Молитва при вышивании икон бисером

Можно ли вышивать иконы бисером без благословения

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Молитва при вышивании икон бисером

Когда я решила вышивать первую свою икону по схеме Харитоновой “Господь Вседержитель”, к моему удивлению нашлась куча людей, уверяющие, что вышивка иконы это кощунство! От людей я отмахнулась, подобрала цвета мулине и пошла в церковь просить благословения. Какой же шок я испытала, когда из уст священника, услышала твердое “нет, нельзя”!

Потом он, очень долго и сурово объяснял мне почему нельзя, а я покорно слушала. Правда, на следующий день, другой священник с удовольствием благословил на это дело, растрогался и сказал: “Всякая работа во славу Божию полезна и хороша” и, какая же я умничка)), что пришла к этой мысли и как это замечательно вышивать иконы!

Затем, посоветовал не браться за работу во время неурядиц, ссор, в состоянии душевной агрессии, обиды, а так же, обязательно читать молитву перед началом работы, не вышивать после принятия спиртного, короче говоря, относиться к этой работе с особым трепетом и уважением. И закончил свои слова тем, что все иконы написаны мастерами, которые тоже обычные люди, более или менее грешные.

Я нашла молитву, прочитала её и начала вышивать. Хочу тут скопировать текст молитвы, возможно, кто первый раз собирается вышивать икону или, так же, как и меня когда-то, терзают сомнения – пусть перепишет (скопирует), её себе.

Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии

неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый

образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг

князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго

Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и

евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко

младенца, на объятиях Своих, и рекшей:”Благодать от Мене Родшагося, Мене

ради, да будет с сим образом”: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и

вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже

безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех

святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во

отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам, и благоговейно

лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого

диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя

Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь.”

https://www.youtube.com/watch?v=8saNSYkvrm8

Чтобы вышивать икону, необходимо знать символику и правила цвета, используемого в вышивке икон, а в особенности, про серый цвет, который никогда не использовался в иконописи.

Итак, с серого цвета и начнём.

-Серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности,

пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. (старайтесь найти замену этому цвету в бисере или нитках мулине)

-Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры, символы могилы и зияющую адскую бездну. Во многих сюжетах это мог быть цвет тайны. Пример, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос, старца в короне.

-Коричневый. Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

-Зеленый. Цвет природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь (сцены Рождества).

-Синий и голубой. Эти цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.(мулине таких оттенком множество)

-Белый цвет. Символ божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – это люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но (важно!) белым цветом изображали только праведные души.

-Красный. Это один из самых заметных цветов в иконе. Красный – цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения( победы жизни над смертью). Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников.

-Пурпурный, или багряный. Этот цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Цвет царя, владыки (Бога на небе), императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось).

-Золотой. Блеск мозаик и икон, он позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. ( на любой иконе есть цвет золота, а мулине есть золотое металлизированное).

Это основные цвета, используемые в вышивке и цвета, которыми нельзя вышивать. Поехали дальше – лик (или лицо) иконы. Это самое главное. Конечно, лучше когда лик написан маслом, а сама икона вышита мулине или бисером ( в народе ходит слух, что нельзя тыкать иголкой в лик), но оказывается, это не важно.

Кстати, очень интересна жестикуляция святых на иконах, ведь жесты на иконах – это

-рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание;

-рука, поднятая вверх – призыв к покаянию;

-рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности;

Молитва при вышивании икон бисером

-две руки, поднятые вверх – моление о мире;

– руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы;

-руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

Ещё, очень большое значение имеют также и предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. К примеру, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках – это Евангелие, реже с мечом, символизирующим Слово Божье. У Петра в руках обычно ключи – это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью, что является символами принадлежности к Царству Небесному. Пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.

Вышивка бисером, нитками мулине иконы, занимает точно, самое главное место в творчестве вышивания. Правду говорят, когда девушка или женщина вышивает икону, она очищается духовно занимаясь рукоделием, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями, руками. То есть, даже несложное вышивание – бесплатно нас может лечить. Ведь, как известно, очень много способов, когда человек исцелялся от тяжелых болезней, когда уже заканчивал вышивать икону.

На нашем сайте “БУСИНКА в БРЯНСКЕ” , вы найдёте много схем, наборов, канвы с рисунком – ИКОНЫ, для вышивания, как бисером, так и нитками мулине. Иконы, которые я вышивала: “МАТРОНА МОСКОВСКАЯ”(бисером), “ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ” (мулине), “ОСТРАБРАМСКАЯ БОГОРОДИЦА” (бисер), “СЕМИСТРЕЛЬНАЯ БОГОРОДИЦА” (бисер), “АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ” (бисер).

Спасибо за внимание.

Спасибо за отзыв, но икона “Матрона Московская”, которую я вышивала и представлена здесь – это набор фирмы “Кроше” для вышивания бисером.

Я очень рада, что статья эта Вам понравилась и помогла. А главное, что произошло у Вас долгожданное положение. Как-никак дети – это самое главное счастье!

Для женщины – точно.

Украшение торжеств шарами.

Нельзя вышивать икону, сидя перед телевизором, в пятницу вечером, в воскресение, в церковные праздники, женщине нельзя вышивать в “нечистые”

Лик и руки Святого нужно вышивать в последнюю очередь.

Особое внимание следует уделить месту вышитой иконы в доме. Ей должно быть отведено особое место в доме, она не должна висеть среди других картин. На неё нужно молиться. Ну, а если, Вы решили вышить икону в качестве картины, то несколько раз подумайте. Может быть есть смысл вышить гобелен с библейским сюжетом, который не будет вас так ко многому обязывать.

Молитва по окончанию дела Исполнение всех благих: Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив.Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бого нашего.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без

истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Благодарение за всякое благодеяние Божие.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва о здравии ребенка болеющего матроне сильная

Эти молитвы можно читать не только при вышивании икон, но и других рукоделий.

Немного о вышивке икон. Молитва перед началом работы над иконой

На протяжении многих столетий вышивка бисером православных икон — считается частью народного православного искусства. Еще в древности женщины работали над созданием настоящих шедевров, передающихся по наследству. И сегодня такой вид иконописи доставляет немалое удовольствие рукодельнице и тем, кто впоследствии оценивает результат готовой работы. А молитва перед вышивкой иконы бисером, существующая с давних пор, помогает мастерице настроиться на соответствующий лад перед работой.

Православная иконография насчитывает массу разнообразных направлений. И каждая мастерица старается правильно воплотить все ее варианты в жизнь. Большой популярностью отличаются именные иконы, где изображены святые покровители.

Эти иконы выступают в качестве оберега для людей.

И нет лучше подарка молодым брачующимся, нежели венчальная икона, вышитая бисером. На таких иконах изображают образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Также часто покупают образы великих святых, к примеру, святой Матроны, которая служит воплощением любви, терпения и сострадания. К образу данной святой обращаются за благополучием семьи, за помощью в деторождении. Если и вы неравнодушно относитесь к красивой технике вышивки бисером, то вам непременно стоит купить одно из уникальных произведений народной православной иконографии.

Молитвы перед вышиванием иконы

Икона — это образ, наделенный определенной смысловой нагрузкой. При осуществлении такой вышивки человек обязан правильно подготовиться и прочитать молитву перед началом работы над образом.

Вышивать икону могут только верующие люди. И прежде чем начать вышивание, следует получить на это благословение. Если вы посещаете церковь, то можете попросить разрешения у батюшки. А после того как вышивка будет окончена, освятите готовый образ в церкви, иначе выполненная работа будет представлять собой всего лишь картину, выполненную на религиозную тему.

Если вы начали вышивать образ бисером, то не имеете права бросать свое трудное дело.

Перед началом вышивания пройдите молитвенную подготовку, правильно прочитав молитву перед началом работы над иконой. Мысленно настройтесь на позитив во время работы. И к вышивке приступайте после прочтения молитвенного обращения.

Как подготовиться к вышиванию иконы бисером?

В удачном исходе работы над образом святого вам поможет молитва перед вышивкой иконы бисером.

В молитвослове представлено множество специальных молитв, подходящих иконописцам и мастерам. Также можете прочитать молитву образу святого, которого собираетесь вышивать. Многие мастерицы, благодаря такому богоугодному занятию смогли избавиться от тяжелых болезней.

Лучшим временем для вышивания иконы бисером служит пост и период вынашивания под сердцем младенца. Если человек не уверен в том, сможет ли он правильно передать святой образ на православной иконе, то он может купить уже вышитую икону в специализированном магазине.

Правила вышивания иконы бисером

При вышивании иконы бисером думайте только о хорошем. Ведь иконы, созданные своими руками, наделены совсем другой энергетикой, и в них вложена душа человека. Многие, кто занимался вышивкой икон, говорят, что в процессе работы они разговаривают с Господом. Стоит отметить существование случаев, когда люди, по завершении работы над образом, исцелялись от тяжелых заболеваний.

Не следует браться за вышивание образа в праздничные дни, и в «критические» дни. А беременным такая вышивка пойдет только на пользу.

Считается, что женщина, при вышивке иконы бисером, проходит духовное очищение, и сама того не замечая, стимулирует работу своего организма.

И в этом каждой вышивальщице помогает молитва перед вышивкой иконы бисером.

Если при вышивке вы не пользуетесь готовым набором, а самостоятельно осуществляете подбор ниток и бисера к схеме, то вам необходимо ознакомиться с тем, какие цвета допустимы в таком деле, а какие нет.

Черный цвет символизирует зло и смерть. В иконописи такой цвет служил для закрашивания пещер, он символизировал могилу и зияющую бездну. В большинстве иконописных сюжетах черный считается цветом тайны. На черном фоне зачастую изображали Космос, старца в короне.

Коричневый цвет символизирует голую землю, прах, все временное и тлеющее. При смешении с царским пурпурным цветом в одеждах Богоматери он символизирует человеческую природу, подвластную смерти.

Зеленый цвет символизирует природу, траву и листья, юность и вечное обновление. Зеленый цвет всегда использовался для расписания земли, его всегда можно найти там, где начинается жизнь.

Синий и голубой цвет служат символами бесконечности неба и вечного мира. Синий цвет — это цвет Богоматери, в котором соединились земное и небесное начало. И в росписях большинства храмов, которые посвящены Богоматери, преобладает именно синий цвет.

Белый цвет символизирует божество, это цвет чистоты, святости и простоты. Святые и праведники на иконах обычно изображались белым цветом. Праведники считаются добрыми людьми, которые живут «по правде». Белый цвет можно использовать только в изображении праведных душ.

Самым заметным цветом на иконе считается красный, который символизирует тепло, любовь, жизнь, животворную энергию. Поэтому красный цвет служит символом Воскресения, хотя одновременно он обозначает кровь и мучения Христа. Обычно красный цвет используется в изображениях мучеников. Также красным обозначаются крылья приближенных к престолу архангелов-серафимов.

Пурпурный цвет в иконописи символизирует царя и владыку — Бога на небе и Царя на земле. И только император имел право подписывать указы при помощи пурпурных чернил. С этим цветом вы всегда столкнетесь на Иконах в одеждах Богоматери.

С помощью золотого цвета можно почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где ночь никогда не наступает. Золотой цвет символизирует Бога. На любой иконе можно найти цвет золота, а в мулине золото металлизировано.

Все эти цвета являются основными при вышивке образа бисером. Многие полагают, что нельзя вышивать бисером лик святого — протыкать его иглой . Хотя, как оказалось, совсем не важно, как он будет представлен на иконе — вышитым при помощи бисера, при помощи ниток или расписан маслом.

Молитвы до и после вышивания икон – разные. Молитва в вышивании предназначена для настройки мастера на высокий уровень сознания, очищает мысли от негатива, подготавливает к созданию чистого и светлого образа.

Сейчас в рукодельном мире есть очень большое разнообразие наборов для вышивки икон разных фирм и комплектаций.

Но поскольку икона – это не просто вышитая картина, а образ который несет определенную смысловую нагрузку – к такой вышивке каждый человек не только должен морально «созреть», но и соответсвенно подготовится. Поэтому делюсь полезной информацией относительно вопроса вышивки иконы. Перед вышивкой иконы предпочтительно соблюдать некоторые рекомендации.

Молитвы при вышивании икон необходимы. Но можно ли вышивать иконы – каждый мастер сам для себя ответит на этот вопрос, прочитав правила, которые надо соблюдать для вышивания иконы.

Считается, что вышивать икону имеют право только верующие люди, т.е. как минимум вы должны быть крещенные. Прежде чем начать вышивку следует получить благословение. Если вы ходите в церковь то попросите благословения у батюшки. А после окончания вышивки готовую икону следует освятить в церкви, иначе это будет просто картина на религиозную тему.

Немаловажно знать, что бросать начатую вышивку нельзя, если сомневаетесь, не торопитесь и подберите такой набор для вышивки икон, который вам под силу закончить, возможно поменьше по размерам.

Что делать если возможности сходить в церковь нет? Верующие люди знают, что самое главное тянуться к свету и Богу в душе, иметь благие мысли и с ними обращаться к Богу в молитвах. Поэтому нужно подготовить себя к этому делу постом и молитвой, настроить себя мысленно на позитив и на работу. К вышивке желательно приступать после молитвы, так как молитвы при вышивании икон очень важны!

Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками, исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговаривают с Господом. Известны и случаи, когда люди, закончив работу над иконой, исцелялись от тяжелых болезней.

Не рекомендуется вышивать икону в праздники (считается, что в эти дни мы должны быть в храме, а не развлекаться за любимым делом). Не советуют касаться вышивки иконы и в женские дни. А вот беременным женщинам вышивка иконы очень даже рекомендована. Ведь считается, что девушка или женщина, вышивая икону, очищается духовно, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями руками. Молитва при вышивании икон очищает дух матери и ребёнка.

Итак, перед началом вышивание прочтём Молитву перед началом всякого дела.

Молитва перед началом всякого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, и помози ми, грешному, совершити дело, мною начинаемо, во славу Твою.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва чтобы ребенок устроился на работу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в душе моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

После прочтём молитву перед вышиванием.

Молитва перед началом вышивки иконы

Господи Иисусе Христе,Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу.

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала – учиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва маме от дочери в стихах красивые

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Что думаете – выдумки всё это? Может мои опасения надуманные?

Не нужно переживать по сему поводу. Если очень уж хочется вышить икону бисером, то вышивайте, но перед этим сходите в церковь, помолитесь и попросите батюшку благословить Вас на сие благое дело. Что касается опасений: могут быть различные искушения, если будете молиться, то бояться Вам нечего.

Иконопись – есть дело богоугодное, но и такое, которое требует определенного духовного настроя. Церковь благословляет на иконопись только высокодуховных искусных художников, которые знают каноны православной иконописи: цветопередача и цветоформирование, передача штрихов и формопередача образа, каноника нимба. К иконописи нельзя приступать без определенной практики, без определенных знаний в канонике, а самое главное – без молитвы и в расстройстве духа.

Ваш случай достаточно сложный. Если вы не имели опыта в вышивке бисером, не имеете знаний о канонике иконописи, то, думаю, вам лучше начать с простых картин и изучить определенную литературу по православной канонической иконописи. Когда у вас уже будет определенный багаж знаний по методам, стилям и технике православной иконописи, думаю, вам необходимо поговорить об своем желании сделать бисерную икону с вашим духовником.

Если он удостоверившись в ваших возможностях, благословит вас на это – то вы смело можете начинать работу. Конечно, такую первую работу так же надо принести к духовнику на оценку. Если ваша бисерная икона будет соответствовать всем православным канонам – духовник даст добро на освящение данной иконы, после чего она станет полноценным образом пригодным для назидания себя в молитве.

Я думаю , во все времена люди старались ставить иконы в самом лучшем месте и как-то их украшать. Оклады для икон делали великолепные. От того , что вы вышьете икону бисером , она значительно выиграет , станет ярче , красивей.Ничего плохого в этом нет.

Сейчас это многие делают.

Если вам нравится вышивание бисером – то неважно что вы будете вышивать!

Вы делаете это для себя, бисеровышивание очень успокаивает, тем более вышивка иконы!

Я считаю, что не нужно ни кого слушать – вышивайте себе на здоровье и радуйте себя и близких таким замечательным подарком, как вышитая ВАМИ икона!

Глупости. Наоборот, получается, вы таким образов прославляете Бога. Что вы такого плохого делаете?!Наоборот, вещь, в том числе икона, изготовленная вами, несет еще большую силу. Зря бабушка вас пугает.

Я перед тем как сесть за вышивку иконы раньше ходила к нашему святому отцу, чтобы благословил на такое дело. Потом он мне дал молитву перед началом дела, и сказал как только закончишь, надо освятить, но освящать должен принести тот кому она предназначается, то есть если для знакомых, тогда они и должны сходить и освятить. Я очень много именных икон на подарок вышила.

Господи Иисусе Христе,Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector