключение^
  26. Примечания^

Отче наш^

Среди всех молитв, которые существуют у христиан, среди тысяч и тысяч сочиненных за всю христианскую историю есть одна небольшая Молитва, являющаяся образцом, иконой всякой другой молитвы.

В самом деле, при размышлении над словами этой молитвы мы порой не можем определенно сказать, что означает та или иная ее фраза, потому что диапазон смыслов может быть весьма велик. Но, даже не вполне понимая всю глубину смысла слов молитвы, мы чувствуем, что она отвечает на какие-то наши глубинные вопросы, удовлетворяет духовные потребности.

Итак, молитва, которую оставил ученикам Сам Господь Иисус Христос. Причем, единственная молитва, которую Он оставил нам!

В этой небольшой работе мы разберем и прокомментируем Молитву Господню. Мы привлечем как современных специалистов по Новому Завету, так и святых подвижников и богословов. Не сомневаюсь, что наше с вами маленькое исследование позволит вам глубже узнать и понять самую главную христианскую молитву, а также обогатит нашу духовную жизнь некоторыми весьма важными открытиями.

Когда небеса грохочут, а океаны ревут, они зовут Тебя:Господь Саваоф наш, Владыка сил небесных!Когда падают звезды, и из земли вырывается огонь, они говорят Тебе: Творец наш!Когда по весне цветы раскрывают бутоны,и жаворонки собирают сухие травинки, чтобы свить гнездо для своих птенцов, они поют Тебе: Господин наш!А когда я поднимаю глаза к престолу Твоему,то я шепчу Тебе: Отче наш!

Св. Николай Сербский

Иудейский мыслитель Мартин Бубер писал: «Величайшим достижением Израиля было не то, что он выработал учение о Едином Истинном Боге, Который также и Единственный, источник и конец всего сущего, а в том, что он указал на саму возможность разговаривать с Ним, говорить Ему Ты, предстоять перед Лицом Его. Израиль первым осознал и действительно стал жить в соответствии с тем, что жизнь есть диалог человека и Бога».

Учение о Едином Истинном Боге! Это поистине величайшее религиозное учение человечества. Мы верим, что оно родилось не как результат умственных размышлений. Это Богооткровенное учение, то есть то, что некогда открыл человеку Сам Господь.

Бог – Творец Ангелов, космоса и человека. Все от Него получило бытие и обретет конец и смысл всего тоже в Боге. Человек осознает, что он – любимое творение и чадо Божие, и вместе с тем трепещет от осознания огромной дистанции между ним, грешным, и великим святым Богом. Человеку не только не запрещено общаться с Богом, но заповедано это; впрочем, человек всегда должен осознавать дистанцию, отделяющую его от Бога.

Из такого отношения к Богу складывалось ветхозаветное благочестие.

Молитва благодарности Господу Богу – благодарственная молитва Всевышнему за все

При всем этом, при знании о Едином Истинном Боге, при возможности с Ним общаться, Ветхий Завет не дерзал назвать Бога Отцом отдельного человека.

Первый, кто делает такой шаг, – Иисус Христос. Он Сам осознает Бога уникальным, личным образом. Для Него – Бог в первую очередь не космический  Вседержитель, а Отец. Такое же отношение к Богу Иисус передает Своим ученикам.

Все молитвы Иисуса начинались с доверительного и личного слова Abba – Отче. После того, как Спаситель научил учеников так обращаться к Богу, это слово, в общем домашнее, личное, стало в Церкви общеупотребительным. Заповедуя нам так же обращаться к Господу, Христос хочет, чтобы Его последователи усвоили Его опыт отношений с Богом, как с Отцом.

Что же нового и необычного было в таком обращении к Богу? Современный общепринятый русский и славянский переводы не совсем верно отражают смысл арамейского слова. Если Отче звучит официально, торжественно, несколько сухо, то Авва на языке оригинала – это нежное слово. Это и первое слово, которое произносит еврейский ребенок, нежный лепет к своему отцу, что-то похожее на наше папа, папочка… Это же нежное обращение взрослого сына/дочери к родителю. Это также подчеркнуто уважительное обращение к пожилому человеку.

«Преимущество (называть Бога Отцом) дано Новому Израилю – христианам: им дана власть быть чадами Божиими и взывать: Авва Отче» (блаж. Августин). Смотрите, – восклицает Иоанн Богослов, – какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3:1).

Апостолы постоянно подчеркивали, что вера христианская делает нас сыновьями и дочерьми Божиими, и такое право дал нам не кто иной, как Христос! Он, Спаситель, …верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12).

Святые, размышляющие о тайне того, что христианам позволено называть Бога нежным словом Отец, не переставали удивляться Божественному человеколюбию. Св. Киприан Карфагенский писал: «О, какое к нам снисхождение, какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими… Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не дозволил так молиться». Св.

Святитель Иоанн Златоуст в свойственной ему образной и эмоциональной манере подчеркивает разницу между Богом и человеком, между Вечным и тварным: «Посмотри, возлюбленный, на ничтожество твоей и моей природы, вникни в сродство ея — в эту землю, пыль, грязь, глину и пепел, потому что мы созданы из земли, и опять, наконец, разлагаемся в землю.

Представь это и удивляйся непостижимому богатству великой благости к нам Божией, по которой заповедано тебе называть Его Отцом, земному — нетленного, смертному — бессмертного, тленному — нетленного, временному — вечного». Одним кратким словом – «Отец», по мысли святых учителей Церкви, перебрасывается мост между двумя природами, бесконечно отстоящими друг от друга: Божественной и человеческой.

Святые отцы говорили вот еще о каком горизонте этого нового нашего статуса – считать себя детьми Божиими, а Его – Отцом: любой христианин – призван становиться подобным Его возлюбленному Сыну – Иисусу Христу. Как пишет Ап. Павел, Бог нас определил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями (Рим. 8:29).

В Крещении мы невидимо, но реально соединяемся со Христом, потом, во время помазания благоуханным маслом – миром, на нас изливается благодать Духа Святого, опять же делающая нас, по словам св. Кирилла Иерусалимского, «как бы христами» (Христос, с греческого, – Помазанник).

Став едиными со Христом, мы можем затем в течение нашей христианской жизни реализовывать этот дар и наше призвание сына/дочери Божией.

Если мы можем называть Бога Отцом, значит, мы действительно усыновлены, значит, мы наследники обетованных благ и силы Духа Святого. Мы приняли не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:15-17).

Всякий ли может назвать Бога – Отцом? Хотя мы говорим, что любой человек мира – возлюбленное дитя Божие, право называть Бога Отцом – преимущественное право того, кто признает Иисуса Христа как Спасителя. Это Он, Иисус, еще раз напомню слова ап. Павла, …верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12).

Святые отцы отмечали, что дар называть Бога Отцом – первый и основополагающий дар в бесконечной цепи благодатных даров и милостей нам от Бога. «У кого есть Отец, тот чувствует себя под мощным крылом, огражденным от всякой опасности; чувствует, что ему нет нужды ни о чем беспокоиться. Все будет – и пища, и одежда, и кров, и что ему стоит только обратиться к Отцу, когда чего захочет, и все получит… – пишет блаж. Августин, – ибо в каком уже прошении откажет сынам Своим Бог, когда даровал им прежде всего власть быть чадами Божьими…».

«В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство с Единородным, и дарование Духа…» (св. Иоанн Златоуст).

https://www.youtube.com/watch?v=c47GTtDHS-k

Возможность называть Бога Отцом есть великий дар! Однако это не просто дар, но и ответственность. Если мы называем Бога Отцом, значит, мы претендуем на то, чтобы Он нас в ответ называл верными сыновьями и дочерьми. «Нам следует помнить, когда мы называем Бога нашим Отцом, мы должны поступать как сыны Божии» (св.

Киприан Карфагенский). «Ясно, что если не имеет кто сколько-нибудь разума, то, не усматривая в себе того же, что в Боге, не осмелится сказать Ему: Отче. Ибо не естественно Благому по сущности – стать Отцом лукавого в поступках, и Святому – Отцом оскверненного по жизни, Неизменяемому – Отцом изменчивого, Отцу жизни – Отцом умерщвленного грехом, Чистому… – Отцом опозоривших себя страстями бесчестия, Благодетелю – Отцом любостяжателя, вообще Тому, Кто представляем во всяком добре, – Отцом пребывающих в каком-либо зле» (св. Григорий Нисский).

Благодарственные молитвы на каждый день

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго, и поми́луй мя, и прости́ ми, Го́споди Бо́же, Спа́се Ми́лостивый! Даждь ми, Го́споди, христиа́нский коне́ц с Пречи́стым Те́лом и с Честно́ю Кро́вию, со слеза́ми и покая́нием. Изба́ви, Го́споди, му́ки ве́чныя, огня́ негаси́маго, и че́рвия неусыпа́ющаго, и смолы́ кипя́щия. Го́споди, Ты созда́л мя еси́, Го́споди, Ты поми́луй. Го́споди, Твое́ есмь созда́ние. Ами́нь.

Перевод: Боже, очисти меня грешного и помилуй меня и прости мне, Господи Боже, Спас Милостивый! Дай мне, Господи, скончаться по-христиански с Пречистым Телом и Честной Кровью, со слезами и покаянием. Избавь, Господи, от муки вечной, огня неугасимого, и червя вечно терзающего, и кипящей смолы. Господи, Ты создал меня, Господи, Ты помилуй меня. Господи, я – Твоё создание. Аминь.

Душе́, душе́ моя́, почто́ жа́луешися на Го́спода? Я́ко ле́ность твоя́ ве́чней му́це хода́тай есть. А́ще бы ве́дала дар Бо́жий, пла́кала бы ся горя́щими слеза́ми, стена́ющи со воздыха́нием, скорбя́щи о вся́ком гресе́, о ма́лем и о вели́цем. Возопи́й ко Своему́ Влады́це, да не предвари́т тебе́ я́рость одержа́щаго всеси́льною руко́ю пра́ведною. Аз же, гре́шный и лени́вый и льсти́вый язы́к име́яй, ка́ко помолю́ся Влады́це моему́, да изба́вит мя Госпо́дь от Стра́шнаго Суда́? Всегда́ бо трепе́щу по́мыслом в се́рдцы мое́м о Стра́шнем Суде́, да изба́вит мя от му́ки ве́чныя, и че́рвия неусыпа́ющаго, и тьмы кроме́шныя, и от грозы́ несогре́емыя. Поми́луй мя, гре́шнаго раба́ Твоего́ (имя), я́ко Па́вла апо́стола, его́же любля́ше па́че всех, и от нас, убо́гих, не отврати́ лица́ Твоего́ во он День Стра́шный, его́же трепе́щет душа́ моя́ и соста́вы те́ла моего́ ужаса́ются. Го́споди, изба́ви мя стра́шнаго часа́, да не отпаду́ от ми́лости Твоея́. Но молю́ святы́я А́нгелы и Арха́нгелы, и проро́ки, и му́ченики, и вся святы́я, да мо́лят Бо́га за мою́ ду́шу. Ва́шего ра́ди моле́ния да возврати́т Влады́ка тре́бы Своя́ от мене́, гре́шнаго. И ты, Пречи́стая Госпоже́ Де́во, иму́щи дерзнове́ние к Сы́ну о рабе́х Твои́х, не забу́ди трудо́в раба́ Твоего́ (имя). Влады́ко Спа́се, от убо́гия души́ Тебе́ молю́ся, изба́ви мя от печа́ли грехо́в мои́х и введи́ в ра́дость безконе́чнаго жития́, иде́же прославля́ется всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перевод:Молитва на каждый день. Душа, душа моя, почему жалуешься на Господа? Ведь лень твоя испрашивает вечной муки. Если бы знала дар Божий, плакала бы горючими слезами, стеная с тоской, скорбя о всяком грехе, о малом и великом. Воскликни своему Владыке, чтобы не постигла тебя внезапная ярость Обладающего всесильной праведной рукой. Я же, грешный и ленивый, льстивый имея язык, как помолюсь Владыке моему, дабы избавил меня Господь от Страшного Суда? Постоянно трепещу от помыслов в сердце перед Страшным Судом, о избавлении от муки вечной, и червя, вечно терзающего, и тьмы кромешной, и от грозы, которой не избежать. Помилуй меня, грешного раба Твоего (имя), как апостола Павла, которого любил больше всех, и от нас, убогих, не отврати лица Твоего в тот Страшный День, которого боится душа моя и перед которым цепенеет тело моё. Господи, избавь меня от страшного часа, чтобы не отпасть мне от милости Твоей. Но молю святых Ангелов, Архангелов, пророков, мучеников и всех святых, чтобы помолились Богу о моей душе. Молитвы вашей ради, чтобы избавил Владыка меня грешного от Своего возмездия. И Ты, Пречистая Госпожа Дева, имеющая право обратиться к Сыну о рабах Твоих, не забудь трудов раба Твоего (имя). Владыка Спаситель, от убогой души Тебе молюсь, избавь меня от печали грехов моих и введи в радость бесконечной жизни, где прославляется всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, теперь и постоянно и во все века. Аминь.

Господь Вседержитель
Икона Господь Вседержитель

Преблаги́й Го́споди, ниспосли́ нам благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го, да́рствующаго смысл и укрепля́ющаго душе́вныя на́ши си́лы, дабы́, внима́я преподава́емому нам уче́нию, возросли́ мы Тебе́, на́шему Созда́телю, во сла́ву, роди́телем же нашим на утеше́ние, Це́ркви и Оте́честву на пользу.

По-русски

Премилосердый Господь! Пошли нам благодать Духа Твоего Святого, которая бы дала нам понятливость и укрепила наши душевные силы, чтобы мы, слушая преподаваемое нам учение, возросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Низпосли – пошли вниз с неба. Благодать – помощь Божия, спасительная сила Божия. Дарствующий – дающий. Душевныя силы — ум, сердце, воля, память, совесть. Дабы – чтобы. Церковь – общество верующих. Отечество – страна, где мы родились и живем.

Чего просим у Бога в этой молитве?Просим, чтобы Бог дал нам понятливость и охоту к учению, чтобы это учение послужило на славу Божию, на утешение родителей и на пользу наших ближних.

Чем мы можем славить Бога?Славить Бога можем и должны добродетельной жизнью.

Чем можем утешать родителей?Родителей утешаем мы хорошими успехами в учении, скромным поведением и послушанием.

Когда мы бываем полезны Церкви и Отечеству?Церкви бываем полезны тогда, когда посещаем храм Божий, исполняем правила и уставы нашей Церкви и заботимся об украшении храмов Божиих. Отечеству бываем полезны тогда, когда любим его, молимся за него Богу, и когда любим друг друга и помогаем друг другу.

Примечание: Перед учением вместо этой молитвы можно произносить молитву: Царю Небесный.

Благодари́м Тебе́, Созда́телю, я́ко сподо́бил еси́ нас благода́ти Твое́я, во еже внима́ти уче́нию. Благослови́ на́ших нача́льников, роди́телей и учи́телей, веду́щих нас к позна́нию бла́га, и пода́ждь нам си́лу и кре́пость к продолже́нию уче́ния сего́.

По-русски

Благодарим Тебя, Создатель, за то, что Ты удостоил нас милости Твоей, чтобы внимать учению. Благослови (т. е. награди) наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и дай нам силу и здоровье продолжать это учение.

Яко – что. Сподобил – удостоил. Во еже – чтобы. Благо – добро. Крепость – здоровье.

В этой молитве мы сначала благодарим Бога за то, что Он помогает нам учиться; потом просим, чтобы Он наградил Своей милостью начальников, родителей и учителей, старающихся научить нас добру, и дал нам силы и здоровье продолжать учение.

О́чи всех на Тя, Го́споди, упова́ют, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении: отверз́аеши Ты ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния.

По-русски

Глаза всех обращены к Тебе, Господь, с надеждой, и Ты даешь пищу всем в свое время; открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию (Псал. 144, 15-16).

Молитва благодарности Господу Богу – благодарственная молитва Всевышнему за все

Очи – глаза. На Тя – на Тебя. Уповают – надеются. Во благовремении – в свое время. Отверзаеши – открываешь. Животно – живое существо, всё живущее. Благоволение – доброе расположение к чему-либо, к кому-нибудь, милость.

Чего мы просим в этой молитве у Бога?Просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие во здоровье.

Что разумеется под рукой Господней?Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ (Мф. 6, 26).

Что означают слова: исполняеши всякое животно благоволения?

Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех животных.

Примечание. Вместо этой молитвы перед обедом и ужином можно читать молитву Господню: Отче наш.

Как научиться молиться своими словами?

Однажды, как мы с вами помним из Евангелия от Матфея, ученики задали Христу вопрос о том, как правильно молиться: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн (имеется в виду Иоанн Креститель. – Примеч. сост.) научил учеников своих». Господь Иисус Христос ответил: «Когда молитесь – говорите: «Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое…»» и т.д.

Когда мы с вами обращаем внимание на эту молитву (очень короткую, значительно более короткую, чем наши любимые каноны и акафисты), то видим, что в ней мы вроде бы ничего особенного и не просим у Бога. Только «хлеб наш насущный дай нам днесь», «остави нам долги наши» и «избави нас от лукавого». Не так уж много на фоне многочисленных житейских неурядиц и происшествий. Оказывается, все, что предлагает Бог попросить у Него, очень коротко и очень просто. Он предлагает нам не быть многословными и не просить того, в необходимости чего для самих себя мы НИКОГДА не можем быть уверены до конца. Объясню на примере. Однажды некая прихожанка настойчиво молила Господа, чтобы он помог ее сыну избежать службы в армии, так как она очень боялась, что он попадет в «горячую точку». Сына действительно не приняли в армию – у него нашли скрытую форму туберкулеза, и он вскоре умер. Можно ли считать ее молитву услышанной? Мы сами не ведаем, чего для себя просим и как это потом отразится на нашей жизни. Может быть, основной нашей просьбой должна стать такая: «Господи, научи меня хотеть только того, что мне действительно нужно, и избави меня от желания того, что мне не полезно»?

А вот еще один аспект правильной молитвы. Вот свт. Иоанн Златоуст говорит: «Христос дал нам образец молитвы, научая нас, что быть услышанным Богом зависит не от множества слов, а от бдительности души». Это тоже очень важный момент. Мы, конечно, обращаем внимание на подвиги тех или иных святых, когда читаем, например, в житии: сколько-то ночей подвижник стоит на камне. Сколько-то ночей другой, повторяя его подвиг, тоже ночью выходит и молится так, чтобы умолить Бога остановить бедствие или спасти кого-то. Что святой при этом делает? Просто слова произносит или всего себя обращает к Богу? Молиться – значит кровавый пот проливать, а не устами только слова повторять. И как часто, когда мы пытаемся следовать по этому пути, нами руководит иллюзия, что все получится, если мы будем, например, молиться больше или молиться ночами. Если мы найдем какие-то правильные тексты. Если мы, наконец, выучим церковнославянский язык, чтобы понимать, что произносим.

Да, безусловно, понимать то, что произносим, – это очень важный момент. И ночная молитва возносит наш ум к Богу. Но только при соответствующем настрое сердца. Ведь Богу все равно, днем мы молимся или ночью, по-церковнославянски или по-русски. Богу нужно наше стремление к Нему и наше желание творить Его волю – волю истинную и полную любви. Если же мы просто механически повторяем те или иные слова, сказать о том, что мы молимся, можно лишь с большой натяжкой.

А в заключение, чтобы было понятнее, что же такое молитва своими словами, я продолжу слова свт. Феофана о молитве: «Вчера я показал вам один способ воспитания в себе духа молитвенного, именно: сообразное со своим назначением совершение наших молитвословий. Но здесь полагается только начало науке молитвенной, надо идти далее. Припомните, как учатся, например, языкам. Сначала заучивают слова и обороты речи по книгам. Но на этом одном не останавливаются, а стараются помощью его доходить, и действительно доходят до того, что сами, без пособия заученного, ведут правильно долгую речь на изучаемом языке. Так надо поступать и в деле молитвы. Навыкаем мы молиться по молитвенникам, молясь посредством готовых молитв, переданных нам Господом и Святыми Отцами, преуспевшими в молитве. Но на этом одном останавливаться не должно; надо далее простираться и, навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу со стороннею помощью, надо делать опыты возношения к Нему – и своего собственного, доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему и Ему себя открывала и исповедовала, что есть в ней и чего желательно ей.

И сему надо учить душу. Укажу вам коротко, что должно делать, чтоб успеть в сей науке.

И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам к сему же ведет. Ибо как из сосуда переполненного сама собою изливается вода, так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва. Но есть и особые, к сей исключительно цели обращенные правила, которые и да положит себе исполнять всякий, желающий успеха в молитве.

Отчего это, скажите, сколько лет иногда молятся по молитвенникам – и все еще не имеют молитвы в сердце? Между прочим, думаю, оттого, что только в то время несколько и напрягаются возноситься к Богу, когда совершают молитвенное правило; во все же прочее время и не вспомнят о Боге. Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что в отношении к Богу все тем и исполнено; затем целый день – только дело за делом, а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придет на мысль, что вот опять скоро надо становиться на молитву и совершать свое молитвословие. От сего бывает, что, если и дает Господь какое доброе чувство утром, его заглушает суета и многодельность дня. Оттого же и вечером не бывает охоты молиться, человек никак не совладает с собою, чтобы хоть немного умягчить свою душу, и молитва вообще худо спеется и зреет. Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить, т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве, но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее возносилась к Нему и пребывала с Ним. Для сего надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи!» Кончаешь дело, говори: «Слава Тебе, Господи!», и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымется, говори: «Спаси, Господи, погибаю». Находит тьма помышлений смутительных, взывай: «Изведи из темницы душу мою!» Предстоят неправые дела и грех влечет к ним, молись: «Настави мя, Господи, на путь» или: «Не даждь во смятение ноги моея». Грехи подавляют и влекут в отчаяние, возопи мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне грешному». Так и во всяком случае. Или просто почасту говори: «Господи, помилуй»; «Владычице Богородице, помилуй мя»; «Ангеле Божий, Хранителю мой Святый, защити меня» – или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай сии воззвания, всяко стараясь, чтоб они из сердца исходили, как бы выжатые из него. Когда будем так делать, частые будут у нас совершаться умные к Богу восхождения из сердца, частые к Богу обращения, частая молитва, а это учащение сообщит навык умного с Богом собеседования.

Но чтоб душа так взывать стала, надобно наперед заставить ее все обращать во славу Божию – всякое свое дело, большое и малое. И это есть второй способ, как научить душу чаще днем обращаться к Богу. Ибо если положим себе в закон исполнять сию заповедь апостольскую, чтоб вся во славу Божию творить, даже аще ямы или пиемы (1Кор. 10:31), то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостию, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит со страхом к Богу обратиться и молитвенно просить помощи и вразумления. Как мы почти непрестанно что-либо делаем, то почти непрестанно будем к Богу обращаться молитвенно, и, следовательно, почти непрерывно проходить науку молитвенного в душе к Богу возношения.

Но чтобы и это, т.е. делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надобно настроить ее к сему с раннего утра, с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Настроение сие производится Богомыслием. И это есть третий способ обучения души к частому обращению к Богу. Богомыслие есть благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях и о том, к чему ведение их и их к нам отношение нас обязывает; есть размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о свв. Таинствах, о Царстве Небесном. О каком из сих предметов ни стань размышлять, размышление сие непременно исполнит душу благоговейным к Богу чувством. Стань размышлять, например, о благости Божией, увидишь, что ты окружен милостями Божьими и телесно, и духовно, и разве только камень будешь, чтоб не пасть пред Богом в излиянии уничиженных чувств благодарения. Стань размышлять о вездесущии Божием – уразумеешь, что ты всюду пред Богом, и Бог пред тобою, и не можешь не исполниться благоговейным страхом. Стань размышлять о всеведении Божием, познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, и непременно положишь быть строго внимательным к движениям сердца своего и ума, чтоб не оскорбить как-нибудь всевидящего Бога. Стань рассуждать о правде Божией – и уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, и непременно положишь очистить все грехи свои сердечным пред Богом сокрушением и покаянием. Так, о каком свойстве и действии Божием ни стань рассуждать, всякое такое размышление исполнит душу благоговейных к Богу чувств и расположений. Оно прямо к Богу устремляет все существо человека и есть потому самое прямое средство к тому, чтобы приучить душу к Богу возноситься. Самое приличное и удобное для сего время есть утро, когда душа еще не обременена множеством впечатлений и деловыми заботами, и именно после утренней молитвы. Кончишь молитву – сядь и с освященною в молитве мыслию начинай размышлять ныне об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии и соответственное тому в душе произведи расположение. «Иди, – говорил свт. Димитрий Ростовский, – иди, святое богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих» – и проходил мыслию или дела творения и промышления, или чудеса Господа Спасителя, или Его страдания, или другое что, растрогивал тем сердце свое и начинал изливать душу свою в молитве. Так и всякий может делать. Труда немного, желание только и решимость надо; а плода много.

Так вот три способа, как, кроме молитвенного правила, научить душу молитвенно к Богу возноситься, именно: посвящать утром несколько времени на богомыслие; всякое дело обращать во славу Божию и часто обращаться к Богу краткими воззваниями. Когда утром хорошо будет совершено богомыслие, оно оставит глубокое настроение к помышлению о Боге. Помышление о Боге заставит душу всякое действие свое – и внутреннее, и внешнее – осторожно содевать и во славу Божию обращать. А то и другое – в такое поставят душу положение, что из нее почасту будут исторгаться молитвенные воззвания к Богу. Эти три – богомыслие, всего во славу Божию творение и частые воззвания – суть самые действительные орудия умной и сердечной молитвы. Всякое из них возносит душу к Богу. Кто положил упражняться в них, тот скоро приобретет навык восхождения полагать в сердце своем к Богу. Труд в сем походит на восход на гору. Чем выше поднимется кто на гору, тем свободнее и легче дышит. Так и здесь: чем больше кто навыкает показанным упражнениям, тем выше подымет душу и, чем выше подымится душа, тем свободнее будет действовать в ней молитва. Душа наша по природе есть обитательница горнего мира Божественного. Там бы ей следовало быть неисходно и мыслию, и сердцем; но груз земных помышлений и пристрастий влечет и тяготит ее долу. Показанные способы отрывают ее от земли мало-помалу, а там и совсем оторвут. Когда же совсем оторвут, тогда душа вступит в свою область и будет сладостно обитать горе – здесь сердечно и мысленно, после же и самым существом своим сподобится пред лицем Бога пребывать в ликах Ангелов и святых. Чего да сподобит всех вас Господь благодатию Своею»8.

И да будет вам всем по вере вашей! Аминь!

Иисус Христос
Икона Иисуса Христа

Благодарственная молитва Ангелу-хранителю

Иже отблагодарих и восславих Господа своего, Единого Бога православных Иисуса Христа за благодетельство Его, я взываю к тебе, святый ангеле Христов, воин Божественный.

Взываю с молитвой благодарственной, благодарю тебя за милость твою ко мне и за ходатайство твое за меня пред лицом Господа.

Славен будь в Господе, ангеле!

Икона Ангела-хранителя

Благодарственная молитва Святой Троице

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!

Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония.

Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши.

Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими;

и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое.

Аминь.

Святая троица
Икона Святой Троицы

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием:

радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Благодарственные молитвы перед иконой Богородицы «Всецарица»

О пречистая Богомати, Всецарице!

Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих!

Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором.

Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди.

Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися.

Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества!

Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй.

Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице!

Ум и руки врачующих нас благослови;

да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего.

Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице!

Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Аминь.

Икона Богородицы Всецарица
Икона Богородицы Всецарица

Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице!

Несмь достоин, да внидеши под кров мой!

Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое.

Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице!

Ты за мя упроси!

Ты за мя умоли.

Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в бесконечныя веки.

Аминь.

Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу

Николае Угодниче!

К тебе как к учителю и пастырю я обращаюсь с верой и почтением, с любовью и преклонением.

Благодарственные слова тебе направляю, за жизнь благополучную молю.

Спасибо огромное тебе говорю, на милость уповаю да на прощение.

За грехи, за мысли, да за помыслы.

Как помиловал ты всех грешных, так и меня помилуй.

От испытаний страшных огради да от смерти напрасной.

Аминь.

Николай Чудотворец
Икона Николая Чудотворца

Благодарственная молитва Матроне Московской

Величаем тя, святая праведная старице Матроно, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Блаженная Матрона Московская
Икона Блаженной Матроны Московской

Благодарственная молитва по окончании дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.

Благодарение в день рождения

Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого.

От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни.

Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему.

Продли и еще милости Твои мне, грешному;

продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и в согласии со всеми ближними.

Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нужд моих потребно.

Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, перейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего Небесного.

Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей.

Аминь.

Иже еси на небесех^

Это традиционное библейское выражение совершенно не означает какое-то место в пространстве, но указывает на образ существования Бога.

Если во времена ранних книг Ветхого Завета еще считалось, что Бог локален, Он может быть где-то в конкретном месте на небе, то уже в поздних ветхозаветных книгах небо как место постепенно приобретает черты неба как состояния.

Молитва благодарности Господу Богу – благодарственная молитва Всевышнему за все

Еще за триста лет до Нового Завета для еврейского шамаим (небеса как конкретное место) авторы Септуагинты, перевода Библии на греческий язык, использовали слово и в единственном числе – урану (когда речь идет о физическом небе), и во множественном числе — урани, подчеркивая этим религиозное значение этого термина.

Во времена Служения Христова в сознании иудеев слово небеса совершенно конкретно означало не географическое небо, но состояние отделенности, иноприродности всему земному.

Авторы поздних ветхозаветных книг и литературы межзаветных времен, говорящие о Боге как о пребывающем на небесах, стремились показать, что Бог несоизмерим ни с чем земным, Он иной, Он находится вне пределов видимого и умопостигаемого.

Сам Спаситель многократно пользуется этим термином, подчеркивая, что наступает новое время, когда само небо сходит на землю. Так же мыслили и Его ученики. Уже сейчас Бог нас посадил на небесах (Еф. 2:6), небеса открываются над Его учениками (Деян. 2:2). Вся наша жизнь должна быть жительством на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:20-21) и др.

И хотя в реальности это небо еще не сошло, его следует ожидать и всей своей жизнью стремиться к тому, чтобы небо уже сейчас сошло на землю и человек стал жить по его законам.

В следующих строках Молитвы Господней мы просим о том, чтобы воля Божия и Его Замысел исполнялись и яко на небеси, и на земли. Иначе и жить невозможно, ибо мы, христиане, родились духовно для новой жизни. Мы призваны жить по другим законам и стремиться к иному, к горнему и небесному. И это стремление к небу, тоска по небу есть основной вектор духовной жизни христианина.

Не для того сказано: Иже еси на небесех (Сущий на небесах), чтобы заключить Бога на небе, но для того, чтобы отвлечь молящегося христианина от земли, поставить его в превыспренних странах и горних жилищах, размышляет святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Желая научить, чтобы мы оставили землю и земное и не преклонялись вниз, а взяли крылья веры и, взлетев выше воздуха и поднявшись выше эфира, стремились к именуемому Отцу, Он заповедал говорить Отче наш, Сущий на небесах, — не потому, чтобы Бог находился только на небесах, но чтобы нас, пресмыкающихся по земле, расположить к стремлению на небеса и, озарив красотою небесных благ, обратить туда все наши желания».

Бог не связан пространством, Он пребывает везде и, тем более, в душах и сердцах тех, кто принимает Его. Поэтому небесами могут быть названы и люди, носящие в себе Бога: «Небесами же могут быть те, которые носят образ небесного и в которых Бог вселился и ходит», – пишет св. Кирилл Иерусалимский. Ему вторит блаж. Августин: «Итак, справедливо слова Сущий на небесех разуметь так, как бы сказано было: сущий в сердцах праведных, как в храме Своем».

Мы видим, что для святых отцов было важно показать, что слова Сущий на небесах имеет не абстрактное значение для нашей жизни, лишь показывая местоположение Бога, но значение самое непосредственное. Эти слова нам говорят, что во всех христианах, стремящихся к святости, к небесному, будет обитать Бог.

Благодарственная молитва Ангелу-хранителю

Икона Ангела-хранителя

Да приидет Царствие Твое^

В библейской культуре имя означало его носителя, точнее даже, власть и авторитет носителя имени. Поэтому выражение да святится имя Твое правильно понять как да святишься, прославишься Ты, Боже!Пусть люди узнают, Кто Ты, признают Твою власть и авторитет.

Сложность этой фразы в другом, а именно: Кто должен святить Бога? Он Сам или люди?

В Ветхом Завете мы встречаемся с примерами, когда Сам Бог святит Свое Имя: (Лев. 10:3; Иез. 36:22-23; 38:23; 39:7). И с примерами, когда святят Имя Божие люди своими добрыми делами (Исх. 20:7; Лев. 22:32; Ис. 29:23). В некоторых местах встречаются оба аспекта.

Поэтому параллели с Ветхим Заветом не могут ответить нам на вопрос, что же имел в виду Христос под этими словами.

Может быть, нам помогут источники времен Христа? Если мы обратимся к древней иудейской молитвенной практике, то увидим, что там превалируют тексты, в которых субъектом освящения являются люди.

Самая важная параллель к Молитве Господней – иудейскаяя молитва Каддиш. Здесь мы читаем: «Да возвеличится и освятится великое имя Его [Бога] в мире…». Складывается впечатление, что Имя Бога должно святиться людьми.

В связи с этим, скорее всего, Иисус и имел в виду, что Имя Божие должно славиться-святиться людьми. Это то, что выражено в Нагорной проповеди главой раньше: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).

Именно так понимало эту фразу большинство святых отцов.

Об этом важно сказать и в связи с тем, что в XX веке появилась тенденция понимать это прошение в эсхатологическом ключе. То есть, что в этих словах мы молим не о прославлении Имени Бога людьми, а о том, чтобы Бог Сам прославил Свое Имя.

Как Он может это сделать? Осуществив преображение Вселенной и установив новый мир.

Само выражение Царствие Божие, или Царствие Небесное, – древнееврейская идиома, означающая время, когда в мире установится правление Божие, Его царствование. Для евреев этот термин обозначал наступление новой эры, где правителем будет Бог, где будут установлены новые отношения с людьми и со всем мирозданием.

Моление о наступлении этого времени было неотъемлемым элементом иудейских молитв. Вспомним Каддиш: «Да установит Он Свое Царство при вашей жизни и в ваши дни и во дни всего дома Израилева вскорости и в ближайшее время…»

Иисус также заповедует ученикам молиться о наступлении Царства Божьего.

Однако между иудейскими молитвами о наступлении Царства Божьего и словами Христа есть различия.

Из иудейских молитв мы знаем, что часто уточнялось, какое это должно быть Царство. Это время, когда враги (напр., языческие державы) будут побеждены, когда установится та или иная вожделенная иудеями политико-социальная система, кроме того, указывалось время, когда это Царство должно прийти. Ничего этого в словах Христа нет.

Хотя Христос считает, что Царство Божие наступит в будущем, Он уверен, что в каком-то смысле, это Царство присутствует и открывается уже сейчас, в Его Служении. Исцеления людей, чудесные насыщения, изгнания бесов – приоткрывают реальность Царства Божьего, в котором не будет ни больных, ни голодных, ни бесов.

Наш мир, к сожалению все еще живет под знаком бесовского правления, сатана назван князем мира сего (Ин. 12:31). Диавол проник во все сферы жизни. В политике царят жажда власти и жестокость, в экономике – жадность и хитрость, в культуре – культ чувственных наслаждений… Весь мир все еще лежит во власти лукавого (см. 1 Ин. 5:19). Но заря новой реальности уже разгорается, время наступления Царствия Божьего приблизилось.

Все изменило Пришествие Христово: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31).

Отныне Бог начинает действовать в нас, и через нас Его воля (Его Царство) распространяется в мире; можно сказать, что мы входим в правление Божие. Уже сегодня мы, живущие в преддверии Царства, являемся свидетелями того, как Божественное сходит на землю. Чудеса, сверхъестественные явления, как бы превозмогающие законы природы, нетленные и благоухающие останки святых, – что это, как не указание на то, что в естественном проявляется сверхъестественное, что Небо касается земли…

Первая часть разбираемого нами прошения – да будет воля Твоя – может вызвать у нас недоумение. Разве воля Божия не совершается абсолютно и независимо от нас?.. Зачем молиться о том, что от нас не зависит?.. Ответ не так однозначен, как кажется на первый взгляд.

С одной стороны, мы знаем замечательные слова ап. Павла о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). С другой стороны, мы признаем, что Священное Писание свидетельствует: не все люди спасутся, и будут среди людей осужденные. Значит, не всякая воля Божия непреложна… И предел воле Божией — воля человеческая. Свободная человеческая воля — вот препятствие для Бога, вот то, что Он Сам создал, но что нарушать не будет.

Бог сам создал человека, но именно потому, что Он человека любит и уважает, Он хочет, чтобы человек выбрал добро самостоятельно. Бог не может принудить злодея сделать выбор в пользу добра, потому что такое подавление свободы есть зло, а Бог не может делать зла, это противоречит Его природе. Бог может взывать к человеку, иногда вразумлять, в крайнем случае наказывать, но не может растоптать свой величайший дар – человеческую свободу.

Вот почему корректно говорить о том, что воля Божия может не исполняться там, где есть свободное творение, там, где есть человек.

И мы как христиане призваны способствовать обратному: тому, чтобы воля Божия (воля добра и смысла) осуществлялась в мире, как она осуществляется в небесной вышине, в Ангельском мире, где нет злой, самолюбивой воли, а есть лишь послушание Богу.

Если мы перечитаем слова этого прошения Молитвы, мы увидим, что просим не о чем другом, а именно о том, чтобы воля Божия исполнялась на земле, яко на небеси – как на небе. «Ибо что значат слова: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, как не то, что да будут люди – подобны Ангелам, и как сии исполняют волю Божию на небе, так и все живущие на земле да творят не свою, а Его волю» (авва Исаак Скитский).

Отдельный вопрос – как узнать, в чем состоит воля Божия? Воля Божия состоит в нашем освящении и спасении. А как конкретно этого достичь, повествуют Священное Писание и Предание Церкви.

Кроме таких высоких вещей, как праведность, святость и другие, Церковь учит, что мы вообще все происходящее с нами должны принимать со спокойной душой и доверием Богу. Бог знает, что нам полезно, а что нет, без воли Божией с нашей головы не упадет ни один волос. Поэтому христианин должен хранить спокойствие и доброжелательность ко всем людям, с которыми он встречается, и ко всем ситуациям, с которыми сталкивается.

По мысли преп. Исаака Скитского, слова да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, «никто не может произнести с полным чувством, кроме тех, кто верует, что Бог все, что кажется нам несчастьем или счастьем, устраивает к нашей пользе, и что Он более промышляет и заботится о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе».

да будет воля Твоя; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя; и когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля Твоя; или, когда, например, ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: да будет воля Твоя; вообще, не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца Небесного.

Молитва благодарности Господу Богу – благодарственная молитва Всевышнему за все

Далее в Молитве Господней начинается блок, состоящий из трех прошений с местоимением мы и наш. Множественное число мы показывает, что молящийся не является изолированным я и что он находится в контексте социальных связей в христианской общине.

Данные, заключительные, слова (славословие) отсутствовали в подлинном тексте Евангелиста Матфея, однако позже вошли в церковное молитвенное употребление.

В этом нет ничего необычного. Если Молитва Господня постоянно использовалась христианами в личной и общественной молитвенной практике, естественно было придать этой Молитве канонический, традиционный вид, а в то время все молитвы заканчивались славословием Богу. Вспомним, что в древности Священное Писание переписывалось от руки.

все они ни в коей мере не нарушают смысла Священного Писания, но, напротив, проясняют, уточняют. Более того, можно прямо сказать, что эти вставки  – не плод личных соображений какого-либо автора, но плод коллективного творчества всей Церкви. В то время было немало верующих, знавших Новый Завет, постоянно читавшийся за богослужением, наизусть.

То же произошло и с этими заключительными словами Молитвы Господней. Они были внесены Церковью в писание Евангелиста Матфея как органическое заключение Молитвы.

Благодарственная молитва Святой Троице

Пречи́стая Госпоже́ Ми́лостивая, Цари́це Небе́сная, помоли́ся Го́споду Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, Сы́ну Твоему́, за мене́, гре́шнаго раба́ Твоего́ (имя). Даждь ми, Госпоже́, христиа́нский коне́ц с Пречи́стым Те́лом и с Честно́ю Кро́вию и со слеза́ми и покая́нием. Изба́ви, Госпоже́, му́ки ве́чныя, огня́ неугаси́маго, и че́рвия неусыпа́ющаго, и смолы́ кипя́щия. Пречи́стая Госпоже́, Ми́лостивая Цари́це Небе́сная, Ты еси́ Моле́бница ко Го́споду Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́ за мене́, гре́шнаго и окая́ннаго раба́ Твоего́ (имя). Ты еси́ Помо́щница, Ты Засту́пница от вся́каго зла и сопоста́та, не забу́ди, Пречи́стая Госпоже́, ни́щаго Твоего́ до конца́.

Перевод: Пречистая Госпожа Милостивая, Царица Небесная, помолись Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Сыну Твоему обо мне, грешном рабе Твоём (имя). Дай мне, Госпожа, скончаться по-христиански с Пречистым Телом и Честной Кровью, со слезами и покаянием. Избавь, Госпожа, от муки вечной, огня неугасимого, и червя вечно терзающего, и кипящей смолы. Пречистая Госпожа, Милостивая Царица Небесная, Ты Молитвенница ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу за меня, грешного и презренного раба Твоего (имя). Ты Помощница, Ты Заступница от всякого зла и врага, не забудь, Пречистая Госпожа, нищего Твоего вовек.

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший. Вонми́ гла́су моле́ния моего́ и вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́ и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдая Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго. Поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́ждшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́ Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перевод: Защитница Усердная, сострадательная Матерь Господа, к Тебе прибегаю я, презренный и самый грешный из всех людей. Услышь голос моления моего и вопль мой и стенание услышь. Ибо беззакония мои выше головы моей, и я, как корабль в пучину, погружаюсь в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердная Владычица, не отвергай меня, отчаявшегося и во грехах погибающего. Помилуй меня, кающегося в злых делах моих, и обрати на правый путь заблудшую несчастную мою душу. На Тебя, Владычица моя Богородица, возлагаю всю надежду мою. Ты, Матерь Божия, сохрани и соблюди меня под покровом Твоим теперь, всегда и навеки. Аминь.

Святая троица
Икона Святой Троицы

Благодарственные молитвы перед иконой Богородицы «Всецарица»

Икона Богородицы Всецарица
Икона Богородицы Всецарица

Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу

Николае Угодниче!

К тебе как к учителю и пастырю я обращаюсь с верой и почтением, с любовью и преклонением.

Благодарственные слова тебе направляю, за жизнь благополучную молю.

Спасибо огромное тебе говорю, на милость уповаю да на прощение.

За грехи, за мысли, да за помыслы.

Как помиловал ты всех грешных, так и меня помилуй.

От испытаний страшных огради да от смерти напрасной.

Аминь.

Николай Чудотворец
Икона Николая Чудотворца

Благодарственная молитва Матроне Московской

Величаем тя, святая праведная старице Матроно, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Блаженная Матрона Московская
Икона Блаженной Матроны Московской

Благодарственная молитва по окончании дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.

Благодарение в день рождения

Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого.

От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни.

Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему.

Продли и еще милости Твои мне, грешному;

продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и в согласии со всеми ближними.

Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нужд моих потребно.

Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, перейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего Небесного.

Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей.

Аминь.

Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу

Николай Чудотворец
Икона Николая Чудотворца

Хлеб наш насущный даждь нам днесь^

Чтобы понять, о чем идет речь в этом прошении, нужно разобраться со словом насущный, которое является основным и самым трудным пунктом этого прошения.

В оригинале Евангельского текста стоит слово epiusios. Ни в ветхозаветной, ни в греческой античной литературе это слово не встречается.

Что оно означает, и, таким образом, о каком хлебе мы молимся?

На этот счет существует несколько гипотез.

Согласно первой: epiusios произведено от предлога epi (в русском: на) и usia (сущность, существо). Если слово понимать таким образом, оно будет означать: «хлеб, нужный для нашего существования, необходимый для нас, дай нам сегодня». Такой точки зрения придерживались св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, блаж. Феофилакт, Евфимий Зигабен и многие другие.

Согласно другой версии, слово epiusios происходит от epi и ini, что в переводе означает приходить, наступать. И в этом контексте слово следует перевести: «хлеб наступающего (завтрашнего) дня дай нам». Так считали Ориген, блаж. Иероним, св. Амвросий, авторы «Евангелия от Евреев» и др. Что это за хлеб? Это Евхаристия, или Небесный Хлеб. Закреплению такого толкования послужило чтение молитвы Отче наш перед причастием.

Молитва благодарности Господу Богу – благодарственная молитва Всевышнему за все

«Второе толкование невозможно, так как оно предполагает наличие развитой христологии, понятия Евхаристии и мышления в категориях сущности, возникшие позже. Кроме того, против него говорит этимология. Плодотворные филологические дискуссии показывают, что все соединения слова epi с производными корня ini должны приводить к элизии (опусканию) буквы i; то есть слово правильно звучало бы epusios» (У. Луц).

Тогда, может быть, верен первый вариант?

Тут есть сложность. Как мы помним, Молитва Господня была дана на арамейском языке и только впоследствии, при написании Евангелий, была переведена на греческий. Таким образом, слово epiusios — это слово, подобранное Евангелистом, а не использованное Самим Иисусом Христом.

И тут возникает серьезный вопрос. Зачем Евангелист использует крайне редкое слово, если говорит о таких простых вещах? В греческом есть много слов, которыми можно было бы передать арамейский эквивалент слова ежедневный, необходимый для жизни.

Кроме того, против данного понимания слова говорит вышеупомянутая филологическая сложность возведения слова epiusios к соединению epi и usia.

Тогда как понимать это слово и, соответственно, всю фразу?

В 20-м веке появилась еще одна гипотеза. Она связывала насущный хлеб с сегодняшним хлебом. Смысл фразы получается такой: «хлеб на нынешний день, дай нам сегодня». В этом случае прошение этой молитвы намекает на типичную картину того времени. Во времена Спасителя хозяйки мололи муку и пекли хлеб каждый день на рассвете, кроме дня субботы.

Если вспомнить слова Христа: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? …потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для [каждого] дня своей заботы (Мф. 6:31-34), то такое предположение кажется вероятным.

Но, как бы такое толкование ни было логичным и даже привлекательным, против него опять же выступает филология. Не будем углубляться в детали, просто скажем, что такое понимание этого слова тоже весьма проблематично.

Есть еще одна версия понимания этого слова, поддерживаемая сегодня многими учеными.

Самое вероятное и филологически оправданное толкование этого прошения мы получим, если возведем epiusios к epiusa (день грядущий, день будущий, день завтрашний). Это слово многократно использовалось в эллинистическое время, причем в среде, близкой к Новому Завету (у Иосифа Флавия встречаем его 33 раза, в новозаветной книге Деяний 3 раза). По законам греческого языка образование epiusios от i epiusa совершенно оправданно и логично.

Кроме того, epiusios в смысле «завтрашний хлеб» дает апокриф II века «Евангелие от Назареев». Знал такое толкование в III веке и Ориген.

Если принять эту гипотезу, то весь текст прошения будет звучать так: «хлеб наш завтрашний дай нам сегодня». С первого взгляда кажется, что это глупость, но если пристальней посмотреть на этот текст, то он не покажется таким уж глупым.

Такое толкование вписывается в ситуацию, в которой жили первые христиане. В ситуации социального притеснения наличие пищи на следующий день не было гарантированным и само собой разумеющимся. Особенно такая ситуация была характерна для наемных поденных работников (в те времена огромной категории людей, к чьему кругу часто принадлежали христиане). Такой работник не был уверен, что он найдет работу завтра, а значит, будет ли у него завтра пропитание.

tolkovy_pravoslavny_molitvoslov_07-a

Заповедуя молиться о завтрашнем хлебе, возможно, Христос хотел показать, что Бог знает наши нужды, не оставит в беде, но даст минимум, необходимый для жизни и сегодня, и завтра. Речь идет о выживании, а не о процветании.

Есть и еще более глубокие причины, которые позволят нам допустить правоту такого толкования. Возможно, Христос хотел, чтобы шокирующая необычность прошения – «хлеб наш завтрашний дай нам сегодня» – подвигла человека к размышлению, что бы это значило? Может быть, Евангелист, употребивший это слово (а какое употребил Христос мы не знаем), хотел, чтобы мы под завтрашним днем понимали не просто следующие сутки, а нечто большее, может быть, «День Господень», «Царство Божие»?

Потому что и они могут быть названы завтрашним днем, правда, в переносном значении[5].

Таким образом, христиане этими словами молятся о том, чтобы Господь, Который несомненно не оставил нас сегодня, не оставил бы нас без своей заботы и завтра.

Благодарственная молитва Матроне Московской

Блаженная Матрона Московская
Икона Блаженной Матроны Московской

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим^

Это прошение прозрачно для толкования: мы просим Бога простить нам наши грехи, как и мы прощаем тех, кто виноват пред нами (это выражено в традиционной иудейской форме словом – должники). Греческое слово ofiletis, переведенное как должником, обозначает человека, задолжавшего нечто материальное (деньги, пищу и т.д.). Грех в иудаизме понимался тоже как долг.

В своем варианте Молитвы Господней Лука вместо «долги» употребляет форму «грех». Вероятней всего, это редакция Евангелиста Луки. Его аудитория – христиане из язычников. Эти люди могли не знать, что в традиционной иудейской культуре грех часто назывался долгом. Чтобы не путать своих читателей, Лука расшифровал мысль Христа, употребив другое слово.

Кажется, что все и так понятно, поэтому и говорить здесь не о чем. Между тем, здесь есть, на что обратить особое внимание.

Первое: Обратите внимание на то, что здесь грех назван долгом. Христос действительно так понимал грех, о чем мы встречаем неоднократные указания (Лк. 7: 41-43; 16: 1-8; Мф. 18: 23-35). В святоотеческие времена грех стали называть греческим словом амартия, что значит «непопадание в цель», «промах», «ошибка».

Все это верно, но еврейское «долг» – жестче.

Благодарственная молитва Господу Богу за все

Жизнь по-Божьему – наш долг! Мы должны быть благодарны Богу за дар жизни на земле, за обещание нам Вечной Жизни, за Его помощь за милости, которыми Он благословляет нас. Вера и следование заповедям – не просто прекрасный путь, к которому призван человек, а долг, обязанность.

Слова Христа своей жесткостью как-то отрезвляют. Мы не можем быть неверующими и безнравственными, потому что нарушаем самую прямую и непосредственную нашу обязанность.

Второе: Обратите внимание, что во фразе, которую мы разбираем, Божие прощение связывается с человеческим прощением – остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим). В иудаизме времен Христа встречается мысль, что Божье прощение связано с человеческим.

Но никогда эта мысль у евреев не включалась в самый главный молитвенный текст. Христос же эту мысль включает в Свою Молитву, тем самым показывая принципиальную ее важность. Мысль эта должна быть постоянно перед нашими глазами, на наших губах, она накрепко должна впечатлеться в сознание. Это потрясающе ресурсно для нашей духовной жизни! Мы понимаем, что наша молитва, молитва христиан, – разговор с Богом активно действующего человека!

Третье: В нашем варианте Евангелий используется более мягкий вариант, нежели это прошение звучало на самом деле. Сегодня точно доказано, что первоначальная форма этого прошения звучит так: И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. Нынешняя форма – как и мы прощаем… – появляется в более поздних переводах .

То есть первоначальный вариант, завещанный нам Христом, говорил, что мы уже простили всем своим должникам.

Благодарственная молитва Господу Богу за все

Высокая планка! Но христиане первого века не мыслили себя иначе. Не было в них той нравственной расхлябанности, какая, к сожалению, часто встречается у нас. Сегодня человек может называть себя христианином – и копить злобу, ненавидеть, желать мстить. Мы как-то спокойно относимся к тому, что целуем икону Ап.

Вспомните, как в разных речениях Христа говорится о прощении. Вот знаменитое: Апостол Петр приступил к Иисусу и спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18:21-22).

До «седмижды семидесяти» значит не буквально 490 (70х7), а бесконечно!

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб!

весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18:23-35).

Смысл притчи в том, что господин простил рабу астрономический долг в десять тысяч талантов. Во времена Христа это бюджет небольшого ближневосточного царства.

Другой же человек задолжал сто динариев (один динарий был заработной платой человеку за день), то есть, долг тоже не пустяковый. Но притча говорит о том, что то, сколько нам прощено Богом и сколько задолжали перед нами наши ближние, – вещи абсолютно несоизмеримые!

Только представим, что нам прощены все грехи и обещано Вечное Царствие, где мы будем пребывать на правах детей Божиих! А мы не умеем простить и то малое, в чем перед нами провинились наши ближние.

Резонный вопрос: такой мелочный и по-настоящему злой человек достоин Царствия, достоин царской одежды, перстня на палец, со-наследия Господу?

Кем бы ты, христианин, ни был – от епископа до самого простого неграмотного мирянина: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:15)!

«Когда я был подростком, у меня, как у всякого мальчика бывает, оказался “смертельный враг”, мальчик, которого я никак не мог переносить, мальчик, который казался мне истинно врагом; а вместе с тем, я уже знал эту молитву. Я обратился тогда к своему духовнику и ему рассказал об этом. Он был человек и умный, и прямой, и не без резкости;

он мне сказал: очень просто – когда дойдешь до этого места, скажи: И Ты, Господи, не прощай мне моих грехов, так же, как я отказываюсь простить Кириллу… Я сказал: отец Афанасий, я же не могу… – А иначе невозможно, ты должен быть честен… Вечером, когда я дошел до этого места, у меня язык не повернулся это сказать.

Навлечь на себя гнев Божий, сказать, что я прошу Его меня отвергнуть от Своего сердца, так же, как я отвергаю Кирилла, – нет, не могу… Я снова пошел к отцу Афанасию. – Не можешь? Ну, тогда перескочи через эти слова… Я попробовал: тоже не вышло. Это было нечестно; я не мог всю молитву сказать, и только эти слова оставить в стороне;

это было недобросовестно, это была ложь перед Богом, это был обман… Я снова пошел за советом. – А ты, может быть (говорит отец Афанасий), можешь сказать: Господи, хоть я простить и не могу, но очень бы мне хотелось быть способным простить; так, может быть, Ты меня простишь за мое желание простить?..

Это было лучше; я попробовал. Мне не очень хотелось его простить, а вместе с тем где-то такое шевелилось чувство, что – да, пожалуй, и надо бы… И, повторив несколько вечеров сряду молитву в этой форме, я почувствовал, что мое сердце уже не такое окаменелое, что во мне не так кипит ярость, ненависть, что я успокаиваюсь; и в какой-то момент смог сказать: Прости! – я его сейчас, вот тут, прощаю…»

«Нельзя тому и молиться Богу, кто ближнему не оставляет согрешений. Ибо как скажет: “Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”… если сам не оставляет? Бог знает сердце человеческое и смотрит на сердце, а не на слова. Итак, какое сердце, такова и молитва его. Когда сердце исполнено злобы, и молитва напрасна.

Ибо такой, хотя просит Бога устами, чтобы оставил его согрешения, но сердцем не хочет такого оставления, ибо сам не оставляет. Бог слышит сердце, а не слова. И потому злобный с теми же грехами отходит от молитвы, с какими приходит к молитве, если еще не с большими, ибо сказано: “и молитва его да будет в грех” (Пс. 108, 7)» (св. Тихон Задонский).

Итак, словами блаженного Августина, «Бог благоволит вступить с нами в уговор. Сие глаголет тебе Господь Бог твой: отпусти, и отпущу. Не отпустил ты: сам против себя идешь, а не Я. Итак, отпускайте все, что ни имеет кто в сердце своем против другого. Отпусти от сердца, — будь уверен, что вместе с тем прощаются тебе все грехи твои, словом, делом и помышлением совершенные».

Но избави нас от лукавого^

Эти привычные слова Молитвы Господней на самом деле переводятся с греческого иначе: «Но избавь нас от зла». Наш перевод следует традиционным святоотеческим представлениям, в соответствии с которыми poniru (греч. зло) связывали с сатаной и переводили как лукавый.

А на самом деле, что или кто имеется в виду под poniru? В мужском или среднем роде стоит это слово в Евангелии? Если в мужском, то речь идет о некоем злом существе. Если в среднем, то о некоем абстрактном зле.

Святые отцы традиционно понимали это слово как стоящее в мужском роде. Отсюда в этом прошении лукавый, или злой.

Но современные библеисты говорят, что правильнее это слово понимать как стоящее в среднем роде. Большинство примеров у Евангелиста Матфея и во всем Новом Завете говорят в пользу среднего рода. Кроме того, из иудейской литературы неизвестно, чтобы слова злой/лукавый означали сатану.

Более того, изучение иудейских молитв времен Христа показывает, что такое слово, как зло, там встречалось нередко и оно не имело отношения к сатане, а означало какие-то злые ситуации или неприятности: злые встречи, страдание, злые мысли, злые люди, злые товарищи, злые соседи, жестокий суд и проч.

Вообще, сравнение последней части Молитвы Господней с иудейскими молитвами показывает, что Отче наш имела прототипом традиционные иудейские молитвословия. В сборнике Сидур мы находим например, такую молитву: «Не введи нас во грех, в беззаконие или зло; не введи нас во искушение или позор. Не дай никакой порочной наклонности возобладать над нами… но дай нам добрые наклонности».

Благодарственная молитва Господу Богу за все

Итак, скорее всего, в этих заключительных словах Молитвы Христос заповедует молиться об избавлении от неприятностей и зол. Такое понимание находим у Ап. Павла: И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков (2 Тим. 4:18). И в христианском документе 2-го века Дидахи: «Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей…» (Дидахи 10:5).

Заключение^

Подведем итог нашего краткого исследования Молитвы Господней.

А) Эта молитва была дана Христом на разговорном арамейском языке, а не на священном древнееврейском языке ‒ языке иудейских молитв и богослужения. Тем самым Спаситель Своим ученикам показал, что молитва должна быть интегрирована, вплетена в нашу жизнь. Для нас разговор с Богом не должен быть церемонией, параллельной нашей обычной жизни, как это часто бывает у нас, когда мы в течение всего дня живем обычной жизнью, а вечером встаем на молитву. Молитва должна постоянно произноситься нашими устами, быть в нашем уме.

Б) Молитва очень коротка и удобна для запоминания. Вероятно, Спаситель хотел, чтобы Его ученики часто ее вспоминали и произносили.

В) Молитва избегает льстивых слов в отношении к Богу, в ней нет высокопарных фраз ‒ это, по сути, живой и искренний разговор сына/дочери с родным Небесным Отцом.

Г) Но при этом Молитва в начальных словах напоминает нам о величии Господа, обитающего на Небесах, и нам заповедуется святить Его Имя. То есть, в Молитве нет фамильярности; человек должен осознавать дистанцию, отделяющую его от Всевышнего.

Д) Тем не менее, Молитва включает в себя такие естественные для человека темы, как просьба о пропитании, о защите от зла и проч. То есть, это молитва, обращенная к родному Существу, Которое, конечно, слышит нас и откликнется.

Е) В Молитве Господней очень силен аспект нашей личной ответственности за то, что происходит. Бог будет нам прощать наши долги по отношении к Нему, если мы сами умеем прощать ближним, и др.

Ж) Многие прошения сформулированы не конкретно и подразумевают поливариативность в восприятии. То есть, каждый человек может увидеть в молитве что-то свое, личное. Это совершенно допустимо; похоже, Христос так и хотел.

Есть много и других аспектов, впрочем, о них было сказано в работе.

В заключение попробуем переложить Молитву Господню на наш разговорный язык. Мы определили, что именно значат прошения этой молитвы. Это позволяет более глубоко понять, как мы можем обращаться к Богу, о чем Его просить.

Отец наш, обитающий в Небесном мире,Да прославишься Ты в наших делах!Да наступит долгожданное Царство Твое!Да совершается в мире воля Твоя премудрая и преблагая, как она безупречно совершается в Ангельском мире.Дай нам все необходимое для жизни на сегодня и на завтра!Прости нам долги наши пред Тобою, как и мы учимся и стараемся прощать всех виноватых перед нами.

Примечания^

Благодарственная молитва Господу Богу за все

1. Кроме вариантов Луки и Матфея, есть еще вариант Дидахи (8, 2-3). Вариант Дидахи близок к варианту Матфея, но имеет и свои особенности. Дидахи написано чуть позже, чем Евангелие от Матфея. Автор Дидахи знает Евангелие от Матфея, но Молитву Господню приводит не по Матфею, а по тому, как он помнит ее из своего богослужения.

То есть, до второго века были возможны разные варианты произнесения Молитвы Господней.2. См.: Мк. 1:35; 6:46; Мф. 14:23; Лк. 5:16; 6:12; 9:18 и др.3. Пример нагромождения эпитетов – гимн Исиде у Апулея в Метаморфозах 11, 2. См. также: Теренций 5, 1, 6-7; Лукиан, Тимон. 11.4. Мишна. Брахот 4, 8а, 45;

Брахот 29а и др.5. Намек на это находим в Исх. 1: 22сл. Здесь Господь повелел евреям собирать манну накануне субботы на два дня: на сегодня и на завтра. А суббота считалась в библейские времена прообразом Царства Божьего (ср. Евр. 4: 1сл.). Когда Христос повелевает молиться о хлебе на завтра, потому что сегодняшний Он нам и так дал, не намекает ли это на эсхатологическое «завтра»?6.

В Синодальном переводе  –  «ради».7. Напомним, что эта женщина облечена в солнце, под ногами ее луна, на голове венец из двенадцати звезд (Откр. 12:1), то есть, женщина выглядит как невеста. Израиль в библейской символике представлялся невестой, женой Божией. Двенадцать звезд – двенадцать колен Израилевых, солнце и луна подчеркивают отличия царственного и священнического колен (т.е.

Иуды и Левия). Здесь же они подчеркивают царственное и священническое достоинство народа Божьего как такового.8. Понятно, что в Евангелие от Матфея заключительные слова: «Яко Твое есть царство…» входят именно потому, что для богослужебного употребления Древней Церковью был воспринят вариант Молитвы Господней, оставленный Матфеем. В Евангелие от Луки эти слова внесены не были.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector