Как праздновать рождество христово

История праздника Рождества Христова

Перед радостью отпраздновать этот праздник равны все. Верующие и даже те, кто не верит в достоверность этого события, с трепетом относится к этому к волшебству, которое наполняет Рождественскую ночь.

К сожалению, многие не знают истинного смысла этого светлого праздника. Многие связывают этот день с подарками и поводом для застолья в компании своих друзей. Но главный в этом празднике Христос, а вернее его рождение и появление среди людей.

Именно его мы чтим и прославляем в этот праздник, поэтому очень важно не только отмечать этот день особенно, но и знать традиции, историю и особенности праздника Рождества.

Интересный факт, но Рождество наступает дважды — один раз по григорианскому календарю, а второй раз – по Юлианскому. Католики отмечают праздник Рождества Христова 25 декабря, а православные – 7 января.

В каком – то смысле католикам повезло больше: к ним праздник приходит раньше, ещё до наступления Нового года. Встреча наступающего года заканчивает цикл рождественского веселья, что вполне логично.

А вот православные встречают Новый год в условиях поста, который не предусматривает громких празднеств и пышных мясных застолий.

Как праздновать рождество христово

Только после восхода Рождественской звезды православные христиане могут накрывать столы мясными яствами, предаваться всеобщему веселью и дарить самые дорогие подарки.

Рождество Христово – самый светлый и радостный день, в который и родился Иисус Христос. Историю о том, как это произошло, повествует Евангелие.

Богородица с Иосифом должными были уйти в Вифлеем, который был родиной Иосифа. Остановиться в гостинице для бедных они не смогли (они были переполнены постояльцами), а снять дорогие апартаменты им мешала нехватка денег.

Вот и пришлось им укрываться в пещере вместе с домашними животными. Здесь и появился на свет сын Божий. Сюда поспешили пастухи, которых призвали Ангелы, и волхвы, которые пришли поклониться Иисусу, только что появившемуся на свет.

Они пришли не с пустыми руками, а с дарами. Поэтому на Рождество Христово, все стараются дарить своим самым близким людям и друзьям незабываемые подарки.

Как праздновать рождество христово

С Рождеством Вас, Ваша Юлиана.

Праздник как памятник

Вообще суть празднования любого праздника не в том, чтобы люди помнили конкретный день, к примеру, взятия Бастилии. Он для того, чтобы освятить в сознании народа то или иное событие, формирующее его историческое самосознание.

Формирование мировоззрения предполагает определенные ценности. Те даты, которые принято отмечать, соответствуют этим ценностям и способствуют их формированию. Мы же не всегда отмечаем радостные события, иногда отмечаем и события скорбные, но, эта скорбь тоже имеет значение. Например, 22 июня – это день скорби.

Праздник – это памятник. Памятник – это ведь не просто какая-то скульптура, это не девушка с веслом. Памятник призван формировать мировоззрение, отмечая то или иное событие, или ту или иную личность значимую в истории. Если вспомнить тему осеннего ленинопада, то вполне можно понять, почему крушат эти памятники. Не потому, что всего лишь хотят об этом забыть! Памятник может собой представлять только что-то достойное почитания.

Прорыв вечности в поле нашего времени

Рождество: к чему праздновать из года в год?

Протоиерей Игорь Прекуп

Если же сосредоточиться на теме церковных праздников, то это, конечно, не просто поминовение тех или иных событий. Это также способ формирования нашего мировоззрения. Способ укрепления в нашем сознании почитания Бога, Его Промысла и святых.

Но есть другая сторона этого вопроса, более важная. У Бога нет «вчера» и «завтра» – Он вечен и для Него то, что когда-то произошло, происходит и сейчас. Если мы должным образом подходим к праздникам церковным, то мы приобщаемся к пребыванию этих праздников в вечности, в Божьей вечности.

Когда мы отмечаем тот или иной церковный праздник, то по вере нашей мы с этим событием соприкасаемся, мы входим в реальность этого праздника, пребывающего в вечности.

Что значит приобщаться к вечности через праздник? Слово «праздник» – «упразднение», «освобождение», праздность – это необремененность. Человек с Божией помощью освобождается от обремененности всем преходящим, всем, что по своей природе не имеет вечной сущности.

Если говорить о Рождестве Христовом, то это величайшее событие, которое святитель Иоанн Златоуст считает более значимым, чем сотворение мира. Бог становится Человеком. Бог творит мир – это одно, но Бог становится человеком – это несравнимо.

Когда человек должным образом подготовился к встрече Рождества Христова, когда он постарался очиститься за время поста, постарался, с Божией помощью, стать чуточку лучше, тем самым подготовив Ему подарок в себе, он становится более открытым для того, чтобы вступить в это событие, которое пребывает в вечности.

Праздник — это возможность вдохнуть этой вечности, вобрать в себя, прикоснуться к ней, приобщиться к реальности вечности. Бог освящает время тем, что вторгается в него. Праздники – это такие прорывы вечности в поле нашего времени.

Не розовый сиропчик

Евангельский рассказ о Рождестве Христовом совсем неоднозначный. С одной стороны, происходит то, что иудеи ожидали согласно откровению. Это радость.

Но радость в этом мире не может быть не растворена скорбью. Как и где рождается Младенец? Он рождается в хлеву. Причем ведь хлев возник как прибежище. Нигде места больше не нашлось! А есть ещё версия, что в гостинице было не безопасно, там было много зилотов. Это такие радикальные безумцы, вырезавшие целые селенья тех, кто шел на перепись.

Другой момент – это стремление Ирода убить Младенца. Ведь абсурд! Если Этот Младенец – Мессия, то прими же! А вот нет, а вот любой ценой свою власть удержать.Евангельское повествование о рождении Христа вбирает в себя всё: и радость, и горе. Те же самые истребленные младенцы – это ведь страшная беда.

Рождество: к чему праздновать из года в год?

Избиение вифлеемских младенцев

Но тем и замечательно Священное Писание. Оно правдиво. Оно не даёт нам повода мыслить, что Священная история – это розовый сиропчик. И то есть, и это есть, такова реальность.

Традиции православного Рождества

Согласно преданию, в основе Рождества лежит рождение Сына Божьего Иисуса Христа Девой Марией.

Этот праздник является наиболее торжественным в сопровождении трех богослужений у верующих – в полночь, на рассвете и днем. По христианской традиции, рождение Христа смогло спасти души человеческие и подарить вечную жизнь для каждого верующего.

Это один из немногих праздников, тесно переплетающих народные и церковные традиции. До сих пор осталась интересная традиция колядования.

Вечером 6 января и утром 7 января дети ходят по домам, засыпая при этом пол зернами ячменя и пшеницы. Также дети поют песни-колядки, желая хозяевам процветания и мира. Хозяева, в свою очередь, дарят детям монетки и сладости, которые, по поверью, приносят на весь год удачу.

Как праздновать рождество христово

Не потерялась традиция и рождественского стола, где должно быть двенадцать блюд — по количеству учеников Иисуса.

В русскоязычных странах варится узвар – напиток из сухофруктов и ягод, символизирующий счастливую и благополучную жизнь. Кроме того, на Рождество принято печь пирожки (или пирог), в один из которых кладется монетка. Тому, кто ее найдет, будет весь наступающий год сопутствовать удача.

Чтобы встретить Рождество Христово по всем канонам православной церкви, за сорок дней до праздника необходимо соблюдать пост, который так и называется – Рождественский.

Традиция отмечать Рождество Христово, как особенную дату появилась в начале четвёртого столетия. Ранее самым главным праздником у христиан была Пасха или Воскресение Христа.

Но в конце третьего столетия Римская церковь начинает отмечать Рождество 25 декабря в соответствии с юлианским календарём.

Народные традиции утверждают, что ночью перед Рождеством противоборствуют две силы – зло и добро. И если человек более склонен к добру, с ним произойдут добрые чудеса, а если он попадёт под влияние негативных сил, могут произойти чудеса с таким же негативным оттенком.

Светлая сила привлекала всех к празднованию рождения Иисуса за праздничными столами, а тёмная сила созывала всех своих ближайших родственников и прислужников на шабаш.

Вечером перед рождеством по домам ходил «коляда» — парни, одетые в вывернутые наизнанку шубы, в масках животных. Они стучались к хозяевам, хвалили их, желали добра и процветания.

Хозяева щедро одаривали молодёжь, которая с песнями и весёлыми прибаутками поздравляла их с наступающим светлым днём – Рождеством.

Ещё в древности было замечены закономерности, связанные с природными явлениями: если накануне Рождества выпадет снег и лягут глубокие сугробы, то ожидается хороший урожай, а если ударит трескучий мороз, то в семье целый год будет царить любовь и согласие.

Рождество Христово – это осознание традиций, тепло и свет в душах людей, рождение любви и укрепление доверия к близким людям и веры во Всевышнего.

Именно в этот день он предстал перед людьми в образе человека и сделал шаг навстречу и разрушил грань, которая отмежевала грешных людей от жизни в радости. Он явился в этот грешный мир, чтобы спасти всех от тёмных сил и наполнить этот мир радостью, добром и светом.

Ужас свободы

Рождество Христово не могло произойти без жертв, потому что это вторжение Бога в падший мир. В Его мир, но который от Него отпал. Это вторжение спасительное для мира, но не весь мир хочет спасаться. И Бог позволяет миру выбирать.

В этом выборе и происходит все ужасное, всё потрясающее, в плохом смысле, что связано с историей нашего спасения. Когда человек выбирает между жизнью и смертью, когда он выбирает смерть – это страшно, но это выбор, а спасение может быть только свободным.

Этот ужас проявления свободы, порочного проявления свободы, порочного проявления Божьего дара свободы – этот ужас, обязательно сопровождает любой погибельный выбор. Если кто-то выбирает спасение, он становится в оппозицию тому, кто не хочет спасения, кто не хочет, чтобы это считалось спасением.

На это направлены методы по нивелированию ценностного сознания человеческого, когда категорически запрещается только одно – утверждать, что существует истина в последней инстанции. Это уже преступление по современным меркам. Почему? Да потому что это сразу же напоминает о том, что возможна и погибель, что может быть не все равноценно:и такой выбор, и такой, и такая религия, и другая, и все они равноценны, и всё замечательно, и всем будет хорошо. Удобно, утешительно…

А когда объявляется, что Истина – одна, а не множество равнозначных, и от того следует ли человек этой истине, или отвергает её зависит его место в вечности – это раздражает, это беспокоит.

Рождество Христово – один из таких праздников, который очень наглядно об этом напоминает. У мира всего есть два варианта борьбы с этой наглядностью. Один вариант – попробовать вообще стереть память. Вот большевики же пытались церковные праздники «взять и отменить». А если не получается стереть, то пробуем второй – переделать, преобразовать.

В принципе, это один из способов борьбы временного с вечным. Князя мира сего с Богом за этот мир, за мир сей, то есть мир, лежащий во зле, за мир, как совокупность страстей. Он за него борется, но он не может силой бороться, так он борется соблазнами, обманом, ложью. Он борется тем, что внушает людям ложные представления, а там уже от человека зависит, примет он это внушение или нет.

Рождественский стол – традиционные блюда

С Рождеством связано множество традиций. Канун этого светлого праздника назывался Сочельником. Когда вечереет, девушки принимались ходить по дворам и распевать песни – колядки, за которые получали от щедрых хозяев вкусные угощения или деньги.

В этот вечер готовилась нарядная одежда, чтобы встретить рождение Иисуса не в чёрном или повседневном наряде, а в яркой и красочной, что ещё раз подчеркнёт значение этого события.

Хозяйки в этот вечер готовили самую вкусную еду и выставляли на стол самые дорогие напитки. Но, угощаться можно начинать только после того, как на небе взойдёт первая звезда.

Накануне Рождества нельзя выметать сор из избы, заниматься вышивкой или другим рукоделием. Главное занятие – это подготовка к праздничному застолью или гадание. Можно также загадывать желания – они должны обязательно сбыться.

Как праздновать рождество христово

Говорят, если выйти в поле в эту чудесную ночь и устремить взор в небо, можно увидеть невиданные красоты звёздного неба, которые не повторяются уже в течение всего года.

На праздничный рождественский стол пекли пироги, в которые вкладывали изюм, орех или монетку. Кому достанется кусочек с вложенным сюрпризом, тому и достанется больше счастья в будущем году.

Гадание на Рождество Христово и толкование снов занимало значительное место в традиционных занятиях наших предков. Сновидения, явившиеся в ночь на седьмое января, считались вещими. Поэтому утром сразу пытались их объяснить с помощью сонников, которые клали недалеко, чаще всего под подушку.

Самые проворные девушки не дожидались женихов, сложа руки, а нехитрым способом привлекали их с помощью специальных обрядов. На полу в доме рассыпались зёрна.

Их предварительно подсчитывали перед тем, как рассыпать. Ровно в двенадцать часов ночи приносили петуха чёрного окраса и следили за его поведением. От поведения этого пернатого красавца зависело будущее девушки.

Если петух не оставлял после себя ни зёрнышка, то девушке предстояло выйти замуж. Если петух отказывался от предлагаемой пищи, то это сулило неудачу.

В этот праздник принято радовать своих друзей подарками. В старину подарки чаще всего были сделаны вручную. Чаще всего это были фигурки ангелов, которых затем подвешивали в доме, чтобы он приносил обитателям счастье и успех.

Первый звон колокола седьмого января призывал всех в церковь на праздничное богослужение. После этого все торопились на катание на санях, которое сопровождалось смехом и весельем.

В домах всех ожидали праздничные столы, которые ломились от яств: здесь уже были мясные блюда, колбасы, пироги и медовые пряники. Теперь можно вдоволь поесть и повеселиться, радуясь рождению Иисуса.

Радость и всеобщее веселье отображается и в щедром застолье на Рождество. Чего только нет на столе в этот день! Разносолы, выпечка, мясные блюда, всевозможные напитки – всего в изобилии. Но есть блюда, которые готовятся специально для этого праздника.

Прежде всего – это сочиво или кутья, которую готовят, используя замоченную заранее пшеницу, ячмень или рис с маком, добавляя туда орехи. Её можно приправить мёдом. Это блюдо символизирует воскресшую жизнь (зерно), здоровье (мёд) и достаток (мак).

До первой звезды ели только сочиво, а только потом садились за сытный стол. Кроме еды на столе было и сено, символизирующее Вифлеемские ясли, где и был рождён Иисус. Посуда использовалась самая дорогая и праздничная.

В самом начале угощались закусками (рыбой, салатами), после приступали к борщу или грибному супу. К таким блюдам подавались пирожки или ушки.

На десерт готовились сладенькое угощенье – прянички, рулетики с маком, медовички, печёные яблочки, кисели и компоты.

Застолье было безалкогольным. Блюда были постными, без мяса и молочных продуктов.

По традиции на рождественском столе должно было быть двенадцать блюд, не считая узвара и сочива. Чаще всего в состав таких блюд входит рыбака, блинчики, всевозможная колбаска, свиная голова, медовые пряники, студень, жаркое, заливное.

Главное блюдо должно быть неразделанным. Роль главного угощения играет молочный поросёнок, которого подавали с гречневой кашей и хреном. Если у хозяев не было поросёнка, то главным на столе был гусь с яблоками.

рождественский сочельник

Такое угощение символизировало целостность семьи. Делить его должен самый старший мужчина, который находился за столом в этот праздник. Старший сын получал первый кусок, затем жена, а после и все остальные.

Рождественская выпечка поражает своим разнообразием и вкусом. Для этого праздника можно приготовить имбирные пряники, кексы, рулеты, печенье, пудинги, а потом угоститься всем этим великолепием!

Не ошиблись ли мы дверью?

Как человек откликается на праздник Рождества Христова: как на повод выпить и закусить? Приобщиться к корням национальным, потому что это «наш праздник»? Или вышеперечисленное будет чем-то второстепенным, а главным для него будет то, что он празднует рождение Спасителя?

На этом человек должен себя проверять – веселье, которое сопровождает праздник, оно естественно, это нормально. В ёлочках нет ничего плохого. Надо уметь осуществлять естественное, но при этом не идти на поводу у желания провести жизнь в свое удовольствие под таким благовидным предлогом.

Бог становится Человеком для чего? Для того, чтобы человек стал богом. Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими.Если это не доминирует в нашем праздновании Рождества Христова, то мы немножечко ошиблись дверью.

Записала Ирина Кислина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector