Часы и изобразительны. Чин Обедницы

ЧАС  ПЕРВЫЙ

Моли́твами  святы́х 
оте́ц  на́ших,  Го́споди  Иису́се 
Христе́,  Бо́же  наш,  поми́луй  нас. 
Ами́нь.

Сла́ва  Тебе́,  Бо́же 
наш,  сла́ва  Тебе́.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Царю́  Небе́сный, 
Уте́шителю,  Ду́ше  и́стины,  И́же 
везде́  сый  и  вся  исполня́яй, 
Сокро́вище  благи́х  и  жи́зни 
Пода́телю,  прииди́  и  всели́ся  в 
ны,  и  очи́сти  ны  от  вся́кия 
скве́рны,  и  спаси́,  Бла́же, 
ду́ши  на́ша.

Святы́й  Бо́же, 
Святы́й  Кре́пкий,  Святы́й 
Безсме́ртный,  поми́луй  нас.  (Трижды.)

Сла́ва  Отцу́  и 
Сы́ну  и  Свято́му  Ду́ху,  и 
ны́не  и  при́сно  и  во  ве́ки 
веко́в.  Ами́нь.

Пресвята́я  Тро́ице, 
поми́луй  нас;  Го́споди,  очи́сти 
грехи́  на́ша;  Влады́ко,  прости́ 
беззако́ния  на́ша;  Святы́й, 
посети́  и  исцели́  не́мощи 
на́ша,  и́мене  Твоего́  ра́ди.

О́тче  наш, 
И́же  еси́  на  Небесе́х,  да 
святи́тся  и́мя  Твое́,  да 
прии́дет  Ца́рствие  Твое́,  да 
бу́дет  во́ля  Твоя́,  я́ко  на 
Небе́си  и  на  земли́.  Хлеб  наш
 насу́щный  да́ждь  нам  днесь;  и 
оста́ви  нам  до́лги  на́ша, 
я́коже  и  мы  оставля́ем  должнико́м 
на́шим;  и  не  введи́  нас  во 
искуше́ние,  но  изба́ви  нас  от 
лука́ваго.

Прииди́те,  поклони́мся 
Царе́ви  на́шему  Бо́гу. 

Прииди́те,  поклони́мся  и 
припаде́м  Христу́,  Царе́ви  на́шему 
Бо́гу. 

Прииди́те,  поклони́мся  и 
припаде́м  Самому́  Христу́,  Царе́ви 
и  Бо́гу  на́шему. 

Свт. Афанасий Великий

Заутра предстану Ти. Великая похвала усердию — с самого ложа представать Богу и предварять солнце благодарением. Ибо так, говорит, буду взирать на Божественные и святые тайны Твои, уготованные Тобою любящим Тебя.

Толкование на псалмы.

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

Пока вокруг души нашей ночь и не восходило солнце, невозможно нам быть услышанным от Бога. Но когда душа, очистившись от незнания Бога, вознесет молитвы, став в светлости разумного и духовного дня, тогда имеет она Бога, слышащего глас ее. Потому Пророк и говорит: заутра предстану Ти, и узриши мя. Ибо если хочешь востать Богу, то не воставай ни на какое худое дело, но исполни заповеданное Моисею: Ты же стань в этом месте передо Мною (ср.: Исх. 33, 21), стань твердо, непоколебимо, неподвижно, востань к Нему верой, чтобы соделаться достойным видеть зрелища истины. Востану Ти,- говорит Пророк,- и узриши мя. Пока человек рассматривает красоту, обнаруживающуюся в вещах видимых, называется он естествоиспытателем или естествословом. А когда, простершись далее сего, востанет Самому Богу, зная уже, в какой мере все крайне прекрасно, и от красоты, во всем этом видимой, востекши к истинно прекрасному и достолюбезному, что обыкновенно бывает видимо только душам чистым, тогда, проникнув в нечто высшее естествословия, и иными называемое превышеестественным (μεταφυσυκα), может он сделаться тайнозрителем (εποπτικος). Посему говорит: «Когда востану Ти и приближусь умом к созерцанию Тебя, тогда, чрез озарение ведения, восприиму тайнозрительную деятельность».

Толкование на пророка Исаию.

Яко Бог не хотяй беззаконие, Ты еси. Надеюсь, что буду услышан Тобою, потому что не делал я ничего ненавистного Тебе. А ненавистны Тебе беззаконие, лукавство, несправедливость, ложь, зависть, коварство.

Толкование на псалмы.

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой — в небесный Иерусалим и матерь первородных. Поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. Храм Божий есть доблестное и святое состояние души, которого достишие с дерзновением говорят: Христос же, якоже Сын упокоевается в дому Своем, Егоже дом есмы мы (Евр. 3, 6). Твоим наслаждаясь человеколюбием, говорит святая и чистая душа, и Твоею охраняемая десницей, приношу Тебе непрестанное поклонение в священном храме славы Твоей; потому что, всегда храня в себе страх Твой, никак не решусь отринуть его, по упованию на Твое человеколюбие.

Толкование на псалмы.

Сердце их суетно, то есть, сердце мудрых века сего, или и еретиков; ибо не знают они слова истины. Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Умягчают они язык свой и изрыгают смертоносные учения.

Толкование на псалмы.

Да отпадут от мыслей своих. Ибо все эти умышления обратили против меня, противясь преспеянию моему по Богу. По множеству нечестия их изрини я, соделав их благочестивыми. Ибо те, которые гонят душу, творящую угодное Богу огорчают Бога, став явными богоборцами.

Толкование на псалмы.

И вселишися в них. Ибо придут и сам Он и Отец Его, и обитель у него сотворят (Ин. 14, 23).

Толкование на псалмы.

Бо́же  и  Го́споди 
сил,  и  всея́  тва́ри  Соде́телю, 
и́же  за  милосе́рдие  безприкла́дныя 
ми́лости  Твоея́  Единоро́днаго 
Сы́на  Твоего́,  Го́спода  на́шего 
Иису́са  Христа́,  низпосла́вый  на 
спасе́ние  ро́да  на́шего,  и 
честны́м  Его́  Кресто́м 
рукописа́ние  грех  на́ших  растерза́вый, 
и  победи́вый  тем  нача́ла  и 
вла́сти  тьмы;

Сам,  Влады́ко 
Человеколю́бче,  приими́  и  нас 
гре́шных  благода́рственная  сия́  и 
моле́бныя  моли́твы,  и  изба́ви  нас 
от  вся́каго  всегуби́тельнаго  и 
мра́чнаго  прегреше́ния,  и  всех 
озло́бити  нас  и́щущих,  ви́димых  и 
неви́димых  враг.  Пригвозди́  стра́ху 
Твоему́  пло́ти  на́ша,  и  не 
уклони́  серде́ц  на́ших  в 
словеса́  или́  помышле́ния 
лука́вствия;

но  любо́вию  Твое́ю 
уязви́  ду́ши  на́ша,  да  к 
Тебе́  всегда́  взира́юще,  и 
е́же  от  Тебе́  све́том 
наставля́еми,  Тебе́  непристу́пнаго  и 
присносу́щнаго  зря́ще  све́та, 
непреста́нное  Тебе́  испове́дание  и 
благодаре́ние  возсыла́ем,  Безнача́льному 
Отцу́  со  Единоро́дным  Твои́м 
Сы́ном,  и  Всесвяты́м,  и  Благи́м, 
и  Животворя́щим  Твои́м  ду́хом, 
ны́не  и  при́сно  и  во  ве́ки 
веко́в.  Ами́нь.

Влады́ко  Го́споди 
Иису́се  Христе́  Бо́же  наш, 
долготерпе́вый  о  на́ших  согреше́ниих, 
и  да́же  до  ны́нешняго  часа́ 
приведы́й  нас,  во́ньже  на 
Животворя́щем  Дре́ве  ви́ся, 
благоразу́мному  разбо́йнику  и́же  в 
рай  путесотвори́л  еси́  вход,  и 
сме́ртию  смерть  разруши́л  еси́, 
очи́сти  нас  гре́шных  и 
недосто́йных  раб  Твои́х.

Согреши́хом 
бо  и  беззако́нновахом,  и  не́смы 
досто́йни  возвести́  очеса́  на́ша 
и  воззре́ти  на  высоту́  небе́сную, 
зане́  оста́вихом  путь  пра́вды 
Твоея́,  и  ходи́хом  в  во́лях 
серде́ц  на́ших.  Но  мо́лим 
Твою́  безме́рную  бла́гость, 
пощади́  нас,  Го́споди,  по 
мно́жеству  ми́лости  Твоея́,  и 
спаси́  нас  и́мене  Твоего́ 
ра́ди  Свята́го,  я́ко  исчезо́ша 
в  суете́  дни́е  на́ша,  изми́ 
нас  из  руки́  сопроти́внаго,  и 
оста́ви  нам  грехи́  на́ша,  и 
умертви́  плотско́е  на́ше 
мудрова́ние,  да  ве́тхаго  отложи́вше 
челове́ка,  в  но́ваго  облеце́мся;

и 
Тебе́  поживе́м,  на́шему  Влады́це 
и  Благоде́телю,  и  та́ко  Твои́м 
после́дующе  повеле́нием,  в  ве́чный 
поко́й  дости́гнем,  иде́же  есть 
всех  веселя́щихся  Жили́ще,  Ты  бо 
еси  вои́стинну  и́стинное  весе́лие 
и  ра́дость  лю́бящих  Тя,  Христе́ 
Бо́же  наш,  и  Тебе́  сла́ву 
возсыла́ем,  со  Безнача́льным  Твои́м 
Отце́м,  и  Пресвяты́м  и  Благи́м 
и  Животворя́щим  Твои́м  Ду́хом, 
ны́не  и  при́сно  и  во  ве́ки 
веко́в.  Ами́нь.

Свт. Иоанн Златоуст

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

«Рано услышь голос мой». Ви­дишь ли усердие и душевное сокрушение? В начале дня, гово­рит, я совершаю это дело. Пусть выслушают это те, которые приступают к молитве после бесчисленного множества дел. Не так поступает она, но в начале дня начатки его отдает Богу. «Дабы известно было», говорит Премудрый, «что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света»(Прем. 16:28). У царя ты не допустил бы, чтобы кто-нибудь низший тебя прежде тебя поклонился ему; а здесь, когда солнце уже поклоняется Богу, ты еще спишь, уступаешь первенство твари, не предупреждаешь всех творений, созданных для тебя, и не воздаешь Ему благодарности, но, вставая и умывая лицо и руки, душу свою оставляешь нечистою. Или ты не знаешь, что как тело очищается водою, так душа молитвою? Итак, омой прежде тела душу свою. К ней пристало много пятен порока: смоем их молитвою. Если мы, таким образом, оградим уста свои, то положим доброе основание дневной деятельности. «Рано предстану пред Тобою» (έπόψομαι). Предстану тебе, говорит, не переменою места, но делами. Такой человек может быть близко к Богу; а быть близко, или далеко от Него – зависит от самого человека, – потому что Бог везде.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

«Предстану пред Тобою, и буду ожидать, ибо Ты Бог, не любящий беззакония». Другой пе­реводчик говорит: и узрю (σχοπήσω), яко Бог не хотяй беззакония ты еси. «Не любящий беззакония». Здесь пророк ука­зывает на идолов, потому что языческие боги радовались таким людям, и всякому беззаконию, и всем делам порочным. «Не любящий беззакония» не будет, говорит, любезен Тебе, не будет близок к Тебе.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие

«Нечестивые не пребудут пред очами Твоими». Здесь он показывает, что Бог ненавидит зло, и научает желающих приближаться к Нему – благоустроять себя, таким образом, потому что иначе невоз­можно быть близко к Богу. Если к человеку доброму не мо­жет быть близок тот, кто отличается от него своими нра­вами, то тем более к Богу. А что злые не могут быть близки к людям добродетельным, послушай, как говорят они о праведнике: «тяжело нам и смотреть на него»(Прем.2:15). Так Иоанн, находясь в темнице и никому не показываясь, был несносен для Иродиады, хотя эта женщина была так далека от него; и после смерти он тяготил совесть того, кто был тогда тираном. Итак, не думайте, чтобы кто-нибудь из живу­щих добродетельно терпел зло, хотя бы на него и нападали злые; терпят зло делающие зло.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». Так как в состав Церкви входили и такие люди – язычники, волшебники, убийцы, чародеи, лжецы, лице­меры, а она сказала, что Бог ненавидит и отвращается их, то, желая показать, что она не по праву и не за добрые дела свои, но по человеколюбию Божию избавилась от них и введена во внутренние покои Его, присовокупляет: «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». Чтобы кто-нибудь не сказал: как ты, сделавшая то и то, получила спасение? – она показы­вает, каким образом она получила спасение, именно, что она спасена по великому человеколюбию, по неизреченной благости Божией. Но бывают люди неизлечимо больные, которые не при­нимают и милости, как, например иудеи. Благодать и ми­лость, хотя бы благодать и милость, но и они спасают лишь же­лающих и принимающих благодать, а не упорствующих и не­желающих принять этого дара, каковы были иудеи, о которых и Павел говорил, что они, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией»(Рим.10:3). Сказав о том, что принадлежит Богу, далее она говорит и о том, что принадлежит ей.

«Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». Когда я получу благодать, говорит, тогда представлю должное и с моей стороны, принесу тебе та­кую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем», – не так, как многие из молящихся, которые в это время по­чесываются, зевают, дремлют, но, говорит, со страхом и тре­петом. Кто молится таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху

«Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба». Мне кажется, здесь он говорит и о тех, которые находятся в заблуждении, осуждая уста и сердце, как чуждые всего доброго, и о тех, которые живут порочно.

«Гортань их – открытый гроб» разумеет или то, что они склонны к убийству, или то, что они произносят мертвящие и зловонные учения. Впрочем, не погрешит и тот, кто гробом отверстым назовет уста, произносящие срамные слова, потому что это зло­воние, исходящее из гниющей души, гораздо хуже чувственного зловония. Таковы же уста корыстолюбцев, которые не произно­сят ничего здравого, а одни убийства и хищения. Итак, да не будут уста твои гробом, но пусть будут сокровищницею. Со­кровищницы весьма много отличаются от гробов тем, что последние портят то, что принимают, а первые сохраняют. Поэтому имей и ты всегда пребывающее богатство любомудрия в устах, а не зловоние какое-нибудь и гнилость. И не просто сказала: «гроб», но: «открытый гроб», чтобы лучше выразить их отвратительность. Такие слова следует скрывать; а они произ­носят их, и таким образом еще больше обнаруживают бо­лезнь свою. С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают с своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим и предлагая на все­общее позорище. Будем же, увещеваю вас, отгонять от себя таких людей. Если мертвые тела мы погребаем вне города, то тем больше нужно отгонять куда-нибудь далеко произнося­щих мертвые и срамные слова и не желающих скрывать их, потому что такие уста – зараза для целого города.

«Языком своим льстят». Вот и другой вид зла. Одни скрывают коварство в душе своей, произнося слова льстивые, а другие так злы, что сами слова помрачают своею злобою и строят козни и об­маны.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи

«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих». Заметь и здесь кротость молитвы. Не сказала: накажи; но: «осуди их» и прекрати злобу их; сделай злоухищрения их безуспеш­ными. А молиться, чтобы не преуспевали злые дела их, зна­чит – молиться об их же пользе.

«По множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя» – т.е. я нисколько не забочусь о том, что делается со мною, но скорблю о том, что касается Тебя. Подлинно, любомудрой душе свойственно – не мстить за оскорбление себя, но сильно восставать против оскорб­ления Бога. Между тем многие поступают напротив, оставляя без внимания касающееся Бога и с великою силою мстя за себя. Не таковы святые, но они сильно восставали против оскорблений, касающихся Бога, а касающиеся их самих остав­ляли без внимания.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое

«И возрадуются все уповающие на Тебя». Вот и плод молитвы: и те делаются лучшими и отстают от пророков, и другие получают великое удовольствие, видя их перемену, обращение к лучшему и успешное исправление.

«Вечно будут ликовать, и Ты будешь». Вот самая постоянная радость. Дру­гие радости бывают нисколько не лучше водных потоков, лишь только являясь и тотчас исчезая; а радость по Боге бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвы­шается от самих препятствий. Так апостолы подвергались биению, и радовались (Деян.5:40); Павел терпел скорби и ликовал, готовился умереть и призывал других к участию в своей радости: «но если я», говорил он, «и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне»(Флп. 2:17,18). Кто радуется, таким образом, с теми обитает Бог. Вот почему и она го­ворит: «вечно будут ликовать, и Ты будешь». Тоже самое вы­ражал и Христос, когда, желая показать неизменяемость этой радости, говорил; «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас»(Ин.16:22). И Павел говорит еще: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь»(1Фес.5:17,18).

«И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое». Этим только и можно хвалиться, этому только радоваться, этим только восхищаться. А кто хвалится вещами житейскими, тот нисколько не отличается от людей, веселя­щихся во сне.

Беседы на псалмы. На псалом 5.

Прп. Нил Синайский

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

Кто овладевшую умом его печаль рассеял Божественным размышлением, тому кстати будет сказать: «заутра услыши глас мой»(Пс. 5:4). Но под словом «заутра» разуметь нам должно Христово воскресение, когда наипаче услышан был человеческий род естественно вопиявший неизглаголанными воздыханиями.

Письма на разные темы. Монаху Иринею.

Блж. Феодорит Кирский

Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя

См. Толкование на Пс. 5:2

Ст. 5-7 «Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй». «Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:

«Возненавидел еси вся делающия беззаконие». «Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ее» (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.

ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие,

См. Толкование на Пс. 5:5

https://www.youtube.com/watch?v=upload

«Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие.

Ст. 10-11 «Яко несть во устех их истины;» то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.

«Сердце их суетно». Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.

«Гроб отверст гортань их». Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.

«Языки своими лщаху». «Суди им Боже». Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.

«Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я». Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.

«Яко преогорчиша Тя Господи». Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.

Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи

См. Толкование на Пс. 5:10

Ст. 12-13 И «да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них». А сие, то есть, не гибель врагов их, но Твое промышление, исполнит веселия уверовавших в Тебя, доставит им вечное наслаждение; они убедятся чрез сие, что Ты в них обитаешь, и ходишь, и делаешь их освященным храмом.

«И похвалятся о Тебе любящии имя Твое». «Яко Ты благословиши праведника Господи». Поелику Твое благословение и промышление ограждают служителей Твоих; то посвятившие себя на то, чтобы им быть любителями имени Твоего, высоко ценя Твою попечительность, поведають могущество Твое. Так говорит и блаженный Павел: «хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор.1:31).

«Яко оружием благоволения венчал еси нас». Благоволением Божественное Писание именует благую Божию волю. Таково изречение: «благоволил еси Господи землю Твою» (Пс.84:2), то есть, земле Твоей ниспослал блага; и у блаженнаго Павла сказано: «по благоволению хотения Своего» (Еф.1:5), то есть, по благому Своему изволению. Посему и здесь говорит: благое Твое изволение и великая Твоя к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем.

Евфимий Зигабен

Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя

В то утро, говорю я, т.е. (Церковь), когда взойдет для человечества Солнце правды—Христос, услышь меня; ибо тогда я буду составлена из язычников и иyдеев и стану призывать Тебя на помощь. Мало того: по причине близости к Тебе, вследствие добродетельного жития моего, я предстану к Тебе, и Ты таким образом заметишь меня еще приближающуюся к Тебе. Ибо, как сказано, очи Господни на праведныя(Псал. 33,16). В некоторых списках псалмов встречается—не узриши, а узрю, иначе говоря: сделаюсь зримою или видимою. По отношению же к самому Давиду (если бы мы стали изяснять это место исторически) заутра конечно нужно понимать в смысле утреннего времени. Ибо, как бы так говорит он: прежде чем возьмусь я рано утром за какое либо дело, я стану призывать Тебя на помощь, Боже, и проч.,—что делаем и мы сами, как только успеем подняться с ночного нашего ложа. Впрочем, я отнюдь не то хочу сказать этим, будто в другое время (кроме одного утра) молиться не должно. Благословлю, говорит пророк, Господа на всякое время(Псал. 33,2).

Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси

Ибо беззаконие любят идолы. Под беззаконием здесь разумеется вообще всякий грех.

Не приселится к Тебе (не водворится у Тебя) лукавнуяй

Боги языческие не только сами исполнены страстей, как мы узнаем об этом из сочинений языческих писателей, но они особенно благоприятствуют (по сказанию их книг), как своим близким, даже тем людям, которые ревнуют по их порочным страстям, и открывают для них свои нечистые святилища. Не таков Ты, говорит, Господи; Твоей близости и Твоего покровительства (так именно должно понимать в настоящем случай выражение: не приселится, никогда уже не удостоится человек лукавый. Ибо, как сказано, близ Господь сокрушенных сердцем(Псал. 33,19); и потом: близ боящихся Его(Псал. 84,10). Под человеком «лукавым» (лукавнуяй) разумеется здесь грешник во всем.

Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими.

В этих словах, как полагают, содержится пророчество об иудеях, которые, пока оставались верными закону Божию, обыкновенно были удостаиваемы божественного покровительства, напротив как только являлись его нарушителями, тот-час же праведно были отвергаемы Богом.

Возненавидел ecu вся делающыя беззаконие.

А это сказано о неверующих в истинного Бога язычниках, не принявших закона Божия. Здесь надобно различать противозаконника от беззаконника: противозаконник это будет тот, кто знает закон, но преступает его: беззаконник же тот, кто вовсе не получил никакого закона. Но мы нередко, смешивая эти два понятая, и противозаконника называем также беззаконником, как не соблюдающего закон. Сказав вообще о грешниках, пророк перечисляет затем в частности и те грехи, которые казались ему в свое время более существенными и главнейшими.

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой

А я, говорит Церковь о себе, по великой Твоей милости, будучи свободна от заблуждения, войду теперь в Твой, Господи, дом, который я в прежнее время неразумно старалась разрушать. Или иначе: вниду в дом Твой, удостоенная такой близости от Тебя—не за свои собственные добродетели, а только по одной Твоей милости. Дом же Божий, по мнению некоторых толкователей, есть ничто иное, как добродетельная жизнь; ибо действительно Господь почиет и обитает у тех, которые стараются следовать жизни добродетельной, как сказал Сам Спаситель в Евангелии, что Он и Отец Его придут и устроят себе жилище у такого человека (Иоан. 14, 23).

Поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем

Между тем как язычники, не страшась праведного наказания, позволяют себе безрассудно поступать в храмах своих богов, я, говорит Церковь, со всяким благоговением и в страхе паду ниц пред Тобою—и в храме твоем земном, и в храме небесном. В приложении к самому пророку, приведенные выше слова будут иметь тот смысл, что пророк, обозрев главные виды преступлений и показав всю гнусность их, обращается затем к самому себе и дает обещание пред Богом служить Ему истинно и усердно, и не как оправданный, но как помилованный; хотя в сказанных словах пророк упрекает язычников, а себя вводит в храм Божий, и что потому казалось бы должно означать нечто иное.

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно.

Они (т.е. враги), беспрестанно говорят ложь, потому что это обманщики,—и всегда они заняты бывают мыслями бесполезными и пустыми, так как вместе с тем суть и люди коварные.

Гроб отверст (раскрытый) гортань их.

Это сказано—или по причине мертвых догматов и зловонного богохульства еретиков, или же по причине вообще быстро разрушающихся, подобно мертвому трупу, их безрассудных изречений, или же наконец (скажем на основании истории) по причине гнусной надменности, какою исполнены были речи врагов Давида. А гроб, если только он закрыт, скрывает не только находящейся в нем труп, но и дурной запах, издаваемый им.

Языки своими льщаху (коварствовали).

Всякий коварный есть в тоже время и лжец, но не всякий лжец бывает человеком коварным, и злые действия человека коварного гораздо опаснее и вреднее. А против меня, говорит, враги мои действовали ложью и коварством вместе.

Суди им, Боже.

Ты, говорит, Боже,—Ты, которому ненавистны все поступающее подобным образом, как Ты сказал уже (ст. 5-7), Сам рассуди им.

Да отпадут от мыслей своих.

Иначе говоря: пусть они обманутся в своих расчетах.

По множеству нечестия их изрини (изгони) я.

За их нечеcтие говорит, изрини (т.е. прогони от себя, отвергни) их, ибо они Тебя не почитают; и я не из—за себя прошу здесь Тебя об этом, хотя и я наследие Твое, Боже. Или иначе: чем более исполняются они нечестия, тем скорее отдаляют они себя от Твоего благоволения. Нечестивым же почитается не только тот, который не чтит Бога, но и тот кто чтит Его не так как приличествует истинному Богу.

Яко преогорчиша (разогорчили) Тя, Господи.

Не столько, говорит, беспокоит меня то, что составляют они против меня, сколько скорблю я о том, что они делают против Тебя, Боже; они разогорчили Тебя своими злыми намерениями, о которых упоминали мы выше. Или иначе: они разогорчают Тебя, моего Господа, враждуя против меня, хранящего Твои повеления.

И да возвеселятся вcи уповающи на Тя.

Так в то время, когда враги Твои отвергнуты Тобою, праведники напротив исполняются радости, потому что они, на Тебя одного уповая, одерживают верх над столькими и такого рода врагами.

Во век возрадуются.

Иначе говоря: вечно и беспрестанно, получая всякий раз скорое Твое утешение.

И вселишися в них.

Успокоиваемые конечно красотою своих душ во век возрадуются. Ибо, говорит Писание, вселюся вних, и похожду, и буду им в Бога и тии будут Мне в людие (Лев. 26,12; 2 Кор. 6, 16).

И похвалятся о Тебе любящи имя Твое.

Потому что одни только они познали Бога истинного, и на сем одном утвердили свои упования. Или иначе: христианские мужи настолько любят божественное звание Христа, что по одному сему хотят быть узнаваемы, и о едином Христе хвалятся, по Апостолу: мне же, говорит, да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Ииcyca Христа (Галат. 6,14), то есть только о самом Христе распеншемся.

Лопухин А.П.

Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя:

«Рано услышь», «рано предстану пред Тобою». Выражение «заутра услыши» (слав.) поэтому означает — окажи скорее помощь. «Предстану пред Тобою», т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога.

яко Бог не хотяй беззакония ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй

«Не водворится злой» — не будешь покровительствовать и сберегать злых, дурных. Выражение взято из обычая восточного гостеприимства, когда пришедший в палатку (во «двор») пользовался защитой хозяина.

ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие,

Он просит Бога о постоянном руководстве «в правде», а нечестивых осудить за греховный характер их действий

«Не пребудут пред очами» — не будешь наблюдать, оберегать их.

Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

«Ради врагов моих», чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях

«Нет в устах их истины» — враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. 2 Цар XV:2-6); «сердце их — пагуба» — они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2 Цар XV:10); «гортань их — открытый гроб», распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.

Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи.

«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов» — осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими.

Ст. 12-13 И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников

Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя.

Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. 4 ст. ) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоя молитва
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector