Молитва я матерь божия м ю лермонтова

Слушать стихотворение Лермонтова Молитва я матерь божия

(Я, матерь божия, ныне с молитвою)

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью, иль покаянием,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Впервые опубликовано в 1840 г. в «Отечественных записках» (т. 11, № 7, отд. III, с. 1). В автографах (их два) стихотворение озаглавлено «Молитва странника». В сборнике 1840 г. «Стихотворения М. Лермонтова» датировано 1837 г. Возможно, что стихотворение было написано перед отъездом Лермонтова на Кавказ, в ссылку. А. П.

«Посылаю Вам стихотворение, — писал Лермонтов М. А. Лопухиной 15 февраля 1838 г., — которое случайно нашел в моих дорожных бумагах, оно мне довольно-таки нравится, именно потому, что я совсем его забыл». Высказывалось предположение, что адресат стихотворения — В. А. Лопухина .

Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырех томах / АН СССР. ИРЛИ (Пушкинский дом). — Издание второе, исправленное и дополненное — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979—1981 год. Том 1, Стихотворения 1828—1841 годов. Страница 380.

Москва, “Художественная Литература”, 1981.

Собранье зол его стихия. Носясь меж дымных облаков, Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров.

  • » Молитва (В минуту жизни трудную. )

    В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

  • » Молитва (Не обвиняй меня, всесильный. )

    Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю;.

  • » Молитва (Я, матерь божия. )
  • » Монолог

    Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем.

  • » Моя мольба

    Да охранюся я от мушек, От дев, не знающих любви, От дружбы слишком нежной и – От романтических старушек.

  • » Н. Ф. И. (Дай бог, чтоб вечно вы не знали. )

    Дай бог, чтоб вечно вы не знали, Что значат толки дураков, И чтоб вам не было печали От шпор, мундира и усов;.

  • Молитва стихотворение лермонтова я матерь божия

    Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

    Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

    Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление.

    Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше.

    По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

    Предлагаем ознакомиться:  Самое сильное молитва чтобы желание сбылось

    Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

    Молитва я матерь божия м ю лермонтова

    В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании.

    Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением?

    Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

    Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

    Анализы других стихотворений

    Я, матерь божия, ныне с молитвою

    Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,

    За душу странника в мире безродного;

    Окружи счастием душу достойную;

    Срок ли приблизится часу прощальному

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

    Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская. «Молитва » («Я. Матерь Божия. ныне с

    Молитва я матерь божия м ю лермонтова

    молитвою. ») Стихотворение «Молитва » написано в 1837 году.

    Валентин Шолохов Искусственный Интеллект (567516) 2 года назад

    “Молитва” (“Я, матерь божия, ныне с молитвою”), стихотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837), строится как монолог лирического героя – мольба о счастье любимой женщины, о ее душе. В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится.

    В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с “пустынной душой”, отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – ее нравственная чистота беззащитность перед враждебными силами мира холодного”. Мольба за нее освещает с новой стороны образсамого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

    “Молитва” проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в стихотворении религиозных мотивов: существование “незлобного сердца”, родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом “мире упования”, в котором “теплая заступница” охраняет весь жизненный путь “достойной души” и ангелы осеняют ее на пороге смерти.

    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва ». Разное .

    Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином,

    экспозицией к основному тексту «Молитвы »: Я. Матерь божия. ныне с

    Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые позднее будут названы критиками «лермонтовскими». Поэт вырабатывает тематический диапазон (любовь и смерть, природа, гражданская лирика, тема поэта и поэзии), в котором отныне будут находиться его стихи. Разрабатываются и отдельные лирические жанры – элегия, дума, «лирический монолог».

    Молитва я матерь божия м ю лермонтова

    Последний жанр особенно интересен. Рядом с лирическим повествованием, тяготеющим к эпичности картин, сюжету и живописности, рядом с пейзажно-символическими стихотворениями в лирике Лермонтова укрепляется эта особая жанровая форма. В «лирическом монологе» сочетаются характерные признаки традиционных жанров, но сохраняется присущая романтизму субъективность.

    Предлагаем ознакомиться:  Молитва богородице за новопреставленного до 40 дней

    В зрелой лирике Лермонтова лирический монолог приобретает черты философского раздумья, являясь основной формой выражения переживания лирического героя. Таково стихотворение «Молитва».

    Итак, «Молитва» – лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную». Можно отметить, что в этом стихотворении нет глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя.

    Я, Матерь божия, ныне с молитвою…

    За душу странника, в свете безродного…

    Это может быть дочь или возлюбленная… Точно не известно, но понятно, что лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки. Это доказывает общий эмоциональный фон произведения, строфика и мелодичность стиха. Трехсложный размер стиха (дактиль) и перекрестная дактилическая рифма создают особую напевность стиха.

    • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. »
    • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
    • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
    • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
    • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»

    Михаил Лермонтов

    (Я, матерь божия, ныне с молитвою)

    Стихотворение было написано в 1837 году. Предположительно обращено к В. А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) – близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.

    Лопухина Варвара Александровна

    Молитва я матерь божия м ю лермонтова

    (Акварель Михаила Лермонтова)

    • «Мой друг, напрасное старанье»

    • «Мы случайно сведены судьбою»

    • «Она не гордой красотою»

    • «Оставь напрасные заботы»

    Молитва я матерь божия м ю лермонтова

    • «Расстались мы, но твой портрет»

    • «Слова разлуки повторяя»

    • «У ног других не забывал»

    Тексты произведений, фотографии, автографы и дополнительная информация к стихам

    для нашего «Сборника» , предоставлены литературным порталом « Стихи 19-20 веков»

    Михаил Лермонтов. Молитва. Читает Ольга Лерман

    В письме к Марии Лопухиной от 15 февраля 1838 года это стихотворение было озаглавлено «Молитва странника». Странником Лермонтов иносказательно называет себя в стихах, написанных в год ссылки. Посылая письмо из Петербурга в Москву, уже после возвращения из ссылки, Лермонтов пишет о том, что случайно нашел стихотворение это в дорожных бумагах и что оно ему «довольно-таки нравится именно потому, что я забыл его – впрочем, это ничего не доказывает». Стихотворение относится, очевидно, к Варваре Лопухиной.

    • Русская литература
    • / Лермонтов «Я, матерь божия, ныне с молитвою» – читать онлайн

    Пред твоим образом, ярким сиянием…

    Не с благодарностью иль покаянием…

    Молитва я матерь божия м ю лермонтова

    Но вручить хочу деву невинную

    Теплой заступнице мира холодного…

    Из вступления читатель узнает о том, кто молится, о ком молится, кому, и где это происходит. Строки перенасыщены существительными, поэтому динамика стиха отсутствует. Но автор создает напряженность, возрастающую от строки к строке. Такой эффект получается за счет анафорических повторов («Не о спасении…»; «Не с благодарностью…»; «Не за свою…»). Как известно, такой синтаксический рисунок усиливает динамичность стихов.

    К тому же, грамматически первые два четверостишия являются одним предложением. Это также спаивает два стихотворных отрезка – они интонационно прочитываются на одном дыхании, без больших цезур.

    Что касается художественно-изобразительных средств языка, то поэт использует их мало (эпитет: «душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную» и т.д.; перифраза: «теплой заступнице мира холодного»). И это, несмотря на эмоциональность стихотворения. По-моему, автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения.

    Молитва я матерь божия м ю лермонтова

    Эти же особенности лексики можно отнести и к остальному тексту стихотворения.

    Окружи счастием душу достойную…

    Молодость светлую, старость покойную…

    В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой как бы не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. Так, в стихотворении появляется лирическая, пронзительная нотка нежности.

    Предлагаем ознакомиться:  Молитва на процветание в работе

    Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нем, как во многих других, нет злости на этот мир, трагичности. Полным покоем и умиротворением дышат его строки. Я считаю, что эта «Молитва» — напутствие в жизни не возлюбленной, а своей дочери. Слишком тепло отзывается герой о героине, никогда таким светом не сияла любовь поэта ранее…

    «Молитва» Михаил Лермонтов

    Я, матерь божия, ныне с молитвоюПред твоим образом, ярким сиянием,Не о спасении, не перед битвою,Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,За душу странника в мире безродного;

    Но я вручить хочу деву невиннуюТеплой заступнице мира холодного.

    Окружи счастием душу достойную;Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования.

    Срок ли приблизится часу прощальномуВ утро ли шумное, в ночь ли безгласную —Ты восприять пошли к ложу печальномуЛучшего ангела душу прекрасную.

    Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

    Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной», герой просит за «деву невинную». Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

    По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе.

    Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного», а за «деву невинную», которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного». Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

    Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная», ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

    В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную».

    Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами.

    Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

    Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице», звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Твоя молитва
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector