Святой савватий тверской чему молится

Стилистическая справка

Датировка иконы находит косвенное подтверждение во времени монастырского строительства, которое на основе изображенных башнеобразных форм храмов с одноглавыми, окруженными кокошниками завершениями, можно, по мнению С.С. Подъяпольского, отнести к 1540-м годам.
Именно с этим периодом обновления монастыря мог быть связан и заказ иконы, посвященной его основателю.

Видимо, это был надгробный образ, и его местоположение в XVIII-XIX веках над гробницей святого на северной стене Знаменской церкви соответствует первоначальному.
В верхней части иконы в конце XIX века читалась надпись: «Изображение жития преподобного отца нашего Савватия, подвизавшегося в пещере близ реки Воршины;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevde

при брезе оныя реки создася монастырь Савватьева пустыня».
Изображен Савватьевский монастырь: обширный монастырский двор окружен тесовыми стенами со святыми вратами в виде купольной постройки, по внутренней стороне стен тянутся деревянные клети иноческих келий. В центре монастырского двора — высокий одноглавый Знаменский собор, на его фасаде — образ Неопалимой Купины (в типе Знамения).

Представлена также столпообразная колокольня с тремя большими полуциркульными проемами-звонами и небольшая одноглавая церковь, на стене которой — образ святителя Николая Мир лики некого; справа внизу изображены малые восточные ворота, через которые выходит из монастыря преподобный Савватий.
Перед Знаменским собором — сцена видения Неопалимой Купины пророком Моисеем (Исх. III, 2).

Слева Купине предстоит преподобный Савватий с моленно простертыми руками. В конце XIX в. рядом была надпись: «Преподобный Савватий постави церковь во имя Неопалимой Купины и молится ей». Выше, у древа — коленопреклоненный Савватий перед образом восьмиконечного голгофского креста с орудиями Страстей по сторонам.

В конце XIX века рядом на фоне читалась надпись: «Явися преподобному Савватию на воздусе крест оть сего паде на колена и моляшего ему».
По обеим сторонам Знаменского собора — сцены кончины Савватия, объединенные в единый регистр, Слева — «Исход души»: представлена келья, где святой в куколе возлежит на смертном одре.

В головах — фигура в хитоне и гиматии, в ореоле нимба (царь Давид?), за ложем — склоненный к святому крылатый ангел, в ногах монахи. Справа — «Отпевание»: изображен гроб с телом Савватия, у которого совершают заупокойную службу святитель и диакон, рядом монахи.
Монастырские стены справа обтекает река Орша, на другом ее берегу между деревьями — небольшие деревянные постройки — скиты.

Под одним из дерев коленопреклоненный Савватий молится небольшому кресту. Ниже изображена служба в деревянной часовне перед Распятием, совершаемая Савватием и первыми собравшимися вокруг него учениками (из которых, по рукописному синодику, находившемуся в монастыре еще в XIX веке, числятся Парфений, Досифей, Ефросин);

под этой сценой — «Оплакивание Христа». Близ часовни Савватий представлен за работой, с топором в руках.
Иконография произведения относится к новациям в искусстве XVI века Главным объектом изображения является Савватиев Сретенский монастырь (основан в первой половине XV века), панорама которого включает отдельные эпизоды из жития его основателя, Савватия Тверского (Оршинского).

Основные топографические особенности местности, план монастыря, формы храмов и колокольни, вероятно, можно считать достоверными. Первым строением обители, по преданию, был деревянный храм Неопалимой Купины, вскоре замененный на каменный во имя Богоматери Знамения. Изображенные колокольня и церковь святого Николая соответствуют следующему периоду строительства монастыря, осуществленного уже после смерти его основателя.

В иконе как бы сливаются два разных направления искусства XVI века: жанр житийной иконы с представлением исторически реального «святого места» и вневременное, символическое изображение мистических видений святого. В одном из них Савватий, наравне с Моисеем, становится соучастником видения Неопалимой Купины, В другом он и братия предстоят на богослужении в часовне реальному распятию Христа.

Создание иконы местночтимого святого, скорее всего, явилось работой местных мастеров. Тверская художественная традиция проявилась в жесткости контуров, суховатости линий, графической трактовке форм и преобладании в колорите холодных тонов. Вместе с тем в изображении декоративной, заполняющей плоскость растительности, в уплощенности фигур, лаконичности письма ликов и прозрачности красочного слоя ощутимы влияния художественной культуры Поволжья.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightde

Приемы письма на иконе сходны с живописью фрагмента фрески с изображением Онуфрия Великого, исполненной около 1567 года (Тверская картинная галерея). Фрагмент происходит из Вознесенского собора соседнего с Савватиевой пустынью Оршина монастыря, его живопись отнесена к искусству, во многом близкому поволжским художественным центрам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector