Размер в стихотворении лермонтова молитва

История создания

О стихотворении Михаила Лермонтова «Молитва» лучше всех сказала его бабушка Е. А. Арсеньева «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу… Стихи, которые он мне вчера принес». Молодого поэта часто обвиняли в легкомысленности, как это бывает в юности. Но М. Ю. Лермонтов, словно зная, что рано уйдет из жизни, вел с самых молодых лет напряженный духовный поиск и одним из отражений этого поиска стало произведение «Молитва».

Создатель «Демона», утверждающий прежде о своем атеизме, Лермонтов в этом стихотворении обращается к Богу. Легко ли были Лермонтову переступить через себя? Возможно, нет. Но обращение это трогательное и искреннее. Композитор М. Глинка написал романс на текст «Молитвы».

М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение в 1839-м году. В то время его возлюбленной была М. А. Щербатова. Она посоветовала ему искать покой в духовной сфере. Автор прислушался к её словам, хотя это произведение достаточно необычно для столь скептичного человека.

Позднее оно вошло в собрание сочинений, которое было выпущено в 1842-м году.

Михаил Лермонтов «Молитва»

Композиция в этом произведении одночастная. Стихотворение читается на одном дыхании, и воспринимается, как единое целое. По форме оно состоит из трех четверостиший, написанных трехстопным ямбом с пиррихиями. Этот стихотворный размер придает произведению некоторую легкость, и даже игривость. Возможно, этим Лермонтов пытался завуалировать свою сентиментальность, которой автор «Демона», стыдился. Рифмовка перекрестная, с сочетанием мужских и отодвинутых на третий слог, рифм.

В минуту жизни трудную,Теснится ль в сердце грусть,Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.

Есть сила благодатнаяВ созвучьи слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,Сомненье далеко —И верится, и плачется,И так легко, легко…

Михаил Лермонтов «Молитва» — это не просто стихотворение, а лирический монолог автора, написанный ямбом с пиррихием. Лермонтов пишет о том, что в жизни наступила трудная минута, он ищет утешения и сразу дает ответ на вопрос, где его найти — в молитве. Интересно, что автор не называет название молитвы и ничего не говорит о словах, которые мысленно произносит, но описывает свои ощущения, а в конце стихотворения мы видим и результат молитвы — облегчение, освобождение от тяжелых мыслей.

Тоска в «Молитве» — это символ невозможности поверить, тяжких сомнений, поэт рассказывает о том, что есть способ победить их. В то время, когда Лермонтов писал «Молитву», у него был творческий кризис и трудный период в жизни, но мы видим, что он нашел выход из него.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как найти покой в душе?»;
  • «На что способна молитва?»;
  • «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Был ли Лермонтов глубоко верующим человеком? Однозначно – нет. Он вел светский образ жизни, без особого усердия посещал церковь. По крайней мере, никак проявил себя ни на одной службе. Усердием в чтении церковной литературы тоже не отмечен. Он был образованным молодым человеком, но все-таки в глубине души чувствовал, что какие-то неведомые силы над нами властвуют, в нем жили некоторые суеверия.

В стихотворении он описывает свое отношение к молитве. Если вспомнить, что Мария Алексеевна, советовала читать «Богородицу», то можно предположить, что в стихотворении речь об одной из двух молитв: «Царице моя, Преблагая», или «Богородице Дево, радуйся».

Когда читаешь молитвы на церковно-славянском языке, трудно не согласиться с мнением поэта. Отношение к молитве, восприятие святого слова является идеей этого стихотворения. Тема стихотворения – вера в Бога, в силу молитвы.

Стихотворение написано в жанре личностной, философской лирики. В отличие от других стихотворений поэта в этом произведении нет картин природы. Оно звучит, как продолжение разговора с Щербатовой, описанное Смирновой. Поэтому оно было отправлено Марии Алексеевне и не отправлено в журнал. Стихотворение было опубликовано в 1842 году после того, как Мария Алексеевна сама отдала его для публикации.

Тема и идея произведения

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Средства художественной выразительности

В стихотворении часто повторяются звонкие согласные, что формирует эффект колокольного звона. Чтобы передать свое настроение, применил следующие средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – трудную, чудную, благодатная, непонятная;
  • Метафоры – святая (прелесть);
  • Олицетворения – бремя скатится, дышит прелесть;
  • Сравнение – сомнение как бремя.

В заключение анализа стихотворения «Молитва» необходимо сказать о том, что это тонкое, лирическое произведение – глубоко личностный монолог, приоткрывающий чувствительную душу поэта, который зачастую скрывал ее от общества под маской сумрачности и презрительного цинизма. Только близкие и друзья знали, каков Лермонтов на самом деле.

Автор употребляет в тексте эпитеты. Называет минуту трудной, молитву чудной, силу благодатной, прелесть святой и непонятной. Также присутствуют олицетворения. Грусть теснится и прелесть дышит.

Кроме того, поэт говорит языком сравнений: сомнение – как бремя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector