Молитва прославления — Мир в Боге

Предисловие

Преподавание Закона Божия детям обыкновенно начинается с разъяснения самых простых молитв, с целью научить детей самому делу молитвы, как они могут выражать пред Господом свои нужды и желания в разных обстоятельствах жизни. При дальнейшем преподавании переходят постепенно к молитвам более трудным по объему и содержанию, соблюдая ту постепенность, которая требуется в усвоении всякого предмета, а тем более столь важного и необходимого, как Закон Божий. Чтобы удовлетворить этому требованию, пособие для изучения и толкования молитв должно быть расположено в известном порядке, начиная с более простого и легкого учебного материала и кончая более сложным и трудным.

Молитвы православной Церкви составлены на языке церковно-славянском, a детям известен только язык русский. He только формы и обороты, но и самыя слова церковныя для них не всегда вразумительны. Составителю пособия казалось поэтому необходимым, приведя церковный текст, помещать затем и русский перевод его.

После сего следует объяснить учащимся внутренний смысл и значение молитвы: есть ли данная молитва просительная или благодарственная; чего именно мы просим в ней у Бога или за что благодарим Его; не содержится ли в ней каких-либо других нравственных наставлеиий и проч. Следует также указать, где возможно, кем данная молитва составлена и когда употребляется в церкви. Такое толкование молитв должно следовать непосредственно вслед за русскиим переводом их. Язык толкований должен быть прост, а самое толкование – удобопонятно, применительно к возрасту учащихся.
Руководствуясь изложенными соображениями, составитель настоящого труда располагает его в следующем порядке.

После разъяснения понятия о молитве вообще, о месте и времени ея, а также о внешних знаках молитвы частной и церковной (крестном знамении, поклонении и коленопреклонении, возжении свеч, курении фимиамом) следует текст и толкование кратких молитвословий, называемых начальными молитвами. Затем составитель переходит к молитвам, требующим более подробного изъяснения. В числе их на первом месте истолковывается молитва Господня, затем следують молитвы утренния, дневныя и вечерния. Далее истолковываются избранныя молитвы и тропари дванадесятых праздников (по порядку церковного года), между которыми с особенной подробностыо должен быть изъяснен тропарь на Воздвижение креста Господня, как содержащий вместе прославление праздника и молитву за Государя Императора.

Молитвы и тропари двунадесятых праздников (по порядку церковного года), между которыми с особенной подробностью должен быть изъяснен тропарь на Воздвижение креста Господня, как содержащий вместе прославление праздника и молитву за Государя Императора. Наконец, по ознакомлении с перечисленными важнейшими молитвами, учащиеся могут уже приступить к усвоению главных истин православно-христианского учения о вере, надежде и любви. Поэтому истолкованием символа веры, заповедей закона и заповедей блаженства и заканчивается настоящий труд. Количество объясненных в нем молитв определяется самым заглавием: из множества молитв православной Церкви выбраны для изъяснения важнейшие, знание которых требуется программами учебных заведений. Самые изъяснения носят на себе характер нравственно-практический, а не догматический; из догматических приведены лишь самые необходимые. При изъяснении молитв, имеющих в содержании своем нечто общее, неизбежны повторения; но если учащийся не вполне усвоил себе предыдущие объяснения, то для него не будет повторением сказанное вторично.

^ 2. Молитвы начальные

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь

По-русски: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.1

Во имя – в честь, в славу. Аминь – истинно, правда.

Кто разумеется под словами: Отца, и Сына, и Святаго Духа?Три лица Святой Троицы. Мы веруем, что Бог один, но в Нем три лица: 1-е лицо Св.Троицы есть Бог Отец, 2-е лицо — Бог Сын, 3-е лицо — Бог Дух Святый. Этим трем лицам Св.Троицы принадлежит одинаковая власть, честь и поклонение.

Для чего сказано здесь: во имя, а не во имена?В знак того, что Бог, хотя в Нем и три лица, по существу Своему только один.

Для чего прибавлено слово: Аминь?В знак того, что все, что в молитве читаем, истинно.

Когда нужно произносить эту молитву?Перед всяким добрым делом, потому, что все делать должны мы в честь и славу трех лиц Святой Троицы.

^Молитва мытаря

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному

По-русски: Господь, будь милостив ко мне, грешнику.

Буди – будь.

Чья это молитва?Молитва эта мытаря (сборщика податей), покаявшегося в своих грехах и получившего прощение, как видно из притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).

Чего просим мы у Бога в этой молитве?Просим, чтобы Бог был милостив к нам грешным, то есть простил нам грехи и не наказал нас за них.

Когда нам нужно произносить эту молитву?Нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

По-русски: Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь.

Ради – для, по. Молитв ради – по молитвам.

К кому эта молитва?К Иисусу Христу, Сыну Божию.

Молитва прославления - Мир в Боге

Кто Иисус Христос, Сын Божий?Второе лицо Святой Троицы, Спаситель наш 2.

Чего просим у Господа в этой молитве?Просим, чтобы Бог по молитвам святых помиловал нас, т.е. был милостив к нам и простил наши грехи.

Кто Пречистая Матерь Господа?Пресвятая Дева Мария, за особенную святость жизни избранная в Матерь Сыну Божию, когда Он, вечно живущий, как Бог, захотел явиться на земле человеком для спасения людей 3.

Кто такие святые?Святыми называются люди, жившие на земле благочестиво и теперь находящиеся на небе вместе с Богом и молящиеся за нас Ему. Таковы, например, пророки, апостолы, святители, мученики и прочие. По их молитвам и особенно по молитвам Пресвятой Девы Марии Бог милует нас.

Когда молитва эта произносится?Эта молитва, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании.

Примечание.Молитва эта произносится короче: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, или еще короче: Господи, помилуй! В последнем сокращенном варианте она произносится в церкви, во время богослужения, нередко до 40 раз непрерывно.

^ Славословие малое

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

По-русски: Слава Тебе, Бог наш. Слава Тебе.

Какая это молитва?Хвалебная. Ею мы выражаем благоговение перед Богом, как существом всесовершеннейшим, и начинаем ряд других молитв.

Примечание.Эта молитва произносится короче: Слава Богу. В этом сокращенном виде мы произносим молитву, когда оканчиваем какое-либо доброе дело, например, учение, работу; когда получаем какую-либо радостную весть и пр.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

По-русски: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души.

Душе – дух. Душе истины – дух истины. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – все наполняющий. Сокровище – хранилище чего-либо, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.

К кому эта молитва?К 3-му лицу Св. Троицы, Духу Святому.

Откуда взята эта молитва?Молитва эта взята из церковных песней в праздник Пятидесятницы (в Троицын день), в который воспоминаем сошествие Духа Святого на апостолов.

Как совершалось сошествие Св. Духа на апостолов?Апостолы, ученики Иисуса Христа, от всего сердца любили своего Учителя, и потому сильно опечалились, когда услышали от Него, что Он должен разлучиться с ними (видимо). В утешение им Господь обещал послать им Св. Духа.Действительно, в 10-й день после Своего Вознесения на небо, когда апостолы были в одной горнице с другими верующими, Господь послал им Св. Духа.

Около 9 часов утра (по нашему счету) вдруг сделался сильный шум с неба и наполнил горницу, в которой они были. Дух Святой сошел на них в виде огненных языков, и апостолы в душе своей вдруг переменились.Все, что казалось им из учения Христова не ясным, темным, все стало ясно, понятно; все недоумения, нечистые чувствования, какие в них могли быть, исчезли.

Чего мы просим у Духа Святого в молитве: Царю Небесный?Просим, чтобы Он вошел в нас, очистил от всех грехов и через это избавил нас от вечного наказания за грехи.

Кто называется в этой молитве Царем Небесным, Утешителем, Духом истины?Бог Дух Святой.

Почему Он называется Царем?Потому что Он, как и Бог Отец и Бог Сын, царствует над всем миром, над всей вселенной и управляет ею.

Почему Дух Святой называется Царем Небесным?Потому что Он живет на небесах. Хотя Он и везде находится, но на небесах есть Его присутствие особенное, славное.

Почему Он называется Утешителем?Потому что Он, как в свое время утешил апостолов,так утешает и нас в наших скорбях и несчастьях 4.

Молитва прославления - Мир в Боге

Почему Он называется Духом истины?Потому, что Он наставляет людей на всякую истину, учит добру и не терпит лжи.

Что значат слова: Иже везде сый?Эти слова означают то, что Дух Святой находится везде; нет места, где бы Его не было.

Что значат слова: и вся исполняяй?Они означают, что Дух Святой, всё собою наполняя, дает нам всё, чего нам недостает для жизни на земле и для вечной жизни на небе.

Что означают слова: Сокровище благих?Слова эти означают, что Бог Дух Святой есть сокровищница или источник добра.

Что означают слова: и жизни Подателю?Они означают, что Дух Святой дает всем тварям жизнь и особенно духовную жизнь человекам; то есть помогает людям делать добро, жить свято.

Чего просим у Духа Святого словами: и спаси, Блаже, души наша?Просим, чтобы Дух Святой избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного.

^ Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

По-русски: Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

К кому эта молитва?Эта молитва к трем лицам Св. Троицы. Под словами: Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами: Святый Крепкий – Бог Сын; под словами: Святый Безсмертный – Бог Дух Святой.

Почему Сын Божий называется крепким или сильным?Потому что Он Своим воскресением разрушил ад и победил диавола.

Почему Дух Святой называется безсмертным?Потому что Он Сам вечный, как Бог, дает всем тварям жизнь и особенно духовную, добродетельную жизнь и безсмертие людям.

К кому относятся последние слова молитвы: помилуй нас?Ко всем трем лицам Пресвятой Троицы, потому что все три лица Св. Троицы прощают наши грехи и таким образом милуют нас.

Как эта молитва называется?Трисвятое. Называется еще ангельскою песнью.

Почему эта молитва называется Трисвятое?Потому что слово Святый повторяется в ней три раза.

Почему эта молитва называется ангельскою песнью?Потому что она получена с неба от самих ангелов, которые поют ее пред престолом Божиим.

Когда и как эта песнь получена с неба?В 5-м веке, при жизни благочестивого царя Феодосия II и патриарха Прокла, случилось в Греции страшное землетрясение, отчего целые селения проваливались в землю. Народ из страха жил на улицах и площадях. В поле совершено было молебствие о прекращении землетрясения.

tolkovy_pravoslavny_molitvoslov_07-a

Во время молебствия из среды народа был поднят невидимою рукою на небо мальчик. Опущенный опять на землю, он сказал удивленному народу, что слышал на небе ангелов, прославляющих Бога словами: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный.Народ, повторяя эти слова, прибавил к ним: помилуй нас. После этого землетрясение прекратилось.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По-русски: Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и теперь и всегда, и в безконечные веки. Аминь.

Присно – всегда. Век – столетие. Во веки веков – безконечно.

К кому эта молитва?Эта хвалебная молитва ко всем трем лицам Св. Троицы.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

По-русски: Святейшая Троица, помилуй нас; Господь, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святый, прииди и уврачуй безсилие наше – для Твоей славы.

Троица – три лица Божества. Господи, Владыко – царь, господин над всем миром. Беззаконие – нарушение закона, грех. Исцели – сделай цельным то, что повреждено, уврачуй. Немощи – слабости, грехи.

К кому эта молитва?К трем лицам Св. Троицы.

Чего просим в этой молитве у Св.Троицы?Прежде у Св. Троицы вместе, а потом у каждого лица Св. Троицы порознь просим одного, хотя и в различных выражениях: избавления от грехов.

Владыко разумеется второе лицо Св.Троицы, – Бог Сын, которого просим простить беззакония наши, т.е. грехи; под словом: Святый разумеется третье лицо Св. Троицы,- Бог Дух Святой, которого просим приблизиться к нам и исцелить наши душевные немощи. Последние слова молитвы: имене Твоего ради показывают, что мы просим у Бога прощения грехов не по заслугам нашим, а для прославления Пресвятой Троицы.

^Молитва Господня

I. О молитве и внешних знаках ее

Молитва есть обращение верующего к Богу и составляет существенную потребность человеческого сердца. Она столько же необходима для укрепления и оживления наших душевных сил, сколько для тела нужны: пища, питье, воздух и свет. Обращаясь к Богу с молитвою, мы или прославляем Его, или благодарим Его за милости, которые Он подает нам, или просим Его о своих нуждах. С молитвами мы обращаемся также к Богоматери, ангелам и святым угодникам Божиим и просим их, чтобы они помолились о нас Богу. Молиться следует во всякое время и на всяком месте: „непрестанно молитесь», говорит св. апостол Павел (1 Фессал. V, 17). Утром, по пробуждении от сна, мы должны благодарить Бога за сохранение нас в ночи -и просить Его благословения на наступающий день; вечером, перед сном, мы должны благодарить Его за сохранение нас во время дня; перед началом всякого дела, по окончании его, перед принятием пищи и после принятия пищи – всегда должны мы обращаться с молитвой к Богу, и на все эти случаи положены православною Церковью особенные молитвы. Бог везде присутствует и все знает, во всякое время и на всяком месте готов Он принять нашу молитву и послать нам полезное для души и тела; но в храме – особенное Его присутствие. И прежде всего Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Где двое пли трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. XVIII, 20). Затем, святые иконы, изображающие Господа, Богоматерь, ангелов и святых угодников Божиих, чтение священного писания, духовные песнопения во славу Господа и святых Его, – все это отвлекает нас от наших земных дел, обращает наши мысли к предметам божественным и сообщает душе нашей молитвенное настроение. Поэтому, кроме домашней молитвы, следует православному христианину как можно чаще посещать храм Божий и молиться там усердно, с благоговением, не развлекаясь ничем посторонним.

„Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии», говорит св. апостол Павел (1Кор. VI, 2). К числу внешних молитвенных действий, служащих к прославлению Бога в телах наших, относятся:

1. Крестное знамение. Для совершения крестного знамения большой, указательный и средний пальцы правой руки мы складываем вместе, а безыменный и мизинец пригибаем к ладони. Сложивши так пальцы, мы кладем их сначала на лоб, потом на грудь, затем на правое и левое плечи и таким образом делаем на себе знак креста. Складыванием вместе трех первых пальцев мы выражаем веру в Пресвятую Троицу, т. е. что Бог один по существу, но троичен по лицам: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Двумя пальцами, пригнутыми к ладони, мы выражаем веру в то, что во втором лице Пресвятой Троицы, Иисусе Христе, два естества – божеское и человеческое, т. е., что Иисус Христос, сойдя с неба на землю, стал человеком, не переставая быть Бого1. Полагая на себя крестное знамение, мы показываем, что спасаемся верою в распятого на кресте Иисуса Христа; осеняя крестообразно лоб, грудь и плечи, мы просим этим Бога освятить нам ум, сердце и дела.

2. Поклонением выражаем мы чувства благоговения, смирения и благодарности к Богу. Творя поклоны, мы никогда не должны забывать, что мы – грешники, нуждающиеся в прощении и помиловании от Бога, и что все наши молитвы к Нему только тогда угодны Ему, когда исходят от сердца сокрушенного и смиренного.

3. Коленопреклонение показывает высшую степень смирения, покаяния, благоговения и преданности Богу. Во время богослужения нередко диакон или священник приглашает молящихся преклонить головы или колени. Кто преклоняет колени перед Богом без сердечного благоговения, с рассеянными мыслями или лицемерно, тот поступает дурно и навлекает на себя гнев Божий.

4. Возжение свеч. Перед святыми иконами, изображающими Господа, Богоматерь, ангелов и святых угодников Божиих, мы зажигаем восковые свечи и лампады с деревянным маслом. Этот свет должен напоминать нам, что Бог посылает нам учение, просвещающее наш ум, и что наша душа должна чувствовать горячую любовь к Богу. Деревянное масло, которое смягчает боль, если помазать им рану, напоминает, что Бог подает нам Свои милости, и что мы со своей стороны должны быть милостивы к другим; а чистый воск напоминает, что мы должны заботиться о чистоте душевной.

5. Курение фимиамом (ладаном) пред святыми иконами есть как бы жертва, приносимая нами Богу и Его святым. Как чист употребляемый для курения ладан, так чисто должно быть и наше сердце, когда мы обращаемся с молитвою к Богу.

IV. Молитвы утренние

Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Этой молитвой начинаем ряд молитв утренних. В ней мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, называя Его царем нашим. Припадем – значит: повергнемся на землю. Стало быть, по прочтении этой молитвы следует положить земной поклон.

К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой сотворитель и всякому благу промысленник и податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

„Вставши от сна, я обращаюсь к Тебе, Владыко человеколюбивый, при помощи Твоего милосердия стремлюсь делать дела, назначенные от Тебя, и молюсь Тебе: помоги мне во всякое время и во всяком деле, избавь меня от всякого мирского злого дела и от диавольского действия, спаси меня и введи в Твое вечное царство. Ты мой творец, Ты заботишься обо мне и подаешь мне все доброе: на Тебя вся моя надежда, Тебя я прославляю теперь, всегда и вечно. Аминь».

Встав от сна, мы начинаем новый день жизни и должны начать его с желанием жить свято, делать дела Божии, т. е. назначенные каждому Богом. Поэтому утром мы просим Господа, чтобы Он помог нам делать добро в течение дня, и надеемся, что Он, по великому милосердию Своему, не откажет нам в этой помощи. Под именем мирской злой вещи разумеется всякое дело, запрещенное Богом, но внушаемое диаволом. Молитва эта заканчивается славословием Богу. Она составлена преподобным Макарием Великим, подвижником IV века.

Богородице Дева Радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою:, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Это – молитва хвалебная в честь Пресвятой Богородицы. Слова: радуйся, благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, взяты из приветствия архангела Гавриила, возвестившего Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя (Лук. I, 28); слова: благословен плод чрева Твоего,– из приветствия, с которым обратилась к Ней праведная Елисавета, мать Иоанна Крестителя (Лук. I, 42), Спасителем назвал Господа Иисуса Христа в первый раз ангел, возвестивший вифлеемским пастухам о Его рождении: „Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лук.– I, 11) Обращаясь с молитвою к Пресвятой Деве Марии, мы называем Ее Богородицей, ибо от Нее родился Господь Бог Иисус Христос; благодатною – ибо Она получила особенную милость (благодать) Божию, и благословенною между другими женами; мы называем благословенным и плод чрева Ея, т. е. родившегося от Нее Спасителя душ наших.

Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего: честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

„По справедливости достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и в высшей степени непорочную и Матерь нашего Бога, и мы прославляем Тебя, которой принадлежит честь и слава больше, чем херувимам и серафимам, – Тебя, родившую Сына Божия и оставшуюся Девою, истинную Богородицу».

Это – песнь хвалебная к Пресвятой Богородице. Упоминаемые в ней серафимы и херувимы суть высшие степени или чины ангелов Божиих. Православная Церковь разделяет всех ангелов на девять чинов по роду служения их и по мере приближения их к Богу. Первый чин составляют серафимы (Исаии VI, 2); имя это означает „пламенный», „огненный». Так названы они вследствие пламенной любви их к Богу. Второй чин -херувимы (Быт. III, 24), т. е. „разумение». Созерцая славу и мудрость Божию, они как бы наблюдают за всем творением Божиим. Мы прославляем Пресвятую Богородицу, как Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Которого называем в этой молитве Богом Словом. Это наименование взято из Евангелия (Иоан. I, 1,.и др). Как мы чрез слово сообщаем другим свои мысли, так и Бог Отец, многократно и многообразно глаголавший людям чрез пророков (Евр. I, 1), наконец, глаголал чрез Сына, который для сего воплотился, и во плоти так полно открыл волю Отца Своего, что видевший Сына, по Его словам, видел Отца (Иоан. XIV, 9).

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского.

Пресвятая Богородица, как и Господь наш, желает всем спастись и достигнуть царства небесного. Самые великие грешники не лишаются Ее предстательства, ходатайства и молитв пред престолом Божиим. Нет никого ближе к Господу, и никто скорее не подвигнет Его к милосердию, как Пресвятая Богородица; если Она будет милосердна к нам, то и Господь не отвергнет молений наших. Вот почему мы и молим Ее: милосердия двери отверзи нам, т. е. будь милосердна, милостива к нам, и тогда мы избавимся Твоим заступлением от всех скорбей и несчастий.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, сохрани мя от всякого искушения противного, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

„Ангел Божий, святой мой хранитель! Сохрани меня от всякого враждебного искушения, чтобы мне не прогневать Бога моего каким-нибудь грехом, и молися обо мне Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал достойным Своей благости. Аминь».

По учению православной Церкви, каждый человек находится под особым попечением или охранением своего ангела-хранителя, которому и следует молиться об охранении души от грехов, а тела – от земных несчастий. По высоким достоинствам своей природы и по неизменной святости ангелы занимают первое место в ряду сотворенных Богом существ; одна Богоматерь выше их. Мы просим ангела-хранителя помолиться о нас Господу, чтобы утвердиться нам в страхе Господнем. Страх Господень есть опасение согрешить в чем-либо пред Богом. Это чувство весьма спасительное, удерживающее нас от поступков, противных заповедям Божиим. Священное писание называет страх Господень „началом мудрости» (Пс. СХ, 10).

Ангеле Христов, хранителю мои святый, покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших в прошедшую ноч4, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего, по моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матери Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь.

„Ангел Христов, святой мои хранитель, покровитель души и тела моего! Прости мне все, в чем я согрешил в прошедшую ночь, и избавь меня от всякого коварства врага моего, делающего мне зло, чтобы мне не прогневать Бога моего каким-нибудь грехом; но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы я оказался, при твоей помощи, достойным благости и милости Всесвятой Троицы, Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь». Когда мы грешим, то оскорбляем не только Бога, но нашего ангела-хранителя; каясь в грехах, мы должны поэтому испросить у него прощения. Под именем противного врага разумеется диавол (см. изъяснение седьмого прошения молитвы Господней).

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

По-русски: Приидите, поклонимся Царю, нашему Богу.Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред Христом Царем, нашим Богом.Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред Самим Христом, Царем и Богом нашим.

Цареви – царю. Припадем – повергнемся на землю.

К кому эта молитва?Молитва эта к Иисусу Христу.

О чем говорится в этой молитве?В ней мы приглашаем все свои телесные и душевные силы, приглашаем и других верующих поклониться Иисусу Христу, Царю нашему и Богу.

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мо́е. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х;

я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. Се́ бо, в беззако́ниих зача́т е́смь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́ ; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.

Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.

Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́ ; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши.

По-русски: Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

V. Молитвы дневные

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего смысл и укрепляющего душевные наши силы, дабы внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

В этой молитве, читаемой перед учением, мы просим Бога, чтобы Он даровал нам понятливость и охоту к учению. В ней мы называем Бога преблагим, т. е. в высшей степени добрым, и просим Его, чтобы Он послал нам в помощь благодать Святаго Духа, который дает нам душевные силы: ум, память, и укрепляет их. Усвоив преподаваемое нам учение, мы можем, при помощи Божией, возрасти во славу Его, стать утешением родителей и быть полезными Церкви православной (т. е. обществу людей, православно верующих в Господа Иисуса Христа) и своему отечеству. Вместо этой молитвы перед учением можно еще произносить молитву Царю небесный.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Эта молитва читается после учения. В ней мы благодарим Бога за то, что Он удостоил нас Своей милости – внимать учению, и просим Его, чтобы и на будущее время Он не лишал нас этой милости, чтобы дал нам здоровье и силы душевные для продолжения учения. Вместе с тем мы просим Бога благословить начальников училища, родителей, которые, отдавая детей учиться, делают им великое добро, и учителей, которые употребляют время и силы, чтобы научить учащихся доброму и полезному. Вместо этой молитвы после учения можно еще произносить молитву Достойно есть.

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволения (Пс. СХИЛХ, 15–16).

„Очи всех уповают на тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время: открываешь щедрую руку Твою, насыщаешь все живущее по благоволению» .

Эта молитва читается перед принятием пищи. Уповать значит надеяться; благоволение – благосклонность, милость. Господь заботится не только о людях, но и вообще о всех живых существах, подавая им все нужное для существования, почему мы и говорим, что Он насыщает всяко животное, т. е. всякое живое существо. Вместо этой молитвы перед принятием пищи можно еще произносить молитву Отче наш.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных твоих благ: не лиши нас и небеснаго Твоего царствия.

Эта молитва читается после принятия пищи. В ней мы благодарим Бога за пищу и питие. Но в то же время мы не должны забывать, что полное счастье – в царстве небесном, и потому должны просить Бога, чтобы Он не лишил нас этого царства.

VI. Молитвы вечерние

А́нгеле Христо́в, храни́телю мой святы́й и покрови́телю души́ и те́ла моего́, вся ми прости́, ели́ка согреши́х во дне́шний день, и от вся́каго лука́вствия проти́внаго ми врага́ изба́ви мя, да ни в ко́емже гресе́ прогне́ваю Бо́га моего́; но моли́ за мя гре́шнаго и недосто́йнаго раба́, я́ко да досто́йна мя пока́жеши бла́гости и ми́лости Всесвяты́я Тро́ицы и Ма́тере Го́спода моего́ Иису́са Христа́ и всех святы́х. Ами́нь.

По-русски

Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне все, в чем я согрешил в прошедший день (или прошедшую ночь), и избавь меня от всякого коварства злого моего врага, чтобы я ни одним грехом не разгневал Бога моего; но молись за меня грешного и недостойного раба, чтобы мне оказаться достойным благости и милости Всесвятой Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Елика согреших – в чем согрешил. Днешний – нынешний. Лукавствие – хитрость, коварство. Ни в коемже – ни в каком. Яко да – чтобы.

К кому эта молитва?Молитва эта к Ангелу хранителю.

О чем мы в ней молимся?В ней мы просим Ангела хранителя, чтобы он простил наши грехи, избавил нас от хитростей диавола и молился за нас Господу.

Кто Ангел хранитель?Добрый дух, не имеющий тела, сохраняющий нас. При каждом из нас пребывает особый ангел, во всю нашу жизнь со времени нашего крещения; он охраняет нашу душу от грехов, а тело – от земных несчастий, и помогает нам жить свято, поэтому он и называется в молитве покровителем души и тела.

Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния, сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти, прости́ ми грехи́, я́же сотвори́х в сей день де́лом, сло́вом и помышле́нием, и очи́сти, Го́споди, смире́нную мою ду́шу от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́ждь ми, Го́споди, в нощи́ сей сон прейти́ в ми́ре, да воста́в от смире́ннаго ми ло́жа, благоугожду́ пресвято́му и́мени Твоему́, во вся дни живота́ моего́, и поперу́ борю́щия мя вра́ги пло́тския и безпло́тныя.

По-русски

Бог вечный и Царь всех тварей, удостоивший меня дожить до часа сего! Прости мне грехи, которые я сделал в нынешний день делом, словом и помышлением, и очисти, Господь, бедную мою душу от всякой нечистоты телесной и душевной. И помоги мне, Господь, наступающую ночь провести спокойно, чтобы, вставши с убогой моей постели, мог я делать угодное пресвятому имени Твоему во все дни моей жизни и побеждать нападающих на меня врагов телесных и безтелесных.

Доспети – дожить. Ми – мне. Яже – которые. Сотворих – сотворил, сделал. Прейти – перейти, прожить. Да – чтобы. Смиренный – униженный грехами, жалкий. Ложе – место, где ложатся спать, постель. Живот – жизнь. Поперу – побежду. Борющия – нападающие. Похоти лукавыя – дурные привычки.

В молитве этой мы благодарим Бога за благополучно проведенный день, просим у Него прощения грехов, сохранения нас от всякого зла и спокойной ночи. Молитва эта оканчивается славословием Св. Троицы.

Кто грешит делом?Тот, кто ворует, убивает и проч.

Кто грешит словом?Тот, кто бранится, поет соблазнительные песни…

Кто грешит помышлением?Тот, кто завидует, гордится …

Какие скверны плоти, или грехи телесные?Таковые суть: лакомство, объедение, пьянство…

Какие скверны духа, или грехи душевные?

Таковые суть: вражда, ненависть …

Кто враги плотские и безплотные?

Это люди, соблазняющие нас, научающие нас грешить, а также вещи в мире, нас сильно прельщающие. Безплотные же, или духовные враги, – это наши душевные страсти, например, зависть, гордость, и особенно наш враг духовный, диавол.

Го́споди Бо́же наш, е́же согреши́х во дни сем сло́вом, де́лом и помышле́нием, я́ко Благ и Человеколю́бец прости́ ми. Ми́рен сон и безмяте́жен да́руй ми. А́нгела Твоего́ храни́теля посли́, покрыва́юща и соблюдаю́ща мя от вся́каго зла; я́ко Ты еси́ храни́тель душа́м и телесе́м на́шим, и Те́бе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По-русски

Господь Бог наш! Как благой и человеколюбивый, прости мне все, чем я согрешил в этот день: словом, делом или мыслями; подай мне сон мирный и спокойный; пошли мне Ангела Своего хранителя, чтобы он покрыл и сохранил меня от всякого зла. Ибо Ты хранитель душ и тел наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, теперь и всегда, и вечно. Аминь.

Еже согреших – в чем согрешил. Безмятежен – спокоен. Соблюдающа – сохраняюща.

Чего мы просим у Бога в этой вечерней молитве?Просим прощения грехов, спокойного сна и Ангела хранителя, который бы сохранил нас от всего дурного. Молитва эта оканчивается славословием Св.Троицы.

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га, и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кресте́ Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшаго си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О Пречестны́й и Животворя́щий Кресте́ Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

По-русски

Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Объяснение молитвы Честному Кресту

Расточатся – разсеются, разбегутся. Беси – бесы, дьяволы. Знаменующийся – осеняющийся, накладывающий на себя знамение. Глаголющий – говорящий. Пречестный – многочтимый. Поправшего – победившего, одержавшего верх. Пропятый – распятый. Супостат – противник, враг. Животворящий – дарующий жизнь, воскрешающий.

О чем мы молимся в этой молитве Честному Кресту?

В ней мы выражаем веру, что крестное знамение есть сильнейшее средство на прогнание бесов, и просим у Господа духовной помощи силою Святого Креста.

Почему Крест называется животворящим?

Потому, что Иисус Христос, будучи распят на Кресте, тем самым избавил людей от вечной смерти в аду и даровал вечную жизнь в Царстве Небесном.

Что значат слова: во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю?

Слова эти значат то, что Иисус Христос после Своей смерти и до воскресения был в аду, откуда вывел в Царство Небесное святых людей (например, Моисея) и тем самым показал, что Он попрал, или уничтожил, силу диавола.

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.

По-русски

Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего (Дарующего жизнь) Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Огради – огороди, защити.

Когда эту молитву следует произносить?Произносить ее следует перед самым сном, поцеловавши крест, носимый на груди, и оградивши себя и постель крестным знамением.

Боже вечный и Царю всякого создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа, и даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да восстав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя; и избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

„Боже вечный и Царь всякого творения, удостоивший меня достигнуть даже (дожить) до настоящего часа! Прости мне грехи, которые я сделал в сей (проходящий) день делом, словом и мыслью, и очисти, Господи, бедную мою душу от всякой нечистоты телесной и душевной, и помоги мне наступающую ночь провести спокойно, чтобы, встав с убогой моей постели, мог я во все дни моей жизни делать угодное Твоему пресвятому имени и побеждать нападающих на меня врагов телесных и безтелесных, и избавь меня, Господи, от пустых мыслей, оскверняющих меня, и от злых страстей. Ибо Твое царство, сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, теперь, всегда и вечно. Аминь“.

Вечером, отходя ко сну, мы должны прежде всего принести благодарность Богу за благополучно проведенный день и испросить у Него прощения в грехах, сделанных нами в течение дня. Грехи эти могут быть: делом,– когда мы поступками нашими нарушаем заповеди Божии и приносим вред ближним нашим, словом, – когда слова наши оскорбляют Бога и служат во вред другим, и, наконец, помышлением,– когда самые мысли и чувства наши греховны и могут повлечь за собою дурные слова или поступки. Испросив прощения грехов, мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он сохранил нас в наступающей ночи. Во время сна скорее, чем во время бодрствования, может случиться с нами всякая беда, от которой мы не можем защититься: болезнь, пожар, нападение злого человека и проч. Поэтому, отходя ко сну, мы должны просить у Бога сна спокойного, ничем не тревожимого. Плотские враги, это – люди соблазняющие нас, научающие нас грешить, а также такие обстоятельства, в которых мы легко можем впасть в грех; безплотные, духовные враги, это – наши собственные пороки, напр.: леность, зависть, лицемерие, гордость и научающий нас на зло диавол. Эта вечерняя молитва заканчивается славословием Пресвятой Троице. Она составлена преподобным Макарием Великим, подвижником ИV века.

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебее славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

„Господи Боже наш! Все, чем я согрешил в этот день, – словом, делом и мыслями, прости мне, как благий и человеколюбивый, подай мне сон мирный и спокойный, пошли мне Твоего ангела-хранителя, чтобы он покрыл бы и сохранил меня от всякого зла. Потому что Ты хранитель душ и тел наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому духу, теперь и всегда и в безконечные веки. Аминь“.

В этой вечерней молитве, как и в предыдущей, мы сначала просим у Бога прощения в грехах, словом, делом и помышлением сделанных нами в течение дня. Затем мы просим тихого, безмятежного сна и ангела-хранителя, который сохранил бы нас от всякого зла, могущего постигнуть нас ночью. Молитва заканчивается славословием Пресвятой Троице.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежит от лица Его ненавидящии Его: яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, крест Свой честный, на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящий кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

„Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их. Как тает воск от огня, так да погибнут бесы пред любящими Бога, знаменующимися крестным знамением и в радости восклицающими радуйся, достойный всякого почитания и животворящий крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, который сошел в ад, уничтожил силу диавола и дал нам тебя, Свой честный крест, для прогнания всякого врага. О достойный всякого почитания и животворящий крест Господень! Помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми вечно. Аминь“.

Это – молитва честному кресту Господню. Господь наш Иисус Христос был распят, страдал и умер на кресте, чтобы спасти людей от вечного наказания за грехи и доставить им вечное блаженство в царстве небесном. Таким образом, крестом Своим Христос доставил нам жизнь вечную. Оттого крест Христов мы почитаем животворящим и верим, что сила его сохраняет нас от всякого зла и отгоняет от нас врага нашего – диавола. Слова: во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, означают, что Иисус Христос после Своей смерти и до воскресения сошел во ад, вывел оттуда в царство небесное святых людей ветхозаветных (напр.: Моисея, Давида) и тем показал, что уничтожил могущество диавола (1 Петр. ИИИ, 19).

Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани мя от всякаго зла.

Крест освящает все действия христианина. Им осеняет священник своих духовных детей; им родители благословляют детей, когда расстаются с ними; им осеняет себя человек в горе и радости; его, наконец, ставят как памятник на могиле христианина. Начиная день крестным знамением и молитвой, мы должны его этим и кончить. Ложась в постель, следует мысленно припомнить все поступки, слова и мысли свои за прошедший день, испросить еще раз у Бога прощения в грехах и, произнося эту молитву святому кресту, осенить себя пред сном крестным знамением.

^ 6. Некоторые избранные молитвы

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый, семь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое, и сия самая есть честная кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением; и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, не лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или в осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во исцеление души и тела.

„Верую, Господи, и вслух всем свидетельствую, что Ты поистине Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых всех грешнее я. Еще верую, что это есть самое пречистое тело Твое, а это -самая безценная кровь Твоя. Итак, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне мои грехи вольные и невольные, какие я совершил словом, делом, сознательно и безсознательно; и удостой меня без осуждения причаститься пречистых Твоих тайн, во оставление грехов и для вечной жизни. Приими меня сегодня, Сын Божий, участником Своей таинственной вечери: ибо я не выдам тайны врагам Твоим и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, по как разбойник призываю Тебя: вспомни меня, Господи, в Своем царстве. Пусть причащение святых Твоих тайн будет мне не в суд или в осуждение, но в исцеление души и тела“.

Эту молитву читает священник перед святым причащением, а причастники должны с благоговением повторять ее. Таинство причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий на кресте, во время последней вечери (ужина) с учениками, потому и вечеря эта называется тайной вечерею. „Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: „Приимите, ядите, сие есть тело Мое“. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: „Пейте из нея все: ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. XXVI, 26–28). „Сие творите в Мое воспоминание» (Лук. XXII, 19). Таково повеление Самого Спасителя, данное апостолам, а чрез них – и нам всем. Чтобы приготовиться к достойному приобщению святых тайн, прежде всего нужно веровать в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы, и что Он сошел с неба на землю, чтобы спасти грешников, – что мы и выражаем первыми словами молитвы перед причащением. Словами: от них же первый есмь аз, мы выражаем глубокое смирение перед Богом (см. изъяснение молитвы мытаря). Далее, для достойного причащения необходима вера в то, что во время причащения мы принимаем под видом хлеба истинное тело, а под видом вина – истинную кровь Спасителя, и что таким образом Сам Христос входит в нашу душу, исцеляет ее от греха и освящает. Но великое горе нам, если вошедший в нас Христос найдет нашу душу неприготовленною, полною грехов и злых мыслей; тогда Он строго осудит нас. Вот почему мы и просим Его перед причащением о прощении грехов вольных и невольных, сделанных словом, делом, ведением и неведением. Когда мы принимаем святое причастие, то сами делаемся как бы участниками тайной вечери. Но там вместе с святыми учениками Господа находился и Иуда, который в ту же ночь предал врагам своего учителя – Христа и при этом поцеловал Его, как друг. Приступая к причащению, мы должны дать обещание Господу, что не поступим как Иуда, т. е. не изменим Христу из-за земных выгод, -и это обещание мы выражаем словами: ни лобзания Ти дам, яко Иуда. Позорному поступку Иуды противопоставляется как пример, достойный подражания, искреннее раскаяние того разбойника, который, вися на кресте рядом с Иисусом Христом, обратился к нему с молитвой: „Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое» (Лук. XXIII, 42). Исповедав веру в Господа Иисуса Христа и от всего сердца испросив прощения грехов наших, мы в последних словах молитвы выражаем надежду, что принятие пречистого тела Христова и честной крови Его не послужит нам к осуждению, как это бывает с теми, кто причащается без веры, без глубокого раскаяния в грехах и без благоговения, ибо и святой апостол Павел говорит: „кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней“(1Кор. XI, 27). Молитва перед причащением составлена великим святителем Иоанном Златоустом (IV в.).

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля (Лук. II, 29–32).

„Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля».

Эта молитва праведного Симеона Богоприимца, названного так потому, что он удостоился держать на руках своих Младенца Иисуса Христа. Праведному Симеону было открыто Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. И вот, когда Младенец Иисус, на сороковой день от рождения, был принесен Иосифом и Мариею в храм, праведный старец Симеон взял Его на руки и с глубоким умилением и благодарностью к Богу произнес эту молитву. В ней он выразил чувства радости за себя, за весь род человеческий и в частности за народ израильский. Он радовался за себя, потому что Бог сподобил его умереть спокойно, увидев Господа Иисуса Христа, за род человеческий – потому что родился давно ожидаемый Спаситель мира; за народ израильский – потому что исполнились предсказания пророков, возвещавших Израилю, что Спаситель явится из среды народа избранного и тем прославит его.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся, невесто неневестная.

„По нас поборающей Военачальнице, дары победные приносим Тебе, Богородица, мы, рабы Твои, в благодарность за то, что избавлены от бед. Но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей; а мы будем взывать к Тебе: радуйся, невеста, не знавшая брака».

В этой молитве мы приносим. Пресвятой Богородице благодарность за сохранение Ею нас от бед и просим, чтобы Она и на будущее время избавляла нас от всяких несчастий.

Молитва эта составлена в VII веке православными константинопольской Церкви в благодарность Богородице, много раз спасавшей Константинополь от врагов.

Спаси, Господи, и помилуй родители моя, сродники, начальники и благодетели и вся Христианы, и помяни я, посети, укрепи и силою Твоею здравие и спасение подаждь, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Эта молитва о здравии и спасении живых. В ней мы просим у Бога родителям нашим, родственникам, благодетелям и всем нашим ближним благ земных и небесных, а именно: здоровья, крепости сил и вечного спасения.

Помяни, Господи, души усопших раб Твои5 и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное.

В этой молитве мы просим Господа, чтобы Он помянул усопших, т. е. вспомнил их, обратил на них милостивое внимание. Усопшими (т. е. уснувшими) мы называем умерших потому, что они не уничтожились: души их находятся в месте, назначенном Богом, и ожидают всеобщего воскресения. Тогда все умершие оживут и получат или царство небесное, назначенное праведникам, или вечное наказание, ожидающее грешников (Матф. XXV, 46). Но люди грешные еще могут получить облегчение своей участи, если на земле будут твориться поминовения о них. Поэтому, помянув имена умерших, мы должны просить для них у Бога, чтобы Он простил грехи их вольные и невольные и удостоил их царства небесного.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, праотец, отец и братий наших, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

В этой молитве мы просим, чтобы Бог умерших наших родственников и ближних поселил вместе со святыми в царстве небесном, где нет никаких страданий, а только одно блаженство.

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждали брата моего! Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

„Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, желания начальствовать н пустословить! Напротив, одари меня, раба Твоего, духом целомудрия, смирения, терпения и любви! О Господь и Царь, дай мне видеть собственные мои грехи и не осуждать брата моего! Так как Ты прославлен вечно. Аминь».

В этой молитве мы молимся Богу об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Она произносится в церкви священником во дни Великого поста при каждом Богослужении, кроме субботы и воскресенья, и сопровождается земными поклонами. Почему же святая Церковь ввела в ежедневное употребление во время поста именно эту, а не другую молитву? Потому, что в этой молитве содержится все, о чем следует просить Господа во время поста и покаяния. Именно, мы молим в ней Бога отогнать от нас, во-первых, дух праздности. Когда голова и руки ничем не заняты, всего легче овладевают человеком греховные мысли, а за ними следуют и греховные поступки. Поэтому всегда следует избегать праздности, а тем более во время поста и покаяния, и прогонять дух праздности трудом и молитвою. Дух уныния также легко овладевает человеком во время поста. Дух любоначалия происходит от гордости. Кто считает себя лучше других, тот хочет повелевать, а не повиноваться. Будем молить Бога, чтобы Он избавил нас от великого греха гордости! Дух празднословия происходит частью от праздности, частью от зависти и злобы. Не надо забывать слов Спасителя: „За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф. XII, 36). Испросив у Господа Бога очищения от этих грехов, мы просим Его затем даровать нам дух целомудрия (чистоты в мыслях и делах), смиренномудрия (мудрости, соединенной со смирением душевным), терпения и любви к ближним, чтобы нам не чужие грехи осуждать, а заботиться, как бы очистить себя от собственных наших грехов. Эту молитву мы заканчиваем славословием Господу Богу. Она составлена преподобным Ефремом Сирином (IV в.).

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Рождество пресвятой Богородицы.

„Рождение Твое, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной: ибо от Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь».

Праздники православной Церкви по важности воспоминаний разделяются на великие, средние и малые; в числе же великих на первом месте поставляется Св. Пасха, затем дванадесятые праздники, потом недванадесятые праздники. По-церковнославянски „дванадесятый», а по-русски „двенадцатый»; из числа великих праздников, св. Пасха и двенадцать других особенно важны для православного христианина. Дванадесятые праздники по порядку церковного года, начинающегося с 1 сентября, следует в такой последовательности: Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября, Воздвижение креста Господня 14 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября, Рождество Христово 25 декабря, Богоявление, или Крещение Господне 6 января, Сретение Господне 2 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта, Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (через 50 дней после Пасхи), Преображение Господне 6 августа, Успение Пресвятой Богородицы 15 августа.

В тропаре Рождества Пресвятой Богородицы говорится, что оно образовало людей, потому что от Пресвятой Богородицы родился Иисус Христос, уничтоживший проклятие и смерть и даровавший нам вечную блаженную жизнь. Иисус Христос называется Солнцем правды потому, что Он, подобно солнцу, освещающему землю, просвещает всякого человека светом истинной веры.

Днесь благоволения Божия предображение и человеком спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

„Ныне продызображение благоволения Божия к нам и провозвестие о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко воззовем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя».

В этом тропаре говорится о том, что явлением в храм Пресвятой Девы Марии, избранной быть Матерью нашего Господа и Спасителя, предвозвещается людям спасение.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе.

„Твое рождение, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания, ибо тогда звездам, как Богу служившие, звездою научены поклоняться тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток, с высоты. Господи, слава Тебе».

В этом тропаре говорится о том, что рождение Спасителя было для людей духовным светом, потому что по чудесной звезде, явившейся при рождении Спасителя, восточные мудрецы познали Его. Они, звездам служащии, по течениям звезд угадывали судьбу человека, а по явлению им на небе особенной звезды узнали о рождении Спасителя. Востоком с высоты называется Спаситель наш Иисус Христос, с небесной высоты просвещающий нас верою, подобно тому, как восходящее на востоке солнце разливает дневной свет по земле и оживляет ее.

Рождество Господа Иисуса Христа.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

„Ныне начало нашего спасения и открытие бывшей от века тайны: Сын Божий становится сыном Девы, и Гавриил возвещает благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою».

В этом тропаре говорится о том, что благовестием Гавриила открылась тайна нашего спасения; потому что благовествуется рождение от Девы Сына Божия, нашего Спасителя, и мы призываемся здесь обратиться к Ней с архангельским приветствием. Слова: от века таинства явление следует понимать так: Господь прежде творения мира; прежде всех веков, знал, что человек согрешит, прежде всех веков предназначил спасти его чрез Единородного Сына Своего: эта тайна спасения, предназначенная от века, ясно открылась людям в благовестии архангельском.

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

„Богородица! Ты сохранила девство в рождении, Ты не оставила мира по успении Своем; Ты, будучи Матерью Жизни, преставилась к Жизни, и Своими молитвами избавляешь души наши от смерти».

В этом тропаре говорится о том, что Пресвятая Дева Мария и по преставлении Своем на небо близка к нам. Пребывая на небесах, Она, как Матерь Божия, Своими молитвами пред Богом избавляет души наши от смерти.

 

 

Успение Пресвятой Богородицы.

 

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

„Спаси, Господи, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая благоверному Императору нашему Николаю Александровичу побеждать врагов и сохраняя силою креста его святую Церковь Твою“.

Воздвижение Креста Господня

Этот тропарь содержит вместе прославление праздника и молитву за Государя Императора и отечество наше. Молясь Богу за себя и людей, близких к нам, мы должны молиться и за весь народ, к которому принадлежим, и за ту страну, в которой родились и живем, т. е. молиться за свое отечество. А так как счастье народа много зависит от счастья царя, который есть отец народа и господин земли, то мы должны особенно молиться Богу и за своего Царя.

В этом тропаре мы называем себя людьми Божиими, потому что веруем в истинного Бога. Поэтому и отечество свое мы называем достоянием Божиим, а Царя своего – благоверным, т. е. сохраняющим добрую веру христианскую. Мы молим Бога, чтобы Он спас нас, как Своих людей, от всякой беды и благословил страну нашу, как Свое достояние; чтобы Он дал победу над врагами нашему Императору и сохранил силою креста жительство Свое, т. е. святую православную Церковь, ибо мы верим, что сила святого креста сохраняет нас от всякого зла.

Тропарь Богоявления, или Крещения Господня

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствование Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

„Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, явилось поклонение (прославление) Святой Троице: глас Отца Твоего свидетельством о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух Святый в виде голубя подтверждал истину сего слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе“.

В этом тропаре говорится о том, что во время крещения Господня явились людям все три Лица Святой Троицы: Бог Отец говорил людям, Сын Божий принимал крещение, Дух Святый сходил на Него в виде голубя.

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

„Радуйся, благодатная Богородица Дево, ибо от Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение».

В этом тропаре мы обращаемся с приветствием к Пресвятой Деве Марии, родившей Христа Бога, Просветителя нашего; обращаемся с приветствием и к праведному старцу Симеону, удостоившемуся принять Его на свои руки. Сущия во тме, это – язычники, до пришествия Спасителя на землю не знавшие истинного Бога, жившие беззаконно и находившиеся, таким образом, как бы во тьме.

Сретение Господа Иисуса Христа.

Тропарь Входа Господня во Иерусалим

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

„В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, воскресил Ты из мертвых, Христе Боже, Лазаря. Посему и мы, как дети (еврейские), нося знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».

В этом тропаре говорится о том, что воскрешением Лазаря Спаситель нас уверил в общем воскресении. И мы призываемся приветствовать Его, как Победителя смерти. Воскрешенный Спасителем Лазарь был благочестивый человек, живший недалеко от Иерусалима, в Вифании, с двумя своими сестрами, Марфою и Мариею. Господь любил это благочестивое семейство и часто посещал их. Незадолго до страданий Спасителя Лазарь заболел и умер. Четыре дня уже лежал во гробе Лазарь, и Господь воскресил его. Под именем знамений победы разумеются ветви, с которыми евреи обыкновенно встречали победителей.

Вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим.

Тропарь Пасхи

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сушим во гробех живот даровав.

„Христос воскрес из мертвых, поразив Своею смертью смерть и даровав жизнь находящимся во гробах».

Воспоминанию славного воскресения Иисуса Христа из мертвых посвящает Церковь величайший из христианских праздников, св. Пасху, который в церковных песнопениях называется: „праздников праздник», „торжество из торжеств». Христиане торжествуют этот день в воспоминание искупления рода человеческого смертью и воскресением Спасителя. Праздники: Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне н Пятидесятница совершаются ежегодно в разные числа месяцев, отчего они и называются переходящими, или подвижными; другие праздники совершаются всегда в одни и те же числа, отчего они и называются непереходящими, или неподвижными. Пасха бывает между 22 марта и 25 апреля и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего подполуния. В тропаре Пасхи говорится о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых и во время Своей крестной смерти воскресил многих мертвых.

Тропарь Вознесения Господня

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

„Христе Боже наш! Ты вознесся в славе, исполнив радостью учеников Своих через обещание им Духа Святого, и Своим благословением уверил их в том, что Ты Сын Божий, Избавитель мира“.

Ученики Иисуса Христа должны были чувствовать скорбь от разлуки с Господом, возносящимся на небо. Но Господь, обещав послать им Утешителя – Духа Святого, тем самым успокоил их, обрадовав и Своим благословением, уверил их в Своем Божестве и спасении мира.

Вознесение Господа Иисуса Христа

Тропарь Пятидесятницы

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.

„Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), ниспослав им Святого Духа и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, человеклюбивый».

В этом тропаре говорится о том, что Иисус Христос ниспослал апостолам Духа Святого и через них привлек к себе весь мир. Апостолы называются ловцами потому, что они, как рыболовы неводом рыбу, уловляли проповедью людей и приводили их к истинной вере.

Сошествие Святого Духа на апостолов.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector