Молитва пророка исаии

Сведения о пророке Исайи

Имя Исайя значит – спасает Господь. По собственному указанию, Исайя был сын Амоса. Кто этот Амос – неизвестно; некоторые думают, что это один из 12-ти малых пророков; но если сравнить имя пророка Амоса с именем отца Исайи, то мы заметим, что имя Амоса пророка пишется по-еврейски через «аин» и «самех», а имя отца Исайи через «алеф» и «цаде», имя первого означает – бремя или народ отверженный, а имя второго –сильный, крепкий.

Другие правильнее признают, что Исайя происходил из царского рода и что Амос, отец его, был брат Амасии и сын Иoaca, царей иудейских. Соответственно своему знатному происхождению, Исайя получил блестящее образование. Время его пророческого служения совпадало с царствованием Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии.

В 6-й главе книги пророка Исайи точнее говорится о призвании Исайи на пророческое служение: это призвание было в последний год царствования Озии; таким образом, Исайя начал пророчествовать в последний год царствования Озии и дожил до Манассии, когда он умер мученической смерти. Последнее доказывается, во-первых, тем, что ему всецело принадлежит история царя Езекии, следовательно, он жил во все время царствования этого царя;

во-вторых тем, что он принимал участие в важнейших событиях царствования Езекии, в-третьих, преданием о мученической смерти пророка: Езекия, будучи благочестивым царем и притом близким другом Исайи, конечно, не мог предать его мученической смерти, следовательно, смерть Исайи была при Манассии. Действительно, по преданию, Исайя умер при Манассии, который, не терпя обличений пророка за отступничество, велел перепилить его деревянной пилой.

Следы этого предания усматривают у апостола Павла, который в послании к евреям говорит, что некоторые из пророков «претрени быша» (перепилены). Итак, Исайя пророчествовал с последнего года царства Озии до первых лет Манассии, т. е. около 60-ти лет (царств. Иоафама 16 лет, Ахаза 16 лет, Езекии 25 лет и предшествующие и последующие годы) от 757–699 г. до Р. Христова.

Из жизни пророка Исайи видно, что он не раз употреблял символические действия. Однажды он начертал на свитке слова: «спешат на добычу, бегут на грабеж», и точно также (по Евр.) назвал своего сына. Он ходил нагим и босым три года, чтобы яснее изобразить поражение египтян и воспрепятствовать через это союзу с ними иудеев.

Кроме того, Исайя совершал чудеса, из которых известны: 1) чудесное истребление войска Сеннахеримова при Езекии на 14-м году его царствования, 2) возвращение солнца на 10 ступеней при Езекии, 3) его молитвой, по преданию, был изведен Силоамский источник, это произошло, по преданию, таким образом: когда Исайя был мучим при Манассии, он обратился к Богу с молитвой, чтобы Он утолил его жажду,– в это время и явился источник. О других обстоятельствах жизни пророка неизвестно, кроме разве того, что он был женат и имел 4-х детей.

Когда жил пророк Исайя?

Святые отцы, описывая прорицателя, использовали разные эпитеты, такие как великий, чудный, мудрейший и даже божественный. Ветхозаветный пророк Исайя проживал в Израиле в VIII веке до Рождества Христова. Согласно существующей информации родился он в 780 году и входил в род царей Иудейских. Благодаря своей семье он имел возможность получить образование и на протяжении всей своей жизни влиять на дела государства. Святой пророк Исайя в 20 лет получил свои пророческие способности по благодати Господней.

Житие пророка Исайи

Начал прорицатель свое служение, после того, как он увидел Бога, сидящего в величественном храме на престоле. Вокруг него находились Серафимы, у которых было по шесть крыльев. Один из них спустился к Исайю и принес с собой раскаленный уголь, взятый от алтаря Господа. Он коснулся им губ пророка и сказал, что тот будет рассказывать о силе Всевышнего и учить людей вести праведную жизнь.

Жизнь пророка Исайи изменилась, когда царем стал Езекия, поскольку он был ему близким другом и советником. Он создал пророческую школу, которая служила духовно-нравственному просвещению народа. Исайя не один раз доказывал на деле силу своей молитвы. Известен пророк сотворенными чудесами (он спас царя от смертельной болезни), которые заставляли людей уверовать в Господа. Мучения он потерпел, когда сменился правитель.

Легенду о мученической смерти известного прорицателя описали христианские писатели первых веков. Какой-либо ценности для истории она не имеет, но при этом она дает шанс лучше понять такую личность, как Исайя. В акафисте описано, как в дни Манассии слуги царя схватили его и заставляли отречься от сделанных предсказаний.

Глава 6-я. Призвание Исайи к пророческому служению

В продолжение 60-ти летнего пророческого служения Исайи, в иудейском царстве и у язычников произошло много важных переворотов, в которых пророк принимал деятельное участие. Это было временем возникновения великих монархов «временем» падения царства Израильского и последнего цветущего состояния царства иудейского.

При Иоафаме, при котором, собственно, началось служение Исайи, политическое состояние царства иудейского было хорошо: царь был благочестив и всячески ревновал о правоверии, потому народ благоденствовал. Преемник его Ахаз был, напротив, нечестив и отступник от веры истинной. При нем было нашествие сирийцев и израильтян на иудейское царство, нашествие, между прочим, с целью уничтожить царственный дом Давидов.

Ахаз из опасений, чтобы это намерение не исполнилось, заключив союз с ассирийцами, не поверив уверениям Исайи, что дом Давидов не погибнет, ибо из него произойдет Мессия, имеющий родиться от Девы. Исайя говорил, что союзные враги не только не погубят дома Давидова, но и сами погибнут. Когда же пророк увидел, что Ахаз заключил союз с ассирийцами, он обличил его за неверие и предсказал, что в наказание ассирийцы в скором времени сами опустошат его царство, но что от этого бедствия освободит его Сам Иегова.

Несмотря на то, что многие предсказания исполнились при Ахазе же, царь не слушал пророка. Сын Ахаза Езекий, несмотря на свое благочестие, обнаружив недостаток веры в Бога, заключил союз с язычниками против врагов своих, за что Исайя обличил его в маловерии; так, когда при Езекии произошло нашествие на Иерусалим ассирийского царя Сеннахерима, Езекий обратился за помощью к египтянам, за что Исайя, обличая, предсказал, что союзники будут побеждены и, следовательно, союз с Египтом не принесет пользы.

Первые пять глав книги пророка Исайи расположены не в хронологическом порядке. Их нужно поместить после гл. 6-й, где говорится о призвании Исайи к пророческому служению. Можно думать, что пророк, расположивший так главы, имел в виду предпослать своему призванию характеристику современного ему состояния иудеев, как причину, по которой он был призван к пророческому служению.

Ст. 1. Видение – экстаз – второй способ откровения. Ст. 2. Небо и земля, как неизменные свидетели, по Еврейскому закону при двух свидетельствах всяк глагол верен, призываются пророком во свидетели того, что он говорит от лица Божьего. Сыны родих: Еврейский народ, как избранный, называется сыном. Бог образовал этот народ, вывел его из рабства Египетского и возвысил в земле обетованной, а он оказался вероломным, отвергся от Бога. Ст. 3. Животные знают и любят своих хозяев, а Израиль забыл Бога своего, сделался сыном беззаконным. Ст. 5–6. Зачем вы еще навлекаете на себя бедствие, продолжая грешить? И без того у вас вся голова больна, все сердце исчахло, нет здорового места в организме: он представляет из себя один струп, так что нельзя приложить пластыря или сделать перевязку. Ст. 7–9. В наказание за это земля ваша опустошена, города сожжены огнем, остался один Иерусалим и то по милости Божьей, а по грехам вы заслуживаете участи Содома и Гоморры. Ст. 10. Содометии – Евреи, по жизни уподоблявшиеся содомлянам. Ст. 11–15. Обличается формальное только принесение жертв; такие жертвы при нравственном нечестии неугодны Богу. Ст. 16–20. Увещевает пророк к нравственному исправлению, которое привлечет милость Божью и прощение грехов. Ст. 21–31. Обличая пороки, пророк грозит скорым наказанием, которое нечестивых погубит, а раскаявшихся очистит и сделает святыми. Пророчество исполнилось при нашествии Сеннахирима на Иерусалим.

Cm. 1. Пророк рассказывает, что он удостоился видеть Господа Саваофа, сидящего на престоле в величественной славе и услышать от Него повеление идти с проповедью к народу Божьему. Название Иегова – Саваоф указывает на Бога Отца, но ев. Иоанн замечает, что Исайя видел славу Сына Божьего (Иоан. 12, 40–41), а ап.

Павел свидетельствует, что призвание Исайи было от Духа Святого (Деян. 28, 25 – 26). Таким образом, пророк видел в Троице Единого Бога (Иоан. 5, 7), на это указывает и тройственное славословие Серафимов: свят, свят, свят. Хотя повторение одного слова, по еврейскому употреблению, означает превосходную степень;

но это бывает при сравнении, а Бог ни с кем сравниваться не может. Исполнъ долг славы Его, с евр. края одежды Его касались храма. Следовательно, явление было на небе, но слава Божия распространялась до храма. Антропоморфическое выражение: края одежды, 70 толковников объяснили в смысле величия Божия. Cm. 2.

Слово Серафим с евр. – огненный, в смысле ревнителей о славе Божьей, поэтому серафимы являются всегда с песнью на устах, день и ночь славословят. Шесть крил, двумя закрывали серафимы лица свои от нестерпимого величия Божия, двумя закрывали ноги от людей, не могущих зреть величия Серафимов, и двумя летали.

Свят – единый превысший всех не только в нравственном смысле, но и в умственном, следовательно – свят в смысле величия, – синоним словам: исполнь вся земля славы Его. Серафимы имели лицо человеческое, ибо говорили, имели руки и ноги. Cm. 4. Дом наполнися дыма – явление было во время вечерней жертвы хвалы, которая состояла в курении фимиама (Исх. 30, 7–8). Cm. 5.

Умилихся – пришел в восторг; евр. я погиб (Быт. 32, 30). Cm. 6. Под углем горящим разумеется Божественная благодать, очищающая и просвещающая (Ст. 7). Ст. 8. К людем сим, Евр. для Нас, множественное число в смысле величия (pluralis majestatis), при свете Нового Завета можно видеть указание на Св. Троицу, как и троекратное Сеять. Cm. 9. Людем сим, т. е.

стоящим в храме около пророка, но ничего не видевшим и не слышащим этой беседы пророка с Богом. Содержание проповеди следующее: «вот вы будете слушать и не услышите, будете смотреть и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами своими они плохо слышат и глаза свои закрыли; пусть сердцем поймут опасность своего состояния и обратятся ко Мне и Я исцелю их».

Следовательно, пророк должен был обличать упорство народа и ожесточение и предсказывать, что если они теперь не образумятся, то дойдут до такого состояния, при котором не возможно будет их обращение и спасение. Это и исполнилось во времена Христа (Иоан. 12, 37–40). Ст. 11–13. Пророк спрашивает: долго ли продолжится это упорство евреев и чем кончится;

В 25 и 26 главах содержится благодарственная песнь, которую от лица евреев воспел пророк за то, что Господь погубил нечестивых, враждебные евреям языческие народы, а евреев возвысил. Пророк переносится духом в то время и изображает его вместе, как время благодатное и блаженное – мессианское. 1 cm. В тот день (то же, что «в последние дни»), когда избавит Господь евреев от руки врагов, политических и духовных, евреи воспоют благодарственную песнь, говоря, «вот город (Иepycaлим), город крепкий, служит нам спасением, стеной и ограждением. 2 cm.

Отворите ворота, пусть входят в него люди, хранящее правду и истину. 4 cm. Потому Господь спасает евреев, что они твердо надеялись на Господа, (5 ст.) Который сокрушил гордых и разорил города крепкие, так что их попирают ногами. 7 ст. Приводятся основания, почему евреи спасутся. Путь благочестивых прям и благо успешен, а язычники ходят ложными путями и потому погибнут. 8 ст.

Разъясняется, что разумеется под словом путь. Это путь судов Божьих. Когда Ты посылал на нас наказания, мы уповали на имя Твое и к Тебе стремилась душа наша. Евреи вразумлялись бедствиями и обращались к Богу. 9 ст. От нощи – во время несчастий – дух мой стремится к Тебе, Боже, потому что Твои повеления служат для нас светом или просвещением. 10 ст.

Погиб нечестивый (царь Ассирийский и Вавилонский), и всякий, кто не научится правде, погибнет. 11 ст. Сильна Твоя рука, Господи, они же (язычники) не уразумели и не вразумились наказаниями Твоими. 12 ст. Господи, дай нам мир (мессианское спасение). 13 ст. Сделай нас Твоим достоянием навсегда, не отдавай в рабство, ибо мы, кроме Тебя, другого Бога не знаем. 15 cm.

Приложи им (язычникам) зла. Это желание имеет те же основания, хотя имеют проклятие в проклинательных псалмах, т. е. здесь враги не личные, а Божьи. Цель просьбы – спасение их или других. Увеличь наказания: может быть, более сильные наказания образумят их. 16 и 17 cm. В скорби мы обратились к Тебе, и как беременная женщина мучается, когда родит, так и мы, страдая, ожидали спасения и получили его. 18 cm.

В еврейской библии вместо дух стоит ветер, чем изображается, что евреи через страдания не могли получить спасения, кроме Мессии, как иногда беременная женщина мучается якобы родами, но не рождает; по-славянски: воспитали в себе спасительное настроение. 19 cm. Гроб по евр. стоит шеолъ. Это слово употребляется в двояком смысле:

Молитва пророка исаии

во-первых, место узников и, во-вторых, ад. Мертвые освободятся от уз плена и от ада (разум, воскресение). 20 и 21 cm. Но прежде, чем наступит это счастливое время, Господь накажет евреев. В 21 cm. не покрыет избиенных – значит, что земля всех откроет, и всякий виновник убийства будет наказан. Таким образом, в 26-й главе предсказывается об освобождении от плена и предъизображаются Мессианские времена.

Последнее видно из следующего: а) город Иерусалим, по словам пророчества, будет крепким, а он после плена терпел падение; б) в нем будут все люди святые, хранящие правду и истину; в) воскресение можно понимать и в Мессианском смысле, как и шеолъ. Песнь эта служит основанием для 5-й песни канона. Основная мысль находится в 9 и 12 ст.

Кроме того, 18 ст. служит основанием для 5-й песни канона на Пятидесятницу: «Страха ради Твоего зачатый, Господи, в пророцех и рожденный на земли Дух спасения». Мысль та, что пророки воспитали в себе и народе спасительное настроение для принятия Духа Божьего, и этот Дух, воспитанный пророками, в Н. 3. явился на землю.

«Явлен бых не ищущими Мене»… Словами этими начинается ответ Бога на молитву народа о разоренном Иерусалиме и сожженном храме. Бог говорит, что Он всегда готов был оказать Свою милость народу, не призывавшему Его, непокорному Израилю, прогневлявшему Его своим идолослужением (1 – 5). Но беззакония ваши требовали и требуют должного возмездия (6–7). Однако Я не всех погублю. Я произведу от Иакова потомство, которое будет жить и благоденствовать в святой земле (8–11), а оставляющих Меня, чтобы служить идолам, отдам на погибель (12–15). Тогда все будут знать Меня одного, и Я удалю от них все прежние скорби (16). Я образую «новый мир», «новое царство»: в новом Иерусалиме не будет ни плача, ни вопля (18 и 19), никаких печальных последствий греха, как то: ранней смерти, вражды в самой неразумной природе (20 и 21). Такими райскими чертами изображает пророк состояние нового Иерусалима. Что новое поколение, которое произойдет от Иакова, будет состоять не из одних иудеев, но и из чужеземцев, это видно как из 60 й главы (1–3, 10–14), так и из последующей 66 главы (–18, 19). Это подтверждает и Апостол, когда слова: «явлен бых не ищущим» и т. д. (Рим. X, 20) прямо относит к призванию язычников в Церковь Христову.

Ст. 3. В вертоградных – разумеется служение Астарте, которой капища строились в рощах. Бесам – пророки идолопоклонство считали произведением бесов. Ст. 4. И в гробах и пещерах лежат сонии ради. Здесь указывается на некромантию, это языческий обычай, перешедший и к иудеям, по которому они ложились спать в пещерах около умерших, надеясь получить от них откровение о своей судьбе во сне; в честь этих умерших устроялась трапеза из свиного мяса, что строго запрещено было законом Моисеевым. Ст. 5. При этом нечестии – упорство и нераскаянность. Сей дым ярости Моея: как дым ест глаза, так эти действия противны Мне, говорит Иегова, и возбуждают ярость Мою. Ст. 6. Отдам в недра им грехи их и грехи отец их, т. е. отомщу им за грехи их и за грехи отцов их. Как примирить это наказание детей за грехи отцов с правосудием Божьим? Дети наказываются за грехи отцов только тогда, когда они подражают им, повторяют их пороки (Иез. 18, 4). В данное время дети как совершали грехи отцов, так и свои новые грехи; поэтому и наказываются и за свои грехи, и за те, которые они усвоили от отцов. В этих словах Божьих содержится угроза и предостережение и отцам и детям. Отцы должны удерживаться от грехов не только потому, что они будут сами наказаны за грехи, но и потому что их дети, видя дурные примеры, пороки отцов, усвоят их и сами будут за это наказаны. Для любящих детей отцов слишком тяжело сознавать, что из-за них будут страдать и дети. Последние также должны удерживаться от повторений грехов родителей, не надеясь на оправдание, что отцы ели кислый виноград, а у детей оскомина на зубах (Иез. 18, 3). Ст. 7. – служение на горах в честь Ваала. Ст. 10. Долина Ахорская – та, где побит был камнями Ахар за присвоение себе из заклятого в Иерихоне; это место считалось проклятым, а теперь снимется проклятие и она будет благословенной. Здесь часть вместо целого – проклятие снимется со всей земли во времена Мессии. Ст. 11. Служение демону и счастью: одни объясняют: Юпитеру и Сатурну, богам добра и зла, другие объясняют так, что Иудеи к служению Иeгова считали необходимым присоединить и служение идолам для счастья. Ст. 15. Имя ваше, как избранного народа Божьего, перейдет к другим – к христианам. Ст. 22. Дние древа жизни – возвратится райское блаженство. Ст. 23. Не породят чад на проклятье – ветхозаветные люди были чада гнева и проклятия Божьи, новозаветные чада по природе святы, как происшедшие от освященных родителей.

О религиозно-нравственном состоянии при Исайи

Религиозно-нравственное состояние евреев при Исайи было следующее. Дух истинной веры ослабел, особенно при Ахазе, когда даже храм был заперт, огонь на жертвеннике погашен, когда народ вместе с царем поклонялся идолам (Молоху). Народ желал освободиться из-под влияния Иеговы, за что и был наказан. Не говоря уже об Израильском царстве, где издавна господствовало неверие и нечестие, вследствие чего оно скоро и погибло, в самом царстве Иудейском, у царей явилась гордость, самонадеянность и, вследствие этого, отступление от Бога.

Если народ и обращался к Богу, как, например, при Езекии, то это обращение было лицемерное: вместе с поклонением истинному Богу, он продолжал поклоняться идолам. Следствием неверия были упадок нравственности и развитие языческих пороков; явилось стремление к независимости (от Бога) и даже к преобладанию над другими, которое выражалось в притеснениях слабых сильными.

У язычников того времени также заметен упадок религии: хотя они и продолжали почитать богов своих, но почитали внешним образом, по привычке, а не по убеждению. Язычество этого времени является весьма грубым: подобно иудеям, язычники перестали приписывать все божественному управлению; они также начали стремиться к самостоятельности и господству над другими и все приписывали своим силам.

Этот упадок религии и возвышение личного я способствовали возникновению великих монархий и полному нравственному падению. При таком религиозно-нравственном состоянии, нужен был среди евреев необычайный деятель, который бы мог удержать народ от окончательного нравственного падения и погибели проповедью.

Сообразно с этим, Исайя, прежде всего, выступил грозным обличителем Еврейского народа за уклонение в идолопоклонство, за отступление от закона Моисеева, за общение с язычниками; с другой стороны, он обращался с обличениями и грозными речами и к язычникам, так как они старались истребить народ Божий.

В первых 9 стихах пророк указывает повод к произнесению пророчества. В царствование Ахаза царя иудейского Расин царь Сирийский и Факей царь Израильский выступили войной на Иерусалим; но не могли взять его, прибавляет пророк, показывая этим, что речь записана после этого нашествия. Cm. 2. Когда стало известно в доме Давидовом, что эти цари совещались истребить весь род Давида и воцарить в Иудеи одного из принцев сирийских, тогда Ахаз и иудеи затрепетали, подобно тому, как дерево в лесу колеблется от ветра. Ст. 3.

Пророк по повелению Божьему вместе с сыном своим, который носил символическое имя: шеар Иасуб – останок спасется, выходит на встречу к Ахазу к водопроводу верхнего пруда поля горшечников, на восток от Иepyсалима, где вероятно строились укрепления против неприятеля, чтобы воспрепятствовать ему овладеть водой, которая отсюда текла в нижний пруд, бывший в городе и питавшим его.

Пророк утешает царя, что замыслы этих двух дымящихся головней (скоро имеющих погибнут царств) ни в каком случае не сбудутся. Они сами через 65 лет погибнут. Это исполнилось в 27 году царс. Манассии. По ассинианским памятникам клинообразного письма, царю Ассаргаддону Ассирийскому подчинился Абигабалъ царь Самарийский (окончательное падение израильского царства).

Затем, пророк обращается к Ахазу, говоря, что если избавление от врагов ему кажется невероятным, то пусть он просит у Бога знамения (11 cm.). Слово «знамение» в Св. Писании употребляется в смысле образа, сравнение (4Цар. 19:29), или в смысле чуда (Исх. XXXVIII, 7); здесь, очевидно, разумеется, чудо, так как знамение обещается для утверждения в вере.

В глубину или в высоту – на земле или на небе, т. е. в какой хочешь области проси себе чуда. 12 cm. Неверующий Ахаз под предлогом нежелания искушать Господа, а на самом деле по неверию, отказывается просить знамения. Действительно, во Второзаконии воспрещается искушать Господа просьбой знамения; но в данном случае Сам Бог предлагает человеку знамение, и в словах Ахаза, заключившего уже в это время союз с царем Ассирийским, видно не нежелание искушать Господа, а просто неверие словам пророка и чрезмерная самонадеянность. 13 cm.

Исайя обличает царя за неверие и обетование дает не Ахазу, как недостойному, а роду Давидову, которому от Самого Бога даны были обетования и в котором и теперь еще были истинно верующие. Еда мало есть вам труд даяти человеком и как даете Господеви труд, т. е. своим поступком вы оскорбляете не меня, а Самого Бога (труд даяти – оскорблять). 14 cm.

Хотя вы (неверующие) и отказываетесь, но Господь Сам дает вам знамение для истинно верующих. Дева, по-еврейски алма, от глагола алам – скрывать, означает: скрытая; это название прилагалось к девицам, которые ходили под покрывалом до замужества; LXX перевели это слово греческим «παρϑένος» – дева непорочная.

Наречеши, с слав, обращение к Ахазу, с еврейск. наречет, относится к алма – Деве; в Н. 3. безлично – нарекут. Еммануил, с евр.– с намии Бог; это имя символическое и в действительности может не принадлежать тому, кому дается, а означает только, что при этом лице Бог всегда будет близок к людям, будет помогать им;

таким образом, пророк в то же время дает Ахазу обещание Божественной помощи. Связь этого пророчества с текущими событиями такова: так как еще Давиду было обещано, что из его рода произойдет Мессия, при котором Бог будет близок к людям, то замыслы собравшихся царей истребить род Давидов – не могут сбыться;

Ахаз потерял совершенно веру в Бога и Его обетование, так что это новое обетование через Исайю должно было убедить его, что замыслы царей не сбудутся. Что в 14-м ст. разумеется не обычное рождение, это доказывается, во-первых, самыми выражениями: «Дева» и «Еммануил» – имена, неприложимые к естественному рождению.

Нельзя относить к сыну Ахаза Езекии, ибо ему тогда уже было 6 лет, нельзя относить к жене пророка, ибо ее он называет пророчицей, а не девой. Далее, в 8 и 9 главах Еммануил изображается отдельным, самостоятельным и притом с Божественными свойствами лицом; следовательно, эти слова не нужно понимать в символическом смысле (что бедствия продолжатся столько времени, сколько нужно женщине для зачатия и рождения младенца).

Наконец, это подтверждается евангелистом Матфеем, который приводит 14-й ст., как пророчество о рождении Мессии от Девы (Мф., 1, 23). 15 cm. Масло – молоко. Родившейся от Девы Еммануил будет есть молоко и мед, прежде чем (доколе не) разовьется у него сознание, – указание на то, что Еммануил будет Богочеловек и, как человек, будет питаться естественною пищей.

Если эти слова соединить с 16 ст., то получается такой смысл: молоком и медом будет питаться народ (т. е. будет в осаде) столько времени, сколько нужно родившемуся младенцу для развития в нем сознания (2 года). Молоко и мед – пища осажденных, следовательно, 15 и 16 ст. в общем смысле нужно понимать так, что бедствия народа продолжатся около 2-х лет. 16 ст.

Речь эта произнесена пророком спустя год после предшествующей… Это видно из того, что там через два года предсказывается избавление Иудеи от сирийцев и израильтян через Еммануила, а здесь – через год, ибо к концу первого года новорожденный младенец начинает произносить первые слова (ст. 4). Но, избавивши Свой народ от сирийцев, Иегова в наказание за неверие и нечестие Ахаза и вероломство народа пошлет на Иудею нового сильнейшего врага – царя ассирийского. Ст. 6.

Вероломство народа состояло в том, что среди его составился заговор против царя Ахаза с целью свергнуть его с престола и воцарить в Иудее одного из принцев сирийских. Ст. 7–8. Ассирийский царь своими полчищами наполнит всю Иудею и опустошит ее, что и исполнилось через Сеннахерима. Ст. 7–10. Но, наказавши Свой народ, Иегова не допустит ассирианам совсем погубить его, но спасет через Еммануила, ибо это – страна Еммануила, Он–царь ее.

этими словами пророки обозначали состояние своего вдохновения, когда они находились под действием благодати Божьей. Ст. 12. «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором и не бойтесь его». Этими словами Господь через пророка вразумляет народ Свой не бояться заговорщиков, хотевших свергнуть с престола царский род Давида – носителя Мессианского спасения, и всех замыслов врагов – ассириан. Cm. 13.

Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш. Ст. 14. Если будете веровать в Него и надеяться на Него, то Он будет вам во освящение и спасение, если же нет, то преткнетесь и погибнете, т. е. верующие спасутся и от ассириан и от духовных врагов, а неверующие погибнут. Мысль та же, что и в словах праведного Симеона о Мессии, что лежит Он на падение и на восстание многих во Израиль. (Лук. 2, 34).

политического бедствия и избавления, и духовного религиозного невежества и просвещения. 3 cm. Говорится об умножении народа: Ты умножишь народ, который Ты возвысил из рабов и т. д. 4 cm. Ярем и жезл – ассириане. Предсказание этого стиха сбылось, когда 185,000 ассириан были в одну ночь истреблены ангелом губителем, подобно потреблению мадианитян при Гедеоне. 5 cm.

«Одежду собранну лестью» – приготовленную для войны и обагренную кровью с радостью отдадут 6 cm. Было бы непонятно, о каком отроке говорит здесь пророк, «ели бы он не разумел Еммануила, о котором говорил выше. Прошедшее время «родися» и пр. поставлено потому, что пророк как бы видит предсказываемое совершившимся.

В этом стихе Еммануил сначала изображается, как царь, который на раменах своих носит знаки царского величия, чем указывается на то, что он будет царем по происхождению. Велика совета Ангел – великий совет – совет Божий во Св. Троицк, Ангел – вестник. Чудный – одно из имен Божьих (имя мое чудно, – сказал Ангел родителям Сампсона).

Советник – Сам избирающий лучшее и другим дающий лучшие намерения. Отец будущего века – виновник последних дней, т. е. времени мессианского, следовательно, Сам Мессия. В следующих словах 6 ст.: «приведу» и т. д. ясно указывается на то, что Мессия даст мир народу и князьям (LXX прибавили эти слова для пояснения).

Царство Его изображается, как царство величественное, царство вечное, мира и правды Ревность Господа сотворит сия – это царство устроится не по заслугам народа, а из ревности Господа к Своей славе. Из самого пророческого изображения давно, что здесь разумеется, как освобождение от ассириан, так и освобождение от ига духовного, из рабства дьяволу.

Под отроком здесь разумеется Мессия, так как Ему приписываются Божественные качества, и Его царство изображается, как вечное. Кроме содержания этого пророчества, на его мессианское значение указывают новозаветные писатели. 1-й и 2-й ст. 9-й главы приводятся евангелистом Матфеем (гл. IV, ст. 14, 15 и 16), как пророчество о Мессии, Который после крещения и искушения ушел просвещать народ в северные страны. 7 ст.

Церковное употребление книги пр. Исайи

Главный предмет книги Исайи указан в 1 ст. 1-й главы этой книги: «Видение Исайи, сына Амосова, еже виде об Иудее и Иерусалиме». Таким образом, главный предмет книги – Иудея и Иерусалим; но, кроме того, пророк обращается с речами к Израилю и разным народам языческим (моавитянам, Дамаску, египтянам, ассириянам, вавилонянам и др.). В своих речах Исайя не только обличает, но и утешает избранных, предсказывая о временах Мессии.

Книга пророка Исайи отличается изяществом изложения; язык этой книги поэтический, с параллелизмом членов весьма правильно построенным. Речь – то грозная, когда пророк грозит судом Божьим, то кроткая, нужная, когда он увещевает к исправлению и утешает. В своих пророчествах Исайя не употребляет обыкновенного, народного языка, он говорит языком образованного человека.

Книга пророка Исайи разделяется на две главные части. Первая часть обнимает первые 39 глав, здесь собраны речи разновременного происхождения и разного содержания, вторая часть обнимает остальные 27 глав и представляет одно стройное целое, заключая в себе предсказание о будущем. I часть в свою очередь разделяется на 4 отдела: а) 1–12 гл.

вавилонянам, филистимлянам, моавитянам, жителям Дамаска, египтянам и др. Сперва (13–23 гл.) изложены речи к отдельным народам, затем (24–27 гл.) речи обобщаются, и в них изображается грядущий суд Божий на всех язычников. в)28–35 гл. Здесь изложены речи, произнесенные после падения царства израильского и по поводу этого падения.

В этих речах Исайя говорит иудеям, что подобное падение царства грозит и им, что и они получат достойное наказание за свою нечестивую жизнь, если не исправятся. г) 36–39 гл. В этом отделе – историческое повествование о нашествии Сеннахерима, о болезни Езекии, о союзе его с царем Мерадахом. Эти четыре главы сходны с повествованием 4-й книги Царств и прибавлены, чтобы показать исполнение прежних пророчеств Исайи.

II часть написана Исайей при конце жизни его и составляет как бы завещание пророка. Он чувствует приближение кончины и, как бы отрешаясь от мира, созерцает будущее со всеми его радостями и скорбями. При всем единстве этой части, можно разделить ее на следующие отделы: а) 40–48 гл. Здесь говорится об освобождении иудеев из Вавилонского плена через Кира;

замечательно, что пророк пророчествует о Кире за 150 лет до его рождения, называя его по имени. На это событие пророк смотрит не как на уединенное историческое событие, но более с идеальной стороны; в лице Кира, как представителя всего язычества, принесет дань уважения Иегове все язычество и, таким образом, это освобождение, по словам пророка, послужит к величию Иеговы и к уничтожению идолопоклонства. 6) 49–57 гл.

Израиль не только сам спасется, но послужит ко спасению и других; и если в первом случае виновником спасения будет Кир, то во втором – Мессия. в) 58–66 гл. Здесь говорится об окончательном торжестве царства Мессии. Пророк изображает это царство не только в его начале, но и в окончательном развитии;

Из обозрения содержания книги пророчеств Исайи мы усматриваем, главным образом, следующие выдающиеся черты ее. 1) Пророк побуждает к покаянию сначала иудеев и старается исправить их развращенные нравы, отвратить от идолопоклонства и лицемерия в богослужении, научить истинному почитанию Бога, чтобы, таким образом, заслужить им благоволение Божие и, под покровительством Божьим, сделать жизнь свою благополучной, счастливой, угрожая в противном случае неисправимым иудеям грозным судом Божьим. Равным образом, угрозами грядущих бедствий, погибели и истребления он старается удержать язычников от враждебных действий по отношению к избранному народу Божию и обещает раскаявшимся вступление в царство Мессии. 2) Пророк предлагает утешение благочестивым, скорбевшим по причине развращения и нечестия в иудейском народе и унывавшим духом при виде предстоящих иудеям бедствий за пороки. Эти утешения состоят в обещании покровительства Божьего среди несчастий и наступлений лучших времен после очищения развращенного народа бедствиями, особенно в благодатных обетованиях о славных временах и духовных благах во времена Мессии. 3) Пророк изображает грядущую благодать как бы с исторической обстоятельностью и точностью, рисуя при этом в самых ярких чертах будущее блаженство верующих, имеющее начаться в царстве Mecсии здесь и продолжаться на небе вечно, и вместе с тем грядущее вечное мучение нераскаянных грешников, не внимавших пророческим вещаниям и отчуждавших себя от царства Meccии.

Книга пр. Исайи поражает не только глубиной созерцания мессианского времени, но и строго логическим развитием мессианской идеи. В первой части пророк изображает Мессию, как Царя духовного царства, в которое войдут одни только святые. Но каким образом совершится это освящение людей? Каким образом Мессия из грешных сделает их святыми? Пророк разрешает эти вопросы во второй части своей книги, изображая Мессию, как Раба – Страдальца, или как Первосвященника. Из закона Моисеева известно, что освящение людей совершалось первосвященником через жертвы. Следовательно, Meccия, чтобы сделать людей святыми и основать духовное святое царство, должен быть первосвященником и должен был принести жертву. Но какую? Как совершеннейшее существо, Он должен был и мог принести только совершеннейшую жертву. Но самая высшая, самая совершеннейшая жертва есть полное предание всего себя в жертву Богу, не только полная покорность воле Божьей и исполнение всех Его заповедей (безгрешность), но и исполнение всех грозных определений Божьих за грех, т. е. предание себя на страдание и смерть. Вот почему Meccия должен быть Рабом Иеговы – Страдальцем и умереть. И, чтобы жертва была со стороны человека, Meccия должен был сделаться человеком, а чтобы эта жертва могла удовлетворить бесконечному Правосудию Божьему, оскорбленному грехами человека, Meccия должен быть Богом. Это и есть Еммануил Исайя. И Он должен был родиться от Девы, ибо если бы родился естественным путем, то не был бы безгрешен и не мог бы соединиться с Божеством ипостасно, а только нравственно, какового соединения не достаточно было, чтобы Его жертва имела искупительное значение. Так строго логически объединяются у Исайи все мессианские пророчества, представляя нам ясный и полный образ Мессии – Христа, каким Он и явился в Новом Завете.

Из книги пророка Исайи читаются следующие паремии: 1) в навечерии Рождества Христова 2, 9, 7 и 8 гл.; 2) в навечерии Богоявления 1 и 40 гл.; 3) при освящении воды 35 и 12 гл.; 4) в великий Четверг 50 гл. от 4 ст.; 5) в великий Пяток на 1 часе 1 гл., на 6 часе 63, в вечерню великого Пятка гл. 53 и 63;

6) в навечерии Вознесения Господня гл. 62 и 63; 7) в праздник Сретения Господня гл. 6; 8) в праздник Воздвижения Креста Господня гл. 60; 9) в праздники св. Иоанна Предтечи гл. 40; 10) в праздник равноапостольных (21 Мая и 15 Поля) гл. 61 и 60; 11); кроме сего, в св. Четыредесятницу читаются обличительные речи Иоанна от начала и до конца книги.

Пророк Исайя – пророчества

Один из самых великих библейских пророков, который предсказывал на древнееврейском языке – Исаия. Он известен в большей степени своими пророчествами, касающимися Мессии. Почитают его в иудаизме, исламе и христианстве. Выясняя, кто такой Исайя, важно отметить тот факт, то он входит в число четырех великих ветхозаветных пророков. Церковь почитает пророка 22 мая. Известно много чудес, когда пророк Исайя своими молитвами помог исцелиться многим людям и даже царю.

Житие пророка Исайи

После себя прорицатель оставил книгу, где он обличает иудеев за их неверность Богу, предсказывает скитания иудеев и восстановление Иерусалима, а еще пророчит судьбу других народов. В этом произведении можно найти факты многих событий. Священнослужители уверяют, что толкования Исайя при правильном и осознанном прочтении помогают понять смысл жизни и разные важные понятия.

Книга пророка считается одним из самых известных и значимых шедевров христианства. Она включает определенные речи святого, которые систематизированы. Ее считают главной ценностью людей, которые стремятся к духовному совершенству. Самые главные пророчества сделал пророк Исайя о Мессии. Он предсказал пришествие Христа, причем все было описано в мельчайших подробностях. Предвещал прорицатель рождение Иисуса и его страдания за грехи человечества. Делал он и другие пророчества, вот некоторые из них:

  1. Описал видение Нового Иерусалима, который символизирует Царство Божие.
  2. Осуждал иудеев за беззаконие и предсказывал, что часть из них будет отвержена Господом и вместо них придут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии.
  3. Говорил пророк Исайя о Сирии, и он предсказывал, что там начнется третья мировая война. Писал он о том, что от Дамаска останутся только развалины.

Глава 2-я. Пророчество о возвышении горы Господней

«о возвышении горы Господней», в нем предсказывается возвышение истинного богопочтения над языческим идолослужением. 2 ст. В последние дни. Это выражение по переводу с еврейского языка означает в последующие дни, т. е. в дни, следующие за бедственным состоянием народа; но по пророческому употреблению это выражение окончательным осуществлением указывает на конец ветхого и начало нового завета, т. е.

на времена мессианские, согласно воззрениям народа еврейского, ожидавшего при Mессии изменения условий жизни. Это выражение имеет параллельное место у Иоиля: «будет по сих» и др. «В последующие дни гора Господня возвысится над другими холмами». Под горой Господней разумеется гора Мoриа, которую Бог избрал Своим местопребыванием (на ней был построен храм), под холмами разумеются капища язычников, которые строились обыкновенно на возвышенных местах.

Под образом возвышения горы Господней пророк возвещает возвышение живущего на этой горе над идолами; вследствие этого возвышения, язычники сознают ничтожество своих богов и обратятся к Богу Единому и Истинному. 3 cm. Выражение «приидите» и т. д. взято от обычая евреев приглашать друг друга идти в Иерусалим на праздники.

Молитва пророка исаии

Возвестить нам путь свой. Путь – образ действий, соответственный Закону Божьему; пойдет по нему – эти слова язычников указывают на то, что обращение язычников будет искреннее, а не одно только внешнее. Так как у евреев существовал уже данный с Синая закон, а в 3-м ст. говорится: «изыдет от Сиона закон», то очевидно этим пророк указывает на то, что из Иерусалима выйдет новое откровение, которое привлечет к себе язычников. 4 ст.

Пророк продолжает изображать мессианское время как такое, когда Господь будет в тесном общении с людьми и водворит полный мир на земле. И раскуют мечи свои на орала – изображение мира идеальными чертами. 5 cm. В виду стремления к Истинному Богу язычников, пророк приглашает и евреев следовать по пути Господню; свет – закон.

В этом пророчестве две черты: обращение язычников к Богу вследствие возвышения истинной религии и водворение мира на земле. В первой своей половине пророчество отчасти исполнилось после плена вавилонского, когда многие из язычников обратились к Истинному Богу вследствие чудес пророка Даниила и других проявлений могущества Божия, но окончательное осуществление этой черты пророчества относится к мессианскому времени.

Вторая черта пророчества исполнилась отчасти во времена Мессии, так как христианская религия по существу своему есть религия мира и любви, а окончательное осуществление этой части пророчества произойдет в будущей жизни. Это пророчество сходно с пророчеством Михея о том же предмете (гл. 4). О том, кому из этих двух пророков принадлежит это пророчество, думают различно.

Одни думают, что оба пророка заимствовали это пророчество у какого-нибудь третьего пророка; другие – что один из них заимствовал у другого; последнее правильнее, и нужно считать Исайю самостоятельным, а Михея заимствователем, ибо Исайя говорит: было слово ко мне, а Михей: «уста Господня глаголаша сия». С 6-го ст.

следует изображение современного пророку состояния. Изобразив будущее время, как счастливое, пророк естественно переходит к настоящему: теперь в царстве еврейском господствует идолопоклонство, разврат, гордость, вражда. 6 ст. Народ старается вступить в союз с язычниками, и как в древности (до занятия евреями) страна была наполнена языческими обычаями, так и теперь евреи вступили даже в брачные союзы с язычниками. 7 ст.

В противоположность представленной выше черте будущего времени – мира, пророк изображает настоящий взаимный разлад. Народ заботится только о внешних благах и надеется на свою силу (колесницы и кони). 8 cm. Изображается идолопоклонство, – которое хотя и было сравнительно слабо при благочестивом Иoaфaмe, но по бесхарактерности этого царя не было совсем истреблено. 9 cm.

Человек – низший класс, муж – аристократ; и не потерплю им – не оставлю без наказания. 10 cm. Пророк предвещает грядущий суд Божий. 13–17 cm. Человек гордый изображается под образом высоких дерев и пр. 18 cm. Во время суда Божьего идолы, на которых евреи надеются, не спасут их, напротив, евреи сами будут прятать их от врагов в пещеры, где живут кроты и мыши; суетные – кроты, нетопырь – летучая мышь. 22 cm. В это время не надейтесь и на силы и способности человеческие, ибо кто может сравниться с Богом.

Виновником славы Иерусалима будет Помазанник Божий. Он говорит, что Господь послал Его проповедовать пленникам отпущение, слепым прозрение (1 ст.), провозгласить благодатное лето Господне (выражение указывает на юбилейный год (Лев. 25:9,10) служивший прообразом мессианского царства). 2 ст.– дать плачущим сынам Сиона украшение (головное, или венок, который надавали на пиршествах) вместо пепла (которым посыпали голову в дни печали), елей радости вместо слез, праздничную одежду вместо унылого духа;

и будут они называться родове правды, с евр. дубами благословения (символ долголетней счастливой жизни), 3 cm. и воссозиждут развалины давние (4 ст.). Чужеземцы будут за вас работать (5 ст.), а вы будете называться священниками Иеговы, как потому, что будете питаться изобилием народов, так и потому, что вы, как праведные (54, 11), будете находиться в более близком, сравнительно с другими народами, общении с Богом, и еще как посредники, через которых язычники вступят в союз с Богом (6 ст.).

Здесь нет учения о всеобщем священстве, ибо вы – не все, только евреи, а не язычники. Веселие вечное будет у них (7 ст.), ибо Я, Иегова, люблю правду и завет вечный заключу с ними (8 ст.), и будет между народами потомство их знамением того, что это благословенное семя Божие (9 ст.). Затем, искупленный народ радуется и благодарит Бога за то, что Он украсил его, как жениха и невесту, и проявил правду Свою (спасение) пред всеми народами (10 и 11 ст.

Глава 5-я. Песнь о винограде Возлюбленного

кто такой пророк исайя

Песнь излагается в форме притчи для того, чтобы народ сам произнес суд над собой и через то признал себя виновным. Cm. 1. Я буду петь ныне песнь Возлюбленного (Бога) возлюбленному (народу) о винограднике Его (о народе). В розе – на возвышенности, на тучной земле – ханаанской, текущей медом и млеком. Cm. 2.

Под ограждением разумеется закон Моисеев который, указывая истинный путь жизни, ограждал от всего дурного – языческого. Лозу избранну – еврейский народ, произведши его от благочестивого Авраама и лучших ветвей его. Столп – царская власть и власть судей, которые защищали народ от врагов, подобно сторожам на садовой башне.

Предточилие – священство и жертвы, через которых источалась благодать Божья. Предточилее – это чан, в который стекало вино из точила. И ждах да сотворит грозди, сотвори же терние, т. е. ждал добрых плодов от иудеев, а они принесли дурные – дикий виноград – нечестивую жизнь. Cm. 3–7 За это нечестие неизбежно последует наказание Божье – опустошение иудеи.

С 8–23 в шести видах скорби изображаются шесть главных пороков современного общества: корыстолюбие (cm. 8), невоздержание (cm. 11), неверие пророкам (18 cm.), нравственное легкомыслие (cm. 20), гордость (cm. 21) и несправедливость на суде (22 cm.). С 24–25 грозит нашествием сирийцев, что исполнилось при Ахазе с 23–30 нападением ассириан, которых опустошение приведет всех в ужас.

Глава 11-я. Пророчество об Отрасли из дома Иecceeвa

В 11-й главе, предсказывается, что в Иудее из усеченного до корня рода Давидова произойдет Потомок, на Котором будут почивать дары Св. Духа и Который будет царем, примирит Бога с человеком и подчинит Себе все народы. 1 cm. Союз «и» указывает на связь с предшествующей главой. Выражение «из корня Иессеева» указывает на то, что Потомок произойдет из рода Давидова тогда, когда он будет очень малочислен; так действительно и было: Пресвятая Дева была почти единственной представительницей рода Давидова. 2cm. Выражение «почить» указывает на то, что Дух Божий будет пребывать на Нем безотлучно и вполне; это качество неприложимо ни к одному ветхозаветному лицу, так как в В.З. Дух Божий в такой мере не сообщался никому. Дух Божий – этим именем в Св. Писании обозначается, во-первых, животворящая сила природы, во-вторых, как здесь, в более тесном смысле – источник духовных дарований. Премудрость иногда употребляется в Св. Писании в обширном смысле, в смысле не только теоретического ведения, но и благочестии (в кн. притчей); но здесь, так как от премудрости далее отличаются благочестие, разум и видение, очевидно слово премудрость употребляется в самом тесном смысле, а именно оно означает: дар познания истины непосредственно или Познание сущности вещей. Дух разума – дар познавать истину в ее проявление и в разных способах применять эту мудрость в жизни. Дух Совета – дар самому решиться на лучшее, мудро и другим давать мудрые советы. Дух крепости – дар приводить свои намерения в исполнение. Дух видения – дар высшего видения о Боге и делах Его, доступный лишь Высшему Существу. Дух благочестия – можно понимать во внутреннем и внешнем смысле в одно и тоже время, или в одном внешнем смысле, как исполнение закона внешнее: здесь в последнем, так как далее указывается отдельно Дух страха Божия или внутреннего благоговения (ст. 3). Число 7 священное у евреев и употребляется для означения полноты и совершенства, поэтому можно понимать 7 даров Св. Духа и в неопределенном смысле, что на Отроке будут все дары во всей полноте, или при свете Н. 3. разумеет собственно 7 даров Св. Духа. Ап. Павел говорит, что из людей одному дается один дар, другому – другой, а этот Потомок будет иметь их все очевидно, Он – существо необыкновенное, Божественное, ибо полнота даров Св. Духа может почивать только на бесконечном Существе. Он будет судить народ не по взгляду очей (по славе) и не по слуху (по глаголанию), но справедливо. 4 ст. Он обличит и поразит землю жезлом (словом) уст Своих и убьет нечестивого дыханием уст Своих (словом). Последние слова ап. Павел толкует (2 Сол.), как пророчество о победе Христа Мессии над антихристом; таким образом, пророчество Исайя относится и к окончательному торжеству Мессии над злом. 5 ст. Здесь Мессия характеризуется, как праведный царь. Так как в древности ничего не делали, не препоясавшись сперва, вследствие длинных одежд, то здесь правосудие Царя изображается под образом препоясывания. 6 ст. Он примирит человека с враждебной ему природой. Под хищными зверями в 6, 7 и 8 ст. нужно разуметь или буквально диких зверей, с которыми человек примирится, или враждующих народов, которые также примирятся, и Мессия будет владеть всеми народами. Плевы – солома. 9 ст. Гора святая–гора Cион – образ царства Meссии. 10 cm. Изображается причина мира: земля наполнится ведением Господним, вследствие распространения истинного Боговедения, ибо узнают, что Бог один и все люди – братья. Это черта мессианская (по словам Иеремии это всеобщее Боговедение наступит при Мессии –XXXI, 34). И будет местопребывание (покой) Его (т. е. Церковь) славно (честь). Этот 10 cm. ап. Павел приводит (в посл, к Римл.), как пророчество об обращении язычников к Мессии (Римл.: 15:33).

Глава 12-я. О временах спасения и благодати.

В 12-й главе пророк влагает в уста возвращающегося из рассеяния и спасенного народа Еврейского благодарственную песнь, в которой он, подобно Моисею по переходу через Чермное море (Исх. 15, 2), прославляет Бога за свое спасение. Cm. 1. Выражение – в день оный тоже, что в последние дни указывает и на возвращение из плена и на Мессианское спасение. В 3 стихе пророк прерывает эту песнь приглашением от себя, чтобы все с веселием почерпали воду из источников спасения, т. е. чтобы спасенные воспользовались обилием и полнотой вещественных и духовных благословений, образом которых служит вода (Ис. 35, 6–7, 55, 1; Иоан. 4,14). Таким образом, здесь предъизображается не только политическое спасение, но и времена благодати, что подтверждается и тесной связью этой главы с предшествующей, где также предъизображалось и внешнее и духовное спасение.

Значение пророческих речей к иноземным народам

В 13–23 гл. содержатся пророческие речи к иноземным народам; они произнесены были, вероятно, по поводу разных нападений иноплеменников на царство иудейское. Главный предмет их – тяжкие наказания, которые Господь пошлет на иноплеменников за их нападение на евреев, за вражду их к избранному народу Божию;

молитва пророка исайи

впрочем, в некоторых частях речей есть и утешение – предсказание о призвании язычников в царство Meccии; такие пророчества содержатся в 19,21 и 22 гл. Является вопрос: почему пророк говорил к язычникам, когда его голос мог и не доходить до них? Для чего пророк употреблял даже символические действия относительно их, напр., ходил босой?

На это можно ответить следующее: во-первых, нет доказательства, чтобы язычники вовсе не слыхали об этих речах: евреи могли сообщать им, что говорил пророк о них; во-вторых, речи пророка к язычникам касались, главным образом, евреев, служа для них, с одной стороны, утешением, а с другой – обличением.

Евреям нужно было раскрыть истинный взгляд на язычников: они думали, что язычники сильнее благодаря своим идолам, и, вследствие этого, совращались в идолопоклонство. Пророк говорит, что язычники суть орудия Божьего, избранное для наказания евреев, почему они и могущественнее, но, потом могущество их падет.

В речах пророка, таким образом, содержится утешение евреев, но, кроме того, есть и обличения. Нередко евреи обращались за помощью к язычникам (напр., цари Ахаз и Езекий); пророк старается внушить им, что надежда их на язычников тщетная, так как язычники причинят евреям лишь вред и затем сами погибнут. Итак, речи пророка к язычникам главным образом касались самих евреев.

Пророк говорит, что он не перестанет молить Бога об Иерусалиме, пока правда и спасение его воссияют, как свет (1 ст.). Тогда Иерусалим будет прекрасным венцом в руке Иеговы, прозовется Боголюбезным, и Иегова будет радоваться о нем, как жених о невесте (2 – 5 ст.). Примером своим пророк возбуждает и других благочестивых Иудеев не давать Богу покоя и молить, пока Он не прославит Иерусалим (6 и 7 ст.).

Далее, пророк указывает на подтвержденное клятвой обетование Всемогущего Бога, что сыны Иерусалима будут есть хлеб и пить вино в земле своей (8 и 9 ст.). И вот пророк как бы уже видит народ, возвращающийся святым в город, взысканный Богом (10–12 ст.). Увидят народы правду Твою и цари славу Твою (ст. 2);

поднимите знамя народам, чтобы и они присоединились к возвращающимся сынам Иерусалима (ст. 10) – слова эти указывают, что взор пророка не ограничивается восстановлением Иерусалима после плена, но обнимает славу Иерусалима среди народов и стремление к нему их с наступлением мессианского времени, когда Иерусалим сделался средоточием истинного Богопознания.

Об исполнении пророчества на Вавилон

Пророчество Исайи на вавилонян занимает первое место не по времени произнесения, а по важности народа и его чрезвычайной боговраждебности по отношению к царству света. Оно состоит из двух речей (одна в 13 и 14 гл., другая в 21 гл.). Поводом к произнесению их было посольство Меродаха, царя Вавилонского, к Езекию, который, как известно, обрадовался этому посольству и показал ему все сокровища храма и дворца.

царем Фулом закончилась прежняя ассирийская династия, вследствие чего Вавилон сделался вице-королевством, отделившись от Ассирии; первым вице-королем был Набополассар. Новое королевство было вскоре усилено первым переселением в него халдеев, что, равно как и многое другое, помогло Вавилону приобрести после полную самостоятельность, спустя 100 лет после Саргона Ассирийского.

В своих речах пророк изображает боговраждебность Вавилонского царства и раскрывает, какая судьба ждет его. Оно сперва увеличится и завладеет окрестными странами, пленит и иудеев, но потом будет само опустошено Мидянами и Персами. Вместе с тем пророк указывает и на освобождение евреев из плена Вавилонского.

Затем излагается приточная песнь на Вавилонского царя Навуходоносора; он представляется идущим в шеол, где все нечестивые цари, предшествовавшие ему скажут с ужасом и печалью: «вот и ты побежден и сходишь в шеол»! Характер этой песни высоко-поэтический, а цель ее – яснее представить падение земного величия.

Что касается исполнения пророчества о Вавилоне, то, принимая во внимание характер пророческих созерцаний (вообще – в одной картине изображать события разного времени), мы видим полное исполнение пророчества. Новое царство Вавилонское, отделившись от Ассирии, быстро достигло славы и величия. Царь Навуходоносор покоривши многие народы, оградил Вавилон крепкими стенами и башнями;

преемники его еще более укрепили город. Но через 70 лет страшная судьба постигла Вавилон. Еще при жизни Навуходоносора родился Кир пришедши в возраст, он завоевал сперва Мидийское царство, а затем пошел на Вавилон, который мешал его завоеванием. Вавилоняне были разбиты и скрылись за стенами города в надежде на их крепость, они предались беспечности и начали пировать;

в это время Кир ворвался в город с войском и взял гордую столицу преемников Навуходоносора. Это случилось в 539 году до Р.Х., о чем предсказал и пророк Даниил. Хотя Кир не разрушил совершенно Вавилон, однако, со времени взятия этот город не мог поправиться. Когда он после задумал восстать против Кира, последний разрушил его стены;

«паде, паде Вавилон» и т. д. Так как во времена св. Евангелиста вещественный Вавилон уже не существовал, то св. апостол и дает понять, что пророчество Исайи о Вавилоне имеет и преобразовательное значение. Вавилон является противоположностью Иерусалиму, и как последний называется Невестой Агнца или Мессии, так первый есть мать любодейцев и нечестия земного (Апок. 17 гл.).

Отсюда видно, что Вавилон есть царство антихриста, но где центр этого духовного Вавилона – неведомо, хотя части его обнаруживаются во всяком таком видимом обществе, которое стремится к распространению порока и порабощению себя власти злого духа; этот гордый Вавилон уничтожится, когда явится Сын Человеческий для последнего суда. На этот таинственный смысл пророчества о Вавилоне указывает и сам Исайя, изображая погибель Вавилона под видом всеобщего суда (в 13-й главе).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector