Молитва для отступивших от веры

О значении канона в жизни Церкви

В современной жизни нашей Церкви тему канонической оценки взаимоотношений православных с инославными можно со всей уверенностью назвать проблемной. Стоит лишь вспомнить историю отпадения от Церкви бывшего Чукотского епископа Диомида и его сторонников. Формальной причиной такого шага с их стороны стало обвинение священноначалия нашей Церкви в так называемом «грехе экуменизма», в совместных молениях с еретиками и пр.

Протоиерей Георгий Рой

Протоиерей Георгий Рой

Примечательно, что и сам бывший епископ Диомид, и те, кто пытался его вразумить, обращались к канонам Православной Церкви. Но, увы, «канонические аргументы» не возымели своего действия.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Нельзя сказать, что и после всего происшедшего вопрос о «правильном», «каноническом» отношении православных христиан к христианам инославным получил свое окончательное разрешение. Напротив, этот конфликт и дискуссии вокруг него выявили новые проблемные сферы.

В церковной и околоцерковной среде с завидной периодичностью возникают острые дискуссии по этой теме. И всё это происходит, несмотря на то, что на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был принят официальный документ «Основные принципы отношения Православной Церкви к инославию», в котором, казалось бы, расставлены все точки над «i».

Очевидно, процесс рецепции клириками и мирянами этого общецерковного документа протекает достаточно сложно. У многих православных и по сей день не перестает вызывать смущение и сомнение информация о том, что кто-то из священнослужителей в очередной раз встретился с кем-то из лидеров инославных церквей;

Какой может быть или должна быть оценка этих фактов современной жизни нашей Церкви?

В этой статье я попытаюсь изложить свой личный взгляд на данную проблему. Я не ставлю своей целью сформулировать окончательные выводы и не призываю читателей разделить мою точку зрения. Эта публикация – приглашение к дискуссии, и ее цель – в постановке некоторых, на мой взгляд, актуальных вопросов.

Попытаемся дать общую характеристику данным каноническим правилам и проследить их идейную и дисциплинарную направленность. Во-первых, отметим, что в текстах правил говорится о двух основных сферах соприкосновения православных и еретиков: область совместной литургической молитвы и совместного священнодействия – с одной стороны; и область личного общения и частной (нецерковной) молитвы православного с еретиком – с другой.

Молитва для отступивших от веры

Относительно совместной литургической молитвы и общих священнодействий православных с еретиками вопрос кажется решенным вполне однозначно и в истории, и в современности. Совместная литургическая молитва невозможна ни при каких обстоятельствах.

На Архиерейском Соборе 2000 года в документе «Основные принципы отношения Православия к инославию» помещено прямое отвержение практики совместного евхаристического общения с инославными (см. II. 12).

За совместные молитвы и евхаристическое общение с католиками священноначалием нашей Церкви отправлен под запрет архимандрит Зинон (Теодор) вместе с единомышленной ему братией Мирожского монастыря. Официальные делегаты нашей Церкви на ассамблеях Всемирного Совета Церквей воздерживаются от участия в молитвах, совершаемых еретиками.

^ Молитвы святых о стяжании даров Духа Святаго

«…Мы сподобились получить дары Святаго Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранять, усовершать, умножать, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как?

1. Читать Священное Писание, — ведь святые книги написаны Святым Духом, от них и веет Он. Никакое светское удовольствие не может дать того мира, той радости, которая дается Святым Духом. Песнопения, псалмы.

2. Внимать себе.

3. Часто участвовать в Святых Таинствах, через них Святой Дух сообщается человеку.

4. Часто посещать святой храм — это место особенного присутствия Святаго Духа.

5. Наконец, молитва — это великое дело для получения даров Святаго Духа, особенно молитва «Царю Небесный». Ее надо не только с особенным благоговением выслушивать во время молитвы в храме, — но и во время работы произносить, испрашивая помощи от Святаго Духа».

Плени мя, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святаго, да, яко потоки югом, потекут слова мои в славу Твою и во спасение людей Твоих! Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии полноту духовных видений и чувств! Да будет язык мой тростию книжника-скорописца (Пс.44:2) — Духа Всесвятаго!

Господи! Се сосуд Твой есмь: наполни мя дарованиями Духа Твоего Святаго, без Тебя я пуст всякаго блага или, паче, полн всякаго греха.

Господи! Се корабль Твой есмь: исполни мя грузом добрых дел.

Господи! Се ковчег Твой: исполни его не прелестию сребролюбия и сластей, а любовию к Тебе и к одушевленному образу Твоему — человеку.

Боже, просвети нас Духом Твоим Святым, чтобы мы все поняли Твою любовь.

«Господи, дай им Духа Твоего Святаго, да познают Тебя Духом Святым. Господи Милостивый, научи всех нас Духом Твоим Святым жить по воле Твоей, чтобы все мы во Свете Твоем познали Тебя, истинного Бога, ибо без Света Твоего мы не можем понять полноту любви Твоей. Просвети нас благодатью Твоею, и она согреет сердца наши любить Тебя.

Владыко Многомилостивый, даруй нам духа смиренного, чтобы души наши обрели покой в Тебе».

«Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.

Все святые, вы живете на небесах и видите славу Господню, и радуется дух ваш, — молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага.

Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему.

Господи, исправь нас, как нежная мать исправляет своих малых детей.

Дай всякой душе познать радость Пришествия Твоего и силу помощи Твоей. Дай прохладу страждущим душам Твоего народа, и всех нас научи Духом Святым знать Тебя. Томится душа человеческая на земле. Господи, и умом не может укрепиться в Тебе, потому что не знает Тебя и Твоей благости».

«О Господи, научи нас Духом Твоим Святым быть послушливыми, воздержаными. Дай нам дух Адамова покаяния и слезы о грехах наших. Дай нам вечно славить Тебя и благодарить. Ты дал нам пречистое тело Твое и кровь, чтобы мы вечно жили с Тобой, и были там, где Ты пребываешь, и видели славу Твою».

«Господи, дай народам всей земли познать, как много Ты нас любишь и какую чудную жизнь Ты даешь верующим в Тебя.

Помилуй мя, Боже, падшее создание Твое.

Сколько раз Ты давал мне благодать Свою, и я не хранил ее, потому что тщеславна душа моя; но душа моя знает Тебя, Творца и Бога моего, и потому ищу Тебя, рыдая, как рыдал Иосиф об отце своем Иакове на гробе матери своей, уводимый в Египетское рабство.

Я оскорбляю Тебя грехами, и Ты уходишь от меня, и душа моя скучает по Тебе.

О Душе Святый, — не оставь меня. Когда Ты уходишь от меня, то плохие мысли приходят ко мне и скучает душа моя по Тебе до великих слез».

Молитва для отступивших от веры

«Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Нее – достойно и праведно. Она – всемилостивая Матерь всемилостивого Бога-Слова и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все церкви христианские. Она точно есть бездна благостыни и щедрот, как говорится о Ней в каноне Одигитрии (песнь 5,1).

Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого.

Как спешат за милостию к какому-либо высокому и богатому человеку, милости коего все знают, который милость свою доказал многочисленными опытами? Обыкновенно с самою покойною уверенностью и надеждою получить от него чего желают.

Так надо и в молитве не сомневаться, не малодушествовать».

Пречи́стая Ма́ти Христа́ моего́, Хода́таице и Засту́пнице, кре́пкая помо́щнице ро́ду челове́ческому! Бу́ди на́м, недосто́йным, хода́таице, при́сно моля́щися к Сы́ну Своему́ и Бо́гу на́шему, я́ко да при́зрит на свято́е ме́сто сие́, е́же возложено е́сть в похвалу́ и че́сть свято́му И́мени вове́ки. Тебе́ бо, Ма́ти сла́дкаго ми́ Христа́, хода́таицу предлага́ем и моли́твенницу, я́ко мно́го дерзнове́ние к Нему́ стяжа́вше раби́ Твои́, я́ко все́м спасе́нному упокое́нию и приста́нищу.

Владычице Богородице! Ты, Коей любовь к христианам превосходит любовь всякой матери земной, всякой жены, внемли нам в молитвах наших и спаси нас! Да памятуем мы о Тебе постоянно! Да молимся Тебе всегда усердно! Да прибегаем всегда под кров Твой святый неленостно и без сомнения.

умилосе́рдися на мя́ и да́ждь ми́ ру́ку по́мощи, во е́же воздви́гнути мя́ из глубины́ грехо́вныя.О Ра́досте моя́! Изба́ви мя́ от обыше́дших мя́; просвети́ лице́ Твое́ на раба́ Твоего́, спаси́ погиба́ющаго, очи́сти оскверне́ннаго, возста́ви па́дшаго лю́те: мо́жеши бо вся́, я́ко Ма́ти Бо́га Всемогу́щаго.

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!

Всеми́лостивая, Влады́чица моя́, Пресвята́я Госпоже́, Всепречи́стая Де́ва, Богоро́дица Мари́е, Ма́ти Бо́жия, несумне́нная и еди́нственная моя́ Наде́ждо, не гнуша́йся мене́, не отверга́й мене́, не оста́ви мене́, не отступи́ от мене́; заступи́, попроси, услы́ши; ви́ждь, Госпоже́, помози́, прости́, прости́, Пречи́стая!

О документах и «косвенной икономии»

Как видим, официальные документы нашей Церкви составлены так, что в них однозначно запрещается для православных евхаристическое, литургическое, богослужебное общение с еретиками.

Но, несмотря на такую строгость и однозначность понимания и применения этой канонической нормы, в церковной истории есть примеры косвенного применения икономии и в этой сфере. Такими примерами могут служить случаи принятия католических священников и епископов в сущем сане. По постановлениям Святейшего Синода нашей Церкви XVIII-XIX столетий католики, представители Армяно-Григорианской, Эфиопской, Коптской и других исторических Церквей принимаются в православие (точнее говорить о воссоединении с полнотой Вселенской Церкви) третьим чином, то есть через Таинство Покаяния. Соответственно клирики – дьяконы, священники, епископы – в сущем сане.

Иными словами, этот факт свидетельствует о том, что наша Церковь признает иерархию этих Церквей как подлинную иерархию через преемство хиротонии, восходящую к Апостолам.

^ Молитвы святых о детях, о здравии и спасении родных и близких

Господь Иисус Христос

Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил их страху Своему и умудрил во спасение.

Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели.

Самонужнейшее дело есть родителям воспитывать детей своих в страхе Божием и добронравии. Без того всякое учение и воспитание ничто. Деревце малое к которой стороне наклонено будет, так будет и расти; тако и малые дети, как воспитаны будут, так будут и жить.

Многие обучают детей своих иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском обучении и воспитании небрегут: таковые родители к временной жизни рождают детей, но к вечной жизни их не допускают. Горе им, яко не телеса, но души человеческие убивают своим нерадением.

Го́споди, Ты́ Еди́н вся́ ве́си, вся́ мо́жеши и все́м хо́щеши спасти́ся и в ра́зум И́стины приити́. Вразуми́ ча́д мои́х (имена́) позна́нием и́стины Твое́й и во́ли Твоея́ Святы́я, укрепи́ и́х ходи́ти по за́поведям Твои́м и мене́ гре́шнаго поми́луй. Ами́нь.

Милосе́рдный Го́споди, Иису́се Христе́, Тебе́ вруча́ю ча́д мои́х, кото́рых Ты́ дарова́л мне́, испо́лни моле́ние мое́. Прошу́ Тебя́, Го́споди, спаси́ и́х путями, и́миже Ты́ Са́м ве́си. Сохрани́ и́х от поро́ков, зла́, го́рдости, и да не ко́снется ду́ш и́х ничто́, проти́вное Тебе́. Но ве́ру, любо́вь и наде́жду на спасе́ние да́руй и́м, и да бу́дет свя́т и непоро́чен пред Бо́гом и́х жи́зненный пу́ть.

Благослови́ и́х, Го́споди, да стремя́тся они́ ка́ждую мину́ту жи́зни свое́й исполня́ти Твою́ Святу́ю во́лю, дабы́ Ты́, Го́споди, мо́г всегда́ пребыва́ти с ни́ми Ду́хом Твои́м Святы́м. Го́споди, научи́ и́х моли́тися Тебе́, дабы́ моли́тва была́ и́м опорою, отра́дою в ско́рбех и утеше́нием жи́зни и́х, и дабы́ моли́твою и́х спасались и мы́, и́х роди́тели.

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской Церкви Феодором II. Фото: patriarchia.ru

А́нгелы Твои́ да храня́т и́х всегда́. Да бу́дут ча́да мои́ чутки к го́рю бли́жних свои́х, и да испо́лнят они́ Твою́ за́поведь любви́. И е́же согреша́т они́, то́ сподо́би и́х, Го́споди, принести́ покая́ние Тебе́, и Ты́ по Свое́й неизрече́нной ми́лости прости́ и́х. Когда́ же кончится жи́знь и́х земна́я, то́ возьми́ и́х в Свои́ Небе́сныя Оби́тели, куда́ пу́сть веду́т они́ с собо́ю и други́х рабо́в Твои́х избра́нных.

Моли́твами Пречи́стыя Ма́тери Твоея́ Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и святы́х Твои́х (перечисляются все́ святы́е семьи́), Го́споди, поми́луй на́с, я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твои́м Сы́ном и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, возмо́жно Тебе́ сде́лать (то́) и (то́) рабу́ Твоему́ (и́мя); сотвори́ ему́ сие́, и́бо и́мя Тебе́ – благи́й Человеколю́бец и Всемогу́щий. А́ще мы́, лука́ва су́ще, умеем дая́ние бла́га дая́ти не то́кмо ча́дам, но и чужи́м, кольми́ па́че Ты́ да́си всевозможныя бла́га прося́щим у Тебе́. Благи́й Человеколю́бче!

Да́ждь ми́, Го́споди, люби́ти вся́каго бли́жняго моего́, ка́к себя́, всегда́, и ни из-за чего́ на него́ не озлоблятися и не рабо́тати диа́волу.Да́ждь ми́ распя́ти мое́ самолю́бие, го́рдость, любостяжа́ние, малове́рие и про́чия стра́сти.Да бу́дет на́м и́мя: взаимная любо́вь; да ве́руем и упова́ем, что́ для все́х на́с всё Госпо́дь;

да не пече́мся, не беспокоимся ни о че́м; да будешь Ты́, Бо́же на́ш, еди́ным Бо́гом се́рдца на́шего, и, кроме́ Тебя́, ничто́.Да бу́дем мы́ между́ собо́ю в едине́нии любви́, я́коже подоба́ет, и все́ разделяющее на́с дру́г от дру́га и от любви́ отлуча́ющее да бу́дет у на́с в презре́нии, ка́к пра́х, попираемый нога́ми. Бу́ди! Бу́ди! Ами́нь.

Если Бог даровал Самого Себя нам, если Он в нас пребывает и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет?

Молитва для отступивших от веры

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс.22:1).

Итак, будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви.

Сия заповедаю вам, да любите друг друга (Ин.15:17)».

Крещение Руси и нарушение буквы канона

Отдельная тема – применение икономии в отношении 9-го правила Тимофея Александрийского, категорически предписывающего удалять всех отлученных и некрещеных с литургии после соответствующего возгласа диакона. Примени византийцы к послам князя Владимира точную букву канона, возможно, не бывать бы и нам с вами православными. Не допусти византийцы русских послов-язычников к Литургии, возможно, они бы посоветовали своему князю избрать иную веру.

Подобное послабление канона в целях миссионерских допускали и великие русские просветители святители Иннокентий Вениаминов и святитель Николай Японский.

Крещение Руси. Картина В.М. Васнецова

Крещение Руси. Картина В.М. Васнецова

В качестве примера следует упомянуть также о том, что многие православные общины в Западной Европе из-за отсутствия собственных молитвенных помещений и церквей совершают литургии в действующих католических храмах и на престолах этих храмов. Следует ли запретить такую практику? Известно также и то, что православные регулярно служат литургии в католическом храме города Бари, где покоятся мощи святителя и чудотворца Николая. Не есть ли это нарушение канона? Или всё же икономия в отношении буквы канона возможна?

^ Молитвы святых о мире в семье

Поми́луй мя́ Го́споди, Сы́не Бо́жий: душа́ моя́ зле́ бесну́ется. Го́споди, помози́ ми́. Да́ждь ми́, да насы́щуся и а́з, я́ко пе́с от крупи́ц, па́дающих от трапе́зы рабо́в Твои́х. Ами́нь.

Поми́луй мя́, Го́споди, Сы́не Бо́жий, Сы́не Дави́дов по пло́ти, я́коже поми́ловал еси́ ханане́ю: душа́ моя́ зле́ бесну́ется гне́вом, я́ростию, по́хотию зло́ю и про́чими па́губными страстьми́. Го́споди! Помози́ мне́, вопию́ Тебе́, не на земли́ ходя́щему, но одесну́ю Отца́ на небесе́х седя́щему. Е́й, Го́споди!

Прости́ мне́, Го́споди, и́бо я́ не́мощен зело́, и да́руй мне́ ми́р Тво́й, кото́рый Ты́ дае́ши рабо́м Твои́м.

Господи, дай мне дух кротости, чтобы быть кротким к ближним моим и воздержанным от гнева.

Даруй мне дух смиренномудрия, дабы не думать о себе высоко и не гордиться.

Мужу и жене – молиться порознь?

«Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою, и смирились, и за смирение свое приняли Святаго Духа, а с Духом Святым — все хорошо, все радостно, все прекрасно.

Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь — его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его.

Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или, лучше, Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься и скажешь: «Почему же я раньше так мучился и скорбел?» Но теперь ты радуешься, потому что смирился и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: мир Мой даю вам. Так всякой смиренной душе Господь дает мир».

Еди́но утеше́ние мое́ в печа́ли, Спаси́тель мо́й! Не попусти́ мне́ уклони́тися от Тебя́: приими́ сие́ взывание се́рдца моего́, о ра́досте моя́! Бо́же се́рдца моего́! Услы́ши моли́тву мою́, и во́пль мо́й к Тебе́ да прии́дет..

Го́споди! Спаси́ мя́, погиба́ю. Се́ бо корабле́ц мо́й бе́дствует от искуше́ния во́лн, и бли́з потопле́ния е́сть. Ты́, я́ко Бо́г милосе́рд и сострада́телен не́мощем на́шим, вла́стию Твое́ю всеси́льною запрети́ волне́нию бе́дствий, хотя́щих погрузи́ти мя́ и низвести́ во глубину́ зо́л, — и бу́дет тишина́, я́ко ве́тры и мо́ре послу́шают Тебе́. Ами́нь.

Поми́луй мя́, Го́споди, Сы́не Бо́жий. Умилосе́рдися, Иису́се, Сы́не Бо́жий. Да отве́рзутся о́чи мои́, да узрю́ све́т Тво́й и иду́ по Тебе́.

Господи, даруй мне благодать Твою, — так учил молиться преподобный старец Нектарий и говорил: «И вот идет на вас туча, а вы молитесь: Дай мне благодать, — и Господь пронесет мимо тучу».

Господи, помилуй! Господи, прости! Все Твое, не жалею о сем!

Господь дал. Господь взял, да будет благословенно имя Господне.

«Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мною!

Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления изъязвленных грехами моих души и тела!

Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления. Благослови их в этом и будущем веке! Вмени им в добродетели то, что они делали для меня! Назначь им из вечных твоих сокровищ обильные награды.

Что же я приносил Тебе? Какие благоугодные жертвы? Я приносил одни грехи, одни нарушения Твоих Божественнейших заповеданий.

Прости меня, Господи, прости виновного пред Тобою и пред человеками! Прости безответного! Даруй мне увериться и искренно сознаться, что я грешник! Даруй мне отвергнуть лукавые оправдания! Даруй мне покаяние! Даруй мне сокрушение сердца! Даруй мне кротость и смирение! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня!

Тебе за все подобает слава! Тебе единому принадлежит слава! Мое единственное достояние — стыдение лица и молчание уст. Предстоя Страшному суду Твоему в убогой молитве моей, не обретаю в себе ни единого доброго дела, ни единого достоинства и предстою, лишь объятый отвсюду бесчисленным множеством грехов моих, как бы густым облаком и мглою, с единым утешением в душе моей: с упованием на неограниченную милость и благость Твою. Аминь».

Влады́ко Бо́же, О́тче Вседержи́телю! Го́споди, Сы́не единоро́дный Иису́се Христе́ и Святы́й Душе́, еди́но Божество́, еди́на Си́ла, поми́луй мя́, гре́шную, и и́миже ве́си судьба́ми спаси́ мя́!

Влады́чице моя́, Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя́, гре́шную!

Го́споди, поми́луй! Го́споди, не оста́ви! Го́споди, да́ждь ми́ мы́сль бла́гу! Отъими́ от мене́ ве́сь по́мысл лука́вый!

Помяни́ на́с, Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м!

Помяни́ на́с, Влады́ко, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м!

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Помяни́ на́с, Святы́й, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м!

Господи! Я — чудо Твоей благости, премудрости, всемогущества, поколику приведен Тобою из небытия в бытие, поколику сохраняюсь Тобою доселе в бытии, поколику имею, по благости, щедротам и человеколюбию единородного Сына Твоего, наследовать жизнь вечную, если верен Тебе пребуду, поколику страшным священнодействием принесения Себя Самого в жертву Сыном Твоим, я восставлен от ужасного падения, искуплен от вечной погибели.

Старец Зосима говорил: «Кто желает Царства Небесного, тот богатства Божия желает, а не Самого еще любит Бога».

Го́споди! И́мя Тебе́ – Любо́вь: не отве́ргни меня́ заблужда́ющаго челове́ка.И́мя Тебе́ – Си́ла: подкрепи́ меня́ изнемога́ющаго и па́дающаго.И́мя Тебе́ Све́т: просвети́ мою́ ду́шу, омраче́нную жите́йскими страстя́ми.И́мя Тебе́ – Ми́р: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́.И И́мя Тебе́ – Ми́лость: не престава́й ми́ловати меня́.

твори́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: добро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Твоего́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду.

Го́споди! Все́ жела́ние и воздыха́ние мое́ да бу́дет в Тебе́. Все́ жела́ние мое́ и раче́ние мое́ в Тебе́ еди́ном да бу́дет, Спаси́телю мо́й! Все́ изволе́ние мое́ и помышле́ние мое́ в Тебе́ да углуби́тся, и вся́ ко́сти моя́ да реку́т: «Го́споди, Го́споди! Кто́ подо́бен Тебе́, кто́ сравни́тся си́ле, благода́ти и прему́дрости Твое́й? Вся́ бо прему́дре, и пра́ведне, и благоутро́бне о на́с устро́ил еси́».

Да ничто́же мя́ отто́ргнет, да ничто́же мя́ отлучи́т от Боже́ственныя Твоея́ любве́, о Бо́же мо́й! Да ничто́же пресече́т, ни о́гнь, ни ме́ч, ни гла́д, ни гоне́ние, ни глубина́, ни высота́, ни настоя́щая, ни бу́дущая, то́чию еди́но сие́ да пребу́дет в душе́ мое́й вы́ну. Ничто́же и́но да возжела́ю в ве́це се́м, Го́споди, но де́нь и но́щь да взыщу́ Тебя́ — Го́спода моего́: и да обре́т, ве́чное сокро́вище прииму́, и бога́тство стяжу́, и все́х бла́г сподо́блюся.

Го́споди! Не зна́ю, чего́ проси́ть у Тебя́! Ты оди́н ве́даешь, что мне потре́бно. Ты лю́бишь меня́ па́че, не́жели я уме́ю люби́ть себя́.О́тче! Да́ждь рабу́ Твоему́ — чего́ и сам я проси́ть не уме́ю. Не дерза́ю проси́ть ни креста́, ни утеше́ния. То́лько предстою́ пред Тобо́ю, се́рдце моё отве́рсто.Ты зри́ши ну́жды, кото́рых я не зрю. Зри!

— и сотвори́ со мно́ю по ми́лости Твое́й! Порази́ и исцели́, низложи́ и подыми́ меня́. Благогове́ю и безмо́лвствую пред свято́ю Твое́ю во́лею и непостижи́мыми для меня́ Твои́ми су́дьбами.Приношу́ себя́ в же́ртву Тебе́. Предаю́сь Тебе́. Нет у меня́ жела́ния, кро́ме жела́ния — испо́лнить во́лю Твою́.

Господи, дай мне Тебя единого любить.Ты создал меня, Ты просветил меня святым крещением, Ты прощаешь грехи мне и даешь причащаться Пречистого Тела Твоего и Крови; дай же мне силу всегда пребывать в Тебе.Господи, дай нам Адамово покаяние и Твое святое смирение.Дай, Господи, всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святаго, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою.

О Господи, сподоби нас дара Духа Святаго, да разумеем славу Твою и будем жить на земле в мире и любви, да не будет ни злобы, ни войн, ни врагов, но одна любовь да царствует, и не нужны будут ни армии, ни тюрьмы, и легко будет жить всем на земле.Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов.

Господи, все народы — создание рук Твоих, обрати их от вражды и злобы на покаяние, да познают все Твою любовь.Господи, Ты заповедал любить врагов, но трудно нам, грешным, если с нами нет Твоей благодати.Господи, излей на землю Твою благодать; дай всем народам земли познать Твою лю-бовь, познать, что Ты любишь нас, как мать, и больше матери, потому что и мать может забыть исчадие свое, но Ты никогда не забываешь, ибо Ты безмерно любишь создание Свое, а любовь не может забыть.Господи Милостивый, богатством милости Твоей спаси все народы.

Господи, прости меня.

И не думай, что Господь не простит: Его милость не может не прощать, и Он сразу прощает и освящает. Так Дух Святой учит в нашей Церкви.

«Согреши́х, Го́споди, поми́луй мя́! Приими́ мя́, заблу́ждшую о́вцу и сопричти́ избра́нному Твоему́ ста́ду! Да́й мне́ се́рдце, Сердцеве́дче Бо́же, Тебе́ почита́ющее, Тебе́ боящееся, Тебе́ любящее, во́ле Твое́й после́дующее! Наста́ви мя́ на пу́ть тво́й, и пойду́ во и́стине Твое́й! При́зри на мя́ и поми́луй мя́, по суду́ лю́бящих и́мя Твое́! Го́споди Бо́же си́л! Обрати́ на́с и просвети́ лице́ Твое́, и спасе́мся».

^ Молитвы об успехе каждого дела

О филаретовцах и донатистах

Но вернемся к букве канона. Кто же этот «отлученный», о котором говорится в правиле? Думается, что речь идет не обо всех еретиках, а именно о человеке или людях, непосредственно нанесших раны церковному телу. В нашем случае подходящим примером могут быть украинские филаретовцы. Хотя с догматикой у них пока, как кажется, всё в порядке, но молитвенное общение чад канонической Церкви с ними на данном этапе развития церковной жизни будет выглядеть как их признание, и потому такое общение не послужит церковной пользе.

В то же время церковной пользе может служить широкая открытость к тем инославным, которые не злословят Христа и не идут против Православной Церкви, и даже напротив, интересуются православием и его духовной жизнью. Вспомним пример об англиканском епископе из дневников святителя Николая Японского.

^ Молитвы об обижающих нас и о врагах наших, о неотступной Божией помощи

Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мо́й, не отступи́ от мене́; вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.

Господи, остави ему (или ей).

Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за всех нас.

Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов: потеряли смирение и любовь к Богу.

Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние», — и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.

Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще — совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые.

Добрый человек думает: всякий, заблудившийся от истины, погибает, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святаго — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.

Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух, и, если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.

Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай, и муку; мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Так отсюда еще начинается вечная жизнь; и мука вечная отсюда начинается.

Не попусти́ на меня́, Влады́ко Го́споди, искуше́ние и́ли скорбь, и́ли боле́знь свы́ше си́лы мое́й, но изба́вь от них и́ли да́руй мне кре́пость перенести́ их с благодаре́нием.

О, преми́лостивый Го́споди Бо́же мо́й Иису́с Христо́с, прильпе́ душе́ моя́ по Тебе́, и мене́ прия́т десни́ца Твоя́: приклони́ у́хо Твое́ ко мне́ и услы́ши моли́тву мою́. И да́й ми́ пу́ть обрести́, и́мже ми́ получу́ угоди́ти Тебе́: бо жа́жду исто́чника спасе́ния.

Помо́щник ми́ бу́ди и не оста́ви мене́, Бо́же Спаси́телю мо́й, я́ко Оте́ц мо́й и ма́ти моя́ оста́виста мя́, и супру́га лише́на бы́х; от него́ же еди́наго сы́на прижих, и то́й непокорен и неве́рен, та́коже и лю́дие неве́рни.

Ты́ же, Го́споди, еди́ну мя́ на упова́ние призва́л еси́.

А́з же, Го́споди, на ми́лость Твою́ упова́х и на пучи́ну щедро́т Твои́х наде́жду душа́ моя́ возлага́ю и, к Тебе́ прибега́я, молю́ся: научи́ мя́ твори́ти во́лю Твою́ и спаси́ мя́ от ро́да сего́ стропти́ваго, мно́жества неве́рных люде́й.

А́ще они́ заблудили су́ть от Твоея́ благода́ти, но Ты́, Влады́ко, человеколю́бия Своего́ ра́ди, не пре́зри и́х, но посети́ и в ра́зум призови́, и своему́ позна́нию приведи́.

Я́коже и от мене́ дре́вле учуженую присво́ил еси́ достоя́нию Твоему́, та́ко, Го́споди, и лю́ди сия́, боля́щая неве́рием, исцели́ благове́рием и, к Себе́ обрати́в, привлецы́, да и ти́, не́когда просвеще́нии Тобо́ю бы́вше, просла́вят и́мя Твое́ Пресвято́е Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха в ро́д, и в ро́ды, и вове́ки.

Господи, Ты Судия земли, Ты не любишь неправду, услыши молитву мою недостойную и пошли силу Твою, и пошли помощь Твою там, где встретят меня враги видимые и невидимые, и чтобы стали столпы на месте том, где их встретит сила Твоя. Аминь.

Бу́ди благослове́н де́нь и ча́с, в о́нь же Госпо́дь мо́й Иису́с Христо́с мене́ ра́ди роди́лся, распя́тие претерпе́ и сме́ртию пострада́. О, Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, в ча́с сме́рти моея́ приими́ ду́х раба́ Твоего́, в стра́нствовании су́ща, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и все́х Твои́х святы́х. Ами́нь.

Не бетонная стена, а нервная система

Не так давно одна из прихожанок передала мне как неопровержимый сборник аргументов против практики молитв с инославными книгу отца Георгия Максимова «Богословский ответ на письмо епископа Диомида».

Уважаемый автор задается вопросами: «Откуда вообще произошла эта мысль, что с ними можно и нужно молиться совместно? Ведь не родился же никто с такими мыслями, но приобрел их. Из-за чего?» И отвечает: «Некоторым психологически некомфортно исполнить ясные церковные предписания на сей счет, они вступают в конфликт с нашим представлением о приличиях, и вот именно это вынуждает нас измышлять какие-то аргументы, чтобы под благовидным предлогом объявить эти каноны неактуальными или “нелогичными”».

Нет, думается, дело здесь не в «светских представлениях о приличиях». Причина, по-моему, в другом, а именно – в значении канона в жизни Церкви.

Если прав отец Юрий Максимов в буквальном понимании и следовании канону, то необходимо исправить эти уклонения от канонической чистоты, то есть считать множественные святоотеческие примеры их личной ошибкой, однозначно на общецерковном уровне запретить браки православных с инославными, перекрещивать всех без исключения, браки инославных перевенчивать, исключить из требников чин отпевания инославных, считать недопустимым принятие католиков и дохалкидонитов в сущем сане и прочее…

Но если Церковь всё же признает таинства католиков, а это фактически так, готова венчать православных с инославными, принимать их священников в «сущем сане», то и выводы отца Георгия Максимова далеко не так однозначны.

Моя основная мысль не в том, чтобы отбросить каноны или церковные обычаи, а в том, чтобы вопрос отношения к инославным на современном этапе церковной жизни был решен последовательно.

Приведенные мною ранее примеры не есть изменение канонов, а именно проявление икономии. И это доказывает, что при определенных оговорках и условиях молитвенное общение с еретиками возможно. Но есть грань, преступление которой выводит православного христианина за пределы Церкви – литургическое общение с инославными.

Может быть и так, что то или иное инославное сообщество уйдет в своей церковной жизни за ту грань, когда православным будет более не возможным иметь общение с ними: к примеру, прямая вражда и агрессия в адрес Православной Церкви, учреждение женского священства, легализация нравственных извращений, отказ от исповедания веры в Святую Троицу. В этих случаях имеющийся канон может применяться со всей строгостью, как это и есть в отношении, например, так называемого Киевского патриархата.

Абсолютизация буквы канона, постановка его выше жизни самой Церкви кажется мне ошибкой. Церковь живет, и в ней во все времена, а не только во времена Вселенских Соборов, действует Дух Святый. Ныне, как и ранее, Церковь водима Духом. И потому Церковь во все времена под водительством Духа способна в пределах возможного смещать в ту или иную сторону границы применения канонов. Каноны – не бетонная стена вокруг Церкви, а ее нервная система.

[1] Иванов С. А. Византийское миссионерство. С.216

[2] Избранные труды свт. Иннокентия Московского. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных. М. 1997. С. 172

[3] Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб. 2004. С. 618

[4] Речь идет о будущем Патриархе Московском и всея Руси святителе Тихоне (Белавине)

[5] Дневники святого Николая Японского. Т. 4. СПб. 2004. С. 399-400

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

[6] Иеромонах Софроний (Сахаров) «Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector