Толковый православный молитвослов »

Тропари

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; вся́каго бо отве́та недоуме́юще[1], сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це[2] гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

[1]Вся́каго бо отве́та недоуме́юще – ибо не находя для себя никакого оправдания.[2]Яко Владыце – как Владыке (имеющему власть отпускать грехи).

Сла́ва: Го́споди, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом[1]; не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́[2] беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не я́ко благоутро́бен[3], и изба́ви ны от враг на́ших; Ты бо еси́[4] Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси дела́ руку́ Твое́ю[5], и и́мя Твое́ призыва́ем.

[1]На Тя бо уповахом – ибо на Тебя мы уповаем (возложили надежду, упование).[2]Не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни – не прогневайся на нас сильно (в меру грехов наших) и не вспоминай, не помяни.[3]Но при́зри и ны́не я́ко благоутро́бен – но и теперь обрати к нам взор Твой, ибо Ты – сострадателен (милосерд).[4]Ты бо еси – ибо Ты.[5]Вси дела руку Твоею – все мы – творение рук Твоих.

И ны́не: Милосе́рдия две́ри отве́рзи[1] нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед[2]: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

[1]Отверзи – открой, отвори.[2]Да изба́вимся Тобо́ю от бед – да избавимся с Твоей помощью от напастей, невзгод.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Спаситель наш

Для того, чтобы искупить наши грехи, Ему пришлось быть казненным на кресте и умереть за это, а для победы над смертью – воскреснуть на третий день. Только после этого он вознесся на небо к Своему Отцу, где и пребывает как Бого-человек.

Иисус Христос считается основателем Царства Божия, которое именуют Церковью. Именно там многие верующие могут обрести духовный покой, спастись от различных напастей, а также укрепить свою веру. Многие верующие считают, что перед концом мира Христос вновь спустится на землю для того, чтобы провести суд над живыми и мертвыми. По предсказания после этого наступит рай, Царство Его Славы, где вечной радостью будут озарены все спасенные.

Вся Его просветительская деятельность и жизнь была направлена на то, чтобы взрастить в человеческой жизни новые духовные принципы и догмы. В них Он закладывал такие понятия как:

  • святость,
  • любовь к ближним и Господу,
  • чиста вера,
  • стремление к нравственному совершенствованию.

Также Им были привнесены определенные заповеди в жизнь людей, следуя которым можно добиться благодати Божьей. Он обращался к людям с прошениями о том, чтобы мы строили свою жизнь и религиозное мировоззрение, опираясь на эти основы.

Как показывает история христианства, то не всем народам и людям удается достигнуть и следовать высоких духовных принципов Святого Писания. Для установления православной веры некоторым порой приходилось пожертвовать своей жизнью. Да и сама вера утверждалась, проходя тернистые пути своего становления.

Порой замена Евангельских принципов на иные может привести к страшнейшим разрушительным последствиям. Зная большое количество примеров из истории, христиане должны отчетливо понимать то, что лишь в учении Христа можно найти ключ к решению всех общественных и семейных проблем.

Молитвы Иисусу

Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния, сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти[1], прости́ ми грехи́, я́же сотвори́х[2] в сей день де́лом, сло́вом и помышле́нием, и очи́сти, Го́споди, смире́нную[3] мою́ ду́шу от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И даждь ми, Го́споди, в нощи́ сей сон прейти́ в ми́ре, да воста́в от смире́ннаго ми ло́жа, благоугожду́ пресвято́му и́мени Твоему́[4], во вся дни живота́ моего́[5], и поперу́ борю́щия мя враги́ плотски́я и безпло́тныя[6].

[1]Cподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти – сподобивший меня прийти к этому часу (дожить до этого часа).[2] Яже сотворих – которые (я) сотворил.[3]Смиренную – здесь в значении сокрушенную, уничиженную.[4]Даждь ми… в нощи́ сей сон прейти́ в ми́ре, да воста́в от смире́ннаго ми ло́жа, благоугожду́ пресвято́му и́мени Твоему – даруй (дай) мне сон этой ночи провести мирно, спокойно, да, встав с моего смиренного ложа, буду делать благоугодное Тебе (Твоему Пресвятому имени).

Вседержи́телю[1], Сло́во О́тчее[2], Сам соверше́н сый[3], Иису́се Христе́, мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́ никогда́же отлуча́йся мене́[4], раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й[5]. Иису́се, до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц[6], не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть[7].

Ты у́бо[8], Го́споди Бо́же покланя́емый[9], Царю́ Святы́й, Иису́се Христе́, спя́ща мя сохрани́ немерца́ющим све́том[10], Ду́хом Твои́м Святы́м, И́мже освяти́л еси́ Твоя́ ученики́[11]. Даждь, Го́споди, и мне, недосто́йному рабу́ Твоему́, спасе́ние Твое́ на ло́жи мое́м: просвети́ ум мой све́том ра́зума[12] свята́го Ева́нгелия Твоего́, ду́шу любо́вию Креста́ Твоего́[13], се́рдце чистото́ю словесе́[14] Твоего́, те́ло мое́ Твое́ю стра́стию безстра́стною[15], мысль мою́ Твои́м смир́ением сохрани́;

Толковый православный молитвослов »

[1]Вседержителю – все (сотворенное) содержащий в Своей власти и всем управляющий. [2]Слово Отчее – (см. Ин.1:1): В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; (Ин.1:14): И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

[3]Совершен сый – будучи совершенным.[4]Никогдаже отлучайся мене – никогда не оставляй (не покидай) меня.[5] Почивай – пребывай.[6]Добрый Пастырю Твоих овец – (см. Ин.10:11, 14): Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… и знаю Моих, и Мои знают Меня. [7]Не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть – не предай меня крамоле (мятежу, возмущению) от змия (т.е.

диавола), не оставляй меня на волю сатаны, ибо во мне есть семя погибели, тления духовного.[8]Ты убо – Ты же.[9]Покланяемый – Которому покланяются.[10]Немерцающим светом – немеркнущим светом (Твоего Божества).[11]Имже освятил еси Твоя ученики – Которым Ты освятил Твоих учеников.[12]Светом разума – светом разумения (понимания).

[13]Любовию Креста Твоего – Твоей любовью простирающейся до Крестной Жертвы.[14]Словесе – учения.[15]Твоею страстию безстрастною – на Кресте Господь страдал только Своей человеческой природой; Божество Его при этом оставалось бесстрастным, поэтому Страсти (т.е. страдания) Христовы называются бесстрастными.[16]Яко препрославен еси – ибо Тебе в высшей степени подобает слава.

я́же от ю́ности и нау́ки злы[4], и я́же суть от на́гльства и уны́ния[5]. А́ще и́менем Твои́м кля́хся[6], или́ поху́лих е́ в помышле́нии мое́м[7]; или́ кого́ укори́х; или́ оклевета́х кого́ гне́вом мои́м[8], или́ опеча́лих, или́ о чем прогне́вахся[9]; или́ солга́х, или́ безго́дно[10] спах, или́ нищ прии́де ко мне, и презре́х его́[11];

или́ бра́та[12] моего́ опеча́лих, или́ сва́дих[13], или́ кого́ осуди́х; или́ развелича́хся, или́ разгорде́хся, или́ разгне́вахся; или́ стоя́щу ми на моли́тве, ум мой о лука́вствии ми́ра сего́ подви́жеся[14], или́ развраще́ние помы́слих; или́ объядо́хся, или́ опи́хся, или́ без ума́ смея́хся; или́ лука́вое[15] помы́слих, или́ добро́ту[16] чужду́ю ви́дев, и то́ю уя́звлен бых се́рдцем[17];

или́ неподо́бная глаго́лах[18], или́ греху́ бра́та моего́ посмея́хся, моя́ же суть безчи́сленная согреше́ния; или́ о моли́тве не ради́х[19], или́ и́но что соде́ях лука́вое, не помню, та бо вся и бо́льша сих соде́ях[20]. Поми́луй мя, Тво́рче мой Влады́ко, уны́лаго[21] и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и оста́ви ми, и отпусти́, и прости́ мя, я́ко Благ и Человеколю́бец, да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю[22], блу́дный, гре́шный и окая́нный аз, и поклоню́ся, и воспою́, и просла́влю пречестно́е и́мя Твое́, со Отце́м, и Единоро́дным Его́ Сы́ном, ны́не и при́сно и во ве́ки. Ами́нь.

[1]Го́споди, Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины – см. начало молитвы Святому Духу .[2]Отпусти – освободи от наказания, оправдай, прости долг.[3]Вся, ели́ка Ти согреши́х днесь я́ко челове́к, па́че же и не я́ко челове́к, но и горе́е скота — все, чем я сегодня согрешил как человек, и более того – не только как человек, но и хуже скота, хуже животного.

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам.[8]Оклеветах кого гневом моим – оклеветал кого-то во гневе.[9]О чем прогневахся – прогневался на что-либо, по какому-либо поводу. [10]Безгодно – безвременно, не считая времени (беззаботно).[11]Презрех его – отнесся к нему с пренебрежением, отверг его просьбу.

[12]Брата — ближнего, вообще любого человека.[13]Свадих – стал причиной ссоры, возбудил ссору.[14]Ум мой о лукавствии мира сего подвижеся – ум мой устремлялся к лукавым, обманчивым мирским помыслам.[15]Лукавое – злое, недоброе.[16] Доброту – красоту, великолепие, совершенство, славу.[17]Тою уязвлен бых сердцем – той (чужим совершенством) был поражен в сердце, т.е.

допустил в своем сердце укол [18]Неподобная глаголах – произнес что-либо непристойное, неподобающее.[19] Не радих – не заботился, не радел.[20]Та бо вся и больша сих содеях – ибо я сделал все это и больше этого соделал.[21]Унылаго – поверженного в уныние, неверящего в свое спасение.[22]Почию – в покое (в мире) отдохну.

Что Ти принесу́, или́ что Ти возда́м[1], великодарови́тый[2] Безсме́ртный Царю́, ще́дре и человеколю́бче Го́споди, я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша, приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я[3]? Ми́лостив ми бу́ди гре́шному и обнаже́нному вся́каго де́ла бла́га[4], возста́ви[5] па́дшую мою́ ду́шу, оскверни́вшуюся в безме́рных согреше́ниих, и отыми́ от мене́ весь по́мысл лука́вый ви́димаго сего́ жития́[6].

Прости́ моя́ согреше́ния, еди́не Безгре́шне, я́же Ти согреши́х[7] в сей день, ве́дением и неве́дением[8], сло́вом, и де́лом, и помышле́нием, и все́ми мои́ми чу́вствы. Ты Сам, покрыва́я, сохрани́ мя от вся́каго сопроти́внаго обстоя́ния[9] Боже́ственною Твое́ю вла́стию, и неизрече́нным человеколю́бием, и си́лою.

Очи́сти, Бо́же, очи́сти мно́жество грехо́в мои́х. Благоволи́[10], Го́споди, изба́вити мя от се́ти лука́ваго[11], и спаси́ стра́стную мою́ ду́шу[12], и осени́ мя све́том лица́ Твоего́[13], егда́ прии́деши во сла́ве[14], и неосужде́нна ны́не сном усну́ти сотвори́, и без мечта́ния[15], и несмуще́н по́мысл раба́ Твоего́ соблюди́[16], и всю сатанину́ де́тель отжени́ от мене́[17], и просвети́ ми разу́мныя о́чи серде́чныя, да не усну́ в смерть[18].

И посли́ ми А́нгела ми́рна[19], храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х; да воста́в со одра́ моего́, принесу́ Ти благода́рственныя мольбы́. Ей, Го́споди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию[20]; да́руй ми воста́вшу словесе́м[21] Твои́м поучи́тися, и уны́ние бесо́вское дале́че от мене́ отгна́но бы́ти сотвори́ Твои́ми А́нгелы[22];

да благословлю́ и́мя Твое́ свято́е, и просла́влю, и сла́влю Пречи́стую Богоро́дицу Мари́ю, Ю́же дал еси́ нам гре́шным заступле́ние[23], и приими́ Сию́ моля́щуюся за ны[24]; вем бо, я́ко подража́ет Твое́ человеколю́бие, и моля́щися не престае́т[25]. Тоя́ заступле́нием, и Честна́го Креста́ зна́мением[26], и всех святы́х Твои́х ра́ди[27], убо́гую ду́шу мою́ соблюди́[28], Иису́се Христе́ Бо́же наш, я́ко Свят еси́, и препросла́влен во веки. Ами́нь.

[1]Что Ти воздам – что (чем) отвечу на все Твои дары?[2]Великодаровитый – ниспосылающий великие дары.[3]Я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша, приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я – меня, ленящегося к совершению дел, угодных Тебе, и не сотворившего ничего доброго, Ты привел к концу этого (уже) прошедшего дня, созидая (устраивая) мое обращение (к Тебе) и спасение моей души.

[4]Обнаженному всякого дела блага – лишенному каких-либо добрых дел.[5]Возстави – подними (из греха)[6]Отыми́ от мене́ весь по́мысл лука́вый ви́димаго сего́ жития – избавь (освободи) меня от всех злых, коварных, соблазнительных помыслов этой земной жизни.[7]Яже Ти согреших — которыми пред Тобою согрешил.

[8]Ведением, и неведением – осознанно и неосознанно (по неведению)[9]От всякаго сопротивнаго обстояния – от всякого нападения противника.[10] Благоволи – яви Свою благую волю, окажи милость.[11]От сети лукаваго – от сетей, раставленных диаволом.[12] Страстную мою душу – мою душу, подверженную страстям, наполненную страстями.

[13]Осени мя светом лица Твоего – покрой меня светом Лица Твоего (как бы разгоняя во мне греховный мрак).[14]Егда приидеши во славе – когда (Ты) придешь со славою (речь идет о Втором Пришествии; ср. в Символе веры: И паки грядущего со славою судити живым и мертвым…).[15] Неосужде́нна ны́не сном усну́ти сотвори́, и без мечта́ния — сделай так, чтобы мне уснуть неосужденным (за грехи) и без искусительных сновидений.

[16]Несмущен помысл раба Твоего соблюди — сохрани помыслы Твоего раба от беспокойства и возмущения.[17]Всю сатанину детель отжени от мене – отгони от меня всякие сатанинские действия.[18]Просвети́ ми разу́мныя о́чи серде́чныя, да не усну́ в смерть – просвети мой разум сердечный (очи сердца), чтобы я не уснул навеки духовной смертью.

Толковый православный молитвослов »

[19] Посли ми Ангела мирна – пошли (посылай) мне Ангела Хранителя моего, чтобы он хранил меня от зла и сохранял душу мою в мире. Также здесь может разуметься особый Ангел, который по воле Божией поставлен хранить мир, любовь и согласие между людьми.[20]Ей, Го́споди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию – воистину, Господи, услыши меня, раба Твоего, грешного и бедного (убогого), не способного делать правильный выбор (решать) и бедного разумом (пониманием истины).

[21]Словесем – учению, заповедям.[22]Уныние бесовское далече о мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы – соделай через Твоих Ангелов так, чтобы происхоящее от бесов уныние (удрученное состояние духа, беспечность, бездействие в деле спасения), было далеко отогнанно от меня.[23]Юже дал еси нам грешным заступление – Которую Ты дал нам, грешным, как Заступницу (Покровительницу).

[24]Приими Сию молящуюся за ны — прими Ее, молящуюся за нас (Ее молитвы за нас).[25]Вем бо, я́ко подража́ет Твое́ человеколю́бие, и моля́щися не престае́т – ибо я знаю, что Она подражает Твоему человеколюбию и не перестает молиться (о нас).[26]Тоя́ заступле́нием, и Честна́го Креста́ зна́мением – Ее заступлением (покровом, защитой) и силою крестного знамения (т.к.

Молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»

  1. Аз есмь Госпо́дь Бог твой: да не будут тебе́ бо́зи ини́и, ра́зве Мене́
  2. Не сотвори́ себе́ куми́ра и вся́каго подо́бия, ели́ка на небеси́ горе́, и ели́ка на земли́ ни́зу, и ели́ка в вода́х под земле́ю: да не поклони́шися им, ни послу́жиши им.
  3. Да не прии́меши и́мене Го́спода Бо́га твоего́ всу́е
  4. По́мни день суббо́тный, еже святи́ти его; шесть дний де́лай, и сотвори́ши [в них] вся дела́ твоя́, в день же седьмы́й, суббо́та, Го́споду Бо́гу твоему́
  5. Чти отца́ твоего́ и ма́терь твою́, да бла́го ти бу́дет, и да долголе́тен бу́деши на земли́
  6. Не уби́й
  7. Не прелюбы́ сотвори́
  8. Не укради́
  9. Не послу́шествуй на дру́га твоего́ свиде́тельства ло́жна.
  10. Не пожела́й жены́ и́скренняго твоего́, не пожела́й до́му бли́жняго твоего́, ни села́ его́, ни раба́ его́, ни рабы́ни его́, ни вола́ его́, ни осла́ его́, ни вся́кого скота́ его́, ни всего́, ели́ка суть бли́жняго твоего́

По-русски

1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.4-я заповедь.

Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.6-я заповедь. Не убивай.7-я заповедь.

Не прелюбодействуй.8-я заповедь. Не кради.9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл.20; Второзак., гл.5).

Кто и кому дал десять заповедей закона Божия?Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую.

На чем были написаны эти заповеди?На двух досках каменных (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Как читается первая заповедь закона Божия?Аз есмь Госпо́дь Бог твой: да не будут тебе́ бо́зи ини́и, ра́зве Мене́

Аз – я. Да – пусть. Бози – боги. Инии – иные, другие. Разве – кроме.

Что Бог повелевает этой заповедью?Познавать и почитать Его одного, т.е. повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Него.

Толковый православный молитвослов »

Откуда можно лучше всего познать Бога?Из Священного Писания.

Как должно почитать ангелов и святых людей?Их должно почитать не так, как почитаем Самого Бога, но как самых близких к Богу служителей, и должны молиться им, чтобы они испрашивали нам у Бога милости.

Кто грешит против первой заповеди Бога?Против нее грешит тот, кто проповедует или принимает какое-либо ложное учение, противное учению православной церкви (еретик); кто не повинуется православной церкви и отдаляется от нее (раскольник); кто верит тайным силам тварей и старается ими действовать; кто гадает;

Чем некогда наказывал Бог людей за то, что они забыли Бога, истинную веру в Него и святой закон Его?Всемирным потопом.

Какая вторая заповедь Божия?Не сотвори́ себе́ куми́ра и вся́каго подо́бия, ели́ка на небеси́ горе́, и ели́ка на земли́ ни́зу, и ели́ка в вода́х под земле́ю: да не поклони́шися им, ни послу́жиши им.

Молитвы на сон грядущим

Кумир – истукан, идол, вообще, всякая вещь или создание, которое люди почитают за истинного Бога. Всякое подобие – всякое изображение земных предметов. Елика – что. Горе – наверху. Низу – внизу. Ниже – и не.

Что запрещает Бог этой заповедью?Запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества.

Чему кланяются язычники?На небе: солнцу, луне, звездам; на земле: зверям, птицам, растениям; в воде: рыбам, гадам и др.

Не грешно ли кланяться иконам?Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед иконами, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

Третья заповедь Божия:Да не прии́меши и́мене Го́спода Бо́га твоего́ всу́е

Да не приимеши – не принимай, не употребляй. Всуе – напрасно.

хула на Бога (иудеи хулили Господа, говоря, что Он изгоняет бесов силой веельзевула – князя бесовского: Мф. 12, 24);

молитвы на сон грядущий

ропот на Него (евреи неоднократно роптали на Бога во время своего странствия по Аравийской пустыне: Чис. II, 4-6);

ложь под присягою 9;

кощунство (Валтасар, последний царь Вавилонский, пируя со своими вельможами, пил вино из священных сосудов храма Соломонова, похищенных Навуходоносором; за это кощунство был убит в ту же ночь, и царством его завладели другие народы);

божба без нужды, и особенно в неправде, что составляет тяжкий грех перед Богом.

Когда же можно и должно употреблять имя Божие?

Когда молимся, ведем благочестивые разговоры, когда, по требованию начальства, клянемся, даем присягу, и во всех этих случаях нужно употреблять имя Божие со страхом и благоговением.

Четвертая заповедь Божия:По́мни день суббо́тный, еже святи́ти его; шесть дний де́лай, и сотвори́ши [в них] вся дела́ твоя́, в день же седьмы́й, суббо́та, Го́споду Бо́гу твоему́

Суббота – покой, отдых. День субботний – день праздничный. Еже – чтобы. Святити день – делать в известный день добрые дела.

молитвы на сон. Вечерние молитвы

Что Бог повелевает этой заповедью?

Повелевает нам шесть дней недели работать, заниматься своими делами, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

Какой из семи дней нужно посвящать на добрые дела?

В Ветхом Завете днем праздничным была суббота, или тот седьмой день, в который Бог, по сотворении мира, почил от всех дел своих; со времени же воскресения Христова суббота заменилась днем воскресным, или тем днем, в который воскрес Иисус Христос.

Кроме воскресных, нет ли еще дней, которые нужно посвящать на богоугодные дела?

Это – праздники Господни, каковы, например, Рождество Христово (25 дек. 10), Крещение Господне (6 янв.), Преображение Господне (6 авг.). Праздники Богородичные, например, Рождество Пресвятой Богородицы (8 сент.), Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.).

Праздники в честь святых, например, день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), день Усекновения главы его (29 авг.), день верховных апостолов Петра и Павла (29 июня).

молитвы на сон. Перевод молитв

Что еще повелевается четвертой заповедью?

Повелевается соблюдать посты.

Какие посты установлены Православной Церковью?1) Великий пост, или Св. четыредесятница, в которую мы обыкновенно говеем, исповедуемся и причащаемся. Этот пост установлен в подражание сорокодневному посту Господа Иисуса Христа в пустыне и установлен для того, чтобы нам достойно встретить праздник Воскресения Христова. (Начинается каждый год за семь седьмиц (недель) до праздника Пасхи и состоит из 40 дней и страстной недели.)

2) Пост перед праздником Рождества Христова, или Рождественский пост, иначе Филиппов. (Начинается с 15 ноября – после дня апостола Филиппа – и продолжается 40 дней до 25 декабря, т.е. до праздника Рождества Христова.)

3) Успенский пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (с 1-го до 15-го авг.), иначе Госпожинки.

4) Петров пост, или Петровки. (Начинается всегда, спустя неделю, после Троицына дня и продолжается до 29 июня, до дня апостолов Петра и Павла, а потому продолжительность этого поста зависит от времени Пасхи.)

1 ) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сент.).

2) Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.).

3) Сочельник крещенский (5 янв.).

4) Среда и пятница каждой недели.

Почему положено постится в среду и пятницу?

В среду – в память предания Иисуса Христа на страдание, а в пятницу в память самого страдания и смерти Его.

Кто грешит против четвертой заповеди Божией?

Тот, кто будничные дни проводит в праздности, кто воскресные дни и праздничные дни проводит не по-христиански, и кто не соблюдает постов.

Пятая заповедь Божия:Чти отца́ твоего́ и ма́терь твою́, да бла́го ти бу́дет, и да долголе́тен бу́деши на земли́

Чти – почитай. Да – чтобы. Благо – хорошо. Ти – тебе. Долголетен – тот, кто много лет живет.

молитвы на сон. Тексты молитв

Этой заповедью Бог повелевает почитать родителей.

Что значит почитать родителей?Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости и молиться о спасении душ их.

Как некогда была наказана непочтительность к родителям?Сын Ноя, Хам, смеялся над своим отцом, спавшим в своем винограднике обнаженным; другие же сыновья его, Сим и Иафет, прикрыли одеждой обнаженное тело его. Ной, проснувшись, узнал о таком непочтительном поступке Хама, проклял его и пророчески сказал, что потомки его будут рабами потомков его братьев.

Кроме родителей, кого еще повелевается почитать пятой заповедью?Тех, которые в каком-либо случае заменяют нам родителей, как-то: Государя своего Отечества, духовных пастырей, начальствующих, всех вообще благодетелей и старших возрастом.

Кого из них особенно нужно почитать?Государя, потому что Он отец целого народа и помазанник Божий. Бога бойтеся, царя чтите (1 Пет. 2, 17), говорит апостол Петр. Сам Господь сказал: воздадите кесарева кесареви (Мф. 22, 21), т.е. что принадлежит кесарю, или царю, то ему и отдавайте: какие есть обязанности к Государю, те и исполняйте.

Какие обязанности подданного к Государю?Нужно повиноваться Его повелениям, молиться за Него, повиноваться властям, от Него поставленным, честно платить подати, охотно идти по Его повелению в военную службу на защиту веры и отечества, исполнять охотно и другие обязанности.

А что сказать о тех, которые не исполняют обязанностей к Государю?Они виновны не только перед Государем, но и перед Богом, потому что противляяйся власти, как говорит Слово Божие, Божию повелению противляется… несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13, 1-2).

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Кондак Богородице

[1]Веси, Царице – Ты ведаешь (знаешь), о, Царица.[2]Яко безпрестани согрешаю – о том, что я беспрестанно согрешаю.[3]Многажды аще каюся – хотя многократно каюсь.[4]Лож пред Богом обретаюся – я оказываюсь (я предстаю) перед Богом лживым (неисправившимся).[5]Каюся трепеща – с трепетом каюсь.[6]Не ужели Господь поразит мя – не теперь ли Господь поразит (накажет) меня?

[7]По часе паки таяжде творю – через некоторое время вновь совершаю то же самое.[8] Ведущи сия – зная об этом (ведая это).[9]Да укрепиши – укрепи меня.[10]Благая творити да подаси ми – помоги мне (научи меня) творить благое.[11]Веси бо – ибо ведаешь, знаешь.[12]Я́ко отню́д и́мам в не́нависти зла́я моя́ дела – что я совершенно, всецело гнушаюсь моих злых дел (ненавижу мои злые дела).

[13] Всею мыслею – всем разумом.[14] Не вем – не ведаю, не знаю.[15]Отку́ду я́же ненави́жду, та и люблю́, а блага́я преступа́ю – откуда это: то, что я ненавижу (чего я гнушаюсь), это же самое люблю, и прегрешаю в делах благих (делаю противное делам благим). (См. Рим.7:19): Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

[16]Не попущай – не попускай (не позволяй).[17] Не угодна бо есть – ибо она неправедна (букв. неприятна Тебе).[18]Да бых аз отсе́ле преста́л скверноде́йства – с тем, чтобы я с этого времени перестал совершать дела недостойные (нечистые, непотребные).[19]Про́чее пожи́л бых в повеле́нии Сы́на Твоего – прочее (дальнейшее) время жил бы по заповедям Сына Твоего.[20]Емуже подобает – Которому принадлежит.[21]Держава – власть, сила.[22]Животворящим – дарующим жизнь.

[1]Благаго Царя благая Мати – Милосердная (Милостивая) Матерь Милосердного (Милостивого) Царя.[2]На страстную мою душу – на мою подверженную страстям (страдающую) душу. [3]На деяния благая – на добрые дела.[4]Да про́чее вре́мя живота́ моего́ без поро́ка прейду – чтобы оставшееся время жизни моей я мог прожить (пройти) без порока. [5]Тобою – с Твоей помощью, Твоим ходатайством.[6]Рай да обрящу – да обрету рай (достигну рая).

Взбра́нной Воево́де[1] победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице[2], но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую[3], от вся́ких нас бед свободи́[4], да зове́м Ти[5]; ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная[6].

Это первый кондак из Акафиста Пресвятой Богородице – древнейшего Акафиста (VII век), явившегося образцом для всех остальных акафистов.

[1]Взбранной Воеводе – (Тебе), Сильной в духовной брани (в борьбе, в преодолении вражды) Предводительнице, Военачальнице (Небесных Сил).[2] Победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице – (как) избавленные от бедствий, победную (триумфальную) благодарственную песнь Тебе приносим мы, рабы Твои, Богородица.

Пресла́вная Присноде́во[1], Ма́ти Христа́ Бо́га, принеси́ на́шу моли́тву Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, да спасе́т Тобо́ю[2]ду́ши на́ша.

[1]Приснодево – всегда Дева.[2]Тобою – Твоими молитвами.

Все упова́ние мое́ на Тя возлага́ю, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ мя под кро́вом[1] Твои́м.

[1]Под кровом – под покровом, защитой.

Богоро́дице Де́во, не пре́зри мене́, гре́шнаго[1], тре́бующа Твоея́ по́мощи и Твоего́ заступле́ния[2], на Тя бо упова́[3] душа́ моя́, и пом́илуй мя.

[1] Не презри мене грешнаго – не пренебрегай (не гнушайся) мною, грешным.[2]Тре́бующа Твоея́ по́мощи и Твоего́ заступле́ния – нуждающегося в Твоей помощи и защите.[3]На Тя бо упова – ибо на Тебя уповает, надеется.

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица огня́, та́ко да поги́бнут[1] бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га[2] и зна́менующихся[3] кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день[4], прогоня́яй[5] бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго[6] Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю[7], и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й[8] на прогна́ние вся́каго супоста́та[9]. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Православные молитвы на сон

Объяснение молитвы Честному Кресту

[1] Начало молитвы совпадает с началом Пс. 67. В рус. переводе: Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечистивые да погибнут от лица Божия. Да воскреснет – по толк. свв. отцов здесь псалмопевец Давид пророчествует о Воскресении Христовом, а также о том, что сила воскресшего и поправшего силу диаволю Господа разгонит мрак греховный в душе любящих Бога.

Расточатся — рассеются.[2]Тако да погибнут беси от лица любящих Бога — так (пусть) погибнут бесы при виде любящих Бога.[3]Знаменующихся — осеняющих (себя).[4]Ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день – торжествуй, святочтимый и дарующий жизнь Крест Господень.[5]Прогоняяй – прогоняющий.

[6]Пропятаго – Распятого.[7]Поправшаго силу диаволю – сокрушившего (букв. растоптавшего) силу, власть диавола.[8]Дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й – даровавшего нам тебя, Свой (т.е. Христов) Честной Крест.[9]На прогнание всякаго супостата – чтобы мы могли прогнать (отогнать) всякого врага (противника).

Исповедание грехов повседневное

[1]Я́же соде́ях во вся дни живота́ моего – которые я сотворил в течении всей моей жизни.[2]Тайнояде́нием – невоздержанием от пищи в пост, тайным от других ядением. [3]Небрежением – беспечностью (в деле спасения).[4]Неправдоглаго́ланием – ложью.[5]Скверноприбы́тчеством – использованием в приобретении чего-либо скверных (неправедных, нечестных) средств.

[6]Мшелоимством – стремлением приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей.[7]Ревнованием – ревностью, подозрительностью (недоверчивостью).[8]Памятозлобием – злопамятностью.[9]Лихоимством – алчностью (в приобретении чего-либо).[10]Чувствы – чувствами.[11]Грехи – грехами.

[12]Душевными вкупе и телесными – как душевными, так и телесными.[13]Имиже Тебе – которыми Тебя.[14]Прогневах – прогневал.[15]Бли́жняго моего́ онепра́вдовах – несправедливо поступил с моим ближним.[16]Винна себе Тебе Богу моему представляю – я, во всем этот повинный, предстою перед Тобой, Богом моим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector