Великий пост первая седмица молитва

Первая неделя Великого поста

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.Это чтение настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.

Господи и Владыко живота моего,Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи, Царю!Даруй ми зрети моя прегрешения,И не осуждати брата моегоЯко благословен еси во веки веков.Аминь.

Вроде бы она совсем коротенькая, но в ней заключена очень важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые мы совершаем в Великий пост и не только.Прежде всего – это наше освобождение от недугов, то есть своего рода зависимостей, как угодно, которые взяли верх над нашей жизнью и свободой выбора. Они нас направляют и препятствуют нашему движению на пути к Богу.

В субботу первой седмицы (недели) совершается память святого великомученика Феодора Тирона.

Святитель Феодор избавивил христиан от гонений со стороны римского императора Юлиана Отступника, жившего в III веке.

Юлиан был язычником и, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу (неделю) Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию).

Великий пост первая седмица молитва

В воскресение первой седмицы (недели) церковь отмечает Торжество Православия.

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в  жестокие гонения и убийства иконопочитателей.

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

К XIV  веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

В первый день Великого поста полагается воздержаться от пищи.В остальные дни можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло.

Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.

Первая подготовительная неделя.

Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О фарисее и мытаре» (Луки 18:10-14). Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие , только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему.

Вторая подготовительная неделя.

Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне» (Луки 15:11-32). В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом.

Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие , если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом , внегда помянути нам Сиона» .

Третья подготовительная неделя.

Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по народному « Масляница ». В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.

Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде», т.к на Литургии читается Евангелия «О Страшном Суде» (Матфея 25:31-46) и о последнем мздовоздаянии , чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать

Последнее воскресенье перед Вел. Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается едение сыра, масла и яиц.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.

Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это воскресенье принято называть «Прощенным Воскресеньем». Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии

Четыредесятницанапоминает нам о 40-а днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью . Этот период не траурный и одеяния в церкви бывают не черные, а бордо.

Первая неделя Великого Поста. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.

Вообще, продолжительность службы с уменьшением торжественности (песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию) является общей особенностью великопостного Богослужения. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоустого , а в первые пять воскресений – Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.

В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье – и телесно.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону , после чего на середину храма выносится коливо – смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что люто ненавидимые Юлианом Отступником христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом.

По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился св. великомученик Феодор Тирон и чудесным образом подсказал архиепископу выход из казавшегося безвыходным положения. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей и потому их в достаточном количестве держали в домах. Св.

Молитва первый день великого поста

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы.

В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва от наркозависимости брата

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу , архиепископа Фессалонитского , жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь Говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный , несотворенный.

Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой – тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог – свет, в котором нет никакой тьмы – для нас остается неувиденным , и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко , и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого . Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в » Синаксарие «.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – верующих утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. » Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник , написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию . В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» (или Мариино стояние – народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св.

Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием .

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-трузвдающихся , показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо « Святый Боже» поется « Елицы во Христа крестистеся , во Христа облекостеся . Аллилуиа ». В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.

Близ Иерусалима находилось селение Вифания . В нем жил Лазарь с двумя сестрами: Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу Христу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Иисус ответил: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией ». Прошло два дня. Иисус сказал ученикам Своим: «Лазарь, друг наш, умер», и пошел с ними в Вифанию .

Марфа встретила Иисуса Христа и сказала Ему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе». Господь ответил ей: «воскреснет брат твой. Пришла и Мария с родственниками и знакомыми, пала к ногам Иисуса Христа и также говорила: «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой».

Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: «Господи! уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон!

Весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее.

Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи, между Лазаревой субботой и Страстной седмицей) есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною.

На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово». а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы ( ваиа ) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: « Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш». и т. д.

На этот праздник разрешается рыба, елей и вино.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей.

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев !» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова ! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников».

Вторая неделя Великого поста

Суббота второй седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота.В эти дни мы вместе с Церковью можем помолиться за наших почивших родных и близких.Обычно определенные молитвы за умерших соборно совершают после Литургии. Но, так как во Время поста Литургии положены только по субботам и воскресениям, то в остальные дни мы и наши близкие этого лишаемся.

В воскресение второй седмицы (недели) церковь вспоминает святителя Григория Паламу.

Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый “Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что в нас запечатлен образ Божий. Он всегда с нами, он в нас – этот свет. Мы имеем надёжную опору внутри нас. И осознавая это, легче двигаться дальше.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва на хорошую личную жизнь

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В остальные субботы и воскресенья поста и в дни некоторых особо чтимых святых, например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, и святителя Григория Двоеслова — 25 марта, разрешается растительное масло.

Третья неделя Великого поста

Суббота третьей седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота.Каждый из нас должен понимать всю важность этой молитвенной памяти. Что мы здесь выступаем в роли некой опоры. Мы молим об успокоении души, отпущении грехов и если мы делаем это действительно от чистого сердца, то даём невероятную поддержу своим близким.

Неделя Крестопоклонная

В воскресенье третьей седмицы (недели) Великого Поста на Всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие на протяжении всей последующей недели до пятницы.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Раньше Великий пост был тесно связан не только с Пасхой, но и с Таинством Крещения.Считалось, что время Великого поста для людей, называемых оглашенными (то есть готовыми к принятию святого Крещения) – особый подготовительный период, к которому они походят с особым вниманием и трепетом.

Для нас это прежде воспоминание о крестных страданиях Христа Спасителя нашего, о том что Он пошёл на это ради нас.Крест – это наша опора, наше укрепление в вере.

«Крест нам говорит о том, что мыБогом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все».

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е.

Четвёртая неделя Великого поста

Суббота четвёртой седмицы (недели) – день особого поминовения усопших, родительская суббота. Специально отведенное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память. В это время мы должны постараться отложить наши земные суетные заботы и уделить своё время нашим почившим близким.

В воскресение четвёртой седмицы (недели) совершается память преподобного Иоанна Лествечника.

Преподобный Иоанн – великий подвижник, который своей жизнью, своим подвигом явил нам пример высочайшей кротости, покаяния и смирения. Он вёл отшельническую жизнь, 40 лет преподобный провёл в подвиге безмолвия и молитвы.Преподобный Иоанн автор духовного творения «Лествица». Это наставления и руководство к жизни духовной. В книге путь христианина представлен как неспешное восхождение по лестнице (лествице).

«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния.

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. 7 апреля в честь празднования Благовещения Пресвятой Богородицы разрешается рыба.

Пятая неделя Великого поста

Суббота пятой седмицы (недели) – день Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы.Существует несколько вариантов установления этого празднования.По молитвам к Пресвятой Богородице удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке.И в то же время, это празднование тесно связано с Благовещением Пресвятой Богородицы, поскольку до того, как праздник был установлен 7 апреля, его переносили на 5 субботу Великого поста.

В среду вечером (на утрене четверга) на богослужении совершается так называемое «Мариино стояние», во время службы перечитывают полностью Великий покаянный канон Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египесткой, как пример сугубого покаяния и исправления собственной жизни.

Что касается полного чтения канона, то оно закрепилось за этим днём не случайно, а в память о землетрясении, которое произошло приблизительно между IV-V веками на Востоке. С течением времени трагедия забылась, а традиция чтения Великого покаянного канона осталась.

В воскресенье четвёртой седмицы (недели) церковь чтит память преподобной Марии Египетской.

Преподобная Мария тоже известна своим подвигом подвижнической жизни. Она показала пример усиленной борьбы и покаяния, которые способны возвести человека даже из полного духовного краха, бездны.

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е.

Шестая неделя Великого поста

Седмица Ваий (вайя в переводе с греч. – ветка) – название отсылает нас к главному событию этой недели – Входу Господню в Иерусалим, также этот праздник именуется Неделей цветоносной или Вербным Воскресением. В этот день по традиции приятно освящать пальмовые ветви, которые у нас заменяются веточками вербы.На богослужениях этой седмицы, уже на­чи­ная с по­не­дель­ни­ка звучат стихиры и тропари по­свя­щённые этому празднику.

Субботу шестой седмицы (недели) называют Лазаревой, так как в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.Воспоминание этого события очень важно и показательно для всех людей. Христос воскресил праведного Лазаря для того, чтобы свидетельствовать всем о возможности всеобщего воскресения в день Страшного Суда.

Эти празднества – Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим подводят нас к особому периоду – Страстной седмицы, который уже не является частью Великого поста, а вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова.

Седьмая неделя Великого поста

Страстная седмица (неделя) – особый период в жизни Церкви и каждого верующего человека, который приближает нас к Великому дню Христова Воскресения.

Эта неделя посвящена воспоминанием последних дней земной жизни Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы символизируют духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом.Эта неделя является уникальной ещё и по своему богослужебному строю. Каждый день не похож на другой.На Богослужениях поётся ряд песнопений, которые можно услышать только в этот период.

Особенно принято выделять три дня на Страстной седмице – Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Это своего рода кульминация этой недели.

Утром служится Литургия Василия Великого, за которой причащаются все православные христиане, вспоминая Тайную вечерю, на которой было совершенно первое Причастие.Вечером совершается утреня Великой Пятницы – длительное богослужение, на котором читаются 12 Евангелий о страданиях Христа.Помимо событий Тайной Вечери, в этот день также вспоминается страшная ночь  в Гефсиманском саду в ожидании смерти, предательство Иуды и предание Господа на смерть.

В этот день мы вспоминаем погребение Христа Спасителя, его положение во Гроб.В этот день Литургии не положено.Днём в храмах, как правило, совершается вынос Плащаницы, а вечером Чин погребения. Читается канон, в котором оплакивается умерший Спаситель. Это момент высочайшего душевного напряжения.

Это последний день перед Пасхой.В первой половине дня служится Божественная литургия Василия Великого. Во время богослужения Совершается Великий вход и малый вход перед Плащаницей, и здесь мы вспоминаем схождение Христа во ад и победу Его над адом и смертью.

Именно поэтому этот день еще называется днем тишины: земля замирает в ожидании чуда Воскресения.

В прошлые века именно в этот день совершалось крещение оглашенных (готовящихся к Крещению), в связи с этим в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета. Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной.

А на Литургии вместо Херувимской песни поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».По окончании Литургии в храмах освящают пасху, куличи и яйца.

Вечером начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. По её окончании священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут её на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В Великий Четверток (Страстной Четверг) разрешается растительное масло.

Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче – например, не все могут провести день вообще без пищи, и как-то совсем минимально, но подкрепляют свои силы в Великую пятницу.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва перед началом учебного года для хорошей учебы ребенку

Пост – с одной стороны время нелёгкое, но оно может стать для нас началом каких-то важных перемен.Это период внутреннего обновления, когда мы можем потрудиться над собой, попытаться размягчить наши сердца. Главное, чтобы то, что мы делаем, шло нам на пользу, а не во вред. И пусть для каждого из нас этот трудоёмкий период принесёт добрые плоды.

Молитва в Великий пост на каждый день и перед Пасхой. Молитва Ефрема Сирина в пост перед едой

По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским .

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую Субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении » Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», – плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе и победы Его над адом и смертью.

Особенности Богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и « Аллилуия » поется тропарь: «Се Жених грядет в полуноши ». а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду . Спасе мой». Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В ночь на среду Господь провел в Вифании . Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Ииисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке.

Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: » Владыко многомилостиве , Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших.

В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды ( Мф . 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

Когда же Иисус был в Вифании , в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину?

она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников ; и с того времени он искал удобного случая предать Его. ( Мф . 26, 6-16)

Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудою.

На утрени после шестопсалмия и « Аллилуия » поется тропарь: « Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся » .

Совершается Литургия Св. Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: «Да исполнятся уста наша. «, поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими . «

В этот дент Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов.

1-е Евангелие: От Иоанна 13:31-18:01

2-е Евангелие: От Иоанна 18:01-28

3-е Евангелие: От Матфея 26:57-75

4-е Евангелие: От Иоанна 18:28-19:16

5-е Евангелие: От Матфея 27:03-32

6-е Евангелие: От Марка 15:16-32

7-е Евангелие: От Матфея 27:34-54

8-е Евангелие: От Луки 23:32-49

9-е Евангелие: От Иоанна 19:25-37

10-е Евангелие: От Марка 15:43-47

11-е Евангелие: От Иоанна 19:38-42

12-е Евангелие: От Матфея 27:62-66

и мене древом крестным просвети и спаси мя»

После богослужения все подходят к Распятию и сделав три земных поклона, лобызают его и уходят из церкви. Существует обычай отнести с собой свечу с пламенем (с которым вы простояли всю службу) из церкви и на пороге дверей в свою квартиру, наверху начертать дымом от огня крест. Для этого конечно нужно приготовить какой-нибудь закрытый от ветра фонарик, который будет безопасно нести

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его.

На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу.

Литургии В Великую Пятницу не бывает, т. к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое». священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице).

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста когда ничего нельзя есть. Кому это трудно, то они ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею , яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: « Святый Боже». выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф» .

Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор . Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас. ; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского : «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» .

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею.

После малого входа и пения «Свете тихий. » начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector