Молитва за лишивших себя жизни

Молитва о самоубиенных Льва Оптинского. Как молиться о самоубийцах?

  • Зачем совершать молитву
  • Правила чтения

По статистике, большинство людей, которые самостоятельно ушли из жизни были крещеными православными христианами. Как быть в такой ситуации их близким и родным? Возможно ли совершать моления за убиенные души? Церковь достаточно строга в этом отношении — молебны за самоубийц и панихиды не совершаются, поскольку человек самостоятельно выбрал смерть и совершил смертный грех.

Нет такого человека, который бы не знал о том, что за души покончивших с собой людей молиться нельзя. Не хоронят их и в освященной земле, только за церковной оградой. Конечно же, самоубийц не отпевают в храме. Это общеизвестный факт.

Но откуда взялось такое правило? Ведь ни в Библии, ни в иных древних священных текстах нет упоминаний о том, можно ли молить Господа о милости к душе самоубиенного, или нельзя.

Но в канонических текстах оно уже есть и является одним из самых общеизвестных.

Молитва о самоубиенном была запрещена Тимофеем Александрийским, проживавшим в IV столетии. Этот человек отличался высокой образованностью, умом и ревностным служением Господу.

Тимофей Александрийский участвовал во II Вселенском соборе, проходившем в Константинополе. Этот человек всю свою жизнь боролся с арианством и немало преуспел в этом. Сам он придерживался учения, гласящего о единой сущности Святой Троицы.

В 380 году этот человек был избран главой Александрийской христианской кафедры. С этого момента он стал именоваться не иначе, как Тимофеем Первым Александрийским. Сам он учился у Афанасия Великого и, разумеется, являлся его последователем, как и его брат, Петр Александрийский.

VI Вселенский собор утвердил в чине канонических тексты, известные как «Восемнадцать ответов о нравственной чистоте и о причащении», принадлежащие авторству Тимофея Александрийского. Это было сделано вторым правилом Собора.

Ответы не являлись трактатом как таковым.

Однако именно к этому труду в те далекие времена нередко обращались священнослужители при возникновении непонятных ситуаций, затруднений или же двусмысленных обстоятельств, находя в тексте разъяснения.

Среди этих ответов был и запрет на моления о душах самоубийц. Впрочем, слово «запрет» не самое подходящее определение.

Тексты скорее имели разъясняющий характер, ведь они являлись ответами на наиболее актуальные вопросы, возникающие у христианских служителей в конце IV столетия.

А их автор был хоть и весьма уважаемым, окруженным почетом и достаточно высокопоставленным священником, главой или же руководителем церкви все же не являлся.

Почему молитва за упокой души самоубиенных считается грехом? По каким причинам нельзя отпевать этих людей? По каким причинам возникло это убеждение? Чем руководствовались священники, утверждая это правило? Подобными вопросами неизменно задаются все те несчастные люди, которым довелось столкнуться с суицидом в семье или среди близких.

По каким причинам в конце четвертого столетия глава Александрийской кафедры посчитал неуместным отпевание суицидников и их захоронения близ храмов, сейчас доподлинно установить невозможно.

Молитва за лишивших себя жизни

Известно только, что это правило имело непосредственное отношение к отринувшим Христа и его Церковь, к тем, кто отпал от веры. Иными словами, к не принимавшим святого крещения или же к язычникам, иноверцам оно никоим образом не относилось.

Вероятно, молитва о самоубиенном стала считаться Тимофеем Александрийским, а вслед за ним и другими священнослужителями не совсем уместной и даже недопустимой в связи с арианством и рассветом прочих ересей.

Принято считать, что самоубийство является одним из наиболее тяжких грехов для христианина. Вероятно, всем известна поговорка: «Бог терпел и нам велел». В этой народной присказке максимально точно выражается суть того, чем является для христианина суицид.

Человек, самостоятельно прерывающий свою жизнь, вмешивается в Божий промысел, фактически отвергает его.

А что может быть тяжелее для христианина, чем отринуть от Господа? Вмешаться в его промысел и нарушить его? Фактически тем самым ставя себя на один уровень с Богом, не меньше. Иными словами, те, кто осознанно и самостоятельно уходят из жизни, противостоят Богу и его Церкви.

Те же, кто осмеливается на такое действие, как молитва о самоубийцах, грех этот словно бы разделяют с умершими. Согласно многочисленным свидетельствам духовных подвижников, осмелившихся на моления о милости к душам людей, сведших счеты с жизнью, после этих действий ощущается невыразимая душевная тяжесть.

В душе возникает словно бы пустота, которая заполняется тоской, унынием, а кроме этого, появляются совершенно чуждые природе помолившегося за самоубийцу человека мысли. Эти мысли вполне можно назвать бесовскими искушениями. Ко всему этому приводит молитва о самоубиенном, согласно описаниям духовных подвижников.

В последние годы широко распространилось мнение о том, что церковь разрешила отпевание и моления в отношении суицидников. Но это вовсе не соответствует действительности: официальная позиция руководителей всех без каких-либо исключений христианских конфессий едина и неизменна — молитва о самоубиенном в храме не читается, а отпевание для такого человека не проводится.

Однако существует так называемый «особый чин». Именно он и является той самой «лазейкой», которой пользуются в случаях, когда необходимо помолиться за душу суицидника или же похоронить его по-христиански.

Что касается запрета на молитвы о самоубийцах, то он никогда не был абсолютным. За души этих людей молились за пределами храмов и вне церковного служения всегда. Об этом и напоминает в своем обращении к служителям и верующим Священный синод Русской православной церкви.

Особый чин – это часть служения, моления, но не за самоубийцу, как часто неправильно понимают пребывающие в глубоком горе и искренне верующие люди, а за них, то есть за близких почившего. Он так и называется – «Чин для молитвенного утешения родных самовольно скончавшегося». Это ни в коем случае не отпевание и тем более не молитва за душу суицидника.

Но это вовсе не значит, что в рамках особого чина нельзя отпеть ушедшего из жизни и похоронить его по-христиански. В католичестве давно практикуется этот вариант, а в православии он является скорее исключением, чем правилом, но все же возможен. Однако родственникам покойного придется проявить немалое смирение и терпение, кротость.

Речь о том, что церковь не признает греха самоубийства за теми, кто был душевно болен. То есть нужно собрать все возможные медицинские справки и прийти к священнику, а уже вместе с ним, в назначенное время, отправиться на аудиенцию к местному церковному главе.

Перед тем как решиться на такой шаг, как получение особого чина, нужно попытаться абстрагироваться от горя и подумать, есть ли право на это. Ведь церковное отпевание и поминовение – не волшебное заклинание, оно не является чем-то вроде пропускного билета в рай. Господа обмануть невозможно, поэтому в большинстве случаев предпочтительнее все же молитва за самоубиенного, которая читается дома.

Келейное моление осуществляется за пределами храма, вне рамок церковной службы. То есть если люди, находясь дома, просят Господа о помиловании души суицидников, это и есть келейная молитва о самоубиенных.

Под этим понятием скрывается не только самостоятельное обращение к святым или к самому Богу. Помолиться таким образом о душе самоубийцы может и священнослужитель, и подвижник, и просто любой неравнодушный благочестивый человек.

Наиболее известным из всех келейных текстов является молитва Льва Оптинского о самоубиенных.

В миру этого человека звали Львом Даниловичем Наголкиным. Жил он на стыке XVIII и XIX столетий. Родился в 1772 году, а почил в 1841-м. Хотя о дате рождения историки спорят, многие придерживаются версии того, что появился на свет этот человек в 1768 году.

Лев Данилович прожил непростую жизнь, которая закончилась в стенах Оптиной пустыни. Канонизирован он был в статусе преподобного, а при жизни почитаем за необыкновенную прозорливость и многочисленные случаи чудотворений. Этот человек — основоположник старчества в Оптиной пустыни.

Молитва Льва Оптинского о самоубиенных возникла благодаря частному случаю. Старец был известен и уважаем, имел большое количество учеников, да и простые люди нередко обращались к нему за наставлением или же советом.

Однажды к старцу за помощью обратился молодой человек, пребывающий в безутешном состоянии по причине самоубийства отца. Звали этого молодого человека Павлом Тамбовцевым, а сама история была задокументирована в хрониках обители. Конечно же, юношу интересовало, какой должна быть молитва за самоубиенного отца и возможна ли она в принципе, есть ли надежда для души почившего.

Молитва за лишивших себя жизни

Старец не отказал убитому горем юноше в совете и помощи, разъяснив, как молиться в такой ситуации и приведя пример нужных слов. Эта молитва стала по-настоящему народной и распространилась без какого-либо церковного попустительства.

В вопросе о том, какую молитву читать за самоубиенных, нет единого, конкретного ответа. Просить о милости Бога можно, читая отрывки из тропарей, псалмов, прочие тексты или же попросту молиться своими словами.

Молитва за умерших самоубийцах

Все о религии и вере — «молитва за умерших самоубийцах» с подробным описанием и фотографиями.

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления.

Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Примечание МС. На чтение данной молитвы нужно взять благословение священника. Желательно это делать во время многодневных постов, и при этом часто приступать к исповеди и Причастию.

При возникновений серьезных искушений, лучше прекратить чтение молитвы, и положиться на благой промысл Бога.

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

«Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16)

“Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…” (Втор. 30:19-20)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector