Что означает воздвижение креста господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

— праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя;

сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение!

Что означает воздвижение креста господня

Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

История праздника Воздвижения Креста Господня

В каждом православном храме проводятся Всенощная и Литургия. Причем батюшка выносит из алтаря крест, становясь с ним по центру храма, а веряне поклоняются ему.

В этот день верующие люди могут пойти в церковь, где для них прозвучит проповедь, посвященная обретению Креста Господня. Можно взять участие в крестном ходу с молитвами и несением икон, или же обходе.

Молитвы в этот день звучат радостные. Люди просят Господа о семейном счастье, здоровье для себя и родных, благополучии.

Фильм Митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка расскажет об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста. Зрители увидят, как отмечают Праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева)Студия «НЕОФИТ» по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова 2014

Тропарь, глас 1Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова «благоверным царем» содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее «царем,» без имени, но в Российской империи стали петь «благочестивому императору нашему (имя)».

Кондак, глас 4Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Что означает воздвижение креста господня

В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего;

Что означает воздвижение креста господня

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту.

Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

Что означает воздвижение креста господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!».

«Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».

Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Елизавета Киктенко

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села СелезенихаТверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния.

Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть — Крест и держащие его священнослужители — всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть — это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.

Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых.

Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина — императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии — Креста, на котором был казнен Спаситель.

Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их. Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел. Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Что означает воздвижение креста господня

Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры. Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм.

Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения. А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела — все хотели видеть бесценную реликвию.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан.

Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.

Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме.

Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре. По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает.

Что означает воздвижение креста господня

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню.

Икона {amp}quot;Воздвижение Честного Креста{amp}quot; Россия, XIX - ХХ век.

Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.

И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного). Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному.

Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл.

Воздвижение Креста Господня. Равноапостольные Константин и Елена.

Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк. Воздвижение Креста Господня

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк

Воздвижение Креста Господня. Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

27 сентября праздник Воздвижение Креста Господня

Раноапостольные Константин и Елена

Воздвижение Креста Господня. Миниатюра

Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век.

Воздвижение Креста Господня. 12 век

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века.

православные праздники. Воздвижение Креста Господня

Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

История праздника Воздвижения Креста Господня

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Воздвижение Креста Господня. Невьянская икона. 1830-1840гг.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Елизавета Киктенко

Воздвижение — строгий праздник: еда на столах должна быть исключительно постной. Наши предки чаще всего готовили капусту (пекли с ней пироги, тушили ее, жарили), так что народным названием этого дня стала Капустница.

На следующий день после праздника в селах традиционно начинали сажать смородину, а также яблони. А вот огородный урожай наоборот, спешили поскорее убирать в закрома, так как будущие ночи уже сулили серьезными заморозками.

Что можно делать?

  • Окроплять дом водой, которую вы утром освятили в церкви. Этот ритуал защитит ваше «гнездышко» от всего злого, что есть в этом мире.
  • Рисовать в доме кресты. Кстати, из-за этого праздник называли еще и Ставровым днем (от греческого слова «ставрос», означающего «крест»).
  • Животноводы размещали маленькие деревянные (покупные или самодельные) крестики даже возле своего скота, веря, что они защитят коров и овец от бесовской силы и порчи.

воздвижение креста господня

Также многие считают, что увидев в этот день клин перелетных птиц, стоит загадать желание, которое вскорости сбудется… Хотя, конечно, это просто суеверие, которое к истинной вере никакого отношения не имеет.

А чего нельзя?

  • Начинать делать что-то новое: люди верят, что ничего хорошего из этого не получится.
  • Ругаться, особенно в кругу семьи.
  • Делать тяжелую физическую работу. А вот легкая уборка в доме не только не возбранялась, но даже приветствовалась — считалось, что такие действия выгоняют из жилища затаившуюся в нем недобрую силу.
  • Ходить в лес. Наши бабушки, верящие не только в Бога, но и в потустороннюю силу, пугали своих внучат так: «Попадешь на глаза Лешему, осматривающему перед зимовкой свои владения — он тебя себе заберет, домой уж не воротишься!»
  • Держать открытой дверь, особенно в селах. Дело в том, что как раз в этот период змеи залегают в спячку на зимовку. Кому захочется, чтобы гадины пробрались зимовать в их дом!

В народе верили, что этот день предупреждает о скором приходе осени. Именно на Воздвижение не только змеи отправляются в спячку, но и медведи, а птицы заканчивают свои вылеты на Юг.

  • Начались заморозки? Значит, весна в будущем году придет рано.
  • Порывается холодный ветер? Будущее лето порадует теплом.
  • Перелетные гуси летят очень высоко? Весной следует ждать наводнения.

Крест — одна из главных христианских святынь. Поэтому существуют даже молитвы, адресованные Животворящему Кресту. Предлагаем послушать самую популярную. Некоторые верующие читают ее много раз, прося Господа укрепить их в горести и успокоить мятежные души.

Молитвы

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Молитва первая

Крестовоздвижение

Молитва вторая

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Крест

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Воздвижение Креста Господня 2012 год

Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей.

Воздвижение Креста Господня. Сирия

Воздвижение Креста. Сирия.

Чин Воздвижения Креста  совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя…, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй.

Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame, около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г.

, сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г.

и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других — безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, — после всего этого наш мир уже не прежний.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, — ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас.

Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?..

Воздвижение Креста Господня

Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, — времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь;

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер — неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка — улица в Москве

Воздвижение Креста Господня - о празднике

Воздвиженка — улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII — начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. В XV — первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 — в улицу Калинина. В 1963—90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector