Утешительная молитва за самоубиенных

Кто впервые заговорил о недопустимости поминовения самоубийц?

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Примечание МС. На чтение данной молитвы нужно взять благословение священника. Желательно это делать во время многодневных постов, и при этом часто приступать к исповеди и Причастию. Из-за возможных искушений (в том числе и ухудшения здоровья) не рекомендую молиться за самоубийц (и тем более за некрещеных самоубийц) болящим, беременным и кормящим женщинам, имеющим малых младенцев до 4 – 5 лет. При возникновений серьезных искушений, лучше прекратить чтение молитвы, и положиться на благой промысл Бога.

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь.

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, Любвеобильне, Человеколюбче, Милостив, милостив, милостив буди нам, о, вся Объемлющий и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон. Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молитва о самоубиенном была запрещена Тимофеем Александрийским, проживавшим в IV столетии. Этот человек отличался высокой образованностью, умом и ревностным служением Господу.

Тимофей Александрийский участвовал во II Вселенском соборе, проходившем в Константинополе. Этот человек всю свою жизнь боролся с арианством и немало преуспел в этом. Сам он придерживался учения, гласящего о единой сущности Святой Троицы.

В 380 году этот человек был избран главой Александрийской христианской кафедры. С этого момента он стал именоваться не иначе, как Тимофеем Первым Александрийским. Сам он учился у Афанасия Великого и, разумеется, являлся его последователем, как и его брат, Петр Александрийский.

Пользовавшийся авторитетом при жизни и создавший немало священных текстов, признанных церковью каноническими, после смерти этот человек также был окружен почетом. Он был канонизирован и почитается в чине Святителя. День почтения памяти Тимофея Александрийского – 13 февраля.

Принято считать, что самоубийство является одним из наиболее тяжких грехов для христианина. Вероятно, всем известна поговорка: «Бог терпел и нам велел». В этой народной присказке максимально точно выражается суть того, чем является для христианина суицид.

Человек, самостоятельно прерывающий свою жизнь, вмешивается в Божий промысел, фактически отвергает его. А что может быть тяжелее для христианина, чем отринуть от Господа? Вмешаться в его промысел и нарушить его? Фактически тем самым ставя себя на один уровень с Богом, не меньше. Иными словами, те, кто осознанно и самостоятельно уходят из жизни, противостоят Богу и его Церкви.

Те же, кто осмеливается на такое действие, как молитва о самоубийцах, грех этот словно бы разделяют с умершими. Согласно многочисленным свидетельствам духовных подвижников, осмелившихся на моления о милости к душам людей, сведших счеты с жизнью, после этих действий ощущается невыразимая душевная тяжесть.

В душе возникает словно бы пустота, которая заполняется тоской, унынием, а кроме этого, появляются совершенно чуждые природе помолившегося за самоубийцу человека мысли. Эти мысли вполне можно назвать бесовскими искушениями. Ко всему этому приводит молитва о самоубиенном, согласно описаниям духовных подвижников.

Как появилось это правило?

VI Вселенский собор утвердил в чине канонических тексты, известные как «Восемнадцать ответов о нравственной чистоте и о причащении», принадлежащие авторству Тимофея Александрийского. Это было сделано вторым правилом Собора. Ответы не являлись трактатом как таковым. Однако именно к этому труду в те далекие времена нередко обращались священнослужители при возникновении непонятных ситуаций, затруднений или же двусмысленных обстоятельств, находя в тексте разъяснения.

Среди этих ответов был и запрет на моления о душах самоубийц. Впрочем, слово «запрет» не самое подходящее определение. Тексты скорее имели разъясняющий характер, ведь они являлись ответами на наиболее актуальные вопросы, возникающие у христианских служителей в конце IV столетия. А их автор был хоть и весьма уважаемым, окруженным почетом и достаточно высокопоставленным священником, главой или же руководителем церкви все же не являлся.

В миру этого человека звали Львом Даниловичем Наголкиным. Жил он на стыке XVIII и XIX столетий. Родился в 1772 году, а почил в 1841-м. Хотя о дате рождения историки спорят, многие придерживаются версии того, что появился на свет этот человек в 1768 году.

Лев Данилович прожил непростую жизнь, которая закончилась в стенах Оптиной пустыни. Канонизирован он был в статусе преподобного, а при жизни почитаем за необыкновенную прозорливость и многочисленные случаи чудотворений. Этот человек — основоположник старчества в Оптиной пустыни.

Молитва Льва Оптинского о самоубиенных возникла благодаря частному случаю. Старец был известен и уважаем, имел большое количество учеников, да и простые люди нередко обращались к нему за наставлением или же советом.

Однажды к старцу за помощью обратился молодой человек, пребывающий в безутешном состоянии по причине самоубийства отца. Звали этого молодого человека Павлом Тамбовцевым, а сама история была задокументирована в хрониках обители. Конечно же, юношу интересовало, какой должна быть молитва за самоубиенного отца и возможна ли она в принципе, есть ли надежда для души почившего.

Старец не отказал убитому горем юноше в совете и помощи, разъяснив, как молиться в такой ситуации и приведя пример нужных слов. Эта молитва стала по-настоящему народной и распространилась без какого-либо церковного попустительства.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Почему возникло такое правило?

Почему молитва за упокой души самоубиенных считается грехом? По каким причинам нельзя отпевать этих людей? По каким причинам возникло это убеждение? Чем руководствовались священники, утверждая это правило? Подобными вопросами неизменно задаются все те несчастные люди, которым довелось столкнуться с суицидом в семье или среди близких.

По каким причинам в конце четвертого столетия глава Александрийской кафедры посчитал неуместным отпевание суицидников и их захоронения близ храмов, сейчас доподлинно установить невозможно. Известно только, что это правило имело непосредственное отношение к отринувшим Христа и его Церковь, к тем, кто отпал от веры.

Вероятно, молитва о самоубиенном стала считаться Тимофеем Александрийским, а вслед за ним и другими священнослужителями не совсем уместной и даже недопустимой в связи с арианством и рассветом прочих ересей.

Каковы правила сегодня?

В последние годы широко распространилось мнение о том, что церковь разрешила отпевание и моления в отношении суицидников. Но это вовсе не соответствует действительности: официальная позиция руководителей всех без каких-либо исключений христианских конфессий едина и неизменна — молитва о самоубиенном в храме не читается, а отпевание для такого человека не проводится.

Однако существует так называемый «особый чин». Именно он и является той самой «лазейкой», которой пользуются в случаях, когда необходимо помолиться за душу суицидника или же похоронить его по-христиански.

Что касается запрета на молитвы о самоубийцах, то он никогда не был абсолютным. За души этих людей молились за пределами храмов и вне церковного служения всегда. Об этом и напоминает в своем обращении к служителям и верующим Священный синод Русской православной церкви. Это обращение, в общем-то, и породило слух о том, что церковные правила в отношении суицидников изменились.

Что такое «особый чин»?

Особый чин – это часть служения, моления, но не за самоубийцу, как часто неправильно понимают пребывающие в глубоком горе и искренне верующие люди, а за них, то есть за близких почившего. Он так и называется – «Чин для молитвенного утешения родных самовольно скончавшегося». Это ни в коем случае не отпевание и тем более не молитва за душу суицидника.

Но это вовсе не значит, что в рамках особого чина нельзя отпеть ушедшего из жизни и похоронить его по-христиански. В католичестве давно практикуется этот вариант, а в православии он является скорее исключением, чем правилом, но все же возможен. Однако родственникам покойного придется проявить немалое смирение и терпение, кротость.

Речь о том, что церковь не признает греха самоубийства за теми, кто был душевно болен. То есть нужно собрать все возможные медицинские справки и прийти к священнику, а уже вместе с ним, в назначенное время, отправиться на аудиенцию к местному церковному главе. Нередко вопрос о разрешении отпевания и поминовения решается сложно и долго, иногда даже на уровне митрополита.

Перед тем как решиться на такой шаг, как получение особого чина, нужно попытаться абстрагироваться от горя и подумать, есть ли право на это. Ведь церковное отпевание и поминовение – не волшебное заклинание, оно не является чем-то вроде пропускного билета в рай. Господа обмануть невозможно, поэтому в большинстве случаев предпочтительнее все же молитва за самоубиенного, которая читается дома.

Что такое «келейная молитва»?

Келейное моление осуществляется за пределами храма, вне рамок церковной службы. То есть если люди, находясь дома, просят Господа о помиловании души суицидников, это и есть келейная молитва о самоубиенных.

Под этим понятием скрывается не только самостоятельное обращение к святым или к самому Богу. Помолиться таким образом о душе самоубийцы может и священнослужитель, и подвижник, и просто любой неравнодушный благочестивый человек.

Наиболее известным из всех келейных текстов является молитва Льва Оптинского о самоубиенных.

Как читать эту молитву? Текст молитвы

В вопросе о том, какую молитву читать за самоубиенных, нет единого, конкретного ответа. Просить о милости Бога можно, читая отрывки из тропарей, псалмов, прочие тексты или же попросту молиться своими словами.

«Взыщи с меня, Господи, за душу погибшую раба (имя умершего). Взыщи и помилуй, Господи. Неисповедимы Твои пути и неисследимы замыслы и судьбы нам неизвестны. Не поставь, Господи, во грех мне (имя собственное) этой молитвы к Тебе. Припадаю к милости твоей с упованием. Да свершится на все воля Твоя».

В наставлениях к тем, кому необходима молитва за самоубиенного мужа, сына, жену, дочь или другого близкого, Оптинский старец советует проявить смирение и принять как аксиому тот факт, что Господь любит почившего несоразмеримо больше, чем кто бы то ни было из людей. Такая уверенность придаст сил молящемуся, укрепит его дух и решимость. Она позволит избежать тяжести на душе и бесовских искушений.

Как молиться архангелу Михаилу?

Молитва архангелу Михаилу о самоубиенных может произноситься не только в день его почитания, но и в любое другое время. Строгих канонов, предписывающих особые правила произношения для такой домашней молитвы, не существует. Обращаться к архангелу можно, пользуясь готовыми текстами или молясь «от сердца», то есть своими словами.

Общеизвестны и так называемые смешанные моления, в текстах которых человек обращается не к Михаилу, а к Богу, прося его о том, чтобы архангел извлек из чистилища душу покончившего с собой родственника или же просто близкого человека.

«Господи Всемогущий, Всевидящий и Всемилостивый! Не оставь меня (имя собственное) в горе. Облегчи страшный крест мой и не поставь в грех моление о милости твоей для души раба (имя суицидника). Не ведал, что творил, Господи, пребывал в дурмане бесовском раб твой (имя суицидника). Молю тебя, Вседержитель, направь архангела великого, демонов сокрушающего, спасти душу раба твоего (имя суицидника) и очистить ее от греха, нечестивости и скверны всяческой.

Уповаю на силу и милосердие твои, Господи, и молю для себя об утешении в горе моем. Молю тебя, Боже, не оставить меня наедине с искушением. И послать архангела великого во спасение моей души от бесовства да скверны, от грехопадения уберечь. Уповаю на силу и милость твою, в любви твоей пребывая. Не оставь, Господи, не дай сгинуть душе погибшей раба твоего (имя суицидника). Сохрани от погибели душу мою (имя собственное), не допусти греха, Господи».

«Превеликий воин Господень, архангел Михаил! К тебе обращаюсь я (имя собственное) со смирением в душе и покорностью воле Господа. Молю тебя о сострадании к горю моему и милосердии. Избавь, великий архангел, душу раба Божьего (имя суицидника) от участи страшной, от вечной погибели. Изыщи средь пламени адского, очисти и представь пред Престолом Небесным. Не оставь, Михаил, в час испытания, заступись, освободи от оков погибели, помоги обрести покой душе страждущей да заблудшей».

Обращаются с просьбами к Михаилу и о защите собственной души те христиане, которые решились отмолить душу покончившего с собой человека.

Молиться о помощи для себя в избежании бесовских нападок нужно непосредственно перед прочтением текста за душу самоубийцы. Кроме этого, обязательно следует посещать храм и молить о защите своей души перед образом архангела ежедневно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector