Святой степан молитва

Вторая молитва первомученику архидиакону Стефану

Подвигом добрым подвизался еси,
первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе
Стефане, и мучителей обличил еси нечестие, камением бо
побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы
приял еси и к Богу взывал еси, вопия: Господи, не
постави им греха сего.

Владыка вчера нам плотию прихождаше, и
раб днесь от плоти исхождаше, вчера Царствуяй плотию
родися, днесь раб камением побивается, того ради и
скончавается, первомученик и Божественный Стефан.

О святый первомучениче, апостоле
архидиаконе Стефане! Преклоньше колена души и сердца
нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и
сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и
Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас
(имена), присно прогневляющих грехом и леностию,
моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во
благовременную помощь к покаянию, и твоим
предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея,
в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами
грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да
речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.

Первый во диаконех, первый и в мученицех
показался еси, святый Стефане, апостоле, исполнь бо веры
и силы во учении и в знамениих велик явился еси, и
никтоже возможе противустати премудрости и духу, имиже
глаголал еси, лице же твое на сонмищи видено бысть, яко
лице ангела.

Темже, исполнен Святаго Духа быв, видел еси
отверстое небо и славу Божию и Сына человеча, Господа
нашего Иисуса Христа, одесную стояща Бога Отца. Таже и
от жестоковыйных и убийц иудеев камением пред лицем
Преблагословенныя и молящияся о тебе Девы, Матере Его,
побиваемь, преклонь колена, возопил еси гласом велиим:
Господи, не постави им греха сего!

И тако дух твой
Господу Иисусу радостно предал еси. Сего ради
молитвенника и предстателя тя стяжахом, колена души и
сердца нашего преклоньше, тя молим: воздежи руце твои ко
Господу, и сподвижи всему роду человеческому
Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую
Матерь Деву, и о нас, присно прогневляющих грехом и
леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам
благодать во благовременную помощь к покаянию и твоим
предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея в
день он, страшный и праведный, да не поставит пред нами
грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да
речет души нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.
Аминь.

Православные иконы и молитвы

Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах.

Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям литовским, а затем — польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов.

Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился на север, в православную Москву.

Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Иоанна II (1353—1359), сына Калиты и отца св. блгв. кн. Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня), который предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой Стефан решил поселиться в пустыне и отправился на северо-восток, где избрал себе место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия.

Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали приходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к безмолвию, не разрешал им поселиться около него, но затем уступил их просьбам.

Не позднее 1358 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского ( 1378; память 12/25 февраля), преподобный Стефан основал монастырь. Братия построили храм во имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой обители.

Устроенная преподобным Стефаном обитель чрезвычайно распространилась, ру­ководимая им по уставу общежития. Неленостно кроткими и тихими наставлениями поучал братию преподобный о путях спасения, о благочинии церковном и обязанностях инока, напоминая им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес» (Ис. 66:2).

Еще более, чем словом, поучал игумен примером, ничем не отличаясь от братии в одежде и пище, облеченный в рубище, как бы один из последних, первенствуя только на молитве, ибо всех предупреждал в храме Божием и никому не уступал в трудах. Не только иноки, но и миряне стекались к нему из окрестностей для духовного совета, посещал для назидательной беседы и преподобный Сергий Радонежский, лавра которого уже возникала по соседству, в сорока верстах от Махрищи.

Предлагаем ознакомиться:  Сильная молитва чтобы вернуть долги

Но однажды пришел к преподобному Стефану великий сподвижник Сергий, утаив от него вину своего прихода — огорчение от братии, вынудившее его удалиться на время от своей обители. Узнав о пришествии преподобного Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било церковное и встретил его со своей братией, ибо единодушны были оба труженика;

единую волю творили они Господа своего и дружно возделывали духовную бразду, посевая в ней семя словесное. Встретившись, поклонились они взаимно до земли, прося друг у друга молитв и благословения, вместе вошли они в церковь для краткой молитвы. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищской обители, обходя с ним пустыню и веселясь духовно о ее процветании.

Наконец, открыл преподобный Сергий ему желание своего сердца: «Желал бы я, отче, с помощью Божией обрести себе место уединенное, где бы безмолвствовать. Прошу твою любовь даровать мне одного из учеников твоих, знающих пустынные места». Преподобный Стефан с любовью исполнил просьбу аввы Сергия и, отпустив с ним добродетельного ученика своего Симона, проводил его до источника, за три версты от обители.

Позднее на месте расставания святых старцев, над источником, была поставлена часовня. Симон, обошедши с преподобным Сергием многие места пустынные, указал ему высокое прекрасное место на реке Киржачи. Оно полюбилось отшельнику Радонежскому, и там основал преподобный новую обитель во имя Благовещения Богоматери, где временно водворился, доколе братия первоначальной лавры его не почувствовали горького лишения и разлуки с таким пастырем и не умолили его возвратиться, уже чрез посредство святителя Московского Алексия.

Вскоре и самого Стефана постигло такое же искушение от братии и он последовал смиренному примеру собеседника своего преподобного Сергия. Некто Григорий, живший недалеко от Троицкой обители, передал монастырю свою землю и другое имущество, принял монашество и стал усердным учеником игумена. Преподобный вскоре послал его к святителю Алексию, который рукоположил Григория во пресвитера и возвратил в обитель.

Между тем присоединение к обители преподобного Стефана некоторых земель вызвало раздражение живших неподалеку четырех братьев Юрковских, опасавшихся, что их имение может отойти к монастырю. С целью заставить преподобного уйти из этих мест они грозили убить его. Никакие вразумления святого не помогали.

Тогда преподобный Стефан, оставив вместо себя священноинока Илию, тайно оставил монастырь вместе с любимым учеником своим Григорием. В 60-ти верстах от Вологды, в древнем Авнежском княжестве, он основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первым постриженником обители стал местный землевладелец Константин Дмитриевич, который, желая подражать подвигам преподобного Стефана, одну часть своего имения раздал бедным, а другую пожертвовал новому монастырю и принял монашеский постриг с именем Кассиан (впоследствии пострадал вместе с преподобным Григорием в 1392 году;

память их 15/28 июня). Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, узнав о месте пребывания преподобного Стефана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад богослужебными книгами и другими пожертвованиями. Преподобный Стефан, поручив паству свою преподобному Григорию, а келарную службу — преподобному Кассиану, пошел в царствующий град.

По дороге в Москву преподобный Стефан посетил Махрищскую обитель, где с радостью был встречен братией, умолявшей его не оставлять их более и возвратиться к ним из столицы.

Милостиво принял его там святитель Алексий, глубоко уважавший его добродетель, и любитель благолепия церковного великий князь, который снабдил Махрищскую обитель многими землями и льготами и велел преподобному Стефану опять в ней водвориться.

Будучи в Москве, преподобный обрел там будущего светильника Российской Церкви. Юноша-сирота Косма, сродник великокняжеского боярина и окольничего Тимофея Васильевича Вельяминова, славившегося богатством, мечтал быть иноком. Но его влиятельный родственник не соглашался отпустить его в монастырь. Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал просить о помощи.

Преподобный Стефан, провидя в юноше великого подвижника, постриг его в рясофор и преднарек ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Косму в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский, 1394; память 28 ноября/11 декабря) постриг его в мантию. Это был преподобный Кирилл Белоезерский ( 1427; память 9/22 июня).

Вернувшись в Махрищскую обитель, преподобный Стефан ввел в ней общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. По временам он приходил для беседы к великому чудотворцу Сергию.

Достигнув глубокой старости, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. В скором времени, чувствуя приближение своей кончины, он созвал духовное стадо и в последний раз поучил братию подвигам духовным, страху Божию и непрестанной памяти смертной, любви нелицемерной, воздержанию и конечному отречению от мира.

И причастившись Святых Христовых Таин, предал преподобный Стефан чистую свою душу Богу июля в 14-й день 1406 года. Благоухание святой его жизни повеяло от святых его мощей, свидетельствуя о благоприятном предстательстве его пред лицем Божиим. Со слезами братия погребли его в созданной им обители Живоначальной Троицы.

Много лет после преставления блаженного Стефана жил в его обители некто благоговейный старец инок Герман, уже столетний, днем и ночью предстоявший в молитвах Богу. Однажды ночью вышел он из своей келлии и увидел над гробом преподобного огонь. Ужаснулся старец и поспешил возвестить о том игумену Ионе, который увидел из окна своего тот же огонь, как бы луч света, сиявший от гробницы.

Пришел в то время из лавры преподобного Сергия игумен Арсений и, услышав о чудном явлении, духовно уразумел знамение благодати Божией. Он велел поставить над могилой гробницу, осенить ее покровом и пред нею возжечь неугасимую лампаду. С того времени возобновилось почитание святого, уже почти забытого, и было установлено ежегодное ему празднование.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва за вступающих в брак

В 1550 году при постройке нового каменного храма во имя Живоначальной Троицы мощи преподобного Стефана были обретены нетленными, но оставлены в новом храме под спудом. От кожаного параманда, найденного на персях мощей и вложенного в серебряный крест, последовали исцеления для прикасавшихся к нему с верою.

По молитвам преподобного происходили и другие чудеса. Однажды в праздник Пятидесятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам, 1557 г.) был голод и в обители было мало хлеба. Игумен Варлаам (1557—1570), желая исполнить завет преподобного, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть.

С верою он обратился в молитве к святому Стефану, прося у него помощи. Затем игумен повелел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь имевшийся хлеб разделить и разложить на столы. Симеон мысленно осудил игумена, полагая, что такой поступок не только не накормит множество народа, но и лишит братию завтрашнего пропитания, однако он исполнил повеление, и по молитве святого Стефана произошло чудо: не только все паломники насытились, но еще осталось столько хлеба, что братия питались им три месяца.

Святой Стефан — молитва святому о помощи.

Святой Стефан святой первомученик, архидиякон и апостол. Иисус за нас принял человеческую природу, а святой Стефан лишился человеческого тела ради Господа. Молитва святого Степана. Жизнь святого Стефана. Божье Милосердие!

Святой Стефан первый после Христова вознесения своего Господа кровь пролил и жизнь отдал. Обжалован фальшивыми свидетелями перед Синедрионом — он мужественно признает святую веру. Поэтому его выводят за город и забрасывают камнями. Это происходило 34 или 35 года по Христе. Как и Христос, Святой Стефан перед смертью молится за врагов. Эта молитва и кровь святого Стефана обращает к христианской вере юношу Савла — будущего апостола Павла!

Деяния апостольские говорят о святом Степана, что он был «муж, исполненный веры и Святого Духа … полный благодати и силы, творил чудеса и большие знаки в народе» (6, 5 и 8). Святой Иоанн Златоуст ставит святого Степана между апостолов.

Святий Степан перший після Христового вознесення за свого Господа кров пролив і життя віддав. Оскаржений фальшивими свідками перед Синедріоном — він мужньо визнає святу віру. Через це його виводять за місто і закидують камінням. Це діялося 34 або 35 року по Христі. Як і Христос, Святий Степан перед смертю молиться за ворогів. Ця молитва і кров святого Степана навертає юнака Савла — майбутнього апостола Павла!

Діяння апостольські кажуть про святого Степана, що був він »муж, повний віри і Святого Духа…повний благодаті й сили, творив чуда й великі знаки в народі» (6, 5 і 8). Святий Йоан Золотоустий ставить святого Степана поміж апостолів.

Как первомученик Твой Стефан молил Тебя, Господи, за тех, кто убивал его, и мы, в покоре склонившись, умоляем: прости всех, кто ненавидит i обижает нас, чтобы ни одному из них через нас не погибнуть, но всем спастись по благодати Твоей, Боже Всещедрый. (Кондак, гл. 5)

Дай нам, Господи, подражать тому, что совершаем, чтобы мы научились любить также наших врагов, ведь мы празднуем рождение того, кто умел молиться за своих гонителей.

Святой первомученик архидиакон Стефан

Як первомученик Твiй Стефан молив Тебе, Господи, за тих, хто вбивав його, i ми, в покорi схилившись, благаємо: прости всiх, хто ненавидить i кривдить нас, аби жодному з них через нас не загинути, але всiм спастися за благодаттю Твоєю, Боже Всещедрий. (Кондак, гл. 5)

В третий день Рождественских праздников наша Церковь чтит святого первомученика и архидиакона Степана. Она считает его первым мучеником церкви за веру в Иисуса Христа и его науку. Своим мученичеством Степан дал также свидетельство своей большой любви к Богу. Именно любовь дала ему силу совершить такое геройский подвиг, принять мученическую смерть побиванием камнями, о чем свидетельствуют последние слова молитвы к Богу: «Господи, ни возьми им этого греха» (Деян. 7, 60).

В 1567 году, в конце зимы, в Голландии был осужден на смерть за веру один молодой христианин. По счастливой случайности он сумел убежать из тюрьмы. За ним гнался тюремный часовой, и беглец оказался перед замерзшим озером, через которое должен перебраться. Поскольку это было во весну, лед был слабым, следовательно, бежать по нему было не безопасны.

И он, спасая свою жизнь, хотя лед трещал и прогибался под его ногами, бег вовсю вперед, несмотря на другой берег. Вскоре после этого, как он стал на землю, услышал жалобный крик. Оглянувшись, увидел, что это часовой, гнался за ним, провалился под лед и тонет. Поблизости не было никого, кто мог бы помочь утопающему.

Мученическая смерть святого Стефана свидетельствует о том, что Христос действительно родился в его душе благодаря любви, а тем самым осуществились в его жизни слова из послания Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, тот пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем «(1 Ин. 4, 16). А эта любовь родилась в его душе через изучение Божьего закона, усердный молитву, наполнения Святым Духом, как об этом говорит автор Деяний: «И выбрали Стефана, мужа, исполненного веры и Святого Духа«. Дух Святой, это дух любви Отца и Сына.

Подвигом добрым подвязался ты, первомученику Крестовый и апостола, и нечестие мучителей обнаружил это, потому что, камнями побитый с рук беззаконных, венец принял с высокой десницы и к Богу взывал ты, призывая: Господи! Не поставь им этого греха. (Тропарь праздника)

В Христовом Рождестве мы видим бесконечную любовь Божию и жертву ради нас грешных. На третий день после праздника Рождества Христо¬вого святая Церковь приводит нам героический пример любви Бога в лице святого первомученика Степана. Святой Григорий Нисский в проповеди в честь святого Стефана говорит: «Вот мы переходим с праздника на праздник и принимаем благодать на благо¬дать.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва при кожных заболеваниях молитвослов

Святой Стефан — это первомученик и образец для всех муче¬никив, поэтому и культ его древнейший из всех мучеников. О дне его смерти не знают. Святая Церковь связывает память о нем с праздником Рождества Христова, а как первый мученик Христов он имел очень близкое отношение к Христу. Сначала и Восточная, и Западная Церкви праздновали праздник святого Стефана второй день после Рождества.

Но когда в Восточной Церкви появился обычай, по которому на следующий день после Рождества празнувалы Собор Пресвятой Богоро¬дици, то где-то в VII веке память святого Степана перенесли на третий день рождественских праздников. Западная Церковь и сегодня празднует праздник святого Стефана 26 декабря.

Его праздник везде знали уже в IV в. и праздновали наравне с апостолами. В апостольских постановлениях с IV века сказано: «Да празднуют в день первомученика Степана». Святые Отцы IV сто¬лиття, как святой Григорий Богослов, святой Григорий Нисский, святой Иоанн Златоуст и святой Августин произносили про¬повиди в честь святого Стефана. В IV и V вв. на Востоке и на Западе в его честь строят храмы. В самом Константинополе было целых три церкви, имели имя святого Стефана.

Новым толчком к еще большему честь святого Степана стало обнаружение его мощей 415 года. Согласно традиции еруса¬лимському священнику Лукьян трижды явился учитель апостола Павла, который умер в Христовой вере. Он сказал Лукьян, что это он после побитие камнями похоронил святого Стефана в своем гробу, где он теперь покоится и он, и его сын Авив, а около них Никодим, тайный Христов ученик.

Обретены мощи святого Стефана перене¬сено в храм на Сионе в Иерусалиме. Через некоторое время их снова перенесли в храм к северу от Иерусалима. Женщина императора Феодосия Младшего, Евдокия, 460 года на месте первоначального храма побитие камнями построила хорошую базилика, которая затем была зруй¬новано.

Руины этой базилики найдены 1812 года и на старых фундаментах построены нынешнюю церковь святого Стефана. Поздняя традиция — местом мученической смерти святого Стефана считать долину Кедрон к востоку от Иерусалима. Поэтому и восточные ворота старого города называется теперь воротами святого Стефана.

В 560 году часть мощей святого Стефана перенесены в Царьград и сложено их сначала в храме святого Лаврентия, а позже в новом храме святого Стефана. Греческая Церковь празднует перенесение мощей в Царьград 2 августа. Как при знай¬денни, так и при перенесении мощей происходили различные чудеса. О них говорит святой Августин, большой почитатель святого.

Восточная Церковь, прославляя святого Стефана в своих богослу¬женнях, дает ему тройной титул, называя его апостолом, первомучеником и архидиаконом. Святой Стефан принадлежал к симде¬сяты апостолов, память которых наша Церковь празднует 4 января. Он своей святостью, мужеством и усердием в вере за распространение Христовой науки полностью заслуживает имя апостола.

Деяния апостоль¬ськи говорят о нем, что он был «человек, полный веры и Святого Духа … полный благодати и силы, творил чудеса и большие знаки в народе» (6, 5 и 8). Святой Иоанн Златоуст ставит святого Степа¬на между апостолов. «Скажи мне, — говорит он, — чего не достава¬ло ему, чтобы он сравнялся с апостолами ли и он не творил знаков ли и он не показал большой отваги?» (Беседа 15 на Ди. Ап.).

Святой Стефан не только ревностный апостол, но и первенец мучеников. Обжалован перед Синедрионом — фальшивыми свидетелями, — он мужественно признает святую веру. Из-за этого его выводят за город и забрасывают камнями. Это произошло 34 или 35 года по Христе. Как Христос, так и он перед смертью молится за своих врагов.

В его мученичестве принимает участие юноша Савл, позже — апостол Павел. Святой Августин приписывает обращение Савла крови святого Стефана. «Если бы Степан не молился, — говорит он, — то Церковь не должна Павла». Святой Стефан первый после Христова вознесения своего Господа кровь пролил и жизнь отдал.

Святой Иоанн Златоуст свою проповедь на праздник святого первому¬ченика Степана начинает словами: «Все мученики прославляются и подвиги праведников везде есть предметом удивления, но в память о славный подвиг первомученика Степана даже немой язык начинает его хвалить. Кого не располагает к похвале блаженный Степан?

Он уже именем (по-гречески «Стефанос» означает «венец») указывает на свои заслуги. Имя свидетельствует, что он уже получил честь победы! Имя святого говорит о борьбе, победу и честь! «. А в другой науке о святого Стефана он говорит: «увенчает цветами похвал Степана и засыплем его розами лестных песен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector