Зачем на 40 дней раздают ложки

Что происходит на 40 день после смерти

Согласно христианских обычаев 3-й, 9-й и 40-й день после смерти близкого человека имеет для его души особенную значимость, однако при этом сороковой день более важен по сравнению с другими, ведь для православных людей это как раз та грань, которая в конечном итоге отделяет вечную жизнь от земной.

Именно поэтому с точки зрения религии 40 дней с момента смерти является очень трагичной датой, нежели физическая кончина. Давайте рассмотрим более подробно, что происходит с духом до и после этого времени поминания.

Всю жизнь наше тело находится в единстве с душой, но когда приходит время и человек умирает, дух покидает его. Однако вместе с этим хорошие и плохие деяния, страсти и все имеющиеся привычки, а также привязанности с особенными чертами характера, которые сформировывались многие годы, дух не способен забыть, а после кончины он должен понести соответствующее наказание или получить награду за совершенные на протяжении жизни действия и поступки.

Это время является самым трудным испытанием, так как душа должна будет не только преодолеть все препятствия на своем пути, но также и сполна отчитаться за ту жизнь, которой она жила.

  • Следует отметить что до наступления 40-го дня, дух не будет покидать того место где он обитал, так как у него будет своего рода шок, ведь незнание того как придется жить без физической оболочки будет пугать.
  • После чего на день 3-4, душа постепенно перестанет пугаться от незнания и начнет приходить в нормальное состояние, может отвязаться от своего тела и даже пройтись по окрестностям около своего дома.
  • При этом помните, что родственникам усопшего до 40 дней после смерти нельзя ни в коем случае громко рыдать и закатывать истерики, ведь дух все это будет слышать, испытывая вместе с тем непреодолимые мученья. Лучшее что можно сделать так, это произнести священное писание и объяснить, что дальше следует делать душе.

После сорока дней дух в последний раз сможет спуститься на землю ради того чтобы посетить те места, которые в особенности для него значимы. Большое количество людей потерявших своих близких рассказывали о том, что в своих сновидениях они видели, как усопший родственник в этот день пришел попрощаться, говоря им, что он навсегда уходит.

Зачем на 40 дней раздают ложки

Также немалое количество и тех людей, которые признавались, что по истечению сорока дней со смерти присутствие усопшего перестало ощущаться, не ощущался его запах, а также не было больше слышно вздохов и шагов.

После этого душа вновь направляется к Всевышнему, дабы предстать перед судом, однако корить или осуждать ее будет не Господь, а сам человек будет в ответе за свои поступки. Именно поэтому считают что, побывав перед Божественным образом, у духа есть только два пути либо отправиться в самую бездну, либо воссоединиться с этим светом.

Принятие же такого решения зависит не от силы воли, а от состояния духовности, результатом которого стала прожитая жизнь умершего.

Все эти 40 дней дух ожидает принятие решения о своей дальнейшей судьбе, но согласно утверждению церкви таков суд будет не последним, впереди усопшего ожидает Страшный суд, который и является окончательным, на котором судьбы многих людей могут кардинально измениться.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

В какой день человек умер по календарю, тот и нужно считать первым днем с его смерти, даже если умер он в вечернее время. То есть выходит,  что девятый или же сороковой день гибели соответственно будет девятым и сороковым днем, с учетом самого дня кончины.

Нередко за столом вспоминают не только недавно умершего, но и всех усопших родственников, а самого покойного при этом представляют, так как будто он находится вместе со всеми за общим столом.

Поминальную речь следует произносить стоя и обязательно почтить человека минутой молчания. В качестве ведущего следует выбрать приближенного человека к этой семье, который сможет держать свои эмоции под контролем, не смотря на траурную обстановку. Его задачей будет по очереди давать слово родственникам в зависимости от того насколько они были близки с покойником, к примеру, супруге/супругу, родителям/детям, близким родственникам или друзьям.

Зачем на 40 дней раздают ложки

Заранее ведущий должен подготовить пару фраз, дабы разрядить обстановку и отвлечь присутствующих гостей, если речь того кто выступает прервется из-за слез.

Почему эта дата так важна и почему именно такое количество суток?

Именно православная вера имеет уникальный взгляд на загробную жизнь и верит в то, что молитва на сороковые сутки может повлиять на приговор, который Бог наш вынесет душе.

Отсчет ведется со дня смерти, т.е. он считается первым днем, независимо от времени, которое зафиксировано врачами или близкими, даже если человек умер вечером. Так же определяется и девятый день. Обе даты, вместе с днем упокоения, считаются поминальными, т.е. в эти даты принято вспоминать умершего. Христианина вспоминают молитвой, церковной и домашней, а также обедом и милостыней.

Предание говорят, что 40 дней — это то время, которое необходимо для приготовления души к принятию Божественного дара от Отца Небесного. Именно это число неоднократно встречается в Библии:

  • сорок дней постился Моисей перед беседой с Яхве на Синае, во время которой ему были дарованы 10 заповедей;
  • через 40 дней после смерти Христос вознесся (что особенно важно);
  • 40 лет длился поход евреев в землю обетованную.

Зачем на 40 дней раздают ложки

Богословы учли все эти факты и приняли решение, что 40 суток необходимо душе, чтобы получить решение от Отца Небесного о том, где она будет проводить вечность. А в это время за нее молится церковь и близкие, пытаясь упросить Творца о милости и об очищении умершего от грехов.

Что происходит в это время? Душа странствует: в первые девять дней она поклоняется Богу, на девятые сутки ангелы показывают ей ад, а на 40 день Отец Небесный озвучивает ей приговор. За это время упокоившемуся духу предстоит выдержать самое страшное испытание — побывать в аду и посмотреть, как мучаются грешники. Именно это испытание помогают выдержать молитвы церкви и Ангел-Хранитель.

Но намного важнее родственникам и близким искренне и горячо просить у Господа милости для покойного. Кроме того, можно читать молебен Святому Уару за упокой души.

Икона мученика Уара

Кладбище.

В деревнях православные хоронили своих близких на приходских кладбищах. Каждая раскольничья деревня заводила свое собственное кладбище. Церковь всегда боролась с таким разделением. Но староверы находили всевозможные способы, чтобы разделить территорию с православными и не допустить на свое кладбище «щепотников, удавленников, опойц, некрещеных». Если не удавалось устроить отдельно кладбище, отводили на общей территории специальный участок, который тщательно огораживался.

Для городских жителей место под кладбище отводилось за городом, но в селах и деревнях эти кладбища устраивались при храмах.Утопленников и самоубийц не хоронили на кладбищах. Было убеждение, что если на кладбище похоронить утопленника или удавленника (самоубийцу), то весь край постигает бедствие. Поэтому в старину народ, приведенный в волнение несчастьем, как, например, неурожаем, мором, эпидемией, выгребал мертвецов из могилы.

Умерших внезапно на улице, убитых в дороге хоронили в убогом доме. Убогие дома были не только в Москве, но и в других городах. В них также хоронили отверженных, которых считали недостойными кладбища. Воров, разбойников, казненных, как и самоубийц, хоронили в поле или в лесу.

Убогий дом.

Убогим домом, убожницей или богадельней, называли приют для калек, а также скудельню, куда свозили тела погибших странников, утопленников, убитых в дороге. Трупы клали в общую могилу, совершая молитву над ней в Дмитриеву субботу (последнюю субботу перед Масленицей).

В конце XVI века в зимнее время славяне не хоронили покойников, а ставили их в доме, выстроенном в предместье или за городом, который называли Божедом, или Божий дом. Там трупы накладывались друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становились твердыми, как камень. Весной, когда лед растает, родственники покойника предавали его тело земле.

Похороны.

Могила.

Копальщики, вырыв могилу, уже не отходили от нее, стерегли «от бесов». Даже зимой жгли костер и ждали, когда подойдет процессия. Иногда в могилу клали крестом деревяшки, чтобы бес не прикоснулся к гробу.

что раздают на 40 дней после смерти

Могилы на кладбищах располагали так, чтобы покойный «смотрел» на восток.т.е. лежал ногами к востоку. Крест ставили в ноги.

Погребение.

Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего».

Внутри могилы кадили. Затем закрывали гроб, у православных заколачивали гвоздями, у старообрядцев часто перевязывали ветками черемухи или лыковыми веревками. Гроб опускали в могилу на полотенцах или веревках. В прошлом веке повсеместно клали на дно могилы полешки и на них ставили гроб. В начале этого века появился обычай делать над гробом настил из досок, «полати», а потом уже засыпать землей.

Также в могилу вместе с гробом опускались церковные свечи, горевшие во время отпевания.Жена или близкий родственник должны были плакать и причитать; а плакальщицы всем хором тоже вторить, причитая. Священник вкладывал в руки покойного отпустительную грамоту.

Близкие и родственники в последний раз целовали умершего, провожающие бросали в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом».

schitat-40-dnej-3

Кое-где бросали в могилу мелкие деньги якобы для того, чтобы выкупить место на кладбище для умершего. Либо для того, чтобы умерший мог купить себе место на том свете.

Многие ритуалы погребения умершего сохранились и поныне. До сих пор порой в могилу бросают «слезовой» платочек. После того как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре — цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.

Угощение.

Раньше после опущения гроба в могилу все целовали образа, потом ели кутью, непременно каждый в три приема, начиная с близких родственников.

Сейчас после опущения гроба в могилу тоже следует угощение кладбищенских рабочих-копателей, краткая поминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших).

Милостыня.

Помимо тайной милостыни, существовала открытая милостыня — «в знак памяти» — раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего.

Существовал обычай подавать в день похорон милостыню «через гроб». Когда приходили прощаться в дом, то каждому подавали что-нибудь из одежды. Так, если умирала женщина, раздавали сорок подшальников или куски материи на «запон» (фартук); если умирал мужчина — носовые платки и куски материи на рубашку. Если хоронили девушку, раздавали всем ее подругам ситцевые головные платки.

Обязательно подавали обмывальщикам. В некоторых деревнях, например, обмывальщице отдавали «через гроб» курицу. У коми-пермяков милостыню «через гроб» получали все, кто каким-либо образом участвовал в похоронах и соприкасался с покойным. Те, кто молился и отпевал покойного, получали деньги; тем, кто нес гроб, отдавали полотенца, полотенца же отдавали копальщикам;

обмывальщикам дарили одежду умершего, причем на поминки им полагалось прийти в этой одежде.Участвующим в похоронной процессии раздавали специально выпеченный хлеб, лепешки, пряники, детям — конфеты.Набор предметов, составляющих милостыню для первого встречного, был самый разнообразный: хлеб, нитки, иголка, иногда деньги, кружка, ложка.

Сейчас, помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, обычно раздают на похоронах некоторым близким платки. Платки эти полагается бережно хранить.

Меры предосторожности. Пока происходили похороны, оставшиеся дома родственники, а иногда и соседи топили баню. Вернувшись с кладбища, люди сначала шли в баню, переодевались и только после этого садились за стол.

Чтобы не бояться потом покойного, у него ощупывали ноги или пятки; приносили домой с могилы немного земли; придя с похорон, открывали заслонку печи и смотрели в печь. По этой же причине в некоторых деревнях вдовы или другие родственники старались перепрыгнуть через уже засыпанную могилу.

2bc9030cc57d6975addee96d948ee763

Существовал и такой древний обычай, как разбрасывание похоронной процессией еловых или пихтовых веток. Так в старину старались завалить дорожку покойнику, чтобы не приходил, не тревожил. А также ставили тяжелые надгробия на могилы — тоже для того, чтобы мертвецы не смогли выбраться наружу.

Погребение царей.

Царское погребение совершалось через шесть недель после смерти, и тело ставилось в домовой церкви в гроб. Крестовые дьяки денно и нощно читали над ним псалтырь и попеременно дневали над усопшим бояре, окольничные, стольники. Между тем по всему государству посылались гонцы, которые во все монастыри и церкви возили деньги для служения панихид, в праздники при служении панихиды ставили кутью. Эти панихиды служились в течение шести недель ежедневно, исключая воскресенье.

В сороковой день кончины совершалось погребение царственной особы. Отовсюду стекались в Москву духовные власти, архимандриты и игумены.

В погребальной процессии впереди шло духовенство, архиереи и патриархи шли сзади духовенства, за духовными следовали светские сановники, бояре и окольничьи, за ними — царское семейство, а за ним боярыни.

Множество народа толпилось за гробом, без чинов и различного достоинства. Прощания перед опусканием в могилу не было.Опустив тело в могилу, гроб не засыпали землей, а закрывали каменной доской. Пышность и издержки на погребение соразмерялись со значением усопшей особы. Так, погребение царя производилось великолепнее, чем царевичей, а погребение царевичей — великолепнее погребения царевен.

Поминки 40 дней, порядок проведения

На сороковые сутки дух умершего возвращается домой на сутки и после этого навсегда покидает землю. Предания говорят, что если дух не застанет поминок по себе, то будет всю вечность мучиться, поэтому обязательно в этот день стоит накрыть стол и собраться, чтобы вспомнить умершего, но сделать это надо правильно.

Можно представить все это в виде списка-рекомендации:

  1. Молиться: в этот день, все 40 суток и в дальнейшем вспоминать усопшего;
  2. Привезти священника на могилу для совершения службы или заказать молебен в храме;
  3. Заказывая панихиду, необходимо отказаться от какого-либо своего греха, для собственной пользы и для утешения души покойного;
  4. Совершить пожертвование в храм;
  5. Собрать за общим столом всех, кто является близкими покойному и православными христианами;
  6. Приготовить специальные блюда;
  7. Не пить алкоголь;
  8. Не петь песни.

Поминки — это не гуляние и не праздник, это момент скорби и прошения. Крайне неуместно пить алкогольные напитки в это время, петь песни или слушать музыку. Они проходят в течение 1-2 часов, когда верующие вспоминают ушедшего и молятся о нем.

Поэтому важно, чтобы на обеде были только христиане, которые смогут разделить это время скорби с семьей и поддержать их духовно.

Что готовить

9090

Трапеза простая, тем более, если идет общецерковный пост. Даже если поста нет, то следует избегать мясной пищи и ни в коем случае не жертвовать ее в храм.

Обед можно устраивать как дома, так и в кафе. Если же умерший был постоянным прихожанином, священник может разрешить провести поминовение в церковном доме после окончания панихиды. Обед является продолжением обряда богослужения, поэтому проходить он должен достойно.

Существует ряд блюд, которые с давних времен готовились на подобные обеды. Они отличаются простой и сытностью.

Обязательным блюдом считается кутья, которую готовят в большой кастрюле, и рыба, которую можно подавать в любом виде. Не приветствуется на столах мясо в печеном виде или жареном. Делать трапезу надо максимально постной, чтобы принести пользу не только духу, но и телу.

Кроме кутьи и рыбы, на стол можно поставить:

  • блины сдобные;
  • рыбные бутерброды (со шпротами или селедкой);
  • овощные салаты: из свеклы с чесноком, винегрет, селедку под шубой, оливье;
  • котлеты: обычные мясные или с начинкой из грибов и сыра;
  • фаршированный рисом и мясо перец;
  • заливное из рыбы;
  • постные голубцы (начинка из овощей и грибов с рисом);
  • печеная рыба;
  • пироги: рыбные, капустные, рисовые, грибные, картофельные или сладкие (шарлотка).

Также есть ряд напитков, которые должны быть на поминальном столе:

  • квас;
  • лимонады;
  • сбитень;
  • морс и сок;
  • кисель: можно варить как из ягод, так и из овсяной крупы.
Важно! Обязательно надо помнить о том, что церковь запрещает распивать алкогольные напитки на подобных мероприятиях, как и оставлять водку на могиле покойного. Во время обеда вспоминают умершего, а вместе с ним и прочих усопших родственников и близких.

Поминальная речь

На подобных трапезах обязательно надо произнести речь, по окончании которой усопшего все должны почтить минутой молчания.

Лучше всего, если будет распорядитель, кто-то приближенный к семье, но контролирующий свои эмоции и сохраняющий трезвость рассудка. В его обязанности будет входить не только контроль за приготовлением к встрече (контроль за персоналом, если мероприятие будет в кафе), но и предоставление слова родным.

Обычно каждый из семьи старается сказать что-либо об усопшем. И распорядитель контролирует время слова и очередность (первыми должны быть близкие родственники — супруг, родители или дети и т.д.

Скорбь вполне ожидаема на таком мероприятии, поэтому распорядитель должен подготовиться и вовремя отвлекать внимание от заплакавшего человека на себя. Стоит помнить, что человек не умер навсегда, но перешел в лучшую жизнь и этот факт можно напоминать в особенно скорбные моменты.

Важно! Если на трапезу позвали батюшку, то он обязательно должен отслужить молебен и сказать проповедь. Если же воспоминание проходит в малом кругу, то все собравшиеся должны помолиться о умершем и, по возможности, прочитать самостоятельно панихиду или молебен. В это время рекомендуется зажечь церковные свечи.

О чем говорить в такой речи? Человека вдруг не стало и будет уместно вспомнить каким он был, его добрые дела и отличительные качества. Не стоит вспоминать обиды и распри, если они оставили обиду в сердце, это лучшее время, чтобы сказать о прощении. Вспоминать человека необходимо только с хорошей стороны, описать какие-то совместные дела, вспомнить веселый случай или особенно трогательный.

Поминальная речь — это речь грустная, но не тоскливая. Человек не перестал существовать, просто теперь он в другом виде и мире.

Кого не поминают

Существует категория людей, которых Церковь не поминает и не служит по ним панихиды:

  • самоубийц;
  • умерших в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Важно! Если человек самостоятельно принял решение пренебречь главным Божьим даром — жизнью, то Церковь не вправе его поминать как верующего. За таких людей можно молиться в личном порядке и творить милостыню в память о них, но молебны по ним не служат.

Обычно возникают вопросы, служит ли церковь молебны об умерших младенцах, и на него отвечает правящий архиерей: молиться за малыша обязательно следует, независимо от возраста или причины смерти. Считается, что Господь, забирая детей, оберегает их от тяжелой судьбы во взрослом возрасте.

Родителям крайне важно со смирением принять Его волю и молиться за свое чадо.

Душа человека на сороковой день обратно возвращается домой и находится там, около суток, а  после проведения поминания уходит оттуда навсегда. Поэтому верующие люди считают, что если не организовать «проводы», то дух умершего родственника будет мучиться вечно, оттого и уделяется особое внимание тому, как провести 40 дней поминки.

Давайте же разберемся что необходимо знать для того чтобы провести поминки.

  • Следует отметить, что первым, что необходимо будет сделать так это молиться, но не только в день поминания, но также и в предыдущие, таким образом, вы сможете облегчить участь своему покойному родственнику, уговаривая тем самым Высшие силы изменить свое решение, в лучшую сторону проявив милосердие.
  • Во имя спасения духа можно также вместе с молебенью отказаться заодно и от какого-то одного своего греха, к примеру, если вы употребляете алкоголь или курите, то можно для пользы души хотя бы на определенное время отказаться от пагубного пристрастья. И даже такое простое отречение от просмотра телевизионных передач ради молитвенного обращения станет огромной радостью и немалым утешением для умершего.
  • Еще одной немаловажной деталью является само проведение поминания. Те, кто соберется за столом в день поминок, обязательно должны быть православными верующими людьми, ведь те, кто не верует в Господа, не способны будут помочь душе одним своим присутствием.
  • Также не нужно воспринимать поминки на сорок дней как способ повидаться со своими родственниками и друзьями, так как это далеко не обычное застолье или светский прием;
  • Церковь запрещает на поминальном обеде петь песни, веселиться и употреблять алкоголь, да и человек сам должен понимать, что поминки совсем не сочетаются с плясками и весельем.

Траур.

Члены семьи умершего должны были носить траурную одежду — синее или черное платье, и непременно ветхое, а не новое. Во время траура стыдно было ходить опрятным, как будто это было неуважение к памяти покойного. Мужчины надевают темный костюм только для участия в погребальном ритуале, а в последующем не соблюдают внешних признаков траура.

В течение траура вдова не должна была выходить замуж, вдовец — жениться, а взрослые дети — вступать в брак. Вдовцу хороший тон предписывал носить траур наполовину более короткий срок, чем вдове. У него траур продолжался полгода, после чего овдовевший мужчина мог жениться, и никто не осуждал его в этом случае.

Траур предполагал также отказ от развлечений, плясок, песен. Он длился от шести недель до года, «тужение» по случаю потери кормильца хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам.

И сейчас соблюдают траур: носят темное платье, черный платок до 40 дней, часто посещают кладбище, не участвуют в развлечениях и светских праздниках и т.п.

Год и более носят темные платья матери, потерявшие взрослых, безвременно погибших детей. До одного года иногда соблюдают траур также и вдовы.

Траур по родителям было принято носить в течение года, а именно: полгода — глубокий, три месяца — обыкновенный и три месяца — полутраур. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели.

По бабушке и дедушке траур носился всего полгода: три месяца — глубокий и три — полутраур. По дяде и тетушке — три месяца, по брату и сестре — шесть месяцев.

Что готовят на поминки 40 дней

На поминальный день можно приготовить следующие разновидности блюд:

  • Кутья и сдобные блинчики (являются обязательным угощеньем на поминках);
  • Закуска с баклажаном, чесноком и помидором;
  • Бутерброды с рыбой (лучше всего пойдут шпроты);
  • Свекольный салат с чесноком;
  • Различные овощные салаты;
  • Оливье или винегрет с сельдью;
  • Крабовый салат с капустой;
  • Запеченные котлеты с сыром и грибочками;
  • Фаршированный перец;
  • Рыбный студень;
  • Постные овощные голубцы с грибами;
  • Рыба с овощами и запеченная под майонезом;
  • Пироги с капустой, рыбой, рисом и грибами, картофелем, яблоками;
  • Из напитков отлично подойдет: кисель (клюквенный, яблочный, овсяный, малиновый, смородиновый, вишневый, сливовый), морс, квас на хлебе, сбитень и лимонад.

Дни поминовения.

Для поминовения умерших церковью установлены специальные дни.

Это Дмитровская суббота, последняя суббота перед Масленицей, вторник на Фоминой неделе (радуница, или радоница), суббота перед Троицыным днем (родительская суббота), Троицын день.

У коми-пермяков общие поминки устраивались также в Петров день (12 июля), накануне Покрова (14 октября) и осенней Казанской (4 ноября).

Во многих районах России принято было ходить на кладбище также и на Пасху.

Поминальным днем всегда считался и Семик — четверг перед Троицыным днем.

Поминки 40 дней: что раздают людям

В традициях православных христиан на сороковой день обязательно необходимо перебрать и раздать вещи умершего тем людям кто в них нуждается, и при этом попросить их помолиться за дух погибшего.

Проведение подобного ритуала можно считать добрым деянием, которое в дальнейшем зачтется при принятии решения об участи души.

Родные могут оставить себе только те вещи, которые больше всего ценны как память об умершем, некоторые же могут при желание взять друзья и родственники, а то что из вещей будет без надобности лучше всего отнести в храм, но ни в коем случае не выкидывать их.

Поминальная трапеза.

Вместе с молитвами об усопших отправлялись поминальные обеды. Таких было по желанию родственников и семейных не менее двух и не более четырех: в 3-й, 9-й и 12-й и, наконец, очистительный в 40-й день, или сорочины; в этот же день снимался траур.

Поминальный обед начинался с молитвы. Если народу на поминках было много и ставили несколько столов, то за первый, «главный», стол сажали тех, кто молился на кладбище, обмывальщиков, копальщиков и самых близких родственников. Сначала все должны были попробовать кутью, приготовленную из пшеницы с медом, позднее ее стали готовить из риса. Кутью нужно было взять ложкой три раза.

У нестарообрядцев соблюдалась церемония подачи блюд за обедом: одно блюдо подавали за другим. Из одной чашки ели несколько человек. Ели деревянными (чаще всего кленовыми) ложками. Вилками и ножами за поминальным столом не полагалось пользоваться, а пирог разламывали руками.

По окончании поминального обеда на «сорочины» каждый обедавший уносил с собой ложку, которой ел. В этот день хозяева старались накормить 40 человек и раздать 40 ложек.

Сервировка современного поминального обеда должна быть строгой, сдержанной. Скатерть — чисто-белая. Желательно белые цветы — астры, гладиолусы, хризантемы, каллы. Нужно обозначить место, где любил сидеть покойный, поставить здесь его прибор, рюмку водки на тарелочке. На эта место никто из присутствующих не садится.

Обстановка поминок должна быть сдержанной. Не следует произносить длинных тостов, вспоминать анекдоты, которые любил умерший.

На поминальных обедах не следует долго засиживаться, особенно тем, кто не является своим человеком в доме покойного.

Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи.

Кутью в разных местностях готовили по-разному: из зерен пшеницы, сваренных в меду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюда употреблялась и каша (ячневая, пшенная).

Кутья.

Кутья представляет собой отваренные зерна крупы (пшеницы, риса) с медом (изюмом). Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в царстве Божием. По уставу кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Всегда подавали кутью, блины. На скоромный день, кроме этого, угощали жарким из телятины, холодцом, яичницей, оладьями с изюмом, а на постный — похлебкой из сухих грибов с постным маслом, солеными грибами. В любой день подавали сладкие «пострепеньки», сладкую шаньгу, порезанную кусками, которую ели, макая в мед.

В дни поминовения умерших в XIX веке пекли лесенку — продолговатый открытый пирог, разделенный, подобно лестнице, перекладинами из теста, между которыми клали сладкую начинку Лесенку брали в церковь на панихиду по умершему, а потом оставляли церковному причту либо относили на могилу.

И сейчас, по традиции, на поминки обычно печется рыбный пирог а также сладкий открытый пирог с перекладинами из теста и без них — сладкая шаньга.

Во всех случаях напоследок подается очень густой овсяный или ржаной кисель, который раньше ели с медом. Считалось, что киселем «торили дорогу покойному».

Не принято было подавать на поминки картофель и чай. Блины в день похорон, на «третины», не пекли.

По последовательности подачи блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое — похлебка, щи, лапша, суп. Второе — каша, иногда жареный картофель. Закуски — рыба, студень, а также к столу подавались овсяный кисель и мед.о постные блюда, в скоромные дни в состав блюд традиционно входили мясные щи и куриная лапша. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то церковь рекомендует перенести поминки на ближайшую субботу или воскресенье.

Поминальный обед в любом случае не должен быть обильным: минимум холодных закусок и что-нибудь из вторых горячих блюд. Десерт очень легкий, торт здесь неуместен. Также неуместно и шампанское.

Спиртные напитки.

Вино или водка на поминках употреблялись, но не везде. Староверы на поминках водку не подавали, разрешалось пить только квас (в старину в старообрядческих деревнях не разрешалось готовить на поминки мясные блюда).

Заметим, что православная церковь налагает запрет на поминание усопших вином, потому что вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.

Какую молитву читают 40 день смерти

Господь Всегда с Вами!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector