Что такое плащаница иисуса христа

Позиция Церкви

Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные отпечатки лика и тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства.

Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых[1].

Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности; ряд церковных деятелей считает её подлинной[2].

Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа

“Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемое”

Лк 2:34 1) Эпиграф в переводе еп. Кассиана (Безобразова).

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.

Для западноевропейского обывателя второй половины XIV в. она появилась “неизвестно откуда” в местечке Лирей под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни. Смерть графа скрыла тайну ее появления во Франции. В 1375 г. она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова. Это привлекло в храм множество паломников.

Тогда же возникли сомнения в ее подлинности. Местный епископ Анри де Пуатье порицал настоятеля храма за выставление ее как подлинной Плащаницы Христовой. Его преемник, Пьер д’Арси, получил от папы Климента VII разрешение выставлять Плащаницу как обычную икону, но не как истинную погребальную пелену Спасителя.

Одна из наследниц графа де Шарни подарила Плащаницу своей подруге герцогине Савойской, супруг которой, Людовик I Савойский, построил в городе Шамбери прекрасный храм для реликвии. Впоследствии Савойская династия воцарилась в Италии.

Что такое плащаница иисуса христа

Хотя в разных городах показывались подложные плащаницы, но только эта воспринималась массовым народным сознанием как истинная. Она трижды горела и чудом сохранилась. Чтобы отчистить от копоти и убедиться в ее ненарисованности, ее несколько раз варили в масле, стирали, – изображение оставалось.

В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью к лику святых, пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по благословению владыки и покоится в настоящее время. В XVIII в.

В 1898 г. в Париже проходила международная выставка. религиозного искусства4 На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая арехолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка.

Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60×50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя – Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.

“Святая Плащаница Христова, – размышлял он, – сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!..

Туринская плащаница

Туринская плащаница

Каков был смысл явления Святой Плащаницы в конце XIX в.?

Христианские чудеса. Туринская плащаница

Это было время, когда человечество заметно отходило от веры. Мировоззрением становилась наука… В разговорах часто употреблялась формула “наука доказала”.

Вершиной… антихристианской якобы научной литературы были труды профессора теологии и истории Дрэвса. Он доказывал, что никакого Иисуса из Назарета не было, что Христос и другие евангельские персонажи вроде Пилата и т. д. – это мифические личности без каких-либо реальных исторических первообразов, что Христос – это народный миф о Солнце.

Пользуясь методом Дрэвса, остроумный француз Прево с еще большей логической убедительностью доказал, что Наполеон – французский народный миф о могуществе и испепеляющей силе Солнца. В самом деле! Он взошел на востоке от Франции (родился на о. Корсика), закатился в Атлантическом океане (умер на о. Святой Елены), имел двенадцать маршалов, что означает двенадцать знаков Зодиака.

Таким образом, можно утверждать, что открытие образа Христа на Туринской плащанице является чудом, отвечающим потребностям времени…

Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: “Христос пришел к нам в дом”. В ту памятную ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый негатив.

Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в раз­личных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судеб­но-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Со­зывались международные синдологические конгрессы (от слова sindone, что значит плащаница).

Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе при­знаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангель­ский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа;

исследования ее лишь дополняют и уточнят повествования четырех евангелистов. (Это отмечают все исследователи Туринской плащаницы. Станислав Валишевский составил таблице сопоставлений евангельских повествований и “свидетельств” Туринской плащаницы (список литературы будет опубликован во второй частица с.27). Кто-то назвал Туринскую плащаницу “Пятым Евангелием”.)

И вот во время этого нарастающего триумфа, в конце 1988 г. появилось сенсационное сообщение: по данным радиоугле­родного метода возраст Туринской плащаницы всего 600-730 лет, то есть датировать ее следует не началом христианской эры, а средневековьем – 1260-1390 гг.

Архиепископ Туринский принял эти результаты и заявил, что ни он, ни Ватикан никогда не рассматривали св. Плаща­ницу как реликвию, а относились к ней как к иконе.

Многие с облегчением и злорадством вздохнули: “Миф рас­сеялся”. Хотя неоднократно доказывалось, что Плащаница нерукотворная, снова появились попытки приписать ее кис­ти Леонардо да Винчи или какого-то другого великого ху­дожника. (Авторы таких заметок в популярных журналах не задумываются над тем, как мог художник средневековья написать образ в виде негатива, когда еще не было никаких представлений о фотографии, не говоря о психолого-технологических трудностях рисовать тени светлыми; для кого он писал, какую цель преследовал, когда шел на сознательную мистификацию, как бы предвидя все законы и правила фотографирования).

Кроме того, Плащаница отражает такие анатомические детали человеческого тела, которые не были известны средневековым мастерам. Наконец, на Туринской плащанице нет следов красок, связанных с изображением. Только в одном месте с краю она была слегка испачкана краской, может быть, тогда, когда Дюрер писал с нее копию в 1516 г.

Появилась идея, что средневековые христиане-фанатики разыграли погребение Христа с одним из своих единоверцев и таким образом получили нерукотворное изображение. На эту идею из-за ее абсурдности не обратили внимание даже атеисты.

В связи с радиоуглеродной датировкой встают вопросы: 1) яв­ляются ли исходные аналитические данные и проведенные по ним расчеты корректными; 2) как результаты последних соотносятся со всеми остальными данными, прямо или кос­венно относящимися к проблеме происхождения и возраста Туринской плащаницы.

Христианские чудеса. Туринская плащаница

Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является са­ма ткань – это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Та­кие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии в течение II—I вв. до Р.Х. и до конца I в. по Р.Х. и пол­учили название “Дамаск”.

В более ранние и поздние времена они неизвестны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы Дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии (“богатый человек из Аримафеи” – Мф 2757), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка переднеазиатского вида.

Принимая радиоуглеродные расчеты возраста Плащаницы и ее позднехристианское европейское происхождение, мы обязаны объяснить, откуда и как появилась в XIII-XIV вв. ткань, сделанная способом, утраченным более тысячи лет назад. Каким же научным потенциалом должны были обладать “мистификаторы” средних веков, чтобы предусмотреть все эти детали, включая даже использование нитей хлопчатника, произрастающего только в Передней Азии.

В пользу древнего возраста Плащаницы свидетельствуют отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, “лепта Пилата”, чеканившаяся только около 30-го г. по Р.Х, на которой надпись “император Тиберий” (TIBEPIOY KAICAPOC) сделана с ошибкой: CAICAPOC. Монеты с такой ошибкой не были известны ну­мизматам до публикации фотографий Туринской плащани­цы.

Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. “Лепта Пилата” датирует наиболее древнюю возможную дату погребения – 30-е гг. по Р.Х. Не­возможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили (да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты I в. с редчайшими ошибками.

Отец Глеб Каледа

Отец Глеб Каледа

Евангельские и апокрифические рассказы

Что такое плащаница иисуса христа
Что такое плащаница иисуса христа

«Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва

Что такое плащаница иисуса христа

Что такое плащаница иисуса христа

«Оплакивание Христа». Петрус Кристус, 1460 год

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф.27:57-60) 01 mattew's angel.jpg
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
От Марка
(Мк.15:43-46) 03 mark's lion.jpg
…пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер… отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
От Луки
(Лк.23:50-53)
04 like's bull.jpg
Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен.
От Иоанна
(Ин.19:38-40)
02 john's eagle.jpg
После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. {amp}lt;…{amp}gt; Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

После Воскресения Иисуса Христа о погребальных пеленах, которые апостол Пётр увидел в пустой гробнице, сообщают евангелисты Лука и Иоанн.

…в Евангелии, названном Евангелием от Евреев, которое я недавно перевел на греческий и латинский и которое часто использует Ориген, после рассказа о воскресении Спасителя говорится: «Но Господь, отдав свой саван священнику, предстал пред Иаковом»

Легендарные сведения, связываемые с Туринской плащаницей

Алтарные покровы с изображением Христа размером в человеческий рост распространились в Византии в конце XI века[4], такие покровы, хранившиеся в различных церквях Константинополя, упоминаются в ряде источников XIII века.

Христианские чудеса. Туринская плащаница

По свидетельству Николая Месарита (1201 год), в часовне Богородицы Фарос (греч.Θεοτόκος τοῦ Φάρου) в константинопольском дворце Буколеон («Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и ещё благоухают помазанием»)[5]. Участник и летописец IV крестового похода, в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, Робер де Клари также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обёрнут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа», исчезнувший после взятия Константинополя («и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят»)[6].

После утраты в Константинополе плащаница якобы тайно хранилась у тамплиеров[источник не указан 903 дня].

Достоверная история плащаницы

Впервые реликвия зафиксирована во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 её выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году, плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине[источник не указан 903 дня].

В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображённого на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В последний раз это было сделано с 10 апреля по 23 мая 2010 года[7]. В дни Туринской Олимпиады2006 года в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвящённая её истории.

В соответствии с данными радиоуглеродного анализа, плащаница была сделана в Средние века (XIV век), в настоящее время учеными реконструирован способ создания изображения на плащанице[8].

В 2012 году художник Лучиано Бузо высказал предположение, что Туринская плащаница была воссоздана великим итальянским художником средневековья Джотто ди Бондоне[9].

Научные исследования и датировка

Что такое плащаница иисуса христа
Что такое плащаница иисуса христа

Позитив плащаницы

В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и теологические проблемы. Во второй половине XX века Ватикан разрешил проведение научных исследований Плащаницы с применением специальной аппаратуры.

Христианские чудеса. Туринская плащаница

В 1988 году было проведено датирование методом радиоуглеродного анализа. Образец был разделён на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Специалисты лабораторий пришли к выводу о радиоуглеродном возрасте плащаницы в 691 ± 31 год[10], что после калибровки с 95%-ной вероятностью указывает на дату изготовления между 1275 и 1381 гг.[11] Однако позже появились по крайней мере четыре статьи в научных рецензируемых журналах, подвергавших критике[какой?] результаты датировки.[12].

Участник первого проекта по исследованию Туринской плащаницы, химик из Лос-Аламосской лаборатории в США Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Плащаницы[13].

В околонаучной литературе часто высказывается предположение, что полотно Плащаницы могло быть загрязнено более «молодым» углеродом. Особое распространение получила коллективная статья директора Института криминалистики ФСБ России д. т. н. А. В. Фесенко, директора Российского центра Туринской плащаницы А. В.

Авторы статьи утверждают, что поскольку плащаница подвергалась различным воздействиям, в том числе вывариванию в масле для убеждения верующих, что методики подготовки образцов плащаницы, использованные при их радиоуглеродном датировании, не обеспечивают полного удаления из ткани высохшего льняного масла. Введённые в 1532 году в ткань 7 % масла по расчётам авторов могли сдвинуть дату создания плащаницы на 1300 лет назад.[14]

Им возражает с. н. с. Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, доцентфизического факультета МГУ, К. ф.-м. н. В. Г. Сурдин, который в статье «Ошибка при решении элементарной задачи» (Вестник РАН) пишет, что возможность существенного искажения радиоуглеродного возраста Туринской плащаницы, доказываемая Фесенко и соавторами, основывается на грубой математической ошибке.[15][16]

Плащаница при пожаре в 1532 году была подвергнута воздействию высокой температуры при низком содержании кислорода. Доктор биохимических наук Дмитрий Кузнецов[17] из научно-исследовательской лаборатории Биополимеров им. Е. А. Седова в Москве провел эксперименты на точность радиоуглеродного датирования образцов, предварительно подвергнутыми сильному нагреванию.

Доктор Кузнецов приобрел древнюю ткань из Израиля, радиоуглеродный возраст которой составлял 200 лет. Ткань подвергалась сильному нагреванию в присутствии серебра, после чего радиоуглеродный анализ показал возраст в 1400 лет. Доктор Кузнецов объясняет это biofractionalization и химической связи, под воздействием тепла, и extrinisic C14 в ткани.

Кроме этого сторонники подлинности Плащаницы утверждают, что на ней якобы имеются следы от монет, которые были положены на глаза завёрнутого в полотно и в них можно различить символы, характерные для монет времён Пилата[19].

Следует отметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследования плащаницы сомнительны.[источник не указан 139 дней] Лишь радиоуглеродный анализ 1988 года проводился независимо в трёх разных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения как со стороны сторонников подлинности плащаницы (например, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски — охры по контурам тела и киновари в изображениях «крови») встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими исследователями не подтверждены.[источник не указан 139 дней]

Туринская плащаница

В результате проведения новых исследований в 2008 году учёные впервые сделали сверхточный цифровой снимок плащаницы в 12,8 млрд пикселей, однако определённый в 1988 году возраст полотна не получил опровержения[20].

Также, с точки зрения начертательной геометрии, в случае, если ткань запечатлела объёмный отпечаток человека, то её развёртка должна показывать искажённое изображение лица и тела, тем не менее на плащанице этого не наблюдается, что представляет её как плоскую проекцию человека. При этом проекция человека с тыльной стороны на целых 5 см. превышает проекцию с лицевой[21].

  • Валерий Сойфер.«Туринская плащаница и современная наука», Ч. 1, Ч. 2
  • Владимир Сурдин.«В фокусе Туринской плащаницы»
  • Сергей Лесков.«Реликвия для Церкви и науки», газета «Известия»
  • Статья о попытке воссоздания механизма возникновения отпечатка на Туринской плащанице
  • Е. К. Дулуман.«Туринская плащаница: историческая правда вместо „чудес“ вокруг да около»
  • Фесенко А. В., Беляков А. В., Тилькунов Ю. Н., Москвина Т. П.«К вопросу о датировании Туринской плащаницы»
  • Материалы конференции (30 и 31 января 2002 г.) «Научные и богословские аспекты исследования Туринской плащаницы…»
  • Джон Ианноне.Туринская плащаница // Ианноне Дж. Тайна Туринской плащаницы. Новые научные данные. СПб.: 2005, с. 12-40
  • Исследование Николая Стефанко
  • Дмитрий Воронов«Есть ли основания для сомнений в радиоуглеродной датировке Туринской Плащаницы поздним средневековьем?»
  • Открытие ученых-ботаников о пыльце, взятой с Плащаницы
  • Юрий Пернатьев. Чудо Туринской плащаницы // Великие загадки истории / ред. С.Силяр. — Харьков: Книжный клуб, 2006. — 416 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-343-411-2
  • Ален Деко. Туринская плащаница // Великие загадки истории / пер. И.Алчеева. — М.: Вече, 2004, 2006. — С. 122-151. — 480 с. — (Великие тайны). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0229-0
  • Сурдин В.Г. Туринская плащаница:научное расследование // В защиту науки. — 2006. — № 1. — С. 85.
  • Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры. — Москва: Сретенский монастырь, 2009. — 176 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-75330341-7

Реконструкция способа создания изображения

В 1976 г. Джон Джексон из Лос-Аламосской национальной лаборатории, на основе изображения на плащанице реконструировал предполагаемую трехмерную форму тела[22][23].

Новые работы в области получения объемного изображения с Туринской плащаницы проведены Барри М. Счворц[24][уточните ссылку(уже 36 дней)] в 1997 году.

Изображение тела на Плащанице является одновременно полноразмерным и полутоновым[25]. Исследователями Плащаницы неоднократно предпринимались попытки реконструировать способ создания подобного изображения.

В 2009 году группа итальянских учёных во главе с доцентом (Professore Aggregato[26]) органической химии университета Павии Луиджи Гарласкелли (Luigi Garlaschelli) заявила об удачном завершении экспериментов по реконструкции способа создания изображения на Плащанице[27][28][29]. Для точности реконструкции использовались лишь материалы и методы, доступные в Средние века.

Процесс создания изображения проходил в несколько этапов:

  1. Доброволец покрывался льняной тканью
  2. Ткань натиралась пигментом с небольшим количеством кислоты
  3. Пигмент постепенно удалялся (для ускорения этого процесса ткань нагревалась в печи)
  4. На заключительном этапе на ткань наносили пятна крови и другие декорирующие элементы.

Другими исследователями было наглядным образом продемонстрировано, что качество реконструкции группы Гарласкелли намного уступает качеству оригинала (в частности, не достигнута полутоновость оригинального изобржания)[25]. Были подвергнуты сомнению сам процесс проведения эксперимента, соблюдение стандартов публикации научного материала и осведомленность автора исследования непосредственно о химических и физических характеристиках оригинала[31].

Находка в Иерусалиме в декабре 2009 года

Что такое плащаница иисуса христа
Что такое плащаница иисуса христа

Простое и саржевое переплетение нитей (саван I века и Туринская плащаница соответственно). Саржевое плетение нитей появилось лишь в

Средние Века

В декабре 2009 года в древнем захоронении в Иерусалиме были обнаружены части савана, которые явились первой подобной находкой, относящейся к началу I века новой эры.

Христианские чудеса. Туринская плащаница

По данным радиоуглеродного анализа, новонайденное полотно было изготовлено примерно в то время, когда умер Иисус Христос. При этом оно было выткано методом простого двустороннего переплетения нитей, а не саржевого (диагонального), которое использовано в Туринской плащанице. Саржевое плетение нитей появилось лишь спустя тысячу лет после предполагаемой даты смерти Христа[32]. Остатки данного савана, по мнению некоторых исследователей, могут подтвердить версию о поддельности Туринской плащаницы.

Однако существуют работы, допускающие предположение, что подобное саржевое плетение ёлочкой применялось в 1 веке в Сирии, для изготовления очень дорогих тканей[33], и указывающие на возможность изготовления ткани плащаницы на Ближнем Востоке в 1 веке.

Археолог Шимон Гибсон обнаружил останки, завернутые в саван, в пещере в долине Хинном. Анализ ДНК установил, что умерший человек страдал проказой и скончался от туберкулеза. Судя по всему, из-за этого погребальная камера в пещере, где нашли останки, была герметично запечатана. Это, в свою очередь, позволило савану сохраниться до наших дней.[34].

В отличие от Туринской плащаницы, найденный в Иерусалиме саван представляет собой не цельный кусок ткани, а состоит из нескольких частей. В частности, отдельный кусок ткани полагался для головы на тот случай, если человек, которого хоронили, оказывался живым и приходил в сознание. Тогда он мог сдернуть с лица часть савана и закричать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector