Молитва не обвиняй меня всесильный стих лермонтова

Базастихотворений

Стихотворение «Молитва» — «Не обвиняй меня, Всесильный. »— относится к раннему периоду творчества Лермонтова и датируется 1829 (1830) годом. Автору на тот момент было всего 15 лет.

В стихотворении используется перекрестная рифма: когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой. Мужская рифма чередуется с дактилической. Все это дает ощущение разговора, ритмику человеческой речи. Этому же способствуют и разнообразие тропов — тут есть и метафора, и эпитеты, и другие способы создания образа.

Во второй части стихотворения появляется звукопись, так хорошо знакомая читателю по более поздним произведениям Лермонтова — «Бородино» и «Беглец». Первые четыре строки второй части своим ритмом создают образ разгорающегося костра, пламени. Это эмоциональный пик стихотворения. А последнее четверостишие насыщено шипящими — получается, что пламя затихает. Эта часть повествования носит успокаивающий, примирительный оттенок.

Образ лирического героя-бунтаря впервые полностью вырисовывается именно в этом произведении.

Стихотворение разделено на две неравные части. Каждая из частей состоит всего из одного сложносочиненного предложения, хотя легко может быть разделена на несколько. Применение подобной конструкции дает ощущение скоротечности.

Тема молитвы в поэзии не нова. Кюхельбекер, Языков, Веневитинов, Батюшков, Вяземский — каждый из них обращался к подобной форме. Но обычно это была смиренная, немного униженная просьба, признающая старшинство и могущество Всевышнего. Такое безоговорочное признание силы: мол, место свое знаю, но вот было бы неплохо бы..

Как любое произведение подобного плана молитва в каноническом варианте имеет четкую структуру. Сначала идет обращение к Богу. Далее следует перечисление его заслуг и признание могущества, власти. Третьим пунктом следует просьба молящегося.

Молитва не обвиняй меня всесильный стих лермонтова

У Лермонтова соответствие канону только формальное. Есть признание могущества и отражение к божеству в самой первой строчке, после которой следует самоунижение молящегося с перечислением грехов. Но типового подобострастия совершенно не слышно. Автор говорит о своих грехах, но совершенно без раскаяния. Он просто ставит Бога перед фактом. Взор лирического героя обращен не к Богу и будущему блаженству. Его интересы четко сконцентрированы на земном.

Во второй части наблюдается окончательный разрыв с каноном. Формально присутствует просьба «Не угаси сей чудный пламень». Но следом идет череда условий, при соблюдении которых герой согласен обратиться к Богу. То есть автор попросту осмеливается ставить условия собственному Творцу.

Любопытен состав этих условий. Лишить всего, что нравится, что любимо героем в жизни земной. По сути, заставить автора признать рамки праведного поведения можно только одним способом — лишив его души, убив его (сердце – камень).

В этой молитве 15-ти летнего поэта нет унижения. В ней наблюдается самый настоящий разговор равных. Автор признает власть Всевышнего над собой — он ведь может отнять и покарать. Да только для героя возврат к нему есть отказ от себя самого, отречение от собственной души. Это не просьба. Это вызов.

Такое бунтарство, высказанное юным поэтом, еще повторится в его творчестве. Достаточно вспомнить «Демона», «Одиночество». Не считая несколько коротких «Молитв», написанных в разные годы вплоть до роковой дуэли. Своеобразный постулат равновеликости и попытка определить свое место в мире. В котором, впрочем, проскальзывает простое желание примириться с правилами и рамками бытия.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны.

Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.

Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва ангелу богатство

Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь, –

завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Тема: осознание грехов, мольба о милосердии; тема поэта и поэзии; назначении поэта.

2. Назначение поэта – нести истину людям, пробуждать в них чувства, помогать соблюдать законы нравственности, однако именно творчество заставляет самого поэта забыть о боге. Чтобы вновь вернуться к Богу, он просит у того забрать свой “дар” поэта-пророка.

Именно из-за назначения Лермонтова и появляются все его грехи. Однако их он осознает и готов исправить.

Умение творить – не просто дар, но и своего рода проклятие для поэта: он видит больше, чем другие, знает больше, чем другие, понимает испорченность и несовершенство этого мира. Всё это ещё больше омрачает душу писателя, и он, чувствуя тесноту этого мира и страх перед миром небесным, обращается уже вовсе не к Богу.

Желание вернуться к истинному богу играет огромную роль для поэта, однако чтобы это сделать, необходимо пожертвовать своим даром, на что и он готов пойти.

4. Автор раскрывается в образе молящегося поэта.

– В первой – поэт перечисляет свои грехи и признается в них

– Во второй – он умоляет забрать у него “дар”, чтобы стать ближе к богу.

6. Функции: сообщение – автор дает читателю информацию о том, кто такой поэт, какова его участь, каковы последствия поэтического “дара”.

7. Тип: рассуждение с элементами описания

8. Стиль: художественный

Не /об/ви/няй/ ме/ня/, Все/выш/ний

И/ не/ ка/рай/ ме/ня/ мо/лю

– ямб с элементами пиррихия

10. Рифмовка: перекрестная

11. Основные средства выразительности (по схеме “что-где-зачем”)

– высокая лексика – “молю”, “очи”, “сей”, “взор” – придает высокое значение содержанию текста.

– метафора – “лава вдохновенья” – яркое сравнение, лучшее создание образа

– эпитеты – “грешных песен”, “голодный взор” – красочное описание

– анафора – “за то, что. ” – постепенное перечисление грехов поэта

– олицетворение – “ум бродит”, “лава клокочет”

Предлагаем ознакомиться:  Молитва о здоровье детях самая сильная

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

17 декабря 2009

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.

Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья».

Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства,

побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его. Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека. Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит.

Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу. Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе. Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь, – завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.

Молитва м ю лермонтова не обвиняй меня всесильный

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденьи бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

К тебе я снова обращусь.

В юношеском творении, датированном 1829 г., читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.

Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.

Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения. Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва за сына и защита над ним

Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу.

Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я». Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.

Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?

В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.

Библиотека отечественной классики.

Москва: Правда, 1969.

  • » Метель шумит, и снег валит.

Метель шумит, и снег валит, Но сквозь шум ветра дальний звон, Порой прорвавшися, гудит; То отголосок похорон.

  • » Мой демон

    Собранье зол его стихия. Носясь меж дымных облаков, Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров.

  • » Молитва (В минуту жизни трудную. )

    В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

  • » Молитва (Не обвиняй меня, всесильный. )
  • » Молитва (Я, матерь божия. )

    Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием.

  • » Монолог

    Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем.

  • » Моя мольба

    Да охранюся я от мушек, От дев, не знающих любви, От дружбы слишком нежной и – От романтических старушек.

  • Тогда на тесный путь спасеньяК тебе я снова обращусь,

    Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

    «Молитва» Михаил Лермонтов

    Не обвиняй меня, всесильный,И не карай меня, молю,За то, что мрак земли могильныйС ее страстями я люблю;За то, что редко в душу входитЖивых речей твоих струя,За то, что в заблужденьи бродит

    Мой ум далеко от тебя;За то, что лава вдохновеньяКлокочет на груди моей;За то, что дикие волненьяМрачат стекло моих очей;За то, что мир земной мне тесен,К тебе ж проникнуть я боюсьИ часто звуком грешных песенЯ, боже, не тебе молюсь.

    Но угаси сей чудный пламень,Всесожигающий костёр,Преобрати мне сердце в камень,Останови голодный взор;От страшной жажды песнопеньяПускай, творец, освобожусь,Тогда на тесный путь спасеньяК тебе я снова обращусь.

    За то, что в заблужденье бродит

    К Тебе ж проникнуть я боюсь,

    Прослушать: читает актёр театра и кино Евгений Пименов

    Нет похожих книг.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Твоя молитва
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector