Тема и идея стихотворения ангел

История создания

«Ангел» — одно из самых первых значительных стихотворений М.Ю. Лермонтова, зрелость которого признавал сам автор. Оно написано в 1831 году, когда поэту было только 16 лет. К этому времени у молодого литератора уже возник замысел поэмы «Демон», влияние коей можно проследить в стихотворении. Опубликовано оно было в 1839 году.

Для Лермонтова «Ангел» имеет особенное значение: она посвятил это стихотворение своей матери, Марии Михайловне. Ему было всего три года, когда ее не стало. В основу произведения легло воспоминание о колыбельной, которую она когда-то пела ему.

Шедевр мировой лирики, стихотворение «Ангел» было написано Пушкиным в 1827 году, после возвращения из Михайловской ссылки.

Это стихотворение явилось символом духовного возрождения поэта, в душе которого отбушевали молодые страсти, остыла горечь разочарования.

Причиной духовного перерождения становится любовь.

Стихотворение посвящено самой постоянной и, пожалуй, сильной из всех душевных привязанностей Пушкина — графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой.

Ей же посвящены такие стихи как «Талисман», «Сожжённое письмо» и многие другие жемчужины его любовной лирики. Есть мнение, что ее же чертами поэт наделил свою любимую героиню Татьяну Ларину.

К моменту написания «Ангела» их одесский роман остался в прошлом, но воспоминания о любимой женщине по-прежнему наполняют душу поэта трепетом священного восторга.

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Ангел»

По небу полуночи ангел летел

     И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

     Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

     Под кущами райских садов;

О боге великом он пел, и хвала

     Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Тема и идея стихотворения ангел

     Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

     Остался — без слов, но живой

И долго на свете томилась она,

     Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Тема и идея стихотворения ангел

     Ей скучные песни земли.

Вариант 1

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала.

Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».

Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный М. Ю. Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Вариант 2

«Ангел» самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Также одновременно со стихотворением «Ангел» было написано и другое творение, оно начиналось строками: «Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала».

Лермонтова не покидает стремление разгадать таинства, загадки чудес небесного мира. В начале стихотворения автор описывает полуночное небо и песню ангела. «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов характеризует песнь ангела как чистую, небесную, неземную, божественную. «Хвала его не­притворна была» — в этой фразе Лермонтов хочет показать контраст между земным миром и небесным.

Его угнетала ложь, притворство и та неискренность, которая свойственна земному миру, и он страдал от этого. О земном мире поэт пишет следующее «мир печали и слез», «скучные песни земли». В этих фразах отношение Лермонтова к земле, которую он ставит в противовес небесному миру. «Долго на свете томилась… желанием чудным полна» так Лермонтов пишет о душе, которую Ангел принёс на землю.

Так же как и душа поэта томилась в мечтах об иной жизни, «среди ледяного, среди беспощадного света», так он характеризует состояние души в земном мире. Само стихотворение «Ангел» словно песнь ангела, он мелодичное его хочется слушать и внимать ему. А образ ангела, воспетый в стихотворении – это образ души Лермонтова, которая ищет чудесного, воплощение его мечты и идеалов.

Вариант 1

История создания произведения

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну.

А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».

Тема и идея стихотворения ангел

Эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать.

Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли». Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.

Художественно-изобразительные средства

Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая».

Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту.

В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.

Образ лирического героя

Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона. Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.

Вариант 2

История создания

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это гражданские, личные, философские идеи, но стихотворение “Ангел” не похоже ни на одно другое. Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь.

Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта.

Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении.

Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся.

Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ).

Направление

Тема и идея стихотворения ангел

Тема стихотворения, образный ряд и проблематика соответствуют традициям романтизма. «Ангел» сочетает традиционные романтические контрасты: земное и небесное, злое и доброе, временное и вечное.

Художник эпохи романтизма (это и есть направление, в русле которого работал автор) интересовался вопросами веры и религии. Лермонтов нередко обращался к этим темам в своём творчестве, например, стихотворения «Молитва», «Дума». Но мотив мучающейся в мире людей души был близок творцу на протяжении всего его творчества.

Но прототип героя, не находящего себе места в мире, — Демон. Изгнанник Рая наказан вечной жизнью, где его ждёт тоска и скитания. Стихотворение «Ангел» 1831 года рассказывает не об изгнанной, но покинувшей Рай душе, и этот мотив сближает данное произведение с поэмой «Демон», над которой Лермонтов работал с 14 лет.

Анализ стихотворения «Ангел» Михаила Лермонтова

«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет.

Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами.

«Ангел» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, история создания, рифма, стихотворный размер

Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям.

Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью.

Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни.

При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали.

Анализы других стихотворений

По небу полуночи ангел летел,      И тихую песню он пел, И месяц, и звёзды, и тучи толпой      Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов      Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала      Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс      Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой      Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она,      Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли

Жанр и размер

По жанру стихотворение тяготеет к элегии. Оно наполнено настроением задумчивой печали.

Но, как в стихотворении «На холмах Грузии…», печаль поэта светла. Она пронизана утверждением бытия.

Размер стихотворения «Ангел» — четырёхстопный амфибрахий, чередующийся с трёхстопным, что делает произведение музыкальным и напевным. Неслучайно это стихотворение выбирали для своих романсов такие композиторы как А. Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов.

Сам Лермонтов не дал жанрового определения этому стихотворению, но можно относить его к элегии. Во-первых, на это указывает напевная интонация, близкая к колыбельной. Во-вторых, сам характер произведения. Неотъемлемой составляющей элегии является тоскующий лирический герой, а он в тексте присутствует.

Художественный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел»

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Способ рифмовки – перекрёстный (АБАБ).

Интересно, что из 6 пар рифм, 4 пары – глагольные. Считается, что глагольная рифма портит стих, но пушкинский шедевр доказывает обратное. Строгость и простота формы лишь оттеняет богатство содержания.

Звукопись стихотворения словно передают музыку небесных сфер.

Ассонансы с «а», «о», «э» наполняют пространство воздухом, бесконечно расширяют его, создавая уникальную атмосферу иного бытия с его особыми законами, существующими вне времени.

Аллитерации с сонорами в описании ангела и повторы согласного «р» при характеристике демона подчёркивают контрастность этих образов.

Стихотворение состоит всего из трёх предложений. В первом есть противительный союз «а», речь идёт о противопоставлении персонажей.

Второе предложение описывает их сближение, неслучайно в нём присутствует соединительный союз «и».

В третьем предложении имеется прямая речь, содержащая обращение демона к ангелу. Это уже разговор — вместо возможной вражды, своеобразное признание в любви на языке, доступном столь гордому существу.

Лексика стихотворения проста, несмотря на то, что она относится к высокому стилю. В пояснении нуждаются лишь слова «эдем» и «рек». Первое является синонимом понятия «рай», второе означает «сказал, произнёс».

Основное средство выразительности – антитеза. Дух добра противопоставлен духу злобы. Их портреты контрастны.

Помимо антитезы конфликтность усиливают эпитеты «ангел нежный», «главой поникшею», «демон мрачный и мятежный», «смутно познавал», «жар невольный умиленья». Присутствует яркая метафора: «жар умиленья».

Обилие глаголов передаёт динамику душевного движения демона, его молниеносную реакцию на встречу с ангелом.

М. ю. лермонтов “ангел”: анализ стихотворения

Данное произведение проливает свет на глобальные перемены, произошедшие в сознании Пушкина за годы ссылки.

Поэт навсегда отходит от молодого скептицизма, державшегося на доводах холодного рассудка, и возвращается в область интуитивного чувствования, в котором находит спасительную отраду.

Внутреннее возрождение связано со способностью любить. Пушкин с новой силой и выразительностью поёт свой вечный гимн Любви. Стихотворение «Ангел» — своеобразная духовная вершина его лирического наследия.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которых представляет собой одно предложение, по смыслу самостоятельное, но в то же время связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста.

Контрастное противопоставление мира небесного (звуков небес, песни ангела) всему земному возникает в сознании читателя в конце второго четверостишия: хвала его непритворна была.

Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансом по отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела, что читатель как бы спотыкается о него.

Этот диссонанс создается не только лексическим значением слова, но и его звуковым обликом: в нем дважды встречается звук [р], который противопоставлен мелодичному, музыкальному звуку [л], повторяющемуся в стихотворении более 20 раз (а звук[р] — всего 5 раз, из них дважды — в слове непритворна).

В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только о небе, но и о земле. Мир земли противопоставлен образу неба как мир печали и слез. Лермонтов выражает свое отношение к нему словами скучные песни земли. Поэт не случайно выбирает выразительный глагол томилась, говоря о душе, принесенной ангелом на землю.

Музыкальность, гармония подчеркиваются порядком слов: стихотворение состоит из двусоставных предложений с прямым порядком расположения главных членов в трех первых частях, который можно изобразить схемой [— =]. И только для последнего четверостишия использован обратный порядок: [= -].

М. ю. лермонтов “ангел”: анализ стихотворения

Особую музыкальность придают этому стихотворению не только ритм, рифмы, порядок слов, но и отбор слов, в которых повторяется согласный [л]. Возможно, не случайно и то, что звук [р] встречается всего 5 раз (непритворна, безгрешных, райских для мира). И появление слов с этим звуком создает диссонанс, переносит читателя «с небес на землю».

Наряду со стилистически нейтральными словами Лермонтов употребляет слова поэтические, высокие: внимать, небеса, кущи райских садов, младая, хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость, торжественность.

Отметим также употребление многосоюзия в первой строфе (И месяц, и звезды, и.

тучи) — стилистической фигуры, состоящей в намеренном повторении одного и того же союза в предложении, благодаря чему подчеркивается роль каждого однородного члена предложения, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

В заключение заметим, что это лермонтовское произведение было любимым стихотворением Б. Л. Пастернака, поэта, чутко воспринимавшего мир звуков, у которого тоже «слово музыкой звучало…».

И тихую песню он пел;

Внимали той песне святой.

Под кущами райских садов;

Его непритворна была.

Для мира печали и слез;

Остался — без слов, но живой.

Желанием чудным полна;

Ей скучные песни земли.

7. Идея

Во все времена поэта считали особенным человеком, наделённым исключительным даром слова. Для эпохи романтизма это творец, который может слышать голос Небес. В русской поэтической традиции эта идея была воплощена в образе Пророка, к которому обращались А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Оба автора были сторонниками идеи о небесном происхождении поэтической души.

Таким образом, главная идея стихотворения «Ангел» — показать рождение нового Пророка, который будет облекать в слова райские песни Ангела. Поэта ждёт страдание, непонимание, отторжение обществом, но это не наказание, как в случае с Демоном, а миссия, как у Пророка, как у Иисуса Христа. Стихотворение пронизано печальным элегичным характером, но имеется место и для радости. Она будет жить в светлом воспоминании и небесной песне.

Идея произведения состоит в том, что даже абсолютное зло бессильно против божественной любви.

Образ небесной чистоты и кроткой нежности трогает сердце демона, который признаётся, что не всё он в мире ненавидел. При этом ангел не обращается к демону, не увещевает его, но одним своим появлением в мгновение рассеивает мрак всепоглощающего отрицания.

6. Тематика

Образы ангела и демона живые и человечные. Они лишены книжной абстрактности, хотя поэт и не прорисовывает их подробно.

Мы видим лишь действия персонажей: ангел только «главой поникшею сиял», а демон «над адской бездною летал», «на духа чистого взирал», «жар невольный умиленья впервые смутно познавал…».

Ангел статичен, демон – беспокоен.

Ангел уже сам по себе совершенен, а демон жалок в своей невозможности приблизиться к этому состоянию. Но отблеск ангельского сияния на миг делает прекрасным и его: через двойное отрицание демон всё же признаёт, что был чужд не всему на свете.

Гордость, главная черта его разрушительной натуры, на минуту сломлена и преодолена.

Это сравнительно небольшое стихотворение охватывает несколько немаловажных для творчества М.Ю. Лермонтова тем.

  • Поэт и толпа. Душа, которую несёт в мир людей Ангел, обречена на скуку и непонимание на земле, потому что человечество не знает райских песен.
  • Отсюда возникает тема одиночества, ведь «младая душа» будет ощущать себя изгнанной и отверженной на протяжении всего своего существования.
  • Вера. Ангел – единственный, кто способен искренне, без доли корысти или сомнения, петь во славу Бога. Его голос очаровывает земной мир, но в нём никто на это не способен. Посланник небес пытается донести до земли призыв о спасении, о блаженстве, которое ожидает безгрешные души. Но он лишь тайно, ночью спускается на землю, а взамен себя он оставляет людям новую жизнь человека, который будет выполнять святую миссию херувима.

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию.

Текст состоит из 3-х строф.

  • В первой строфе рассказывается о двух противоположных существах, находящихся в раю и в аду (завязка).
  • Во второй происходит момент их встречи (развитие действия).
  • В третьей демон признаётся в том, что чистота ангела глубоко растрогала его (развязка). Это признание становится итоговым выводом стихотворения.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – ангел и демон – олицетворяют две противоборствующие мировые силы. Дух отрицанья взирает «на духа чистого» и не находит сил ненавидеть его.

Эта аллегория легко переносится на мир людей, среди которых есть циники и скептики, из-за собственной гордости ненавидящие весь мир.

М. ю. лермонтов “ангел”: анализ стихотворения

В минуты встреч с существами более чистыми и кроткими такие души чувствуют свою неправоту перед Богом, смущаются и познают «жар невольный умиленья». Так Господь касается самых окаменевших сердец животворящей силой любви.

Средства выразительности

Поэт пользуется антитезой «небо и земля», а усиливает её противопоставленными эпитетами, описывающими песни этих миров. Например, у земли песни «скучные», а у Ангела – «святые».

Кроме того, Лермонтов обращается к такой стилистической фигуре, как инверсия, что придаёт возвышенность и покой повествованию. В последней строфе мы обнаруживаем анафору: «И долго…И звуков», — что делает завершение стихотворения наиболее гармоничным, но в тоже время намекает на бесконечность жизни молодой души, когда-то принесённой на землю Ангелом.

Главные герои и их характеристика

В своём стихотворении М.Ю. Лермонтов создаёт образ чистого, светлого Ангела. Он олицетворяет собой идеал веры, ведь он поёт о Боге, «и хвала Его непритворна». Он умеет очаровать своей песней весь мир, не только звёзды, даже тучи находятся под влиянием его голоса.

У него есть особая задача: принести в этот мир новую жизнь – новую душу. Он её просто сопровождает, или Лермонтов так изображает Ангела-Хранителя? Решать читателю. Важно здесь то, что образ Ангела как представителя Небес противопоставляется земле – миру людей, где лишь «скучные песни», и даже не всё способно внять ангельскому голосу. В этом мире предстоит жить «младой душе», которая последние мгновения своего существования проводит в объятиях посланника Бога.

Лирический герой элегии – демон.

Стихотворение написано не от первого лица, но ясно, что происходящее показано через восприятие именно этого персонажа.

М. ю. лермонтов “ангел”: анализ стихотворения

Он «мрачный, мятежный». Когда-то демон был ангелом, но возгордился и получил наказание за свою гордыню. Теперь у демона нет приюта, но он по-прежнему смотрит в сторону духовной отчизны.

Там, «в дверях эдема», демон видит ангела и чувствует смутное умиленье, которое заставляет его сделать важное признанье: «У Бога есть кое-что стоящее, не всё достойно ненависти и отрицания».

18. Актуальность

Жизнь полна отрицанья и сомненья, и среди нас всё больше умных насмешливых «демонов».

Тем не менее, и для таких людей остаётся шанс увидеть ангела. Не важно, примет ли этот ангел обличье прекрасной девушки, случайно встреченного на улице ребёнка или трогательного старика, — такое столкновение пронзит душу скептика небывалой красотой.

Тогда и ему придётся признаться, что в мире много прекрасного. Актуальность пушкинского стихотворения состоит в том, что духовная борьба никогда не кончается. Битва за каждую человеческую душу совершается ежесекундно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector