Молитвы на сон грядущим (без толкований) »

Когда были составлены утренние и вечерние молитвы?

В тексте про молитву мы писали: молитва это не просто текст, который надо прочесть — иначе для святости было бы достаточно много читать. Молитва — это движение души, ее соприкосновение с Вечностью — Той, что незримо присутствует внутри человека и вокруг него.

Человек проснулся утром, и его первая мысль — слава Тебе, Господи, я живой. Это движение души и тоже молитва. Она — прообраз утреннего молитвенного правила.

Общение с Богом — это настолько широкое и всеобъемлющее понятие, что текст — лишь оболочка и, действительно, не всегда обязательная. Например, некоторые монахи вне служб молятся только одной-единственной молитвой — «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». В ней — вся суть, весь корень человеческой жизни, и все остальное в жизни человека — его просьбы и нужды — лишь «жизненные наслоения», для монаха совершенно не принципиальные. Для них сама жизнь — это молитва.

Но мы не монахи (да и не все монахи умеют так жить). И Церковью за две тысячи лет были собраны тексты молитв и целые молитвенные правила — как помощник нам. Например — молитвы утренние и молитвы на сон грядущим, которые мы видим в каждом молитвослове. Считается, они наиболее полно соответствуют тем порывам души и духовным «задачам», которые стоят перед человеком, проводящим день вне монастыря, на мирской суетливой работе и в бытовых заботах.

Слово «обязательно» не совсем точное. Святые учили, что на определенном этапе духовного пути и на определенном этапе познания себя молитва и богообщение становятся для души необходимостью — ее «убежищем», поддержкой и вдохновением, которое она обретает в соприкосновении со Святым Духом.

Человек не совершил утреннего правила — и нет в нем опоры.

Человек не прочитал молитвы на сон грядущим — и опоры еще меньше.

Может быть, правильно сказать, что молиться не «обязательно», а «нужно». Как спортсмен, который каждый день делает зарядку и ведет здоровый образ жизни — ему это нужно. Или писатель, который старается каждый день писать хотя бы несколько страниц — и ему это тоже «нужно».

Человеку, который опирается в своей жизни на ценности Любви, Вечности, ответственности перед Богом и радости в пребывании со Христом — молиться тоже нужно. И в какой-то момент духовного пути это становится настолько нужно, что ничего иного и не сможет сказать он, кроме как то, что молиться и вечером, конечно же, обязательно.

Но как прийти к пониманию, что вечерние и утренние молитвы это не обязанность, а «жизнь»? Как достичь такой меры понимания вещей?

Святые и священники опять же говорят: все приходит со временем и у каждого по-разному. Кто-то сначала заставляет себя через силу и именно упорством прокладывает себе путь к живой молитвенной жизни: молитва в какой-то момент сама к нему приходит и становится для него в хорошем смысле привычкой. Кто-то молится каждый день, потому что в какой-то момент жизни именно молитва поддержала его. Память об этом помогает ему поддерживать это правило, и само правило для него уже не правило, а образ жизни. Кто-то вдохновляется примерами рядом…

Не только миряне, но и все без исключения монахи проходят период, когда тело и ум глухи к молитве. Один из самых почитаемых святых XX века Силуан Афонский переживал подобную богооставленность десять с лишним лет, и только потом благодать пришла к нему — да с такой силой, какую многие не сподобляются получить и за жизнь. Мы писали об это святом. Почитайте. Его история очень вдохновляет!

Сами по себе молитвы были написаны сотни и сотни лет назад различным святыми. Например, в утренние и вечерние правила входят тексты молитв Иоанна Златоустого и Макария Великого. Молитву «Отче наш» и вовсе заповедал нам Христос во время одной из своих проповедей. В молитвенные правила также включен «Символ веры», который был составлен в первые века христианства, а также— псалом из Ветхого завета.

А вот сам состав и порядок утренних и вечерних правил, который мы видим в молитвослове, сложился недавно — возможно, только в XVIII веке. А массово употребимым и «обязательным» стал и вовсе в конце XIX и затем в XX веке — сначала благодаря самому факту распространения печатных книг на Руси, а затем благодаря однотипным стандартным молитвословам, которые, как могла, печатала в советское время патриархия.

Молитвослов на церковнославянском языке. Дореволюционное издание. Страница с началом утренних молитв.

Молитвы на сон грядущим (без толкований) »

То есть эти молитвенные последования сравнительно «молодые». А до этого обычные миряне читали Полунощницу и Малое повечерие — короткие службы, которые совершаются (или правильнее сказать читыаются) ежедневно в монастырях. Они — относительный прообраз утренних и вечерних молитв в молитвослове.

Зачем в таком случае были составлены утренние и вечерние молитвы? По-видимому, предстоятели Церкви сочли, что монастырские службы, — если они вырваны из общего суточного круга служб и вообще из монастырского «контекста», — не отражают всех нужд души, которые есть у мирянина.

Скорее всего, так оно и есть.

см. также: История молитвослова

Священники благословляют читать Малое повечерие в периоды, когда молитвы на сон грядущим из молитвослова не оставляют в душе никакого отклика. Ведь тексты молитв — не правило ради правила, а помощник человеку и поддержка. Возможно, также можно поступать и с полунощницей.

Но в любом случае, это лучше делать с благословения духовника, потому что никакие правила или устои в Церкви не возникли просто так. Человеку не обязательно быть монахом или святым, чтобы отказаться от каких-то традиций,  но важно как минимум иметь соответствующую внутреннюю устроенность. Оценить ее самостоятельно человек чаще всего не может. А вот священник (или лучше священник-духовник) — вполне.

Святые и священники приветствуют молитвы своими словами — поскольку это показывает, что в человеке духовная жизнь происходит живая, а не только «книжная». Однако по поводу утренних и вечерних молитв высказываются весьма однозначно — заменять их полностью «своими словами» неправильно. Максимум — дополнять.

Молитвы на сон грядущим (без толкований) »

По двум взаимосвязанным причинам.

Первая — важность того, что есть правило. Наличие установленных правил — одна из самых важных сторон, которые присутствует в духовной жизни человека. Правило — «правит» и исправляет человека.

Во-вторых — продолжительность молитвы. Практика показывает, что когда говорят о «молитве своими словами», то чаще всего сводется всё к коротким полутора-, двухминутным обращениям к Богу. Никто не говорит, что нужно молиться по часу в день, но и две, и даже пять минут «правилом» никак не назовешь…

И потом: все молитвы, которые собраны в молитвословах — это не просто сухие тексты, а живые молитвы, которые сами святые когда-то произносили «своими словами». И их слова очень часто гораздо глубже и «правильнее» для души чем самые искренние наши собственные слова.

Идеально так: человек читает утренние молитвы сразу после сна, а вечерние — прямо перед сном. Это было бы прямым олицетворением идеи: «первая мысль за день — о Боге, и последняя тоже».

Молитвы на сон грядущим (без толкований) »

В конечном итоге — во сколько именно читаются утренние и вечерние правила — это не критичный вопрос. Важно, чтобы правило было, и желательно, чтобы сама мысль человека перед сном, и сразу после него была бы не о мелочи жизни, а о Вечности — перед которой все мы стоим, и перед которой рано или поздно окажемся.

Откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитвы на сон грядущим (без толкований) »

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя.

Молитва 6-я

Что важно знать?

1. Читать утренние и вечерние молитвы можно вслух, а можно и про себя.

2. В каком объеме нужно читать молитвенное правило? Полностью или частично — это православный христианин решает, советуясь с духовником (либо со священником, которому доверяет и у которого регулярно исповедуется).

3. Молитвы, входящие в молитвенное правило, можно читать не только утром и вечером. Это молитвы «универсального назначения».

4. Молитвенное правило — это образец, призванный не отменить или заместить собственную молитву, но научить и направить ее.

Есть несколько важных моментов, о которых не следует забывать:

  1. Ты можешь выучить все утренние молитвы наизусть, но если тебе пока приходится читать их с бумаги или с экрана, ничего плохого в этом тоже нет.
  2. Утренние молитвы можно читать как вслух, так и про себя.
  3. Желательно делать это в уединении и тишине, чтобы ничего не отвлекало. И приступать сразу же после пробуждения.

Нужно ли читать молитвословие в течение дня

Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.

В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!»  Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.

Господь Иисус Христос

Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.

Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.

Видео об исполнении молитвенного правила

Время появления и авторы текстов утреннего и вечернего правила

Отче наш I век. Дана нам Самим Иисусом Христом. (см. Евангелие от Матфея, гл. 6)

Символ веры Конец IV века. Был принят на первых двух Вселенский Соборах Православной Церкви в 381 году по Р. Х.

Первые четыре молитвы после Символа веры Конец IV века. Преподобный Макарий Великий, ближайший ученик основателя монашества Антония Великого.

Пятая молитва утреннего правилаКонец IV века. Святитель Василий Великий, величайший святой и учитель. Написал множество догматических сочинений, составил чинопоследование литургии.

Вторая молитва вечернего правила Начало VII века.  Антиох, игумен Лавры Саввы Освященного, автор жизнеописания множества мучеников византийско-персидской войны.

Заключительные молитвы вечернего правила Конец IV- начало V века.Свт. Иоанн Златоуст, автор множества богословских и вероучительных трудов, составитель чинопоследования литургии, за прекрасные проповеди и прозванный Златоустом; IX век. Монах Петр Студийский, ученик создателя монашеского устава преп.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector