Как называется день накануне рождества

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество — один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании.

Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота — Его первые ясли.

О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее «Слава в вышних Богу!».

Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».

Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего — любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни — Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов.

Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото — знак царской власти,  ладан — знак священства и смирну (пряное благовоние) — им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти — это жертва, который и искупились все грехи человечества.

Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об «усыновлении» Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами».

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник — первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день — Сочельник. Сочельник — это «дверь», открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни.

Как называется день накануне рождества

Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь.

Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов — почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва — для души, а пост для тела — важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особо место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа.

Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей.

В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Рождество

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы.

В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель.

Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».

Что означает слово сочельник?

Современному человеку не сразу понятно, что такое сочельник и почему так называется. Чтобы понять, что означает слово сочельник, нужно вернуться к корням старославянского языка. Это слово связано с таким предметом, как «сочень» – так назывались лепёшки, выпекавшиеся на Рождество на конопляном масле.

Рождество

Вообще же сочельник – это то, как называется канун Рождества или Крещения, то есть, каждый из этих двух важный христианский праздников предваряется днём, называемым сочельник.

Этим можно кратко ответить на вопрос, что такое сочельник, но мы расскажем вам об этом празднике намного больше!

Когда празднуют сочельник?

Вопрос, когда празднуют сочельник, всецело завязан на календаре, которым пользуется та или иная христианская конфессия. Там, где действует григорианский календарь, рождественский сочельник приходится на 24 декабря (по новому стилю).

В тех же церквах, которые остались приверженцами старого юлианского календаря и отказались от перехода на григорианский (РПЦ, другие православные конфессии, греко-католики), Рождество оказалось сдвинутым на 2 недели, и здесь дата сочельника падает на 6 января (по старому стилю).

На рубеже III-IV веков христиане объединили празднование Рождества и Крещения в единый день – 6 января, который назвали Богоявлением. Армянская апостольская церковь и в наши дни придерживается этой традиции. Но в середине IV века католики выделили для Рождества отдельный день – 25 декабря, разделив его с Крещением.

Поэтому правильным ответом на вопрос, какого числа празднуется сочельник по новому стилю, будет именно 24 декабря.

Но это мы поговорили, что значит сочельник в мире христианском, ведь очень многие христианские праздники проросли на месте гораздо более древних языческих вех. То же касается и Свят-вечера, который ничего общего с христианским не имел и не мог иметь, поскольку был задолго до прихода христианства на Русь.

Среди таких традиций были святочные гадания. Кроме того, наши пращуры в этот день отмечали праздник «Корочун», в котором приветствовали и славили Солнце. Другие источники говорят о праздновании в этот день Сварога. По убеждению наших предков, земля в Свят-вечер наделяла всё живое (людей, животных и даже растений) особой энергией, позволявшей впоследствии уберечь и приумножить урожай, сберечь скот от падежа и дать ему богатый приплод.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества по Юлианскому и по Григорианскому календарю тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов.

На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года.

К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней.

Рождество

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь — это вопрос богословия.

После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли «мракобесным», все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Традиции в сочельник

Что делать в сочельник перед Рождеством – часто возникающий вопрос. В этот день христиане усиленно готовятся к предстоящему Рождеству Христову. Женщины убирали в доме и готовили вкусный ужин.

Но если вы спросите, какая традиция в сочельник соблюдалась строже всего, то это пост, продолжавшийся до появления на небе первой звезды – если говорить образно, а на практике – до наступления полуночи.

В одной замечательной рекламе 90-х годов прекрасно показано, что такое сочельник перед Рождеством у русских православных – когда граф Александр Суворов отказывался приступить к трапезе с императрицей, пока не появится первая звезда, которая тут же и оказалась на его мундире по распоряжению быстро смекнувшей царицы.

Начинать трапезу после поста было принято с «сочива» – размоченных зёрен пшеницы (а позднее и других злаков), в которые добавлены фрукты и мёд. Из этого готовились вкусные лепёшки. Позднее это блюдо трансформировалось в привычную нам кутью.

Богослужения

С наступлением вечера приходила пора богослужения, во время которого читались Евангелия, молитвы, вспоминалась история с волхвами, а также служилась литургия. Если же сочельник приходился на субботу или воскресенье, то в основном богослужения проводились пятничным вечером, а на сам сочельник переносилась только литургия.

Католические традиции в сочельник выглядят более мягко – они не требуют строгого поста. Вечером семья усаживается за торжественный стол, на котором представлены постные блюда. Перед началом трапезы кто-то должен обязательно прочитать евангельский отрывок на тему рождения Иисуса. В некоторых странах Восточной Европы во время этой трапезы преломляют облатки (специальные рождественские хлебцы). Когда семейная трапеза заканчивается, все вместе идут в храм к вечерней службе, посвящённой Рождеству Христову.

В сочельник принято было надевать самую новую одежду. Если же на обновки не хватало средств, то достаточно было облачиться во всё чистое. В этой традиции прослеживалось стремление очищения от старых грехов и стремление к обновлению.

Традиции в сочельник перед Рождеством касались и определенных правил проведения ужина. В сочельник за столом необходимо было проявлять спокойствие и сдержанность, а до его окончания нельзя было даже вставать из-за стола. Домочадцы не могли оставить без внимания ни одного выставленного на столе угощения – каждый хоть по ложке, но должен был попробовать всего.

Хорошей приметой было, если за столом оказывалось чётное число едоков, а в противном случае хозяйка ставила ещё один прибор для усопшей родни.

В процессе непринуждённого разговора во время трапезы полагалось касаться только добрых поступков. Хотя сочельник и был семейным праздником, но правильным считалось приглашение к столу одинокого соседа или знакомого, даже если он исповедовал иную веру.

Иногда гость мог и вовсе оказаться случайным человеком или нищим, поскольку поверье гласило, что в этот вечер в образе попрошайки в дом может заглянуть сам Бог.

Хозяин во время трапезы поздравлял даже домашних животных, а за порог выставляли миску с угощением для бездомной животинки.

Славянское народное название рождественского сочельника – Свят-вечер, он также был очень популярен у наших предков и отмечался очень торжественно. В родительский дом на него собиралась вся многочисленная семья, хозяйка же прибиралась в доме и готовила праздничное угощение. На стол накрывали новую белую скатерть, а под неё подкладывалось немного сена.

Также у славян был дидух – сноп сена в горшке, который вносили в дом и ставили на стол в качестве главного украшения. Готовили дидух ещё летом – сжинали немного ржаных или пшеничных колосьев и сохраняли их необмолоченными до зимы. В других местностях было принято отделять дидух от последнего необмолоченного снопа хлеба.

«Сено трусись, скотинку корми. Пусть её душечкам будет мягко, пусть и Святому Дитяти будет мягко вместе со скотинкой на сене лежать!»

и одновременно вместе с сыном он разбрасывал по двору сноп сена.

Перед входом в избу глава провозглашал: «Святки идут!». На что сын должен был ответить «Святки пришли!». А мать же подыгрывала такими словами: «Чтим Дидуха и просим его и вас пожаловать в дом».

Этот дидух сохраняли до Щедрого вечера, после которого его предавали огню вместе со старыми вещами и хламом, а также одежду того члена семьи, который тяжело болел. Так предки пытались избавиться от негативного наследия ушедшего года.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество. В этот день читается молитва «Царю Небесный». Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные.

Далее идет ектенья и гимн «С нами Бог». Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни.

На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа.

Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение». Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это — благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога.

В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Кушанье в сочельник

Главное кушанье в сочельник – это сочиво (позднее кутья), которую готовили изначально из варёных зёрен пшеницы или ячменя, куда добавлялся мёд. Позднее появился вариант кутьи с рисом.

Дальнейшая перемена блюд также подчинялась строгим правилам. Вначале были закуски, после которых подавался суп (грибной, борщ или уха) с пирожками, лепёшками или ушками, называемыми также сочнями. В конце уже шли сладости – медовики, рулеты с маком, кисель с пирогами и прочее. Также к сочельнику хозяйки старались обязательно сделать сладких пряников.

Лакомым блюдом был и узвар, который сейчас превратился в компот из сухофруктов. В него шли яблоки, вишня, сливы, груши, изюм и другие доступные фрукты. Во время трапезы все блюда принято было запивать этим самым узваром.

На столе должно было присутствовать 12 блюд, и каждое из них имело символическое значение:

  1. Кутья была символом пролитой крови и принесённой драгоценной жертвы.
  2. Вкусный борщ готовится хозяйкой из самых обычных продуктов, что говорит о том, что ежедневный и настойчивый труд обязательно выливается в прекрасный результат. К тому же, верующим он напоминает о коварном приказе царя Ирода об убиении всех младенцев мужского пола.
  3. Капустник символизировал надёжность и простоту.
  4. Голубцы олицетворяли любовь Бога к человеку.
  5. Рыба – древнейший христианский символ.
  6. Горох вселял надежду, как весна, напоминая, что человек после упадка способен вновь возродиться.
  7. Вареники олицетворяют достаток и то, что верующим уготована райская жизнь в райских кущах.
  8. Блины по внешнему виду напоминали горячее солнце. Хотя традиция выпекания блинов уходит в недра язычества, но позднее их стали олицетворять с Христом, как новым солнцем.
  9. Каша означала крепость семьи и продолжение рода.
  10. Пирожки были символами счастья и здоровья.
  11. Узвар помогал очиститься от скверны, ведь он – символ подаренной Богом жизни.
  12. Пампушки значили вечную жизнь, которая ожидает христианина после смерти.

Трудно представить, чтобы в простой семье на праздничном столе появились бы разом все эти разнообразные блюда. Поэтому, как правило, хозяйки упрощали задачу, стремясь приготовить дюжину постных блюд. А уже к предстоящему Рождеству готовилась свиная голова, домашняя колбаса, студень, блюда из мяса, рыбы, грибов, а также кисель.

Для молодёжи самое интересное начиналось после праздничной трапезы – все спешили на гуляния, а особенно все любили колядки. Девушки и парубки собирались возле церкви или другого «пятачка», к ним нередко присоединялись и ещё не успевшие жениться мужчины. Собравшись вместе, они выбирали Берёзу – заводилу, который будет командовать колядками, а кроме него, звездаря, казначея, латкового и других персонажей.

Сейчас колядуют не так, как это происходило в прежние времена. Например, раньше не стучали и не входили в дом, а вместо этого вызывали хозяев снаружи криками «Коляда идёт!». Если кто-то выходил из дома, то ему доставалось представление с пением народных песен и колядок. Хозяину желали в наступающем году всего наилучшего. И только потом хозяин мог пригласить всех в дом, где им доставались разнообразные подарки.

Приметы в сочельник

На Рождество предки придумали множество примет, поскольку по этому дню стремились заглянуть немного в будущее, и понять, что год грядущий им готовит.

Поскольку подготовка к Рождеству шла подготовка именно в сочельник, то и всю еду к праздничному столу стремились сделать до восхода солнца, что, согласно поверьям, должно было принести в дом богатство и достаток.

Приметы же отмечали следующие:

  • Ясная погода в Рождество сулила хороший урожай на следующий год.
  • Россыпь звёзд на небе намекала на хороший урожай гороха, ягод и грибов, а также на приплод скота.
  • Если в рождественскую ночь разыгралась метель, то летом уродится пшеница, будут хорошо роиться пчёлы и дадут много мёда.
  • Но если на Рождество будет оттепель, то не миновать холодной весны и плохого урожая овощей.
  • Если снег падает хлопьями или всё украшено инеем, то летом уродятся хлеба.
  • Если стожары на небе почти не видны – быть ненастью.
  • Чем обильней будет угощение в сочельник, тем тучнее окажется грядущий год.
  • Начиная с сочельника, домочадцы стремились избегать всяческих разногласий и не ссориться, чтобы потом не браниться весь оставшийся год.
  • В сочельник запрещалось ловить рыбу и охотиться, иначе год преисполнится лишений и несчастий.
  • Очень плохим занятием на Рождество считалось шитьё. Работающая в праздник рукодельница могла накликать на кого-то из домочадцев слепоту.

А как Вы отмечаете сочельник? Есть ли в Вашей семье свои обычаи или Вы придерживаетесь традиционных церковных? Расскажите об этом – другим читателям будет интересно узнать об этом!

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций.

Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой.

Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это — светская традиция. Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево — отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге «Щелкун орехов» («Щелкунчик») Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого»…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего — символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Поздравьте своих близких старинными рождественскими открытками.

Рождество Христово в 2019 году — 7 января

Рождество Христово в 2020 году — 7 января

Рождество Христово в 2021 году — 7 января

Рождество Христово в 2022 году — 7 января

О Рождестве Христовом: история праздника

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

Рождественские колядки и песни

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

Проповеди

  • Свт. Василия Великий Гомилия на Святое Рождество Христово
  • свт. Иоанн Златоуст Слово на святое Рождество Христово
  • Свт. Лев Великий Слово II на Рождество Христово, Слово III на Рождество Христово, Слово IV на Рождество Христово, Слово V на Рождество Христово, Слово седьмое на Рождество Христово, Слово восьмое на Рождество Господне, Слово девятое на Рождество Христово, Слово десятое на Рождество Христово
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский: Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?
  • Митрополит Сурожский Антоний Бога, явившегося в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог  и Чем мы отзовемся на любовь Божию?
  • Свщмч Сергий Мечев Мир или меч?
  • Свщмч. Григорий Лебедев. Слово на Рождество Христово
  • Протоиерей Алексий Уминский: Господь принес нам богатство любви
  • Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов Готовися, Вифлееме! и Рождество Христово: Господи, Ты пришел к нам и все для нас сделал!

Викторины

Очерки и рассказы

Стихи о Рождестве

Рождество в искусстве

Рецепты к Рождеству

Рождество Христово в мире

О Вифлееме

Больше видео на канале Правмира

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector