Молитва Отче Наш текст на русском

Статья первая толкование молитвы отче наш (текст)

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;Хлеб наш насущный дай нам на сей день;и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Матф 6:9-13

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Лк 11:2-4

Фрагмент католического храма Pater Noster (Отче Наш) в Иерусалиме. Храм стоит на Елеонской горе, по преданию Иисус научил апостолов молитве «Отче наш» именно здесь. Стены храма украшены панно с текстом молитвы Отче Наш более чем на 140 языках мира, в том числе на украинском, белорусском, русском и церковнославянском.

Первая базилика была построена еще в IV веке. Вскоре после завоевания Иерусалима в 1187 году султаном Саладином здание было разрушено. В 1342 году здесь обнаружили фрагмент стены с выгравированной молитвой «Отче наш». Во второй половине XIX века архитектор Андре Леконт построил церковь, которая была передана католическому женскому монашескому ордену босоногих кармелиток. С тех пор стены храма ежегодно украшают новыми панно с текстоми молитвы Отче Наш.

Молитва Отче наш - полный текст

Фрагмент текста молитвы Отче наш на церковнославянском в храме Pater Noster в Иерусалиме.

«Краткое содержание всего Евангелия»

«Молитва Господня есть воистину краткое содержание всего Евангелия»4. «Когда Господь завещал нам эту молитвенную формулу, Он добавил: «Просите, и дано будет вам» (Лк 11, 9). Итак, каждый может возносить к небу различные молитвы соответственно своим потребностям, но всегда начиная с Молитвы Господней, которая остается основной молитвой»5.

I. В центре ПисанийПоказав, что Псалмы составляют главную пищу христианской молитвы и сливаются в прошениях молитвы «Отче наш», св. Августин заключает:Просмотрите все молитвы, какие есть в Писаниях, и я не думаю, что вы найдете там что-либо, что не входит в Молитву Господню6.

Нагорная проповедь — это учение для жизни, а «Отче наш» — молитва; но и в той и в другой Дух Господень придает новую форму нашим желаниям — тем внутренним движениям, которые одушевляют нашу жизнь. Иисус учит нас этой новой жизни Своими словами, а Он учит нас просить ее в молитве. От подлинности нашей молитвы будет зависеть подлинность нашей жизни в Нем.

Он — Учитель нашей молитвы. С другой стороны, как Слово воплощенное Он знает в Своем человеческом сердце нужды Своих братьев и сестер по человечеству и открывает их нам: Он — Образец нашей молитвы.Но Иисус не оставляет нам формулу, которую мы должны повторять машинально11. Здесь, как и во всякой устной молитве, словом Божиим Дух Святой учит детей Божиих молиться их Отцу.

Иисус дает нам не только слова нашей сыновней молитвы; одновременно Он дает нам Духа, благодаря Которому эти слова становятся в нас «духом и жизнью» (Ин 6, 63). Более того: доказательство и возможность нашей сыновней молитвы в том, что Отец «послал в сердца наши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал 4, 6).

Потому, что наша молитва толкует наши желания пред Богом, опять же «Испытующий сердца» Отец «знает желания Духа и то, что Его ходатайство за святых соответствует воле Божией» (Рим 8, 27). Молитва «Отче наш» входит в тайну миссии Сына и Духа.III. Молитва ЦерквиНеделимый дар слов Господа и Духа Святого, животворящий их в сердцах верующих, был получен Церковью и жил в ней от ее основания.

Первые общины молятся Молитвой Господней «три раза в день»12 вместо «Восемнадцати благословений», использовавшихся в иудейском благочестии.Согласно Апостольскому Преданию, Молитва Господня сущностно укоренена в литургической молитве.Господь учит нас творить молитву сообща за всех наших братьев. Ибо Он не говорит «Отче мой, сущий на небесах», но «Отче наш», чтобы наша молитва была единодушной, обо всем Теле Церкви13.

Во всех литургических традициях Молитва Господня является составной частью главных моментов богослужения. Но особенно явственно ее церковный характер проявляется в трех таинствах христианского посвящения:В крещении и миропомазании, передача (traditio) Молитвы Господней знаменует новое рождение к Божественной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Поскольку христианская молитва является беседой с Богом посредством слова Самого Бога, «возрожденные от живого слова Божия» (1 Петр 1, 23) учатся взывать к своему Отцу единственным Словом, которому Он всегда внемлет. И отныне они способны это делать, ибо печать помазания Святого Духа наложена неизгладимо на их сердца, на их уши, на их уста, на все их сыновнее существо.

В Евхаристической литургии Молитва Господня является молитвой всей Церкви. Здесь проявляется ее полный смысл и ее действенность. Занимая место между Анафорой (Евхаристической молитвой) и литургией Причащения, она, с одной стороны, воссоединяет в себе все прошения и ходатайства, выраженные в эпиклесисе, и, с другой стороны, она стучится в двери Пира Царства, который предвосхищается приобщением Святым Тайнам.

В Евхаристии Молитва Господня выражает также эсхатологический характер содержащихся в ней прошений. Она — молитва, принадлежащая «последним временам», временам спасения, начавшимся с сошествия Святого Духа, которые завершатся возвращением Господа. Прошения молитвы «Отче наш», в отличие от молитв Ветхого Завета, опираются на тайну спасения, уже осуществившуюся раз и навсегда во Христе, распятом и воскресшем.

Эта непоколебимая вера служит источником надежды, возносящей каждое из семи прошений Молитвы Господней. Они выражают стон нынешнего времени, времени терпения и ожидания, когда нам «еще не открылось, чтo будем» (1 Ин 3, 2)15. Евхаристия и «Отче наш» устремлены к пришествию Господа, «доколе Он придет» (1 Кор 11, 26).Коротко    В ответ на просьбу Своих учеников («Господи! научи нас молиться»: Лк 11, 1) Иисус доверяет им основную христианскую молитву «Отче наш».

«Молитва Господня есть воистину краткое содержание всего Евангелия»16, «самая совершенная из молитв»17. Она находится в центре Писаний.

Она именуется «Молитвой Господней», потому что она получена нами от Господа Иисуса, Учителя и Образца нашей молитвы.

Молитва Господня есть в полном смысле молитва Церкви. Она неотъемлемая составляющая главных моментов богослужения и таинств введения в христианство: крещения, миропомазания и Евхаристии. Будучи составной частью Евхаристии, она выражает «эсхатологический» характер содержащихся в ней прошений, в ожидании Господа «доколе Он придет» (1 Кор 11, 26).

Семь прошений

Введя нас в присутствие Бога Отца нашего, чтобы мы поклонялись Ему, любили Его и благословляли Его, Дух усыновления возводит из наших сердец семь прошений, семь благословений. Первые три, более богословского характера, устремляют нас к славе Отца; другие четыре — как пути к Нему — предлагают наше ничтожество Его благодати. «Бездна бездну призывает» (Пс 42, 8).

Первая волна несет нас к Нему, ради Него: имя Твое, Царствие Твое, воля Твоя! Свойство любви — прежде всего думать о Том, Кого мы любим. В каждом из этих трех прошений мы не упоминаем «нас» самих, но «пламенное желание», само «томление» Возлюбленного Сына ради славы Его Отца охватывает нас48: «Да святится (…

Вторая волна прошения разворачивается в русле некоторых евхаристических эпиклезисов: она является приношением наших ожиданий и привлекает взор Отца милосердия. Она восходит от нас и касается нас сейчас и в этом мире: «дай нам (…); прости нам (…); не введи нас (…); избавь нас». Четвертое и пятое прошения касаются нашей жизни как таковой, хлеба насущного и излечения от греха; два последних прошения относятся к нашей битве за победу Жизни, основной битве молитвы.

Первыми тремя прошениями мы утверждаемся в вере, исполняемся надежды и воспламенены любовью. Создания Божий и по-прежнему грешники, мы должны просить о себе — о «нас», и это «мы» носит измерение мира и истории, которые мы предаем как приношение безмерной любви нашего Бога. Ибо именем Христа Своего и Царством Своего Святого Духа наш Отец исполняет Свой замысел спасения, ради нас и всего мира.

I. Толкование фрагмена «Да святится имя Твое» Отче Наш текст молитвы    

это прошение, желание и ожидание, в которых участвуют и Бог и человек. Начиная с первого прошения, обращенного к нашему Отцу, мы погружаемся в глубину тайны Его Божества и драму спасения нашего человечества. Просить Его о том, чтобы святилось имя Его, вводит нас в «благоволение, которое Он положил», «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви»51.

Толкование Отче наш молитвы

Матф 6:9-13

Лк 11:2-4

«Случилось, что, когда Иисус в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк 11, 1). В ответ на эту просьбу Господь доверяет Своим ученикам и Своей Церкви основную христианскую молитву. Евангелист Лука дает ее в виде краткого текста (из пяти прошений)1, а евангелист Матфей представляет более развернутую версию (из семи прошений)2.

Литургическая традиция Церкви сохраняет текст евангелиста Матфея: (Мф 6, 9-13).Отче наш, сущий на небесах!Да святится имя Твое,да придет Царство Твое,да будет воля Твояи на земле, как на небе;хлеб наш насущный дай нам на сей день;и прости нам долги наши,как и мы прощаем должникам нашим;и не введи нас в искушение,но избавь нас от лукавого.I

Весьма рано литургическое употребление Молитвы Господней дополнилось заключительным славословием. В Дидахе (8, 2): «Ибо Тебе подобает сила и слава вовеки». Апостольские постановления (7, 24, 1) добавляют в начале слово «царство», и  эта формула сохраняется до сего дня во всемирной молитвенной практике.

Византийская традиция добавляет после слова «слава» — «Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Римский Миссал расширяет последнее прошение3 в ясно выраженной перспективе «ожидания блаженного обетования» (Тит 2, 13) и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа; за этим следует возглашение собрания, повторяющее славословие Апостольских постановлений.

«Отче наш, сущий на небесах»

I. «Дерзаем приступать с полным доверием»

Осознание нашего рабского состояния заставило бы нас провалиться сквозь землю, наше земное состояние рассыпалось бы в прах, если бы власть Самого Оща нашего и Дух Его Сына не побуждали нас к этому воплю. «Бог, — говорит [апостол Павел], — послал в сердца наши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!”» (Гал 4. 6). (…) Как осмелилась бы смертность называть Бога своим Отцом, если только душа человека не была бы одухотворена силою свыше?18

Эта сила Духа Святого, Которая вводит нас в Молитву Господню, выражена в литургиях Востока и Запада прекрасным словом, типично христианским: ???????? — откровенная простота, сыновнее доверие, радостная уверенность, смиренное дерзновение, уверенность в том, что ты любим19.II. Толкование фрагмена текста «Отче!

» молитвы Отче наш Прежде чем сделать «своим» этот первый порыв Молитвы Господней, не лишне очистить со смирением наше сердце от некоторых лживых образов «мира сего». Смирение помогает нам признать, что «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть», то есть «младенцам» (Мф 11, 25-27). Очищение сердца касается образов отца или матери, порожденных личной и культурной историей и влияющих на наше отношение к Богу.

Бог, Отец наш, превосходит категории тварного мира. Переносить на Него (или применять против Него) наши идеи в этой области — значит творить кумиров, чтобы поклоняться им или повергать их. Молиться Отцу означает входить в Его тайну — какой Он есть и каким открыл нам Его Сын:Выражение «Бог Отец» никому никогда не было открыто.

Когда сам Моисей спросил у Бога, Кто Он, он услышал другое имя. Нам это имя открылось в Сыне, ибо оно означает новое имя: 0тец20.Мы можем призывать Бога как «Отца», потому что Он открыт нам Его вочеловечившимся Сыном и Его Дух дает нам познавать Его. Дух Сына дает нам — верующим, что Иисус есть Христос и что мы рождены от Бога21 — приобщиться к тому, что непостижимо для человека и что неуд обозримо для ангелов: это личная связь Сына с Отцом22.

Когда мы молимся Отцу, мы пребываем в общении с Ним и Его Сыном, Иисусом Христом23. Тогда мы познаём Его и узнаем, всякий раз с новым восхищением. Первое слово Молитвы Господней — благословение и выражение поклонения, прежде чем начнутся прошения. Ибо это слава Божия, что мы признаем в Нем «Отца», истинного Бога.

О человек, ты не дерзал поднять лицо твое к небу, ты опускал взор на землю и внезапно ты обрел благодать Христа: все твои грехи тебе отпущены. Из дурного раба ты сделался хорошим сыном. (…) Итак, возведи свои очи к Отцу, искупившему тебя Своим Сыном, и скажи: Отче наш (…). Но не ссылайся ни на какое свое преимущественное право.

Желание и волю быть подобными Ему. Нам, созданным по образу Его, подобие Его возращается благодатью, и нам надлежит на это ответить.Нам следует помнить, когда мы называем Бога «нашим Отцом», что мы должны поступать как сыны Божии28.Вы не можете называть Отцом вашим всеблагого Бога, если вы сохраняете сердце жестокое и бесчеловечное;

III. Толкование фрагмена Отче наш молитвы текстОбращение «Отче „наш”» относится к Богу. С нашей стороны это определение не означает обладания. Оно выражает совершенно новую связь с Богом.   

Когда мы говорим «Отче „наш”», мы прежде всего признаем, что все Его обещания любви, возвещенные через пророков, исполнились в новом и вечном завете Его Христа: мы стали «Его» Народом и отныне Он «наш» Бог. Это новое взаимоотношение представляет собой взаимную принадлежность, дарованную безвозмездно: любовью и вepнocтью33 мы должны ответить на «благодать и истину», дарованные нам в Иисусе Христе (Ин 1, 17).

Потому, что Молитва Господня есть молитва Народа Божия в «последние времена», слово «наш» выражает также уверенность нашего упования на последнее обещание Бога; в Новом Иерусалиме Он скажет: «Я буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21, 7).   

Когда мы говорим «Отче „наш”», мы обращаемся лично к Отцу Господа нашего Иисуса Христа. Мы не разъединяем Божество, коль скоро Отец в Нем есть «источник и начало», но исповедуем тем самым, что от Отца предвечно рожден Сын и что от Отца исходит Святой Дух. Мы также не смешиваем Божественные Лица, поскольку мы исповедуем общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом в их едином Духе Святом. Пресвятая Троица единосущна и нераздельна. Когда мы молимся Отцу, мы поклоняемся Ему и прославляем Его с Сыном и Святым Духом.

Грамматически слово «наш» определяет реальность, общую для многих. Есть один Бог, и Его признают Отцом те, кто верою в Единородного Его Сына возродились от Него водою и Духом34. Церковь есть это новое общение Бога и человека: в единстве с Единородным Сыном, ставшим «первородным между многими братьями» (Рим 8, 29), она пребывает в общении с Самим единым Отцом в Самом едином Духе Святом35. Говоря Отче «наш», каждый крещеный молится в этом общении: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4, 32).

Вот почему, несмотря на разделения христиан, молитва к «Отцу „нашему”» остается общим достоянием и настойчивым призывом для всех крещеных. Состоя в общении посредством веры во Христа и крещения, они должны сделаться участниками молитвы Иисуса о единстве Его учеников36.   

Наконец, если мы подлинно творим молитву «Отче наш», мы оставляем свой индивидуализм, ибо любовь, которую мы принимаем, избавляет нас от него. Слово «наш» в начале Молитвы Господней — как и слова «мы», «нам», «нас», «наш» в последних четырех прошениях, — не исключают никого. Чтобы творить эту молитву в истине37, мы должны преодолеть наши разделения и наши противостояния.

Крещеный не может творить молитву «Отче „наш”», не представляя пред Отцом всех, за кого Он отдал Своего Возлюбленного Сына. Любовь Божия не имеет границ; такой же должна быть и наша молитва38. Когда мы творим молитву Отче «наш», это вводит нас в измерение Его любви, открытой нам во Христе: молиться со всеми теми людьми и за всех тех людей, которые еще не знают Его, чтобы их «собрать воедино» (Ин 11, 52).

Молитва Папы Иоанна Павла II о семьях

Господи, Отче Святой, Всемогущий, Вечный Боже, благословляем Тебя и благодарим за нашу семью, желающую жить в любви и согласии. Приносим Тебе наши печали, в Твои руки вверяем наше будущее. Боже, источник всякого блага, соделай, дабы мы всегда имели хлеб насущный, сохрани нас в здравии и мире, направь стопы наши ко благу. Позволь нам после счастливой жизни в этом доме встретиться вновь в вечной радости неба. Аминь.

Боже, начало всякого отцовства на небе и на земле, Отец, Который есть Любовь и Жизнь; соделай, дабы каждая человеческая семья на земле через Твоего Сына, Иисуса Христа, рождённого от Девы, и через Святого Духа становилась истинной обителью жизни и любви для новых поколений.

Соделай, дабы Твоя благодать направляла мысли и поступки супругов на благо их семей и всех семей в мире.

Соделай, дабы молодое поколение находило в семьях поддержку и укрепление для себя и для развития в истине и любви.

Соделай, дабы любовь, укрепляемая благодатью таинства брака, была сильнее слабостей и кризисов, через которые нередко проходят семьи.

По предстательству Святого Семейства из Назарета молим Тебя, Боже: соделай, дабы Церковь посреди всех народов на земле могла плодотворно выполнять свою миссию в семьях и через семьи. Через Христа, Господа нашего, Который есть Путь, Истина и Жизнь, во веки веков. Аминь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector