Как научиться иисусовой молитве

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение — стеснение, лишаться своей безграничной сво­боды, свойственной молитвенному духу, находящему­ся под управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения». Приступая к данному труду, с помощью Божией, мы преследовали следующую цель — прийти на помощь отцам и братьям и вообще желающим идти кратчайшим царским путем в царство небесное посредством смиренного и непрестанного сотворения «Иисусовой молитвы».

Учение мы предлагаем не от своего худоумия, а ради братской любви собрали из творений св. отцов и современных подвижников благочестия. Хотя о молитве есть уже сборники, но в них говорится вообще о молитве, а мы собрали материал преимущественно о молитве Иисусовой, те наиважнейшие элементы учения св.

отцов при помощи которых всякий, желающий идти путем самоутверждения, может научиться, как непрестанно правильно совершать устами, умом и сердцем Иисусову молитву. Подробное наставление есть в Добротолюбии, в сочинениях Еп. Игнатия Брянчанинова, Еп. Феофана и других многих, но ведь не у всякого найдутся достаточные средства, чтобы приобрести те драгоценные книги, в кото­рых учение о молитве, как ароматные цветы, рассеяно по необъятному духовному полю, каковое мы и собрали в единое место, так что и получилось, как благоуханный букет, наша малая по содержанию письма брошюра.

Много в ней духа, жизни и света для тех, кто стремится научиться Иисусовой молитве. Хотя, строго говоря, одним книжным чтением нельзя научиться молитве, так как тут нужен практический многолетний труд и терпение, еще терпение и труд усердный, а во главе всего — помощь Божия, которая также испрашивается усердной, смиренной мо­литвой;

Мы убеждены в том, что любезным читателям нашей книжицы не наскучит чтение, где многократно упоминается одна мысль о молитве, но в разных словесных формах, ибо мы описали молитву всесторонне. Поэтому и думаем, что для сердца, любящего имя Сладчайшего Иисуса, много­кратное повторение Его имени должно быть усладительнее «паче меда и сота».

«Молитва дается молящемуся неленостно». Св. Макарий Великий говорит: «Молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле, а молиться истинно — есть дар благодати». Преподобный Исихий говорит, что частота молитвы становится навыком и обращается в природу (привычку), и без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений. Свв.

Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие, то не впадал бы в грех. Как опыты эти мудры и как близки к сердцу практические эти наставления св. Отцов, особенно для начинающих идти путем молитвы!

Св. Лествичник пишет: «При омрачении души нечистыми помыслами, Иисусовым именем побеждай супостатов, часто повторяя Божественные глаголы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Крепче и успешнее этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле. Св. Григорий Синаит поучает: «Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай имя Иисуса Христа, и помыслы сами собой утихнут».

Сообразив эти опытные наставления св. Отцов, приходим к такому истинному заключению, что главный, единственный и удобнейший способ к обретению дел спасения и духовного совершенства есть частота беспрерывной молитвы, как бы она ни была немощна в начале. Сам всесильный Бог благодатью Своей, немощь врачующий и оскудение восполняющий, исправит и утвердит в этом деле.

каждая преступная мысль и греховное дело не обдумывалось бы так плодовито, как в праздном, не занятом молитвою уме; каждый поступок немедленно очищался бы благодатной силой часто призываемого имени Иисуса Христа; частое упражнение в молитве отвлекало бы душу от греховных дел и привлекало бы ее к соединению с Богом.

Для дальнейшего убеждения в необходимости и плодотворности частой молитвы насколько можно тверже — заметь:
1) что каждое возбуждение, каждая мысль о молитве есть действие Духа Святого и голос св. Ангела, твоего хранителя. Св. Лествичник говорит: «Кто стяжал Господа, тогда Дух Святой молится о нем, и в нем воздыхании неизглаголанными» (Рим.8:26).

Поэтому надлежит нам усердно молиться Св. Духу о даровании нам искреннего желания — молиться, ибо сказано: «…даяй молитву, молящемуся и хотя бы и нечисто в начале, но лишь бы с утруждением, ибо, когда утрудится тело, тогда и душа смирится, и сердце придет в сокрушение и умиление».
2) Что имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущую и самодействующую благотворную силу, а потому не смущайся нечистотою или сухостью твоей молитвы и с терпением ожидай плода от частого призывания имени Божьего.

Мнимодуховные — суемудрые философы составляют для себя какую-то науку моления на шатких основаниях естественного разума. Нужно ли многого учения, ума или знания, чтобы сказать чистосердечно: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»?…

Не такие ли частые молитвы восхвалял Сам Божественный наш учитель? Не этими ли немногословными, но частыми молитвами, испрашиваемы и производимы были чудотворения? Ах, христианская душа! Бодрствуй и не умолкай в беспрерывных взываниях твоей молитвы. Хотя бы этот вопль твой происходил от сердца еще рассеянного и наполненного в половину миром, нужды нет.

Надобно только его (вопль этот) продолжать, не умолкать; и не беспокойся, оно само собою очистится от учащения молитвы. Итак, после этих убеждений, что частота молитвы, при всем слабосилии так мощна, безусловно доступна человеку и состоит в полной его воле — решись испытать, насколько возможно тебе хотя бы один день па первый раз, провести в наблюдении за собою и за частотою молитвы так, чтобы на молитвенное призывание имени Иисуса Христа употреблено было гораздо более времени в течение суток, чем на другие занятия, конечно, кто имеет время в своем распоряжении и это преимущество молитвы перед делами житейскими — во времени непре­менно докажет тебе, что этот день не потерян, а приобретен во спасение;

что на весах правосудия Божия, частая молитва перетягивает весы слабостей твоих и проступ­ков и заглаживает грехи этого дня в памятной книге твоей совести, ставит тебя на степень праведности и дарует надежду получить освящение и вечную жизнь. Уединение от людей и рассеивающих предметов составляет главное условие внимательной непрестанной молитвы;

однако в случае невозможности воспользоваться этим, т. е. уедине­нием — безмолвием, не должно извинять тебя в редком обращении к молитве, ибо количество и частота доступна возможности каждого — и здорового и больного — и под­чиняется его воле. Убедительные примеры представляют те, которые бывши обременены обязанностями, развлекающи­ми должностями, заботами и работою и хлопотами, всегда призывали Божественное имя Иисуса Христа, и посред­ством этого научились и достигли непрестанной внутренней молитвы сердца. Св.

Как научиться иисусовой молитве

Патриарх Фотий обучился этой священной молитве, будучи на Патриаршем престоле. Св. Каллист, проходя хлопотное поварское послушание, также научился непрестанной Иисусовой молитве. Просто­сердечный Лазарь, обремененный многими работами на братию, при всех занятиях творил Иисусову молитву и успокаивался.

Св. Иоанн Златоуст говорил о молитве: «Никто не должен представлять ответа, что невозможно всегда молиться занятому жизненными попечениями, или не могущему быть в храме или по болезни, или по дальности храма. Но везде, где бы ты ни находился, можешь поставить жертвенник Богу в уме твоем посредством молитвы.

И так молиться можно и на торжищах, и в путешествиях, и сидящему за ремеслом; везде и во всяком месте молиться можно». Если решительнее возьмешься за чтение молитвы, тогда узнаешь, что частота молитвы — единственное скорейшее средство к спасению, от частой молитвы устной удобно восходить и к умной, а от той и к сердечной, открывающей царствие Божие внутри нас.

Наружное, то есть устное упражнение, как опыт показывает и практические деятели непрестанной молитвы уверяют, бывает так: решившиеся непрестанно призывать сладчайшее имя Иисуса Христа, или, что то же, беспрерывно повторять Иисусову молитву, правда, в начале испытыва­ют труд и борются с леностью, но чем дальше и более в этом упражняются, тем чувствительнее сродняются с этим занятием так, что впоследствии уста и язык его получают такую подвижность, что уже без помощи усилия сами собою неудержимо движутся и без голоса говорить молитву.

КРАТКИЕ ПОУЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ СТАРЦЕВ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Из книги «Рассказы Странника»

2. Молись и делай, что хочешь, и дела твои будут богоугодны и для тебя полезны и спасительны. Частая молитва, о чем бы она ни была, не останется без плода (говорит Марк Подвижн.), ибо в ней самой есть сила благодатная. «Свято имя Его, и всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

3. Молись и не старайся только своей силой побеждать страсти. Молитва разрушит их в тебе. Св. Иоанн Карпафский учит: «Если ты не имеешь дара воздержания, то не печалься. Бог требует от тебя прилежания к молитве, и молитва спасет тебя».

4. Молись и не опасайся ничего, не бойся бед, не страшись напастей; молитва защитит, отвратит их. Вспомни утопавшего — маловерного Петра; Павла, молившегося в темнице; инока, избавленного молитвою от искушения, и т. п. случаи, это подтверждает силу, мощность и всеобъемлемость молитвы во имя Иисуса Христа.

5. Молись, хоть как-нибудь, только всегда, и не смущайся ничем, будь духовно весел и покоен; молитва устроит все и вразумит тебя,— помни, что о силе молитвы говорят святые — Иоанн Златоуст и Марк Подвижник; первый утверждает, что «молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных грехами, тотчас нас очищает!»…

, а второй так об этом говорит: «…как-нибудь состоит в нашей силе, а молиться чисто — есть дар благодати». Но без первого невозможно достигнуть второго.
Итак, что в твоей силе, тем пожертвуй Богу, это возможно для тебя, и Божия сила прольется в твое сердце, и молитва сухая и рассеянная, но чистая всегда, обретя навык и обратясь в природу, сделается молитвой чистой, светлой, пламенной и должной.

«Для богоугождения ничего более не нужно, как любить, — люби и делай все, что хочешь»,— говорит блаженный Августин, а молитва есть излияние и действие любви, то поистине о ней можно сказать так, что для спасения ничего более не нужно, как всегдашняя молитва. Молись и делай что хочешь: святые трудились в различных монастырских послушаниях и достигли своей желанной цели — молитвы.

Молись и делай, что хочешь, и ты достигнешь цели молитвы: если искренне хочешь понести иго Христово, то приобретешь и ты освящение… Теперь видишь ли, сколько глубоких мыслей сосредоточивается в этом мудром изречении: «Люби и делай, что хочешь. Молись и делай, что хочешь…». Как отрадно и утешительно все сказанное для грешника, отягченного слабостями, для стонущего под бременем воюющих страстей!…

Молитва — ей все дано, как всеобъемлющее средство к спасению и усовершенствованию души…
Так! Но с именем молитвы тесно связано здесь и ее условие: «…непрестанно молиться»,— заповедует слово Божие. Следовательно, молитва тогда явит вседей­ствующую силу и плод, когда будет производима часто — непрестанно — как прекрасно выразился об этом один соловецкий подвижник «Мельзи», т.е.

«сбивай хорошенько млеко и будет масло»,— произноси подольше молитву хотя устами, тогда заговорит само сердце. Ибо частота молитвы, т. е. непрерывность говорить известное время, безусловно принадлежит нашей воле; тогда как чистота, усердие и совершенство молитвы есть дар благодати. Итак, друзья мои и сестры во Христе, будем молиться, как можно чаще, посвятим всю жизнь нашу молитве, хотя и полной развлеченной в начале.

Частое упражнение молитвой научит внимательности, количество непременно приведет к качеству. Чтобы научиться что-либо хорошо делать, надобно делать это как можно чаще, сказал один опытный молящийся.
Многие духовники предлагают различные средства для борьбы с леностью и для возбуждения прилежания к молитве. Например:

Как научиться иисусовой молитве

1) твердо убедить надо себя, что Бог безусловно требует от нас молитвы и Слово Его везде об этом говорит.
2) Посто­янно должно помнить, что по лености и небрежению о молитве нельзя успевать в делах благочестия и приобре­сти покой и спасение; а потому и неминуемо должно будет подвергнуться за это как наказанию на земле, так и мучению в вечной жизни.

молитва сама родится, но только узнай ее необходимые принадлежности, без которых она неполез­на, и может повредить порождением гибельной гордости; нужно прежде всего смиренное знание о себе и сокру­шенное о грехах своих, сердце многострадальное, плачу­щее, чающее Христова утешения. Молитва должна исходить от покаянных чувств и глубокого сознания своей греховности и своей пред Богом постоянной виновности.

Это для молитвы ограда и почва, на которой она только и  может  произрастать,  т.  е.   на  смиренных  чувствах самоуничижения и самоукорения в наше спасение; к высоким мерам не стремись: ибо стремление это бывает от гордости (Отец, Сын и Дух Святой Сами приидут, когда сердце твое будет чисто, посредством непрестанной, правильно — в смиренных и покаянных чувствах совершае­мой молитвы).

«Молитва Иисусова составляет
самую жизнь души нашей — истинную, существенную, утоляющую ее вечную жажду.
Молитва водворяет своим благодатным присутстви­ем в сердце нашем мир небесный;
она дарует нам свет, радость, блаженство, собирает воедино наши мысли,
освящает чувства, вливает бодрость в нашу душу и увлекает на путь Божественной
жизни.

Нужно показать еще и сам путь к приобретению этого высочайшего дара
— молитвы. Само приобретение молитвы уже есть величайший дар, а, как известно,
дары получать не всякий может, а им же уготовано: т. е. кто усердно поработает
над очищением своего сердца, тот и достоин вместить в себя этот величайший
дар, и, следовательно, приобретение зависит от нас самих.

Потрудись без
лености в чтении молитвы до конца, и будешь иметь свет и жизнь вечную.
Но прежде всего и нужнее всего Божья помощь, без которой мы, как известно,
не можем делать ничего хорошего. Но помощь Божья не придет, если не будем
искать ее при делании надлежащих нам дел; и вот, чтобы приобрести то, что
хотим иметь своим достоянием — св.

молитву, нужно войти самим делом в труд
этого дела. Нужно тебе читать устную Иисусову молитву при всяком деле,
и на всяком месте, стараясь возбудить в себе глубокие покаянные чувства;
видеть свою греховную вину перед Богом, а между людьми считать себя худшим,
и ко всем сострадательным быть. Истинное достоинство человека состоит в
том, чтобы и при великих делах своих иметь о себе смиренное мнение, всех
покрывать любовью, а наиболее желанием бедных, нищих, угнетенных».

Обратимся к сердечной молитве. Она по согласному св. отцов учению, называется матерью всех добродетелей. Это потому, что рождает из себя всякую добродетель, вернее говоря: дает силу на ее исполнение. Ибо существо ее есть соединение с Господом, который, находясь у нас в сердце, подает нам Свою благодатную силу на совершение всякого добра.

Вопрос: В чем суть молитвы?

Ответ: Плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпе­ние, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:21).

лишь только ум наш прикоснется к Господу Иисусу в пресвятом Его имени, тотчас останавливается брожение суетных мыслей и неудержимая стремительность ума, что, как всякому известно по опыту, всего более смущает подвижника молитвы. Молитва Иисусова водворя­ет в сердце несказанную любовь к Богу и ближним.

Вернее, она и есть само существо любви, это ее сила, свойство и качество молитвы. Для вершителя молитвы самым большим несчастием в жизни этой служит то, что если придется ему волею или неволею нанести оскорбление ближнему, до тех пор он не найдет мира в душе своей, пока не умиротворит брата своего всеми зависящими от него средствами.

Упражнение Иисусовою молитвою отторгает человека от всего земного, и этого требует само существо молитвы, которая, по учению св. отцов, есть отчуждение видимого мира, отвержение попечений и всяко­го помышления и приближение к Богу. Кроме этого, Иисусова молитва, проникнув в человека, отвергает его ум к глубокому обширному и точному разумению Священного Писания, и это действие происходит от соединения духа нашего с духом Христовым.

Все ревнители в своем спасении, кто бы ни был, могут приступать к занятию Иисусовою молитвою. Сначала Господь всякому дает вкусить ее духовную сладость, но потом бывает и так, что отступает духовное утешение; сердце делается жестоким, холодным и даже враждебным к занятию молитвой, а ум наполняется всевозможными помыслами.

Состояние тяжелое и безотрадное. Здесь — пробный камень, и многие из начавших молитву Иисусову не выдерживают, а оставляют ее и по-прежнему начинают быть сынами века своего, преданному суете и земному попечению. Но это трудное состояние, духа необходимо пережить подвижнику. Чем крепче решишься перетерпеть этот искус, тем скорее можешь быть победителем враждебного духа.

Временем, трудом и усердием добыва­ется мало-помалу духовное сокровище молитвы, которая соединяет нас с Богом. А без молитвы, как пишут Божественные отцы, соединиться с Богом невозможно. Много приходилось слышать, говорят: «Разве молитва рассеянная, невнимательная и исполненная всевозможных помыслов угодна Богу?»… Но ведь надо же знать нам всем и крепко помнить, что сразу делать никакое дело невозможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector