МОЛИТВА ЗА НЕКРЕЩЕННЫХ И В ИНОВЕРИИ УМЕРШИХ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ УАРУ † Богославие

О неуставной службе мученику Уару

В до­кла­де на епар­хи­аль­ном со­бра­нии Моск­вы 2003 г. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II от­ме­тил: «В по­след­нее вре­мя все бо­лее по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние по­чи­та­ние свя­то­го му­че­ни­ка Уа­ра. В честь его стро­ят­ся ча­сов­ни, пи­шут­ся ико­ны. Из его жи­тия сле­ду­ет, что он имел осо­бую бла­го­дать от Бо­га мо­лить­ся за некре­ще­ных умер­ших лю­дей.

Во вре­ме­на во­ин­ству­ю­ще­го ате­из­ма в на­шей стране мно­го лю­дей вы­рос­ло и умер­ло некре­ще­ны­ми, и их ве­ру­ю­щие род­ствен­ни­ки хо­тят мо­лить­ся об их упо­ко­е­нии. Та­кая част­ная мо­лит­ва ни­ко­гда не за­пре­ща­лась. Но в цер­ков­ной мо­лит­ве, за бо­го­слу­же­ни­ем, мы по­ми­на­ем лишь чад Церк­ви, при­об­щив­ших­ся к ней через Та­ин­ство Свя­то­го Кре­ще­ния.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Неко­то­рые на­сто­я­те­ли, ру­ко­вод­ству­ясь мер­кан­тиль­ны­ми со­об­ра­же­ни­я­ми, со­вер­ша­ют цер­ков­ное по­ми­но­ве­ние лю­дей некре­ще­ных, при­ни­мая мас­су за­пи­сок и по­жерт­во­ва­ний на та­кое по­ми­но­ве­ние и уве­ряя лю­дей, что та­кое по­ми­но­ве­ние рав­но­силь­но Та­ин­ству Свя­то­го Кре­ще­ния.

У лю­дей ма­ло­цер­ков­ных со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что не обя­за­тель­но при­ни­мать Свя­тое Кре­ще­ние или быть чле­ном Церк­ви, до­ста­точ­но лишь мо­лить­ся му­че­ни­ку Уа­ру. Та­кое от­но­ше­ние к по­чи­та­нию свя­то­го му­че­ни­ка Уа­ра недо­пу­сти­мо и про­ти­во­ре­чит на­ше­му цер­ков­но­му ве­ро­уче­нию» [5, с. 23–24]

Пред­сто­я­тель Рус­ской Церк­ви спра­вед­ли­во ука­зал на то важ­ное ка­но­ни­че­ское на­ру­ше­ние, ко­то­рое, к со­жа­ле­нию, ста­ло в по­след­нее вре­мя уже до­воль­но рас­про­стра­нен­ным яв­ле­ни­ем.

Од­на­ко не жи­тие свя­то­го му­че­ни­ка Уа­ра да­ет ос­но­ва­ние к тем ис­ка­же­ни­ям пра­во­слав­но­го бла­го­че­стия, о ко­то­рых го­во­рил Пат­ри­арх. Ни­кто же не мо­лит­ся о языч­ни­ках, при­бе­гая к по­мо­щи про­ро­ка Ио­ны, хо­тя ко­ра­бель­щи­ки про­си­ли его: во­ста­ни и мо­ли Бо­га тво­е­го, яко да спа­сет ны Бог, да не по­гиб­нем (Иона 1, 6).

Для ука­зан­ной ан­ти­ка­но­ни­че­ской прак­ти­ки, к со­жа­ле­нию, име­ет­ся тек­сту­аль­ное ос­но­ва­ние в по­след­них из­да­ни­ях бо­го­слу­жеб­ных Ми­ней [7].

Так, под 19 ок­тяб­ря при­ве­де­ны две служ­бы му­че­ни­ку Уа­ру — устав­ная и неустав­ная. Пер­вая (на ко­то­рую ука­зы­ва­ет Ти­пи­кон) со­став­ле­на вполне при­выч­но и тра­ди­ци­он­но. Свя­той му­че­ник про­слав­ля­ет­ся куп­но с про­ро­ком Ио­и­лем. Глав­ный мо­тив бо­го­слу­же­ния мож­но вы­ра­зить тро­па­рем ка­но­на: «даждь мо­лит­ва­ми тво­и­ми нам раз­ре­ше­ние гре­хов, жи­тия ис­прав­ле­ние, Уа­ре» (Песнь 9, c. 469).

Вто­рая же служ­ба — о ко­то­рой Ти­пи­кон во­все не упо­ми­на­ет — на­чи­на­ет­ся с до­воль­но нетра­ди­ци­он­но­го и пре­тен­ци­оз­но­го на­зва­ния: «Ина служ­ба, бден­ная, свя­то­му му­че­ни­ку Уа­ру, ему­же да­на бысть бла­го­дать умо­ли­ти за умер­шие Клео­пат­ри­ны пра­ро­ди­те­ли, не спо­добль­ши­я­ся при­я­ти свя­та­го Кре­ще­ния» [7, c. 469].

По по­во­ду та­ко­го на­зва­ния сле­ду­ет за­ме­тить сле­ду­ю­щее.

Во-пер­вых, пред­став­ле­на не про­сто служ­ба в честь та­ко­го-то Бо­жия угод­ни­ка, как это бы­ва­ет в Ми­нее все­гда, но за­яв­ля­ет­ся опре­де­лен­ная цель, как бы сверх­за­да­ча: про­сла­вить Уа­ра имен­но как мо­лит­вен­ни­ка за некре­ще­ных «Клео­пат­ри­ных пра­ро­ди­те­лей».

Для срав­не­ния пред­по­ло­жим, что некто за­хо­тел бы со­ста­вить но­вую аль­тер­на­тив­ную служ­бу «празд­ни­ку Усек­но­ве­ния чест­ной гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, ему­же да­на бысть бла­го­дать ис­це­ля­ти от го­лов­ной бо­ли» — на том ос­но­ва­нии, что, де­скать, мо­лит­ва Пред­те­че по­мо­га­ет при бо­ли в го­ло­ве.

Ли­бо кто-то со­ста­вил бы но­вую служ­бу «свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, ему­же да­на бысть бла­го­дать из­бав­ле­ние да­ро­ва­ти во­е­во­дам непра­вед­ную смерть при­я­ти иму­щим». Хо­тя Цер­ковь та­ки­ми сло­ва­ми и вос­пе­ва­ет (Ака­фист, икос 6-й) Мир­ли­кий­ско­го чу­до­твор­ца, это не да­ет ос­но­ва­ний дан­ный один-един­ствен­ный эпи­зод из жиз­ни свя­ти­те­ля Ни­ко­лы де­лать опре­де­ля­ю­щим в со­дер­жа­нии и на­зва­нии служ­бы свя­то­му. Точ­но так же не сле­до­ва­ло бы уже в на­зва­нии служ­бы обед­нять оби­лие да­ро­ва­ний слав­но­го му­че­ни­ка и чу­до­твор­ца Уа­ра.

Во-вто­рых, сле­ду­ет опре­де­лен­но ска­зать, что в на­зва­нии этой вто­рой, неустав­ной служ­бы со­дер­жит­ся ес­ли не пря­мая ложь, то без­до­ка­за­тель­ное и необос­но­ван­ное за­яв­ле­ние: не име­ет­ся ни­ка­ких сви­де­тельств о том, что у бла­жен­ной Клео­пат­ры (па­мять в тот же день, 19 ок­тяб­ря) срод­ни­ки бы­ли некре­ще­ные.

Вполне ве­ро­ят­но, что бла­го­че­сти­вая и рев­ност­ная хри­сти­ан­ская же­на бы­ла вос­пи­та­на ве­ру­ю­щи­ми ро­ди­те­ля­ми-хри­сти­а­на­ми. Жи­тие св. Уа­ра не да­ет ни­ка­ких ос­но­ва­ний по­до­зре­вать Клео­пат­ри­ных близ­ких в неве­рии и язы­че­стве. За­яв­лять об этом сле­до­ва­ло бы, имея хоть ка­кие-ни­будь фак­ты, сви­де­тель­ству­ю­щие об их нече­стии.

Вспом­ним, что го­во­рит жи­тие. По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Уа­ра Клео­пат­ра тай­но по­хи­ти­ла его те­ло и вме­сто сво­е­го умер­ше­го му­жа взя­ла «…мо­щи свя­то­го Уа­ра, при­нес­ла их, как некую дра­го­цен­ность, из Егип­та в Па­ле­сти­ну и в сво­ем се­ле­нии, на­зы­ва­е­мом Эд­ра, ко­то­рое на­хо­ди­лось око­ло Фа­во­ра, по­ло­жи­ла с сво­и­ми пред­ка­ми» [4, с. 439].

Через неко­то­рое вре­мя свя­той Уар явил­ся во сне Клео­пат­ре и ска­зал: «Или ты ду­ма­ешь, что я не чув­ство­вал ни­че­го, ко­гда ты взя­ла мое те­ло из гру­ды тру­пов ско­та и по­ло­жи­ла ме­ня в сво­ей ком­на­те? Раз­ве я не вни­маю все­гда тво­им мо­лит­вам и не мо­люсь за те­бя Бо­гу? И преж­де все­го я умо­лил Бо­га о срод­ни­ках тво­их, с ко­то­ры­ми ты по­ло­жи­ла ме­ня в гроб­ни­це, чтобы им бы­ли от­пу­ще­ны гре­хи их» [4, с. 441].

В-тре­тьих, ес­ли да­же до­пу­стить, что сре­ди Клео­пат­ри­ных срод­ни­ков и бы­ли некре­ще­ные и неве­ру­ю­щие во Хри­ста лю­ди, они Про­мыс­лом Бо­жи­им ока­за­лись в скле­пе, освя­щен­ном бла­го­да­тью, ис­хо­дя­щей от мо­щей свя­то­го Уа­ра: «Зем­ля на ней­же тер­пе­ли­вей­шее те­ло твое, муд­ре, ле­жит, Бо­же­ственне освя­ти­ся» (Ка­нон, Песнь 9-я устав­ной служ­бы, c. 469).

Бог все­си­лен да­же вос­кре­сить мерт­вых от при­кос­но­ве­ния к мо­щам угод­ни­ков Сво­их, как это бы­ло со свя­тым про­ро­ком Елис­се­ем: по­вер­го­ша му­жа во гро­бе Елис­сео­ве и впа­де те­ло че­ло­ве­ка мерт­ва, и при­кос­ну­ся ко­стем Елис­сео­вым, и ожи­ве, и во­ста на но­ги своя (4 Цар. 13, 21).

Ни­ко­му, прав­да, еще по­ка не при­шло в го­ло­ву со­ста­вить но­вую служ­бу «про­ро­ку Елис­сею, ему­же да­на бысть бла­го­дать во­став­ля­ти умер­шия на но­ги своя».

За­ме­тим так­же, что ес­ли в фа­миль­ном скле­пе и на­хо­ди­лись некре­ще­ные срод­ни­ки, ни са­ма Клео­пат­ра не мо­ли­лась об их спа­се­нии Хри­сту, ни у свя­то­го му­че­ни­ка Уа­ра не про­си­ла об этом мо­литв. Хо­да­тай­ство свое пред Гос­по­дом му­че­ник осу­ществ­лял, пред­стоя пре­сто­лу Все­дер­жи­те­ля, а во­все не со­ве­ту­ясь с жи­ву­щи­ми на греш­ной зем­ле.

Рас­смот­рим со­дер­жа­ние бо­го­слу­жеб­но­го тек­ста неустав­ной служ­бы му­че­ни­ку Уа­ру по Ми­нее [7].

МОЛИТВА ЗА НЕКРЕЩЕННЫХ И В ИНОВЕРИИ УМЕРШИХ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ УАРУ † Богославие

Сти­хи­ры на «Гос­по­ди, воз­звах» ма­лой ве­чер­ни утвер­жда­ют про свя­то­го Уа­ра, буд­то «его­же мо­лит­ва­ми про­ща­ет умер­шия языч­ни­ки Вла­ды­ка Хри­стос» [7, c. 469]. «Невер­нии из­бав­ля­ют­ся умер­шия и от мест адо­вых сво­бож­да­ют­ся мо­лит­ва­ми Уа­ра му­че­ни­ка» [7, c. 469].

Из та­ко­го бо­лее чем со­мни­тель­но­го те­зи­са вы­те­ка­ет сле­ду­ю­щее пер­вое роб­кое про­ше­ние: «При­и­ми жа­лость на­шу, му­че­ни­че, да по­мя­не­ши во тьме и се­ни смерт­ней се­дя­щия осуж­ден­ныя, яже от нас срод­ни­ки, и Гос­по­да Бо­га да умо­ли­ши ис­пол­ни­ти о них на­ша про­ше­ния» [7, c. 470].

На ве­ли­цей ве­чер­ни в сти­хи­рах на «Гос­по­ди, воз­звах»эта те­ма раз­ви­ва­ет­ся с боль­шим дерз­но­ве­ни­ем: «умо­ли Хри­ста Бо­га вся­че­ских ущед­ри­ти на­ша срод­ни­ки, ве­ры и Кре­ще­ния не до­стиг­шия, по­ми­ло­ва­ти оных и спа­сти ду­ши на­ша» [7, c. 471].

В кон­це сти­хир при­ве­ден «слав­ник» объ­е­мом бо­лее чем на пол­стра­ни­цы, в ко­то­ром со­дер­жат­ся та­кие «на­сто­я­щия вопле­ния»: «Вос­по­мя­ни… ве­ры и Кре­ще­ния свя­та­го пра­во­слав­но не до­стиг­шия, но та­ко в недо­уме­ни­их, яко и в пре­ко­сло­ви­их, обо­льщен­ныя и все­раз­лич­но пад­шия, услы­ши, ве­ли­ко­му­чи­ни­че, на­сто­я­щия вопле­ния, и умо­ли да­ти утес­нен­ным оным про­ще­ние, и от­пу­ще­ние, и от скорб­ных из­бав­ле­ние» [7, c. 472].

Те­ма вы­ма­ли­ва­ния неве­ру­ю­щих и некре­ще­ных уси­ли­ва­ет­ся в сти­хи­рах «на ли­тии».

«…По­мя­ни на­ша срод­ни­ки… яже ино­сла­ви­ем от­чуж­ден­ныя умер­шия, невер­ныя и некре­ще­ныя, и мо­ли Хри­ста Бо­га да­ро­ва­ти сим про­ще­ние и от­пу­ще­ние» [7, c. 472, 473].

«Еже за непра­во­слав­ных умо­ле­ние, умер­ших уже мно­го­летне… и ныне при­леж­но по­мо­ли­ся, му­че­ни­че, от за­твор адских из­ба­ви­ти и от го­ре­сти сво­бо­ди­ти непре­ход­ныя, иже… спа­си­тель­на­го же по­рож­де­ния не при­ем­шия и Пра­во­слав­ныя ве­ры от­чуж­ден­ныя, уско­ри убо еже ис­про­си­ти оным от Хри­ста Бо­га про­ще­ние и от­пу­ще­ние, и ве­лию ми­лость» [7, c. 473].

В «слав­ни­ке» сти­хир «на сти­ховне» вновь утвер­жда­ет­ся о Клео­пат­ре, что «сия об­ре­та­ет своя невер­ныя срод­ни­ки, мо­лит­ва­ми слав­на­го му­че­ни­ка от го­ре­сти веч­ных мук из­бав­ле­ны». Это да­ет со­ста­ви­те­лю ка­но­на ос­но­ва­ние к мо­лит­вен­но­му воз­зва­нию: «Тем­же и на­ша ро­ди­те­ли и ближ­ни­ки их­же, жа­ле­ю­ще, пе­чем­ся яже ве­ры и Кре­ще­ния свя­та­го от­чуж­ден­ныя…ис­про­си­ти у Хри­ста Бо­га пла­чу их пре­ме­не­ние, и от тьмы без­ко­неч­ныя ми­ло­сти­вое из­бав­ле­ние» [7, c. 474, 475].

МОЛИТВА ЗА НЕКРЕЩЕННЫХ И В ИНОВЕРИИ УМЕРШИХ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ УАРУ † Богославие

В сти­хи­ре по 50-м псал­ме со­дер­жит­ся про­ше­ние: «…из­ба­ви­ти на­ша невер­ныя срод­ни­ки и пра­ро­ди­те­ли и всех, о ни­х­же мо­лим­ся, от лю­та­го и горь­ка­го том­ле­ния» [7, c. 477].

В ка­ноне служ­бы те­ма мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства к му­че­ни­ку Уа­ру за некре­ще­ных уси­ли­ва­ет­ся ни­ко­гда не встре­ча­ю­щим­ся в иных из­вест­ных цер­ков­ных текстах об­ра­ще­ни­ем с тем же про­ше­ни­ем к Са­мой Бо­жи­ей Ма­те­ри от­ма­ли­вать всех без ис­клю­че­ния некре­ще­ных и ино­слав­ных умер­ших.

Молитва мученику Уару

В при­ве­ден­ных на­ми вна­ча­ле сло­вах Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия на Мос­ков­ском епар­хи­аль­ном со­бра­нии 2003 го­да от­ме­ча­лось, что лишь част­ная, до­маш­няя мо­лит­ва до­пус­ка­ет­ся и все­гда до­пус­ка­лась за некре­ще­ных, но «за бо­го­слу­же­ни­ем мы по­ми­на­ем лишь чад Церк­ви, при­об­щив­ших­ся к ней через Та­ин­ство Свя­то­го Кре­ще­ния» [5, с. 24]. Это раз­де­ле­ние на цер­ков­ную и част­ную мо­лит­ву су­ще­ствен­но.

Ка­пи­таль­ный труд «О по­ми­но­ве­нии усоп­ших по Уста­ву Пра­во­слав­ной Церк­ви» [2] со­ста­вил но­во­му­че­ник Афа­на­сий (Са­ха­ров), епи­скоп Ков­ров­ский. В раз­де­ле «Ка­нон му­че­ни­ку Уа­ру об из­бав­ле­нии от му­ки в ино­ве­рии умер­ших» он пи­шет: «Древ­няя Русь при всей стро­го­сти сво­е­го от­но­ше­ния к умер­шим, на­хо­ди­ла воз­мож­ным мо­лить­ся не толь­ко об об­ра­ще­нии жи­вых к ис­тин­ной ве­ре, но и об из­бав­ле­нии от мук в ино­ве­рии умер­ших.

Од­на­ко этот раз­дел, рав­но как и раз­де­лы «Мо­лит­ва о некре­ще­ных и мерт­во­рож­ден­ных мла­ден­цах» и «Мо­лит­ва о са­мо­убий­цах», вла­ды­ка Афа­на­сий по­ме­ща­ет в гла­ве IV — «По­ми­но­ве­ние усоп­ших на до­маш­ней мо­лит­ве». Он спра­вед­ли­во пи­шет: «На до­маш­ней мо­лит­ве по бла­го­сло­ве­нию от­ца ду­хов­но­го мо­жет быть со­вер­ше­но по­ми­но­ве­ние да­же и тех, ко­го нель­зя по­ми­нать на цер­ков­ном бо­го­слу­же­нии».

«По­ми­но­ве­ние усоп­ших, по сми­ре­нию и за по­слу­ша­ние Свя­той Церк­ви, пе­ре­не­сен­ное на на­шу до­маш­нюю ке­лей­ную мо­лит­ву, бу­дет цен­нее в очах Бо­жи­их и от­рад­нее для усоп­ших, чем со­вер­шен­ное в хра­ме, но с на­ру­ше­ни­ем и пре­не­бре­же­ни­ем уста­вов Цер­ков­ных» [2, с. 201, 205].

При этом об устав­ном об­ще­ствен­ном бо­го­слу­же­нии он за­ме­ча­ет: «Все за­упо­кой­ные по­сле­до­ва­ния точ­но опре­де­ле­ны в сво­ем со­ста­ве, точ­но на­зна­че­но и вре­мя, ко­гда они мо­гут или не мо­гут быть со­вер­ша­е­мы. И этих уста­нов­лен­ных Свя­тою Цер­ко­вью пре­де­лов ни­кто не име­ет пра­ва пре­сту­пать» [2, с. 195].

Итак, в цер­ков­ном со­бра­нии, воз­глав­ля­е­мом свя­щен­ни­ком или епи­ско­пом, нет ни­ка­кой воз­мож­но­сти ле­галь­но мо­лить­ся за некре­ще­ных (рав­но как за непра­во­слав­ных и са­мо­убийц). От­ме­тим, что в трак­та­те епи­ско­па Афа­на­сия раз­би­ра­ет­ся как устав­ное бо­го­слу­же­ние, так и служ­бы по Треб­ни­ку (чи­но­по­сле­до­ва­ние от­пе­ва­ния, па­ни­хи­ды).

При этом в пер­вых трех гла­вах ни­ка­ких упо­ми­на­ний о служ­бе му­че­ни­ку Уа­ру нет. При­ме­ча­тель­но, что сам Вла­ды­ка пи­шет в на­ча­ле IV гла­вы: «Мы кос­ну­лись всех раз­но­об­раз­ных слу­ча­ев, ко­гда Свя­тая Цер­ковь раз­ре­ша­ет или са­ма при­зы­ва­ет, ино­гда уси­лен­но при­зы­ва­ет к мо­лит­ве об усоп­ших.

Но все до­се­ле пе­ре­чис­лен­ные слу­чаи по­ми­но­ве­ния усоп­ших со­вер­ша­ют­ся с иере­ем» [2, с. 195]. Та­ким об­ра­зом, рас­смот­рен­ное на­ми чи­но­по­сле­до­ва­ние бден­ной неустав­ной служ­бы му­че­ни­ку Уа­ру не мо­жет быть при­зна­но ни пра­во­слав­ным бо­го­слу­жеб­ным тек­стом, ни чи­ном Пра­во­слав­но­го Треб­ни­ка.

О воз­мож­но­сти част­но­го по­ми­но­ве­ния в до­маш­ней мо­лит­ве тех умер­ших, кто не мо­жет быть по­мя­нут в цер­ков­ном со­бра­нии, вы­ска­зы­ва­лись мно­гие Свя­тые От­цы.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит на­хо­дил воз­мож­ным за та­ко­вых по­ми­но­ве­ние лишь тай­ное: «раз­ве толь­ко каж­дый в ду­ше сво­ей мо­лит­ся за та­ких и тво­рит за них ми­ло­сты­ню» [13, с. 634].

Пре­по­доб­ный ста­рец Лев Оп­тин­ский, не до­пус­кая цер­ков­ной мо­лит­вы за скон­чав­ших­ся вне Церк­ви (са­мо­убийц, некре­ще­ных, ере­ти­ков), за­ве­щал мо­лить­ся за них ке­лей­но так: «Взы­щи, Гос­по­ди, по­гиб­шую ду­шу от­ца мо­е­го: аще воз­мож­но есть, по­ми­луй. Неиз­сле­ди­мы судь­бы Твои. Не по­ста­ви мне в грех мо­лит­вы сей мо­ей, но да бу­дет свя­тая во­ля Твоя» [2, с. 204].

Пре­по­доб­ный ста­рец Ам­вро­сий Оп­тин­ский пи­сал од­ной мо­на­хине: «По цер­ков­ным пра­ви­лам по­ми­нать са­мо­убий­цу в церк­ви не сле­ду­ет, а сест­ра и род­ные мо­гут мо­лить­ся о нем ке­лей­но, как ста­рец Лео­нид раз­ре­шил Пав­лу Там­бов­це­ву мо­лить­ся о ро­ди­те­ле его. Вы­пи­ши эту мо­лит­ву… и дай ее род­ным несчаст­но­го.

При­ве­ден­ные на­ми сви­де­тель­ства Свя­тых От­цов за­став­ля­ют, в пол­ном со­гла­сии со сло­вом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II, ста­вить в на­шей Церк­ви во­прос об упразд­не­нии из го­до­во­го бо­го­слу­жеб­но­го кру­га не преду­смот­рен­ной Ти­пи­ко­ном неустав­ной бден­ной служ­бы му­че­ни­ку Уа­ру, как про­ти­во­ре­ча­щей ка­но­ни­че­ским цер­ков­ным нор­мам.

По всей ве­ро­ят­но­сти, толь­ко ка­нон му­че­ни­ку Уа­ру (но, ра­зу­ме­ет­ся, не по­сле­до­ва­ние «Все­нощ­но­го бде­ния») мож­но в част­ных слу­ча­ях «некия ра­ди бла­го­слов­ныя ви­ны» ре­ко­мен­до­вать для до­маш­ней ке­лей­ной мо­лит­вы за умер­ших непра­во­слав­ных срод­ни­ков с обя­за­тель­ным за­пре­ще­ни­ем чи­тать этот ка­нон в пра­во­слав­ных хра­мах и ча­сов­нях на об­ще­ствен­ных бо­го­слу­же­ни­ях и тре­бах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ам­вро­сий Оп­тин­ский, преп. Со­бра­ние пи­сем к мо­на­ше­ству­ю­щим. Вып. II. Сер­ги­ев По­сад, 1909.2. Афа­на­сий (Са­ха­ров), епи­скоп. О по­ми­но­ве­нии усоп­ших по Уста­ву Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1995.3. Бул­га­ков С.Н. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­ля. М.: 1993.4.

Ди­мит­рий Ро­стов­ский, свят. Жи­тия свя­тых. Ок­тябрь. 1993.5. Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 2004, № 2.6. Ма­ка­рий (Бул­га­ков), митр. Пра­во­слав­но-дог­ма­ти­че­ское бо­го­сло­вие. Т. II. СПб., 1857.7. Ми­нея. Ок­тябрь. М.: Изд. Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1980.8. Мит­ро­фан, мо­нах. За­гроб­ная жизнь. СПб., 1897; Ки­ев, 1992.9. Нефе­дов Г., прот.

Та­ин­ства и об­ря­ды Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ч. 4. М., 1992.10. Ни­ко­дим (Ми­лаш), епи­скоп. Пра­ви­ла Пра­во­слав­ной Церк­ви с тол­ко­ва­ни­я­ми. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лав­ра, 1996.11. Слу­жеб­ник. М.: Изд. Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1977.12. Треб­ник. Ч. 3. М.: Изд. Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1984.13.

О, святый мучениче
Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем
исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь
почитает тя, яко прославляемаго от Владыки
Христа славою Небесною. Приими наше прошение
и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector