Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

Канон Андрея Критского во время богослужения в храме

Во время богослужения в храме канон читается на великой павечернице первой недели Великого поста: в понедельник, вторник, среду и четверг. В каждый из этих день читается часть канона, а полностью канон читается вечером в среду на пятой неделе Великого поста. В это время в старообрядческих храмах совершается служба «Мáриино стояние» и на каждом стихе канона молящиеся кладут по три земных поклона (метания) — всего их за канон выходит 798.

Понедельник

Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?

Песнь 1

Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго царствия и сладости, грех ради моих.

Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.

Адам (древнеевр. «земля, человек») — первый человек на земле.

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

Ева (древнеевр. «жизнь») — жена Адама.

Господь создал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Как помощницу и духовную поддержку для Адама Бог создал Еву из ребра (части) первого человека. Однако Адам и Ева не были благодарны Создателю за Его дары, за дарованную им жизнь и возможность общения с Богом. Они захотели стать богоподобными без Бога, и без Его помощи, через вкушение, как они думали, волшебного, плода, приобрести все совершенства, о каких только может мечтать человек.

В этом им помог противник Бога — диавол, который, чтобы обратиться к людям, вошёл в змея. Но, как оказалось, подлинное знание, совершенство, да и сама жизнь невозможны без Бога. Всё, что приобрели Адам и Ева — это стыд от сознания своего предательства Бога, видение своей наготы — лишённости Божественного Света.

Быт.2:25-3:7; 3:21-24 

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам: аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?

Едем, Эдемский сад (древнеевр. «сад неги, наслаждения») — сад, в котором Господь поселяет первых людей. По-славянски он назван «рай» — это слово взято из мифологии наших предков, где оно означало таинственную южную землю вечной радости и тепла, куда улетает душа после смерти человека. Этот сад на земле, которая до грехопадения вся была раем, отличался от других мест тем, что его Господь освятил для Своего присутствия и общения с человеком.

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

После изгнания из Эдема у человечества исчезла и память того, где точно он находился. У разных народов сохранились смутные предания, что на Востоке. Книга Бытия упоминает о четырех реках, некогда орошавших этот Божий сад. Две из них известны, это Евфрат и Тигр. На этом основании местонахождением древнего рая считают Месопотамию или Индию — колыбели древних цивилизаций.

Однако вероятнее всего, что люди позже дали названия этим рекам Месопотамии в память о рае. Некоторые исследователи считают, что рай находился в Африке, где были найдены самые древние поселения на земле, на Мадагаскаре или в Сахаре (в древности там был мягкий климат и тропические сады). Однако достоверное знание о том, в каком уголке земли находился рай, Господь сокрыл от человека.

Песнь 2

Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру, и мне руку простри.

Пётр — ученик Христов, один из 12 апостолов.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. 25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак;

и от страха вскричали. 27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

Песнь 3

Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

На горе спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.

Содом — один из пяти городов в районе Мёртвого моря, которые около ХХ века до Р.Х. были разрушены Господом за греховную жизнь. Города-государства Содом, Аморра (Гоморра), Адма, Сигор (Цоар) и Севоим (Цвоим) помимо других преступлений, отличались большой развращённостью.

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

Лот — племянник Авраама, который, пожелав отделиться от патриарха со своими стадами, пришёл в крайнюю бедность и вынужден был поселиться у ворот города Содома, где селились бедняки.

Согласно повествованию в книге Бытия (главы 18-19), Господь в образе трёх странников пришёл к праведному Аврааму, чтобы возвестить ему о рождении у Авраама долгожданного сына, а также чтобы испытать Своего праведника — пожалеет ли он жителей Содома и Гоморры? Авраам проявил милосердие и просил Господа помиловать города, если во всех них найдётся хотя бы десять праведников.

Однако, когда два из трёх странников, явившихся Аврааму, пришли в Содом, все жители, от мала до велика, собрались вокруг них, желая причинить им зло. Праведным оказался только один житель города — Лот. Господь вывел семейство Лота из Содома, а на всю окрестность излил серу с огнём. До сих пор эта местность в районе Мёртвого моря свидетельствует о произошедшей здесь когда-то природной или сверхъестественной катастрофе.

Ни жена Лота, ни его дочери не оказались праведными и достойными спасения. Жена Лота ослушалась просьбы Господа не оглядываться. Она оглянулась, чтобы из простого любопытства посмотреть на гибель тысяч людей, а возможно, и сожалея об оставленном полюбившемся ей развратном Содоме. И то, и другое свидетельствовало о её греховности.

Она обратилась в соляной столп — возможно, по той причине, что всё остановившее своё движение в момент катастрофы мгновенно покрывалось солью и пеплом и застывало. После своего чудесного спасения дочери Лота вели себя так же развратно, как и все жители Содома. Их потомками стали проклятые Богом народы.

Сигор («малый») — город-государство, входивший в коалицию пяти городов вместе с Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом. Был пощажён Господом, в него укрылся Лот.

Песнь 4

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельного восхождения, разумнаго возшествия: аще хощеши убо, деянием и разумом и зрением пожити, обновися.

Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяся, работаяй, да две жене сочетает.

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную: Рахиль же разум, яко многотрудную: ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.

Лия и Рахиль — две жены патриарха Иакова, родоначальника израильского народа. В то время на востоке было распространено многожёнство, однако библейские патриархи хранят верность одной или двум жёнам. Иаков был внуком праведного Авраама и сыном Исаака. Он купил у своего брата Исава первородство и отцовское благословение, которые Исав ни во что не ставил и продал за чечевичную похлёбку.

Песнь 5

Рувима подражая, окаянный аз, содеях бззаконный и законопреступный совет на Бога вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он.

Рувим — старший из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), от которых произошли 12 колен Израилевых. Рувим осквернил ложе своего отца, переспав с его наложницей. Быт.35:21-22: «И отправился Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль». В благословении Иаковым своих сыновей (Быт.49:3-4) из уст отца вместо благословения Рувиму звучит проклятие ему за этот грех.

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

Исповедаюся Тебе, Христе Царю, согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия.

От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень: ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими.

Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи.

Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего: аз же что Тебе когда сицевое принесу?

Иосиф — один из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), брат Рувима, старший сын от Рахили, родоначальник двух колен Израилевых — Ефрема и Манассии. О житии Иосифа рассказывается в 37, 39-50 главах книги Бытия. Иосиф был любимым сыном Иакова. Братья завидовали ему и из зависти продали Иосифа в рабство в Египет.

В Египте праведный Иосиф проявляет себя целомудренным, отказавшись стать любовником жены знатного вельможи. Разгневанная жена вельможи ложно обвиняет Иосифа и его бросают в подземную темницу. Но сделанное ими зло Господь обратил ко благу — за свою мудрость Иосиф был призван правителем Египта, возвышен при дворе фараона и смог спасти семью своего отца от голода во время засухи. Видя, какую скорбь они доставили отцу, братья Иосифа раскаялись в своём поступке.

Песнь 6

Канон. Творение кир Андрея Критскаго, глас 6

Песнь 1. Ирмо́с

Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Се ми есть Бог и прославлю и, Бог Отца моего, и вознесу и. Славно бо прославися.

Ведомо же буди. Егда един лик поет, тогда другии творит поклоны, благочиния ради. Запеваем к стихом Запев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Запев. Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления.

Запев. Гряди, окаянная душе, с плотию своею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее прежняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

Запев. Первозданнаго Адама преступлению поревновах, познахся обнажен от Бога, и присносущнаго Царствия и пищи, грех ради моих.

Запев. В Еввы место чувьственыя, мысленая ми бысть Евва: иже в плоти страстныя помыслы, показуя сладкая, и вкушаю присно горкаго падения.

Запев. Достойно из Едема изгнан бысть Адам, яко не сохрани едину заповедь, Твою Спасе. Аз же что сотворю, отметая всегда животная Твоя словеса.

Запев. Каиново прешед убийство, изволением бых убиица. Совестию душевною, оживив плоть, и воевав наню лукавными делы.

Запев. Авелеве Исусе неуподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда ни деяния Божествена, ни жертву чисту, ни жития непорочна.

Запев. Яко Каин и мы душе окаянная, всех зиждителю, деяния сквернена и жертву порочну, и не потребно житие, принесохома вкупе, темже и осудихомася.

Запев. Брение Зиждитель живо создав, вложил ми еси плоть и кости и дыхание и жизнь. Но о Творче мой. И Избавителю мой и Судие, кающагося приими мя.

Запев. Увы мне окаянная душе, что уподобися первей Евве; виде бо зле, и уязвися горце. И прикоснуся древу, и вкуси дерзостне без словесныя снеди.

PDF файл – 8 МБайт

Запев. Исповедаю Ти Спасе грехи, яже соделах, души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помысли, разбойнически намя возложиша.

Запев. Аще и согреших Спасе, но вем яко Человеколюбец еси, биеши милостивне, и милуеши тепле. Слезяща зриши, и противу течеши яко Отец призывая блуднаго.

Запев. От юности Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегии, унынием преидох житие мое. Темже зову тебе Спасе, поне наконец спаси мя.

Запев. Повержена мя Спасе пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща. Но прежде конца яко Человеколюбец, даруй ми грехопадении оставление.

Запев. Богатьство мое Спасе изнурих блудом, пуст есмь плодов благочестивых. Алчен же зову, Отче щедрот, предварив Ты мя ущедри.

Запев. Иже в разбойники впадыи аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне, и исполнихся ран. Но сам ми представ Христе Спасе исцели.

Запев. Священник мя предвидев мимо иде, и левит видя в лютых, нага презре. Но иже от Марии восиявыи Исусе, Ты представ ущедри мя.

Запев. Агньче Божии, вземляи грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное. И яко Милосерд, даждь ми слезы умиления.

Запев. Не гнушайся мене Спасе, и не отрини припадающа Ти. Возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Милосерд, даждь ми слезы умиления.

Запев. Тебе припадаю Боже, согреших очисти мя. Возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Милосерд, даждь ми слезы умиления.

Запев. Покаянию время, прихожду к Тебе содетелю мой, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Благоутробен, даждь слезы умиления.

Запев. Вольная Спасе и невольная согрешения моя, явленная и сокровенная, ведомая и неведомая, вся простив яко Бог, очисти и спаси мя.

Запев. Гряди приими душе моя самыи час и день, егда Бог яве приидет, и рыдай и плачися обрестися чиста, в час испытания.

Запев. Ужасает мя и страшит огнь он геенскии, и червь горкии, и скрежет зубом, но ослаби ми и пощади и стоянию мя Христе избранных твоих причти.

Егда же приспеет стих Марии. И глаголемъ к стиху тому запев: Преподобная мати Мáрия моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать, от Божественаго сыше промышления, избежати страстей омрачения, и пети усердно твоего жития, красная Марие поведания.

Запев Мáрии. Преклоншися Христовым Божественым законом, к сему приступи, сладострастей нечистых стремления оставивши, и всяку добродетель Марие исправльши.

Слава. Пресущная Тро́ице, яже во Единьстве покланяемая, возьми бремя от мене тяжкое греховное, и яко милосерд, даждь ми слезы умиления.

И ныне. Богородичен. Богородице Надежда и Предстателнице всем поющим Тя, возьми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычице Чистая, кающася приими мя.

Покрываем же всякую песнь, ирмосом.

Песнь 2. Ирмо́с

Вонми небо и возглаголю, и воспою Христа, иже от Девы плотию пришедшаго.

Запев. Вонми небо и возглаголю земле внушай гласа кающася к Богу и воспевающа Его.

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

Запев. Вонми ми Боже яко щедр милостивным си оком, и приими мое теплое исповедание.

Запев. Согреших паче всех человек, един согреших Тебе. но ущедри яко Бог творение Свое.

Запев. Буря мя злых обдержит Милосерде Господи, но яко Петру и мне руку простри.

Запев. Слезы якоже блудница щедре и аз предлагаю, очисти мя Спасе милосердием си.

Запев. Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу Спасе и по подобию.

Запев. Омрачих душевную красоту страстными сластьми, и весь ум кал сотворих.

Запев. Раздрах ныне одежду мою первую юже ми истка Зиждитель исперва, и оттуду лежю наг.

Запев. Облекохся в раздранную ризу юже истка ми змий советом, и стыжюся.

Запев. Возрех на садовную красоту, и прельстихся умом. тем же лежю наг, и срамляюся.

Запев. Погубих первозданную доброту, и благолепие мое, и ныне лежю наг и срамляюся.

Запев. Коваху на хребте моем вси начальницы страстнии, одолеюще мя беззаконием своим.

Запев. Сшиваше кожныя ризы грех, обнажив мя первыя боготканныя одежды.

Запев. Обложен есмь одеянием студа, якоже листвие смоковное, во обличение моих самовольных страстей.

Запев. Одеяхся в срамную ризу, и окровавленую студно, течением страстнаго и любосластнаго живота.

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

Запев. Впадох в страстную пагубу, и в вещественую тлю, и от толе и до ныне враг ми досаждает.

Запев. Любовещно и любостяжаемое житие невоздержанием Спасе предпочет, ныне тяжким бременем обложен есмь.

Запев. Украсих плотьскаго образа скверными помыслы, различным одеянием, и осуждаюся.

Запев. Внешним прилежно, благоукрашением единем попекохся, внутренюю презрев благообразную сень.

Запев. Вообразив мое страстное безобразие, любосластными стремленьми, погубих умную красоту.

Запев. Погребох перваго образа доброту Спасе страстьми, якоже иногда драхму, взыскав обрящи.

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

Запев. Согреших якоже блудница вопию Ти, един согреших Тебе, яко миро приими Спасе и моя слезы.

Запев. Поползохся яко Давыд блудно, и осквернихся. Но омый мене Спасе слезами.

Запев. Очисти яко мытарь вопию Ти, Спасе очисти мя. Никтоже бо от сущих из Адама, яко аз согрешил есть к Тебе.

Запев. Ни слез ни покаяния имам ни умиления. Но сам ми Спасе сия, яко Бог даруй.

Запев. Дверь Твою не затвори ми тогда Господи, Господи, но отверзи ми сию кающумися.

Запев. Человеколюбче хотяи всем спастися, Ты воззови мя и приими яко благ кающумися.

Богородичен. Внуши воздыхание души моея, и очию моею приими каплю Спасе, и спаси мя.

Ин, ирмос. Видите видите, яко Аз есмь Бог, иже манну одождивыи, и воду искамене источив древле впустыни людем своим, десницею единою, и крепостию моею.

Запев. Видите видите, яко Аз есмь Бог. Внушай душе моя Господу вопиющу, и останися прежняго греха, и убойся яко истязателя, и яко Судии и Бога.

Запев. Кому уподобися многогрешная душе; токмо первому Каину, и Ламеху оному. Камением побивши тело злодействы, и убивши ум скотскими стремленьми.

Запев. Всех иже прежде закона претекши о Душе. Сифу не уподобися, ни Еносу оному, ни Еноха преставлению, ни Ною. Но явилася еси нища праведных жизни.

Запев. Едина разверзла еси, хляби гнева Бога твоего душе моя, и потопила еси плоть всю якоже землю и деяние и жизнь, и пребыла еси кроме спасеннаго ковчега.

Запев. Мужа убих рече в язву мне, и юношу в струп, Ламех рыдая вопияше. Тыже не трепещеши о душе моя, и не боишися, плоть и ум осквернивши.

Запев. О како поревновах Ламеху, первому убийце. Душю яко мужа, ум яко юношу, яко брата же ми тело убив, яко Каин убийца, безсловесными стремленьми.

Запев. Столп умудрила еси создати, о душе, и утвержение водрузити своими похотьми, аще не бы зиждитель удержал советы твоя, и низвергл на землю ухищрения твоя.

Запев. Уязвихся уранихся, се суть стрелы вражия, яже ми уязвиша душю и тело, се язвы и струпи и гноения, и омрачения вопиют, и раны самоволных страстей.

Запев. Одожди Господь от Господа огнь геенскии вжегла еси, внемже хощеши душе сожжена быти.

Запев. Разумейте и видите, яко Аз есмь Бог, истязаи сердца, испытаяи мысли, обличаяи дела, и попаляяи грехи, и судяи сиру и смирену, и нищу.

Слава. Безначальная Несозданная Троице, и Нераздельная Единице, кающася приими мя, согрешающа спаси. Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави огненаго осуждения.

Богородичен. Чистая Владычице Богородительнице, упование к тебе прибегающим, и пристанище в бури, Милостиваго и Зиждителя Сына твоего умоли, помиловати и мене, молитвами твоими.

Сию песнь вторую, покрываем, другим ирмосом. Видите видите.

Песнь 3 Ирмо́с

На недвижимем Христе камени, заповедей Твоих, утверди мое помышление.

Запев. Огнь от Господа душе некогда Господь одождив, землю содомскую древле попалив.

Запев. На горе спасайся душе, якоже Лот он, и в Сигор угонзай.

Запев. Бегай запаления о душе, бегай содомскаго горения. Бегай погубления Божественаго пламене.

Запев. Исповедаютися Спасе, согреших согреших Тебе, но ослаби ми яко Милосерд.

Запев. Согреших един аз, согреших паче всех, Христе Спасе непрезри мене.

Запев. Ты еси Пастырь добрыи, взыщи мене агнца, и заблудившаго не презри мене.

Запев. Ты еси сладкии Исусе, Ты еси Зиждитель мой. О Тебе Христе оправдаюся.

Троичен. Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. О Тро́ице Еди́нице Боже, спаси согрешших ти, и от тления изведи.

Богородичен. Радуися Богоприятная утробо. Радуися Господень престоле. Радуися Мати жизни нашея.

Ин, ирмос. Отверди Господи накамени заповедей Твоих, подвигшееся сердце мое, яко един свят еси и праведен.

Запев. Источник живота стяжах, Тебе смерти разрушителя. И вопию Ти от сердца моего прежде конца, согреших очисти и спаси мя.

Запев. Иже при Нои Спасе нечествовавших подражах. Онех наследовах осуждение в потопе погружения.

Запев. Согреших Господи согреших Ти очисти мя. Несть бо иже кто согреши в человецех, егоже не превзыдох согрешеньми.

Вторник

Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим во вторник первой седмицы Великого поста.

Песнь 1

Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми.

Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго.

Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся.

Каин и Авель — два сына Адама и Евы. Когда оба брата принесли жертву Богу, Господь не принял жертвы Каина, потому что она была принесена не от чистого сердца. Но Каин не покаялся, а стал завидовать брату, жертва которого была угодна Богу и принята Им. Обманом Каин заманил Авеля в поле и убил его, став первым на земле убийцей (Быт. 4).

Песнь 3

При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследствовах осуждение в потопе погружения.

Ной — ветхозаветный патриарх, принадлежал к 9 поколению людей после Адама. В его время Господь решил наслать всемирный потоп на землю, чтобы истребить всё грешное человечество. Из всех людей оказались праведными и спаслись от потопа только Ной и его семейство. Бог велел Ною и его сыновьям построить ковчег, в котором поместилось всё семейство патриарха, а также представители тогдашней флоры и фауны (Быт.6-9).

Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися.

Хам — один из трёх сыновей Ноя. Оскорбил отца, насмеявшись над ним. После того, как Ной, не зная действия перебродившего виноградного сока, не дошёл до своей постели и упал спать посреди шатра нагой, Хам не покрыл наготы своего отца, а, смеясь, пошёл и рассказал об этом своим братьям для того, чтобы они тоже посмеялись над отцом. Но братья покрыли отца, отвернувшись, чтобы не видеть его наготы. Узнав о непочтении Хама, Ной проклял его потомков (Быт.9:18-27).

Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха: бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания.

Лот, Содом и Гоморра — см. объяснения к 3-й песни канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста.

Песнь 4

Бди, о душе моя, изрядствуй, якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец.

Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив.

Великий в патриарсех — Иаков (Израиль), родоначальник избранного народа Божия. От него произошли двенадцать сыновей, ставших патриархами двенадцати колен Израиля. Подробнее о патриархе Иакове см. в объяснении к 4-й песни канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста.

Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся.

Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаем и сластьми оскверняем, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя.

Исав — брат патриарха Иакова. С пренебрежением отнёсся к отцовскому благословению и чести считаться первородным сыном, продав их Иакову за чечевичную похлёбку (Быт.25:20-34). За своё невоздержание Исав получил прозвище «Едом» («красный») — от цвета чечевичной похлёбки. После того, как Иаков получил благословение, когда-то причитавшееся ему, Исав возненавидел брата и хотел убить его (Быт.27).

Иова на гноищи слышавши, о душе моя, оправдавшагося, того мужеству не поревновала еси, твердаго не имела еси предложения во всех, яже веси, и имиже искусилася еси, но явилася еси нетерпелива.

Иже первее на престоле, наг ныне на гноище гноен, многий в чадех и славный, безчаден и бездомок напрасно: палату убо гноище и бисерие струпы вменяше.

Иов — ветхозаветный патриарх, который из-за действия диавола лишился своих детей, имения и подвергся неизлечимой болезни — проказе. Проявил твёрдую веру в Бога в испытаниях. Господь возвратил Иову здоровье и дал ему ещё детей. История праведного Иова, который Церковью называется многострадальным, описывается в ветхозаветной книге Иова.

Песнь 5

Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле бегающий дела, горькаго совета фараонитска.

Аще бабы слышала еси, убивающия иногда безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние, ныне, яко великий Моисей, сси премудрость.

Яко Моисей великий египтянина, ума, уязвивши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?

В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши.

Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити.

Моисей — ветхозаветный пророк Божий. В 5-й песни канона вспоминается житие пророка, описанное в 1-2 главах книги Исход. Жестокий фараон, опасаясь восстания рабов, дал повеление убивать всех младенцев мужеского пола, родившихся у рабов-евреев. Один из детей чудом был спасён — оставлен возле царских купален в осмоленной корзине, где его нашла дочь фараона.

Ребёнок был усыновлён царской дочерью. Он получает имя Моисей — «вынутый из воды» и воспитывается при дворе фараона. Но, воспитанный как египетский вельможа, Моисей не может вынести угнетения своего народа и заступается за раба-еврея, которого избивает египтянин. При этом он убивает египтянина и ему приходится бежать из страны, чтобы избежать наказания.

Аарон приношаше огнь Богу непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие.

Аарон — старший брат Моисея, рождённый до издания жестокого указа фараона об истреблении младенцев. Аарон стал первым священником Израиля и основателем священнического рода. На протяжении всей истории ветхозаветного народа Божия священником мог стать только израильтянин из потомков Аарона.

Офни и Финеес — потомки первосвященника Аарона, нечестивые сыновья священника Илия. Они были священниками согласно праву наследования, но отличались корыстолюбием и неблагоговейно относились к жертве Господней. Прежде, чем израильтяне приносили жертву, сыновья Илия приходили и выбирали себе лучшие куски мяса для пиршеств, а остаток — худшее мясо — велели приносить Господу. Были наказаны Богом преждевременной смертью. Вслед за ними умер и Илий — в наказание за то, что не воспитывал своих детей в благочестии (1Цар.1-4).

Песнь 6

Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты.

Чермное (Красное) море. Спасаясь от египетского рабства, израильтяне чудесным образом перешли это море, как по суху. Бросившиеся вслед за ними египетские воины и всадники (тристаты) погибли под сомкнувшимися волнами (Исх.14). Далее в 6-й песни канона вспоминаются другие чудеса Божии, явленные израильтянам в Синайской пустыне после перехода Красного моря, и ропот еврейского народа, несмотря на многие благодеяния Божии.

Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием.

Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в землю обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племён, населявших Палестину.

Песнь 7

Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися гневом; но того дерзновения убежавши, душе, почитай Божественная честне.

Зан (Оза) — сын Аминадава, хранителя ковчега завета в Кириат-Яриме. В эпоху правления судей израилевых эта главная святыня еврейского народа была спрятана в селении Кириат-Ярим от филистимлян. После воцарения над Израилем Давида уменьшилась угроза нападения филистимских племён. Царь Давид в сопровождении множества народа лично принял участие в перенесении ковчега завета в Иерусалим.

Оза правил колесницей, которая везла ковчег. По пути шествия ковчега случилось несчастье — вол толкнул колесницу, и сидевший на ней Оза схватился за ковчег, чтобы не упасть. Вместо того чтобы заботиться о святыне Господней, он почёл свою сохранность дороже ковчега. За это Оза тут же был поражён Господом и умер (2Цар.6).

Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления.

Авессалом — один из сыновей царя Давида, родившийся от дочери царя Гессурского. Восстал против своего отца, стремясь захватить его царство. В качестве выражения презрения к отцу вошёл к дом его наложницам на глазах у всего народа. Умер позорной смертью: участвуя в битве против своего отца, ехал на муле по лесу, и его длинные волосы, которыми он гордился, запутались в ветвях дуба, мул убежал, и Авессалом повис на дереве, где его, несмотря на запрет царя Давида, поразили царские воины (2Цар.15-18).

Давид — второй царь израильский. Подробнее о нём см. в объяснении к 7-й песни канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста.

Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему, иного бо Ахитофела обретше врага, душе, снизшла еси сего советом; но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися.

Ахитофел — советник царя Давида. Перешёл на сторону изменника Авессалома и давал ему советы о том, как лучше погубить Давида. Увидев, что один из его советов против царя не исполнен, Ахитофел, опасаясь победы царя и расправы за измену, удавился (2Цар.17:23).

Канон Андрея Критского на первой неделе Великого поста. Видео

Покаянный Канон Андрея Критского на Великой павечернице в понедельник, вторник и среду первой недели поста. Читает архиепископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев). Ростов-на-Дону, 2017 год.

Великий канон Андрея Критского. Понедельник

Великий канон Андрея Критского. Вторник

Великий канон Андрея Критского. Среда

Канон Андрея Критского на Мáриино стояние. Видео

Великий покаянный канон Андрея Критского на Мáриио стояние с земными поклонами и отрывок из жития преподобной Мáрии. Канон читает иерей Иоанн Севастьянов. Житие — Председатель Ростовской Общины Николай Иванович Коротков (старец, 87 лет). Старообрядческий Покровский Собор Ростова-на-Дону. Среда вечер пятой Недели Великого поста, 2017 год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector