Николай Сербский. Молитвы на озере

Память: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение
мощей), 30 августа / 12 сентября

Святитель Николай (Велимирович;
1881–1956), епископ Охридский и Жичский — выдающийся
сербский архипастырь и богослов XX столетия. Прожив
долгую, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и
радостей по Бозе жизнь, святитель оставил по себе
богатейшее духовное и литературное наследие.

Пустыми, какими же пустыми стали для
меня советы мудрецов человеческих, с тех пор как Твоя
мудрость потрясла разум и сердце мои, Святый Боже!

Не верят свету Твоему те, кого темные
похотения сердец влекут в пропасть.

Камень, падающий с горы, не найдет
преграды. Чем пр`опасть круче и глубже, тем более
стремительно и неудержимо падение камня.

Одно греховное желание, одержав победу,
побуждает второе, второе — третье, до тех пор пока все
доброе в человеке не иссякнет, а все злое, что в нем
было, не хлынет бурным потоком и не разрушит в нем храм
Духа Святаго.

Когда презирающие святыни начнут
презирать самих себя и учителей своих; когда сластолюбцы
задохнутся от смрада сластолюбия своего; когда те блага,
ради которых убивали они соседей своих и разрушали чужие
дома, станут обличать мерзость их, — тогда, украдкой,
воздевают они глаза к небу и всем своим обезумевшим,
гноящимся существом вопиют: Святый Боже!

Словно стрела раскаленная, жжет мое
сердце тщеславие их силою своею, с тех пор как познал я
всесильную руку Твою, Святый Крепкий!

Воздвигают башни каменные и говорят: мы
строим лучше твоего Бога. Разве вы или отцы ваши создали
звезды? — спрашиваю их.

А они гордятся: мы и под землей нашли
свет, мы знаем больше твоего Бога. А кто сокрыл под
землю свет, чтобы вы нашли его? — спрашиваю их.

Летают по воздуху и надменно говорят:
вот, мы сделали себе крылья, где же Бог твой? А кто
указал вам на крылья, если не птицы небесные, которые не
вами созданы? — спрашиваю их.

Но вот, когда Ты, Господи, откроешь им
глаза на немощь их; когда твари бессловесные покажут им
силу свою, когда разум их исполнится восхищением
дворцами звездными, что без колонн и опор парят в
воздухе; когда сердца их наполнит страх от бессилия и
безумия своего, — тогда они со стыдом и сокрушением
протягивают руки свои к Тебе и вопиют: Святый Крепкий!

Предлагаем ознакомиться:  Исламская молитва на помощь

Как скорблю я о том, что люди так ценят
жизнь эту быстротечную, с тех пор как познал я сладость
бессмертия Твоего, Святый Бессмертный!

Близорукие, лишь эту жизнь видят они,
видят и говорят: делами нашими сделаем ее бессмертной.
Отвечаю им: если начало жизни вашей подобно реке, должно
оно иметь исток; если подобно оно дереву, то должно
иметь корень; если лучу света оно подобно, где солнце от
которого исходит? И еще говорю: среди смертных ищете
бессмертия своего? Разводите вы огонь в воде.

Но когда посмотрят они в лицо смерти,
страх перехватит дыхание и ужас сожмет сердца их. Когда
вдохнут запах тления плоти мертвых невест своих; когда
опустят в могилу друзей, с лицами, на которых печать
смертная; когда обнимут бездыханные тела сыновей; когда
узнают, что ни цари властью своей не могли откупиться от
смерти, ни герои силою своею, ни мудрецы мудростью —
тогда почувствуют они леденящее дыхание смерти и, пав на
колени, преклонят головы свои над побежденной гордостью
своей и возопят к Тебе: Святый Бессмертный, помилуй нас!

Предисловие

В течение долгих столетий душа сербского народа искала слова, в которых она смогла бы выразить свою боль, печаль, стремления и молитву. И она нашла эти слова, нашла у владыки Николая. Его словами наша немая душа молилась и рыдала, рыдала такими рыданиями и молилась такими молитвами, каких не видело наше око и не слышало наше ухо.

Владыка Николай стал богоданным языком народной души, которым она пламенно и страстно исповедала «Трисолнечного Владыку светов». Он говорит… Никогда еще человек у нас не говорил так. Он молится… Никогда еще чело­век у нас не молился так. Он обладает даром слова, ибо обладает даром всеобъемлющего сострадания, всеобъемлющей жалости, всеобъемлющей любви и молитвы.

До его прихода мы были в отчаянии, иссякло и замерло стремление наших душ ко Христу. С ним вострепетали мы радостью, жажда Бога пробудилась с новой силой, душа воскресла и преобразилась. В нем поселилось пламенное христолюбие Растко Неманича (мирское имя свя­тителя Саввы Сербского) и разгорелось в бушую­щий пожар;

и он горит в этом пожаре, горит как жертва всесожжения за всех и вся. Поэтому имен­но от него мы черпаем веру и надежду в эти смутные и темные нынешние дни. Мы с вами свидетели великого чуда, свидетели удивительного и святого знака времени: первый раз блаженная вечность Святой Троицы, поселившись в юном христолю­бивом Растко, преобразила его в богоносного свя­того Савву, второй раз божественная вечность, избрав томимого божественной жаждой Николу, на наших глазах преобразила его в богоносного вла­дыку Николая.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва если муж попали в аварию

Им, избранникам вечности, ведома тайна на­шей православной души, знают они, как богобор­ческую и мятущуюся славянскую душу сделать святой и христоподобной. Со времен святого Саввы и до наших дней сербское Православие не имело такого мощного и одаренного исповедни­ка, как владыка Николай. На него с молитвен­ным восхищением и надеждой будут взирать наши потомки, как мы взирали на святого Сав­ву.

Читаю и перечитываю «Молитвы на озере», но вся их неповторимая сладость вливается в мою душу, когда я читаю и перечитываюих молитвен­но. Он, чудотворец молитвенных ритмов, имеет власть над моей душой. Говорю себе: ты пленник чувств, ты чувствами мыслишь… Но когда его чудо­творная молитва заструится в моей окаянной душе, вмиг чувства, эти тяжелые обручи души, распадаются, и моя душа, моя раненая птица, окры­ленная радостью, взлетает и летит в сладкие вы­соты вечности.

А расслабленное мое сердце го­ворит: он разбивает клетку времени и пространства, в которой задыхается твоя душа, и выпускает мо­тылька души в лазурь безграничной вечности. Поистине, он канал, по которому вечность вливается в мою душу, а душа входит в вечность. Он пре­вращает чувство моего личного бессмертия в чув­ство личной вечности, и я становлюсь странником на земле и жителем вечности.

Он молитвой ду­мает, молитвой философствует. Его устами гово­рят светоносные души великих православных подвижников. Он молитвенно чувствует Бога, мо­литвенно чувствует все творение. Он — в молитвенных взаимоотношениях со всеми: такое воз­можно только в Православии. Душа полностью собирается в молитву и, ведомая молитвой, идет че­рез бескрайнее и непостижимое чудо, именуемое миром, ибо молитва — единственный зрячий поводырь ума, сердца и воли.

Владыка Николай говорит о Христе, ибо жи­вет Христом. Он расширяет свою таинственную личность до богочеловеческих размеров, опытно и лично переживает Боговоплощение и рождение Христа в своей душе. Это напоминает нам благо­датно опытную христологию святого Макария Ве­ликого. Смысл человеческого существования — родить Христа в себе, стать богом, ибо для того Бог стал для человека Хлебом.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва перед иконою умягчение злых сердец

Когда свою молитвой напоенную душу он об­ращает к твари, то закипает жалостью и рыдает со­трясающим все его существо рыданием. Ибо вся тварь больна, изранена и печальна. Воистину, в его слезах кипит печаль всего творения. Воистину, его рыданием рыдают все очи и сердца. Он болеет бо­лезнями всего творения и грустит грустью всякой твари.

Мир — больной, заболевший грехом, ибо грех — болезнь, и презрение к грешнику — презрение к больному. Молитвой ухаживает за больным наш лекарь, молитвой лечит и излечива­ет. Не презирай грешников, но молись за них. Жа­лей и сострадай всякому творению и не осуждай. Расширь и углуби душу свою молитвой и заплачешь над тайной мира горько и безутешно.

Обрати в молитву свое сердце, душу и разум, и они станут горячей неиссякаемой слезой за всех и вся. Пре­освященный молитвенник всю душу, сердце и ра­зум свои обращает в молитву, и грехи всех грешни­ков переживает как свои, и боль всякой твари переживает как свою, и кается за все грехи, как за свои, плачет и воздыхает.

Молитва расширяет границы человеческой души до пределов Всечеловека, делает человека способным плакать слезами всех плачущих и пе­чалиться со всеми печальными. В дивных молит­вах нашего псалмопевца струится душа Всечеловека. Границы времени и пространства исчезают, молитвы дышат небом, в них говорит уже не чело­век, но Всечеловек.

Его христолюбивой душой мы Христа возлю­били, и пока рабы времени сражаются за тленное земное богатство, наш бесстрашный воин вечно­сти стоит на страже наших душ, молится, кланяется, плачет и рыдает за всех и вся.

Человеколюбивый Господи, даруй нам молитвенность преосвященного владыки Николая!

Архимандрит Иустин (Попович)

1. Господи, прекрасный мой покров, отри слезы мои.

Кто это смотрит на меня так пристально сквозь все звезды неба и сквозь все творе­ния земли?

Закройте очи свои, звезды небесные и тва­ри земные; отвернитесь от наготы моей. До­вольно мне того стыда, что жжет мои глаза.

https://www.youtube.com/watch?v=i2b2NKVlj4U

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector