Молитва в поэзии русских поэтов

Стих молитва русских

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Царство ей стройное,

Въ силѣ спокойное!

Къ благу стремленіе,

Въ счастьѣ смиреніе,

Въ скорби терпѣніе

Владимир Марков. Упражнение в отборе.

Centifolia Russica. Antologia.

Санкт-Петербург: Алетейя, 1997.

Не встанешь ты из векового праха, Ты не блеснешь под знаменем креста, Тяжелый меч наследников Рорбаха, Ливонии прекрасной красота.

  • » Меченосец Аран

    Не раз, не два Ливония видала, Как, ратуя за веру христиан, Могучая рука твоя, Аран! Из вражьих рук победу вырывала;.

  • » Мечтания

    Поэта пламенных созданий Не бойся, дева; сила их Не отучнит твоих желаний И не понизит дум твоих.

  • » Молитва
  • » Море

    Струится и блещет, светло как хрусталь, Лазурное море, огнистая даль Сверкает багрянцем, и ветер шумит Попутный: легко твой корабль побежит;.

  • » Морское купанье

    Из бездны морской белоглавая встала Волна, и лучами прекрасного дня Блестит, подвижня громада кристалла, И тихо, качаясь, идет на меня.

  • » Моя родина

    «Где твоя родина, певец молодой? Там ли, где льется лазурная Рона; Там ли, где пели певцы Альбиона; Там ли, где бился Арминий-герой?»-.

  • Пред твоим образом, ярким сиянием,

    Не о спасении, не перед битвою,

    Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,

    За душу странника в мире безродного;

    Но я вручить хочу деву невинную

    Теплой заступнице мира холодного.

    Окружи счастием душу достойную;

    Дай ей сопутников, полных внимания,

    Молодость светлую, старость покойную,

    Сердцу незлобному мир упования.

    Срок ли приблизится часу прощальному

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

    Ты восприять пошли к ложу печальному

    Лучшего ангела душу прекрасную.

    От дев, не знающих любви,

    От дружбы слишком нежной и —

    От романтических старушек.

    И не карай меня, молю,

    За то, что мрак земли могильный

    Молитва в поэзии русских поэтов

    С ее страстями я люблю;

    За то, что редко в душу входит

    Живых речей твоих струя,

    За то, что в заблужденье бродит

    Мой ум далеко от тебя;

    За то, что лава вдохновенья

    Клокочет на груди моей;

    За то, что дикие волненья

    Мрачат стекло моих очей;

    За то, что мир земной мне тесен,

    К тебе ж проникнуть я боюсь,

    И часто звуком грешных песен

    Я, боже, не тебе молюсь.

    Но угаси сей чудный пламень,

    Преобрати мне сердце в камень,

    Останови голодный взор;

    От страшной жажды песнопенья

    Пускай, творец, освобожусь,

    Тогда на тесный путь спасенья

    К тебе я снова обращусь.

    Солнце и звезды вверху, на просторе.

    Дай мне и солнцу и звездам отдаться вдвойне

    Сумрак ночей и улыбку зари

    Дай отразить в успокоенном взоре.

    Детское горе мое усыпи, залечи, раствори.

    Влей в это сердце живую струю,

    Дай отдохнуть от терпения – в споре.

    В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко.

    И отдыхают от бурь корабли,

    Ты, Всемогущий, и Мудрый, и Кроткий,

    Мне, утомленной и маленькой лодке,

    Мирно приплыть повели.

    В тихую пристань, где зыблются лодки,

    И, отдыхая, грустят корабли.

    Священник Павел Покровский

    Из всех молитв, какие знаю,

    Твержу в уме иль вслух читаю 1 ,

    Какою дивной дышит силой

    Молитва «Господи, помилуй».

    Одно прошенье в ней, не много,

    Прошу я милости у Бога,

    Чтоб спас меня Своею силой,

    Когда лились от горя слёзы 2

    И страшные смущали грозы,

    Тогда с особой сердца силой

    Взывал я: «Господи, помилуй!»

    Уж близок я к последней грани,

    Но все ж с горячими слезами.

    Хотя с увядшей в теле силой,

    Душа, окончив жизнь земную,

    Молитву эту, не иную,

    Тверди и там ты за могилой

    С надеждой: «Господи, помилуй!»

    Плыву в житейском бурном море.

    Встречаю радости и горе.

    От бурь какой спасался силой?

    Молитвой «Господи, помилуй».

    И горе таяло, и радость

    Мне приносила вдвое сладость,

    И все то было дивной силой

    Молитвы «Господи, помилуй».

    1 Пою в душе иль вслух читаю;

    2 Когда от горя льются слёзы.

    В минуту жизни трудную,

    Теснится ль в сердце грусть;

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    В созвучьи слов живых

    И дышит непонятная,

    И так легко, легко…

    Не обвиняй меня, Всесильный,

    За то, что мрак земли могильной

    Живых речей Твоих струя;

    К Тебе ж приникнуть я боюсь,

    Архиепископ Иоанн (Шаховской)

    Молитву, Боже, подай всем людям.

    Мы так немудры, а – всех мы судим.

    В нас нет молитвы и нет виденья,

    Нет удивленья и нет прощенья.

    Нас неба мудрость найти не может,

    И наша скудость нас мучит. Боже.

    Дай из пустыни нам выйти ныне,

    Мы алчем, жаждем в своей пустыне.

    Мы дышим кровью и рабским потом,

    А смерть за каждым за поворотом.

    Любовь и веру подай всем людям,

    В нас нету меры, но мы не будем

    Ни жизни сором, ни злом столетий –

    Прости нac, Боже, Твои мы дети.

    Кн. П.А. Вяземский

    Молись! Дает молитва крылья

    Душе, прикованной к земле,

    И высекает ключ обилья

    В заросшей тернием скале.

    Она — покров нам от бессилья.

    Она — звезда в юдольной мгле.

    На жертву чистого моленья —

    Души нетленный фимиам,

    Из недоступного селенья

    Слетает светлый ангел к нам

    С прохладной чашей утоленья

    Палимым жаждою сердцам.

    Молись, когда змеей холодной

    Тоска в твою проникнет грудь;

    Молись, когда в степи бесплодной

    Мечтам твоим проложен путь,

    И сердцу, сироте безродной,

    Приюта нет, где отдохнуть.

    Молись, когда глухим потоком

    Кипит в тебе страстей борьба;

    Молись, когда пред мощным роком

    Ты безоружна и слаба;

    Молись, когда приветным оком

    Тебя обрадует судьба.

    Молись, молись! Души все силы

    В молитву жаркую излей,

    Когда твой ангел златокрылый,

    Сорвав покров с твоих очей,

    Укажет им на образ милый,

    Уж снившийся душе твоей.

    И в ясный день и под грозою,

    Навстречу счастья иль беды,

    И пронесется ль над тобою

    Тень облака иль луч звезды.

    Молись! Молитвою святою

    В нас зреют тайные плоды.

    Все зыбко в жизни сей проточной.

    Все тленью дань должно принесть.

    И радость быть должна непрочной,

    Предлагаем ознакомиться:  Неупиваемая чаша икона божьей матери молитва

    И роза каждая отцвесть.

    Что будет, — то в дали заочной,

    И ненадежно то, что есть.

    Одни молитвы не обманут

    И тайну жизни изрекут,

    И слезы, что с молитвой канут

    В отверстый благостью сосуд,

    Живыми перлами воспрянут

    И душу блеском обовьют.

    И ты, так радостно блистая

    Зарей надежд и красоты,

    В те дни, когда душа младая —

    Святыня девственной мечты, —

    Земным цветам земного рая

    Не слишком доверяйся ты.

    Но веруй с детской простотою

    Тому, что нам не от земли,

    Что для ума покрыто тьмою,

    Но сердцу видимо вдали,

    И к светлым таинствам мольбою

    Свои надежды окрыли.

    Кн. П.А. Вяземский

    Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

    Души, тоскующей в изгнании своем,

    Святого таинства земное выраженье,

    Предчувствие и скорбь о чем-то неземном,

    Преданье темное о том, что было ясным,

    И упование того, что будет вновь;

    Души, настроенной к созвучию с прекрасным,

    Три вечные струны: молитва, песнь, любовь.

    Счастлив, кому дано познать отраду вашу, –

    Кто чашу радости и горькой скорби чашу

    Благословлял всегда с любовью и мольбой

    И песни внутренней был лирою живой.

    Кн. П.А. Вяземский

    Господи! избави мене всякого неведения и забвения и малодушия и окамененного нечувствия. Господи! даждь ми слезы и память смертну и умиление.

    Из молитвы Иоанна Златоустого

    Бывают дни, когда молиться так легко,

    Что будто на душу молитвы сходят сами,

    Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко

    Нашептывает их с любовью и слезами.

    В те дни нам жизнь ясней и внутренним глазам

    Доступней Промысла таинственная книга,

    И чище радость в нас, и крест не в бремя нам,

    И благ тяжелый гнет возлюбленного ига.

    Бывают дни, когда мрак на душе лежит;

    Отяжелевшая и хладная как камень,

    Она не верует, не любит, не скорбит

    И не зажжется в ней молитвы тихий пламень.

    Хранитель Ангел мой! не дай мне в эти дни

    Пред смертью испытать последнее сомненье

    И от души моей ты немощь отжени

    И хлад неведенья и чувств окамененье.

    Но теплых слез во мне источник обнови,

    Когда остынет он в дремоте лени томной;

    Дай умиленье мне молитвы и любви,

    Дай память смертную, лампаду в вечер темный!

    По мере горенья

    Да молится каждый

    Иль ропотом жажды,

    Горим мы недаром

    Как дым фимиама,

    Все дальше от взоров

    Восходим до хоров

    По мере страданий

    Да молится каждый –

    Иль ропотом жажды!

    О Боже, о Боже, хоть луч благодати Твоей,

    Хоть искрой любви освети мою душу больную,

    Как в бездне заглохшей, на дне все волнуется в ней

    Остатки мучительных, жадных, палящих страстей…

    Отец, я безумно, я страшно, я смертно тоскую!

    Последние силы бунтуют, не зная покою,

    И рвутся из мрака тюрьмы разрешиться в Тебе!

    О, внемли ж их стону, Спаситель! внемли их мольбе,

    Зане я истерзан их страшной, их смертной тоскою.

    Источник покоя и мира, – страданий пошли им скорей,

    Дай жизни и света, дай зла и добра разделенья –

    Освети, оживи их любовью Своей,

    Дай мира, о Боже, дай жизни и дай истощенья.

    В день светлой радости дай мне, о Боже,

    Помнить лишь то, что всего мне дороже,

    Вешней любви лучезарные сказки,

    Верной любви утешенья и ласки,

    Счастие вечной любви.

    Все ж безобразное, низкое, пошлое,

    Все, что мрачит мое скорбное прошлое,

    Дай в этот день мне забыть навсегда,

    Чтоб, погруженное в бездну презрения,

    Под непроглядным покровом забвения

    Сгибло оно без следа.

    Как пламя молитвы!

    Что слух мой заменит?

    Чтo будет жизнь духа

    Без этого сердца?

    На крест, на могилу,

    На небо, на землю,

    На точку начала

    И цели творений

    Печать та навеки,

    Ее не расторгнут

    Огонь не растопит,

    Прости мне, Спаситель!

    Слезу моей грешной

    Во тьме она светит

    О Боже! дай мне воли силу,

    Ума сомненье умертви,—

    И я сойду во мрак могилы

    При свете веры и любви.

    Мне сладко под твоей грозою

    Терпеть и плакать и страдать;

    Молю: оставь одну со мною

    Твою святую благодать.

    Бывают минуты, – тоскою убитый,

    На ложе до утра без сна я сижу,

    И нет на устах моих теплой молитвы,

    И с грустью на образ святой я гляжу.

    Вокруг меня в комнатах тихо, безмолвно,

    Лампада в углу одиноко горит,

    И кажется мне, что святая икона

    Мне в очи с укором и строго глядит.

    И дума за думой на ум мне приходит,

    И жар непонятный по жилам течет,

    И сердце отрады ни в чем не находит,

    И волос от тайного страха встает.

    И вспомню тогда я тревогу желаний,

    И жгучие силы тяжелых утрат,

    Неверность надежды и горечь страданий

    И скрытый под маской глубокий разврат.

    Всю бедность и суетность нашего века,

    Все мелочи жалких, ничтожных забот,

    Все зло в этом мире, всю скорбь человека,

    И грозную вечность, и с жизнью расчет.

    И вспомню я крест на Голгофе позорной,

    Облитого кровью Страдальца на нем,

    При шуме и кликах насмешки народной

    Поникшего тихо покорным челом…

    И страшно мне станет от этих видений,

    И с ложа невольно тогда я сойду,

    Склоню пред иконой святою колени

    Молитва в русской поэзии

    Автор Ольга Викторовна Юртаева — учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» (п. Краснобродский Кемеровской области).

    Фото: Рисунок Н.К.Рериха “Странник Светлого Града”. 1933 г.

    Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

    В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, «томимые духовной жаждой» и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

    Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

    Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий. Об этом свидетельствуют народные пословицы:

    • Без Бога ни до порога.
    • С верой нигде не пропадешь.
    • Не торопись — сперва Богу помолись.
    Предлагаем ознакомиться:  Молитва на мужнюю любовь

    Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорят следующие пословицы:

    • Молитва место не ищет.
    • Не хлебом живы — молитвою.

    За семь десятилетий воинствующего атеизма не удалось убить в русском народе память о молитве. Она сохранилась в языке, в речевом этикете. Например, вежливый человек благодарность выражает словом спасибо, совершенно не осознавая, что это кратчайшая просительная молитва за ближнего, совершившего благодеяние.

    Если обратиться к этимологии этого слова, то можно узнать, что спасибо образовалось путем слияния двух слов: спаси, Бог. На вопрос «Как идут дела?» до сих пор можно услышать: «Слава Богу» — что означает: все идет хорошо, ничего плохого в жизни не случилось. И, наоборот, когда заходит речь о какой-либо беде, используются выражения: «Не дай, Бог», «Не приведи, Господи».

    Молитва — это беседа человека с Богом. Они бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные, обращеные к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам.

    Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее «мамушкой» и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении «Сон», написанном в Лицее в 1816 году.

    • . детских лет люблю воспоминанье.

    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

    О прелести таинственных ночей,

    Когда в чепце, в старинном одеянье,

    Она, духов молитвой уклоня,

    С усердием перекрестит меня

    И шепотом рассказывать мне станет

    О мертвецах, подвигах Бовы.

    От ужаса не шелохнусь, бывало,

    Едва дыша, прижмусь под одеяло,

    Под образом простой ночник из глины

    Чуть освещал глубокие морщины,

    Драгой антик, прабабушкин чепец

    Томленье сна на очи упадало [5, с. 126–127].

    Итак, в памяти юноши Пушкина осталась усердная вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она его осеняла в кроватке перед сном, икона с засвеченной перед ней лампадой. В годы молодости поэт будет испытывать мучительное состояние безверия, но в зрелые годы он обретет в душе своей Бога. Этому способствовала Михайловская ссылка.

    Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ.

    Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. «Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем Ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в Ее божественное красноречие».

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Да имя вечное Твое

    Святится нашими сердцами!

    Да прийдет Царствие Твое,

    Твоя да будет Воля с нами,

    Как в небесах, так на земли!

    Насущный хлеб нам ниспошли

    Твоею щедрою рукою,

    И как прощаем мы людей,

    Так нас, ничтожных пред Тобою,

    Прости, Отец, Своих детей;

    Не ввергни нас во искушенье

    И от лукавого прельщенья

    Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

    Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

    • Отцы пустынники и жены непорочны,

    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

    Сложили множество божественных молитв.

    • Но ни одна из них меня не умиляет,

      Как та, которую священник повторяет

      Во дни печальные Великого поста;

      Всех чаще мне она приходит на уста

    • И падшего крепит неведомою силой:

      Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

      Любоначалия, змеи сокрытой сей,

      И празднословия не дай душе моей.

    • Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

      Да брат мой от меня не примет осужденья,

      И дух смирения, терпения, любви

      И целомудрия мне в сердце оживи [5, с. 584].

    Автор воспетой поэтом молитвы жил в Сирии и был одним из пустынников, о которых говорит А.С.Пушкин в первой строке стихотворения. Может быть, поэт чувствовал сходство между его судьбой и своей. Основанием такому предположению служит стихотворение А.С.Пушкина «Воспоминание», написанное в 1828 году.

    • . В бездействии ночном живей горят во мне

    Змеи сердечной угрызенья;

    Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

    Теснится тяжких дум избыток;

    Воспоминание безмолвно предо мной

    Свой длинный развивает свиток;

    И с отвращением читая жизнь мою,

    Я трепещу и проклинаю,

    И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

    Но строк печальных не смываю [5, с. 420].

    А.С.Пушкин. Воспоминания. Читает Вячеслав Тихонов

    В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое «Воспоминаний» мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах.

    Вернемся к стихотворению А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Оно состоит из двух частей: первая часть — рассуждение о молитве, вторая — сама молитва. Следует пояснить во второй строке словосочетание «во области заочны». Заочны (области) — те, что за очами, не видимые нашим зрением; это области духовные, приближающие человека к Богу.

    Предлагаем ознакомиться:  Молитва о загубленных душах и абортированных младенцах

    Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина признается, что он знаком со многими молитвами, которые укрепляют его среди житейских трудностей, «средь дольних бурь и битв», но милее его сердцу великопостная молитва, которая «чаще всех приходит на уста и падшего крепит неведомою силой». Почему лирического героя умиляет именно эта молитва?

    Что просит у Бога герой стихотворения? Помощи видеть собственные грехи, смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие — это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. Терпение связано со смирением, смирение — с любовью и целомудрием. Любовь — это особое, благоговейное чувство к Богу, ближнему.

    Целомудрие — мудрость не книжная, а от Бога, такая мудрость, которой был наделен человек первоначально, но по причине грехопадения он ее утратил.

    Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», написанное в 1836 году, отражает духовное состояние поэта. Оно — свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть;

    Всем хорошо известно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», которое было написано им в 1838 году в 24-летнем возрасте.

    Тема молитвы в русской литературе

    -Окуловка. Великий Новгород-

    Тема молитвы в русской литературе.

    Учебная хрестоматия входит в комплект пособий,

    Внемля нежной музыке молений,

    И любовь, и свет в Тебе едином.

    Луч ее скользит по граням крестным,

    Молитва – это не высказывание, не доклад, а осмысленный , откровенный разговор человека с Богом как с другом, как с уважаемым Человеком, которому можно доверять, который поймёт твои проблемы, который готов помочь. И если твой разговор искренний , идёт от сердца, то важны не слова, тобой произносимые, а чувства, которые ты при этом испытываешь в глубине своей души. Недаром в Библии читаем: «… человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце»(1 Царств., 16:7) .

    Когда молитва идёт от сердца, то она становится своего рода связующим звеном , соединенным между человеком и Богом. И тогда в душе человека появляется свет. «Свет в храмине от свечи, а в душе – от молитвы»,- гласит пословица. Первые христиане приветствовали друг друга при встречах не пожеланием физического здоровья, как мы, а вопросом: «Как идёт молитва?

    Не случайно, конечно, и в русской литературе найдём много молитв. Каждый писатель – это прежде всего человек со своими заботами, печалями, желаниями. Поэт В.А.Жуковский в стихотворении «Я Музу юную, бывало…» сказал: «…Жизнь и поэзия –одно», тем самым подытожив опыт целых поколений русских поэтов и прозаиков.

    Если всесильный Сын Божий чувствовал необходимость вставать с зарёй, чтобы изливать Своё сердце пред Богом – Отцом, тем более необходимо молиться каждому обычному человеку, в том числе и писателю.

    Гавриил Романович Державин – поэт, творил в эпоху классицизма. Родился в семье мелкопоместного дворянина, близ Казани. Он рано остался без отца, детство провел в бедности, поэтому систематического образования не получил.

    ^ Властителям и судиям

    Восстал Всевышний Бог да судит

    Ваш долг есть: сохранять законы,

    Ваш долг : спасать от бед невинных,

    Не внемлют! Видят и не знают!

    Цари! Я мнил, вы боги властны,

    И вы подобно так падете,

    Воскресни, Боже! Боже правых!

    -Сопоставьте поэтическое переложение Державина с евангельским текстом 81 –го псалма. ^ Почему это произведение было запрещено царской цензурой для публикации?

    Г. Р. Державин испытал тяжкие неприятности, когда в составе сборника стихов, преподнесенных им Екатерине 2 в 1795 г., поместил «Властителям и судиям». Императрица заподозрила здесь якобинские мысли; к тому же при дворе было известно (этого не знал Державин) , что переложение именно этого псалма якобинцы распространяли, готовя общественное мнение к казни Луи 16-го.Державина могла ожидать участь ссыльного.

    Родился в Москве в богатой дворянской семье. Род Вяземских шёл от потомков Мономаха.

    Разделяя воззрения декабристов , не разделял их революционных методов. В 50-е годы в стихотворении « Святая Русь» проявляется его вражда к революции.

    Научи меня молиться,

    Дай моей молитве крылья ,

    Дай, стряхнув земные узы

    -Кто такие ангелы? Вспомните, какова миссия ангела в Библии? Какие сюжеты вы сможете в связи с этим вспомнить?

    Александр Сергеевич Пушкин – основоположник русской литературы, поэт, прозаик, драматург. Он родился в Москве , принадлежал к старинному дворянскому , но обедневшему роду. В детстве воспитывался дома, затем учился в Царскосельском лицее. Здесь, в лицее, он познакомился с Чаадаевым, Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, Жуковским; здесь он пережил эпопею Отечественной войны 1812 года.

    Стихотворение посвящено времени Великого Поста. Пушкин изложил в стихотворной форме молитву великого христианского подвижника Ефрема Сирина.

    Подвижники – люди, которые духовную жизнь почитали больше, чем плотскую, чувственную, занимались духовным самосовершенствованием.

    -С какой целью, по мнению Пушкина, складывали молитвы?

    Родился в Сибирской губернии в богатой помещичьей семье. Получил хорошее домашнее образование , с 11 лет учился в Горном кадетском корпусе, затем в Институте инженеров путей сообщения в Петербурге.

    Провиденье – в религиозных представлениях: Бог, высшее существо, а также его действия.(Словарь С. Ожегова)

    –К кому лирический герой обращается в молитве? Есть ли, по вашему мнению, разница в обращении (Бог – Господь-«святое провиденье»)? В чём она заключается?

    Родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Юношеские годы связаны с Москвой.

    Кто смотрит вскользь через ограду

    Не для него гостеприимной

    Лазурный грот, как из тумана,

    Пошли, Господь, Свою отраду,

    -О чём , о ком молится лирический герой? О себе ли он думает?

    Поэт, публицист, религиозный философ, родился в Москве, в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, в 17лет стал кандидатом математических наук при Московском университете.

    Стеречь умиленно ваш детский покой,

    Теперь прихожу я – везде темнота;

    О дети! В глубокий полуночный час,

    История написания стихотворения «К детям»

    В начале 1836 года 32 -летний Хомяков познакомился с 18- летней Екатериной Михайловной Языковой ( младшей сестрой знаменитого поэта). А весной посватался к ней, и та приняла его предложение .

    -Почему так названо стихотворение? Какие биографические моменты нашли отражение в нём?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Твоя молитва
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector