Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Образец смирения

Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны, по Апостолу, страсти нынeшняго времене къ хотящей славe явится въ насъ (Рим. 8, 18).

Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались.

В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг и единому Господу открывай тогда свое сердце.

Когда люди поносят нас, мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то бы все кланялись нам.

Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина: уничижи себе и узришь славу Божию в себе (Сл. 57).

Не сущу свету, вся мрачна, так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма. Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию; идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается.

Как воск не разогретый и не размягченный не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа, тогда приступили ангелы и служили Ему (Матф. 4, 11). Так, если во время искушений несколько отходят от нас ангелы Божии, то недалеко, и скоро приступают и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением.

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Так терпел и кротчайший Давид: ибо, когда Семей поносил его и метал на него камни, говоря: изыди мужу беззаконный,- он не сердился; и когда Авесса, вознегодовав на сие, сказал ему: почто проклинаетъ песъ умершiй сей Господина моего Царя? он запретил ему, говоря: оставите его и тако да проклинаетъ мя, ибо Господь увидит и воздаст мне благое (2 Цар. 16, 7-12).

Почему после и воспел: терпя потерпeхъ Господа, и внятъ ми, и услыша молитву мою (Пс. 39, 2).

Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его; а когда увидит, что он малодушен и наказание свое сносит с трудом, тогда утешает: так поступает с нами и благий Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию.

Посему Апостол Иаков учит нас: всяку радость имeйте, братiя моя, егда во искушенiя впадаете различна, вeдяще, яко искушенiе вашея вeры содeлываетъ терпeнiе: терпeнiе же дeло совершенно да имать, и прибавляет: блаженъ мужъ, иже претерпитъ искушенiе: зане искусенъ бывъ прiиметъ вeнецъ жизни (Иак. 1, 2-4, 12).

На пожилого человека, одиноко живущего в лесу, напали разбойники. Дедушку сильно избили, хотя никаких препятствий грабителям он не чинил и даже не ругался. Забрали самое ценное — маленькую иконку Богородицы в серебряном окладе. Избитого хозяина оставили умирать. Но Господь не оставил жертву разбойников: немного оправившись от побоев, старичок сумел дойти до монастыря. Это был знаменитый саровский чудотворец Серафим.

В храм старец зашел во время литургии. Братия монастыря ужаснулась его виду. Голова его была проломлена, сломаны ребра, порванная одежда измазана грязью и пятнами крови. Настоятель послал в город за врачами, но никто не надеялся на чудо, казалось, близкая смерть Серафима неизбежна.

Житие преподобного Серафима Саровского

Прохор Исидорович Мошнин – так звали преподобного Серафима в миру. Родился великий святой в 1754 году, в городе Курск, в семье именитого и богатого купца.

Первое чудо, связанное Прохором, случилось в возрасте семи лет. Малыш играл на стройке и случайно упал с недостроенной колокольни, однако не только остался жив, но и совершенно невредим. Кстати, строительство вела матушка преподобного.

А ещё, в юности молодой Прохор тяжело заболел. И однажды, во сне, юному святому приснилась Сама Богородица, которая пообещала ему скорое исцеление. Обещание было выполнено.

Вскоре после чудесного знамения, около дома Мошниных проходил крёстный ход, несли икону «Знамение Пресвятой Богородицы». Мама Прохора вынесла больного сына на руках, и он приложился к святой иконе. С этого момента Прохор пошёл на поправку и вскоре выздоровел.

Будущий монах ещё в детстве любил посещать церковные службы, читать библию и особенно молиться. В юности Прохор принял твёрдое посвятить свою жизнь Богу, а по совершеннолетию уйти в монастырь.

Мать не препятствовала такому решению сына и однажды Прохор Машнин, вместе с паломниками, отправился пешком в Киев, поклониться Печерским святым угодникам. Там Прохор посетил известного старца, схимонаха Досифея. Они долго общались и в ходе беседы Досифей благословил молодого Прохора идти в Саровскую пустошь на поиски себя.

Простившись навсегда с мамой, Прохор покидает отчий дом и 20 ноября 1778 года приходит в город Саров. С этого момента и начинается монастырская жизнь будущего святого, сначала послушником.

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Восемь лет Прохор пробыл послушником. Монахи полюбили его за кроткий нрав и за горячую веру в Бога. По благословению старца Прохомия, послушник часто уходил в лес, где в одиночестве молился и творил Иисусову молитву.

Однажды Прохор тяжело заболел водянкой, отчего его тело распухло и сильно болело. Словом сказать, а болезнь длилась почти три года. Болел послушник стойко, без слова ропота, и не смотря на уговаривание вызвать врача, Прохор просил настоятеля не делать этого: «»Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…».

Однажды Прохору было видение о том, что явилась Богородица в окружении апостолов Петра и Иоанна Богослова.

«Сей — от рода нашего» – сказала Богородица святому Петру и коснулась жезлом бока Прохора.

Тот час жидкость стала вытекать из тела больного, и послушник пошёл на поправку. Вскоре на месте чудесного явления Божьей Матери была выстроена построена больничная церковь, а престол в нём преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева.

Прошло 8 лет послушаний и Прохор принял постриг под именем Серафим. Серафим – «Пылающий к Богу», это имя святому дали за пламенную любовь к Богу, и за его пылкое стремление служить Ему. Почти сразу Серафим был произведён в чин иеродиакона, а в 39 лет в чин иеромонаха.

За свои подвиги святой иеромонах удостоился от Бога даров прозорливости и чудотворения. Несколько раз Серафим сам видел Господа, Ангелов, Богородицу. После таких чудесных видений преподобный усиливал свои подвиги — ещё больше молился, трудился и творил Иисусову молитву в своей лесной келье.

После смерти Пахомия Серафим спросил благословения у нового настоятеля монастыря и ушёл в лесную, пустынную келью, которая располагалась в нескольких километрах от монастыря.

Там преподобный жил по суровым правилам древних пустынных обителей, беспрестанно молился, читал Евангелие, постился.

К нему стали приходить люди за советом и даже дикие звери начали посещать святого. Когда из монастыря приносили хлеб, Серафим не ел его, а кормил им дикого медведя, прямо с рук. Около трёх лет (в некоторых источниках 2 года) святой питался только травой сытью, которая обильно росла вокруг его лесной кельи.

СПРАВКА

Сныть — зонтичное, многолетние растение.

Молодые листья пригодны в пищу. Добавлять сныть можно в щи, салаты, окрошку, борщи. Сныть придаёт пище специфический аромат.

Весной и летом 1942 — 1943 годов сныть включали в пищу  Московский общепит.

Для человека сныть имеет приятный аромат, который не любят многие животные, к примеру свиньи.

Сам враг человеческий, видя такое святое рвение Серафима старался устрашить его. Но святой ограждал себя от него молитвой и силой Животворящего Креста. Каждую ночь, в течении 1000 дней, преподобный вставал на огромный камень и молил: «Боже! Буди милостив ко мне грешному». Днём же, святой молился в своей кельи.

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Диавол, видя то, что Серафим не поддаётся решил нагнать на него разбойников, которые сильно избили святого, едва не убив его.

Несмотря на то, что Серафим был высок и крепок телом и даже несмотря на то, что в руках он держал топор, святой смиренно положил топор на землю, опустил голову и тихо сказал: «Делайте, что вам надобно».

После этого случая Серафим навсегда останется сгорбленным и хромым, но все же, несмотря на всё содеянное, святой простит обидчиков и попросит не наказывать их за это.

Весной 1810 года, после 15 лет пребывания в пустыни, святой вернулся в обитель, но сразу ушёл в затвор, никого, не принимая и не пуская к себе в келью.

Так было до 25 ноября 1825 года.

25 ноября, в видении к старцу пришла Сама Богородица, в окружении святых, и повелела выйти из затвора и начать принимать людей для «наставлений и поучений их».

Серафим исцелял, молился за людей и многих поставил на путь истинный, но особенно святой помогал и окормлял Дивеевскую общину. Дивеевские сестры почитали святого как отца и наставника духовного, приходили к нему за советом и благославением.

За год и девять месяцев до смерти, в праздник Благовещенья, Серафима в последний раз (при жизни) посетила Богородица, в окружении святых.

Царица Небесная долго разговаривала с преподобным, сделала последние наставления о Дивеевских сёстрах и сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».

При этом явлении присутствовала одна из Дивеевских сестёр.

Вскоре, после чудесного явления, святой старец начал слабеть здоровьем, а сам Серафим стал готовиться к своей кончине – приготовил гроб, дал наставления по поводу своих похорон (близ алтаря Успенского собора).

1 января 1833 года преподобный последний раз пришёл в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь, где причастился, после чего благословил своих братьев, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Серафим по возможности беспрестанно молился, в его кельи всегда горели свечи, а сам святой говорил братьям: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

2 января, в шестом часу утра, проходя мимо кельи Серафима, келейник преподобного, отец Павел, учуял запах гари. Войдя в келью, Павел увидел тлеющие вещи и книги, а самого преподобного Серафима, стоящего на коленях, в молитвенной позе, перед иконой Богородицы, но уже бездыханным.

Явление Богородицы

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Неделю старец не мог есть и спать, ужасно страдая от боли. На восьмой день святой сподобился явления Богоматери с апостолами. После видения он быстро пошел на поправку, но последствия избиения остались на всю жизнь.

Хулиганов вскоре поймали, но святой не стал предъявлять к ним претензий и попросил не наказывать, видя в этом нападении волю Божию. Настоятель был против такой щедрости и требовал поступить с разбойниками по всей строгости закона, но старец пригрозил ему оставить монастырь и перейти в другую обитель.

Пришлось игумену смириться, хотя он считал, что грабители, чувствуя безнаказанность, пустятся во все тяжкие. Но Господь все расставил по местам. У разбойников вскоре сгорели хаты, они все поняли правильно и пришли к старцу вымаливать прощение. Кроткий Серафим благословил и простил их. Этим поступком старец, несомненно, спас от наказания не только их тела, но и души.

Кроме того, святой учил терпеть все невзгоды и скорби с радостью. Жизнь человека пролетает незаметно, а за ней следует вечность. И от того, как мы проживаем свои дни, зависит то, что ждет нас за чертой. Господь допускает испытания, чтобы сделать людей сильнее духом, научить состраданию и взаимопомощи.

Скорбь и ропот

Когда в жизни человека случаются неприятные события, болезни, безденежье или потери, нужно понимать, что все это посылается свыше для спасения души. Звучит странно, но это так. Если все события принимать с благодарностью, извлекать из них уроки и стремиться к исправлению своей жизни, любая скорбь будет не такой глубокой.

Насколько важно читать молитвы о смирении и терпении, рассказывает протоиерей Александр Березовский в видеоролике.

Молитва Серафиму Саровскому о помощи

Но когда человек начинает роптать, винить во всех своих бедах окружающих или Бога, его спасение отодвигается на неопределенный срок. Негодование, неприятие своего креста — одно из проявлений смертного греха гордыни. Любое перенесенное испытание теряет смысл, как только начинается ропот. Противоположное качество — терпение. Овладеть им непросто, но Богу возможно все, поэтому нужно к нему обращаться.

Интересные высказывания преподобного Серафима

Прижизненное, иконописное изображение Серафима Саровского, сделанное с натуры художником, Серебряковым (в последствии священником), за 5 лет до кончины святого старца.

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы: явился бо еси воистинну ангел на земли и во плоти серафим; яко луч пресветлый Вечнаго Солнца Правды, просветися житие твое. Мы же, зряще прехвальныя труды твоя, с благоговением и радостию глаголем ти сицевая: Радуйся, правило веры и благочестия;

радуйся, образе кротости и смирения. Радуйся, преславное верных величание; радуйся, претихое скорбным утешение. Радуйся, прелюбимое иноков похваление; радуйся, живущим в мире предивное поможение. Радуйся, Российския державы славо и ограждение; радуйся, тамбовския страны священное украшение. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 2

Видящи мати твоя, преподобне отче Серафиме, теплую любовь твою ко иноческому житию, позна святую волю Господню о тебе, и Богу, яко дар совершен приносящи, благослови тя на тесный путь иноческий святым крестом своим, егоже до конца жития твоего на персех носил еси, знаменуя велию любовь твою к распеншемуся за ны Христу Богу нашему, Емуже вси со умилением зовем: Аллилуиа.

Молитва Серафиму Саровскому о помощи

Икос 2

Разум небесный тебе даровася, святче Божий: от юности твоея не престая помышляти о Небеснем, оставил еси дом отчий Царствия Божия ради и правды Его. Сего ради приими от нас похвалы сия: Радуйся, града Курска чадо богоизбранное; радуйся, родителей благочестивых отрасль пречестная. Радуйся, добродетели матере своея унаследивый;

радуйся, благочестию и молитве ею наученный. Радуйся, на подвиги от матере крестом благословенный; радуйся, благословение сие яко святыню до смерти соблюдый. Радуйся, любве ради Господа дом отеческий оставивый; радуйся, вся красная мира сего ни во чтоже вменивый. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго от юности твоея воистинну храняше тя, преподобне: с высоты бо храма спадша сохрани тя Господь неврежденна, и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши, зане измлада верно служил еси Богу, выну взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея тщание о подвизе иноческаго равноангельнаго жития, во град святый Киев поклонения ради преподобным Печерским притекл еси, и от уст преподобнаго Досифеа повеление приим в пустыню Саровскую путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие, и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси.

Мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением вопием ти: Радуйся, мирския суеты отрешивыйся; радуйся, Небеснаго Отечества пламенно возжелевый. Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, совершеннаго послушания исполненный; радуйся, святых заповедей Господних блюстителю верный.

Кондак 4

Бурю злых напастей утишая, прошел еси весь путь тесный и скорбный подвига иноческаго, несый ярем пустыннаго жития, затвора и молчания, многонощнаго бдения, и тако, благодатию Божиею восходя от силы в силу, от деяния к боговидению, преселился еси во Обители Горния, идеже со Ангелы поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще святое житие твое, преподобне отче Серафиме, вся братия твоя удивляхуся тебе и, приходяще к тебе, поучахуся о словесех твоих и подвизех, славяще Господа, дивнаго во святых Своих. И мы вси с верою и любовию восхваляем тя, преподобне отче, и вопием ти сице: Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый;

радуйся, на высоту безстрастия возшедый. Радуйся, воине Христов добропобедный; радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный. Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный. Радуйся, пречуднаго благоухания крине пустынный; радуйся, благодати Божия сосуде непорочный. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 5

Божественный свет осия жилище твое, преподобне, егда болящу ти и на одре смертнем лежащу, Сама Пречистая Дева, пришедши к тебе со святыми апостолы Петром и Иоанном, рече: “Сей есть от рода нашего”, — и главе твоей коснуся. Абие же исцелев, воспел еси благодарне Господеви: Аллилуиа.

Икос 5

Видя враг рода человеча чистое и святое житие твое, преподобне Серафиме, восхоте погубити тя: наведе бо на тя люди злы, иже беззаконно истязаху тя и еле жива суща оставиша; ты же, отче святый, яко агнец кроток, вся претерпел еси, за обидящих тя Господеви моляся. Темже мы вси, таковому твоему незлобию дивящеся, вопием ти:

Молитва Серафиму Саровскому о помощи

Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый; радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый. Радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю усердный; радуйся, пустынниче, дарами благодатными преисполненный. Радуйся, подвижниче богопрославленный и прозорливый; радуйся, наставниче монахов предивный и богомудрый. Радуйся, Святыя Церкве похвало и радование; радуйся, обители Саровския славо и удобрение. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 6

Проповедует пустыня Саровская подвиги и труды твоя, богоносне угодниче Христов: дебри бо и леса ея молитвою облагоухал еси, пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, и явился еси пустыни прозябение многоплодное дарами Духа Святаго, Егоже действием многая и преславная совершил еси, подвизая верных воспевати благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в тебе новый боговидец, Моисею подобный, Серафиме блаженне: непорочно бо служение олтарю Господню совершая, сподобился еси зрети Христа, во храме со Безплотными Силами грядуща. Сему Божию о тебе благоволению дивящеся, воспеваем ти сице: Радуйся, боговидче преславный; радуйся, Светом Трисиянным озаренный.

Радуйся, Пресвятыя Троицы служителю верный; радуйся, Духа Святаго жилище украшенное. Радуйся, Христа со Ангелы телесныма очима лицезревый; радуйся, в бреннем телеси райскую сладость предвкусивый. Радуйся, Хлебом Жизни насыщенный; радуйся, питием безсмертия напоенный. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 7

Молитва Серафиму Саровскому о помощи

Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе, преподобне, Свое неизреченное к людем милосердие, показа тя яко воистинну светило богосветлое: делы бо и словесы твоими всех приводил еси ко благочестию и любви Божией. Темже сиянием подвигов твоих просвещени и хлебом учения твоего насыщени, тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго видяще тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии в скорбех и болезнех; и сих, бедами отягченных, не отринул еси, источая целения, даруя утешение, предстательствуя в молитвах. Темже исхождаше во всю землю Российскую вещание чудес твоих, и сице тя славляху духовная чада твоя: Радуйся, пастырю наш добрый;

радуйся, отче милостивый и кроткий. Радуйся, врачу наш скорый и благодатный; радуйся, немощей наших целителю милосердый. Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый; радуйся, душ смятенных умирителю пресладостный. Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый; радуйся, прегрешений сокровенных обличителю прозорливый. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, преподобне: яко старец сый немощный и притрудный, тысящу дний и тысящу нощий на камени в молитве пребывал еси. Кто доволен изрещи болезни и борения твоя, блаженне отче, яже претерпел еси, воздея преподобнии руце твои к Богу, Амалика мысленнаго побеждая и Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси желание, весь сладость, Сладчайший Иисусе! — тако в молитвах взывал еси, отче, в пустыннем безмолвии твоем. Мы же, суетою помраченнии и во гресех все житие иждившии, восхваляюще любовь твою ко Господу, сице вопием ти: Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения; радуйся, приводяй грешников ко исправлению.

Радуйся, молчальниче и затворниче предивный; радуйся, молитвенниче о нас усердный. Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый; радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая; радуйся, светильниче, горяй и светяй даровании духовными. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

Молитва Серафиму Саровскому о помощи

Кондак 9

Все естество ангельское удивися странному зрению: старцу бо, сущу в затворе, Небесе и земли Царица явися, повелевающи, да открыет затвор свой и да не возбранит людем православным внити к себе, но да всех пети научит Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Радуйся, от мира в пустыню вселивыйся, да добродетели приобрящеши; радуйся, из пустыни во обитель возвративыйся, во еже добродетели семена сеяти. Радуйся, Духа Святаго благодатию осиянный; радуйся, кротосте и смирения исполненный. Радуйся, притекавшим к тебе отец чадолюбивый; радуйся, в словесех любве ободрение и утешение им подававый.

Притча о двух ангелах

Два ангела попросились переночевать в богатый дом. Хозяева, презрительно поджав губы, пустили их в холодный подвал, не предложив даже поужинать. Один ангел устроился на ночлег на холодном земляном полу, а другой стал заделывать дыру в кирпичной кладке.

На следующую ночь переночевать их пустили в небогатую избушку, стоящую на окраине села. Хозяева угостили ангелов скромным ужином и положили поближе к печи. Утром хозяева едва сдерживали рыдания: ночью в хлеву околела их единственная кормилица — дойная корова.

Младший неопытный ангел спросил у того, что постарше: «Почему так несправедливо устроен мир? Тем, кто обошелся с нами скверно, ты заделал дыру в стене, а эти бедные крестьяне потеряли все, что у них было ценного, и ты не помог им?»

На что второй ангел ответил: «В старом подвале спрятан чугунок с золотыми монетами. Рано или поздно стена разрушится окончательно, и скряга умножит свое богатство. А к крестьянам ночью приходила Смерть, хотела забрать жену хозяина. Я же уговорил ее взять вместо женщины корову».

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении и помощи

Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых русской православной церкви. Он был канонизирован в 1903 году указом Николая II. Еще при жизни святой помогал страждущим в их бедах — недугах, страданиях, житейских проблемах.

К нему шли люди за мудрым советом и за исцелением. Серафим Саровский был целителем и мудрецом. И после смерти он не оставляет тех, кто искренне просит его о помощи. Люди молятся святому об исцелении и помощи.

А ведь жизнь его могла сложиться совсем иначе, а точнее, не единожды могла оборваться.

Прохор, под таким именем был крещен будущий преподобный, был третьим ребенком в благочестивой купеческой семье. Его будущее, казалось, было определено. Его отец Исидор Иванович Мошнин был честным купцом и успешным строителем.

Он был занят большим делом – строительством храма в честь преподобного Сергия и Казанской Божией Матери, когда неожиданно в возрасте 43 лет скончался. Все заботы о семье и возведении храма легли на его молодую вдову Агафию Фотиевну.

Молитва Серафиму Саровскому о помощи

С самого детства Прохор обладал острым умом, прекрасной памятью, усидчивостью, тягой к знаниям. Приняв решение о пострижении в монахи, он принялся учиться с большим усердием. За что бы он ни брался, все изучал легко и основательно. Мальчик быстро освоил грамоту и увлекся чтением.

Он добросовестно помогал матери в лавке, и уже в монастыре с легкостью брался за любое послушание, какое бы ему ни назначалось.

С детства Прохор был очень привязан к своей матери. Он почитал её до конца своих дней. А в то время он непрестанно следовал за ней. Однажды она по строительным делам поднялась на самый верх колокольни, мальчик не отставал от неё.

Оказавшись на самом краю башни, он неожиданно слетел вниз. В ужасе мать подбежала к нему, ожидая найти бездыханное тело своего сына. Но увидела Прохора, спокойно стоящего на земле на собственных ногах и без единой царапины.

Это было первое чудо, случившееся с Прохором.

Второе чудесное спасение произошло с юношей через три года, когда ему было десять лет. Он сильно заболел. И близкие уже не надеялись на его выздоровление. Однажды утром ребенок рассказал матери о своем сне, в котором к нему явилась Пресвятая Богородица и сообщила об исцелении. В скором времени он поправился.

И снова этому способствовало провидение. Процессия с чудотворной иконой Коренной Божией Матери во время крестного хода проследовала через двор Мошниных, так как из-за неожиданно разразившейся грозы было принято решение сократить путь.

Агафия Фотиевна не растерялась, помня о сне сына, и вынесла своего больного ребенка к иконе.

Примерно через два года, после поступления Прохора в Саровскую обитель, он заболевает водянкой. Болезнь не отступала три года. И снова его спасла Богородица. После её явления Прохор быстро пошёл на поправку.

В следующий раз Божья Матерь спасла преподобного, когда он уже вёл отшельническую жизнь в уединении. В надежде, что у отшельника хранятся пожертвования, на него нападают и жестоко избивают крепостные помещика Татищева. Ценностей в келье не оказалось, а жестоко избитый монах с трудом добрался до обители и долго мучился от побоев.

Только когда с ними произошло несчастье, сгорели их дома, они сами пришли к Серафиму Саровскому с покаянием.

Серафим Саровский

В течение всей его монашеской жизни Пресвятая Богородица неоднократно являлась одна или в сопровождении апостолов к преподобному Серафиму с наставлениями.

К семнадцати годам Прохор твердо решил уйти от мирской жизни. Он любил мать и старался ей помочь с лавкой и кирпичным заводом.

Но со временем понял, что невозможно всецело отдаваться двум несовместимым делам одновременно: торговому делу и служению Богу, а иначе он не умел относиться к делу, которым он занимался. Тогда он выбрал свой путь и решил уйти в далекую обитель в Саровской пустоши.

Матери было очень тяжело отпустить сына, но и противиться, удерживать его слезами она тоже не могла. На прощание она благословила его простым медным крестиком, с которым преподобный не расставался до конца своих дней.

Там, в обители Саровской пустоши, в возрасте 27 лет, через восемь лет после начала своего послушания, Прохор был пострижен в монахи в сан инока. С этого времени он начал носить имя Серафим. Он много молился, добросовестно исполнял монашеское послушание.

А через 16 лет, находясь в сане иеромонаха, Серафим испросил благословения настоятеля обители на пустынножительство. Преподобный был очень мудрым и добрым человеком. К его советам прислушивались не только монахи, жившие в обители, но и прихожане. А после нападения на него разбойников и выздоровления монах взял обет молчания.

Три года преподобный молчал, живя в уединении в полной гармонии с природой. По окончании этого времени ему снова явилась Богородица с повелением служить людям. Преподобный с готовностью принял и это послушание. Он с терпением и любовью выслушивал мольбы прихожан, уделял каждому должное внимание, оказывал необходимую помощь.

При этом он не прекращал исполнять свое монашеское послушание. А когда Пресвятая Богородица указала место, где ему следует основать женскую обитель, он с готовностью принялся за это дело.

Пресвятая Богородица

Серафим Саровский не вел никаких записей. Однако его мудрые слова и молитвы не канули в Лету. Они были записаны окружавшими и слушавшими его моление современниками. Он много молился, и сила его молитвы была огромной. Он совершал чудо.

И после его смерти чудо не прекратилось. Его чтят и высоко почитают до сих пор. Его просят об исцелении, о помощи себе и близким в простых житейских делах, в торговле, любви, замужестве.

О любой молитве, обращенной с чистым сердцем к святому, можно сказать, что это сильная молитва. Вот одна из таких молитв.

Преподобный Серафим Саровский был человеком чести и мужества. Он был целителем и проповедником. Он любил людей, желал им добра, он молился за них. Молитва Серафиму Саровскому об исцелении — это обращение через него к Богу, имеют огромную силу. Его прославляют и почитают до сих пор.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6, 6)

Чудотворцу преподобному Серафиму Саровскому молятся при всех болезнях – душевных и телесных. Особенно часто к святому обращаются при болезнях ног.

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

В данной статье вы найдете три молитвы Серафиму Саровскому о здравии и помощи в исцелении. Вы также узнаете, почему о здравии молятся именно этому святому.

Молитвы

Молитва первая

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит Отечество наше, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва вторая

О преподобие отче Серафиме! Вознеси о нас, рабах Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил: да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь!

Молитва третья

Серафим Саровский является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Чтобы чудотворец откликнулся на ваши просьбы и помог вам в трудную минуту, обратитесь к нему при помощи сильных молитв.

О жизни деятельной и умозрительной

Человек состоит из тела и души, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных — из деяния и умосозерцания.

Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный (Мф. 7, 14).

Путь умосозерцательной жизни состоит в возношении ума ко Господу Богу, в сердечном внимании, умной молитве и созерцании чрез таковые упражнения вещей духовных.

молитва о смирении и терпении и кротости

Всякому, желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно.

К умозрительной жизни приступать должно со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием святых Писаний и, если можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостью и самочинением: дерзый бо и прозорливый, по словам Григория Синаита (О прелести и о иных многих предлогах. Доброт., ч.

Если же не можно найти наставника, могущего руководствовать к умосозерцательной жизни, то в таком случае должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам учиться от Священного Писания, глаголя: испытайте Писанiя, яко вы мните имeти въ нихъ животъ вeчный (Иоан. 5, 39).

Так же должно тщиться прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе исполнять то, чему научают оные, и таким образом мало-помалу от деятельной жизни восходить к совершенству умосозерцательной.

Ибо, по словам св. Григория Богослова (Слово на святую Пасху), самое лучшее дело, когда мы каждый сам собою достигаем совершенства и приносим призывающему нас Богу жертву живую, святую и всегда во всем освящаемую.

Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришел бы уже в умосозерцательную: ибо она содействует умосозерцательной жизни и ее возвышает.

А потому никакими противностями в прохождении сего пути колебаться не должно, утверждаяся в сем случае на слове Божием: страха же ихъ не убоимся, ниже смутимся: яко съ нами Богъ. Господа Бога нашего освятимъ въ сердечной памяти Его Божественнаго имене и исполненiя воли Его, и Той будетъ намъ въ страхъ (Исаии 8, 12-13).

С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления.

Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его,тогда на сердце нашем как бы камень ложится.

Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви.

Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирин (Сл. 89): простри ризу твою над согрешающем и покрой его. Мы все милости Божией требуем, как Церковь поет: аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно же и человекоубийцы.

Мы в отношении к ближним должны быть, как словом, так и мыслью, чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем безполезною.

иже любитъ отца или матерь паче Мене, нeсть Мене достоинъ: и иже любитъ сына или дщерь паче Мене, нeсть Мене достоинъ (Мф. 10, 37). О сем предмете весьма хорошо рассуждает св. Димитрий Ростовский (ч. II, поуч. 2): там видна неправдивая к Богу в христианском человеке любовь, где тварь со Творцом сравнивается, или более тварь, нежели Творец почитается; а там видна правдивая любовь, где один Создатель паче всего создания любится и предпочитается.

Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: ре судите, да не судими будете (Матф. 7, 1), и паки: ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоитъ или падаетъ; станетъ же, силенъ бо есть Богъ поставити его (Рим. 14, 4).

Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии Апостольские слова: мняйся стояти да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Ибо неизвестно, сколько времени мы можем в добродетели пребывать, как говорит пророк, опытом сие дознавший: рехъ во обилiи моемъ: не подвижуся во вeкъ. Отвратилъ же еси лице Твое, и быхъ смущенъ (Пс. 29, 7-8).

Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.

Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверзта и неизвестно, кто прежде войдет в нее — ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.

Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. Если осуждаешь ближнего, учит преп. Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведущему сердца наши и сокровенные страсти естества (Ант. 49).

Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву.

Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: сынове человeчестiи, зубы ихъ оружiя и стрелы, и языкъ ихъ мечь остръ (Пс. 56, 5).

Такие качества, как смирение, терпение, кротость и умение прощать, незаменимы в браке. Семья — это крест, служение супругу, детям и престарелым родителям. Гордость и вспыльчивость отравляют жизнь в браке, а порой приводят к необратимым последствиям. Любой конфликт в семье следует решать спокойно, с холодной головой, без скандалов и рукоприкладства. Однако не всегда получается сдержаться.

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении здоровья взрослых и детей на каждый день

Одним из самых ценных образцов православной веры является Серафим Саровский. Вся его жизнь – это неразделимое сплетение молитвы, тяжкого труда, самопожертвования, любви к ближнему. Святой уделял много времени чтению, учебе.

От Бога был наделен уникальным даром, помогал многим прихожанам исцелиться от тяжких недугов, найти свой жизненный путь.

И сейчас молитва Серафиму Саровскому об исцелении помогает всем верующим христианам обрести духовное, телесное здоровье.

Жизнь Преподобного

Вся жизнь Серафима Саровского полна чудесных явлений, знамений, которые преследовали его с детства до самой старости. Родившись в купеческой семье, он решил уйти от мирской суеты, посвятить себя служению Богу. Родители Прохора, так звали

Святого при рождении, были набожными людьми, принимали непосредственное участие в строительстве храмов. Сильная вера объяла сердце мальчика еще в совсем юном возрасте, предшествовали этому два значимых события.

Интересно!О чем молятся перед иконой Умиление: каково ее значение и в чем помогает

Как-то раз, взобравшись на купол строящейся церкви, мальчик упал вниз. Его мама Агафья уже и не надеялась увидеть сына живым. Однако каково было ее удивление, когда спустившись вниз, она нашла семилетнего Прохора живым и невредимым. В этом она увидела Божий промысел и поняла, что мальчик находится под покровительством и защитой Высших сил.

Через некоторое время по городу проходил крестный ход с иконой «Знамение». Из-за проливного дождя люди вынуждены были пройти через двор Мошниных, родителей Прохора. Мать выбежала с мальчиком на руках, приложила его к иконе.

Два ангела

С этого момента он начала поправляться.

Паломническая поездка в Киево-Печерскую Лавру определила дальнейшую жизнь юного Прохора. По настоянию старца он отправился в Саровскую пустынь, где поселился и провел свою оставшуюся жизнь в служении Богу.

Интересно! Серафим стал основателем Дивеевской женской обители, был благородным, отзывчивым человеком, всегда выслуживал прихожан, помогал добрым словом.

Господь возлюбил свой «чистый сосуд», поэтому его прошения всегда исполнялись. Молился Преподобный всю жизнь о здравии приходящих к нему людей, помогает он и сейчас. Молитвословия от страждущих возносятся ему ежедневно и, по словам православных христиан, без помощи не остается никто.

О чем просить

Так повелось, что Преподобному молятся о здравии родных, близких людей. Особенно помогает молитва верующих родителей Серафиму Саровскому об исцелении детей, ведь в детстве Святой тоже был исцелен чудесным образом. 

Люди любят старца, обращаются за помощью при неурядицах в семейной жизни, невозможности иметь детей, проблемах с трудоустройством.

Избавляет он от многих недугов: молитва Серафиму Саровскому об исцелении ног, позвоночника, других органов опорно-двигательной системы будет обязательно услышана, если будет исходить от чистого сердца. На протяжении всей жизни старец многое претерпел, в том числе, побои разбойников, которые напали на него, ища заветное богатство.

Иоанн Кронштадтский

Важно!Кто такой святой Лука Крымский и в чем он помогает

Известно, что после этого случая у Серафима образовался небольшой горб, поэтому на иконах он изображается в полусогнутом положении. Однако, надеясь на Божью помощь, он получил утешение и исцеление, а наказать виновных не пожелал.

Молитвы Серафиму Саровскому помогают обрести спокойствие, семейное счастье. Молятся ему не только в исцелении детей, но и при трудностях в учебе. Детей он считал чистыми ангелами, поэтому искренне их любил.

Тяга к греховным поступкам, страстям – то, с чем на протяжении всей жизни борется каждый христианин. Вооружившись помощью молитвословий Серафиму Саровскому на каждый день, можно избавиться от своих пагубных привычек навсегда.

Интересно!Сильная материнская молитва оберег о защите сына

Женщинам молитва Серафиму Саровскому о здравии обязательно поможет обзавестись здоровым потомством, поможет зачать детей, спокойно их выносить, удачно родить.

Терпение — спасение души

2013-01-15-prp-serafim-icon-chichagov

Первые христиане в периоды гонений испытывали ужасные пытки и не сдавались. В наше время такой жестокости по отношению к верующим нет, но очень много соблазнов. Противостоять миру невероятно сложно, наша жизнь похожа на карусель: дом, работа, дети. Короткие отпуска на море или перед телевизором. Бесконечный поток информации делает человека неспособным к молитве, размышлениям о смысле жизни.

О причинах пришествия в мир Иисуса Христа

1. Любовь Божия к роду человеческому: тако бо возлюби Богъ мир, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть (Иоан. 3, 16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о сем воспевает Св. Церковь (1-й канон на Рожд. Госп. песнь I): Истлeвша преступленiем по Божiю образу бывшаго, всего тл?нiя суща, лучшiя отпадша Божественныя жизни, паки обновляетъ мудрый Содeтель.

3. Спасение душ человеческих: не посла бо Богъ Сына Своего въ мiръ, да судитъ мiрови, но да спасется Им мiр (Иоан. 3, 17).

Итак мы, следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою препровождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие получить спасение душам нашим.

О вере в Бога

Прежде всего должно веровать в Бога, яко есть и взыскающимъ Его мздовоздаятель бываетъ (Евр. 11, 6).

Вера, по учению преп. Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, т. е. крестом, помощью вервия, т. е. благодати Духа Святаго.

Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

О надежде

Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.

Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем,- таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию,- такая надежда суетна и ложна.

Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали достопокланяемые и святейшие уста: прiидите ко Мнe вси труждающiися и обремененнiи, и Азъ упокою вы (Мф. 11, 28), т. е. надейся на Меня и утешишься от труда и страха.

В Евангелии от Луки сказано о Симеоне: и бe ему обeщанно Духомъ Святымъ не видeти смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня (Лук. 2, 26). И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв Его на руки свои, сказал: ныне отпущаеши меня, Владыко, идти в вожделенное для меня Царствие Твое, ибо я получил надежду мою — Христа Господня.

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.

О бодрствовании против искушений

Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствiя Божiя, и сiя вся приложатся намъ, по слову Спасителя (Мф. 6, 33).

Лучше для нас презирать то, что не наше, т. е. временное, и преходящее и желать нашего, т. е. нетления и бессмертия. Ибо, когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого Богосозерцания, подобно Апостолам при Божественнейшем Преображении и приобщимся превыше умного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресенiя сынове суще (Лук. 20, 36).

Мы всегда должны быть внимательны к нападениям диавола; ибо можем ли надеяться, чтоб он оставил нас без искушения, когда не оставил Самого Подвигоположника нашего и Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса Христа? Сам Господь апостолу Петру сказал: Симоне! Симоне! се сатана проситъ васъ, дабы сeялъ, яко пшеницу (Лук. 22, 31).

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быти искушению выше силы нашея, но да избавит нас от лукавого.

Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно.

О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще прiобрящетъ мiръ весь и отщетитъ душу свою или что дастъ человeкъ измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф.

16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих (Макарий Вел. Слово о свободе ума. Гл. 32).

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.

Чем должно снабдевать душу?

Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным.

Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять и жизнь свою.

Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.

Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум чтущего углублен был в истины Священного Писания и принимал от сего в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.

Телесный труд и упражнение в божественных писаниях, учит преп. Исаак Сирин, охраняют чистоту.

Пока не приимет Утешителя, человек имеет нужду в божественных писаниях, чтобы воспоминание о благих напечатлевалось в уме его и от непрестанного чтения обновлялось в нем стремление ко благу и охраняло душу его от тонких путей греха (Исаак Сир. Сл. 58).

Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время,- знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошаний.

Более же всего оное делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника, миръ многъ любящимъ законъ Твой, Господи (Пс. 118, 165).

О мире душевном

Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ мiродержителемъ тьмы вeка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12).

Молитвы о смирении и терпении: описание, значение, в чем помогают

Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Св. Духа, по слову Божию: въ мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житiе на небесeхъ есть (Фил. 3, 20).

Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдетъ велерeчiе изъ устъ вашихъ (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно изъ очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего (Мф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю Вамъ (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и миръ Божiй, превосходяй всякъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и разумeнiя ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).

Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохомъ сквозe огнь и воду и извелъ еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже нашъ! миръ даждь намъ (Ис. 26, 12).

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою (Четьи Минеи, ноябрь 17, в житии его).

Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголахъ (Пс. 76, 5).

В сем случае сможем в образец себе взять св. Спиридона Тримифунтского и преп. Ефрема Сирина. Первый (Чет. Мин., дек. 12, в житии его) так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; св. Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем (Чет. Мин., янв. 28, в житии его), постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.

А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия (Чет. Мин., июня 19, в житии его), который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многихъ уби и нeсть пользы въ ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всякимъ храненiемъ блюди твое сердце отъ сихъ бо исходища живота (Притч. 4, 23).

От бдительного хранения сердца раждается в нем чистота, для которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: Блажени чистiи сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ (Мф. 5, 8).

Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны; ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно, как сокровище, хранится во внутренности сердца.

Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же вся выльется, то оно хладеет, и человек замерзает.

О помыслах и плотских движениях

Мы должны быть чисты от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо несть согласия между смрадом и благовонием. Где бывают помыслы, там и сложение с ними. Итак должно отражать первое нападение греховных помыслов и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т. е. помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос;

Диавол, как лев, скрываясь въ оградe своей (Пс. 9, 30), тайно раставляет нам сети нечистых и нечистивых помыслов. Итак немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы.

Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами.

Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицем благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего.

Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние; а к очистившимся от страстей приражается только со стороны, или внешне.

Человеку в младых летах можно ли не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.

О распознавании действий сердечных

Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается.

Сердце христианское, приняв что-либо божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа; но самым тем действием убеждается, что оно небесное: ибо ощущает в себе плоды духовные: любы, радость, миръ, долготерпeнiе, благость, милосердiе, вeру, кротость, воздержанiе (Гал. 5, 22).

Напротив же, хотя бы диавол преобразился и во ангела светла (2 Кор. 11, 14), или представлял мысли благовидные; однако сердце все чувствует какую-то неясность и волнение в мыслях. Что объясняя, св. Макарий Египетский говорит: хотя бы (сатана) и светлые видения представлял, благаго обаче действия подати отнюдь не возможет: чрез что и известный знак его дел бывает (Слово 4, гл. 13).

Итак, из сих разнообразных действий сердечных может человек познать — что есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: от действа убо возможеши познати воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин (Добротолюбие, ч. I, Григорий Син. О безмолвии).

О покаянии

Желающему спастися всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: жертва Богу духъ сокрушенъ, сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Пс. 50, 19). В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси Евангельскому: Господи, не доброе ли сeмя сeялъ еси на селe Твоемъ? Откуда убо имать плевелы? Онъ же рече: врагъ человeковъ сiе сотвори (Мф. 13, 27-28).

Когда же человек старается в себе иметь сердце смиренное и мысль невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог — въ мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит мученик Вонифатий (Чет. Мин., дек. 19, в житии его): страх Божий отец есть внимания, а внимание — матерь внутреннего покоя, той бо раждает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и не возмущенной, свою зрит некрасоту и тако раждаются начатки и корень покаяния.

Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших.

Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать?

Можно, по Псаломнику: превратихся пасти и Господь прiятъ мя (Пс. 117, 13), ибо когда Нафан пророк обличил Давида во грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение (2 Цар. 12, 13).

К сему примером служит и пустынник оный, который пошедши за водою, на источнике впал в грех с женою, и возвратясь в келью, сознав свое согрешение, паки начал провождать жизнь подвижническую, как и прежде, не вняв советам врага, представлявшего ему тяжесть греха и отводившего его от подвижнической жизни. О сем случае Бог открыл некоему отцу и велел впадшего в грех брата ублажить за таковую победу над диаволом.

Когда мы искренно каемся в грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам, учреждает праздник и созывает на него любезные Ему силы, показывая им драхму, которую Он обрел паки, т. е. царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее к Отцу Своему. В жилищах всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него.

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грeхъ къ смерти, как гласит Писание (1 Иоан. 5, 16).

Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.

Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.

Итак несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом.

О слезах

Все святые и отрекшиеся от мира иноки во всю жизнь свою плакали в чаянии вечного утешения, по уверению Спасителя мира: блажени плачущiи, яко тiи утeшатся (Мф. 5, 4).

Так и мы должны плакать о оставлении грехов наших. К сему да убедят нас слова Порфироносного: ходящiи хождаху и плакахуся, метающе сeмена своя: грядуще же прiидутъ радостiю, вземлюще рукояти своя (Пс. 125, 6), и слова св. Исаака Сирина: омочи ланите твои плачемъ очию твоею, да почiетъ на тебе Святый Духъ и омыетъ тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами, да прiидетъ къ тебe (Сл. 68, Об отречении от мира).

Когда мы плачем в молитве и тут же вмешивается смех, то сие есть от диавольской хитрости. Трудно постичь врага нашего тайные и тонкие действия.

У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды — Христа Бога.

О свете Христовом

Дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами и с верою в Распятого закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца, и вопиять призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа; и тогда по мере усердия и горячести духа к Возлюбленному находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.

Когда чрез таковое упражнение укоснит ум в сердце, тогда воссиявает свет Христов, освещая храмину души своим Божественным сиянием, как говорит пророк Малахия: и возсiяетъ вамъ боящимся имене Моего солнце правды (Мал. 4, 2).

Сей свет есть купно и жизнь по Евангельскому слову: въ томъ животъ бe, и животъ бe свeтъ человeкомъ (Иоан. 1, 4).

Когда человек созерцает внутренно свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя; но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага — Бога.

О внимании к самому себе

Путь внимания проходящий не должен только одному сердцу своему верить, но должен сердечные свои действия и жизнь свою поверять с законом Божиим и с деятельною жизнью подвижников благочестия, которые таковый подвиг проходили. Сим средством удобнее можно и от лукавого избавиться и истину яснее узреть.

Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: и на враги моя воззрe око мое (Пс. 53, 9).

От ока его не скрыт диавол, яко левъ рыкая, искiй кого поглотити (1 Петр. 5, 8), и те, которые напрягают лук свой сострeляти во мрацe правыя сердцемъ (Пс. 10, 2).

А потому таковый человек, следуя учению Божественного Павла, принимает вся оружiя Божiя, да возможетъ противитися въ день лютъ (Ефес. 6, 13) и сими оружиями, содействующей благодати Божией, отражает видимые приражения и побеждает невидимых ратников.

Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями; но должен быть внимателен к себе.

Особенно на сем пути наблюдать должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по Псаломнику: не возглаголютъ уста мои дeлъ человeческихъ (Пс. 16, 4), а молить Господа: отъ тайныхъ моихъ очисти мя и отъ чуждихъ пощади раба Твоего (Пс. 18, 13-14).

Человек должен обращать внимание на начало и конец жизни своей, к средине же, где случается счастье или несчастье, должен быть равнодушен. Чтоб сохранить внимание надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: никогоже на пути цeлуйте (Лук. 10, 4), т. е. без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтоб услышать от тебя полезное.

О страхе Божием

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.

В уме его всегда должны быть напечатлены сии пророческие слова: работайте Господеви со страхомъ и радуйтеся Ему с трепетомъ (Пс. 2, 11).

Он должен проходить путь сей с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: проклятъ человeкъ, творяй дeло Господне съ небреженiемъ (Иерем. 48, 10).

Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сiе море, т. е. сердце со своими помыслами и желаниями, которые должно очищать посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, ихже нeсть числа, т. е. многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов.

Бойся Бога,- говорит Премудрый,- и заповeди Его храни (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.

Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.

Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector