Свят свят свят господь саваоф текст молитвы

Свт. Амвросий Медиоланский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

Херувимы и серафимы, непрестанно вознося хвалу, говорят: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Не однократно говорят, дабы ты не думал о единственном лице в Божестве, не дважды говорят, дабы ты не исключал Духа, и не «святы» говорят, дабы ты не предполагал множественности, но трижды повторяют и говорят одно и то же, чтобы и в гимне ты уразумел различие лиц Троицы и единство Божества. Когда они говорят это, называют Бога.

О Святом Духе.

Свт. Иоанн Златоуст

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

Хочешь ли ты научиться, как произносят имя Его небесные силы, с каким трепетом, с каким страхом, с каким удивлением? Видел я Господа, — говорит пророк, — сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

К народу антиохийскому.


Что же? О существе ли Божием они беседуют там и вопрошают друг друга? Нет, но о чем? Они прославляют, покланяются, непрестанно с великим трепетом воссылают хвалебные и таинственные песнопения; и одни говорят: Слава в вышних Богу(Лк. 2:14); серафимы взывают: Свят, Свят, Свят, и отвращают очи свои, не имея сил сносить даже снисхождения Божии.

Против аномеев.


«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят». И воззвание их также служит для нас величайшим знаком их удивления; они не просто воспевают, но весьма громко, и не только громко, но и постоянно делают это. Тела светлые, хоты бы они были даже чрезвычайно светлыми, обыкновенно поражают нас только тогда, когда мы в первый раз обращаем на них взоры; а когда мы посмотрим на них дольше, то от привычки перестаем удивляться, так как глаза наши присматриваются к этим телам. Потому видя и царское изображение, лишь только выставленное и светло блистающее красками, мы удивляемся; но чрез один или два дня уже не удивляемся. Что я говорю о царском изображении, когда мы испытываем тоже самое и в отношении к солнечным лучам, светлее которых нет никакого тела? Таким образом привычка уничтожает удивление ко всем телам; но в отношении к славе Божией бывает не так, а совершенно напротив. Чем более те силы созерцают эту славу, тем более они изумляются и больше удивляются; потому они с того самого времени, как начали существовать, доныне созерцая эту славу, никогда не переставали восклицать с изумлением; то, что испытываем мы в течение короткого времени, когда молния проносится пред нашими глазами, это они испытывают постоянно, и непрестанно с некоторым удовольствием чувствуют удивление. Притом они не только взывают, но делают это взаимно друг к другу, что служит знаком сильнейшего изумления. Так и мы, когда гремит гром или трясется земля, не только вскакиваем и восклицаем, но и сбегаемся в домах друг к другу. Тоже делают и серафимы; потому они и взывают друг к другу: «свят, свят, свят».

Узнали ли вы это воззвание? Наше ли оно, или серафимское? И наше, и серафимское, потому что Христос разрушил средостение ограды, примирил небесное и земное, и «соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14). Прежде эта песнь была воспеваема только на небесах; но когда Владыка благоволил сойти на землю, то принес к нам и это песнопение. Потому и этот великий первосвященник, представ пред святою трапезою, совершая словесное служение, принося бескровную жертву, не просто призывает нас к этому славословию, но наперед сказав херувимскую песнь и упомянув о серафимах, таким образом повелевает всем возносить это страшное воззвание, чтобы напоминанием о существах, поющих вместе с нами, возвысить ум наш от земли, и как бы так взывает к каждому из нас: ты поешь вместе с серафимами; стань же вместе с серафимами, распростирай крылья вместе с ними, летай вместе с ними около Царского престола.

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии. О серафимах.

«Тогда прилетел, – говорит пророк, – ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника». Тот алтарь есть образ и подобие этого алтаря, тот огонь – этого духовного огня. Но серафим не смел коснуться его рукою, а коснулся клещами; ты же принимаешь рукою. Итак, если посмотришь на достоинство предложенных даров, то они гораздо выше прикосновения серафимов; а если представишь человеколюбие твоего Владыки, то благодать предложенного не стыдится низойти до нашего уничиженного состояния. Потому, представляя это и помышляя о величии дара, человек, восстань когда-нибудь, отступи от земли, взойди на небо.

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии. О серафимах.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

И приложив глаза и уста, и чело, причастимся Божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, приняв воспламенение от угля, сжег наши грехи и просветил наши сердца и чтобы присутствием Божественного огня мы возгорелись и обожились. Исаия увидел уголь, но уголь — не просто дерево, а соединенное с огнем; так и Хлеб приобщения — не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одна природа, но одна — тела, а другая — соединенного с ним Божества. Так что оба они — не одна природа, а две.

Изложение веры.

Свт. Кесарий Арелатский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

Исаия тоже причисляет ко славе Троицы единого Святого Духа: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг него стояли Серафимы…И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! — и далее: И услышал я голос Господа говорящего: …пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

И взяся наддверие от гласа, имже вопияху, и дом наполнися дыма

Пророк созерцал Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, при чем святые Серафимы стояли вокруг Его и непрестанными славословиями восхваляли Его. Утверждал он также, что исполнь дом славы Его. Теперь же он говорит, что снялось наддверие и дом наполнился дымом, и именно от гласа, имже вопияху святые Серафимы. Итак, неужели скажем, что этот голос был причиною случившегося в доме? Но не крайне ли несообразно так думать? Каким же однако образом мы получим разумение предложенных слов? Весьма хорошо и мудро. Прежде вочеловечения и пришествия Спасителя нашего, когда Израиль еще беспрепятственно и неукоризненно проводил жизнь согласно с законом, был полон славы Божией оный знаменитый храм в Иерусалиме, который построил Соломон; потому что в нем совершали жертвы по закону. Когда же Израильтяне не приняли Пришедшего с небес в человеческом образе и Проповеданного в законе и пророках, напротив даже и убили Начальника жизни(Деян. 3:15), тогда Он покинул дом свой, оставил наследие свое. Он уклонился к язычникам, и вся земля исполнилась славы Его. Страна же Иудейская предана была на опустошение, и сожжен был и самый храм. Таким образом, когда, согласно пророчеству, или предсказанию, или гласу святых Серафимов, вся земля исполнилась славы Его, тогда снялось наддверие храма и он наполнился дымом. Итак, изречение: от гласа, имже вопияху указывает скорее на время, а совсем не есть дело или произведение (следствие) славословия. Изречение же: взяся наддверие, знаменует, как я думаю, разрушение храма. А что он и сожжен, на это указывают слова, что он исполнился дымом. Но если бы кто желал и в ином смысле понимать это и говорить, что мысленно это исполнилось и над всем народом Иудейским, то и он не отступил бы от правильного разумения. Ибо, когда славою Спасителя нашего наполнилась вся земля призванных чрез веру язычников, тогда рушилась вся духовная непоколебимость разума Иудеев, и они, несчастные, наподобие дыма, приняв в ум свой мглу неведения, сделались слепыми мысленно. Поэтому и Спаситель взывает к ним, говоря: дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имет(Ин. 12:35). А что ум Иудеев удобопоколебим и легко пленяется всем относящимся до страстей, будучи лишен помощи свыше, в этом каким образом кто либо из привыкших правильно мыслить может усомниться?

Толкование на пророка Исаию.

И рекох: о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и царя Господа Саваофа видех очима моима

Закон, данный чрез премудрого Моисея, повелел, чтобы скверный не приобщался к святым, и это повеление весьма строго соблюдалось у Иудеев. И к святым апостолам, ловившим рыбу, Господь взывал, говоря: вверзите мрежи ваша в ловитву(Лк. 5:4). Когда это сделано было, то поймано было великое множество рыб. Удивившись же силе слова, Божественный Петр припаде, сказано, к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи(ст. 8). Но не хотел Петр, чтобы Христос ушел от него, а поелику знал цель закона, то исповедался, что грешен; потому что боялся быть вместе со Святым по державшемуся всегда между Иудеями обычаю. Равно также, когда Христос прибыл однажды в страну Гергесинскую, а потом исцелил здесь дико бесновавшихся, живших в гробах, то жители удивились этому Божественному знамению, однако весь град, как сказал Матфей, изыде в сретение Иисусови: и видевшее Его, молиша, яко дабы прешел от предел их(Мф. 8:34). Не нужно ли было бы, напротив, останавливать Исцелившего и умолять остаться у них и явиться творцом многих иных чудес? Однако в тогдашнее время было доказательством благоговения и видом чести, какую должно было оказывать святым, то, что некоторые опасались приближаться к ним: Когда Матфей был призван и последовал Христу, а затем позвал Его в дом свой, то, как сказано, и се мнози грешници и мытари пришедши возлежаху со Иисусом, и со ученики Его. И видевше фарисее, глаголаху учеником Его: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? (Мф. 9:10-11). Итак, понимаешь, как обвиняли они Христа за пренебрежение закона, вследствие того, что Он хотел есть вместе с порочными людьми. Обвиняет негде и Бог тех Иудеев, которые занимали первые места при возлежании и синагоге, говоря чрез пророка: между святым и сквернавым не разлучаху(Иез. 22:26). Таким образом, как я сказал, составляло образ благоговения и было преданием заповедей закона, что не хотели быть вместе со святыми те, которые признавали себя порочными и имели совесть, не свободную от грехов. В подобном состоянии представляется и блаженный пророк, и потому говорит: о окаянный аз, яко умилихся. И не потому он окаянный, что умилился. Так думать было бы нелепо. Но поелику умилихся, говорит он, от сознания, то ясно, что поэтому и рекох таким образом: о окаянный аз, яко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу: и царя Господа Саваофа видех очима моима. Ибо, поелику святые Серафимы чистыми и пречистыми устами воссылали славословия, то он и убоялся, как наученный Богом и зная, что не красна похвала во устех грешника, как написано (Сир. 15:9). Несомненно, нечисты были уста Израиля, так как они произносили хулу на Господа нашего Иисуса Христа. А если и пророк говорит, что он сам имеет таковые же уста, хотя и совершенно непричастен был нечестию Израиля, то мы утверждаем, что он, как святый, по смирению говорит это о себе. Вероятно также и то, что он, как происходивший от пламени Израилева, и себя полагает не свободным от вины последнего, но подводит под общее прегрешение народа, чрез это спасая согрешивших. Или же он исповедует чрез это недуг естества человеческого, каково сказанное блаженным Давидом о всяком человеке: аз рех во изступлении моем: всяк человек ложь(Пс. 115:2); потому что недугует ложью человеческий разум, хотя некоторые и избавляются от этого зла, достигая сего воздержанием. Итак, убоялся пророк, что, не будучи так чист, как, без сомнения, святые Серафимы, созерцал Господа Саваофа, и умолчал, потому что имел не так чистые уста, хотя бы, напротив, и должен был славословить. А что песнословить должно чистыми устами, это может быть ясно из того, что говорит о языке один из святых учеников: тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человеки бывшия по подобию Божию. Еда подобает, братие моя, сим тако бывати. Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити или виноградная лоза смоквы? такожде и един источник слану и сладку творит воду(Иак. 3:9-12).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Иерусалимский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Мы вспоминаем же и серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия престола и двумя крылами закрывающих лицо, двумя же ноги, а двумя летающих и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. И для того преданное нам от серафимов богословие это повторяем, да соделаемся причастниками песнопения вместе с премирными воинствами.

Огласительные слова для просвещаемых.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Сказанное же в Писании: взывал один к другому, — показывает, я думаю, что они свои умозрения боговидения щедро передают друг другу. И еще то объяснение имени серафим мы сочтем достойным памяти, что еврейский язык Писаний называет святейшие существа серафимов выразительным именем серафимов из-за того, что они в своей божественной и вечно подвижной жизни пламенны и кипящи.

О церковной иерархии.

Прп. Ефрем Сирин

Серафимы взывали: Свят, Свят, Свят… и тем изобразили нам тайну Святой Троицы.

Толкование на книгу пророка Исаии.

И дом наполнися дыма

Раздаются гласы Серафимов, и дом наполняется великолепием славы Господней, как было это в день освящения храма, когда осенило его облако.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Ст. 5-7 О, окаянный аз… яко человек сый и нечисты устне имый. Не сердцем я осквернен, но нечист только устами. Посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, принужден жить среди людей, у которых уста так же нечисты, как и у меня. И Царя Господа Саваофа видех очима моима, хотя и недостоин этого. С железными клещами приблизился Ангел, взял угльи прикоснуся устном моим и рече: се, прикоснуся сие устном твоим, и отымет беззакония твоя. Ангел приблизился к алтарю с железными клещами, обличая дерзость Озии и показывая, что кроме алтаря нигде нет более очищения. В таинственном же смысле угль изображает собой Еммануила, Который, соединившись с восприятой от нас плотью, вземлется ею, как клещами. Прикоснувшись к устам пророка, изображавшего собой всех нас, угль очистил его от греха и нечистоты.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

См. Толкование на Ис. 6:5

Блж. Иероним Стридонский

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

См. Толкование на Ис. 6:02

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями

Когда, при восклицании серафимов и проповедании ими по всей земле таинства Троицы, вся вселенная узнала о страдании Господа Спасителя, то тотчас поколебалось, или рушилось, наддверие храма, и все столбы его пали, во исполнение угрозы Спасителя, говорящаго: се оставляется вам дом ваш пуст(Мф. 23:38). И какое прекрасное расположение мыслей! После того как земля наполнилась славою Господа Саваофа, Иудейский храм наполнился тьмою неведения, и мраком, и дымом, который вреден для глаз. Или дымом указывается на сожжение храма. Ибо сначала проповедано было Евангелие Спасителя во всем мире, а потом, спусти сорок два года после страдания Господня Иерусалим взят и храм сожжен. Иудеи думают, что дым, наполнивший храм, означает фимиам, то есть, курение, и чрез него — наитие Божественной славы.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа

Исаия, по еврейскому тексту, со слезами говорит: Горе мне! горе, что я молчал! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа(Ис. 6:5). По заслуге добродетелей он удостоился лицезрения Божия и, однако, по сознанию грехов исповедал, что уста его нечисты, не потому, что он говорил что-либо противное воле Божией, а потому, что молчал, удерживаемый или страхом, или стыдом, и с пророческою смелостью не обличал народа грешного. А мы, когда обличаем грешников, мы, льстящие богатым и смотрящие на лица грешников ради скверного прибытка? С полною смелостью не говорим ли мы разве только тем, в богатстве коих не нуждаемся? Молчать о том, чтобы не делали этого, чтобы воздерживались от всякого греховного, есть, конечно, действительный грех.

Беседы против пелагиан.


И Авраам, после того как увидел Господа и услышал голос Его, говорит о себе, что он — земля и пепел (Быт. 18:27), и Исаия, по LXX толковникам, свидетельствует о себе, что он опечалился, не вследствие других проступков, а потому что имел нечистые уста. Счастлива совесть, которая согрешила только в слове, и не своей вине, а вследствие сожительства с народом, имеющим нечистые уста, с которым она очень часто вынуждена была говорить. Отсюда открывается, что вредно жить с грешниками, ибо касаяися смоле очернится(Сир. 13:1).

Но поелику в еврейском читаем: горе мне, что я молчал, то пророк оплакивает себя, потому что он не оказался достоин славословить Господа Саваофа, вместе с серафимами, под которыми мы разумеем ангельские силы. Не осмелился же он славословить Господа потому, что имел нечистые уста; а имел нечистые уста потому, что жил вместе с грешным народом. Или, так должно понимать: так как я молчал и не обличал смело нечестивого царя Озию, то посему уста мои нечисты, и я не дерзаю воспевать, вместе с ангелами, хвалы Господу, чтобы мне не было сказано: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими(Пс. 49:16)? Ибо не, красна похвала во устах грешника(Сир. 15:9). Говорим же это не потому, чтобы мы учили, что Исаия действительно был таков, но потому что он сам, по смирению, имея нечистые только уста, признает себя недостойным славословить Господа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Ст. 6-7 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Один из серафимов, который значит: воспламеняющий, прилетел, или послан был, очистить нечистые уста пророка и выжечь их нечистоту горящим углем или камушком, принесенным с жертвенника. Многие думают, что было два серафима, потому что взывал один к другому; но и более многочисленные могут взывать один к другому, и издание LXX, которые перевели: серафимы стояли окрест Его, скорее разумеет очень многих, а если бы говорилось о двух, то они сказали бы не окрест, а по обе стороны. Это соответствует и множеству ангелов, предназначенному на служение Богу, и seraphim есть множественное число, а единственное — seraph, как cherubim и cherub.

Что жертвенник, под которым находятся души мучеников, видится на небе, об этом и Иоанн говорит в Апокалипсисе (Откр. 6:9); камушек же, который одними LXX переведен: ἀνθρaξ то есть, карбункул, может означать не уголь, угасший или горящий, как очень многие думают, а ἄνθραχα, то есть, камень карбункул, называемый огненным по сходству его цвета с пламенем. Из этого уразумеваем, что жертвенник Божий полон карбункулов, то есть, раскаленных камушков и угольев, очищающих грехи.

Посему мы читаем написанное о Боге: углие возгореся от Него(Пс. 17:9), и о самом Господе говорится, что Он есть огнь поядающий (Втор. 4:24, Евр. 12:29), и Спаситель в Евангелии говорит: огня приидох воврещи на землю(Лк. 12:49), чтобы крестить Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).

Ибо когождо дело, яковоже есть, огнь искусит(1 Кор. 3:13), и имеющий спастись спасется так, как бы он прошел чрез огонь (1 Кор. 8:15).

И то должно заметить, что к Иеремии, которому сказано: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложем, освятих тя(Иер. 1:5), поелику он не имел нечистых уст, но только сказал: не вем глаголати, яко отрок аз есмь(ст. 6), сам Господь простер руку Свою, и коснулся уст его, и сказал: се дах словеса Моя во уста твоя(Иер. 1:9); а к Исаии, который сказал: я муж нечистый устами, и среди народа, имеющего нечистые уста, я живу(Ис. 6:5), не рука Божия простирается, а посылается от Бога, или летит по собственной воле, серафим, так как он приставлен к этому служению, — и в руке своей он держит камушек, взятый им, по LXX и Феодотиону, клещем, а по Акиле и Симмаху, следовавшими еврейскому тексту, клещами, то есть, mаlсаіm, чтобы коснуться оным уст его и очистить прежние грехи.

Простирается же и от Бога и от серафима рука, — для того, чтобы пророк, видя член своего тела, не страшился постороннего прикосновения. Некоторые из наших думают, что клещи, которыми берется камушек, суть два завета, соединяющиеся между собою единством Духа Святого Поелику же Господь представляется сидящим и сидящим в храме, и дом наполнился дымом, как Иудеи думают, фимиама; то в соответствии с этим упоминаются и клещи, составляющие, как читаем, принадлежность священнического служения (Исх. 37).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Блж. Августин

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Скажите мне, что мы будем там, то есть в Царстве Небесном, делать? Спать? Ведь здесь люди, которым нечего делать, спят. Однако там не будет сна, поскольку нет там никакой усталости. Итак, если не будем мы там делать необходимые дела, не будем также и спать, то что же будем мы там делать? Никто пусть не страшится пресыщенности, никто пусть не думает, что и там будет пресыщенность. Разве быть здоровым вызывает пресыщенность? Все в этом веке надоедает, но здоровье не надоедает. А если здоровье не надоедает, неужто надоест бессмертие? Итак, какое будет у нас там дело? «Аминь» и «Аллилуйя». Ибо здесь мы делаем одно, а там будем делать другое, не скажу — день и ночь, но весь бесконечный день, подобно тому как небесные силы, серафимы, неустанно говорят: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф.

Проповеди.

Ориген

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Один еврейский учитель говорил, что под двумя шестикрылыми серафимами, которые по описанию Исаии взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, — следует разуметь единородного Сына Божьего и Святого Духа.

Так как начало и конец всего никто не может постигнуть, кроме Господа Иисуса Христа и Святого Духа, то, по словам этого учителя, Исаия в форме видения сказал, что есть два только серафима, которые двумя крыльями закрывают лицо Божье, двумя — ноги и двумя летают, взывая друг к другу и говоря: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнена вся земля славы Твоей! Значит, только серафимы имеют по два крыла своих на лицо Бога и на ногах Его; поэтому с дерзновением следует возвестить, что ни воинства святых ангелов, ни святые престолы, ни господства, ни начальства, ни власти не могут точно знать начало всего и конец вселенной.

О началах.


«И взывали друг к другу», — не один ко многим (alter ad plures), но друг к другу (alter ad alterum). Ибо слышать о святости (sanctitudinem) Божией, возвещаемой Спасителем, никто не может по достоинству, кроме Духа Святого; и о пребывающей [в мире] святости (sanctimoniam) Божией, возвещаемой Духом Святым, никто не может [слышать], кроме одного Спасителя. Из- за этого они взывали друг к другу и говорили: «Свят, Свят, Свят». Недостаточно им взывать «Свят» ни единожды, ни дважды, но они принимают совершенное число Троицы, чтобы явить множество святости Бога, которая есть повторяемая общность тройной святости: со святостью Отца соединяется святость Сына и Духа Святого. Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого(Евр. 2:11). Освящающий есть Спаситель, Который по человеческой природе (juxta hoc quod homo est) получает святость от Бога Отца. Таким образом, они говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», — [имя же] «Саваоф» переводится (как Акила передал) «Господь воинств».

«Вся земля полна славы Его». Прежде храм был полон славы, а сейчас серафимы возвещают сущим на земле, что грядет [время], когда Христос наполнит всю землю славой Божией. Конечно, во всех, кто про- славляет Бога образом своей жизни, пребывает слава Его, и тем самым вся земля полна славы Божией. Прежде славой Божией была полна не вся земля, а лишь единственный уголок земли, когда говорилось: «Известен в Иудее Бог, в Израиле великое имя Его» (Пс. 75:1). Слава Богу, Который послал Сына Своего (Ср.: Рим. 8:3), чтобы всю землю сделать полной славы Своей. Но что тебе даст, если земля будет полна славы Божией ради церквей блаженных [людей], которые повсюду, а ты не явишься причастником славы полноты Божией (Ср.: Еф. 3:19)? Так вот, и ты работай и старайся во всем, взыскуя славу Божию, дабы она поселилась и обрела место в тебе, чтобы и ты стал со всей землей, в которой пребывает слава Божия, полным славы Его. Каким образом является через каждого из нас полнота славы Божией? Если то, что я делаю, что я говорю, будет совершаться во славу Божию, то речь моя и действие становятся славой Божией. Если и выход, и вход мой бывает во славу Божию, если еда, если питье мое, если все, что я делаю, совершится во славу Божию, то и я являюсь причастником сказанного: «Полна земля славы Его».

См. также Толкование на Ис. 6:2

Гомилии на книгу пророка Исаии.

И поднялась верхняя перекладина двери (superliminare) от гласа, которым они взывали»: гласом Иисуса Христа и гласом Святого Духа. Если кто-то из нас услышит голос взывающих Иисуса Христа и Святого Духа, то поднимется верхняя перекладина двери, и она станет выше, чем тогда (когда она была поднята [в видении Исаии]), поскольку сказано: «Поднимите ворота, князи ваши (principes vestri), и поднимитесь, ворота вечные, и войдет Царь славы» (Пс. 23:7).

«И дом наполнился дымом». От ослабления огня весь храм наполнился дымом. Дым же есть пар огня.


Итак, когда все это я сделаю, поднимется наддверие от гласа, которым они взывали. Поэтому благо для каждого из нас так трудиться, чтобы стать причастником двери и наддверия, то есть, по смыслу (juxta intellectum), Христа Бога. И я не считаю непристойным, чтобы плоть была названа «дверью», а Слово — «наддверием».

«Поднялось наддверие от голоса восклицающих, и дом наполнился дымом», этим благим дымом от славы Божией.

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Ст. 5-7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

И я сказал: «О несчастный я, ибо уязвлен, ибо, будучи человеком, [даже] и уста нечистыми имею». Я не могу считать поступок Исаии самоуничижением, напротив, Писание говорит и свидетельствует, что уста его очищаются одним из серафимов, который послан для отъятия его грехов. Один из серафимов есть Господь мой Иисус Христос, Который ради оставления грехов наших послан Отцом, и Он говорит: «Вот, Я отнял беззакония твои и грехи твои очистил». И не думай, что это унижение Природы, если Сын посылается Отцом. И ради того, чтобы ты познал единство божества в Троице, в настоящем чтении [из Писания] грехи оставляет один только Христос, хотя ясно, что грехи отпущены Троицей. Ибо уверовавший в Одного верует во Всех. Итак, да будут перенесены мне с небесного жертвенника клещи, и да коснутся они уст моих. Клещи Господа, если коснутся уст моих, очистят их. И если они очистят их и всячески удалят (circumciderit) от пороков, как недавно мы сказали, то отверзу Словом Божиим уста мои (Ср.: Пс. 50:17) и не изойдет из уст моих проповедь чуждая и нечистая. Ибо, будучи человеком, я и имею уста нечистые и обитаю среди народа, также имеющего нечистые уста. Серафим, который был послан, очистил уста пророка, но не очистил уста народа. [Пророк] же исповедал, что он сам имеет нечистые уста и обитает среди народа, имеющего нечистые уста. Но тот серафим, Который был послан, не посчитал достойными для очищения уста тех, кто из народа; и потому они до сих пор поступают нечестиво, потому до сих пор они отвергают Господа моего Иисуса Христа, до сих пор они злословят Его нечистыми устами. Но я умоляю, чтобы пришедший серафим очистил уста мои.

«И глазами моими я видел Царя, Господа Саваофа». Почему бы нам сейчас не поведать некое иудейское предание — нечто правдоподобное, хотя и неистинное — и не открыть его разъяснение? Из-за этого [предания] они говорят, что Исаия отложился от народа как человек, искривляющий закон и возвещающий [нечто] не согласное с Писаниями. Писание же говорит: «Никто не увидит лица Моего и будет жив» (Исх. 33:20). Он же [Исаия] утверждает: «Я видел Господа Саваофа». «Моисей, — говорят они, — не увидел, а ты увидел?» И из-за этого они его отвергли и осудили как нечестивого. Ведь они не знали, что серафимы двумя крылами закрывали лицо Бога. «Я видел Господа». Если Исаия увидел лицо, то и Моисей увидел. Моисей, как написано, увидел [Бога] сзади. Так вот, он увидел Господа, хотя и не увидел лица Его. И этот [Исаия] увидел, хотя и не увидел лица [Божия]. Итак, они несправедливо осудили пророка. «И глазами моими я видел Царя, Господа Саваофа, и послан был ко мне один из серафимов». То пришествие Господа моего Иисуса Христа, в которое Он сошел на землю, — не единственное: Он пришел к Исаии, Он пришел к Моисею, Он пришел к народу, пришел к каждому из пророков; и не бойся, если Он придет опять, хотя и вознесся уже [на небо]. Что Он приходил к людям и до нынешнего воплощения, о том послушай Самого Свидетеля, Который возвещает: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих» (Мф. 23:37). «Сколько раз хотел Я». Он не говорит: «Я не видел тебя, кроме как в то пришествие», — но говорит: «Сколько раз хотел Я». И, обращаясь через каждого из пророков, Он говорит: «Я, Христос, был Тем, Кто говорил через пророков». Он сказал. И ты не бойся! Иисус Христос посылается и сейчас. Он не лжет. «Я с вами, — говорит Господь, — во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Он не лжет. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18:20). Итак, поскольку здесь присутствует Иисус Христос и готов и препоясан Первосвященник, [дабы] представить Отцу наши прошения (interpellationes11), то мы, восстав, да принесем чрез Него жертвы Отцу. Ибо Сам Он есть умилостивление за грехи наши(1 Ин. 2:2), Ему слава и держава во веки веков. Аминь.


«И сказал я: “О, я окаянный, ибо я раскаиваюсь”». До того, как ты узрел видение, ты не сознавал себя окаянным, о Исаия? Разве он не говорит: «Пока жил Озия, [тогда] я не чувствовал, что я был окаянным. Начинаю же познавать, что я окаянный, когда вижу видение, когда для меня умер прокаженный Озия царь, и я говорю: “О, я окаянный!”»? Теперь начинаю и я исповедоваться Господу и говорить о себе самом: «О, я окаянный!» — как и Исаия говорит: «О, я окаянный!» Почти так же и апостол говорит: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Итак, благо мне признавать себя несчастным. Если я смирю себя и буду плакать в покаянии о своих грехах, то Бог внемлет мне и даст мне Освободителя, и я возвещу благодарения Богу через Иисуса Христа Господа нашего (Ср.: Рим. 7:25). Скажем правду от [всего] сердца: «Окаянный я». Пусть каждый вспомнит причины своих несчастий и [свои] ошибки, и да скажем мы, встав на молитву, — вспоминая [грехи] как исповедующиеся, а забывая как уже не творящие — и да скажем мы: «Я окаянный, я раскаиваюсь». Он не раскаивается до того, как узрел видение, до того, как Озия умер; когда он начинает сокрушаться, тотчас говорит: «Я раскаиваюсь». Если кто не чувствует по внутреннему человеку, что он грешник, тот не раскаивается; но как, допустим, ты вонзишь стрекало в телесные (exteriora) члены — и не почувствует мертвое тело, — то же самое [произойдет], если ты приложишь божественные слова грешнику, умерщвленному грехом и не являющему раскаяния, который и не скорбит, и не раскаивается, и не имеет печали, творящей исповедание [грехов], печали, которая по Богу (Ср.: 2 Кор. 7:10). Но если хотящий спастись услышит слова обличающего и обвиняющего его, то сразу говорит: «О, я окаянный». Не достаточно сказать «я окаянный»: к этому следует при- бавить «ибо раскаиваюсь». О, если бы мы дольше раскаивались! Ибо чем больше мы каемся, тем больше для нас ослабятся оковы грехов. Из-за этого тот Ахав не много обрел пользы, ибо не много раскаялся, но раскаялся, к тому же, только однажды. Вот почему сказано: «Видишь, как раскаялся Ахав!» (3 Цар. 21:29). А тот, кто не перестанет каяться, скажет, подобно апостолу: «Я недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15:9). И [еще]: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия» (Еф. 3:8). И [еще]: «Верен Бог, что Иисус Христос пришел в этот мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Видишь ли, как он много кается — и не однажды, но постоянно — и пишет, и говорит, и делом показывает, что он раскаивается, как и Исаия в данном [случае], который говорит: «О, я окаянный, я раскаиваюсь, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами». Заметь и нечто иное: грехи Исаии состояли не в делах, а только в словах (sermonibus). Поэтому он говорит: «Потому что я человек с нечистыми устами». Ведь был и народ с нечистыми устами; ему не подобало обвинять народ и называть его многочисленные грехи помимо нечистоты уст.

«И глазами моими я видел Царя, Господа Саваофа». Помышляя о Боге, но еще оставаясь грешниками, мы говорим то же, что сейчас говорит пророк: «И послан был ко мне один из серафимов». Насколько благ Бог! «Ибо, — говорит Он, — я слышу исповедующегося Исаию, ведь он сказал: “О, окаянный я”, — ибо Я слышу раскаивающегося, он ведь говорит: “Я раскаиваюсь”, — так как он возвестил собственные ошибки, говоря: “Я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами”. И пока еще он говорит, Я глаголю: “Вот Я”» (Ср.: Ис. 58:9).

Гомилии на книгу пророка Исаии.

«И послан был ко мне один из серафимов, и в руке своей он держал уголь». Пророку ниспосылается уголь, дабы через прижигание огнем очистились его уста, прежде согрешавшие. Кто этот один из серафимов? Господь мой Иисус Христос: Он послан по домостроительству [во] плоти, имея уголь в руке Своей и говоря: «Огонь пришел Я низвести на землю, и если бы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49)

«И послан был ко мне один из серафимов, и в руке у него уголь, который он взял клещами с жертвенника». Не всяким огнем очищается пророк, не просто и не случайно, но тем, что с жертвенника Божия. Если ты не будешь очищен огнем с жертвенника, то для тебя останется тот [огонь], о котором сказано: «Идите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу (Zabulo) и ангелам его» (Ср.: Мф. 25:41). Не таков огонь с жертвенника. Все должны быть преданы огню, но не все — одному огню: одних ожидает огонь с жертвенника, других — огонь, уготованный диаволу и ангелам его. Итак, пусть обличающее слово коснется уст нашего ума и души, чтобы мы сказали: «И коснулся уст моих». Если я очищу уста мои, чтобы ничего праздного, ничего глупого, ничего постыдного, ничего шутовского, или же — чтобы назвать все одним именем — ничего запретного не говорить, тогда мы можем сказать: «Коснулся уст моих». И чем дольше уста мои нечисты, а из-за греховных слов и дела мои нечисты, тем дольше не коснется уст моих огонь с жертвенника и не будет ко мне послан один из серафимов.

См. также Толкование на Ис. 6:5

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его

И взывали... По-видимому, серафимы разделены были на два лика и хора, которые поочередно возглашали хвалу Богу.

Свят, т. е. отдален от всего греховного, от всякого несовершенства. Это определение, для высшего усиления, повторяется трижды, подобно тому как у Иезекииля, напр., трижды повторяется слово: низложу (Иез. 21:27; ср. Иер. 7:4). Но кроме этого толкования троекратного повторения слова свят, имеет свои основания и другое объяснение, очень древнее, по которому серафимы здесь изобразили тайну Святой Троицы (святой Ефрем Сирии, блаженный Иероним).

Именно у пророка Исаии есть место, доказывающее веру современной ему ветхозаветной Церкви в Троичность лиц Божества. Это место — 63 гл. ст. 9 и сл., где упоминается особо о Боге, особо об Ангеле лица Его или о Сыне Божием, и особо о Духе Святом. Отсюда следует, что и в троекратном повторении слова свят Исаия мог указать на эту великую тайну. [В Славянском переводе с 70-и текст Ис. 63:9 изложен так: Не ходатай, ниже аггел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их: сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века.

Как выше указывалось, исключение из Синодального перевода слов о Высшем Совете, посланником которого является Мессия, которые есть в греческом переводе 70-и и славянском изводе, приземление его (Мессии) сущности (плод земли, вместо — семя небесное), привело к забвению многих очевидных указаний на Троическую сущность Всевышнего. Прим. ред.].

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:1

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями

И поколебались верхи врат. — По смыслу евр. текста здесь указывается на потрясение тех углублений в стене, в которые вложены обе половины храмовых дверей. Condamin переводит: «задрожали двери на своих крюках». Потрясение это произошло от громких криков серафимов. Дым, по всей вероятности, пророк видел поднимающимся с жертвенника курений. По связи речи, этот дым мог означать молитвы серафимов к Господу: такое же значение имел дым, поднимавшийся к небу с земного алтаря при возложении священниками фимиама. Ефрем Сирин считает этот дым признаком присутствия в храме славы Господней, так как в Ветхом Завете Господь являлся во мраке и мгле, чтобы немощные люди не могли быть ослеплены сиянием Его славы (3 Цар. 8:10-12).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:1

Ст. 5-7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Пророк, слыша серафимское пение, видя дрожащие двери и обоняя курение дыма, впадает в смертный страх: он видел то, что око смертного недостойно видеть, вида чего грешный человек вынести не в состоянии. Исаия чувствует с особенною горечью нечистоту своих уст, которые не могли принять участие в славословии серафимов. Поэтому-то его уста прежде всего и очищаются священным огнем с алтаря. Но, кроме того, очищаются именно уста ввиду того, что ими собственно будет служить Богу Исаия.

Страх греховного человека пред встречей с Божеством проникает все религии. Иаков, боровшийся ночью с Богом, с удивлением говорит, что он видел Бога лицом к лицу и что тем не менее душа его сохранилась — он остался жив (Быт. 32:30; ср. Ис. 33:20). «Спаси нас», — говорит Овидий в своей молитве к Палесу — от лицезрения Дриад, или купающейся Дианы, или Фавна, когда он среди дня прохаживается по полям (Fast. IV, 761). Смертное тело Семелы не вынесло появления Юпитера и сгорело, как сообщает тот же поэт.

Толковая Библия.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

По толкованию наших церковных песнопений, огненный уголь был прообразом Господа Иисуса Христа, а клещи — рук Пресвятой Богородицы. «Огонь несешь ты, чистая; страшусь принять в объятья Младенца Бога». Так во 2-м тропаре 5-й песни канона на Сретение, говорит Симеон Богоприимец. Дальше, в 3-м тропаре, тот же старец говорит Пресвятой Деве: «ты просвещаешь меня, подавая руками, как бы клещами, Несомаго тобою».

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:5

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector